университета приняли решение внести в фонд ополчения полугодовое жалование
(6,5 тыс. рублей), московские актеры передали 12.тыс. рублей и т.д. Всего на
содержание ополчения была собрана по всей России огромная по тем временам
сумма почти в 40 млн. рублей.
Не могла остаться в стороне от своей паствы и православная церковь. Кроме
анафемы Наполеону Синод, в развитии царских указов о создании ополчений, издал
собственные постановления, где священнослужителям предписывалось
«споспешествовать общему делу» и принять участие в ополчении: направлять «на
службу в оныя» учащихся духовных семинарий. Синод пожертвовал 1,5 млн. рублей
на Петербургское и Московское ополчения. Хотя участие священников свелось к
ежедневным молебнам о победе над «супостатом» и «безбожником» Наполеоном, все
же часть низшего духовенства пошла служить в армию и ополчение
[4]. Некоторые представители низшего духовенства приняли также участие в
партизанской войне. Так, в Смоленской губернии действовал небольшой
партизанский отряд во главе с дьячком Саввой Крастелевым, погибшим в одной из
схваток с неприятелем.
Следует отметить, что на фоне всенародного подъема и сплочения народа на
борьбу против Наполеона и его армии, были и отрицательные примеры.
Петербургские власти отреагировали на невиданный патриотический подъем в духе
«квасного» казенного патриотизма. Эти псевдопатриотические настроения
петербургской аристократии высмеял А.С. Пушкин в своей неоконченной повести
«Рославлев»: «Вдруг известия о нашествии поразили нас. Москва
взволновалась.; народ ожесточился. Светские балагуры присмирели; дамы
вструхнули.; гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки
французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошур,
кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить
по-французски; все закричали о Пожарском и Минине и стали проповедовать
народную войну, собираясь на долгих отправиться в саратовские деревни».
С августа 1812 г., после оставления Смоленска и, особенно, после пожара
Москвы в сентябре, казенные патриоты ополчились не только против Наполеона,
но и против всего французского. Все французское преследовалось, на улицах
становилось опасно говорить на этом языке. Из Петербурга выслали французскую
труппу, а ее театр закрыли.
Но не официальный «казенный», а истинный народный демократический патриотизм
вдохновлял на подвиги русских воинов, партизан и ополченцев.
Лучшие представители русского дворянства понимали, что такой народ после
такой войны нельзя держать в цепях крепостничества. И не случайно перед своим
назначением главнокомандующим, 5 августа 1812 г. М.И. Кутузов дал «вольную»
некоторым своим крепостным, а П.И. Багратион за день до своей смерти от ран,
11 сентября 1812 г. отпустил на свободу всех своих дворовых, щедро наградив
их деньгами.
Крепостное крестьянство – основное население страны, сделавшее бесценный вклад в
изгнание французов, в 1812 году надеялось, что оно – освободитель Отечества –
получит освобождение от крепостной неволи. Но когда война кончилась, у царя для
народа нашлась только одна фраза в манифесте: «Крестьяне, верный наш народ,
да получат мзду свою от Бога».
Отечественная война 1812 года окончилась победой русского народа. Не мала в
этом и заслуга партизан. Подъем народных масс на борьбу с врагом
обуславливался тем, что война для русских людей носила справедливый,
оборонительных характер; крестьяне боролись за национальную независимость
своей Родины.
На всех этапах борьбы русского народа против захватнического нашествия
французов партизанское движение играло огромную роль и оказывало мощную
поддержку регулярной армии. В 1812 году русский народ проявил свойственные
ему стойкость, выдержку, самоотверженность и героизм. Несмотря на классовую
борьбу и крепостной гнет народ нашел в себе силы разгромить одну из
сильнейших армий тех времен - армию Наполеона.
Патриотический подъем 1812г. породил и талантливые произведения (например,
оперу великого русского композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин»).
Русские женщины делили все тяготы войны.
Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной
литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет. Писали
полководцы и государственные деятели, войны и поэты, простые люди, вплоть до
московской дворовой женщины. Из этих писем мы узнаем, что, и женщины всех
сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года.
И, в первую очередь, это относится к знаменитой «кавалер девице» – Надежде
Андреевне Дуровой, чья удивительная судьба еще при ее жизни стала легендой. В
своих многочисленных походах она вела записки, нечто вроде дневника, по
которым и были написаны впоследствии многие ее произведения.
Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье гусарского
ротмистра. Матушка ее очень хотела сына, и когда ей принесли новорожденную
дочь, сразу невзлюбила ее. Неудивительно, что дочь стала тянуться к отцу. Уже
маленькой она проводила много времени в седле его лошади. Но у маленькой
Надежды постоянно возникали конфликты с матерью. Вот что писала Дурова в своей
книге «Кавалерист – Девица»: «Матушка имела неосторожность говорить отцу
моему, что она не имеет сил управиться с воспитанницей Астахова, что это
гусарское воспитание пустило глубокие корни, что огонь глаз моих пугает ее, и
что она желала бы лучше видеть меня мертвую, нежели с такими наклонностями.
Батюшка отвечал, что я еще дитя, что не надобно замечать меня и что с летами я
получу другие наклонности и все пройдет само собою: «Не приписывай этому
ребячеству такой важности, друг мой!» – говорил батюшка. Судьбе угодно было,
чтоб мать моя не поверила и не последовала доброму совету мужа своего. Она
продолжала держать меня взаперти и не дозволять мне ни одной юношеской радости.
Я молчала и покорялась, но угнетение дало зрелость уму моему; я приняла твердое
намерение свергнуть тягостное иго и как взрослая начала обдумывать план успеть
в этом. Я решила употребить все способности выучиться ездить верхом, стрелять
из ружья и, переодевшись, уйти из дома отцовского». Много лет пройдет, пока
ее мечта осуществиться.
И вот, в сентябре 1806 года она, переодевшись в мужское платье, тайно покинула
дом и вступила в казачий полк под именем Александра Васильевича Дурова (потом
она носила фамилию Соколова или Александрова). «Стянув стан свой черным
шелковым кушаком и надев высокую шапку с пунцовым верхом, с четверть часа я
рассматривала преобразившийся вид свой; остриженные волосы дали мне совсем
другую физиономию; я была уверена, что никому и в голову не придет подозревать
пол мой», – так описывала свое превращение в мужчину сама героиня. Бегство
Дуровой из дома в большой степени стихийный порыв, это устремление в
неизведанные просторы. Однако эта желанная свобода потребовала от нее дорогой
платы – одиночества. Одиночества в суровом походном быту. Поневоле пришлось
вести жизнь замкнутую, скрытую.
Уединяясь на биваках, Дурова кипела необыкновенной энергией в сражениях, –
она ходила вместе с товарищами в тяжелейшие атаки на французов. Командир
выговаривал ей даже, что она ходит в бой со всеми эскадронами полка
поочередно, а не только со своим, как полагается. Журили ее и за то, что она,
рискуя жизнью, стремится спасать «встречного и поперечного», выводит раненых
из боя. За подлинный подвиг, за спасение от гибели русского офицера (женщина
с пикой в руке бросилась на нескольких французских кавалеристов) ей был дан
самый почетный воинский орден – Георгиевский крест.
Днем и ночью, в любую погоду – в седле, бесконечные стычки с неприятелем,
ночевки на земле, заплесневелые сухари и питье из лужи, невозможность
обогреться или сменить мокрый мундир. Обо всем этом Дурова говорит в своих
записках. Никто не слышал от нее никаких жалоб, даже тогда, когда она была
сильно контужена ядром в ногу и оставалась в строю.
На биваках, в то время как офицеры-сослуживцы бражничают за общим столом и
ведут свои мужские разговоры (конечно, не стесняясь в выражениях), она с
отчужденным видом маячит где-то в стороне – от людей, от костра, от тепла,
которое ей так нужно, – ближе к тьме ночи; или сидит одиноко с книгой в своей
палатке. Выходило так, что во время отдыха, на биваке и даже в походе ей
гораздо труднее, чем в бою. Кончается бой – и исчезает полнота жизни.
Не одна Дурова искала этой полноты. Другая ее сверстница – жена генерала
Храповницкого – всюду сопровождала своего мужа, одетая казаком. Она бывала
вместе с ним в боях и даже получила медаль. Но маскарад Храповницкой никого
не обманывал. Семья оставалась семьей и при военно-походной жизни. Были и еще
женщины в то время, так или иначе ломавшие не нравившийся им уклад жизни. И
все же Дурова изумила всех. Никто не в силах был преодолеть таких трудностей,
какие взвалила на себя она.
Немногим легче ей было и в ординарцах – у Милорадовича и Коновницына, а потом
у Кутузова (после Бородинской битвы). При штабе Кутузова она служила как
«Александров», хотя тайна ее была уже раскрыта.
В потоке военных мемуаров «Записки Кавалер девицы» принесли Дуровой славу. Так
как образ автора прочно слился с образом героини записок. И пусть герой –
«кавалерист», пусть – «Соколов», «Александров» – все равно это женщина с
глубокой, чистой душой («словно в монастырь ушла она в военный мундир».).
Записки Дуровой – это еще и точка зрения рядового участника событий, для
которого война состоит не столько из генеральных сражений и смотров, сколько
из ежедневной тяжелой работы и трудностей быта. Причем не чужд ей и более
широкий, общий взгляд на положение дел (например, ее рассуждения о судьбе
Наполеона). Дурова, по словам Белинского, была «дивный феномен нравственного
мира».
Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел
были обращены многие города. Но общая беда, как известно, сближает людей. В
пострадавших от нашествия губерниях женщины и дети помогали своим мужьям,
отцам, уходили в партизаны.
Так поступила Василиса Кожина, которая возглавила отряд из женщин и
подростков. Они выслеживали и уничтожали отдельные небольшие группы
наполеоновских солдат. В народе о Василисе сочиняли анекдоты, вот один из
них:.
В Смоленской губернии широкую известность получила старостиха Василиса Кожина.
Ее муж – староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных,
забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько
французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда
следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия
бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь,
пустилась в виде предводителя препроважать французов сама. В сем намерении,
разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи
французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен
будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее.
Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударя по голове своим жезлом
– косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам,
собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати
семи таким озорникам сорвала голова! Марш в город!» И после этого кто
усомнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?
[5]
«. Русский народ поднялся, как один человек, и для этого не требовалось ни
прокламаций, ни манифестов. воины проходили всюду с песнями; иногда (я сам
видел) за ними шли их жены и, чтобы помочь мужьям, несли их оружие и их вещи.»
(из письма Г. Фабера, чиновника русского министерства иностранных дел). Так
мужественно вели себя простолюдины в деревнях. А что же в городах? Вот,
например, в Пензе, как мы узнаем из записок Ф. Вигель: «Дворянство
по-своему старалось высказать патриотизм. Дамы отказывались от французского
языка. Многие из них, почти все, одевались в сарафаны, надевали кокошники и
повязки». Это было в провинции, а в Москве?
Вот воспоминания дворовой женщины из дома князя Лобанова, которая была женой
крепостного. «Уже давно толковали в народе, что идет на нас Наполеон, и как
бы в Москву не забрался, а господа все не верили, – пусть, мол, народ болтает!
– да и не позаботились добро свое от француза спасти. А потому барин с утра
надевал мундир и ездил, куда все другие господа собирались думу вместе думать,
как лучше французу насолить, да в Москву не допустить».
Царская семья тоже вынуждена была продемонстрировать свой патриотизм – сестра
царя Екатерина Павловна вооружила и взяла на содержание один батальон
ополченцев из своих крепостных крестьян Тверской губернии, который участвовал
в бородинском сражении. Мария Федоровна (1759-1825 гг.) – принцесса
Вюртембергская, жена российского императора Павла I, мать Александра I
создала ряд благотворительных и воспитательных организаций (Мариинское
ведомство).
Дамы, приближенные к царскому двору тоже не оставались в стороне от военных
событий. Интересные письма, характеризующие общественное настроение оставила
нам Волкова Мария Аполлоновна (1786-1859 гг.) – фрейлина императрицы Марии
Федоровны. А также Ланская Вера Федоровна (1787-1844 гг.) – дочь князя Ивана
Ивановича Одоевского. Они вели между собой патриотическую переписку.
30 сентября
«Мы готовим корпию и повязки для раненых; их множество в губерниях Рязанской
и Владимирской и даже здесь, в близких городах. Губернатор посылает наши
запасы в места, где в них нуждаются. »
22 октября
«О! Как дорога и священна родная земля! Как глубока и сильна наша
привязанность к ней! Как может человек за горсть золота продать благосостояние
отечества, могилы предков, кровь братьев, словом, все то, что так дорого
каждому существу, одаренному душой и разумом».
Все эти воспоминания, письма, а особенно, записки Н. Дуровой были материалом
первостепенной значимости, которые лучше всяких беллетристических вымыслов
рассказывали современникам о действительной жизни и положении русских женщин,
которые делили все тяготы войны наравне с мужчинами.
Заключение.
Грандиозная победа России в войне 1812 года имела и грандиозные последствия для
России, Европы и всего мира. С одной стороны, она развеяла в прах
наполеоновские планы мирового господства и положила начало гибели империи
Наполеона, с другой стороны, как никогда высоко подняла международный престиж
России, отвоевав у Франции позиции лидера на мировой арене. Ну а главной
причиной победы стал общенациональный подъем народных масс, объединившихся с
армией и выступивших на защиту отечества. Народный характер войны 1812 года
отделял ее от всех предыдущих войн. И очень точно сказал об этом академик В.И.
Пичета: «Великий завоеватель столкнулся с великим народом и был разбит».
А вот как писал о России в 1812 году А. Герцен: «Народ этот убежден, что у
себя дома он непобедим, эта мысль лежит в глубине сознания каждого крестьянина,
это – его политическая религия. Когда он увидел иностранца на своей земле в
качестве неприятеля, он бросил плуг и схватился за ружье. Умирая на поле битвы
за «белого царя и пресвятую богородицу», на самом деле он умирал за
неприкосновенность русской территории».
Победа над Наполеоном вызвала бурный рост национального самосознания и
пробудила лучших людей нации к освободительной борьбе против самодержавия и
крепостничества. Зачинатели этой борьбы, декабристы, прямо называли себя
«детьми 1812 года». На ее преданиях выросли революционеры.
«Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; все, что было до
того, – только предисловие.» – писал А. Герцен.
Память о войне 1812 года жила, формировала общественное мнение, рождала
события и книги и воплотилась в строки «Войны и мира» Л. Толстого,
бессмертные произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова, Ф. Тютчева и
др.
Список использованной литературы:
1. «Недаром помнит вся Россия» – Москва, «Молодая Гвардия» 1987 год.
2. В.Г. Сироткин «Отечественная Война 1812 год». Москва «Просвещение» 1988 год.
3. М.И. Кутузов – генерал-фельдмаршал «Письма, записки». Москва «Военное
издательство» 1989 г.
4. Н.А. Дурова «Избранное». Москва, «Советская Россия» 1984 год.
[1] Г. Росс С Наполеоном в Россию:
Записки врача Великой Армии/ Пер. с немец. – М., 1912 – С. 10-11
[2] Сейчас – город Гагарин.
[3] В тот же день московское
дворянство постановило: направить в ополчение по 10 ратников от каждых 100
своих крепостных крестьян.
[4] Отражением этого участия стал
наградной медный крест с надписью «1812 год», которым, наряду с медалью «За
любовь к отечеству», по указу 30 августа 1814 г. награждались священники,
служившие в войсках и ополчении в 1812–1814 гг. Медаль давалась дворянам,
священнослужителям и купцам за крупные пожертвования в 1812 г.
[5] Полное собрание анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами
Страницы: 1, 2