Реферат: Город Муром во второй половине 20 века

Реферат: Город Муром во второй половине 20 века

Министерство Образования РФ

Владимирский Государственный Университет

Кафедра Истории и Культуры

Реферат

Город Муром во второй половине XX века.

Выполнила:

студентка

Проверил:

г. Владимир 2002 год.

Содержание ......................... стр.

Введение. 3

1. Экономическое развитие края во второй половине XX века. 4

Население. 4

Промышленное производство. 4

Производство товаров народного потребления. 5

Кризис 80-х годов. 5

Промышленное производство 90-х годов. 6

Развитие транспорта. 7

Строительство и архитектура. 9

Торговля и общественное питание. 9

2. Сельское хозяйство края. Вторая половина XX в. 10

Земледелие. 11

Животноводство. 11

Проблемы развития села. 12

3. Политическая жизнь в Муромском крае во второй половине XXв. 13

4. Народное образование в Муроме. 1945 - 2000 гг. 14

5. Возрождение духовной жизни Мурома в последнее десятилетие XX в. 16

6. Культура Мурома во второй половине XX в. 18

Кино. 18

Театральная и концертная жизнь. 19

Культурные центры. 19

Музеи. 19

Библиотечное дело. 20

Средства массовой информации. 21

Физкультура и спорт. 21

7. Художественная жизнь Мурома. 22

Вывод. 23

Литература. 24

Введение.

Впервые Муром упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом. На месте,

где стоит город, ещё в VI-VII вв. возникло небольшое поселение одной из

родовых групп племени мурома с её военным убежищем.

В IX в. русские дружинники в погоне за полоном и данью проникли в муромское

течение Оки. Военное убежище муромы на Кремлёвской горе дружинники

превратили в укреплённый пункт и в форпост борьбы с булгарскими феодалами.

Среди муромы начали селиться русские ремесленники.

Так первоначальное поселение муромы превратилось в русский город Муром. Муром

растёт и развивается на протяжении всех веков.

В своей теме, я, подробно раскрою развитие города Мурома во второй половине

XX века.

1. Экономическое развитие края во второй половине XX века.

Население.

Во второй половине XX века население городов растёт невиданными темпами. По

численности населения Муром остаётся третьим городом в области, следуя за

Владимиром и Ковровом. После 1941г. В процессе изменения границ Горьковской,

Ивановской и Московской областей Муромский район, потеряв все территории по

правому берегу Оки, вошёл в состав Владимирской области. В новых границах

район был самым густонаселённым в области.

С 1959 по 1989 гг. население Мурома выросло в 2 раза. Рост в основном

происходил за счёт миграции в город сельского населения, т.к. в 60-е годы

началось снижение рождаемости. Кризис конца 80-90-х годов способствовал

дальнейшему сокращению рождаемости и росту смертности, в результате чего

произошло уменьшение численности населения края.

Промышленное производство.

В последние годы Великой Отечественной войны и после неё в городе бурно

растёт промышленность, расширяются старые производства и создаются новые. На

стрелочном заводе осваивается литейное производство. В 1949 году начинается

реконструкция фанерного комбината. Машиностроительный завод им. Орджоникидзе

получает заказ на производство токарных патронов.

В годы войны под Муромом строился приборостроительный завод, в 1947 году

открылся радиозавод.

С 60-х годов начинается внедрение новых технологий, автоматизированного

оборудования, конвейерных линий и применение искусственных материалов.

В 1956 году на фанерном комбинате открывается цех синтетических смол, первый,

в стране начавший выпускать бакелитовую плёнку. В 1964 году на комбинате

налаживается выпуск древесностружечных плит, а с 1975 года эту продукцию

производит цех - автомат.

В 1955 – 58 году на заводе им. Ф.Э.Дзержинского изготовили первый в стране

маневровый тепловоз с гидромеханической передачей, а к началу 60-х завод

вышел на первое место в мире по количеству выпускаемых тепловозов этого типа.

Всего за 1971 – 72 годы заводы города получили 17 автоматических и

полуавтоматических линий, 78 станков с программным управлением.

С 60-х годов растёт роль финансового обеспечения производства. Оформление

состава крупнейших заводов города, начатое после войны, завершается к концу

70-х годов.

Производство товаров народного потребления.

С конца 50-х годов увеличивается доля товаров народного потребления в валовом

промышленном производстве.

С1958 года на заводе им. Орджоникидзе был начат выпуск холодильников «Ока».

Производство холодильников сделало завод рентабельным.

В 1952 году на радиозаводе начат выпуск первых в стране автомобильных

радиоприёмников. На фанерном комбинате в 1958 году был открыт мебельный цех.

Кризис 80-х годов.

В Советскую эпоху государственная форма собственности достигает пика

развития, и к 80-м годам назревает системный кризис, выразившейся в

структурном и технологическом отставании отечественной промышленности,

высокой себестоимости и материалоёмкости продукции.

Кризис проявился в дефиците товаров народного потребления. Проблемы возникают

не только с качеством, но и количеством товаров. Для жителей города

становится обычными поездки в Москву за продуктами, одеждой, обувью, бытовой

техникой. Составлялись списки очередников на приобретение товаров длительного

пользования. Деньги населения накапливались на сберегательных книжках.

Одной из основных особенностей Советской эпохи было так называемое «освоение

средств»: заводы получали задание на выпуск определённой продукции и

соответствующее государственное финансирование.

Рост производительности достался за счёт самоограничения работающих различных

«движений» и «починов», субботников и т.п.

Для промышленности города было также характерно создание больших мощностей,

ориентированных на производство военной продукции.

Промышленное производство 90-х годов.

Проведение приватизации и акционирования изменило структуру форм

собственности. Государственная собственность сократилась до незначительных

размеров. К 1999 году только 10 % предприятий города были государственными,

тогда как доля частных возросла до 41 %, смешанных - до 43 %, и до 6 % -

муниципальных.

Предприятия города, потерявшие производственные связи в результате распада

СССР и СЭВ, не получающие оплаты за государственный военный заказ,

оказываются в тяжелом положении. Доля машиностроения и металлообработки в

экономике города сокращается с 76 % до 63 %. Из двадцати девяти крупных и

средних предприятий города в 1998 году убыточными было десять, в 1999 - семь.

Производственные мощности использовались не более, чем на 70 %.

С конца восьмидесятых годов Муром становится доступным для иностранных

инвесторов. Создаются восемь совместных предприятий с бизнесменами и фирмами

Испании, Канады, Ливана, Турции и других стран.

Свобода предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей привела

к тому, что значительные партии материалов и готовой продукции зачастую

продаются с максимальной выгодой для частных лиц и минимальной для

предприятий, а это приводит к банкротству предприятий. Цены внутри страны

постепенно подтягиваются к мировым. Возрастает конкуренция, и многие товары,

выпускаемые муромскими заводами, ее не выдерживают, а для выпуска

конкурентоспособной продукции не хватает средств и подготовленных кадров.

Заводы продолжают выпускать товары народного потребления, разработанные еще в

семидесятые-восьмидесятые годы технически и морально устаревшие.

Многие из заводов прекратили свое существование после финансового кризиса

августа 1998 года-Кризис на рынке ценных бумаг России, связанный отчасти с

мировым кризи-| сом, пагубно повлиял на развитие экономики города. За 1998

год падение объемов производства составило почти 13 %.

Серьезной проблемой для города стала безработица. Если в 1990 году в

промышленности было занято около пятидесяти пяти тысяч человек, то в 1999-м -

их число немногим превышало двадцать восемь тысяч. В конце 1999 года в крае

прекратилось падение производства, а в 2000 году в некоторых отраслях даже

обозначился небольшой подъем (см. Табл. XVII). Число безработных сократилось

до 3,8 тысяч человек. Подъем был связан с процессом замещения на внутреннем

рынке России подорожавших импортных товаров отечественными и притоком в

страну денег от продажи нефти.

Значительный вклад в экономику города вносят предприятия, выпускающие

продукцию для структурообразующих отраслей и на экспорт. Одним из таких

предприятий является стрелочный завод. Производство стрелочных переводов

требует высокотехнологичного оборудования и значительных производственных

мощностей. Муромский фанерно-мебельный комбинат (ЗАО «Муром») остается

крупнейшим предприятием деревообработки в области. Другие заводы также

пытаются найти свободные ниши на рынке. Создаются малые дочерние предприятия,

позволяющие списывать долги и издержки на основное производство, и выпускать

конкурентоспособную продукцию.

Особое внимание уделяется развитию средств связи. Если в семидесятые годы в

городе была открыта АТС на пять тысяч номеров, в восьмидесятые -еще одна на

десять тысяч, то в 1999 году в городе действуют десять телефонных станций на

двадцать шесть тысяч номеров и сто двадцать пять телефонных автоматов.

Развиваются новые виды связи (пейджинговая, сотовая, 1МТЕ1ШЕТ и др.).

В девяностые годы, после того, как Муром был открыт для посещения

иностранными гражданами, администрация города стремится развивать туризм как

перспективную отрасль экономики, уделяя особое внимание благоустройству

города и созданию туристической инфраструктуры.

Развитие транспорта.

С конца пятидесятых годов бурно развивается транспорт. Для обеспечения

перевозок грузов и пассажиров используются новые технические решения.

К началу шестидесятых на участке Муром-Черусти смонтирована автоматическая

система контроля за движением поездов, на Муромской станции уложено три

дополнительных пути, построена маневровая горка. Грузооборот Муромского

отделения Горьковской железной дороги с 1928 по 1961 годы вырос не менее, чем

в сто раз.

На рубеже семидесятых-восьмидесятых электрифицируется ветка Москва - Муром -

Казань - Свердловск (ныне Екатеринбург). Муромское локомотивное депо начинает

принимать электровозы. Тепловозная тяга сохраняется только на ветке Муром -

Ковров. В девяностые годы в связи с общей экономической нестабильностью в

стране объем перевозок по железной дороге сокращается. До начала девяностых

важной транспортной артерией для города оставалась Ока, по которой

осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки. Были организованы

специальные круизные туристические маршруты на теплоходах. С 1961 года по Оке

открывается регулярное движение судов на подводных крыльях - «Ракет» - до

Горького и Рязани. В начале девяностых годов почти прекращаются пассажирские

перевозки по реке, перестают курсировать пассажирские суда ближних и дальних

рейсов, резко сокращается количество круизных маршрутов. В связи с

уменьшением объемов капитального и промышленного строительства, а также

строительства дорог, наблюдается резкий спад перевозок грузов, т. к. обычно

речным транспортом переправлялись строительные материалы (щебень, песок) и

крупногабаритные конструкции.

Активно развивался автомобильный транспорт. Расширился парк автобусов и

грузовых автомобилей. Работали автобусные линии, соединявшие населенные

пункты внутри района, области и за ее пределами. Возросло количество легковых

автомобилей, находившихся в личной собственности граждан.

Кризис девяностых годов отразился на автомобильном транспорте. Резко возросла

стоимость автомобилей, запчастей, ремонта, горюче-смазочных материалов.

Имевшаяся в наличии техника муниципальных автопредприятий к этому времени

зачастую уже выработала свои эксплуатационные ресурсы, а приобретение новых

отечественных и подержанных импортных машин было ограничено из-за отсутствия

у предприятий свободных денежных средств. Автобусный парк сокращался,

увеличивалась нагрузка на технику.

Значительная часть пассажирских перевозок осуществлялась частными лицами. Все

такси в городе также стали принадлежать частным владельцам.

В девяностые годы растут объемы грузовых автоперевозок, что связано с

развитием малого и среднего бизнеса. До девяностых годов из Мурома

осуществлялись и регулярные пассажирские и почтовые авиаперевозки на

небольших самолетах местных авиалиний.

Строительство и архитектура.

В 1953 году был принят Генеральный план застройки Мурома, разработанный

Ленинградским проектным институтом. По этому плану официально расширялась

черта города, в который теперь включались промышленные постройки, а также

железнодорожный поселок, планировалось малоэтажное строительство. В

послевоенной экономике появился новый фактор - массовое жилищное

строительство. В начале шестидесятых в городе ежегодно строилось около

полутора тысяч квартир.

Застраиваются пустыри на бывших торговых площадях, возникают новые

микрорайоны, в 1965 году начинает строиться Южный поселок, приближая город к

селу Карачарову. Рядом с приборостроительным заводом растет Вербовский

поселок, в котором к концу семидесятых проживает более десяти тысяч человек.

Город благоустраивался. Зеленые массивы на его территории были оформлены в

парки, появилось два новых кинотеатра, здание ресторана «Муром».

В 1962 году в Муроме торжественно праздновалось 1100-летие. С этого времени в

символике города стал активно использоваться образ былинного богатыря Ильи

Муромца. При въезде в Муром со стороны Владимира был установлен «Былинный

камень» с изображением богатыря.

В шестидесятые годы происходит оформление культурно-административного центра

города. в 1960 году была сформирована площадь Труда, стала застраиваться

близлежащая территория, где еще в пятидесятые годы располагался глубокий

овраг.

Последнее десятилетие XX века существенно изменило облик города. Расширилась

северо-западная часть. Были отреставрированы и восстановлены древние

монастыри и некоторые храмы, возвратившие городу его самобытный облик.

Торговля и общественное питание.

К началу шестидесятых годов в городе работало сто магазинов и около

восьмидесяти торговых палаток и павильонов. Розничный товарооборот

государственной и кооперативной торговли за 1960 -1980 годы вырос в городе с

48 до 132 млн. руб., а в районе за 1975 -1980 годы с 21 до 24 млн.

Увеличилась доля дорогостоящих товаров (ковры, бытовая радиоаппаратура,

музыкальные инструменты, пылесосы, швейные и стиральные машин).

Росла покупка продовольственных товаров через государственную торговую сеть.

К концу семидесятых годов в городе работают пятьдесят восемь столовых, три

ресторана, пять кафе общей вместимостью девять тысяч человек.

Бурно развивающаяся торговля все же не поспевает за ростом потребления. С

середины семидесятых дефицитными становятся продукты питания. Даже молоко

появляется в магазинах лишь на несколько часов в день, а другие молочные

продукты совсем отсутствуют.

В девяностые годы Муром занимает второе место в области по розничному

товарообороту. В этой сфере работает более двух тысяч человек. В 1999 году в

городе насчитывалось более семидесяти точек общественного питания и четыреста

девяносто три точки торговли; из них почти две трети были продовольственными.

Развитию торговли способствовало то, что в городе действовало более ста

оптовых торговых фирм, поставляющие в город от 30 до ^80 % различных

продовольственных товаров. Развивается сеть фирменной торговли Муромских

заводов. Значительный поток товаров шел через городской рынок.

2. Сельское хозяйство края. Вторая половина XX в.

Государственная политика в области сельского хозяйства и Муромский край. До

пятидесятых годов сельское хозяйство края не претерпевает каких-либо

серьезных изменений, оставаясь поставщиком людских и материальных ресурсов

для развития городов. Основной формой организации сельскохозяйственного

производства являются колхозы и совхозы. Вышестоящие органы продолжают

диктовать сельхозпроизводителям сроки сева, структуру посевных площадей и

даже норму внесения удобрений.

В послевоенные годы возрастает роль применения минеральных удобрений и

гербицидов в сельском хозяйстве. Химизация в известной мере снимает проблему

нехватки органических удобрений и даже приводит к пренебрежению ими. Вместо

того, чтобы вывозить навоз с животноводческих ферм на поля, его смывали в

реки и озера, что приводило к загрязнению водоемов и гибели рыбы.

В пятидесятые-шестидесятые годы государство проводит политику укрупнения

колхозов, объединяя в одно хозяйство несколько прежних небольших.

Земледелие.

Всего в районе числилось около 100 тыс. га земли; из них под нужды сельского

хозяйства использовалось 63 тыс. га.

По всем занимаемым посевным площадям район был средним по области; размеры

площади, занятой под картофель, стояли на втором месте (после Меленковского

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты