Реферат: Дворцы и усадьбы Каменного острова

одноэтажных домика на высоком цоколе, с лестницей, спускающейся к воде.

Домики предназначались для содержания в неволе диких зверей. Со стороны реки

стена была увенчана ажурными беседками с высокими, изящно прорисованными

луковичками куполов.

В это же время был создан последний лист Махаева "Проспект галереи и решеток

около пруда."

Реферат: Дворцы и усадьбы Каменного острова

Проспект галереи и решеток около пруда на Каменном острове.

Гравюра по рисунку М. Махаева. 1757

Судьба гравюр "каменноостровской сюиты" по рисункам Махаева отразила

беспокойную судьбу владельца Каменного острова. Более того, Бестужев-Рюмин,

один из характерных и колоритных деятелей эпохи, безусловно, хотел

использовать эти гравюры для достижения собственных политических целей.

Спешность работы над созданием "каменноостровской сюиты" объяснялась тем, что

канцлер во что бы то ни стало стремился представить перед европейскими

дворами свой остров с дворцово-парковым ансамблем. До опалы и ареста

Бестужева-Рюмина в феврале 1758 года гравюры печатались с подробными

надписями на русском и французском языках. После ареста канцлера гравюры

продолжали печатать, но прикрывая имя владельца листами бумаги. В собрании

Эрмитажа сохранилось несколько листов, где углубления от букв хорошо

просматриваются на оттисках махаевских "проспектов".

В 1762 году Бестужев-Рюмин был освобожден из-под ареста и возвращен из ссылки

воцарившейся Екатериной II ко двору. В том же году было отпечатано еще сто

гравюр с видами Каменного острова и полными надписями. Однако из всего

имущества, конфискованного следственной комиссией, именно Каменного острова

(уже взятого в казну) императрица, в сущности, не вернула бывшему канцлеру.

Видимо, публикуя граверы, Бестужев-Рюмин стремился подчеркнуть

основательность своих претензий и прав на каменноостровскую резиденцию.

Гравюры, которые продавались в Шляхетском корпусе на Васильевском острове,

должны были напомнить о том, кто истинный владелец Каменного острова.

В 1765 году ему заплатили за остров 30 000 рублей. Каменный стал

собственностью императорской фамилии. Бестужев-Рюмин выкупает все семь медных

досок у Академии наук за двести пятьдесят рублей. Дальнейшая судьба их

неизвестна. Но в 1770 году в Санкт-Петербурге снова продавались гравюры с

видами Каменного острова. Именно эта, последняя серия была эффектно

"иллюминированна": листы раскрашены акварелью.

В конце 1770-х годов в Париже стали печатать две гравюры из

"каменноостровской сюиты": "Проспект Сада." и "Амфитеатр, или галерея для

прогулок.". Они печатались с новых, небольших по размеру досок, вырезанных по

махаевским оттискам, попавшим во Францию. Художественная ценность этих

повторений невелика: очень груб и невыразителен штрих, упрощено декоративное

убранство павильонов, гравюры аляповато раскрашены. Их появление

знаменательно лишь в культурно-историческом плане, как свидетельство

неослабевающего интереса, который существовал во Франции к изображениям

Петербурга.

Работа Махаева над видами города, его окрестностей, Островов - одно из

ярчайших проявлений возросшего внимания к истории Петербурга, его

архитектуре, в середине XVIII века уже занявшей бесспорное место среди

ценностей русской и европейской культуры; в числе ее несомненных достижений -

дворцово-парковый ансамбль, созданный при Бестужеве-Рюмине на Каменном

острове.

"Усадебный период" был временем начального освоения островных территорий.

Первые постройки и небольшие сады при них словно стягиваются друг к другу,

архитектурные формы сооружений просты до непритязательности, сады - в

основном, хозяйственного назначения. Лишь во второй половине XVIII столетия

уникальные ландшафтные и архитектурные возможности Островов осознаются в

полной мере. 1750-1770-е годы - это своеобразный взрыв устроительной

деятельности; как бы по единому замыслу создается планировочная структура

Каменного и Крестовского островов, звездообразная система аллей на Каменном и

радиальная - на Крестовском словно перетекают одна в другую, дополняясь

плавными и прихотливыми очертаниями валов и прудов Елагина острова. Здания

стилистически соотнесены друг с другом, все они рассчитаны на восприятие со

стороны Малой Невки. Эффектно поставленный на каменноостровской стрелке

дворец становится одной из наивыгоднейших точек, одним из важнейших акцентов

архитектурного ансамбля.

Формированию целостной архитектурно-парковой композиции в планировке и

застройке Островов была посвящена деятельность мастеров следующих поколений.

ДВОРЦЫ

В сентябре 1765 года Екатерина II дарит Каменный остров наследнику престола

вел. Кн. Павлу Петровичу. Первые идеи о перестройке бестужевского дворца

связаны с именем русского зодчего В. Баженова, возвратившегося на родину в

1765 году после обучения во Франции.

Увенчанный всеми возможными для архитектора лаврами, Баженов рассчитывал

встретить на родине понимание и поддержку в своих градостроительных

начинаниях, формировании новой архитектурной школы, возможности скорейшего

осуществления творческих замыслов. Весной 1765 года в новом здании

петербургской Академии художеств он открывает выставку своих чертежей,

рисунков и моделей, которая произвела необыкновенное впечатление. Воспитатель

Павла Петровича С. Порошин записывает в своем дневнике: ". смотрели чертежи

нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и

вымышлены, и от всех присутствующих [.] общую похвалу получили". Состоялось

знакомство наследника престола с архитектором. В Зимнем дворце, в покоях

великого князя увлеченно обсуждаются вопросы перестройки деревянного

усадебного дома на Каменном острове. Осенью того же года отмечены совместные

поездки на остров, где "смотрели чертежи", выполненные Баженовым.

Этот эпизод позволил многим исследователям именно В. Баженова считать автором

проекта Каменноостровского дворца. Однако документов, подтверждающих такое

предположение, до сих пор обнаружить не удалось. Маловероятным представляется

использование чертежей, выполненных Баженовым в 1765 году, двенадцать лет

спустя, когда начаты были строительные работы на острове. И хотя авторский

проект, по которому был выстроен существующий ныне Каменноостровский дворец,

остается неизвестным, с большей долей вероятности можно указать как на одного

из его создателей - архитектора Ю.М. Фельтена, впрочем, никогда не

включавшего дворец в свой формулярный список авторских работ. Именно он в это

время строительство на острове Предтеченской церкви и наблюдал за постройкой

дворца.

Косвенным подтверждением авторства Фельтена может служить стилистическая

близость его усадебного дома в Ааспере, построенного им в начале 1780-х

годов.

Начало строительных работ в Каменноостровском дворце относится к весне 1776

года, когда ожидалось рождение первенца у великокняжеской четы - Павла

Петровича и Натальи Алексеевны. Именно к этому времени из конторы

строительства домов и садов при министерстве императорского двора следуют

запросы на строительные материалы: кирпич красный железный и полужелезный,

бутовую плиту, тесаный дикий камень. Сюда же для ведения работ требуют

"каменных дел мастера М. Кеза и подмастерья Ракитина". Однако строительные

работы были прерваны, и, по-видимому, надолго, разрушительным наводнением

1777 года. В это время Ю. Фельтена в качестве руководителя работ по

строительству дворца сменил Дж. Кваренги, приехавший в Россию в конце 1779

года. Выполненным им проект планировки и отделки здания был окончательно

утвержден в 1781 году.

Каменноостровский дворец - одна из первых построек Кваренги в Петербурге.

Двухэтажный корпус южным фасадом обращен к Малой Невке. Северный фасад

раскрывается к широкому парадному двору, ограниченному по сторонам

равновысокими боковыми крыльями здания. В центре фасада - высокое крыльцо с

шестиколонным тосканским портиком, завершенным фронтоном. Противоположный

фасад украшен восьмиколонным портиком, вплотную придвинутым к стене здания, и

завершен аттиком. Дворец в целом отличается великолепными пропорциями,

красотой силуэта, мастерски прорисованными деталями архитектурного декора.

Реферат: Дворцы и усадьбы Каменного острова

Вид на Каменноостровский дворец.

Гуашь В. Барта. 1806

Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с

боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой

бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством

разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы. На

месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со

скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два

полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный

аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников

древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым

летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших

кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально

устроенным с улицы входом.

Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего

персонала двора великокняжеской четы.

Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то

время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей

новой женой, вел. кн. Марией Федоровной, смотритель Каменноостровского дворца

К. И. Кюхельбекер писал им 24 октября 1782 года: "К своему приезду ваше

высочество найдет оконченными оба зала, столовую, обе маленькие комнаты

позади столовой и маленькую комнату около театра".

Тем временем, находясь в Париже, "граф и графиня Северские" (под этим

псевдонимом путешествовали наследник российского престола с великой княгиней)

через князя Н. Юсупова делают интереснейший заказ, о котором известный

французский живописец Ж. Берне писал в январе 1784 года: "Господин Робер меня

уверил, что Вы ему сказали, что в доме е. и. выc. имеется три салона, которые

должны быть украшены картинами: один зал - "пейзажи" господина Гаккерта,

другой зал - "архитектура", исполнение господина Робера и последний -

"морские виды", исполнение мое."

Три салона - это центральный двусветный Большой зал-галерея со скругленными

углами и два полукруглых зала по его сторонам. В письме Юсупову от 4 января

1785 года Робер сообщал: "Между тем я начал работать над двумя самыми

большими [картинами], из которых одна изображает пожар в городе Риме,

замеченный с галереи с колоннами, на которые падал рефлекс от огня. Другая

картина изображает самые замечательные памятники архитектуры Лангедока и

Прованса. Две другие картины, хотя они еще только начаты, но все их этюды,

все фигуры изображены с натуры и представляют собой - одна мотивы из жизни

Рима, вторая то, что мы имеем самого примечательного в архитектуре Парижа".

Особенно заботили Робера два панно, которые должны были разместиться на

скругленных углах Большого зала. "Поэтому, - писал художник Юсупову, - чтобы

не сделать ни малейшей ошибки в измерениях, я сделал копию плана [помещений

Каменноостровского дворца] в уменьшенном виде, который имею честь послать

Вам, чтобы была сделана проверка измерений на месте. Это имеет большое

значение для картин, чтобы их могли поместить, ничего не обрезая, когда они

прибудут".

Эта копия была сделана Робером с чертежа, о котором Кюхельбекер сообщал

секретарю Павла барону Л. Г. Николаи: "Я взял у господина Кваренги план

бельэтажа дома на Каменном острове, и поскольку Он был единственным, я

попросил сделать копию, которую я оставляю у себя, а оригинал с первым

курьером будет отослан Вам".

Но именно в это время планы Павла Петровича изменились, он готов

довольствоваться двумя картинами Робера, уже выполненными, а две другие,

писал он, "сделались для меня лишними, по новой перемене в украшении комнаты,

для которой я назначал их".

Тем не менее в 1785 году Робером были выполнены и отправлены в Россию все

четыре панно для Каменноостровского дворца: "Пожар Рима", "Триумфальный

мост", "Античные здания Франции" а "Античные памятники Рима". Вместе с ними

прибыла "Буря" Берне, предназначенная для "Морского салона", а также четыре

пейзажа Ф. Хаккерта, заказанные ему в 1782 году в Раме: "Вилла Мецената и

водопад в Тиволи", "Большой каскад в Тиволи", "Вид на замок в Казерте с

Бельведера", "Вид Байского залива". В конце 1790-х годов все эти полотна

оказались в Гатчинском дворце, куда были собраны многие произведения

искусства и декоративного убранства из каменноостровского дворца и других

резиденций Павла I.

Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца

произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в

великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине -

художника и архитектора В. Бренны.

Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной

резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от

Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно

новый по расположению и небольшой, в самом дворце. Там нет определенного

архитектурного стиля, одни кариатиды, поддерживающие галерею и потолок,

расписанные мною фресками так же, как это принято для убранства всех их

сколько-нибудь значительных театров. Это лишь кое-что из всего того, что я

выполнил, но я опускаю в перечислении большое количество сделанного."

Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство

сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство

интерьера.

Приведем сведения об интерьере дворцового театра из "Описи 1801 года дворца и

служебных помещений при нем": здесь находились две кирпичные печи, резные

позолоченные кронштейны, верхняя и нижняя балюстрады были обиты красным

сафьяном, по верхней располагались "фигуры алебастровые" (кариатиды). Опись

позволяет представить убранство и других помещений Каменноостровского дворца

в павловское время. В столовой, кабинете, спальне, библиотеке, комнатах для

гостей были штучные (паркетные) дубовые полы; печи - шведские на низких

ножках, из синих и красных изразцов; камины изразцовые и белого мрамора, печи

штучные белые; стены декорированы панелями с вызолоченными филенками; двери -

столярной работы с золоченой резьбой; упоминаются фонари малинового стекла.

Из других документов известно колористическое решение столовой: бледно-

желтого цвета стены, "а все возможные украшения - белые; что-либо другое

означало бы нарушить правила архитектуры. Фон фриза и фриз должны были быть

белого цвета, поскольку он самый благородный" (из письма вел. кн. Марии

Федоровны К. Кюхельбекеру 12 апреля 1785 г.). В переписке владельцев упомянут

также "рентгеновский кабинет, предназначаемый для Каменного острова", то есть

мебель работы знаменитого мастера Д. Рентгена.

В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится

новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I

предоставил Каменный остров привезенному в Петербург последнему польскому

королю Станиславу-Августу Понятовскому. Для летнего пребывания низложенного

короля Каменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь

поручено В. Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись:

".. .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это

в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как

архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове.

План этих работ он обещал царю".

Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и

Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами"

дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций

каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что

автором их был архитектор Г. П. Пильников.

В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена

перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их

декоративного убранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест

пребывания Александра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова

перед его отъездом в действующую армию.

В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были

расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев"

художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной,

спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых

тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют

собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились

поныне.

Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится

к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи

Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова),

а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов,

установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны,

известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.

Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца,

внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие

и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский

дворец принадлежит русскому классицизму. С появлением этого здания Острова

обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны

города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с

ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших

островах. Следует учитывать также, что на его создание несомненное

воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних

владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров -

архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных,

живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове,

получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде

всего, в Павловске.

Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая

перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х

годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн.

Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при

Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при

Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет

квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к

пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов. Около дворца был

устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу

"голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с

добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада -

обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны

центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.

Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной

структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к

французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.

Сравнение их раскрывает творческую лабораторию мастера. Если "Собственный

садик" отличается подчеркнутой интимностью, уютом, он расположен с южной

стороны дворца, где находились жилые комнаты, а не парадные покои владельцев,

то каменноостровский сад - торжественная увертюра к восприятию дворца со

стороны главного фасада. В Павловске - трельяжные галереи, увитые диким

виноградом, нарядные партеры, среди цветов преобладали розы, разнообразные

сорта которых присылались из Голландии, Франции, Италии. Формы сада на

Каменном острове подчинены дворцу, монументальной строгости его архитектуры.

На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье,

"маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором

Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый

дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими

их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные

клумбы.

Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот

Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки,

около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в

плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с

разделяющими их дорическими колоннами. В центре - два четырехгранных пилона с

полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены

медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки -

трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными

полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев,

вписанной в овал, этот рисунок повторялся. По изысканности композиции, а

также тонкости и изяществу прорисовки каждой детали ворота следует отнести к

лучшим образцам архитектуры малых форм конца XVIII века. В 1956 году, в связи

со строительством Каменноостровского моста и расширением проспекта, эти

ворота были демонтированы и перенесены в Павловский парк, на Привокзальную

площадь. Сохранившиеся до наших дней парадные ворота, расположенные ближе к

дворцу, на границе садового участка, вероятнее всего, построены по проекту

Кваренги.

Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с

деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на

"переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года.

Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового

мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в

саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении

Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный

характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками,

терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.

По новому проекту предполагалось расширить центральную аллею; выход на нее со

стороны дворца оформлялся в виде небольшой полукруглой в плане площадки.

Вдоль набережной Большой Невки Томон предполагал проложить широкую липовую

аллею, она пересекалась небольшим водоотводным каналом с перекинутым через

него деревянным мостиком.

Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты

регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией

ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения,

распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала

господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия,

в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная

работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма

скромное место.

На плане Томона отмечены каменные ворота - парадные, церковные в конце

главной аллеи сада и у Строгановского наплавного моста. В 1810 году,

занимаясь строительством новой каменной оранжереи - монументального здания,

расположенного вдоль набережной, которое отделило парадную часть дворцового

участка от хозяйственного двора с конюшенным корпусом и манежем, Л. Руска

проектирует "новые железные ворота". Этот проект был осуществлен. В

классическом стиле решены церковные и Строгановские ворота, открывавшие

доступ в дворцовый сад с северо-западной стороны и с набережной Большой

Невки. Сад окружала высокая металлическая решетка в виде копий, между

звеньями которой были установлены каменные столбы.

Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у

Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых

форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на

Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту

А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила

прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность

Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.

В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она

была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в

Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю.

Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I

стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в

православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские

кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла

I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с

Каменного острова перенесли в Царское Село.

Реферат: Дворцы и усадьбы Каменного острова

Вид на Каменном острове (церковь Иоанна Предтечи).

Акварель К. Кольмана. 1834

Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное

здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в

неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни,

сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.

Напротив церкви, вдоль набережной Большой Невки, был выстроен таи называемый

Инвалидный дом, предназначавшийся для военных моряков, отличившихся в

Чесменском сражении 1776 года. Автор проекта - архитектор Иван Кребер.

Большой протяженности (около 200 м длины) одноэтажное каменное здание с

высокой кровлей было лишено каких-либо украшений, если не считать изображения

мальтийского креста на торце, обращенном к церкви. Комнаты инвалидов

располагались по обеим сторонам длинного коридора с каменным полом:

обстановка здания во многом напоминала помещения лазаретов. В 1806 году

Инвалидный дом был частично перестроен по проекту А. Захарова.

Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая

хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века

располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х

годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими

полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.

С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно

стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое

положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.

Одновременно с работами Л. Руска по оформлению дворцового участка, под

руководством архитектора Г. Пильникова и садового мастера Ф. Лямина

проводится укрепление набережных, строительство новых каналов и мостов,

прокладка аллей, дополняющих и развивающих планировку парка в виде двух

взаимосвязанных звезд, аллеи-лучи которых распространились на всю территорию

острова. В течение трех лет (1811 - 1813) вдоль дорог, набережных и каналов

были высажены тысячи берез и тополей, которые создавали великолепный зеленый

убор Каменного острова, в основе своей сохранившийся до наших дней.

Принципиальное значение для дальнейшего развития каменноостровского парка

имело строительство первого постоянного моста через Малую Невку со стороны

Аптекарского острова. Семипролетная арочная деревянная конструкция была

разработана выдающимся инженером А. Бетанкуром в 1811 году. Строительные

работы завершились к 1813 году. Это было одно из интереснейших инженерных

сооружений своего времени: его строительством открывается история русского

свайного арочного мостостроения.

Возведение первого постоянного моста через Малую Невку сделало необходимым и

прокладку через остров проспекта, и - вначале - перенесение наплавного моста

от Строгановской дачи к Инвалидному дому, а затем и строительство постоянного

моста, соединяющего Каменный остров с Новой Деревней.

Проектирование магистрали, сохраняющей до наших дней название

Каменноостровский проспект, было выполнено в 1824 году архитектором Л.

Шарлеманем. Огибая плавной дугой дворцовый участок, проспект соединил берега

Малой и Большой Невок. При этом дворцовый сад был значительно увеличен за

счет включения в него изолированного до этого участка с церковью и садом при

ней, для которого Шарлемань разработал пейзажную планировку, продолжающую по

своему характеру пейзажную часть дворцового сада. Центральная аллея его была

продолжена до восточного фасада церкви.

Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси,

где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на

контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной

насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее

пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись

на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные

лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко

стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными

узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.

Перед главным входом в церковь была устроена полуциркульная площадь, по новой

границе сада установили железную решетку на невысоком каменном цоколе, с

двумя воротами. Стена служебного корпуса, продолженная до Каменноостровского

проспекта, соединялась с решеткой сада.

Таким образом, дворцовый участок оставался открытым лишь со стороны Большой

Невки, так как ранее существовавшая здесь решетка была к началу работ 1824

года демонтирована. Естественным ограждением сада оставалась липовая аллея

вдоль набережной.

По проекту Шарлеманя 1824 года вдоль восточной границы Каменноостровского

проспекта были распланированы два пейзажных участка парка. Сюда из глубинной

части острова были продолжены, пересекая проспект, березовые аллеи, в два

ряда окаймлявшие берега канала с круглым прудом. Эта сдвоенная аллея,

получившая позднее название 2-й Березовой, стала северным лучом трехлучевой

композиции аллей, ориентированных не на дворец, а на дворцовый участок.

Центральная аллея (в дальнейшем - 1-я Березовая) пересекала в центре острова

Большой канал, образуя юго-восточный луч композиции в форме звезды; в первом

десятилетии XIX века она была продолжена в южном и западном направлениях, а

Шарлемань завершил ее выходом к проспекту. Южный луч, который называли

"дорога вдоль набережной", был проложен еще при Бестужеве-Рюмине; его

следовало только продлить до проспекта, что и было сделано.

Л. Шарлемань сумел придать всей трехлучевой композиции аллей Каменного

острова завершенность, которая организовала в единое целое и планировку парка

середины XVIII века, и значительные по объему работы 1811-1813 годов. Особый

интерес представляет решение предмостной площади, созданной по его проекту

1824 года: по обе стороны проспекта были построены четыре каменных

одноэтажных флигеля. Один из них, выходивший на площадь, предназначался для

военного министра, всесильного временщика графа А. А. Аракчеева. В доме

напротив жил лейб-медик Я. В. Виллие, известный хирург и ученый, президент

Петербургской медико-хирургической академии. В двух дальних флигелях

размещались аракчеевские адъютанты и придворная аптека.

Из построек Шарлеманя на предмостной площади сохранился доныне лишь "флигель

подле оранжерей" - небольшое, квадратное в плане сооружение в стиле поздней

классики, с фронтоном, прямоугольными трехчастными окнами, между которыми

помещены сдвоенные дорические полуколонны: на них словно опираются три

арочные окна второго этажа. Компактное, но не лишенное монументальности

здание позволяет представить, как выглядел созданный в 1824 году парадный

въезд на остров с Петербургской стороны.

На протяжении полувека, с 1770-х по 1820-е годы, определились основные черты

каменноостровского ансамбля. Архитекторы и паркостроители этого времени

создали основные магистрали, аллеи, композиции посадок, открытых пространств,

водоемов Каменного острова. Дворцовый комплекс на стрелке, при всей своей

замкнутости, в этот период, безусловно, играл ведущую роль, оставаясь

доминантой ландшафтно-архитектурной композиции. С его положением, масштабами,

ориентацией на дворцовый участок каналов и аллей парка неизбежно должна была

согласовываться вся остальная застройка. В то же время парк, сравнительно

общедоступный, охвативший всю территорию острова, именно после работ первой

четверти XIX века приобретает вполне самостоятельное значение и

художественную ценность.

Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного

ансамбля. Не все из них сохранились.

Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей

гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством,

низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в

своем роде ландшафтно-архитектурное целое.

Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и

зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный

поэзией Пушкина и Блока.

Использованная литература:

1. Витязева В.А. "Невские острова", Л.: "Художник РСФСР", 1986

2. Горбачевич К., Хабло Е. "Почему так названы?", Лениздат, 1975

3. Иогансен М., Лисовский В. "Ленинград", Л.: "Искусство", 1982

4. Сукновалов А.Е. (под ред.) "Ленинград", Лениздат, 1969

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты