: Смена политических элит в России в 80-е - 90-е гг. ХХ в.

лозунг перехода к рынку несли угрозу тоталитарной элите, подрывали устои

власти этой элиты. Этот слой существовал только для того, чтобы проводить

«установки сверху» и мог только скрыто противостоять перестройке, объявленной

Генеральным секретарем. Противоречие перестройки заключалось в том, что

«революцию сверху» должна была проводить та самая бюрократическая элита,

которая всей душой ненавидела эти преобразования и боялась их.

Новая российская элита

В результате «перестройки» некогда монолитная советская элита разделилась на

два лагеря: политическую элиту и экономическую элиту. С приходом к власти

Б.Н.Ельцина начался этап цементирования новой элиты, пришедшей на смену

старой после августа 1991 года и которую поспешили назвать демократической.

Ельцин, как правило, использует кадры, выдвинутые еще Горбачевым. Хотя приток

новых людей наверх продолжается, можно утверждать, что революционный процесс

трансформирования элиты завершился. Сложились структуры исполнительной власти

- администрация Президента России и правительство -, функционирует

Федеральное собрание, избранное демократическим путем. Суд так и не успел

сложиться в независимую ветвь власти.

Центр власти все больше смещался в сторону исполнительных органов. Начавшееся

при Горбачеве «пересаживание» - массовый переход номенклатурных кадров из

партийных органов в советские - теперь принесло свои плоды. На местном уровне

повсеместно шло формирование администраций за счет все того же источника -

старой номенклатуры. Новая пирамида сласти нарастала над старой.

Ельцинское руководство предприняло шаги по «закрытию» элиты. Первым шагом в

этом направлении стало прекращение деятельности вышедшего из под контроля

Верховного совета Российской федерации. Следующий шаг - принятие новой

Конституции, в соответствии с которой парламент состоит наполовину из

региональных глав администраций (Совет Федерации), которые только недавно

стали занимать свои посты победив на выборах, а раньше они назначались

Президентом, и лидеров партий. Министры также в 1993 году получили

депутатские мандаты, усиливая присутствие исполнительных органов внутри

представительской власти.

Региональные выборы - там, где они прошли в первом полугодии 1994 года -

продемонстрировали победу «партии начальников»: среди избранных в местные

органы власти 31% составили руководители региональных исполнительных органов,

21% - директорский корпус.

Формально сохраняя две ветви власти, Ельцинское руководство стремится все

сильнее контролировать деятельность законодательных органов, наращивая там

присутствие чиновников. Стихийная рекрутация «наверх» минимизируется.

Постепенно власть в России приобретает номенклатурные очертания. Об этом

свидетельствует также целенаправленные попытки возродить советские традиции

подбора и расстановки кадров. Утверждена «табель о рангах», то есть система

рангов и тарифных ставок для государственных чиновников. Циркуляция кадров

теперь такова: на самой верхушке пирамиды - высшие руководители, которые на

виражах политического процесса опускаются вниз. На их место поднимается

второй, а затем и третий слой старой номенклатуры. В отличие от советских

времен, уход с вершины властной пирамиды еще не означает политическую смерть.

Бывшее первое лицо довольно быстро встраивается в новую структуру с потерей

2-3 рангов. Интенсивность этого процесса в Центре и на местах различна В

центре, где политическая жизнь активнее, верхушка сменяется чаще, и,

соответственно, все более низкие слои номенклатуры поднимаются наверх.

Новая Российская элита напоминает трехслойный пирог: сверху - политики,

разделяющиеся на борющихся за власть группировки; далее - предприниматели,

финансирующие избирательные кампании, лоббистские структуры, газеты,

электронные средства массовой информации; внизу - «маленькие армии», «частные

силовые структуры», исполняющие не только функции обеспечения безопасности,

но и функции немого давления силы.

Многие задаются вопросом: а можно ли новую элиту называть демократической? Не

следует отождествлять эпитеты «посттоталитарная» и «демократическая». Во-

первых, политическая система, пришедшая на смену тоталитаризму не всегда

будет демократической, она может быть и авторитарной. Кроме того, на нынешнем

этапе политической эволюции нашего общества обнаруживается, что различия

между старой и новой элитой не так уж велики. Это обстоятельство вполне

объяснимо. И та и другая элиты состоят из людей, воспитанных в условиях

тоталитаризма, который порождал определенную ментальность, привычки и

стереотипы поведения. А из соперничества этих элит еще не вытекает их полная

противоположность: порой близкие элиты конкурируют друг с другом особенно

ожесточенно.

Многие политологи считают, что для воспитания подлинно демократической элиты

понадобятся многие годы. Политическая культура не только старой, но и в

определенной мере новой элиты отражает уровень политической культуры

тоталитарного общества, в котором политическая апатия людей легко переходит в

политический экстремизм. Польский политолог С.Вильнович отмечает, что

демократии в обществе ровно столько, сколько демократической культуры. А ее

увеличение - очень длительный процесс. Он пойдет нормально, если его

участники признают себя лишь учениками в деле демократии и не будут считать

себя демократами только потому, что они боролись с тоталитаризмом.

Известно, что в демократических (или хотя бы нетоталитарных) странах

формирование контрэлиты происходит в недрах старой социально-политической

структуры в среде оппозиции. Ситуация в России и других странах СНГ в этом

смысле очень специфична. В условиях тоталитаризма указанный процесс

деформировался, затормаживался и интенсифицировался лишь в конце

восьмидесятых годов. Новая элита частично формировалась в недрах КПСС,

частично из лидеров неформальных движений. Новая элита в отличие от старой,

неоднородна с точки зрения как политического происхождения, так и

профессиональных качеств, идеологических ориентаций.

Старая элита была закрытой элитой, элитой кабинетных интриг, не умеющей

общаться с рядовыми гражданами. Посттоталитарная элита выдвинута в

значительной степени «снизу». Однако, после того как она пришла к власти,

быстро обнаружилось, что качества, которые необходимы правящей элите, сильно

отличаются от качеств, необходимых оппозиционерам. От новой элиты требуется

не столько выступать на митингах, сколько каждодневно и квалифицированно

управлять обществом. Новая элита оказалась в большинстве случаев не готова к

этой роли. Пока новая элита вызывает в народе лишь разочарование. Дело вовсе

не в профессионализме (он - дело наживное), просто новая элита в своем

большинстве не выдержала испытания властью.

Тут возникает деликатный вопрос: а возможна ли элита без институциональных

привилегий, и если это возможно, то будет ли «дешевая» элита оптимальной?

Ведь отсутствие всяких привилегий в условиях напряженной работы может

помешать сформировать элиту из действительно лучших, талантливых управленцев

(иначе они уйдут в бизнес или в другие структуры). Высокие посты могут

потерять для них привлекательность. Не наивно ли рассчитывать на то, что

элита будет состоять целиком из подвижников, идеалистов, думающих лишь о том,

чтобы бескорыстно служить народу. Тут сталкиваются леворадикальная и

консервативная точки зрения.

Сторонники первой точки зрения исходят из того, что если элита будет обладать

привилегиями, то она будет думать не об интересах народа, а о защите этих

самых привилегий и с течением времени превратятся в группу, противостоящую

народным массам. Носители консервативных умонастроений возражают, досадливо

отмахиваясь от «назойливых» требований элитаристов. Зачем говорить только о

привилегиях элиты? Подумайте сначала об ее огромной ответственности. Ведь

если ее представители будут думать о хлебе насущном, то они с неизбежностью

будут хуже управлять обществом. В результате общество только потеряет.

Кто прав в этом споре? Многие полагают, что решение этой дилеммы - нахождение

оптимума, «золотой середины», а точнее - нахождение той тонкой грани, когда

необходимые для выполнения политических и иных функций права (пусть это будут

даже привилегии) не перерастали бы в злоупотребления, чтобы элита не

превратилась в группу, эксплуатирующую общество.

Социологический портрет элиты

Высшее

руководство

Партийная элитаПарламентск-ая элитаПравительст-воРегиона-льная элитаБизнес-элита

В

целом

При Брежневе

61,8

59,1

41,9

61

59

нет

56,6

При Горбачеве

54,0

54,9

44

56,2

52

нет

52,2

При Ельцине

53,1

нет данных

46,5

52

49

42,1

48,5

Таблица 1

Средний возраст элиты.

Из таблицы 1 видно, как помолодела элита за последние 10-15 лет. При

Горбачеве произошло выравнивание возрастов по элитным группам. Традиционные

партийно-государственные структуры помолодели. А вот относительно

демократически избранный парламент наоборот постарел. Это явление можно

объяснить как следствие искусственного его омоложения в брежневский период.

Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть

страны как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и

колхозников. Выборы в декабре 1993 года показали, что наиболее рациональный

возраст для государственной работы - 46 лет.

Высшее

руководство

Партийная элитаПарламентск-ая элитаПравительст-воРегиона-льная элитаБизнес-элита

В

целом

При Брежневе

3,9

4,3

32,8

0

0

нет

8,2

При Горбачеве

5,7

8,4

8,4

нет

данных

0

нет

5,6

При Ельцине

2,3

8,6

11,2

2,9

0

0

4,2

Таблица 2

Женщины в элите

(в процентах от численности группы по столбцу)

Доля сельчан в окружении Б.Н.Ельцина сократилась в пять раз. Даже среди

региональных руководителей - самой близкой к селу группы - доля выходцев из

сельской местности сократилась в два раза. В целом доля сельских выходцев

(таблица 3) за последние 10-15 лет сократилась в 2,5 раза. Можно сказать, что

теперь страной правит группа людей, отличающаяся совершенно другой

ментальностью от прежних лидеров хотя бы потому, что их социализация

происходила в других условиях.

Высшее

руководство

Партийная элитаПарламентск-ая элитаПравительст-воРегиона-льная элитаБизнес-элита

В

целом

При Брежневе

57,7

59,2

нет

данных

45,6

66,7

нет

57,3

При Горбачеве

48,6

48,5

55,7

нет

данных

65,6

нет

54,6

При Ельцине

12,5

22,9

нет

данных

22,9

33,8

22

22,8

Таблица 3

Выходцы из села в элите

(в процентах от численности группы по столбцу)

Высшее

руководство

Партийная элитаПарламентск-ая элитаПравительст-воРегиона-льная элитаБизнес-элита

В

целом

При Брежневе

100

92,6

51,3

100

100

нет

88,8

При Горбачеве

88,6

94,4

67,9

нет

данных

100

нет

84,1

При Ельцине

100

100

94

100

97,1

93

97,4

Таблица 4

Лица с высшим образованием в элите

(в процентах от численности группы по столбцу)

Элита была всегда одной из самых образованных групп общества. Даже в

брежневские времена, когда элита происходила из низов общества, доля тех, кто

имел высшее образование стремилась к 100% (см. таблицу 4). Резкий скачок

образовательного ценза элиты происходит при Б.Н.Ельцине. Практически во всех

субэлитных группах доля лиц с высшим образованием приближается к 100%.

Характерно, что выборы в Федеральное собрание продемонстрировали

приверженность российских избирателей к образованным людям. За период с 1989

года, когда были проведены первые демократические выборы, по 1994 наблюдалась

тенденция голосовать не за рабочих и крестьян, а за представителей

высокообразованных слоев общества.

Высшее

руководство

Партийная элитаПарламентск-ая элитаПравительст-воРегиона-льная элитаБизнес-элита

В

целом

При Брежневе

23,1

26,2

14,5

36,8

14,3

нет

23

При Горбачеве

42,9

28,6

19,3

нет

данных

25

нет

29

При Ельцине

70,5

62,9

35,4

68,6

10,2

37

48,4

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты