Реферат: Горячие точки холодной войны

МКР за 25-30 минут до падения их головных частей на территории США, что

обеспечивало до­статочное время для принятия решения на ответные действия и

тем самым исключало возможность вне­запной атаки противника.

Кроме того, США по "настойчивым просьбам" своих союзников по НАТО к маю 1962

года в дополне­ние к 60 ракетам "Тор", развернутым на западе Анг­лии,

завершили развертывание в Северной Италии и Турции 45 пусковых установок

ракет средней дальнос­ти (РСД) "Юпитер". И хотя эти ракеты находились в

оперативном подчинении ВВС Великобритании ("Тор") и объединенного

командования НАТО ("Юпи­тер"), планирование их боевого применения

осущес­твлялось в общем плане "ядерного наступления" США. Время подлёта этих

ракет до целей на террито­рии СССР составляло всего 10 минут, что полностью

лишало советское руководство возможности принять решение об ответных

действиях.

Таким образом, к началу 60-х годов Соединен­ные Штаты обладали количественным

и качественным превосходством в области стратегического ядерного вооружения и

гипотетически могли одержать победу в ядерной войне с Советским Союзом.

Значение этого превосходства проявилось уже на Венской встрече на высшем

уровне в июне 1961 года. Все требования Хрущева по Западному Берли­ну и Кубе

"разбивались" об улыбку Джона Кеннеди.

Более того, результаты космической разведки, проведенной в 1961 году, ясно

показали, что вместо 200 ракет (старая оценка ЦРУ) Советский Союз имел только

четыре МКР, развернутые в Плесецке, в то вре­мя как США имели 40 пусковых

установок межконти­нентальных баллистических ракет.

Это обстоятельство существенно изменило аме­риканские планы применения

ядерного оружия. Ока­залось, что практически двумя-тремя ракетами "Юпи­тер" с

территории Турции, развертывание которых было завершено в мае 1962 года,

можно уничтожить все межконтинентальные ракеты СССР.

Советскому руководству стало ясно, что амери­канцы уже не верят блефу о

"ракетно-ядерной мощи" Советского Союза. Обстановка на "советско-американском

фронте "хо­лодной войны" грозила не только потерей Кубы и мирового прести­жа

в целом, но и возможным пора­жением в ядерной войне.

Выход из это­го тупика мог быть только один - со­здать весомую уг­розу

нанесения ядерных ударов по объектам, распо­ложенным на тер­ритории

Соеди­ненных Штатов.

24 мая 1962 года на расширен­ном заседании Совета Обороны СССР принимается

решение о созда­нии Группы советских войск на Кубе, в состав кото­рой

включалась ракетная дивизия, состоящая из пяти ракетных полков, вооруженных

ракетами средней дальности (40 пусковых установок (НУ), 36 ракет Р- 12, 24

ракеты Р-14).

Этот шаг советского руководства мог принести немалые дивиденды:

· развернутая на острове группировка ракет Р-12 (дальность -

2000 км) и Р-14 (дальность - 4500 км) позволяла наносить ракетно-ядерные

удары прак­тически на всю глубину территории США;

· развертыванием на Кубе ракетной дивизии до­стигался военно-

стратегический паритет с США по числу пусковых установок стратегических

ракет, при­влекаемых для поражения целей на территории про­тивника (40 ПУ РСД

и 30 ПУ МКР, развернутых на тер­ритории СССР, против 69 американских ПУ МКР);

· при подлетном времени (10-12 минут) ракет, стартовавших с

острова, и отсутствии на южном на­правлении элементов американской системы

предуп­реждения о ракетно-ядерном ударе достигалась вне­запность ракетной

атаки.

Количественные и качественные изменения в со­отношении стратегических ядерных

средств, которые могли сложиться по завершении развертывания Груп­пы

советских войск на Кубе, создавали условия нане­сения внезапного ядерного

удара по территории США и, по оценкам военных, позволяли теперь уже СССР

достичь победы в ядерной войне.

Для этого необходимо было первым эшелоном (группировка РСД, развернутая на

Кубе) нанести "обезглавливающий" удар по центрам государствен­ного и военного

управления с целью нарушения бое­вого управления стратегическими силами, а

вторым эшелоном (группировка МКР, развернутая на терри­тории СССР, и

стратегическая авиация) поразить базы межконтинентальных ракет и

стратегической авиации, а также крупные промышленные центры.

Развертывание на Кубе группировки ракет сред­ней дальности было блестяще

проведено СССР в ходе операции "Анадырь" в июле-октябре 1962 года. Даже,

несмотря на ее незавершенность (ракеты Р-14 не были доставлены), удалось

достигнуть военно-стра­тегического паритета и изменить соотношение

стра­тегических сил в западном полушарии. Но наступает 14 октября,

развертывание на Кубе советских ракет перестает быть тайной для американ­цев.

Теперь перед Соединенными Штатами встал во­прос жизни и смерти, разрешение

которого требова­ло либо решительных действий, либо уступок.

Расчеты аналитиков, растянувшиеся на неделю, показали, что, несмотря на то,

что в ответ на старт со­ветских ракет с Кубы американская сторона может

нанести удар по территории Советского Союза, по­тери для США в этом случае

станут совершенно не­приемлемыми.

Американская сторона обязалась взамен выво­да с Кубы советского

стратегического наступательно­го оружия не нападать на остров Свободы.

Кеннеди и Хрущев конфиденциально договорились о том, что США ликвидируют

группировки ракет средней даль­ности, развернутые в Великобритании, Италии и

Тур­ции (что и было осуществлено в следующем, 1963 году).

Ядерное оружие еще не снято с вооружения, а это значит, что работа по

планированию его применения продолжается. Однако после Карибского кризиса

со­держание планов потенциальных противников стало иным. Главное теперь - не

"выиграть ядерную войну", а "не проиграть в ней".2

4.4. Вьетнамская война

Вьетнамская война началась с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого

суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавших

огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с

партизанами. После этого все тайное стало явным и конфликт развивался по уже

привычному образцу. Одна из сверхдержав вступила в войну открыто, а вторая

делала все от нее зависящее, чтобы воевать было "нескучно". Война которую в

США представляли себе легкой прогулкой оказалась кошмаром Америки.

Антивоенные демонстрации потрясли страну. Молодежь восстала против

бессмысленной бойни. В 1975 году США сочли за благо объявить, что они

"выполнили свою миссию" и приступить к эвакуации своего воинского

контингента. Эта война сильно потрясла все Американское общество и привела к

крупным реформам. Послевоенный кризис продолжался больше 10 лет. Трудно

сказать чем бы он закончился не подвернись под руку Афганский кризис.

4.5. Афганская война.

В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный

Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-

демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель

Нур Мухаммед Тараки. Однако уже через несколько месяцев внутри правящей

партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство

между двумя вождями партии - Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с

поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре он скончался - по

официальному сообщению, "от треволнений". Эти события вызвали недовольство в

Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся

в Афганистане массовые "чистки" и расстрелы в партийной среде. И так как они

напомнили советским руководителям китайскую "культурную революцию", возникали

опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин

неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления

революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство

приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина.

Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при

штурме президентского дворца. Теперь советские газеты называли его "агентом

ЦРУ", писали о "кровавой клике Амина и его приспешников".

На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой

силой вспыхнула "холодная война". 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН

потребовала вывода "иностранных войск" из Афганистана. За это решение

голосовало 104 государства.

Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление

советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а

противники революционной власти вообще. Советская печать первое время

утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, что там царят мир и

спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР

признали, что в республике "бесчинствуют бандиты". Их называли "душманами",

то есть врагами. Тайно, через Пакистан, их поддерживали Соединенные Штаты,

помогая оружием и деньгами. США хорошо знали, что такое война против

вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100%, с

одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со

слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая

вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана.

Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли

себя "моджахедами" - борцами за веру. В остальном программы повстанческих

групп сильно разнились.

Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий

погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным,

потеряли убитыми 14453 человека.

В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению

мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам "национальное

примирение". В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о

выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять месяцев

спустя , 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат.

Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.

V. Разрядка и окончание "холодной войны”

Небольшая разрядка в противостоянии произошла в 70-е годы. Венцом ее стало

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Страны-участницы

совещались два года, и в 1975 году в Хельсинки эти страны подписали

Заключительный акт совещания. Со стороны СССР его скрепил Леонид Брежнев.

Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В

обмен на эту уступку Запада, Советский Союз обязался уважать права человека.

Незадолго до этого, в июле 1975 года, состоялся знаменитый советско-

американский совместный полет на космических кораблях "Союз" и "Аполлон". В

СССР прекратили глушить западные радиопередачи. Казалось, эпоха "холодной

войны" навсегда отошла в прошлое. Однако в декабре 1979 года советские войска

вступили в Афганистан - начался еще один период "холодной войны". Отношения

между Западом и Востоком достигли точки замерзания, когда по решению

советского руководства был сбит южнокорейский самолет с мирными пассажирами

на борту, который оказался в воздушном пространстве СССР. После этого события

президент США Рональд Рейган назвал СССР "империей зла и центром зла". Только

к 1987 году отношения между Востоком и Западом вновь начали постепенно

улучшаться.

В 1988-89 годах с началом перестройки в советской политике произошли резкие

перемены. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена.

1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический

лагерь распался. В ряде стран - его бывших членов - произошли демократические

революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский

Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира.

Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе связывают с

именем президента СССР Михаила Горбачева.

VI. прощай двухполюсной мир

Последней вехой "холодной войны" считают демонтаж Берлинской стены. То есть,

можно говорить о ее итогах. Но это пожалуй самое трудное. Наверное, итоги

"холодной войны" подведет история, ее истинные результаты будут видны через

десятилетия. Сейчас мы не объективны. С одной стороны, есть немало людей,

считающих, что "холодная война" не закончилась, а перешла в следующую фазу; с

другой стороны, многие склонны рассматривать ее итоги как начало нового

противостояния. Что плохого в "холодной войне"? Прежде всего, наверное,

балансирование на грани войны. Стороны конечно не воевали, но так

основательно к ней готовились, что казалось она может начаться в любой

момент. Все события и явления в мире, в мире рассматривались как хорошие и

плохие, то что выгодно одной из сторон ( в этом они мало отличались друг от

друга ) было хорошо, все остальное - плохо. Целые поколения людей вырастали с

деформированной психикой, которая выражалась в неадекватном восприятии

окружающего мира.

Но эта война принесла с собой и много положительных результатов. Ну во-

первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период

не смотря на очень сильные противоречия стороны смогли выяснить отношения не

прибегая к силе оружия; во-вторых, она впервые заставила противоположные

стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само

противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому

доказательство); гонка вооружений, как явление, имела безусловный знак минус.

Она уносила огромные материальные ресурсы, но как и любое явление имела и

оборотную сторону. В данном случае можно говорить о "золотом веке”

естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений

нельзя было бы и думать.

Ну и наконец она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила

победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не

смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое

воздействие.

VII. ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

[Совершенно очевидно, что оконча­ние "холодной войны" привело не к

безоговорочной победе "мира во всем мире", а к напряженным по­искам ответа на

вопрос: в каком именно мире, да и в мире ли, нам предстоит жить? Герои и

жертвы "холодной воины", нынешние госу­дарственные деятели и ветераны

вче­рашних политических баталий, уче­ные, журналисты, простые люди раз­ных

стран пытаются подвести итоги этого противоборства и загля­нуть в будущее.

Оно сегодня вы­глядит не так безоблачно и лучезар­но, как тогда, когда с

"замирени­ем" двух лагерей связывались на­дежды на "светлое будущее всего

че­ловечества".

Упразднение "железного занавеса", зримым воплощением которого была Берлинская

стена, привело не к установлению добрососедства меж­ду народами, а к

дестабилизации международных отношений в усло­виях крушения или ослабления

внутриблоковой дисциплины. Впопыхах провозглашенный вопрос о "конце истории"

на деле означал возвращение к проблемной ситуации кра­ха биполярного мира,

неод­нократно переживаемой со времен окончания противо­борства Рима и

Карфагена. Принципиальная историчес­кая новизна пережитого нами периода

состоит не в остроте и даже не в сути идеологического противобор­ства на

международной аре­не, и тем более не в его мас­штабах. (Хотя, по оценкам

наших военных стратегов, "до 1991 года в коалицию вероятных противников СССР

входило 68 стран, а союзниками могли быть 24 страны".) Она заключается прежде

всего в том, что тра­диционный для мировой по­литики вопрос "кто - кого?"

впервые в истории мог по­лучить технически полностью осуществимое решение:

не­кому - некого...

Сокрушение прежнего равновесия в мире, основан­ного на взаимном сдержи­вании

угрозой гарантирован­ного не только обоюдного, но и всеобщего уничтоже­ния,

означает, в том числе и начало формирования новой стабильности, являющейся

следствием сочетания проти­воборства и сотрудничества всех тех, кто сегодня

"дела­ет" мировую политику. Та­ким образом, подведение итогов "холодной

воины" далеко не исчерпывается от­ветом на вопрос "Кто побе­дил в этой

войне?". Пробле­матичность же разделения стран и народов на "победи­телей" и

"побежденных" не умаляет необходимости уяснения собственного места в новом

формирующемся мировом поряд­ке.

Распад СССР, самоликвидация Организации Варшавского Догово­ра. Совета

Экономической Взаимо­помощи и всей системы отноше­ний, объединявшей "страны

социа­листического содружества", по сути означали крушение последней ми­ровой

империи на территории Ев­разии.

Уместно напомнить, что тради­ция изучения империй как сложного

интернационального обществен­ного организма отнюдь не сводит­ся к выявлению

сущности импери­ализма, этапов кризиса, а также его подлинных или мнимых

Пороков и амбиций. Она включает в себя и понимание того, что империя - это

естественноисторическая форма организации мирового политичес­кого

пространства, а появление и гибель каждой из них связаны с тем вполне

объективным обстоятельст­вом, что все они созданы всемир­ными историческими,

хозяйствен­ными, политическими процессами и как реакция на эти процессы.

Следует признать, что СССР, рав­но как и рухнувшая в феврале 1917 года

Российская империя, носил в себе наиболее существенные родо­вые признаки

империи. Как прави­ло, имперский тип политической организации обладает

следующими характеристиками: обширная терри­ториальная основа; сильная

центра­лизованная власть; стремящиеся к экспансии элиты; асимметричные

отношения господства и подчине­ния между центром и периферией; разнородный

этнический, культур­ный и национальный состав; нали­чие общего политического

проек­та, стоящего как бы над интереса­ми конкретных групп.

Обвал советской империи в зна­чительно меньшей мере стал резуль­татом усилий

ее внутренних и внешних врагов (многие из них даже не ставили перед собой эту

цель), чем следствием логики ее внутреннего развития, истощения возможностей

и ресурсов для про­ведения имперской политики. Не­двусмысленное военно-

политическое поражение в Афганистане, собы­тия осени 1989 года в ГДР, провал

попыток "наведения порядка" в Баку, Вильнюсе, Карабахе, Москве, Риге, Тбилиси

и т. д. в последние месяцы существования СССР по­казали, что внутренняя

ущербность системы мешает не только принуж­дать к повиновению иные страны и

народы, но и поддерживать су­ществующий режим в собственном доме.

"Холодная война" была законче­на без единого выстрела "воюющих"

непосредственно друг в друга и прекратилась ввиду отсутствия од­ного из

противников. Неожиданно? Обидно? Да, для очень и очень многих как среди

"нас", так и сре­ди "них", а точнее для тех, кто вне­запно оказался без

внешнего врага, борьба с которым, как издавна известно, позволяет находящимся

у власти не только сплотить общест­во и явиться в еще большем вели­чии, но и

использовать ресурсы все­го общества для укрепления своей власти.

Чего же можно ожидать от бу­дущего? Если, как пишет амери­канский историк М.

П. Леффлер, "важнейшим достижением первых лет "холодной войны" для США

явилось то, что их руководители смогли продвинуться к такой кон­фигурации в

расстановке сил в Евразии, которая способствовала защите их жизненно важных

инте­ресов", то ныне перед Америкой стоят едва ли не те же самые зада­чи.

Суть их - в принятии всячес­ких мер, чтобы на пост советском пространстве не

возникло полити­ческое образование (государство или союз государств),

способное успеш­но конкурировать с США или дру­гими государствами Запада; в

ста­билизации политической и соци­ально-экономической ситуации в этом

пространстве на уровне, ис­ключающем угрозу экспорта напря­женности; в

обеспечении возмож­ности своего весомого присутствия на финансовом, сырьевом

и про­чих рынках этого региона Евра­зии.

Наши бывшие противники по "холодной войне" отрабатывают стратегию, ведущую к

достижению соответствующих внешнеполитичес­ких целей. Отсюда и

предупрежде­ния о преждевременности партне­рства с новой Россией,

способству­ющего восстановлению ее могущес­тва и политического влияния, и

популярная в США концепция "униполярности", освящающая их "мировое

лидерство". Важно иметь в виду, что эти взгляды характери­зуют не только

двусторонние отно­шения между Америкой и Россией, но и определяют подход США

к формированию их отношений с государствами Евразии. Один из самых

авторитетных американских специалистов по теории и практи­ке международных

отношений Ген­ри Киссинджер в этой связи пояс­няет: "В России демократизация

и сдержанная внешняя политика не обязательно идут рука об руку. Вот почем

утверждение, будто бы мир в первую очередь может быть обес­печен внутренними

российскими реформами, находит мало привер­женцев в Восточной Европе,

Скан­динавских странах или в Китае, и именно поэтому Польша, Чешская

Республика, Словакия и Венгрия так стремятся войти в Атлантический союз".

Хорошо понимая, что будущее этих стран и государств, образовав­шихся на

пространстве бывшего Советского Союза, не одна и та же проблема, им всем тем

не менее обещают, а Россию предупреждают: "...если Россия останется в

пределах своих границ, то со временем упор с безопасности переместится на

партнерство. Общие экономические и политические проекты будут во все большей

и большей степени характеризовать отношения между Востоком и Западом".

Что же касается самих пост советских государств, то перед боль­шинством из

них встала воистину историческая задача: определить не только на ближайшее

будущее, но и на отдаленную перспективу ха­рактер отношений со своими

сосе­дями, и прежде всего с теми из них, с которыми они имели тес­ные связи

как республики СССР. Одни видели путь ее решения в том, чтобы созданием СНГ

юриди­чески оформить свершившийся факт - распад Союза и коммунис­тической

тоталитарной системы. Другие искали в новом межгосу­дарственном объединении

не столь­ко форму смягчения последствий распада империи и спасения из-под ее

развалин того ценного, что было накоплено на протяжении жизни многих

поколении люден разных рас, племен, национальнос­тей, конфессий и культур,

сколько возможность "реинтеграции" в форме построенного на иных, не

имперских, основах нового между­народного союза".

После первого желания "отсоединиться как можно дальше", страны-члены СНГ

стали искать возможности для сотрудничества. Итог: различные соглашения о

взаимопомощи, а также союз между Россией и Белоруссией, который, правда,

практически ничего не даёт России, в отличии от маленькой, разваленной

Лукашенко Белоруссии.

Но как бы ни развивались отно­шения в рамках СНГ, в дальнем или ближнем

зарубежье, какие бы пла­ны ни строили государственные де­ятели разных стран,

ни в одном из этих сценариев будущее мировой политики не рисуется как царство

бесконфликтной гармонии, а Рос­сия не исключается ни из сотруд­ничества, ни

из противоборства цивилизаций, полюсов силы или государств. Более того, не

только в Европе и Азии, но и в Америке нет сомнений в том, что Россия будет

иметь глубокое влияние на безопас­ность США, стран Евразии и раз­личных

регионов Востока.

Оценивая возможности России на мировой арене, нельзя не учитывать, что во

второй половине последнего десятилетия XX века наша страна по валовому

внутреннему продук­ту (ВЕЛ) на душу населения нахо­дится между Уругваем и

Аргенти­ной, занимая 52 место в мире. Зна­чение этого обстоятельства для

учас­тия России в международно-поли­тических конфликтах современнос­ти

отражено в официально провоз­глашенной готовности РФ в случае угрожающего ее

интересам разви­тия событий первой применить ядерное оружие.

Между тем по общему объему ВВП США превосходят Россию в 6-7 раз, а четыре

других государст­ва из числа членов НАТО - ФРГ, Франция, Италия и

Великобритания - превышают этот объем или близ­ки к нему. Продолжение в этой

обстановке противоборства, по крайней мере, не реалистично, уг­рожать нанести

сокрушительный ракетно-ядерный удар (и наверняка получить такой же ответ)

можно и сейчас, однако ни одной из стоя­щих перед страной задач этим не

решить. Создание и институциональ­ное закрепление сотрудничества России со

странами НАТО в совре­менных условиях при защите ее на­ционально-

государственных интере­сов куда более полезно.

Полноправное и активное учас­тие России во взаимоотношениях ведущих стран не

только Европы, но и Азии, развитие экономическо­го и военно-технического

сотрудни­чества с КНР, нормализация отно­шений с Японией, реалистическое

понимание россиянами места и роли своей страны в мировой по­литике, общий

отказ от стереоти­пов "холодной войны" дают весо­мые шансы избежать

нежелательно­го для нашей страны участия в меж­дународно-политических

конфлик­тах. Осуществляя, а по мере необ­ходимости и наращивая свое

при­сутствие в некоторых из них как посредник (Балканы, Закавказье,

Приднестровье), Россия может обес­печить рост своего политического влияния и

значения, добиться выгодного для себя изменения внеш­неполитического курса

заинтересо­ванных в их исходе государств.

Подобная вовлеченность нашей страны в международно-политичес­кие процессы

современности от­нюдь не всегда может быть направ­лена на скорейшую, полную и

окон­чательную ликвидацию "горячих точек" в мировой политике. Такие суждения

способны вызвать упре­ки в политическом цинизме и, что еще более серьезно,

сомнения в целесообразности проведения этой политики. Но одновременно даже

самые последовательные зарубежные защитники "либерального национа­лизма" не

могут не признавать, что "распад любого многонационально­го государства

способен создавать вакуум силы или новое соотноше­ние сил между его

наследниками. Эти результаты бывают стратегичес­ки выгодны другим

государствам".

Россия объективно, хотя бы уже в силу присутствия в странах СНГ более чем 20-

миллионной русскоя­зычной диаспоры, не может оста­ваться вне происходящих там

из­менений, сохранять полный и бес­пристрастный нейтралитет. Сегодня, да и в

обозримом будущем страна будет так или иначе втягиваться в эти события, быть

может, даже про­тив желания стоящих у власти по­литиков и поддерживающих их

групп населения. Поэтому очень важно ясно и четко сформулиро­вать ту

принципиальную позицию, которая наиболее полно отвечает интересам Российской

Федерации в Содружестве Независимых Госу­дарств.

Речь идет об окончательном от­казе России от репрессивно-сило­вых приемов в

проведении внеш­ней политики, в частности, обеспе­чения безопасности своих

рубежей. Широкое применение этих мето­дов в советский период российс­кой

истории, а также отнюдь не безоговорочно благоприятная для нас история

дооктябрьских отношений России с большинством соседних стран и народов

породи­ли там вполне понятные комплек­сы настороженного отношения к "великому

другу" и "старшему бра­ту". К сожалению, эти "наработки” проявляются в наше

время не толь­ко в Венгрии, Польше, Чехии (не говоря уже о Латвии, Литве и

Эс­тонии), но и во многих пост советских суверенных республиках на юге и

востоке Европы, Закавказья и Центральной Азии, которые со­ставляют ныне СНГ.

"Разогрев" этих настроений в результате даже са­мых искренних, но далеко не

всег­да хорошо просчитанных шагов российских политиков может обер­нуться

весьма тяжелыми последстви­ями для нашей страны. Если, на­пример, следуя

призыву "возвратить России город русской воинской славы Севастополь",

отечественные законодатели пойдут на принятие соответствующих документов, то

надо быть готовым к вступлению в НАТО и Украины, закрепившей в ныне

действующей конституции свое стремление оставаться вне бло­ков и

подтвердившей его в Дого­воре с РФ. Там не хуже нас знают, где находится

такая жемчужина русской воинской славы, как Пол­тава, шестикратно взятый

пашен армией Измаил или город-герой Одесса.

Будущее Российской Федерации в формирующемся сегодня мире, продвижение к

достойному великой страны месту в новом мировом порядке зависит не столько от

раз­меров ее территории, ресурсов, чис­ленности населения и т. д., сколько от

величия интеллектуальных и ду­ховных сил народа, его способнос­ти, извлекая

уроки из истории, стро­ить грядущее.

VIII ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Естественно, с окончанием "холодной войны" примирение между лидерами блоков,

воевавших в войне, произошло не по всем аспектам. Россия по-прежнему очень

сильная (в военном плане) держава. И во многом из-за этого мы остаёмся

изгоями в мировом сообществе. К нам не хотят относиться дружелюбно, постоянно

ставят палки в колёса при хорошей мине. Иногда даже возникает такое чувство,

что вся планета спит и видит Россию в руинах, ведь мы вечно лезли в чьи-то

дела, на удивление Западу, смогли во времена Петра I превратиться из

варварской страны в высокоразвитую империю. Но, в основном, сейчас уже в мире

действуют демократические отношения между странами. На сегодняшний день

"холодная война" остаётся главным событием XX-го века. О ней написано много

различных книг, статей и рефератов. Я тоже решил поработать над этой темой;

надеюсь, мне удалось наиболее полно раскрыть проблемы и ответить на вопросы,

которые я ставил в начале реферата. В этой работе я также показал, к чему же

всё-таки привело многолетнее противостояние СССР и США. Надеюсь, что этот

реферат у меня получился. В нём я постарался не упустить ни одного важного

события "холодной войны". Также я постарался ответить на вопрос: "закончилась

ли "холодная война"?". Ответить на него однозначно нельзя, как уже говорилось

выше. Скорее всего "холодная война", как таковая, закончилась, однако,

противостояние продолжается, даже несмотря на все пакты о разоружении. Ведь,

если страна (например, США или Россия) отказалась производить

бактериологическое оружие, это вовсе не значит, что она его не производит.

Слишком велик соблазн повелевать миром. Сейчас, в связи с действиями в Чечне,

конфронтация между Россией и Западом усилилась, однако, говорить о

возобновлении "холодной войны" преждевременно. Но то, что напряжённость в

отношениях между нами будет всегда присутствовать - это точно.

На этом я хотел бы закончить работу. Надеюсь, она найдёт одобрение у

проверяющих и обычных читателей.

IX. Литература:

1. Амброз Стивен. «Эйзенхауэр - солдат и президент». Л.: «Книга ЛТД»,

1993.-364с.

2. Арцибасов И.Н. «Истоки противостояния», Л.: «Международное право».

1989.-276с.

3. Журнал «Зарубежное военное обозрение» №1-1998.М.: «Панорама»-78с.

4. Журнал «Международная жизнь». №10-1996, №2,7-1999. М.: «Мир»-110-115с.

5. Журнал «Родина» .№8-1998. М.: «Правда».-85с.

6. Сборник «США. Экономика, политика, идеология».№3-1997, №10-1998.М.:

«Правда»-168-172с.

7. Черчилль Уинстон. «Вторая мировая война». Т3.-М.: «Воениздат». 1991.- 414с.

8. Яковлев Н.Н. «ЦРУ против СССР”.-М.: «Молодая гвардия». 1983.-356с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты