Реферат: Варяг

Реферат: Варяг

27 января 1904 г., в первый день русско-японской войны, крейсер «Варяг» и

канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с целой эскадрой

противника.

Корабли погибли, но не сдались. Воспитанные на вековых традициях русской

воинской доблести, моряки «Варяга» и «Корейца» вписали новую страницу в книгу

славы отечественного флота, поддержав, как того требовал Морской устав,

«честь русского имени и достоинство русского флага».

Героический бой «Варяга» и исключительный драматизм предшествующих ему

событий не перестают волновать и сегодня. Подумаем хотя бы о положении

командира В.Ф.Руднева, ответственного за судьбу своих кораблей и охрану

русской миссии в Сеуле. Ощущение неотвратимо нарастающей военной угрозы и

отсутствие какой-либо связи с командованием, так и не удосужившимся отдать

соответствующие моменту распоряжения; наглость врага, оккупирующего

нейтральный порт, и вынужденное бездействие русских кораблей ввиду

строжайшего приказа сверху «не мешать и не уходить»; удивительная пассивность

перед лицом агрессора внушительной международной эскадры, находившейся в

гавани Чемульпо, - вот только далеко не полный перечень проблем, с которыми

пришлось столкнуться Рудневу. Окруженный коварным врагом и лицемерными

друзьями, – сколько мужества и самообладания должен был проявить командир в

ожидании развязки событий, изменить которые он был не властен!

Почти столетие отделяет нас от тех дней. Великие перемены произошли за это

время в судьбенашей Родины, величайшие в истории человечества сражения

отгремели на её полях, но в буре огненных лет подвиг «Варяга» не забылся. Он

живет в душе народа, в его песнях. «Плещут холодные волны.» - кто не знает

этой мелодии, которая прошла все испытания времени и сегодня так же молода,

как и сама слава «Варяга». Слава «Варяга» и «Корейца» перешагнула границы

России. Их подвиг взволновал весь мир, и эти чувства прекрасно передал

немецкий поэт Рудольф Грейнц в стихотворении, которое уже в марте 1904 г. в

замечательном переводе Е.М.Студенской стало известно всей России и дало жизнь

ныне народной песне «Наверх, вы, товарищи, все по местам.»

Воплотивший многие самобытные идеи русских инженеров и моряков, «Варяг» был

спущен на воду в начальный период технической революции, поэтому в нем

неизбежно отразились многие противоречия того периода в судостроении,

отличавшегося неустойчивостью и крайностями в постановке задач, выборе

способов их осуществления и в оценках многих технических решений. Головной

корабль новой серии легких крейсеров, создаваемых для нужд «Дальнего

Востока», «Варяг», по существу, оказался экспериментальным кораблем, на

котором был применен ряд непроверенных и мало испытанных технических

новшеств, сыгравших крайне неблагоприятную роль в его судьбе.

В последнее десятилетие прошлого века перед Россией вста­ла задача резкого

усиления своих морских сил на Дальнем Востоке. Виной тому была

империалистическая Япония. Отка­завшись от традиционной политики изоляции и

вступив на путь капиталистического развития, японские милитаристы

вооружи­лись новейшей европейской техникой и взяли открытый курс на создание

собственной колониальной империи в Восточной Азии. Победа над Китаем в войне

1894—1895 гг. создала пря­мую угрозу русским интересам на материке, и для

противодей­ствия японской экспансии в китайском порту Чифу сосредото­чиваются

соединенные Средиземноморская (контр-адмирал С. О. Макаров) и Тихоокеанская

(контр-адмирал Е. И. Алек­сеев) эскадры под общим командованием вице-адмирала

С. П. Тыртова. Под давлением России, Франции и Германии Япония была вынуждена

отказаться от всех территориальных захватов, в том числе и от взятого штурмом

Порт-Артура. Вскоре этот незамерзающий порт по договору с Китаем пере­шел к

России и стал главной базой русского флота на Тихом океане. Увидев в России

главное препятствие в осуществлении своих завоеваний на материке, Япония,

получив громадную контрибуцию с Китая и займы в Англии и США, развернула

энергичную подготовку к войне.

Подготовка Японии к боевым действиям на море опиралась на опыт войны с Китаем

и сделанные из него правильные вы­воды. Преимущество в скорости новых

японских легких крей­серов («Нанива», «Такачихо», «Иошино», «Акитсусу»),

со­ставивших знаменитую «летучую эскадру», позволило им в бою при Ялу,

маневрируя отдельно от главных сил, неоднократно охватывать фланги противника

и уничтожать отдельные группы его кораблей сосредоточенным огнем обоих

отрядов. Правильно было понято и значение бронирования, доказанное высокой

живучестью участвовавших в бою китайских броненосцев («Тинг-иен» и «Чин-иен»

сохранили боеспособность, несмотря на 400 попаданий в каждого) и тяжкими

повреждениями или полной гибелью сильно уязвимых легких крейсеров.

Идея использования «летучей эскадры», наряду с резким усилением бронирования

кораблей, получила дальнейшее раз­витие в программе строительства нового

японского флота. От флота, состоявшего лишь из крейсеров, Япония решительно

переходит к созданию первоклассных броненосных кораблей по английскому

образцу: шести эскадренных броненосцев (про­граммы 1894 и 1895 гг.) и шести

броненосных крейсеров (до­полнительная программа 1896 г.). Готовность этих

кораблей, которые должны были стать ядром нового флота, намечалась на 1902 г.

Все корабли были заказаны на европейских заво­дах, причем большинство — в

Англии. Первые два из серии броненосных крейсеров типа «Асама» были спущены

на воду в 1898 г., три—в 1899 г. и последний—в 1900 г. По сравнению с

быстроходными английскими крейсерами типа «Кент», имев­шими одинаковое с

японскими кораблями водоизмещение, ско­рость японских крейсеров была меньше

на два узла, но зато, за счет уменьшения мощности машин и запасов топлива,

они имели более мощную артиллерию и увеличенные площадь и толщину

бронирования. К шести таким кораблям уже перед самым началом войны

присоединились еще два близких по типу крейсера «Ниссин» и «Кассуга»,

купленные с помощью Англии у Аргентины. Все они полностью отвечали

поставлен­ным задачам решительных военных действий в условиях огра­ниченного

театра прибрежья Кореи и Японии.

Какова же была ответная программа России по созданию флота, которому

ставилась цель не допустить высадки японцев на материк?

В отличие от островной Японии, планомерно и целенаправ­ленно создававшей

мощный броненосный флот для обеспечения господства на ограниченном

прибрежными морями Дальневос­точном театре, положение России было значительно

сложнее. Обширность территории, разобщенность морских театров и раз­личие

политических целей на каждом из них издавна вынужда­ли иметь на Балтике, в

Черном море и в Тихом океане само­стоятельные морские силы, которые в случае

необходимости трудно было собрать в кулак.

В этих условиях на Особом совещании в конце 1897 г. было решено ограничиться

в Балтийском море оборонительным фло­том и, не сокращая пополнения

Черноморского флота по про­грамме 1895 г., сосредоточить основные силы флота

на глав­ном теперь Тихоокеанском театре. В начале 1898 г. для усиле­ния

Тихоокеанской эскадры было выделено 90 млн. руб. и была принята

дополнительная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока».

Объединенная с программой 1895 г. единым сроком исполнения (1905 г.), она

должна была обес­печить существенное превосходство рус­ского Тихоокеанского

флота над японским. Но, как часто бы­вает, последующие корректировки и ряд

допущенных ошибок свели на нет почти все ее достоинства.

Уже в начале 1901 г. выяснилось, что для своевременного выполнения программы

Морскому министерству, помимо уже выделенных сверх бюджетных 90 млн. руб.,

необходимо еще около 100 миллионов. Ассигновано было лишь 40 млн. руб. с

распределением равными долями на 1901—1905 гг. Пришлось сдвинуть сроки

готовности и исключить из программы ряд кораблей. Тем самым было сорвано

предус­матривавшееся уже на 1902 г. обеспечение превосходства над японским

флотом по броненосцам. Сокращение кредитов на плавания задержало

сосредоточение сил в Тихом океане и по­низило боевую готовность самой

эскадры. Наконец, из-за сла­бости ремонтной базы на Дальнем Востоке силы

эскадры в 1901 г. были даже уменьшены ввиду возвращения в Россию отряда

кораблей, составлявших ее прежнее боевое ядро.

Но в Морском министерстве считали, что Япония не спра­вится с выполнением

своих программ к 1902 г. и потому не ре­шится на развязывание войны. Это же

неверие в возможность войны вместе с недооценкой роли броненосных крейсеров

про­явилось, по-видимому, и в заданиях на проектирование новых кораблей по

программе 1898 г., в которой не нашлось места броненосным крейсерам. Создание

их планировалось лишь в будущем—по разработанной в 1903 г. новой 20-летней

про­грамме.

Просчеты русского правительства в оценке готовности япон­ского флота имели

роковые последствия. Развязанная Японией война застала на Дальнем Востоке

четыре из строившихся 10 броненосцев и лишь 10 крейсеров (вместо 24, как это

было запланировано на Особом совещании 1897 г.). Эти корабли на­ряду с тремя

построенными ранее броненосцами типа «Петро­павловск» и приняли на себя

первый удар превосходящих сил японского флота.

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕЙСЕРА НОВОЙ СЕРИИ

Программа для проектирования крейсеров водоизмещением 6000 т, первым из

которых стал «Варяг», разрабатывалась в то переломное время, когда

крейсерская доктрина вступила в очевидное противоречие с идеей эскадренного

сражения. При­ходилось признать, что находившиеся в строю «Адмирал На­химов»,

«Рюрик», «Россия» и «Громобой» уступали шести за­казанным Японией новым

броненосным крейсерам, в проектах которых уже была воплощена идея участия

крейсеров в эскад­ренном бою. Наши крейсера отличались хорошей

мореходно­стью, большими дальностью плавания и автономностью, но эти

важнейшие в океане преимущества не могли быть эффектив­но использованы в

условиях местного театра, ограниченного Японским и Желтым морями. Правда,

«Громобой», послед­ний в серии кораблей типа «Рюрик», имел значительно более

полное бронирование корпуса, казематов средней артиллерии и большую скорость,

превышающую 20 уз, что улучшало его шансы на успешный бой при единоборстве с

каким-либо из японских броненосных крейсеров. Традиционное расположение

артиллерии в палубных установках по бортам позволяло вести бой на оба борта в

дальнем одиночном крейсерстве, но зато в эскадренном сражении японские

башенные крейсера приобре­тали каждый двойное превосходство в 203-мм орудиях

из-за бездействия на русских кораблях половины орудий на нестре­ляющем борту.

Так и случилось в бою 1 августа 1904 г., когда погиб «Рюрик».

Новый тип броненосного, хотя и слабее вооруженного крей­сера, уже значительно

больше приспособленного к эскадрен­ному бою, представлял собой «Баян». Но он

был одинок в составе эскадры,—остальные крейсера были бронепалубными.

Заложенные в 1895 г. крейсера типа «Диана» оставались в основном воплощением

идей крейсерской войны, представляя собой распространенный во многих флотах

мира 90-х годов прошлого столетия тип «истребителя торговых судов». От

крей­серов типа «Рюрик» они отличались почти вдвое меньшим водоизмещением

(6700 т), увеличенной до 20 уз проектной скоростью, значительно большей

скорострельностью (в 2—4 раза по сравнению с 203-мм картузными орудиями)

новых 152-мм патронных пушек, возможностью вести огонь на оба борта из

установленных в диаметральной плоскости конце­вых орудий и применением

полубака для повышения мореход­ности и обеспечения стрельбы из установленного

на нем 152-мм орудия даже в штормовую погоду. Бортовой брони эти корабли не

имели и прикрывались только карапасной (со скосами к бортам) броневой

палубой. Она состояла из плит новой экстра мягкой никелевой стали, заказанной

на французском заводе «Шатильон—Коммантри». Благодаря повышенным

пластиче­ским свойствам этой брони снаряд, попавший в нее под не­большим

углом, рикошетировал, не пробивая плиты и оставляя на ней лишь глубокую

ложкообразную вмятину. По сравнению с прежними проектами была увеличена

толщина брони боевой рубки, предусмотрена защита дымоходов и шахт подачи

бое­припасов. Новый проект явно учитывал опыт и боевую эффек­тивность

крейсеров японской «летучей эскадры», так успешно действовавших против

китайских броненосцев при Ялу.

Идея легкобронированных (или даже «безбронных», как настаивал С. О. Макаров),

но быстроходных и сильновоору­женных крейсеров была популярна тогда на многих

флотах мира, а английская фирма Армстронга выпустила целое семей­ство таких

специфических боевых кораблей. Головной из них — «Эсмеральду» — С. О. Макаров

считал «идеальной бое­вой машиной», избрав в качестве прототипа для своего

«безбронного судна». Эти «эльсвикские» крейсера и составили ядро японского

флота при Ялу. Новые русские крейсера про­граммы 1898 г. должны были по

замыслу МТК превзойти эльсвикские крейсера за счет большей мощи

скорострельной артиллерии (двенадцать 152-мм орудий), повышенной до 23 уз

скорости и увеличенной до 5000 миль дальности плавания. Так рождался

компромиссный, во многом универсальный тип ко­рабля, который мог быть и

океанским крейсером-одиночкой (не случайно английская печать в постройке

«Варяга» — головного корабля этой серии—увидела, прежде всего, угрозу своим

тор­говым судам), и сильным разведчиком при эскадре, превосхо­дящим

эльсвикские крейсера, способным при необходимости дать бой и броненосным

кораблям противника.

Действительно, «Варяг» по всем характеристикам превос­ходил любой из

двенадцати участвовавших в русско-японской войне японских легких крейсеров и

был сильнее каждого из 50 быстроходных английских крейсеров постройки 1885—

1897 гг. Но, конечно, «Варяг» не был рассчитан на единобор­ство с новейшими

эльсвикскими крейсерами, которые в своей эволюции от «Эсмеральды» пришли к

броненосным крейсерам типа «Асама». Впрочем, и в бою с такими кораблями при

на­личии необходимого маневренного простора шансы русских бронепалубных

крейсеров были не безнадежны. Ближайший собрат «Варяга» — построенный вслед

за ним «Аскольд», до­казал это в бою 28 июля 1904 г., заставив

последовательно от­ступить сначала «Асаму», а затем и «Якумо», на которых

огонь «Аскольда» вызвал сильные пожары. Но такой успех даже при

кратковременных стычках давался ценой серьезных поврежде­ний. Необходимость

усиления защиты была ясна уже перед войной. И если на «Варяге»—головном

корабле новой серии— орудия были без броневых щитов, то на «Аскольде» они уже

были установлены, а на следующих за ним «Богатыре» и одно­типных с ним

«Олеге», «Кагуле» и «Очакове» треть 152-мм орудий была заключена в башни, а

остальные укрыты за бро­ней щитов или в казематах. Из-за такого усиления

защиты их нередко причисляли даже к броненосным крейсерам (на «Олеге»

предполагали в 1906 г. установить и броневой пояс). Это по праву были лучшие

представители класса средних бро­непалубных крейсеров. О характере

происходившего тогда в пределах одного и того же водоизмещения

перераспределения нагрузок этих кораблей говорят выполненные автором (по

при­меру применявшихся в тогдашнем судостроении) полярные диаграммы их

нагрузок.

Так, от «чистых» бронепалубных и броненосных крейсеров предназначенных,

прежде всего для океанского рейдерства, в русском флоте на рубеже XIX—XX вв.

совершается переход к крейсерам, предназначенным для совместных действий с

глав­ными силами. Завершился этот переход уже после русско-японской войны.

В этой эволюции «Варягу» суждено было оказаться на са­мом начальном ее этапе

и поэтому в нем особенно рельефно воплотились противоречия и колебания

взглядов, состояние тех­ники и промышленного производства той переходной

эпохи.Переговоры о заказе первого крейсера водоизмещение 6000 тонн начались в

марте 1898 г. в Главном адмиралтействе в Петербурге. Глава известной

американской судостроительной фирмы Чарльз Крамп, давний контрагент русского

флота, лично прибыл из-за океана на берега Невы. Он предлагал построить для

России два броненосца, четыре крейсера водоизмещением по 6000 и 2500 т и 30

миноносцев, из которых 20 должны были строиться на специально созданной для

этого верфи в Порт-Артуре или Владивостоке. Избежав участия в международном

конкурсе и обойдя таким путем всех конкурентов, Крамп, однако, не проявлял

готовности идти навстречу «чрезмерно строгим», по его мнению, условиям заказа

кораблей, поэтому и договориться удалось лишь о заказе одного броненосца и

одного крейсера. На новом броненосце 254-мм орудия заменялись на 305-мм,

трехвинтовой движительный комплекс – на двухвинтовой, исключалась деревянная

и медная обшивка. На новом крейсере усиливалось вооружение: вместо восьми

152-мм и двадцати 75-мм орудий предполагалось установить два 203-мм, десять

152-мм, двенадцать 75-мм и шесть 47-мм.

20 апреля заказ был «высочайше утвержден» со следующими данными:

водоизмещение – 6000т,

длина – 121,92 м

ширина – 15,85 м,

осадка – 5,94 м,

срок сдачи – 20 месяцев,

стоимость – 2,138 млн. долларов (4 233 240 руб.).

По спецификации, экипаж должен был состоять из 21 офицера, 9 кондукторов, 550

матросов.

Запасы провизии – на 60 дней, воды – на 10 дней.

Для «легкого получения» контрактной 23-узловой скорости предусматривались две

главные паровые 4-ехцилиндровые машины. Артиллерийско-минное вооружение в

стоимость не входило и поставлялось заказчиком.

Серьезность заказа, недоработанность условий и удален­ность от центральных

учреждений потребовали создания спе­циальной наблюдающей комиссии с широкими

полномочиями. Согласно разработанному в ГУКиС и согласованному с МТК. и ГМШ

«наставлению», комиссия должна была решать «все вопросы по постройке,

снабжению и вооружению заказанных судов окончательно», но в пределах

утвержденных управля­ющим Морским министерством «Программ для

проектирова­ния» МТК. На нее же возлагалось и составление окончатель­ных

спецификаций, куда следовало «внести все, что признает­ся потребным для

броненосца и крейсера во всех их служебных положениях». Все решения комиссии,

переведенные на английский язык, после подписания их членами комиссии и

представителями фирмы полагалось передавать фирме для исполнения, а копии —

посылать в ГУКиС и МТК. «По смыслу контракта» никакие требования комиссии не

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты