Реферат: Великий Махно

Реферат: Великий Махно

Махно Нестор Иванович – крестьянин, родившийся 27 октября 1889г. и выросший в

селе Гуляй - Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии, сын

бедной крестьянской семьи. На одиннадцатом месяце жизни он лишился отца,

оставшись, вместе с четырьмя маленькими братьями, на руках матери. Уже с семи

лет, по причине особенной бедности семьи, он работал подпаском – пас коров и

овец крестьян своего села. Восьми лет поступил в местную начальную школу,

причем зимой учился, а летом пастушил. Окончив школу, двенадцатилетним

мальчиком он отправился на заработки. Работал в экономиях немецких кулаков и

в имениях помещиков в качестве простого чернорабочего. Уже тогда, будучи

четырнадцатилетним юношей, он питал сильную ненависть к эксплуататорам –

хозяевам и мечтал о том, как бы он посчитался с ними за себя и за других,

если бы был в силах. После он работал литейщиком на заводе в своем селе.

До шестнадцати лет он не соприкасался с политическим миром. Его революционные

и социальные воззрения складывались в небольшом кругу односельчан, таких же

пролетариев – крестьян, как он сам. Революция 1905 года сразу выбила его из

этого небольшого круга, поставив в поток широких революционных событий и

действий.

В это время он был семнадцатилетним юношей, полным революционного

энтузиазма, готовым на любые действия ради освобождения трудящихся. После

ближайшего знакомства с политическими организациями он решительно вступает в

ряды анархистов – коммунистов и становится с этого момента неустанным борцом

за социальную революцию.

Русский анархизм того времени имел перед собою две конкретные задачи: 1 –

раскрыть тот политический обман, в который социалистические партии, во главе

с марксистами, пытались ввести трудящихся, и 2 – указать рабочим и крестьянам

путь социальной революции. В пределах этих задач Махно нашел себе

обширное поле деятельности, принимая участие во многих опаснейших моментах

анархической борьбы.

В 1908 году он попадает в руки царского суда, который за участие в

анархических сообществах и террористических актах приговаривает его к

повешению, замененному затем, ввиду его несовершеннолетия, бессрочной

каторгой. Всю каторгу Махно отбывал в Московской центральной пересыльной

тюрьме (Бутырках). Как ни тяжела и безнадежна была жизнь на каторге, Махно,

тем не менее, постарался широко использовать свое пребывание на ней в целях

самообразования и проявил в этом отношении крайнюю настойчивость. Он изучал

русскую грамматику, занимался математикой, русской литературой, историей

культуры и политической экономией. Каторга, собственно, была единственной

школой, где Махно почерпнул исторические и политические знания, послужившие

ему огромным подспорьем в последующей его революционной деятельности. Жизнь,

факты жизни были другой школой, научившей его узнавать людей и общественные

события.

На каторге, будучи еще совсем молодым, Махно подорвал свое здоровье. Упорный,

не могущий примириться с полным бесправием личности, которому подвергался

всякий осужденный на каторгу, он всегда спорил с тюремным начальством и очень

часто сидел за это по холодным карцерам, нажив себе, таким образом,

туберкулез легких. За «неодобрительное поведение» он в течении 9-ти лет, до

последнего дня заключения, пробыл закованным по рукам и ногам, пока, наконец,

восстанием московского пролетариата не был освобожден 2 мата 1917 года наряду

с остальными политическими заключенными.

По выходе из заключения Махно немедленно возвращается в Гуляй – Поле, где

многочисленное крестьянство встретило его с особенным сочувствием. Он являлся

на все село единственным политическим каторжанином, возвращенным революцией

домой, и невольно стал, поэтому предметом теплого отношения крестьян. Теперь

это был не просто молодой, мало подготовленный юноша, а законченный опытный

борец, с сильными волевыми устремлениями и с определенным планом социальной

борьбы.

По прибытии в Гуляй – Поле он немедленно отдается революционной работе,

стараясь, прежде всего, организовать крестьян своего и окрестных сел:

создает профессиональный союз крестьян – батраков, организовывает трудовую

коммуну и местный крестьянский совет. Он был вдохновлен главной своей задачей

– сплотить и организовать все крестьянство настолько прочно, чтобы оно могло

раз и навсегда выгнать всю «расу» крепостников – управителей и само строить

свою жизнь. И он, продвигаясь в этом направлении, вел организационную работу

среди крестьян, но не как проповедник, а как практический борец, стараясь

сплачивать трудящихся, вскрывая обман, угнетение и несправедливость рабского

строя. В период керенщины и октябрьских дней он был председателем районного

крестьянского союза, земельного комитета, профессионального союза металлистов

и деревообделочников и, наконец, председателем Гуляй – польского Совета

крестьян и рабочих.

В середине августа 1917г., в качестве председателя Совета, он собрал всех

помещиков и собственников района, отобрал у них документы о количестве

находившихся в их владении земли и инвентаря и произвел точный учет всего

этого имущества. Затем он сделал доклад – сначала на собрании волостного

совета, а потом на районном съезде. В своем докладе он предложил, чтобы

помещики и кулаки пользовались землей наравне с трудовым крестьянством.

Районный съезд, по его предложению, постановил: оставить кулакам и помещикам

по трудовой норме земли, а также живого и мертвого инвентаря. По примеру

гуляй – польского района, такие постановления были вынесены на многих уездных

съездах крестьян Екатеринославской, Таврической, Полтавской, Харьковской и

других губерний.

За это время Махно в своем районе стал душою крестьянских движений,

отнимавших у помещиков землю, имущество, а где надо было и жизнь. Этим он

нажил себе смертельных врагов в лице местных землевладельцев, богачей и

буржуазных организаций.

В момент оккупации Украины австро – германцами Махно, по поручению гуляй –

революционного польского комитета, создал для борьбы с немцами и Центральной

Радой батальоны крестьян и рабочих, с которыми в боевом порядке отступал на

Таганрог, Ростов и Царицын. В то время местная буржуазия, окрепшая с приходом

австро – германцев, уже за ним охотилась, и ему пришлось скрыться. В отместку

украинские и немецкие военные власти сожгли дом его матери и расстреляли его

старшего брата Емельяна, инвалида войны.

В июне 1918 года Махно прибыл в Москву, чтобы посоветоваться с некоторыми

старыми работниками анархизма относительно направления и характера

деятельности среди украинского крестьянства. Однако у анархистов, оказавшихся

в этот период русской революции крайне неустойчивыми и слабыми, он

удовлетворивших бы его советов и указаний не нашел и поехал на Украину,

руководствуясь только своими соображениями.

Давно уже у него зрела мысль: организовать многочисленное крестьянство как

самостоятельную историческую силу, выявить веками накопленную в нем

революционную энергию и всю эту гигантскую мощь обрушить на современный

крепостнический строй. Теперь этот момент подошел. Находясь в Москве и читая

сообщения газет о многочисленных актах повстания украинских крестьян, он

волновался, делался сам не свой и с большими душевными страданиями переживал

каждый лишний день в Москве. Наконец, наспех, с помощью старого своего

товарища по идее и по каторге, он собрался и поехал на Украину в свой гуляй –

польский район. Это было в июле 1918 года. Ехать пришлось с большим трудом,

строго законспирировавшись, чтобы в том или ином месте не попасть в руки

гетманских агентов. И в самом деле, в одном месте Махно чуть не погиб, будучи

схвачен немецкими властями с чемоданом анархической литературы. Его спас один

знакомый, гуляй – польский еврей – обыватель, потративший большую сумму денег

на его освобождение. По дороге на Украину он получил предложение от

большевиков взять для революционной подпольной деятельности определенный

район Украины и вести там работу от их имени. Нечего, конечно, и говорить,

что Махно не стал даже обсуждать это предложение, стремясь к цели, прямо

противоположной большевистской.

Махно вновь в гуля – польском районе; на этот раз с бесповоротной решимостью

или погибнуть, или добиться победы крестьянства, но не уходить более из

своего района. Весть о его возвращении быстро пролетела из села в село. Он

же, со своей стороны, не замедлил выступить перед широким крестьянством

открыто – на митингах и печатно, - зовя его к решительным действиям против

гетманщины и панства, резко подчеркивая, что теперь трудящиеся не должны

упускать судьбу из своих рук. Громкий и волевой призыв его в несколько недель

облетел десятки сел и волостей, подготавливая массы к великим событиям.

Сам Махно приступил к действиям сейчас же. Первая задача, стоявшая перед ним,

- создать военно-революционный отряд достаточной силы, который гарантировал

бы свободу агитации и пропаганды в селах и деревнях и который приступил бы к

партизанским операциям. Отряд этот был создан в короткий срок. В деревнях

имелось достаточно великолепного боевого элемента, готового к действиям. Но

была острая необходимость в хорошем организаторе. Таковым явился Махно. В

основу партизанских действий был положен принцип, по которому всякий помещик,

преследовавший крестьян, всякий вартовой, всякий офицер русской или немецкой

службы как злейшие враги крестьянства и его свободы, должны только

уничтожаться. Кроме того, по принципу партизанства, предавался смерти каждый,

причастный к угнетению бедного крестьянства и рабочих, к попранию их

достоинства или к ограблению их труда и имущества.

За две – три недели отряд этот стал предметом ужаса не только для местной

буржуазии, но и для австро-германских властей. Район военно-революционных

действий Махно имел огромный – от Лозовой до Бердянска, Мариуполя и

Таганрога, и от Луганска и Гришина до Екатеринослава, Александровска и

Мелитополя.

По отношению к австро-германским и мадьярским войскам общим правилом партизан

было уничтожать офицерство, пленных же солдат распускать, предлагая им идти

на родину, рассказывать там, что делают украинские крестьяне, и работать на

пользу социальной революции.

Их при этом снабжали литературой, а иногда и деньгами. Лишь солдат, уличенных

в насилии над крестьянами, предавали казни. Такое отношение к пленным имело

определенное революционизирующее влияние на солдат.

В этот период своей повстанческой деятельности Махно являлся не только

организатором и вождем крестьянства, но в такой же степени грозным народным

мстителем. За короткий период его первого партизанского выступления сотни

помещичьих гнезд были уничтожены, тысячи активных врагов и угнетателей народа

– безжалостно раздавлены. Его смелый и решительный образ действий, быстрота

появления и исчезновения, неуловимость при разного рода обстоятельствах

превратили его в легендарную личность, окруженную любовью и гордостью

крестьян и страхом и ненавистью буржуазии.

В его поступках было, действительно, много легендарного, совершенного его

удивительной смелостью, его упрямой волей, проницательностью и здоровым

мужицким юмором.

Литература

1. «История махновского движения» Петр Аршинов 1995г Изд. «Дикое поле»

Запорожье. Стр.51-57

2. «История Советского государства 1900 – 1991г М., «Прогресс» 1997г.

3. «Исторические портреты» Ключевский В. О. М., Изд-во, Правда, 1998г.

4. Сыров С. «Страницы истории» М., Изд-во Русский язык 1997г.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты