Реферат: Гегель о государстве

воле отдельного лица, как оно выражено в договоре, Гегель рассматривает как

отношение сущности к явлению. Это явление права, переходит в неправде в

видимость права, то есть нечто объективное существующее, но не имеющее опоры

в сущности. Это и есть внешнее существование, которое не соответствует

сущности.

Отрицание видимости, ее исчезновение, показывает власть сущности над видимостью,

ее силу, ее действительность. В результате отрицания видимости достигается

единство между сущностью и явлением. Оно превращается в действительность.

“Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и

существования.”[38]

Право восстанавливается и утверждается путем отрицания неправды.

Неправда есть такая видимость, и через ее исчезновение право получает

определение некоего прочного и имеющего силу, и если раньше оно обладало лишь

непосредственным бытием, то теперь становится действительным, возвратившись

из своего отрицания.

Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает

наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно

принимая неправду за настоящее, подлинное право.

Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет

сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью

правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.

Гражданская неправда есть самая незначительная неправда, так как здесь

отрицается лишь особенное. всеобщая воля полностью признается и уважается

данным лицом. “Если я говорю : роза не красна, то я все-таки признаю, что она

обладает цветом. Я поэтому не отрицаю розу, а отрицаю лишь особенное, красный

цвет. Точно также каждое лицо хочет правого и добивается того, чтобы с ним

поступили согласно праву. Его неправда лишь в том, что оно признает правом то,

чего оно добивается.”[39]

Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.

В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют

верить, что с ним поступают согласно праву, то что выставляется как подлинное

право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе

сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.

Преступление с точки зрения Гегеля есть нечто неразумное, неистинное также и

потому, что оно противоречит понятию человека как существа разумного,

могущего действовать подлинно свободно.

Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и открыто ставит

на место “права в себе”. В связи с этим Гегель писал, что вор не создает

внешней видимости права, которое создается в обмане. Кто совершает

преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право

другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и вора

поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того,

подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право

вообще.”[40]

согласно этому наказание является не только средством восстановления

нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его

деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по

гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени,

когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли,

впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование

субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его

самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и,

следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля

ненаказуема.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые

приобретают свою действительность и конкретность в нравственности. когда

понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского

общества и государства.

Глава III

Философское учение Гегеля о государстве

Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и

проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и

французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо,

пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в

действительности им не является. а образует систему социально-экономических

отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами

(системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными

способами удовлетворения этих потребностей.

[41]

“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в современном мире,

который всем определениям идеи предоставляет их право”.

[42] Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и

интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права

реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках

которого противоположности разума. в частности моменты особенности и

всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи.

Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном

государстве, ни при феодализме.

Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми

интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Три основных момента гражданского общества являются:

- система потребностей;

- отправление правосудия;

- полиция и корпорация.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного

судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего

полицейского государства.

Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено

между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом.

Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа,

становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории

философии была сама постановка проблемы о ней.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие

в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается

накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное

положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных

богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост

зависимости и нужды”.[43]

Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему

обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит

иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений

о незыблемости основ этого строя.

Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как

рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее государства”,

“государство нужды и рассудка”[44], а

подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане

гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что

снимается в государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства

как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает он, -

государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское

общество, и сама идея государства распадается на эти два момента”.

[45]

Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система

потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем

формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая

принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-

экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о

необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и

соотношений.

“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как

явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и

выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”

[46]

Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в государстве,

свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.

[47] Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:

во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами

отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей,

наивысшей обязанностью которых является быть членом государства”.

[48]

во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны

интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в

обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина

означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их

существования в государстве.

“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к

индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает из

жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве

осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля,

единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы

отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами,

нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание

государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы

обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с

существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - “пустым

мнением”.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.

“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между

тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как

спящий дух”.[49] Но так как дух в

философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только

объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире.

благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо

мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против

существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого

господа бога”.[50]

Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в

иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным

правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость

такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым

европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых

реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и

равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное

правление.

Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик

буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были

полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки,

иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня

обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в

кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не

действительностью.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат

атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а

живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,

индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их

автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе -

свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя

свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как

идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как

единый организм, как конституционная монархия, как “политическое государство” -

являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

[51]

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с

доктриной “господства права”; результатом этого синтеза и является

гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само

государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и

свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская

концепция права и государства представляет собой специфический этатистский

вариант буржуазной доктрины “господства права”.

Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности

обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право,

справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее

государства.

Гегелевская этатическая версия правового государства существенно отличается

как от концепций демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от

различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых

господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона и Аристотеля

субстанционально, но лишено момента субъективности воли и индивидуальной

свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный

взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли,

субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как

субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим

составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное

государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет

собой основанную на разделении властей конституционную монархию.

Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство

являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает надлежащее

разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает

точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной,

поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к

другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное

единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и

являются его “текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и

подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по

Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает

суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер

компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии

объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху

остается лишь присоединить к этому свое субъективное “я хочу”.

[52]

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им

как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее.

Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание

существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная

чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть

среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и

образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой

государства “в отношении законности и интеллигентности”.

[53]

Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть определять и

устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание.

Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев

майоратного имения. палата же депутатов образуется из остальной части

гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам,

товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования.

Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания,

свободу печати и публичных сообщений.

В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически прогрессивные

позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод

личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных.

высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность

суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные,

свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его

суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и

конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их

объединений.

По мнению Гегеля “нравственный момент войны не следует рассматривать как

абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...”

[54]

Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные

силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу

межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего

государственного права. Международное право - это, по Гегелю, не

действительное право, каковым является внутреннее государственное право

(положительное право, законодательство), а лишь долженствование.

Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном

состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и,

следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между

государствами.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию,

подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне

как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как

взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.

В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения

выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к

отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Гегель

характеризирует всемирную историю как всемирный суд.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре

всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым

соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная

демократия и аристократия, современная конституционная монархия. “Восток знал и

знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые

свободны, германский мир знает, что все свободны”.

[55]

В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал

германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии.

Известная некритичность и приукрашивание существующих реалий диктовались уже

общеметодологическими установками гегелевского объективного идеализма.

Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной монархии

была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней

полуфеодальной Германии.[56]

сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-

историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-

правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности,

то есть правовое государство.

таким образом Гегель восхваляет государство как идею (то есть действительность)

права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой

механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы

правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых

формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих

государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной

власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого

толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь

препятствие для политического механизма террора.

[57]

Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных форм

права к конкретному праву государственного целого, находящему свое идеальное

выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив

исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и

неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной

целостности.

Заключение

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую

историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно

широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических

оппозиционных воззрений.

Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую

устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою

философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По

прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся

в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики,

предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много

сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов

обширна, но не исчерпана. поскольку жизнь гегелевской философии права - в

оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью -

продолжается.[58]

Список использованной литературы:

1.Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-

во “Мысль”, Москва - 1990 г.

2.Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.

3. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. т. 3. Москва. 1972 г.

4.А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г.

5.Н.О. Лосский. История русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г.

6.Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во Наука.

М. “Наука”. 1989 г.

7.В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

8.История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид.

литература. 1988 г. под редакцией д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.

9.Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”, 1989 г.

10.А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-

правовая теория. Гос-ное из-во юридической литературы. М. 1963 г.

11.А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во. Центр, 1996 г.

12.Философия. Учебное пособие для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.

[1] А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве

и государстве. Гос-ное изд-во юрид. литературы, М. с. -8

[2] Гегель. Наука логики. Соч. т. v М. 1937, с. - 28

[3] Философия. Ч. 1. История философии.

Учебное пособие для вузов. Юрист. М.-1996. С. - 163

[4] Гегель. Наука логики. Т. 3. М. 1972, с. - 289

[5] Гегель. Наука логики. Т. 3.М. 1972, с. 288-289

[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23. стр. 22

[7] А.Г. Дворцов. Гегель. Из-во “Наука”, м._1972. с. - 66

[8] Т.И. Ойзерман. Научно-философское

мировоззрение марксизма.М. “Наука”. с. - 300

[9] Философия ч. 1 .История философии. Юрист. М. 1996. с. - 175

[10] Т.И. Ойзерман. Научно-философское

мировоззрение марксизма. М. “Наука”. с. - 294

[11] Гегель. Философия права. Соч. т. 7. стр. 268-269.

[12] Гегель. Энциклопедия философских наук. ч. 1. с. - 205

[13] Там же. с. - 206

[14] Гегель. Наука логики. т. V с. - 520

[15] А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во “Центр”. 1996 г.

[16] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Издательство “Мысль”, Москва - 1990 г.

[17] Там же

[18] Гегель Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. из-во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 60.

[19] Там же . ст. 59

[20] Гегель . Наука логики. Т. 3 . Москва, 1972 г. с. - 289

[21] Там же. с. - 296

[22] Там же. с. - 297

[23] Гегель . Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 247

[24] Там же. с. - 62

[25] Там же. с. - 62

[26] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983, с. - 20

[27] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. - 102

[28] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Изд-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 64

[29] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “мысль”, Москва - 1990, с. - 65

[30] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о

праве и государстве и его уголовно-правовая теория. , Москва, 1963, с. - 96

[31] Там же.

[32] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990. с.- 69

[33] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о

праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М. 1963, с. - 120

[34] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва, 1990. с. - 73

[35] Там же. с. - 76

[36] Там же. с. - 122

[37] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “мысль”. Москва, 1990. с. - 129

[38] Гегель. Соч. т. I стр. 238

[39] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 109

[40] Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1, Москва, 1977, с.- 281

[41] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о

государстве и современность. Изд-во “Наука”, М.- 1970 г. с. - 30

[42] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990 г. с. - 228

[43] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о

государстве и современность. Из-во “Наука”, М., 1970 г.

[44] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 274

[45] Там же. с. - 284

[46] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва, 1990, с. - 263

[47] Там же. с. - 263

[48] Там же. с. - 264

[49] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР .Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 266

[50] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о

праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Москва, 1963

[51] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

[52] Гегель. Философия права. Академия

наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва - 1990. с. - 319

[53] Там же. с. - 336

[54] Там же. с. - 359

[55] Гегель. Философия истории. с. -98

[56] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983

[57] А.Т. Дворцов. Гегель// Наука, М. 1972, с. - 69

[58] В.С. Нерсесянц. вст. ст. с. - 42

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты