: Становление феодального государства во Франции

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Все вопросы рассматривались

Генеральными Штатами раздельно по палатам. Решение выводилось простым

большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на

совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос.

Таким образом, привилегированные сословия (духовенство и дворянство) всегда

имели гарантированное большинство[11].

Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена. Этот вопрос решал

сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Вопросы

выносимые на рассмотрение Генеральных Штатов, и продолжительность их заседаний

определялась королем. Они созывались, чтобы выразить позицию сословий в связи с

объявление королем войны, переговорами о миле, заключением договоров,

обострением конфликтов с Папой Римским и так далее. Король запрашивал мнение

Генеральных Штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на

принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва

Генеральных Штатов была потребность короля в деньгах, и он обращался к

сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог,

который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году королем

Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но

если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то как и

прежде требовалось согласие Генеральных Штатов.

Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных Штатов нужного ей

решения. Однако, это не значило бесконфликтного подчинения велениям короля.

Наиболее острый конфликт между Генеральными Штатами и королевской властью

произошел в 11357 году. В момент восстания горожан в Париже и пленения

англичанами короля Иоганна. Генеральные Штаты, в работе которых главным

образом приняли участие представители третьего сословия, выдвинули программу

реформ, получившую название Великий Мартовский Ордонанс. Взамен

предоставленных королевской власти субсидий, они потребовали, чтобы сбор и

расходование денег производились самими Генеральными Штатами, которые должны

собираться три раза в год и без созыва короля. Были избраны генеральные

реформаторы, которые наделялись полномочиями контролировать деятельность

королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их

вплоть до применения смертной казни. Однако, попытка Генеральных Штатов

оставить за собой постоянные финансовые, контролирующие и законодательные

функции не имела успеха. Вскоре после подавления в 1358 году крестьянского

восстания Жакерии и Парижского восстания королевская власть отвергла все

требования, которые содержались в Великом Мартовском Ордонансе.

Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции

[12]. С точки зрения правящих кругов, Генеральные Штаты выполнили

предназначенную им роль. Начиная с XV века, Генеральные Штаты практически

перестают созываться.

Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация

политической власти в руках короля не подвергли центральные органы управления

существенной реорганизации. Важное место в системе центрального управления

занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1413 по 1497 год).

В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и

духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался

один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный

характер.

Стремясь к централизации местного управления, короля вводит новые должности

губернаторов. Они назначались в бальяжах, заменяя бальи и получая более

широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частных войн

и т.д.

В XV веке появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты,

назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Обычно они

управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV

века начал называться провинцией.

Централизация на местах затронуло и городскую жизнь. Короли часто лишали

города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права

горожан. Над городами была установлена система административной опеки.

1445 году получив возможность взимать постоянный налог (королевскую талью),

король Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным

руководством и четкой системой организации. По всему государству были

расквартированы постоянные гарнизоны, которые были призваны пресекать любые

попытки феодальной смуты.

Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле,

несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию.

Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так

называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV веке в

суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимали участие местное

дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и

лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная

власть находилась в руках короля и его администрации. Выросла роль Парижского

парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год как

раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной

знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по судебным делам любой

важности.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций, парламент в первой половине

XIV века приобретает право регистрации королевских ордонансов и других

королевских документов. С 1350 года регистрация королевских актов становится

обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих

решений могла использоваться только зарегистрированными королевскими

ордонансами.

Сословно-представительная монархия служила интересам основной массы феодалов.

Она была важным этапом на пути политического объединения страны. В этот

период власть вотчинников-сеньоров ослабла, так как основные функции

подавления крестьян перешли общегосударственным органам. Генеральные Штаты

полностью утратили былое значение в период абсолютной монархии.

Вместо Генеральных Штатов король стал созывать Совет Нотаблей. В нем заседали

высшие представители трех сословий. Формально решение Совета Нотаблей не было

обязательным для короля. Однако он был вынужден считаться с мнением знати. С

согласия нотаблей стали вводиться новые налоги, которые собирались

чиновниками короля. Появилась многочисленная армия.

По мере усиления власти королевской власти централизовалась система местного

управления.

Абсолютная монархия.

К середине XVI века почти вся территория страны находилась под властью

короля. Франция становилась самой крупной европейской державой.

Неизбежным результатом развития капиталистического уклада и начавшегося

разложения феодального сословного строя было становление абсолютизма.

Как указывал Карл Маркс, феодальное государство принимает форму абсолютной

монархии: “в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в

упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс

буржуазии, и когда ни одна из противоборствующих сторон не взяла верх”

[13].

Становление абсолютизма в XVI веке имело в целом прогрессивный характер,

поскольку королевская власть способствовала завершению территориального

объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому,

форсированному росту промышленности и торговли. Однако по мере дальнейшего

развития абсолютной монархии в XVII-XVIII веках все более проявляются и

усиливаются ее реакционные черты. Абсолютизм никогда не ставил своей целью

защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального

государства для того, чтобы спасти исчерпавший себя феодальный строй вместе с

классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит

королю и не делится им с каким-либо государственными органами. Для этого

королям необходимо преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и

католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения,

создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала

какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы

короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть

принадлежит только ему (королю) одному по принципу: “один король, один

закон”. У короля было право назначения на любую государственную и духовную

должность. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах

государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические

решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги,

выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени

осуществлялось правосудие.

При абсолютизме центральные органы власти разрослись и усложнились. В XVI

веке появляются должности секретарей, которым поручаются определенные сферы

управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии,

внутренние дела). Сохраняет свой былой вес канцлер, который становится после

короля вторым лицом в государственном управлении.

Большую роль в центральном управлении играл Генеральный контролер финансов,

при котором со временем возник большой аппарат, состоявший из 29 различных

служб и многочисленных бюро.

Государственный (большой) совет превратился в высший совещательный орган при

короле. Его дополняли специальные советы: Совет Финансов, Совет Депеш

(сообщений с мест) и т.д.[14]

Особо уполномоченными королевского правительства на местах были интенданты

юстиции, полиции и финансов. Они фактически руководили местным

административным управлением и судом.

Несмотря на усиливающуюся централизацию, судебная система оставалась

архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII века

сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь

регламентировали порядок ее осуществления.

Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых

ограничивалась, в основном, внутрицерковными делами. Существовали и

специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и т.д.

Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшие суды в преводствах

к середине XVIII века были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя

их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде,

играли Парижский парламент и судебные парламенты в других городах.

В период абсолютизма создается разветвленная полиция: в провинциях, в

городах, на крупных дорогах и т.д. в 1667 году была учреждена должность

генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать

порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились

специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия,

судебная полиция, проводившая предварительное расследование.

Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял

также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был

установлен негласная слежка за противниками короля, католической церковью, за

всеми лицами проявляющими свободомыслие.

Французский абсолютизм всегда служил для исследователей классическим образцом

этой формы правления.

Известный ученый С.Д. Сказкин определил начало появления абсолютизма во

Франции периодом правления Людовика XI, так как Генеральные Штаты перестают

собираться.

Абсолютизм классики марксизма-ленинизма и вышеупомянутый С.Д. Сказкин

определяют как “ диктатура класса феодалов”. При рассмотрении классовой

природы абсолютизма вообще и Французского абсолютизма в частности, мы

оказываемся перед необходимостью анализировать не один, а два класса “

эксплуататоров” - дворянство и буржуазия, их отношения между собой и

правительством. Еще одна причина затруднений - неясность этой государственной

формы, допускающей многие вроде бы равноценные и обоснованные истолкования, и

рождающей споры. Данная причина связана с отказом от прежней точки зрения на

абсолютизм, согласно которой одна лишь воля монарха определяла все его

действия и государственную политику. Поэтому на первый план выступает

изучение взаимоотношений самих классов, ну а государство как таковое

оказывается чаще всего выражением так называемых “управляющих классов”,

социальная сущность которых иногда совсем не исследуется.

В трудах Маркса и Энгельса проблема абсолютизма поставлена именно как

проблема классовой структуры общества:

“ Обычно государство есть продукт антагонистического противостояния классов,

и оно выражает интересы правящего, победившего класса... Однако, в виде

исключения встречаются периоды когда борющиеся классы достигают определенного

равновесия и государство получает определенную долю самостоятельности по

отношению к обоим классам. Такова абсолютная монархия во Франции, сложившаяся

в период XVII - XVIII веков, которая держала в равновесии дворянство и

буржуазию.

По мнению С.Д. Сказкина, который в своей статье “Маркс и Энгельс о

западноевропейском абсолютизме” писал, что обязательным условием

возникновения абсолютизма является разгром королевской властью городов,

уничтожение их самостоятельности и полного покорения себе. И классическим

примером абсолютизма является абсолютизм во Франции.

Отвечая коренным интересам всего дворянства, абсолютизм защищал феодальную

собственность на землю. Под его (абсолютизма) опекой продолжали оставаться

незыблемыми главные налоговые и сословные привилегии класса феодалов в целом.

Значительная часть государственных средств уходила на содержание армии и

государственного бюрократического аппарата, материальную поддержку дворян.

Дворянство являлось основной поддержкой, опорой абсолютизма, так как главная

функция государства - держать в повиновении эксплуатируемые классы - стала

особенно важной в этот период обострения антагонистической классовой борьбы,

периода крестьянских восстаний и волнений.

В первый период своего существования французская абсолютная монархия

осуществляла многие экономические и отчасти политические пожелания буржуазии

и тем самым способствовала зарождению и росту капиталистического уклада в

недрах феодального общества. Также были попытки унификации права:

пересмотрены судебные обычаи и создан ряд общефранцузских ордонансов,

королевские чиновники на местах ограничивали произвол губернаторов и других

лиц обладавших властью, которые были , преимущественно, представителями

знати, что в конечном счете значительно укрепляло центральные органы

государственной власти. И все это обеспечивало буржуазии единый

(относительно) правопорядок, необходимый ей для развития в национальном

масштабе. Ко всему сказанному интересы буржуазии учитывались во внешней

политике.

При абсолютизме король считался неограниченным монархом. Он издавал и отменял

законы , назначал и смещал чиновников и т.д. Считалось что его власть носила

надзаконный, священный характер, а король - наместник бога на земле.

Управление строилось на принципах бюрократического централизма. Народ

считался слугой короля. Людовик XIV лишил Парижский парламент даже тех

скромных прав, которыми обладал раньше. В общем, управление осуществлялось по

принципу Людовика XIV: “Государство – это Я!”.

Генеральные Штаты и Совет нотаблей уже не действовали. Для обсуждения особо

важных вопросов король созывал государственный совет. Административное

деление было весьма запутанным. Министры даже не всегда знали, где находиться

государственная граница.

Придворное дворянство жило за счет жалования от короля и с помощью аппарата

монархии эксплуатировало крестьян. Опорой самодержавия кроме дворянства и

духовенства была также крупная буржуазия, крайне заинтересованная в создании

единого государства, к единой системы права. За покровительство в торгово-

промышленной деятельности она ссужала королю деньги. В сохранении

самодержавия сильнее всех была заинтересована верхушка дворян и третьего

сословия.

После того как абсолютная монархия завершила политическое объединение, в

стране наметился некоторый экономический подъем. Однако уже в конце XVII века

– начале XVIII века абсолютизм стал тормозом общественного прогресса. Великая

французская революция конца XVIII века уничтожила абсолютистский строй.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена общественно-экономическая формация, которая

ознаменовывалась ярко выраженным антагонистическим характером отношений между

основными классами феодального общества, главную черту которого составляла

борьба между господствующим классом (феодалами) и эксплуатируемым феодально-

зависимым крестьянством.

По своей классовой сущности государство представляло собой диктатуру

господствующего класса – феодалов, типичной формой государства являлось

монархия. Характерной чертой феодального государства являлось соединение

земельной собственности и политической власти в одних руках – феодалов-

собственников земли. Феодальная же собственность носила сословный характер.

Французский феодализм как классический образец феодального государства, дает

показательные примеры того, как глубинные изменения в экономической и

политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную

смену форм феодального государства. Это заметили в своих работах такие

выдающиеся ученые и исследователи как Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Но тем не менее, становление и развитие феодального государства во Франции

оставило важный след в истории Франции, служа определенным этапом в

становлении и развитии самостоятельного французского государства на пути его

экономического и политического развития, этнического объединения в суверенное

национальное государство.

Историю становления и развития феодализма в Европе вообще, и во Франции в

частности описали и исследовали многие выдающиеся ученые, но и по сей день

актуальность не покидает эти работы. Ведь феодализм, как ступень развития

общества еще не исчерпал всех путей его изучения. Тем более в наше время, в

новых условиях жизни его изучение поможет выявить общие закономерности

развития общества, что позволит понять процессы которые происходят сейчас, в

наше время. Кропотливый исследователь всегда найдет что-нибудь новое,

особенно в таком интересном предмете как история. Ибо тот, кто не знает

своего прошлого, не достоин будущего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. К.Г. Федоров, “История государства и права зарубежных стран”, Лен. 1977

2. “Всеобщая история государства и права”, под ред. К.И. Батыра, Москва,

1993

3. З.М. Черниловский, “Всеобщая история государства и права”, Москва 1995

4. “История государства и права зарубежных стран”, том 1, под ред. П.Н.

Галанзы, Москва 1994

5. З.М. Черниловский, “Всеобщая история государства и права”, Москва

1983, изд. 2

6. “История государства и права зарубежных стран”, часть 1, под ред.

Н.А. Крашенниниковой, О.А. Жидкова, Москва 1988

7. “История государства и права зарубежных стран”, под ред. П.Н.

Галанзы, Б.С. Громакова, Москва 1980

8. Ф. Энгельс, “Происхождение семьи, частной собственности и

государства”, К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. Соч., том 21

9. “Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран”, под

ред. З.М. Черниловского, Москва 1984

10. К.Г. Федоров, “История государства и права зарубежных стран”,

Ростов-на-Дону 1994

11. А.Р. Корсунский, Образование раннефеодального государства в Западной

Европе”, Москва 1963

12. А.Р. Люблинская, “Французский абсолютизм в первой трети XVII-его века“,

Москва – Ленинград 1965

13. Н.А. Хачатурян, “Сословная монархия во Франции (XII-XV)”, Москва 1976

14. Н.А. Хачатурян, “ Возникновение Генеральных Штатов во Франции”, Москва

1976

[1] Ф. Энгельс, К. Маркс, Собрание

сочинений, т. XIX, Ф. Энгельс, “Франкский период”, стр. 287

[2] З.М. Черниловский, стр. 121

3 Всемирная История т. IV, стр. 159-160

4 Всемирная История, стр. 167

_“Всеобщая история государства и права

зарубежных стран”, под ред. К.И. Батыра, стр. 98

_ К. Маркс и Ф. Энгельс, Собрание сочинений, том 3, издание 2, страница 24.

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс, Собрание Сочинений, том 4, издание 2, страница 449

[8] “Всемирная История”, под ред. Е.М. Жукова, т. III, стр. 349

[9] “Всеобщая история государства и права

зарубежных стран”, под ред. К.И. Батыра, стр. 101

[10] “Всемирная История”, под ред. Е.М. Жукова, т. III, стр. 639

[11] “Всеобщая история государства и

права зарубежных стран”, под ред. К.И Батыра, стр. 105

[12] “Всеобщая история государства и

права зарубежных стран”, под ред. К.И Батыра, стр. 112

[13] К. Маркс и Ф. Энгельс, Собрание Сочинений, том 4, страница 306

[14] “Всеобщая история государства и

права зарубежных стран”, под ред. К.И Батыра, стр. 114

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты