Реферат: Диссидентское движение и самиздат конца 60-70-х гг.
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Реферат
По курсу
истории России
на тему:
«Диссидентское движение
и «самиздат»
конца 60-70-х гг.»
Москва 2000
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение ................. ......3 стр.
2. Диссидентское движение................. 4 стр.
3.Заключение.....................19 стр.
4.Список использованной литературы......... . 20 стр.
Введение
Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления,
волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т.д. Понятие духовное развитие
очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а
светского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи,
нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие
настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и
политическое развитие страны на духовное развитие. Я бы хотела поподробнее
остановиться на проблемах, волновавших самых образованных людей той эпохи -
интеллигенцию, а точнее на тех, чьи мысли шли вразрез с общественным мнением
- диссидентах.
В 1964 г. с отставкой Н.С.Хрущева завершился процесс либерализации
общественно-политической жизни, закончились начатые им преобразования. К
власти пришел Л.И. Брежнев. Человек осторожный, консервативный, он более
всего стремился к стабильности общества, отстаивая умеренно-консервативный
путь развития в политике и идеологии. В 1966 г. на XXIII съезде партии
Л.Бнежнев формально выступил против двух крайностей, проявившихся, по его
мнению, в художественной культуре: «очернительства» и «лакировки
действительности». Появляются два вида культур – официальная и неофициальная.
Постепенно обнаружился раскол между политическими верхами страны и
значительными группами культурной общественности.
В отечественной и официальной прессе и литературе укоренилось явно
заимствованные из западных источников термины «диссидент», «диссиденты»,
которым всегда придавалось ярко выраженное негативное звучание.
По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки часто подражали
партии большевиков. «Все 50-60-е годы, - писал диссидент Владимир
Буковский,- словно грибы вырастали организации, союзы, группы и даже партии
самых различных оттенков. Встречал я партии из двух человек, из пяти, из
двенадцати. Самая маленькая партия, которую я встречал, состояла из одного
человека по фамилии Федоров и насчитывалась ПВН, что значит прямая власть
народа.
С подполья начинали многие диссиденты - например, генерал Петр Григоренко.
Тогда казалось, что возможности действовать в Советском Союзе открыто просто
нет. С середины 60-х годов диссидентское движение «вышло в свет», стало
открытым, гласным. После этого у многих диссидентов возникло стойкое
предубеждение к подполью. Его выразил П. Григоренко в названии своей книги
«В подполье можно встретить только крыс».
ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Итак, кого же в Советском Союзе и в связи с чем стали называть диссидентами?
Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который с середины 70-х
годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех
или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с
аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое
диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное
течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем
пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных,
национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было
положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого
положения всеобщей декларации прав человека ООН.
Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом
мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в
диссидентском движении было стремление к:
- гражданскому и нравственному сопротивлению;
- оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям;
- формированию и сохранению определенных общественных идеалов.
Известная правозащитница Л.Алексеева, вводя в оборот понятие "диссидентские
движения", включила в него такие формы инакомыслия, как национальные;
национально-религиозные; национально-демократические движения; движения
представителей народов за выезд на историческую родину или в родные места; за
права человека; социалистическое; за социально-экономические права.
В среде интеллигенции, откуда, в общем-то, и берет начало диссидентство,
далеко не все и не всегда понимали людей, в той или иной степени бросивших
вызов системе. В начале 1968 года писатель К.Чуковский отмечал в своем
дневнике «Мне кажется, это (выступление инакомыслящих - авт.) -
преддекабристское движение, начало жертвенных подвигов русской
интеллигенции, которые превратят русскую историю в расширяющийся кровавый
поток. Это только начало, только ручеек».
Первые годы брежневского правления (1964-1967), связанные с усилением
наступления на небольшие островки свободы, рожденные оттепелью, положили
начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного
движения. В истории правозащитного движения эти годы можно определить как
начальный этап его формирования.
Основной формой деятельности диссидентов были протесты и обращения в адрес
высшего политического руководства страны и правоохранительных органов.
Точную дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это 5
декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая
демонстрация под правозащитными лозунгами. Однако этому событию
предшествовали долгие годы борьбы демократически настроенных групп и
одиночек.
В 1965 году усилились репрессии против инакомыслящих, что было, вероятно,
результатом попыток сталинистов в новом руководстве достичь политического
перевеса.
Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий
Даниэль, опубликовавшие свои произведения за рубежом под псевдонимами Абрам
Терц и Николай Аржак.
Арест писателей был воспринят как пролог к зловещим переменам. Не только
друзья и приятели арестованных, но и незнакомые с ними люди горячо обсуждали,
какая судьба ожидает писателей.
В такой обстановке произошла первая в советское время демонстрация под
правозащитными лозунгами 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. За
несколько дней до 5 декабря (Дня Советской Конституции 1936 г.) в Московском
университете и нескольких гуманитарных институтах были разбросаны листовки с
«Гражданским обращением», отпечатанные на пишущей машинке. Автором обращения
и инициатором демонстрации был Александр Есенин-Вольпин.
Сын Сергея Есенина, математик и поэт, он дважды подвергался заключению в
психиатрические больницы: в 1949г., в 25-летнем возрасте, за «антисоветские
стихи», и уже после смерти Сталина, в 1959 г., - за то, что передал за
границу сборник стихов и свой «Свободный философский трактат».
По оценке Буковского, к памятнику Пушкина в назначенное время пришло около
200 человек. Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие
плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие
рядом не успели прочесть, что было написано на плакатах. Потом стало
известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и
Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!» Как вспоминал об этих памятных
днях сам А. С. Есенин - Вольпин, выступая на расширенном заседании кафедры
отечественной истории новейшего времени Историко-архивного института РГГУ 17
января 1994 г., именно в его руках был плакат «Уважайте Советскую
конституцию», что вызвало в свою очередь множество «недоуменных» вопросов у
официальных чинов, во время его допроса. Задержали человек 20. Задержанных
отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и
замеченные на площади в тот вечер (около 40 человек) были исключены из
институтов.
Возможно, из-за такого непривычного в советских условиях события, как
демонстрация, власти не решились организовать закрытый суд. Однако в январе
1966 года суд все-таки состоялся и приговор был жестким: Синявский и Даниэль
получили соответственно 5 и 7 лет лагерей строгого режима.
Суд над Даниэлем и Синявским показал, что власти отказались от приписывания
подследственным террористических намерений и применения смертной казни за
словесный «антисоветизм». Но власти продемонстрировали также и то, что не
намерены отказываться от практики репрессий за попытки осуществить свободу
слова.
После суда начал составляться посвященный процессу самиздатский (самиздат-
явление в политической и культурной жизни, когда неугодные властям
произведения искусства и политические идеи перепечатывались на машинке и
передавались от одного читателя к другому) сборник «Белая книга», подобный
«Белой книге» по делу И.Бродского, по процессу Даниэля и Синявского. Ее
составление взял на себя Александр Гинзбург - автор одного из первых
самиздатских журналов «Синтаксис».
За арестом писателей последовала достаточно широкая кампания писем протеста.
Стало понятно, что оттепель закончилась и перед обществом встала насущная
необходимость борьбы за свои права. Процесс по делу писателей и петиционная
кампания 1966 года провела окончательный водораздел между властью и
обществом, разделила интеллигенцию на своих и чужих. Подобное разделение в
российской истории всегда приводило, и привело на этот раз к образованию
сплоченной и организованной политической оппозиции.
Суд над писателями был всего лишь одним из признаков ресталинизации. В печати
все чаще стали появляться произведения, оправдывающие и возвеличивающие
Сталина, а антисталинские высказывания не пропускались. Усилилось давление
цензуры, ослабленное после XX съезда. Эти тревожные симптомы так же вызывали
многочисленные протесты, как индивидуальные, так и коллективные.
Особое впечатление произвело быстро распространившееся по Москве письмо 25-ти
виднейших деятелей науки и культуры Брежневу о тенденциях реабилитации
Сталина. Среди подписавших это письмо - композитор Шостакович, 13 академиков
(в том числе А.Д.Сахаров), знаменитые режиссеры, артисты, художники,
писатели, старые большевики с дореволюционным стажем. Доводы против
ресталинизации были выдержаны в духе лояльности (ресталинизация внесет разлад
в советское общество, в сознание людей, ухудшит отношения с коммунистическими
партиями Запада и т.д.), но протест против возрождения сталинизма был выражен
энергично.
В 1966 г. в обществе началось открытое противостояние между сталинистами и
антисталинистами. Если на официальном уровне все больше звучали речи,
восхвалявшие Сталина, то учебные заведения, университеты, дома ученых
приглашали для бесед и лекций писателей и публицистов, зарекомендовавших себя
антисталинистами.
Параллельно происходило массовое распространение материалов самиздата
антисталинской направленности. Наибольшую известность получили в эти
годы романы Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус». Распространялись
мемуары о лагерях и тюрьмах сталинской эпохи: «Это не должно повториться»
С.Газаряна, «Воспоминания» В.Олицкой, «Тетради для внуков» М.Байтальского и
др. Перепечатывались и переписывались «Колымские рассказы» В.Шаламова. Но
наибольшее распространение получила первая часть романа-хроники Е.Гинзбург
«Крутой маршрут». Продолжалась и петиционная кампания. Интеллигенция и
правозащитники все еще писали письма с надеждой образумить власти. Наибольшую
известность получили: письмо в ЦК КПСС 43 детей коммунистов, репрессированных
в сталинские времена (сентябрь 1967 г.) и письма Роя Медведева и Петра Якира
в журнал «Коммунист», содержавшие перечень преступлений Сталина.
Следующий период в развитии диссидентского и правозащитного движения -
1968-1975 годы - совпал с удушением "Пражской весны", приостановкой всяких
попыток преобразования политических институтов, погружением политической
жизни в состояние застоя.
В начале 1968 г. петиционная кампания продолжилась. Обращения к властям
дополнились письмами против судебной расправы с самиздатчиками: бывшим
студентом Московского историко-архивного института Юрием Галансковым,
Александром Гинзбургом, Алексеем Добровольским, Верой Дашковой. «Процесс
четырех» был непосредственно связан с делом Синявского и Даниэля: Гинзбург и
Галансков обвинялись в составлении и передаче на Запад «Белой книги о
процессе Синявского и Даниэля», Галансков, кроме того, - в составлении
самиздатского литературно-публицистического сборника «Феникс-66», а Дашкова и
Добровольский - в содействии Галанскову и Гинзбургу. По форме протесты 1968
г. повторили события двухлетней давности, но в увеличенном масштабе.
22 января состоялась демонстрация в защиту арестованных, организованная
В. Буковским, и В. Хаустовым. В демонстрации приняли участие около 30
человек. (Организаторы демонстрации были арестованы и впоследствии осуждены
на 3 года лагерей). Во время процесса над «четверкой» у здания суда
собралось около 400 человек.
Однако, как и в 1966 г. преобладающей формой протеста в 1968 г. стали письма
в советские инстанции.
Петиционная кампания также была гораздо шире, чем в 1966 г. Участвовали в
петиционной кампании представители всех слоев интеллигенции, вплоть до
самых привилегированных. «Подписантов» (так стали называть тех, кто
подписывал протесты против политических преследований) оказалось более 700.
Андрей Амальрик в своей работе «Просуществует ли Советский Союз до 1984
года?» проанализировал социальный состав подписантов. Среди них ученые
составили 45%; деятели искусств - 22%; инженеры и техники - 13%; издательские
работники, учителя, врачи, юристы - 9%; рабочие - 6%, студенты – 5.
Подписантская кампания 1968 г. не имела непосредственного успеха: Гинзбург
был осужден на 5 лет лагеря, Галансков - на 7, и в 1972 г. умер в тюрьме.
Однако петиции и многочисленные выступления затормозили процесс свертывания
демократии, не позволили сталинистам добиться полного реванша.
Весной - летом 1968 г. развивался чехословацкий кризис, вызванный попыткой
радикально-демократических преобразований социалистической системы и
закончившийся введением советских войск в Чехословакию. Наиболее известным
выступлением в защиту Чехословакии стала демонстрация 25 августа 1968 г.
на Красной площади в Москве. Лариса Богораз, Павел Литвинов, Константин
Бабицкий, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг, Вадим Делоне и Владимир
Дремлюга сели на парапет у Лобного места и развернули лозунги «Да здравствует
свободная и независимая Чехословакия!» (на чешском языке), «Позор
оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!» (по-русски).
Почти немедленно к демонстрантам бросились сотрудники КГБ в штатском,
дежурившие на Красной площади в ожидании выезда из Кремля чехословацкой
делегации.
Лозунги вырвали; несмотря на то, что никто не сопротивлялся, демонстрантов
избили и затолкали в машины. Суд состоялся в октябре. Двоих отправили в
лагерь, троих - в ссылку, одного - в психбольницу. Н.Горбаневскую, у которой
был грудной ребенок, отпустили. Об этой демонстрации узнали в СССР и во всем
мире, узнал народ Чехословакии.
Переоценка ценностей, происшедшая в советском обществе в 1968 г.,
окончательный отказ правительства от либерального курса определили новую
расстановку сил оппозиции. Выкристаллизовавшееся в ходе «подписантских»
кампаний 1966-68 гг., протестов против вторжения советских войск в
Чехословакию, правозащитное движение взяло курс на образование союзов и
ассоциаций - уже не только для воздействия на правительство, но и для защиты
своих собственных прав.
И все-таки еще об одном полюсе общественной жизни сказать следует особо,
возможно, лучше всего словами бывшего советского диссидента П.М.Литвинова.
«Думаю, всюду: в партии, в армии, даже в КГБ работали люди, которые осознавали
положение, были готовы меняться и делали к тому шажки, - вспоминает он. -
Диссиденты их делали быстрее, решительнее и кому-то подавали пример за
счет собственной жертвы. Они были одним из факторов».
В апреле 1968 г. начала работать группа, выпускавшая политический бюллетень
"Хроника текущих событий" (ХТС). Первым редактором хроники была Наталья
Горбаневская. После ее ареста в декабре 1969 г. и до 1972 - Анатолий Якобсон.
В дальнейшем редакция через каждые 2-3 года менялась, в основном из-за
арестов. Смена редакторов оставалась практически незаметной для читателей в
силу неизменности стиля изложения и отбора материалов.
Механизм поступления информации в редакцию и распространения Хроники был
предложен в ее 5 выпуске: «Каждый... легко может передать известную ему
информацию в распоряжение Хроники. Расскажите ее тому, у кого вы взяли
Хронику, а он расскажет ее тому, у кого он взял Хронику и т.д. Только не
пытайтесь пройти единолично всю цепочку, чтобы вас не приняли за стукача».
Редакция ХТС собирала сведения о нарушениях прав человека в СССР, положении
политзаключенных, арестах правозащитников, актах осуществления
гражданских прав. За несколько лет работы ХТС наладила связи между
разнородными группами правозащитного движения. Хроника была тесно связана не
только с правозащитниками, но и с различными инакомыслящими. Так,
значительное количество материалов ХТС посвящено проблемам национальных
меньшинств, национально-демократических движений в советских республиках,
прежде всего на Украине и в Литве, а также религиозным проблемам.
Пятидесятники, иеговисты и баптисты были частыми корреспондентами Хроники.
Значительной была и широта географических связей Хроники. К 1972 г. выпуски