Реферат: Военное дело в Древнем Риме
/p>

Места постоянной дислокации легионов (68 г. н.э.)

Британия

2-й Augusta (Глочестер), 9-й Hispana (Линкольн), 20-й Valeria Victrix (Шрусбери)

Испания

6-й Victrix

Галлия

14-й Gemina (Лион)

Рейн

5-й Alaudae, 15-й Primigenia (Ксантен), 16-й Gallica (Нойс), 1-й Germanica

(Бонн), 4-й Macedonica, 22-й Primigenia (Майнц), 21-й Rapax (Виндиш)

Дунай

10-й Gemina (Братислава), 13-й Gemina (Будапешт), 11-й Claudia, 8-й Augusta,

3-й Gallica, 7-й Claudia (граница с Дакией)

Восточные провинции

4-й Scythica, 12-й Fulminata, 6-й Ferrata (Сирия), 5-й Macedonica, 10-й

Fretensis, 15-й Apollinaris (Иудея)

Африка

3-й Cyrenaica, 22-й Deiotariana (Александрия), 3-й Augusta (граница Туниса и

Алжира)

Римский флот (конструкция, классификация, вооружение и тактика боевых

кораблей)

Конструкция и классификация

Реферат: Военное дело в Древнем Риме По своей

конструкции римские боевые корабли принципиально не отличаются от кораблей

Греции и эллинистических государств Малой Азии. У римлян мы встречаем те же

десятки и сотни весел в качестве основного движителя судна, ту же многоярусную

компоновку, приблизительно ту же эстетику фор- и ахтерштевней.

Подпись: Рисунок 4 Барельеф, с изображением римской боевой биремой.

Всё то же – но на новом витке эволюции. Корабли становятся крупнее. Они

обзаводятся бортовой артиллерией (лат. tormenta), постоянной партией

морской пехоты (лат. manipularii или liburnarii), оснащаются

штурмовыми трапами-"воронами" и боевыми башнями.

По римской классификации все боевые корабли назывались naves longae,

«длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих

пропорцию ширины к длине 1:6 и больше.

Противоположностью боевым кораблям были транспортные (naves rotundae, «

круглые корабли»).

Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves

rostrae (с тараном) и все прочие, "просто" корабли. Также, поскольку иногда

корабли с одним, а то и с двумя рядами весел не имели палубы, то существовало

разделение на корабли открытые, naves apertae (у греков – афракты

), и корабли закрытые, naves constratae (у греков – катафракты).

Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление

боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.

· Корабли с одним рядом весел (по вертикали) назывались монеры

(moneris) или униремы, а в современной литературе часто именуются

просто галерами,

· с двумя – биремы или либурны,

· с тремя – триеры или триремы,

· с четырьмя – тетреры или квадриремы,

· с пятью – пентеры или квинкверемы,

· с шестью – гексеры.

Однако дальше четкая классификация «смазывается». В античной литературе можно

встретить упоминания гептер, октер, эннер, децемрем и так вплоть до

седецимрем (шестнадцатирядных кораблей). Если понимать под этим количество

гребных ярусов, то получится полная чушь. Как с точки зрения технической, так и

военной.

Единственно представимое смысловое наполнение этих названий – общее

количество гребцов на одном борту по одному срезу (секции) во всех ярусах. То

есть, например, если в нижнем ряду на одно весло имеем одного гребца, в

следующем – двух, в третьем – трех и т.д., то тогда суммарно в пяти ярусах

получим 1+2+3+4+5 = 15 гребцов. Такой корабль можно, конечно, назвать

квиндецимремой. Но особого смысла в подобном названии не будет, потому что по

сути это будет квинкверема или пентера, т.е. пятиярусный боевой корабль. А

сколько гребцов приводят в движение пять весел одной секции – не суть важно.

Большие корабли во многих случаях бронировались бронзовыми пластинами и почти

всегда завешивались перед боем смоченными в воде воловьими шкурами для защиты

от зажигательных снарядов.

Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или

карфагенских. При попутном ветре на корабле устанавливали мачты (до трех на

квинкверемах и гексерах) и поднимали на них паруса. Перед боем паруса

скатывали и помещали в чехлы, а мачты укладывали на палубу.

Подавляющее большинство римских боевых кораблей, в отличие, например, от

египетских, вообще не имели стационарных, несъёмных, мачт.

Римские корабли, как и греческие, были оптимизированы для ведения прибрежных

морских сражений, а не для длительных рейдов в открытом море.

Обеспечить хорошую обитаемость среднего корабля для полутора сотен гребцов,

двух-трех десятков матросов и центурии морской пехоты было невозможно.

Поэтому вечером флот приставал к берегу. Экипажи, гребцы и большая часть

морских пехотинцев сходила с кораблей и ночевала в палатках. Утром плыли

дальше.

Корабли строились быстро. За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и

полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских

флотов во время Пунических войн. Например, по некоторым подсчетам (осторожным

и оттого наверняка заниженным), во время Первой Пунической войны (264-241 гг.

до н.э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса:

от триремы до квинкверемы (то есть не считая унирем и бирем).

Корабли имели относительно низкую мореходность, и в случае сильного

внезапного шторма флот рисковал погибнуть едва ли не в полном составе. В

частности, во время той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь

римляне потеряли по меньшей мере 200 кораблей первого класса. С другой

стороны, за счет достаточно прогрессивных технологий, если корабль не погибал

от ненастья или в бою с врагом, он служил удивительно долго. Нормальным

сроком службы считались 25-30 лет. (Для сравнения: английский линейный

корабль "Дредноут" (1906 г.) морально устарел через восемь лет после

постройки, а американские авианосцы типа "Эссекс" были выведены в резерв

через 10-15 лет после начала эксплуатации.)

Поскольку на парусах ходили только при попутном ветре, а всё остальное время

пользовались исключительно мускульной силой гребцов, то скорость кораблей

оставляла желать лучшего. Более тяжелые римские корабли были еще медленнее

греческих. «Быстроходным» считался корабль, способный выжать 7-8 узлов (14

км/ч), а для квинкверем вполне пристойной считалась крейсерская скорость в 3-

4 узла.

Экипаж корабля по подобию римской сухопутной армии назывался "центурией". На

корабле было два главных должностных лица: капитан ("центурион"),

ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный

за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками

морских пехотинцев.

Вопреки распространенному мнению, в республиканский период (V-I вв. до н.э.)

все члены экипажа римских кораблей, включая и гребцов, были вольнонаемными.

(То же самое, кстати, относится и к греческому флоту.) Однако позднее в

качестве гребцов действительно начали использовать рабов и пленных.

Командовали флотом первоначально два «военно-морских дуумвира» (duoviri

navales). Впоследствии появились префекты (praefecti) флота,

приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам.

Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в

реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск,

перевозимых на кораблях данного соединения.

Римские галеры

Боевое назначение — разведка, снабжение, посыльная служба и при

соответствующей отделке парадные выезды полководцев.

Это сравнительно высокобортный корабль с символическим тараном-трезубцем и

кормовым акростолем в виде завитка раковины. Отдельно размещенные

группы весел, укрепленные на балконах — кринолинах, — обеспечивали

высокую маневренность галеры при плавании в узкостях или между кораблями

эскадры.

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 5 Один из типов галеры, так называемая "актуария". Реконструирована

по изображению на колонне Траяна.

Кринолины располагались на разном уровне, что позволяло автономно работать

каждой группе весел. Ближе к корме находились два мощных рулевых весла. При

попутных ветрах галера этого типа иногда несла прямой парус - артемон

на съемной наклонной мачте, крепившейся к акростолю.

Биремы и либурны

Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны

могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов

на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для того, чтобы

повысить вместимость этих кораблей, даже небольшие биремы и либурны нередко

комплектовались закрытой палубой, чего обычно не делалось на судах аналогичного

класса в других армиях.

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 6 Мореходная либурна, дозорно-разведывательный корабль

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 7 Речная либурна для патрулирования Рейна

Уже в ходе Первой Пунической войны выяснилось, что биремы не могут эффективно

бороться против карфагенских квадрирем с высоким бортом, защищенным от

таранного удара множеством весел. Для борьбы с карфагенскими кораблями римляне

начали строить квинкверемы. А биремы и либурны на протяжении следующих веков

использовались для дозорной, посыльной и разведывательной службы, либо для

боевых действий на мелководье. Также биремы могли эффективно применяться против

торговых и боевых однорядных галер (как правило, пиратских), по сравнению с

которыми были куда лучше вооружены и защищены.

Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных

либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна,

Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны

принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно,

что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой идеальное

тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных

районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и

переправляющихся через водные преграды варварских отрядов.

Трирема

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 8 Классическая трирема с форкастлем (носовой боевой башенкой)

Трирема (см. рисунок) была более быстроходным кораблем по сравнению с

квадри– и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами.

При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней

метательные машины.

Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80

морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная вместимость составляла

при необходимости 200-250 легионеров.

Трирема являлась своего рода «золотой серединой», многофункциональным

крейсером античного флота. По этой причине триремы строились сотнями и

представляли собой наиболее распространенный тип универсального боевого

корабля Средиземноморья.

Тяжёлые корабли: Квадриремы и квинкверемы

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 9 Квадрирема, вооружённая четырьмя скорпионами

Квадриремы и более крупные боевые корабли тоже не были редкостью, однако

массово они строились только непосредственно в ходе крупных военных кампаний.

Преимущественно, во время Пунических, Сирийских и Македонских войн, т.е. в

III-II вв. до н.э. Собственно, первые квадри- и квинкверемы были улучшенными

копиями карфагенских кораблей подобных классов, впервые встреченных римлянами

во время Первой Пунической войны.

Эти линкоры Античности зачастую не снабжались тараном, а, будучи вооружены

метательными машинами (до 8 на борту) и укомплектованы крупными партиями

морской пехоты (до 300 человек), служили своеобразными плавучими крепостями,

с которыми карфагенянам было очень непросто справиться.

Сверхтяжёлые корабли

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 10 Квинкверема со штурмовым мостиком-"вороном" и двумя тяжёлыми

баллистами

Есть свидетельства, что римляне строили и более чем пятиярусные корабли. Так,

когда в 117 г. н.э. легионеры Адриана достигли Персидского залива и Красного

моря, они построили флот, флагманом которого якобы являлась гексера

(см. рисунок). Впрочем, уже во время битвы с карфагенским флотом при Экноме

(Первая Пуническая война) флагманскими кораблями римского флота были две

гексеры («шестипалубники»).

Согласно некоторым расчетам, самым большим кораблем, построенным по античным

технологиям, мог быть семиярусный корабль длиной до 300 футов (ок.90 м).

Корабль большей длины со всей неизбежностью сломался бы на волнах.

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 11 Гексера, супердредноут Античности (хорошо видны 6 скорпионов и

одна тяжёлая баллиста)

Как легко видеть, почти такие пропорции выдерживали римские эннеры и

децимремы. И первые, и вторые никогда не строились массово. Античная

историография модержит лишь несколько скупых упоминаний этих левиафанов.

Очевидно, что эннеры и децимремы были весьма тихоходны и не могли выдерживать

эскадренную скорость наравне с триремами и квинкверемами. По этой причине их

использовали в качестве броненосцев береговой обороны для охраны своих гаваней,

либо для осады неприятельских морских крепостей как передвижные платформы для

штурмовых башен, телескопических штурмовых лестниц (самбука) и тяжелой

артиллерии. В линейном сражении применить децимремы пытался Марк Антоний (31 г.

до н.э., битва при Акциуме), однако они были сожжены быстроходными кораблями

Октавиана Августа.

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 12 Эннера, еще один супердредноут Античности. Представляет собой 3-4

ярусный боевой корабль, на каждом весле по 2-3 гребца. (вооружение – до 12

метательных машин)

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 13 Децемрема (ок. 41 г. до н.э.). Представляет собой 2-3 ярусный

боевой корабль, на каждом весле по 3-4 гребца. (вооружение – до 12

метательных машин)

Вооружение и тактика

Абордажный бой

Главным оружием римского корабля были морские пехотинцы. Если корабли

греков и эллинистических государств в качестве основного тактического приёма

использовали mutatis mutandi таранный удар, то римляне ещё в Первую

Пуническую войну сделали ставку на решительный абордажный бой.

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 14 Абордажный трап «ворон» (вид сбоку, вид спереди)

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 15 Римский легионер, главная ударная сила корабля

Римские manipularii (морские пехотинцы) имели отменные боевые качества.

Карфагеняне, полагавшиеся на скорость и манёвренность своих кораблей,

располагали более искусными моряками, но не смогли противопоставить римлянам

аналогичных солдат. Сперва ими было проиграно морское сражение при Милах, а

несколько лет спустя римские квинкиремы, оснащённые абордажными «воронами»,

сокрушили карфагенский флот при Эгатских островах.

Со времён Первой Пунической войны штурмовой трап-«ворон» (лат.

corvus) становится почти неотъемлемым атрибутом римских кораблей первого

класса. «Ворон» представлял собой штурмовой трап особой конструкции, имел

десять метров в длину и около 1.8 в ширину. «Вороном» он назван из-за

характерной клювообразной формы большого железного крюка (см. Рисунок 14),

находившегося на нижней поверхности штурмового трапа. Или протаранив

неприятельское судно, или просто переломав ему вёсла в скользящем ударе,

римский корабль резко опускал "ворон", который пробивал своим стальным крюком

палубу и накрепко в ней застревал. Римская морская пехота обнажала мечи... А

после этого, как пишут римские авторы, «всё решала личная доблесть и рвение

воинов, желающих отличиться в бою на глазах у своих начальников».

Метательные машины

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 16 Скорпион, наиболее распространенная артиллерийская установка

римского флота

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 17 Баллиста, тяжелый эвтитон римского флота

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 18 Онагр, тяжелый палинтон римского флота

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 19 Полуавтоматический палинтон (полибол), квинтэссенция инженерного гения Античности

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Реферат: Военное дело в Древнем Риме

Рисунок 20 Абордажный гарпун (вверху), ручной огнемёт (посередине), огнемётный сифон (внизу)

Наиболее интересной метательной машиной, использовавшейся в римском флоте,

следует признать полибол - полуавтоматический камнемёт,

представляющий собой усовершенствованный палинтон. Если верить

описаниям, эта машина могла вести непрерывную стрельбу небольшими каменными

ядрами (4 кг.), подающимися из «магазина», расположенного над направляющим

ложем. Цепная передача, приводившаяся в действие вращением ворота, одновременно

взводила полибол, натягивая тетиву, подавала в ложе ядро из «магазина» и, на

очередном обороте, спускала тетиву. Таким образом, полибол можно признать даже

полностью автоматическим оружием с принудительной механикой автоматики (кстати,

некоторые современные многоствольные малокалиберные пушки тоже имеют

полупринудительную автоматику: кроме энергии пороховых газов, в них

используются также внешние электроприводы).

Аналогичные машины, но более крупные и предназначенные для стрельбы

зажигательными стрелами, использовались в береговых батареях.

Для огневой поддержки римляне также использовали наёмных критских лучников,

которые славились своей меткостью и замечательными зажигательными стрелами с

романтическим названием "malleoli". Кроме стрел, копий, камней и

окованных железом брёвен римские корабельные баллисты также стреляли тяжёлыми

железными гарпунами (лат. harpax). Наконечник гарпуна имел

хитроумную конструкцию. После проникновения в корпус неприятельского корабля он

раскрывался, так что извлечь гарпун обратно было практически невозможно. Таким

образом, вражеский корабль «арканили» желательно сразу с двух-трёх кораблей и

переходили к излюбленному тактическому приёму: собственно, абордажному бою.

См. также раздел «Метательные и осадные машины».

Таран

Несмотря на все описанные технические и артиллерийские изыски, таран

(лат. rostrum) являлся куда более надёжным и мощным оружием корабля, чем

баллисты и скорпионы.

Тараны изготовлялись из железа или бронзы и, как правило, использовались в паре.

Большой таран (собственно рострум) в форме высокого плоского трезубца

находился под водой и был предназначен для сокрушения подводной части

неприятельского корабля. Рострум весил очень и очень порядочно. Например,

найденный израильскими археологами бронзовый таран с греческой биремы весит

более 400 кг. Можно представить, сколько весили рострумы римских квинквирем.

Малый таран (проемболон) находился над водой и имел форму

бараньей, свиной, крокодильей головы. Этот второй, малый, таран служил буфером,

препятствующим

а) разрушению форштевня корабля при соударении с бортом вражеского судна;

б) чересчур глубокому проникновению рострума в корпус неприятельского корабля.

Последнее могло иметь печальные последствия для атакующего. Таран мог

застрять во вражеском корпусе и атакующий полностью терял маневренность. Если

вражеский корабль горел, атакующий корабль мог сгореть с ним вместе. Если же

вражеский корабль тонул, то можно было остаться без тарана, или затонуть

вместе с ним.

Весьма забавным и очень грубым оружием был так называемый «дельфин».

«Дельфин» представлял собой большой продолговатый камень или свинцовый слиток,

который перед боем подымали на вершину мачты или на специальный выстрел

(то есть на длинную поворотную балку с блоком и лебёдкой). Когда неприятельский

корабль оказывался в непосредственной близости, мачту (выстрел) заваливали так,

чтобы она оказалась над противником, и обрубали трос, удерживающий «дельфина».

Считается, впрочем, что «дельфин» был эффективен только против беспалубных

судов, поскольку лишь в этом случае он мог пробить днище и утопить вражеский

корабль. Иными словами, «дельфин» мог использоваться против пиратских фелюк

или либурн, но не при столкновении с кораблем первого класса. По этой причине

«дельфин» был скорее атрибутом невооруженного купеческого судна, чем римской

триеры или квадриремы.

Зажигательные средства

А «вооруженность до зубов» римских кораблей обретала свою энтелехию в

зажигательных средствах, к которым относились «жаровни» и сифоны

.

"Жаровни" представляли собой обычные вёдра, в которые непосредственно перед боем

заливали горючую жидкость и поджигали её. Затем «жаровню» подвешивали на конец

длинного багра или выстрела (см. выше), который находился метрах в

пяти-семи перед носом корабля. Когда выстрел оказывался над палубой неприятеля,

ведро опорожнялось либо самоопрокидом, либо для этой цели дёргали за верёвочку.

Именно при помощи этого оружия римляне прорвались сквозь блокаду сирийского

флота в битве при Панорме (190 г. до н.э.).

Сифон был изобретен около 300 г. до н.э. неким греком из Александрии. Сифон –

это ручное оружие, труба, наполненная маслом. До сих пор, как и в случае с

ручным огнемётом для «греческого огня» не понятен физический принцип

действия оружия и не известен химсостав горючих смесей.

Тактика римского флота

Тактика римского флота была проста и высоко эффективна. Начиная сближение

с неприятельским флотом, римляне засыпали его градом зажигательных стрел и

других снарядов из метательных машин. Затем, сблизившись вплотную, топили

корабли неприятеля таранными ударами или сваливались в абордаж. Тактическое

искусство заключалось в том, чтобы, энергично маневрируя, атаковать один

вражеский корабль двумя-тремя своими и тем самым создать подавляющий численный

перевес в абордажном бою. Когда неприятель вёл интенсивный встречный огонь из

своих метательных машин, римская морская пехота строилась черепахой,

пережидая смертоносный град.

Если погода благоприятствовала, и в наличии имелись «жаровни» – римляне могли

попытаться сжечь вражеские корабли, не вступая в абордажный бой.

Если численное преимущество было на стороне противника, римляне стремились

уклониться от боя. Удавалось это далеко не всегда, да.

Метательные и осадные машины

Устройство и классификация метательных машин

С названиями метательных машин в научной литературе царит неразбериха. На то

есть несколько причин:

· путаница между греческими и латинскими названиями;

· смешивание названий метательных машин вообще (катапульта) с

названиями отдельных видов (баллиста, онагр);

· туманное изложение технических вопросов у античных авторов;

В данной работе приводится только классификация всего многообразия устройств и

механизмов, которое на классической латыни именуется емким термином

tormenta.

Гастрафеты увеличенные луки (неторсионные машины); в

зависимости от конструкции, могут метать как камни, так и стрелы; все

гастрафеты по определению являются машинами двухплечевыми.

Эвтитоны двухплечевые стрелометы, использующие пучки

жил/волос (торсионные машины); к эвтитонам, в частности, относятся греческая

хайробаллиста, римские скорпионы и средневековые карробаллисты.

Палинтоны двухплечевые камнеметы, использующие пучки

жил/волос (торсионные машины); к ним следует причислить и такой подкласс как:

Полиболы автоматические камнемёты, в которых действие

автоматики гарантировалось за счет притока энергии извне, от мускульной силы

обслуги.

Онагры (монанконы) одноплечевые камнеметы, использующие пучки жил/волос

(торсионные машины) и, для усиления броска, принцип пращи;

Бриколи одноплечевые стрелометы, использующие

энергию упругой доски (не-торсионные машины);

Требюше одноплечевые камнеметы, использующие

противовесы (не-деформационные машины с противовесами) и принцип пращи;

Термины "баллиста", "катапульта" и "скорпион", из-за которых происходит в

научной литературе путаница, имеют следующее значение:

· Баллиста – римское название двухплечевого палинтона,

как правило не очень большого. Типовые баллисты метали камень диаметром 15-18

см. Не типовые могли использоваться в качестве эвтитонов, то есть стреломётов.

· Катапульта – греческий термин, которым обозначается

любая метательная машина. В римский период "катапультой" называли что угодно:

хоть баллисту, хоть онагр, хоть скорпион.

· Скорпион (карробаллиста, хайробаллиста) – легкий

римский эвтитон, широко использовавшийся не только при осаде крепостей, но и в

качестве корабельной и полевой артиллерии.

Триада баллиста-онагр-скорпион исчерпывает типовой состав артиллерийского

парка римского легиона.

Заключение

Древний Рим не отличался высоким искусством, хотя ремесла и архитектура были

сильны. Его религия и философия целиком опирается на эллинистическое

мировоззрение. Римляне практически ничего нового не привнесли в мировую

культуру в духовном плане этого слова.

Но Древний Рим занимает одну из ключевых позиций в истории Древнего мира, и

основу этого составили его мощная государственность и его завоевательные

походы. Все это опирается на мощную армию и железную дисциплину.

Мир знал многих великих полководцев создававших империи, но эти империи жили

только вместе со своими создателями и умирали вместе с ними (так например,

развалилась империя Александра Македонского). И только Рим создал отлаженную

боевую машин, которая казалось, не зависит от внешних факторов. Римские

солдаты не были сильнее и смелее других солдат, их полководцы не были более

талантливыми, но структура армии ее дисциплина и обеспечение помогали

победить им любого противника.

История древнего Рима – это история войн и непрерывных завоеваний. Римляне

проигрывали сражения, но всегда выигрывали войны. Римская армия стала

примеров, для многих и многих поколений полководцев и солдат.

Список литературы

1. Покровский М.М. Военное дело у римлян во времена Цезаря.

2. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. Изд. «Росмен» М. 1994

3. http://www.lgg.ru/~rome/army/army.htm – Римская армия.

4. Гай Светоний Транквил Жизнь двенадцати цезарей. Изд. «Художественная

литература» М. 1990.

5. Индейкин В.В. История LEGIO VIII AUGUSTA. Изд. «VVI» Ч. 1999.

6. http://xlegio.enjoy.ru/trirema.htm – Конструкция и классификация

кораблей римского флота.

7. http://xlegio.enjoy.ru/ktp01.htm – Устройство и классификация

метательных машин.

8. Шехтман П. Битва при Акции. Журнал «Море». М. № 1’98 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты