Реферат: Диссидентское движение и самиздат конца 60-70-х гг.

Реферат: Диссидентское движение и самиздат конца 60-70-х гг.

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Реферат

По курсу

истории России

на тему:

«Диссидентское движение

и «самиздат»

конца 60-70-х гг.»

Москва 2000

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение ................. ......3 стр.

2. Диссидентское движение................. 4 стр.

3.Заключение.....................19 стр.

4.Список использованной литературы......... . 20 стр.

Введение

Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления,

волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т.д. Понятие духовное развитие

очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а

светского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи,

нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие

настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и

политическое развитие страны на духовное развитие. Я бы хотела поподробнее

остановиться на проблемах, волновавших самых образованных людей той эпохи -

интеллигенцию, а точнее на тех, чьи мысли шли вразрез с общественным мнением

- диссидентах.

В 1964 г. с отставкой Н.С.Хрущева завершился процесс либерализации

общественно-политической жизни, закончились начатые им преобразования. К

власти пришел Л.И. Брежнев. Человек осторожный, консервативный, он более

всего стремился к стабильности общества, отстаивая умеренно-консервативный

путь развития в политике и идеологии. В 1966 г. на XXIII съезде партии

Л.Бнежнев формально выступил против двух крайностей, проявившихся, по его

мнению, в художественной культуре: «очернительства» и «лакировки

действительности». Появляются два вида культур – официальная и неофициальная.

Постепенно обнаружился раскол между политическими верхами страны и

значительными группами культурной общественности.

В отечественной и официальной прессе и литературе укоренилось явно

заимствованные из западных источников термины «диссидент», «диссиденты»,

которым всегда придавалось ярко выраженное негативное звучание.

По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки часто подражали

партии большевиков. «Все 50-60-е годы, - писал диссидент Владимир

Буковский,- словно грибы вырастали организации, союзы, группы и даже партии

самых различных оттенков. Встречал я партии из двух человек, из пяти, из

двенадцати. Самая маленькая партия, которую я встречал, состояла из одного

человека по фамилии Федоров и насчитывалась ПВН, что значит прямая власть

народа.

С подполья начинали многие диссиденты - например, генерал Петр Григоренко.

Тогда казалось, что возможности действовать в Советском Союзе открыто просто

нет. С середины 60-х годов диссидентское движение «вышло в свет», стало

открытым, гласным. После этого у многих диссидентов возникло стойкое

предубеждение к подполью. Его выразил П. Григоренко в названии своей книги

«В подполье можно встретить только крыс».

ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Итак, кого же в Советском Союзе и в связи с чем стали называть диссидентами?

Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который с середины 70-х

годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех

или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с

аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое

диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное

течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем

пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных,

национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было

положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого

положения всеобщей декларации прав человека ООН.

Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом

мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в

диссидентском движении было стремление к:

- гражданскому и нравственному сопротивлению;

- оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям;

- формированию и сохранению определенных общественных идеалов.

Известная правозащитница Л.Алексеева, вводя в оборот понятие "диссидентские

движения", включила в него такие формы инакомыслия, как национальные;

национально-религиозные; национально-демократические движения; движения

представителей народов за выезд на историческую родину или в родные места; за

права человека; социалистическое; за социально-экономические права.

В среде интеллигенции, откуда, в общем-то, и берет начало диссидентство,

далеко не все и не всегда понимали людей, в той или иной степени бросивших

вызов системе. В начале 1968 года писатель К.Чуковский отмечал в своем

дневнике «Мне кажется, это (выступление инакомыслящих - авт.) -

преддекабристское движение, начало жертвенных подвигов русской

интеллигенции, которые превратят русскую историю в расширяющийся кровавый

поток. Это только начало, только ручеек».

Первые годы брежневского правления (1964-1967), связанные с усилением

наступления на небольшие островки свободы, рожденные оттепелью, положили

начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного

движения. В истории правозащитного движения эти годы можно определить как

начальный этап его формирования.

Основной формой деятельности диссидентов были протесты и обращения в адрес

высшего политического руководства страны и правоохранительных органов.

Точную дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это 5

декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая

демонстрация под правозащитными лозунгами. Однако этому событию

предшествовали долгие годы борьбы демократически настроенных групп и

одиночек.

В 1965 году усилились репрессии против инакомыслящих, что было, вероятно,

результатом попыток сталинистов в новом руководстве достичь политического

перевеса.

Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий

Даниэль, опубликовавшие свои произведения за рубежом под псевдонимами Абрам

Терц и Николай Аржак.

Арест писателей был воспринят как пролог к зловещим переменам. Не только

друзья и приятели арестованных, но и незнакомые с ними люди горячо обсуждали,

какая судьба ожидает писателей.

В такой обстановке произошла первая в советское время демонстрация под

правозащитными лозунгами 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. За

несколько дней до 5 декабря (Дня Советской Конституции 1936 г.) в Московском

университете и нескольких гуманитарных институтах были разбросаны листовки с

«Гражданским обращением», отпечатанные на пишущей машинке. Автором обращения

и инициатором демонстрации был Александр Есенин-Вольпин.

Сын Сергея Есенина, математик и поэт, он дважды подвергался заключению в

психиатрические больницы: в 1949г., в 25-летнем возрасте, за «антисоветские

стихи», и уже после смерти Сталина, в 1959 г., - за то, что передал за

границу сборник стихов и свой «Свободный философский трактат».

По оценке Буковского, к памятнику Пушкина в назначенное время пришло около

200 человек. Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие

плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие

рядом не успели прочесть, что было написано на плакатах. Потом стало

известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и

Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!» Как вспоминал об этих памятных

днях сам А. С. Есенин - Вольпин, выступая на расширенном заседании кафедры

отечественной истории новейшего времени Историко-архивного института РГГУ 17

января 1994 г., именно в его руках был плакат «Уважайте Советскую

конституцию», что вызвало в свою очередь множество «недоуменных» вопросов у

официальных чинов, во время его допроса. Задержали человек 20. Задержанных

отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и

замеченные на площади в тот вечер (около 40 человек) были исключены из

институтов.

Возможно, из-за такого непривычного в советских условиях события, как

демонстрация, власти не решились организовать закрытый суд. Однако в январе

1966 года суд все-таки состоялся и приговор был жестким: Синявский и Даниэль

получили соответственно 5 и 7 лет лагерей строгого режима.

Суд над Даниэлем и Синявским показал, что власти отказались от приписывания

подследственным террористических намерений и применения смертной казни за

словесный «антисоветизм». Но власти продемонстрировали также и то, что не

намерены отказываться от практики репрессий за попытки осуществить свободу

слова.

После суда начал составляться посвященный процессу самиздатский (самиздат-

явление в политической и культурной жизни, когда неугодные властям

произведения искусства и политические идеи перепечатывались на машинке и

передавались от одного читателя к другому) сборник «Белая книга», подобный

«Белой книге» по делу И.Бродского, по процессу Даниэля и Синявского. Ее

составление взял на себя Александр Гинзбург - автор одного из первых

самиздатских журналов «Синтаксис».

За арестом писателей последовала достаточно широкая кампания писем протеста.

Стало понятно, что оттепель закончилась и перед обществом встала насущная

необходимость борьбы за свои права. Процесс по делу писателей и петиционная

кампания 1966 года провела окончательный водораздел между властью и

обществом, разделила интеллигенцию на своих и чужих. Подобное разделение в

российской истории всегда приводило, и привело на этот раз к образованию

сплоченной и организованной политической оппозиции.

Суд над писателями был всего лишь одним из признаков ресталинизации. В печати

все чаще стали появляться произведения, оправдывающие и возвеличивающие

Сталина, а антисталинские высказывания не пропускались. Усилилось давление

цензуры, ослабленное после XX съезда. Эти тревожные симптомы так же вызывали

многочисленные протесты, как индивидуальные, так и коллективные.

Особое впечатление произвело быстро распространившееся по Москве письмо 25-ти

виднейших деятелей науки и культуры Брежневу о тенденциях реабилитации

Сталина. Среди подписавших это письмо - композитор Шостакович, 13 академиков

(в том числе А.Д.Сахаров), знаменитые режиссеры, артисты, художники,

писатели, старые большевики с дореволюционным стажем. Доводы против

ресталинизации были выдержаны в духе лояльности (ресталинизация внесет разлад

в советское общество, в сознание людей, ухудшит отношения с коммунистическими

партиями Запада и т.д.), но протест против возрождения сталинизма был выражен

энергично.

В 1966 г. в обществе началось открытое противостояние между сталинистами и

антисталинистами. Если на официальном уровне все больше звучали речи,

восхвалявшие Сталина, то учебные заведения, университеты, дома ученых

приглашали для бесед и лекций писателей и публицистов, зарекомендовавших себя

антисталинистами.

Параллельно происходило массовое распространение материалов самиздата

антисталинской направленности. Наибольшую известность получили в эти

годы романы Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус». Распространялись

мемуары о лагерях и тюрьмах сталинской эпохи: «Это не должно повториться»

С.Газаряна, «Воспоминания» В.Олицкой, «Тетради для внуков» М.Байтальского и

др. Перепечатывались и переписывались «Колымские рассказы» В.Шаламова. Но

наибольшее распространение получила первая часть романа-хроники Е.Гинзбург

«Крутой маршрут». Продолжалась и петиционная кампания. Интеллигенция и

правозащитники все еще писали письма с надеждой образумить власти. Наибольшую

известность получили: письмо в ЦК КПСС 43 детей коммунистов, репрессированных

в сталинские времена (сентябрь 1967 г.) и письма Роя Медведева и Петра Якира

в журнал «Коммунист», содержавшие перечень преступлений Сталина.

Следующий период в развитии диссидентского и правозащитного движения -

1968-1975 годы - совпал с удушением "Пражской весны", приостановкой всяких

попыток преобразования политических институтов, погружением политической

жизни в состояние застоя.

В начале 1968 г. петиционная кампания продолжилась. Обращения к властям

дополнились письмами против судебной расправы с самиздатчиками: бывшим

студентом Московского историко-архивного института Юрием Галансковым,

Александром Гинзбургом, Алексеем Добровольским, Верой Дашковой. «Процесс

четырех» был непосредственно связан с делом Синявского и Даниэля: Гинзбург и

Галансков обвинялись в составлении и передаче на Запад «Белой книги о

процессе Синявского и Даниэля», Галансков, кроме того, - в составлении

самиздатского литературно-публицистического сборника «Феникс-66», а Дашкова и

Добровольский - в содействии Галанскову и Гинзбургу. По форме протесты 1968

г. повторили события двухлетней давности, но в увеличенном масштабе.

22 января состоялась демонстрация в защиту арестованных, организованная

В. Буковским, и В. Хаустовым. В демонстрации приняли участие около 30

человек. (Организаторы демонстрации были арестованы и впоследствии осуждены

на 3 года лагерей). Во время процесса над «четверкой» у здания суда

собралось около 400 человек.

Однако, как и в 1966 г. преобладающей формой протеста в 1968 г. стали письма

в советские инстанции.

Петиционная кампания также была гораздо шире, чем в 1966 г. Участвовали в

петиционной кампании представители всех слоев интеллигенции, вплоть до

самых привилегированных. «Подписантов» (так стали называть тех, кто

подписывал протесты против политических преследований) оказалось более 700.

Андрей Амальрик в своей работе «Просуществует ли Советский Союз до 1984

года?» проанализировал социальный состав подписантов. Среди них ученые

составили 45%; деятели искусств - 22%; инженеры и техники - 13%; издательские

работники, учителя, врачи, юристы - 9%; рабочие - 6%, студенты – 5.

Подписантская кампания 1968 г. не имела непосредственного успеха: Гинзбург

был осужден на 5 лет лагеря, Галансков - на 7, и в 1972 г. умер в тюрьме.

Однако петиции и многочисленные выступления затормозили процесс свертывания

демократии, не позволили сталинистам добиться полного реванша.

Весной - летом 1968 г. развивался чехословацкий кризис, вызванный попыткой

радикально-демократических преобразований социалистической системы и

закончившийся введением советских войск в Чехословакию. Наиболее известным

выступлением в защиту Чехословакии стала демонстрация 25 августа 1968 г.

на Красной площади в Москве. Лариса Богораз, Павел Литвинов, Константин

Бабицкий, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг, Вадим Делоне и Владимир

Дремлюга сели на парапет у Лобного места и развернули лозунги «Да здравствует

свободная и независимая Чехословакия!» (на чешском языке), «Позор

оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!» (по-русски).

Почти немедленно к демонстрантам бросились сотрудники КГБ в штатском,

дежурившие на Красной площади в ожидании выезда из Кремля чехословацкой

делегации.

Лозунги вырвали; несмотря на то, что никто не сопротивлялся, демонстрантов

избили и затолкали в машины. Суд состоялся в октябре. Двоих отправили в

лагерь, троих - в ссылку, одного - в психбольницу. Н.Горбаневскую, у которой

был грудной ребенок, отпустили. Об этой демонстрации узнали в СССР и во всем

мире, узнал народ Чехословакии.

Переоценка ценностей, происшедшая в советском обществе в 1968 г.,

окончательный отказ правительства от либерального курса определили новую

расстановку сил оппозиции. Выкристаллизовавшееся в ходе «подписантских»

кампаний 1966-68 гг., протестов против вторжения советских войск в

Чехословакию, правозащитное движение взяло курс на образование союзов и

ассоциаций - уже не только для воздействия на правительство, но и для защиты

своих собственных прав.

И все-таки еще об одном полюсе общественной жизни сказать следует особо,

возможно, лучше всего словами бывшего советского диссидента П.М.Литвинова.

«Думаю, всюду: в партии, в армии, даже в КГБ работали люди, которые осознавали

положение, были готовы меняться и делали к тому шажки, - вспоминает он. -

Диссиденты их делали быстрее, решительнее и кому-то подавали пример за

счет собственной жертвы. Они были одним из факторов».

В апреле 1968 г. начала работать группа, выпускавшая политический бюллетень

"Хроника текущих событий" (ХТС). Первым редактором хроники была Наталья

Горбаневская. После ее ареста в декабре 1969 г. и до 1972 - Анатолий Якобсон.

В дальнейшем редакция через каждые 2-3 года менялась, в основном из-за

арестов. Смена редакторов оставалась практически незаметной для читателей в

силу неизменности стиля изложения и отбора материалов.

Механизм поступления информации в редакцию и распространения Хроники был

предложен в ее 5 выпуске: «Каждый... легко может передать известную ему

информацию в распоряжение Хроники. Расскажите ее тому, у кого вы взяли

Хронику, а он расскажет ее тому, у кого он взял Хронику и т.д. Только не

пытайтесь пройти единолично всю цепочку, чтобы вас не приняли за стукача».

Редакция ХТС собирала сведения о нарушениях прав человека в СССР, положении

политзаключенных, арестах правозащитников, актах осуществления

гражданских прав. За несколько лет работы ХТС наладила связи между

разнородными группами правозащитного движения. Хроника была тесно связана не

только с правозащитниками, но и с различными инакомыслящими. Так,

значительное количество материалов ХТС посвящено проблемам национальных

меньшинств, национально-демократических движений в советских республиках,

прежде всего на Украине и в Литве, а также религиозным проблемам.

Пятидесятники, иеговисты и баптисты были частыми корреспондентами Хроники.

Значительной была и широта географических связей Хроники. К 1972 г. выпуски

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты