Реферат: Добрые люди древней Руси

на жительство). Так была создана Спасо-Бородинская женская община.

Женские религиозные общины создавали приюты, а с середины XIX века - школы

для девочек, прежде всего для дочерей священников, но также и для

крестьянских детей. Такие школы всемерно поддерживались крестьянскими

общинами. Социальное попечение, поддержка начального образования - эти

функции женских религиозных общин выходили далеко за рамки жизни православных

монастырей. Женские религиозные общины вносили вклад в реформирование

благотворительной работы православной церкви, которая в то время подвергалась

резкой критике за невнимание к социальным нуждам в лучшем случае, коррупцию -

в худшем.

Церковь как социальный институт действовала рука об руку с самодержавием и не

поощряла благотворительности в форме организованных ассоциаций, с подозрением

относясь ко всему, что напоминало католические ордены. Так, например, даже

Великой Княгине Елизавете Федоровне понадобилось личное разрешение Николая II

для образования общества сестер Марфы и Марии, не поддерживаемого вначале

Священным Синодом. Одной из самых известных общин была Крестовоздвиженская

община сестер милосердия, основанная Великой Княгиней Еленой Павловной в 1854

г., чтобы ухаживать за больными и "для других дел христианского милосердия".

В начале Крымской войны княгиня, известная как дворцовая "либералка",

обратилась к главному хирургу армии Николаю Пирогову с вопросом о возможности

участия сестер милосердия в кампании. Ее заветной идеей было развитие

профессионального образования для женщин и расширение возможностей участия

женщин в общественной жизни. Николай Пирогов горячо поддерживал идею женской

эмансипации и вложил много сил в организацию обучения сестер милосердия.

Несмотря на первоначальное сопротивление армейского начальства, сто

шестьдесят три сестры милосердия из Крестовоздвиженской общины начали

работать в полевых гоститалях и даже на самих полях сражений (эти описания

можно найти, например, в Севастопольских рассказах Льва Толстого).

Крестовоздвиженская община сестер милосердия была первой ласточкой, первым

успехом в долгой борьбе за медицинское образование для женщин, первой вехой

на пути от добровольного труда в благотворительности к профессиональной

карьере медичек.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна стали первыми из

женщин, чья благотворительность получила широкую известность. Основанные

императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент

российской системы социального призрения. Екатерина Великая первой ввела в

практику модель "просвещенной" благотворительности - благотворительности,

направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и

улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный

институт, призванный воспитывать девушек-носительниц идей Просвещения. Мария

Федоровна - энергичный администратор, напротив, выступала в традиционной роли

матери-попечительницы низших классов, особой заботой окружая девочек и вдов

[Wortman R. The Russian Impress as Mother. Цит. по 62, p. 570].

Императрицы задали тон, в соответствии с которым патронирование

благотворительных заведений стало основным общественным занятием женщин

придворного круга и жен государственных деятелей. В XIX веке София Щербатова,

Елизавета Тушкова, княгиня Голицина и Великая княгиня Елизавета Федоровна

(жены четырех сменивших друг друга московских генерал-губернаторов) основали

собственные благотворительные общества. Елизавета Федоровна, когда ее муж

погиб в 1905 г. от бомбы террориста, уже полностью отдала себя

благотворительным делам. Продав все свое имущество, она сделала крупные

пожертвования для приютов и госпиталей. Созданное ею общество сестер Марфы и

Марии действовало до 1918 г. Символом женского милосердия была княгиня Мария

Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще

благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества - от

консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не

получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с

просьбой заключить в крепость ее саму.

ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ

Уничтожение крепостничества, судебная, земская и другие реформы радикально

изменили не только экономику, но и весь уклад жизни в России. Массовая

миграция в большие города способствовала большему предложению рабочих рук,

однако спрос на них, особенно в первое десятилетие реформ, был не так велик.

В трудном положении оказались женщины из вчера еще благополучных семей. Даже

состоятельные родители заботились о том, чтобы "их дочери были подготовлены

ко всякому непредвиденному перевороту в их жизни и могли бы, в случае

надобности своим трудом добывать средства к существованию. Люди более низкого

достатка бились из последних сил, чтобы подготовить своих детей к какому-

нибудь труду". В условиях, когда самостоятельный заработок для многих стал

вопросом выживания, возможности женской занятости - как традиционной

(гувернантка, компаньонка), так и новой - были очень ограничены.

В 1871 г. высочайшим повелением женщинам запретили работать на канцелярских и

других должностях во всех правительственных и общественных учреждениях, кроме

женских заведений Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны (т.е.

благотворительных учреждений). Единственными вакансиями оставались места

учительниц начальных классов, акушерок и фельдшериц для образованных женщин,

а прислуги, кухарки, прачки - для не имеющих образования. Высшее образование

можно было получить только за границей, однако диплом не гарантировал работы:

только с 1895 г. женщины - врачи, например, приобрели право свободной

практики. Государственная служба, судебная и адвокатская карьера оставались

закрытыми. Консервативная политика правительства не только сдерживала энергию

и инициативу тысяч женщин, но и обрекала многих на нужду и лишения.

Несмотря на ограничения, женщины составляли уже около четверти занятых в

промышленном производстве в 1890-х годах и около 40% занятых - в 1910-х

годах, в текстильной промышленности - до 70%. В то же время уровень оплаты

женского труда был на 30% ниже оплаты мужского, а в некоторых отраслях

разница доходила до 60%. Не было социального страхования, льгот по

беременности и родам; работницу, отлучившуюся покормить грудного ребенка,

ждал огромный штраф. Несмотря на значительный масштаб женской занятости,

женщин официально считали "полурабочими", что позволяло не принимать никаких

мер по законодательной охране их прав и репродуктивного здоровья.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В то время, как резко усилились социальные контрасты между богатыми и

бедными, традиционная система социального попечения, во многом основанная на

родственных связях, разрушалась. "Дворянские гнезда", разбросанные по всей

стране, не могли больше служить кровом для бедных родственников, незамужних

девушек, сирот и вдов. Престарелые дворовые уже не могли рассчитывать на

жизнь "на покое" под покровительством барина.

Немногочисленные государственные благотворительные институты не справлялись с

растущей нищетой. Вообще государственная политика (как и теперь) не была

социально ориентированной, скорее, можно говорить о государственном

протекционизме развития капитализма в России, особенно в банковской сфере и в

строительстве железных дорог. Земская реформа, реформа образования облегчили

возможность создавать организации, занимающиеся образованием и здоровьем, но

не обеспечили финансирования. Так затраты на начальное образование, включая

расходы Министерства просвещения и Священного Синода, составляли 0,3%

государственного бюджета в течение 30 лет, с 1866 по 1895 годы.

В то же время реформы пробудили общественное сознание. Получили развитие идеи

"перехода от крепостного и служивого государства к государству свободному" и

формирования самостоятельной и самодеятельной личности как основы

гражданского и общественного существования. Способом такого существования

стала организация частных (не зависящих от государства) объединений граждан

по интересам. По всей стране появились многочисленные общественные

организации, занимающиеся культурными и научными вопросами.

Благотворительность занимала среди них особое место. Это была возможность

легально направить свою энергию и способности на решение социальных проблем.

Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной

гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало

органов представительной власти и избирательного права, профессиональные

союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали

подозрение. Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала

гражданскую позицию демократической интеллигенции, а поэтому часто носила

комплексный характер. Так женская благотворительность в пореформенной России

сочеталась с движением против несправедливости, борьбой за права женщин,

включая законодательные инициативы. Например, в структуру Русского женского

взаимноблаготворительного общества в начале века входили курсы по обучению и

профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для

женщин, совет по устройству общежитий, юридическая комиссия.

ЭМАНСИПАЦИЯ. ФЕМИНИСТСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

В новых условиях политика правительства, обрекшая женщин на нужду, и

консерватизм законодательства и церкви вызвали протест против

несправедливости. Возник "женский вопрос", и требование равноправия полов

стало требованием демократически настроенной интеллигенции. "Выступив на

арену общественной жизни, убедившись фактически в своем бесправии, в

пониженной оценке своего труда, выросшая за последние годы, русская женщина

не могла не направить своих сил на борьбу с этими условиями и на отстаивание

человеческих прав".

Появились первые женские союзы и общества, основным направлением деятельности

которых - благотворительность, взаимная поддержка, трудовая помощь,

просвещение. Это поприще было "и потребностью, и возможностью отдать свои

незанятые силы и взамен получить известное нравственное удовлетворение".

Поиск путей самореализации привел к благотворительности благодаря

совокупности уникальных политических, культурных и экономических факторов.

Для женщин благотворительность стала своеобразной школой феминизма, школой

лидерства и социальной ответственности на рубеже XIX-XX веков: практически

все русские феминистки так или иначе участвовали в различных инициативах,

связанных с женской взаимопомощью. "Феминистки начали с благотворительности,

реализуя таланты немногих женщин в пользу многих бедняков обоих полов...это

обеспечило рост самоуважения и лидерских качеств, признание способности

женщин участвовать в общественной жизни... Женщины оставили в прошлом

"салоны" и другие формы социальных связей, доступные дамам хорошего общества.

Благотворительность легко трансформировалась в феминизм, за короткое время

собраны вместе усилия, направленные на то, чтобы помочь женщинам жить,

учиться и работать". Впоследствии пореформенный период получил название

первого этапа женского освободительного движения - этапа женской

благотворительной деятельности.

Феминистский "триумвират" - Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна

Философова - учредил в 1859 г. Общество дешевых квартир и других пособий

нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. Его цель - обеспечить дешевым и чистым

жильем нуждающиеся семьи, особенно семьи, где не было отцов. При обществе

открылись мастерские, магазин, школа для взрослых женщин. В доме, построенном

Обществом, имелись паровое отопление, общественные кухни, прачечные - то, что

могло облегчить жизнь работающим матерям; а три этажа занимало общежитие для

неимущих женщин.

Эта же группа основала в 1863 г. Женскую издательскую артель, которая должна

была обеспечить женщин интересной квалифицированной работой (перевод,

редактирование, издание и т.п.) и в то же время выпускать "хорошее чтение для

подрастающих поколений" (включавшее "Происхождение видов" Дарвина). Эта

артель пользовалась очень хорошей репутацией. В 60-е годы возникло множество

подобных профессиональных артелей. Знаменитая "швейная" Веры Павловны из

романа "Что делать" Н.Г. Чернышевского - не только литературное изображение

движения трудовой помощи. Этот образ вдохновил демократическую молодежь на

устройство трудовых коммун, самые известные из которых были артель-прачечная

госпожи Гаршиной и Знаменская коммуна (Василий Слепцов, Александра Маркелова,

Екатерина Макулова, Мария Коптева и другие). Производственные артели

позволяли женщинам, с одной стороны, найти самостоятельный заработок, а с

другой - получить моральную и интеллектуальную поддержку, общение. "Почему

создавались артели? Потому что все всеобщие начинания русских людей того

времени считали ее [эту форму деятельности] самой справедливой, настоящей,

естественной и простой".

По типу организации к артелям примыкали Дома трудолюбия, где женщины могли

получить жилье и рабочее место переписчиц, корректоров, швей т.п. В

Петербурге на средства госпожи Мининой был открыли женский рабочий зал, где

за небольшую плату можно было пользоваться различным оборудованием. Еще одна

модель трудовой поддержки - общества взаимопомощи по профессиональному

принципу: Санкт-Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров;

Петербургское общество взаимопомощи акушерок, выдававшее ссуды временно

безработным; Петербургская артельная мастерская женских рукоделий, при

которой действовали благотворительная школа по обучению рукоделий и ссудная

касса; и даже касса взаимопомощи невест в Москве.

Такие благотворительные организации действовали на кооперативных началах,

реализуя принципы саморазвития и самопомощи. Благотворительницы не относились

к бедным как объектам филантропии, а развивали идеи трудовой помощи,

самоутверждения через профессиональную деятельность. В отчете Санкт-

Петербургского дома трудолюбия для образованных женщин отмечено:

"Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна

состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не милости, не

даровой помощи".

Более традиционный характер носили общества защиты женщин, ставившие своей

целью нравственную поддержку, "препятствие торговле белыми рабынями" -

проституции. Эти общества создавали приюты, мастерские, общежития, где могли

найти помощь безработные и одинокие матери.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О ДЕТЯХ

Дети, особенно сироты, традиционно являлись предметом заботы женских

благотворительных организаций. Образовательная реформа дала возможность

получать начальное и среднее образование не только мальчикам, но и девочкам

всех сословий. Однако государство в основном контролировало деятельность

народных школ и гимназий; деньги собирали "с миру по нитке" земства и частные

благотворители. Так на содержание Иваново-Вознесенской женской гимназии в

1885 г. потратили 390 рублей из государственной казны, тогда как взнос

городского благотворительного общества составил 6300 рублей.

Благотворительницы предлагали изменить систему народного просвещения, открыть

новые виды учебно-воспитательных учреждений, в частности, детские сады. В

1907 г. женские организации обратились в Министерство просвещения с петицией

о создании системы общественного воспитания детей, считая это "необходимым

условием демократизации общества". В то же время на собранные пожертвования

они открыли около ста народных детских садов. Благотворительницы организовали

дневные приюты для детей работниц, убежища для детей, подвергшихся жестокому

обращению. Они стали инициаторами открытия бесплатных воскресных и вечерних

школ для детей и взрослых. Первые женские воскресные школы начали работать в

1859 году в Киеве, Петербурге и других городах.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Создание системы высшего образования для женщин стало одним из главнейших

направлений женской благотворительности. После "оттепели" 1860-61 г.г.

публика получила возможность посещать университетские лекции, и в

академических залах появились первые девушки. Очень скоро они стали активными

участницами студенческих диспутов, и начальство, напуганное появлением

"революционерок в кринолинах", закрыло женщинам доступ в университетские

аудитории. Либеральная профессура выступала за доступность высшего

образования для женщин. Советы почти всех университетов России проголосовали

за право женщин стать студентками, однако Министерство просвещения запретило

им быть не только студентками, но и вольнослушательницами.

В 1869 г. после многолетних петиций феминистки получили окончательный отказ.

"Оставался один выход - частная инициатива". В 70-х годах высшие женские

курсы на общественных началах открылись в Москве, Казани, Киеве и Санкт-

Петербурге. Хотя разрешение на открытие Бестужевских курсов было получено в

1878 г., Министерство внутренних дел не утверждало его Устав в течение 11

лет. Однако в том же году Анне Философовой и Надежде Стасовой удалось

утвердить устав петербургского Общества для доставления средств Высшим

женским курсам - благотворительной организации, которая не только собирала

средства для организации учебного процесса и помощи малообеспеченным

студенткам, но и служила официальным представителем Бестужевских курсов.

Общество насчитывало около 1000 членов, собирало ежегодно около 22 тысяч

рублей членских взносов и пожертвования земств и частных лиц. На эти средства

был куплен участок земли, построены учебный корпус, лаборатории, общежитие,

столовая, собрана библиотека. Через двадцать лет имущество Бестужевских

курсов составило полтора миллиона рублей.

Женские врачебно-акушерские курсы были открыты благодаря значительному

пожертвованию Лидии Родственной-Шанявской, подготовительные Аларчинские курсы

- на средства от благотворительных концертов. Когда в 1881 г. медицинские

курсы закрыли по решению военного министра, общественные организации не

только организовали кампанию протеста, но и собрали около 70000 рублей на

возобновление их работы. Благодаря усилиям женских благотворительных

организаций к концу XIX века Россия опередила другие европейские страны по

качеству и разнообразию профессий, доступных в женском высшем образовании, по

числу практикующих женщин-врачей.

ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИСТСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным

труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы, чтобы

поддерживать себя и детей, а не только как к матерям и хозяйкам дома.

Основные направления благотворительности - трудовая помощь, взаимная

поддержка, профессиональное обучение, просветительство, поддержка высшего

образования и учащихся девушек, борьба с алкоголизмом и проституцией, опека и

защита детей.

Во Франции и Германии благотворительные организации не были так тесно связаны

с женским освободительным движением и в основном занимались обучением бедных

женщин тому, как стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать

в чистоте жилище. К началу XX века благотворительные организации России

активно включились в движение за политические права для женщин. Пионером было

Русское женское взаимноблаготворительное общество, направившее в 1905 г.

требование в кабинет министров о привлечении женщин к участию в

представительной власти. По инициативе и усилиями этого общества в 1908 г.

проведен Первый Всероссийский женский съезд.

Несмотря на ограниченность правового статуса в целом (особенно в области

семейного права), женщины в XIX веке сохраняли расширенные права в области

собственности. В России, в отличие от Западной Европы и Америки, не

действовала правовая доктрина femme couverte, согласно которой замужняя

женщина не могла владеть и распоряжаться собственностью (включая приданое) в

браке. Хотя дочери были неравны в правах наследования с сыновьями, вдовы

могли распоряжаться собственностью независимо от мнения мужчин в семье.

Блаженная Ксения, которая раздала все свое имущество бедным (XVIII),

действовала в рамках правовых норм.

Относительно широкие права женщин в области собственности определили

разнообразие ресурсов, которые привлекались для благотворительной работы. Это

были не только время, энергия и безвозмездный труд, но и частные

пожертвования женщин (деньги, земли, другое имущество); членские взносы;

пожертвования в натуральном виде (например, бумагой Женскую издательскую

артель снабжали жены фабрикантов); доход от "благотворительного

предпринимательства" (артели, магазины, мастерские); доход от лотерей (так

Общество дешевых квартир получило разрешение провести лотерею в 50 тысяч

рублей, на доходы от которой был выстроен четырехэтажный дом).

Благотворительницы привлекали средства земств и пожертвования других

благотворительных организаций, прежде всего городских. Особую статью в

бюджете составляла плата за предоставление образовательных услуг.

Успехи женской благотворительности в России завоевали международное

признание. За свою благотворительную деятельность Русское женское

взаимноблаготворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на

Всемирной выставке в Париже. Международный Женский Совет (International

Council of Women), единственная международная женская организация того

времени, избрал Анну Философову Почетным вице-президентом и предложил ей

организовать национальное отделение Совета в России. Однако царское

правительство запретило Российскому женскому взаимоблаготворительному

обществу это сделать.

Благотворительность не только стала "невидимой карьерой" для многих (Надежда

Стасова, например, была распорядительницей финансов Петербургского Общества

для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам в течение 10 лет),

но и открыла тысячам женщин дорогу к образованию и профессиональной занятости

- дорогу, которую уже не могли перекрыть различные политические

обстоятельства. Известная благотворительница графиня Панина, создавшая в

Петербурге Лиговский Народный Дом (новаторскую по типу деятельности форму

социальной и культурной поддержки) стала заместителем Министра образования во

Временном правительстве. Инесса Арманд, начавшая свою карьеру как

руководительница комиссии Московского общества по улучшению участи женщин,

после революции стала основательницей и директором Женотдела - структуры,

которой мы обязаны многими достижениями эмансипации при социализме.

Заключение

На долю XVII века выпало печальное преимущество тяжелым опытом понять и

оценить всю важность поставленного еще на Стоглавом соборе вопроса об

общественной благотворительности, как вопроса законодательства и управления,

и перенести его из круга действия личного нравственного чувства в область

общественного благоустройства...

В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который добрым примером

показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной и на

чувстве личного сострадания построить устойчивую систему благотворительных

учреждений. Это был Ф.М.Ртищев, ближний постельничий при дворе царя Алексея

Михайловича, а потом его дворецкий, т. е. министр двора. Этот человек - одно

из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной. Один из первых

насадителей научного образования в Москве XVII века, он принадлежал к числу

крупных государственных умов Алексеева времени, столь обильного крупными

умами... Много занятый по службе, пользуясь полным доверием царя и царицы и

большим уважением придворного общества, воспитатель царевича Алексея, Ртищев

поставил задачей своей частной жизни служение страждущему и нуждающемуся

человечеству... Высокое положение только расширило, как бы сказать,

пространство его человеколюбия, дав ему возможность видеть, сколько живет на

свете людей, которым надо помочь, и его сострадательное чувство не

довольствовалось помощью первому встречному страданию. С высоты

древнерусского сострадания личному, конкретному горю, вот тому или этому

несчастному человеку, Ртищев умел подняться до способности соболезновать

людскому несчастью, как общему злу, и бороться с ним, как со своим личным

бедствием...

План общественной благотворительности, составившийся в уме Ртищева, рассчитан

был на самые больные язвы тогдашней русской жизни. Прежде всего, крымские

татары в XVI и XVII в. сделали себе прибыльный промысел из разбойничьих

нападений на Русскую землю, где они тысячами и десятками тысяч забирали

пленных, которых продавали в Турцию и другие страны. Чтобы спасти и воротить

домой этих пленных, московское правительство устроило их выкуп на казенный

счет, для чего ввело особый общий налог, полоняничные деньги... Но

государственное воспособление было недостаточно. Насмотревшись во время

походов на страдания пленных, Ртищев вошел в соглашение с жившим России

купцом греком, который, ведя дела с магометанским востоком, на свой счет

выкупал много пленных христиан. Этому доброму человеку Ртищев передал капитал

в 17 тыс. рублей на наши деньги, к которому грек, принявший на себя операцию

выкупа, присоединил свой вклад, и таким образом составилась своего рода

благотворительная компания для выкупа пленных русских у Татар... Ртищев не

забывал и иноземцев, которых плен забрасывал в Россию, облегчал их тяжелое

положение своим ходатайством и милостью.

Московская немощеная улица XVII в. была очень неопрятна: среди грязи

несчастие, праздность и порок сидели, ползали и лежали рядом; нищие и калеки

вопили к прохожим о подаянии, пьяные валялись на земле. Ртищев составил

команду рассыльных, которые подбирали этот люд с улиц в особый дом,

устроенный им на свой счет, где больных лечили, а пьяных вытрезвляли и потом,

снабдив необходимым, отпускали, заменяя их новыми пациентами. Для

престарелых, слепых и других калек, страдавших неизлечимыми недугами, Ртищев

купил другой дом, тратя на их содержание свои последние доходы. Этот дом под

именем Больницы Федора Ртищева существовал и после его смерти, поддерживаемый

доброхотными даяниями. Так Ртищев образовал два типа благотворительных

заведений: амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи и

постоянное убежище-богадельню для людей, которых человеколюбие должно было

взять на свои руки до их смерти...

С осторожным и глубоко сострадательным вниманием останавливался Ртищев перед

новым родом людей, нуждавшимся в сострадательном внимании, который во времена

Иулиании только зарождался: в XVII в. сложилось крепостное состояние

крестьян... Будучи крупным землевладельцем, он однажды должен был, нуждаясь в

деньгах, продать свое село Ильинское. Сторговавшись с покупщиком, он сам

добровольно уменьшил условленную цену, но при этом подвел нового владельца к

образу и заставил его побожиться, что он не увеличит человеколюбиво

рассчитанных повинностей, какие отбывали крестьяне села в пользу прежнего

барина - необычная и немного странная форма словесного векселя, взятого на

совесть векселедателя. Поддерживая щедрыми ссудами инвентарь своих крестьян,

он больше всего боялся расстроить их хозяйство непосильными оброками и

барщинными работами и недовольно хмурил брови всякий раз, когда в отчетах

управляющих замечал приращение барского дохода...

Не осталось известий о том, нашло ли отголосок в землевладельческом обществе

отношение Ртищева к крепостным крестьянам; но его благотворительная

деятельность по-видимому не осталась без влияния на законодательство. Добрые

идеи, поддержанные добрыми проводниками и примерами, легко облекаются в плоть

и кровь своего рода, в обычаи, законы, учреждения. Нерасчетливая частная

благотворительность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала средством

питания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение

церковного приличия, в раздачу копеечек просящим вместо помощи нуждающимся.

Милостивцы, подобные Иулиании и Ртищеву, восстановляли истинное христианское

значение милостыни, источник которой - теплое сострадательное чувство, а цель

- уничтожение нужды, нищеты, страдания. В этом же направлении после Ртищева

начинает действовать и законодательство. Со времени Алексеева преемника идет

длинный ряд указов против праздного ремесленного нищенства и частной ручной

милостыни. С другой стороны, государственная власть подает руку церковной для

дружной работы над устройством благотворительных заведений. При царе Федоре

Алексеевиче произвели разборку московских нищих: действительно беспомощных

велено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям дать

работу, может быть, в задуманных тогда же рабочих домах. Предположено было

построить в Москве два 6лаготворительных заведения, больницу и богадельню для

болящих, бродящих и лежащих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не

валялись: по-видимому предполагались заведения, подобные тем, какие устроены

были Ртищевым. На церковном соборе 1681 г. царь предложил патриарху и

архиереям устроить такие же убежища для нищих и в провинциальных городах, и

собор принял предложение. Так частный почин доброго и влиятельного человека

дал прямой или косвенный толчок мысли об устройстве целой системы церковно-

государственных благотворительных заведений и не только оживил, без сомнения,

усердие доброхотных дателей к доброму делу, но и подсказал самую его

организацию, желательные и возможные формы, в которые оно должно было

облечься.

Тем ведь и дорога память этих добрых людей, что их пример в трудные минуты не

только ободряет к действию, но и учит, как действовать. Иулиания и Ртищев -

это образцы русской благотворительности. Одинаковое чувство подсказывало им

различные способы действия, сообразные с положением каждого. Одна

благотворила больше дома, в своем тесном сельском кругу; другой действовал

преимущественно на широкой столичной площади и улице. Для одной благодеяние

было выражением личного сострадания; другой хотел превратить его в

организованное общественное человеколюбие. Но, идя различными путями, оба шли

к одной цели: не теряя из вида нравственно-воспитательного значения

благотворительности, они смотрели на нее, как на непрерывную борьбу с людской

нуждой, с горем беспомощного ближнего. Они и им подобные воспитали и пронесли

этот взгляд через ряд веков, и он доселе живет в нашем обществе, деятельно

обнаруживаясь всякий раз, когда это нужно. Сколько Ульян незаметно и без шума

ведет теперь эту борьбу по захолустьям пораженных нуждой местностей! Есть,

без сомнения, и Ртищевы, и они не переведутся. По завету их жизни будут

действовать даже тогда, когда их самих забудут. Из своей исторической дали

они не перестанут светить подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь

и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жить значить

любить ближнего, т. е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и

больше не для чего жить.

Список литературы

1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1987.

2. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986

3. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (Из истории российского благотворения)//

Российский журнал социальной работы. 1995. N 1

4. Теория и методика социальной работы. ТТ.1-2. М. Союз. 1994.

5. Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995.

6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт

социальной работы. 1995.

7. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма//М.Вебер. Избранные

произведения. М. 1990.

8. Антология социальной работы. ТТ.1-3. М. Сварогъ. 1994-95.

9. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные

ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995

10. Сорвина А.С., Фирсов М.В. Учебно-методические материалы по курсу "История

социальной работы в России". М. МГСУ. 1995.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты