Реферат: Влияние исторических событий на советское искусство

шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Но нигде и никогда

смех Кукрыниксов не переходит в пустое острословие, в зубоскальство. В

основании шуток и насмешек Кукрыниксов лежит глубокая серьезность.

Художественные средства, применяемые Кукрыниксами в их сатире, чрезвычайно

богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие

мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду,

мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и

поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и

неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве

Кукрыниксов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими

открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.

Созданные за время войны плакаты и рисунки Кукрыниксов проникнуты священной

ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое

качество по сравнению с прежними карикатурами. Но вместе с тем Кукрыниксы во

всех своих работах остаются художниками, а их карикатуры - примером

искусства, преобразившегося во время войны, но сохранившего высокий уровень

настоящего искусства.

В их карикатурах, «Окнах ТАСС» и плакатах фашизм предстает как отвратительное

опасное животное, которое запятнано преступлениями и ненавистно. Но которое в

то же время смешно своими контрастами кровавого шутовства, сентиментального

бандитизма, паукообразной лживости, трусливой наглости и всей уродливой

фантасмагории, которую творят люди, павшие до уровня животных.

Б. Военные характеры

В живописи Великой Отечественной войны отчетливо просматриваются самые разные

почерка. Меткой линией, свободно и тонко характеризующей персонажи,

сверкающим юмором отмечены рисунки Л.В. Сойфертиса (1911-

1996),"Севастопольский альбом", 1941-42. Досконально точно, остро схваченными

деталями, тщательно проработанными портретными характеристиками отличаются

рисунки Н.Н. Жукова (1908-73). Лирические нотки, умение неразрывно связывать

фигуры солдат с пейзажем, показать широкие панорамы городов и военных дорог

присущи листам В.В. Богаткина. Документальность и в то же время широкий охват

событий, увиденных как бы с высоты истории, отличают листы В.И. Курдова.

Произведение А.А. Денейки (1899-1969) «Берлин. В день подписания декларации»

(1945) - как бы итог многочисленных документальных изображений событий. Флаги

армий великих держав в берлинском небе, самолет, идущий на посадку,

поверженный город, цитадель разгромленного врага, и тишина первых часов

победной весны. Денейка очень точно находит нужную комбинацию форм, деталей,

из единства которых возникает желаемый поэтический контекст. Смысл великого

исторического события в картине передан через простое, но исключительно

красноречивое сочетание изобразительных элементов. Произведения Денейки

военного периода - бесценный художественный документ эпохи, по всей

подлинности отразивший величайшую драму народной жизни, раскрывший

непреходящий исторический смысл одержанной победы, духовную красоту людей,

выигравших жестокую битву с фашизмом. Весомая значительность содеянного

осознавалась и самим художником, писавшим впоследствии: «Тяжелым и в то же

время славным периодом в моей жизни, как, вероятно, и у большинства, был

период Великой Отечественной войны. В эти годы я сделал, может быть, самые

любимые мои вещи, такие, как «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы» и ряд

рисунков, которые еще лежат у меня в папках. Война помогла мне заговорить во

весь голос. (Денейка А. О чувстве нового //Жизнь, искусство, время. С.86).

В годы войны искусство пейзажа обрело невиданную популярность. Примечателен

тот факт: год 1942-й, гитлеровцы захватили огромную территорию страны, рвутся

к важнейшим стратегическим объектам, а в Москве, на Кузнецком мосту,

открывается выставка «Пейзаж нашей Родины». Она пользуется огромным успехом.

Нередко пейзаж становится из фона одним из действующих лиц, умножающих

эмоциональное состояние момента. Характерный пример - картина А.А. Пластова

«Фашист пролетел».

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной

картины требуются время и соответствующие условия. Тем более знаменательно,

что тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского

искусства. О трудных буднях войны, о героях войны, о героях-воинах

рассказывают нам живописцы Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Они

ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Великая Отечественная война стала жестоким испытанием всех сил народа,

проверкой советского искусства, его зрелости, мобильности, способности

глубоко влиять на массы. Эту проверку искусство выдержало с честью. Все его

жанры работали с полной творческой отдачей, воодушевляя на героические

подвиги, разоблачая звериную сущность фашизма, укрепляя ненависть к

захватчикам, вселяя твердую уверенность в победе.

4. Хрущевская «оттепель»

Во второй половине 40-50-х годов искусство обогащается новыми темпами и

образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного

социалистического строительства, воспитание нравственности и идеалов. В

живопись, скульптуру, графику, архитектуру вливаются свежие молодые силы.

Заметную роль начинают играть художественные коллективы многих союзных

республик.

Творчество художников послевоенных лет развивается под воздействием

изменившихся социальных представлений и новых духовных факторов. После

пережитых народом бедствий перспектива мирного неомраченного бытия казалась

особенно радужной и заманчивой. Пафос окружавшей художника жизни был уже

иной, на ее облике сказывался опыт людей, прошедших страшную войну, заново

изведавших меру добра и зла, другими глазами смотревших на мир.

В искусстве 40-х -начала 1950-х заметен отпечаток культа личности. Нередко

бутафорская помпезность теснит суровую правду прошедшей войны и нелегкого

этапа восстановления разрушенного хозяйства. И все же в это время создается

немало интересных произведений. Активно, «на втором дыхании», радостно

переживая всенародный подъем, энтузиазм, рожденный долгожданной победой,

работают мастера старших поколений («Праздник победы» Б.В. Иогансона, «Конец»

Кукрыниксов, портреты военачальников, выполненные А.А. Шовкуненко, «Жатва»

А.А. Пластова, «Перед атакой» В.Т. Лойка).

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются

в этот период в бытовом плане. Так выразилось стремление художников отыскать

в прошлом черты, отвечающие чувствам людей сегодняшнего дня. Эта тенденция

особенна заметна в творчестве Серова -«Ходоки у В.И. Ленина».

Продолжая в новых исторических условиях осуществлять ленинский план

монументальной пропаганды, скульпторы в послевоенное десятилетие приложили

немало усилий для сооружения самых различных памятников.

Наряду с сооружением жилых массивов (район Новых Черемушек в Москве)

возводятся и уникальные по тем временам здания. Так, в Москве, появляются

первые высотные здания, во многом определившие силуэт города. Сооружение

высотных зданий было для советских градостроителей абсолютно новым делом.

Сама задача организации строительства подобных домов, а по сути, сложнейших

архитектурно-инженерных сооружений потребовала поднять на более высокий

уровень целые отрасли промышленности. Московские «высотки» с их

выразительными, запоминающими силуэтами родственны городу характером

архитектурных форм. Высотные дома столицы долго несли в своем облике черты

национального своеобразия с его красочностью, устремленностью ввысь,

ясностью образа и жизнеутверждающим оптимизмом.

Решения ХХ съезда были восприняты как освежающие и обезнадеживающие перемены

- получили название «оттепель». Гораздо меньше успехов в живописи того

периода чем в литературе. Соцреализм умирал, а новое искусство стало слишком

формалистическим, чтобы волновать хотя бы широкие слои интеллигенции.

5. Брежневский бюрократизм в искусстве

В конце 50-х годов советское общество входит в так называемую стадию

«развитого социализма», что и находит отражение в искусстве. Его

направленность напрямую определялось решениями Коммунистической партии.

Характерная черта искусства 60-70гг.- складывающаяся гармоничная совокупность

разных видов и отраслей художественного творчества - от декоративно-

прикладного до обращающихся в изобразительной форме к масштабным

идеологическим проблемам.

А вот, что читали читатели об этом периоде в статье журнала «Искусство» за

1965 год:

« К 50-летию Великого Октября определяются во всех областях нашей

социалистической действительности результаты совершенного всеми поколениями

революционеров, результаты созданного нашим народом за годы Советской власти.

И перед нами стоят задачи огромной важности -средствами всех видов и жанров

нашего многонационального искусства выразить революционный энтузиазм народа,

гуманистическое мировосприятие советского человека. (...) Существует еще

неясность в ряде образных проблем монументального искусства. Нам очень сильно

мешает распространенное сейчас представление о том, что монументальность

заключается во внешней обобщенности, в некоем внешнем условном знаке понятия,

образа, предмета. Появился в нашем искусстве некий человек вообще. (...)

Особое место в кругу произведений монументального искусства займут работы по

реконструкции города Ульяновска и села Шушенского, которые будут вестись

художниками в тесном содружестве с архитекторами. (...) Образ В.И. Ленина

волнует творческую фантазию многих мастеров искусства у нас и за рубежом. На

зональных и отчетных выставках наметилось стремление художников к глубоким и

оригинальным решениям картин на исторические темы. (...) Я думаю, не стоит

скрывать, что, говоря о новаторстве, мы, по существу, находимся между двумя

крайностями: либо в полной преданности традициям, либо в отрицании традиций и

приверженности к абстрактно понимаемому новаторству. Ни та, ни другая

крайность не несет в себе живого начала.» (ж. Искусство №1 1965 г. авт. Е.

Белашова. Народный художник СССР изд. «Искусство» Москва)

Новый облик искусства 60-70-х гг. отчетливее выступает в живописи. В самом

начале 60-х годов возникает стремление как можно ярче и правдивее показать

жизнь советских людей, романтику трудовых подвигов, освоение новых земель.

На одно из первых мест в последнее десятилетие выдвинулись проблемы синтеза

различных видов искусства. Мы встречаемся с синтезом скульптуры и архитектуры

в различных монументах, в том числе в мемориальных памятниках жертвам

фашизма.

Помимо мемориальных комплексов по всей стране в 60-70-е годы было поставлены

много памятников Ленину, а также многим деятелям прошлого. Эти памятники

обогащали Лениниану в нашем искусстве.

В настоящий период можно наблюдать подлинный расцвет графических искусств. В

каждой республике, во всех художественных центрах есть интересные мастера. Но

графика распространяется не только вширь. Все глубже реализуются ее

возможности в плане охвата новых тем, разнообразнее становятся выразительные

средства и технические приемы. Наряду с такими мастерами, как Н.А. Пономарев

(р. 1918), В.Н. Минаев (р.1912), Э.К. Окас (р,1915), Д.А. Дубинский (1920-

1960), выдвинувшихся еще в прошлый период, в 60-х-70-х годах успешно трудятся

художники, свежо и по-своему смотрящие на мир. Это Г.Ф. Захаров, И.В.

Голицин, Д.С. Бисти, Е.М. Сидоркин.

Последнее десятилетие - период бурного и повсеместного развития архитектуры.

Строительство ведется теперь уже индустриальными методами, с применением

каркасно-панельных и панельных конструкций. Это касается и жилых комплексов,

и общественных зданий - больниц, клубов, кинотеатров, стадионов, школ и т.д.

Сформировался лаконичный стиль -«брежневок».

Выдающимся сооружением последних лет является башня телецентра в Останкине в

Москве (1964-1967; архитекторы Д.И. Бурдин, М.А. Шкуд, Л.И. Щипаткин).

Советское искусство в то время прямо и смело утверждало свои коммунистические

и нравственные идеалы. Советское искусство развивалось, ему было присущ

постоянный и напряженный поиск.

В то же время шестидесятилетняя история советского искусства позволяет

подвести некоторые существенные итоги.

Пожалуй, самой важной чертой советского искусства является то, что оно смело

вторглось в жизнь, что оно являлось воспитателем коммунистических идеалов.

Глубокая связь с окружающей действительностью, с делами и днями Советской

страны, советского народа. Эта связь определяется особенностями метода

социалистического реализма, в основе которого лежат принципы народности,

правдивости, коммунистической идейности и партийности.

Советское искусство отличается самым положительным свойством - оптимизмом,

желанием видеть самое лучшее, самое красивое в нашей жизни, каждого советского

человека. Кажется, что из этого вытекает и другое качество нашего отношения к

искусству - терпимость к индивидуальным особенностям творчества того или иного

художника. Терпимость необходима и к возможным ошибкам художника в поисках

прекрасного. Но... «но» заключается в том, чтобы ошибки не стали обычной формой

работы, когда они как бы заранее предрешены сущностью работы, переходящей

формалистический нигилизм. Поиски без учета традиций, опыта искусства

прошлого, без ясной цели не приведут к новому и доброму.

6. Я голосую за мир

В Европе и других континентах мощно ширилось в 80-х антиракетное

антиядерное движение. Отвести угрозу термоядерной катастрофы, предотвратить

новую мировую войну, не дать погибнуть человеческой цивилизации -такова воля

всех честных людей земли. Однако, не считаясь с волей народов земли,

администрация Соединенных Штатов Америки разворачивало небывалую гонку

вооружений. Сотни миллионов долларов были брошены на наращивание ядерного,

нейтронного, химического, а тогда еще и лазерного и космического оружия.

«Я голосую мир!» Под таким названием

III. Творческое наследие будущим поколениям

Искусство дано чудесное свойство - воскрешать прошлое, воссоздавать будущее.

Картины дают новый смысл нашему существованию, обогащая наш культурный мир.

Изобразительное искусство - не только область видения. Видимое нас ведет в

область размышлений. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в

искусстве все человеческое. Окруженный отображениями своего существа, он

выглядит величественней и благородней. Фанатизм пуритан и магометан, с

которыми они преследовали изображения, именно и обнаруживает их глубокое

почитание силы искусства. Никчемна роль искусства, которое не смотрят, как

роль книги, которую не читают. Одна из страшных катастроф человека - та, что

оно не вынесено за рамки человеческой потребности. Об искусстве трудно

спорить, хотя споры идут постоянно.

Радостная особенность советского периода заключается в том, что искусство

настоятельно входит в жизнь советского народа. Оно стало частицей души почти

каждого, формирует его мировоззрение и высокие эстетические вкусы. Теперь

трудно представить Москву без скульптурных памятников Пушкину, Горькому, без

динамичной скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и многих других

монументальных произведений. Людям представлена широчайшая возможность

знакомится с сокровищами мирового, отечественного классического и советского

искусства.

Художник должен искать общественные решения. Средства для создания

монументальных образов - это советская геральдика, образная символика,

ставшие популярным обозначения атома, космических пространств. Символы мира,

дружбы, труда... Только большие идеи могут дать величественные пластические

решения.

Большое искусство рождается в результате большого человеческого чувства -

это может быть и радость, но может быть и гнев. Самое трудное в искусстве -

умение слить воедино непосредственность, остроту чувства с живой мыслью, и

сделать это так, чтобы пережитая художником мысль звучала в душе, в сознании

зрителя.

Искусство создается и воспринимается по разному и по разным причинам. С

разными чувствами зарождаются настольная фарфоровая статуэтка и

величественный монумент. Мы иногда слышим от художника, как тяжело было ему

писать картину. Другой, наоборот. Как П. Кончаловский, видел в творчестве

радость, полноту жизни, счастье труда. Эти свойства относятся к характерам

художников, к цели их труда. Вероятно, «Траурный марш» приносил Шопену

тяжелые переживания. Но «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса рождались

любовью к жизни, полнокровны и радостным преклонением перед прекрасной

природой.

Большое произведение по-разному затрагивает человеческие чувства, давая

каждому пережить личное и общественное.

Проходит время. Но оно, как живое, вновь и вновь дает радость творчества все

новым и новым поколениям.

«Новая форма рождает новое содержание.

Искусство было всегда вольно от жизни,

И на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города»

В. Шкловский 1919г.

Список используемой литературы

1. А. Наков «Русский авангард» Москва. «Искусство» 1991

2. Журнал «Искусство» №1 1965 год. Изд. Искусство. Москва

3. История России с древнейших времен Л.Е. Герин Изд-во «Учитель»

Волгоград. 1996г.

4. Детская энциклопедия. В 12 томах. Том 12. Изд.3. Ведущий редакторы:

Шимановская Т.Л., Таттар Г.В. Изд. «Педагогика» Москва 1977г.

5. «Искусство» Книга для чтения Сост. М.В. Алпатов Изд. «Просвещение» Москва

1969г.

6. «Государственный Русский Музей Сов. Живопись 1920е годы Авт.-сост. Н.П.

Лаврова «Советский художник» Москва 1978г.

7. «На страже мирного труда» Альбом Авт.-сост. Ю.И. Нехорошев «Советский

художник» 1978 г.

8. В. П. Сысоев «Александр Денейка» Том 1 Монография. Москва «Изобразительное

искусство» 1989

9. А.А. Денейка «Жизнь, Искусство, Время» Литературно-художественное

наследие. Том 2 Сост. В.П. Сысоев «Изобразительное искусство» 1989

10. Большая Компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия 1996г. Изг. В

Великобритании

11. «Государственная Третьяковская галерея» Авт.-сост. Ю.К. Королев Изд.

«Изобразительное искусство» 1987г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты