Реферат: Шумеры

поля, сада, луга и виноградника, пахаря и садовника. Высокая оценка

садоводства нашла своё отражение в мифологических и исторических легендах.

Помимо различных овощей и фруктовых деревьев крупное хозяйственное значение

имела в древней Месопотамии финиковая пальма, культура которой восходит к

глубокой древности. Существовали особые сады финиковых пальм, некоторые

породы которых искусственно облагораживались. Для увеличения урожайности

пальм применялся особый способ искусственного опыления, на что указывают

религиозные изображения, строго установленный тип которых сохранился вплоть

до ассирийской эпохи. Важное хозяйственное значение финиковой пальмы нашло

своё отражение в литературе, в изобразительном искусстве и в религии.

Финиковая пальма издавна считалась священным деревом. Так, “правитель Ларсы

Гун-Гунум на втором году своего царствования пожертвовал богу солнца Шамашу

две бронзовые пальмы”. В связи с культом финиковой пальмы стоит легенда о

священном “дереве жизни”; соответствующие изображения долго сохранялись на

печатях шумеро-аккадской эпохи.

Ремесла

Наряду с сельским хозяйством в древнейшей Месопотамии получили развитие и

ремёсла. Однако развитие ремёсел в значительной степени тормозилось

отсутствием наиболее важных видов сырья. В южной части Месопотамии не было ни

металла, ни достаточного количества камня и дерева. Поэтому уже в древности

здесь для замены этих недостающих видов сырья стали пользоваться, главным

образом, глиной и камышом. Глиной пользовались часто, заменяя ею дерево,

камень и металл. Из глины, делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, печати,

веретена, светильники, погребальные ящики. В древнейшие времена из глины

лепили сосуды — сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном

круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный

материал — кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот

кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи.

К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания,

построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует

плоскую поверхность, а другая — выпуклую.

Важнейшими заменителями дерева в древней Месопотамии были камыш и тростник,

различные виды которых в большом количестве растут в Двуречье. Камышом и

тростником пользовались для изготовления различных плетёных вещей, в качестве

строительного материала, а также и при кораблестроении. Дерево встречалось в

Месопотамии редко и чрезвычайно высоко ценилось. На высокую стоимость дерева

указывает обычай арендовать дом без деревянных частей. Арендатор обычно

привозил все деревянные части дома и, покидая дом, увозил их вместе со своим

имуществом. Шумерийцы изготовляли из дерева оружие (луки и стрелы), орудия

труда (плуги), повозки, колесницы и корабли.

Широкое распространенно скотоводства способствовало развитию кожевенного

производства. Из кожи делали упряжь, обувь, шлемы, панцири, колчаны, в

позднюю эпоху — даже особый писчий материал, напоминавший пергамент. В

текстильном деле применялись лён и шерсть. Значительное развитие скотоводства

способствовало широкому распространению шерстяных тканей.

Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых

металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название

которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Своеобразная

медная индустрия сохранилась почти до первой половины второго тысячелетия до

н. э. Из меди делали самые различные предметы, в частности, оружие, орудия

труда (топоры и серпы), сосуды. Большое количество разнообразных медных

изделий было найдено при раскопках Ура. Медные статуэтки и рельефы, сделанные

с большим художественным мастерством, свидетельствуют об относительно

развитой металлургии уже в середине третьего тысячелетия до н. э. В надписях

из Ларсы упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам.

Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со

свинцом, а впоследствии — с оловом. Последние археологические открытия

указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в

Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное. Так, в одной из

гробниц в Уре был найден маленький топорик, сделанный из метеоритного железа,

а в развалинах Эшнунны была обнаружена бронзовая ручка кинжала, во

внутренней, полой части которой, сохранились микроскопические следы железа,

очевидно, остатки железного клинка. Но всё же железные изделия этого времени

были обнаружены в очень небольшом количестве. Очевидно, железо в Месопотамии

в эту эпоху было мало распространено. Его приходилось привозить из далёких

областей Закавказья, может быть, из Малой Азии, где находились древние очаги

металлургической, в частности, железоделательной, техники.

Торговля

В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э.

почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте. На

натуральный характер хозяйства указывает обычай платить дань и подати

натурой. Ещё в эпоху Урукагины (около 2400 г. до н. э.) чиновники должны были

взимать подати овцами, ягнятами, рыбой. “Лишь при отсутствии белой овцы

пастухи шерстошкурных овец приносили деньги”. Характерен обычай производить

оценку земли, шерсти, масла, рабов и медных предметов при помощи зерна.

Однако древний натурально-хозяйственный строй этих первобытных общин стал

постепенно изменяться вследствие появления избыточных продуктов. По мере того

как эти избыточные продукты земледелия или ремесла появлялись на рынке,

возникал древнейший торговый обмен как внутри страны, так и с соседними

странами. На наличие торговли в начале третьего тысячелетия до н. э.

указывают сохранившиеся тексты контрактов на продажу рабов, домов, полей,

домашних животных и драгоценных металлов.

Необходимость получения из соседних стран различных видов недостающего сырья

способствовала развитию довольно значительной внешней торговли. Так, мы

знаем, что шумерийцы привозили медь из Элама, Ирана и Ассирии, а дерево — из

горных районов, лежащих к северу и востоку от Двуречья. Несмотря на довольно

широкие территориальные рамки, эта торговля была ещё весьма примитивной. Это

была древнейшая меновая торговля, при которой товары одних видов лишь

обменивались на другие товары. Только постепенно появляются древнейшие

товарные эквиваленты стоимости — древнейшие виды денег. В глубочайшей

древности у земледельческих народов Месопотамии это обычно были скот и зерно.

Впоследствие, по мере распространения металлов, значение денег приобретают

металлические слитки. Однако эти слитки ещё не снабжены чеканом, который мог

бы гарантировать точность веса и чистоту сплава. Поэтому при каждой торговой

сделке необходимо было проверять вес данного слитка меди или серебра. Эти

древнейшие деньги всё ещё сохраняют свой примитивный товарный характер.

Расширение торговли в древней Месопотамии влекло за собой и развитие

транспорта. Здесь, как и в Египте, очевидно, уже в глубокой древности товары

перевозили по рекам и каналам. Большие реки Месопотамии, естественные

торговые магистрали, Тигр и Евфрат и целая сеть каналов способствовали

развитию водного транспорта. По караванным путям товары доставляли на ослах и

мулах, пользуясь вьюком, колесницами и повозками, передвигавшимися при помощи

очень примитивных дисковых колёс. Образцы этих примитивных колесниц и их

изображения были найдены при раскопках города Ура.

Рабство

С развитием производительных сил в шумерийском и аккадском обществе, с ростом

производительности труда появляется прибавочный продукт, а вместе с тем и

эксплуатация человека человеком в форме рабства.

Одну из древнейших форм рабства мы находим ещё в патриархальной семье.

На наличие этих скрытых видов рабства, впервые возникающих в семье, указывает

целый ряд шумерийских и аккадских документов. Древнейшее семейное право,

зафиксированное в шумерийском кодексе, разрешало отцу продавать в рабство

своих детей. И это было не мёртвой буквой закона, а вполне реальным правом,

постоянно осуществлявшимся в семейном быту. Родители часто продавали своих

детей в рабство, причём условия такой продажи записывались в особых

документах, сохранившихся до нашего времени.

Некоторой маскировкой этой продажи был обычай усыновления чужого ребенка, что

нередко закреплялось в особом документе. Усыновляющий платил отцу

усыновлённого определённую сумму в качестве платы за усыновление. Таким

образом, это усыновление было скрытой формой продажи ребёнка.

Характерной чертой патриархальной семьи в древней Месопотамии является

неполноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. Дочерей

нередко продавали в рабство, на что указывает встречающиеся в документах

термин: “цена жены”. Развитию рабства в сильной степени способствовала

долговая кабала. Во многих документах фиксируются ссуды, в частности, зерном,

которые вынуждены были брать бедняки у богачей. Само собой разумеется, что

бедняки часто не имели средств, чтобы своевременно вернуть ссуду вместе с

наросшими процентами. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой

ростовщика. Ему угрожало неминуемое рабство.

Но древнейшим и важнейшим источником рабства были упорные войны, которые

постоянно вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные

государства Шумера и Аккада, а также более крупные государственные

образования с соседними народами. Эти войны, в первую очередь, приводили к

захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов. Этот факт

нашёл своё отражение в шумерийской письменности. Слово “раб” писалось при

помощи сложного знака, который должен был обозначать понятие “человек из

горной страны”. Очевидно, пленников, захваченных в войнах с восточными

горными племенами, обычно превращали в рабов.

Рабов в Шумере называли “саг”, что значит “штука”, а в Аккаде “арду”, что

означает “опустившийся”, или “решу” — “голова”. Это указывает на то, что в

Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. становятся довольно отчётливыми

формы рабовладельческой эксплуатации и что на свободных людей, обращённых в

рабство, в полной мере смотрят как на рабов, приравнивая их к товару или

скоту, считая их по штукам или по головам. Судя по сохранившимся документам,

рабов довольно часто продавали. Стоимость раба колебалась от 14 до 20 шекелей

серебром [117—168 г серебра].

Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к

постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие

торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из

всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Наряду

с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разорялись,

превращались в бедняков и даже в рабов. Этот процесс расслоения общин нашел

своё отражение и в языке. Появляются древнейшие социальные термины, служившие

для обозначения как богачей, так и бедняков. Аристократы, владевшие рабами и

отчасти землёй, называются “большими людьми” (лугаль), которым противостоят

“маленькие люди”, т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Это древнейшее классовое общество возникает на развалинах родового строя. Ему

присуще примитивное, ещё не развитое рабство. Рабовладельцы эксплуатируют

труд рабов, а также свободных бедняков. Непримиримые классовые противоречия

приводят к образованию государства. Рабовладельцы нуждаются в аппарате

господства, чтобы удержать в повиновении значительные массы бедняков и рабов.

Образование древних государств

Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на

территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя

по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее,

первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В

княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители

рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул “цатэси”

(эпси).

Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был

централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли,

обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью

государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого

рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Но наряду с этим царь имел в своём

непосредственном распоряжении особые земельные угодья. Процесс классового

расслоения нашёл своё отражение и в формах землевладения. Государственная

власть нередко прибегала к захватам общинных земель, часть которых еще ранее

превращалась в собственность наиболее богатых представителей общины. Так

постепенно возникла наряду с крупным централизованным царским землевладением

и общинным землепользованием крестьян частная земельная собственность

богачей. Обезземеленные бедняки, постепенно превращавшиеся в рабов, а также

военнопленные, обращенные в рабство, обрабатывали земли, принадлежавшие царю,

храмам и рабовладельцам-аристократам.

Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на

искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего

рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в

порядке ирригационной сети. Правители и цари древнейших, а также и более

поздних государств Шумера и Аккада всюду в своих надписях с гордостью говорят

о своих заботах о расширении и поддержании в порядке сети искусственною

орошения. Эти заслуги они перечисляют наряду с военными победами, признавая

тем самым то громадное значение, которое имела ирригация в жизни страны. Так,

Римсин, царь Ларсы (XVIII в. до н. э.) сообщает в одной надписи, что он

выкопал канал, “который снабдил питьевой водой многочисленное население...

который дал изобилие зерна... вплоть до берега моря”. Он его выкопал и

превратил свою область в земледельческий район.

В документах времени существования шумерийских и аккадских государств

упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например,

регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных

наводнением, Укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулирование орошения

полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки

древних каналов шумерийской эпохи хранились до настоящего времени в некоторых

районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы (современная

Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики, что по ним могли

ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Все эти крупные работы

организовывались государственной властью.

Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой торговли

с соседними странами и постоянные войны требовали централизации

государственного управления. На первые тенденции к централизации

административной власти в древнем Шумере указывают функции верховного

чиновника, носившего титул “нубанда”. Этот чиновник, титул которого

встречается в надписях, происходящих из Лагаша и относящихся к XXIV в. до н.

э., сосредоточивал в своих руках управление всей хозяйственной жизнью страны.

Обязанности и полномочия нубанды были весьма широкими. Судя по надписям,

относящимся к этому времени, т. е. к XXIV в. до н. э., нубанда ведал

земледельческими работами, в частности, теми, которые были связаны с системой

искусственного орошения. Далее, в компетенцию нубанды входила раздача земель,

выдача сельскохозяйственных орудий и сдача их в ремонт, управление

продовольственными складами и царской казной. Наконец, нубанда стоял во главе

государственного архива и гражданской палаты, которая ведала заключением

договоров между отдельными лицами. В эту эпоху формируются древнейшие

ведомства, в состав которых входят различные чиновники. Так, в состав

хозяйственного ведомства входят “дамкары”, особые агенты, ведавшие торговыми

операциями. Среди дамкаров выделяется “великий дамкар патэси”, очевидно, их

начальник. Отдельными амбарами или продовольственными складами ведали особые

чиновники, называвшиеся “дуггур”. В состав финансово-податного ведомства

входили сборщики податей, называвшиеся “машким”. Наконец, уже появляются

должности военных командиров (галь-уку), что указывает на развитие военного

дела.

Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают

древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и

культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части

страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива.

Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам

недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным

центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем,

храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение

имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и

город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой

Гильгамеш.

История некоторых из этих древнейших государств нам более или менее известна

благодаря тому, что в развалинах одних городов (Ур) было найдено множество

памятников материальной культуры и искусства, а в развалинах других (Лагаш)

было найдено много документов (часть которых хранится в московском Музее

изобразительных искусств имени Пушкина).

Разнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах Ура, указывают на

значительный рост техники, главным образом, металлургии, в начале третьего

тысячелетия до н. э.

В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу, сплавляя медь с оловом, научились

применять метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном

искусстве. Ур постепенно превращается в большой торговый город, который ведет

торговлю с целым рядом соседних стран. Так, в Ур доставляют яшмовые бусы,

печати, камень для изготовления сосудов, хлопок и обезьян из долины Инда,

олово, лазурит и обсидиан из Ирана и Армении, кедры из Сирии и т.д. Во главе

государства стояли правители, строившие храмы и дворцы и погребённые в

гробницах со своими сокровищами и драгоценностями. Драгоценное оружие,

серебряная посуда и богато инкрустированные музыкальные инструменты указывают

на сосредоточение богатства в руках аристократии и, тем самым, на резкое

классовое расслоение.

Вполне естественно, что Ур не был единственным богатым и могущественным

государством Нижней Месопотамии. Наряду с ним существовали и другие

государства, которые вели между собой упорную борьбу за преобладание и

господство в Южной, а отчасти и Средней Месопотамии. Среди этих государств

выделяется Лагаш, история которого нам сравнительно хорошо известна.

Лагаш

В середине третьего тысячелетия до н. э. (2540—2370 гг. до н. э.) во главе

Лагаша стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью ряд

соседних областей. Борьба Лагаша с соседними городами имела своей целью

максимальное объединение областей вокруг одного центра. Основы экономического

и политического могущества Лагаша были заложены при Ур-нанше, которого можно

считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением

расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На

одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который

своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь

сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним

следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает

постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме, который вёл упорные

войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории.

Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет

к нему это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, положив этим конец

независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу

Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии.

Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель

Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война

кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и

вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике,

который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы

коршунов”.

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное

трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены

погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель —

Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов.

Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на

реальные результаты этой войны. Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву

не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие

надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной

политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и

Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том,

что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные

холмы)... раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней

Месопотамии и даже в неприступный горный Элам.

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, сумевший укрепить господство

Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие

эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес

представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором

образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны

между Лагашем и Уммой. Документ фиксирует условия мира и территориальные

границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит

побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Лагаш: Урукагина

Длительные войны, которые воли могущественные правители Лагаша, привели к

дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В

хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые

окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется

ремесло. В многочисленных мастерских работали самые разнообразные

ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах

перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов

сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри

страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и цепные

товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился

приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу

рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего

класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные

чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности

сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы

подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так

усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых

противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы

времени Урукагины (XXIV в. до н. э.). Последние представители династии Ур-

нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое

хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета

царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны

трудовых масс, главным образом, общинников, так и со стороны жречества,

которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в

результате слияния храмового хозяйства с царским. Вследствие этого в Лагаше

начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба.

Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество,

недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство,

подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из

династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место

Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате

насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны,

жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности, свободных

общинников. В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском

происхождении. Наоборот, он говорит о том, что “бог Нингирсу, воин Энлиля,

даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей”

(10 сар — 36 тысяч).

Придя к власти, по-видимому, в результате народного движения, организованного

жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью

восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить

независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим

Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех

средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его

главной социальной опорой. Для того чтобы резче подчеркнуть социальный

характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие

формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому

положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям

Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала

верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем — патэси.

Всюду — на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах — находились

надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и

наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы

тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение

религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и

притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он

прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний “порядок” и древнюю

“справедливость”. Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям

свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв

храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих

богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту

плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных

обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых

воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина

приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой

цене или, как образно говорится в надписи, “хорошим серебром”. Чтобы

несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения,

Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить “жителей Лагаша

от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их

он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с

Нингирсу этот завет”, Таким образом, социальные реформы Урукагины были

облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и

средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.

Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого

процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые

он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагине не удалось

закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с

тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша.

Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша.

Шумерийское царство

На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-загтиси, правитель Уммы, во главе

своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и

дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-

реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое

опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается

оправдать реформатора:

“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество,

которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь

Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха

его богиня Нисаба”.

Лугаль-заггиси не ограничился разгромом и завоеванием Лагаша. Этот

могущественный правитель Уммы поставил перед собой более широкую задачу —

объединение под своей властью всего Шумера и всего Аккада. Необходимость

централизации сети искусственного орошения, защиты страны от иноземных

завоевателей, горных и кочевых племён, постоянно вторгавшихся в Месопотамию,

властно требовала объединения всего Шумера в единое крупное государство типа

древневосточной деспотии. И эту задачу впервые выполнил Лугаль-заггиси. Как

видно из его надписи, он покорил Урук, Ур, Ларсу и Адаб. Ему был подвластен и

религиозный центр всего Шумера — древний город Ниппур. Называя себя царём

Урука и царём Ура, он, тем самым, объявил столицами объединённого

Шумерийского царства эти два древнейших шумерийских города, носителей

подлинно шумерийских политических и культурных традиций. Стремясь укрепить

свою власть над всем Шумером, он опирался на жречество шумерийских городов,

призывая в качестве своих покровителей их главных богов. Больше того в своей

большой надписи Лугаль-заггиси впервые в истории Двуречья ясно формулирует

свою завоевательную политику. Так, он указывает на то, что верховный бог

Энлиль, “царь стран, передал Лугаль-заггиси царство над страной... его власти

покорил страны, так что когда он завоевал их от восхода до захода, то он

открыл ему путь от Нижнего моря через Тигр и Евфрат до Верхнего моря”.

Эта широкая объединительная и завоевательная политика Лугаль-заггиси

способствовала расцвету крупных шумерийских городов. С гордостью говорил

Лугаль-заггиси о том, что “он дал Уруку заблистать в радости, поднял голову

Ура, как голову быка, до самого неба, наградил Ларсу, любимый город Баббара,

водою радости, Умму, любимый город бога... поднял до высокого могущества”.

Однако этот расцвет Шумера был недолговечным. Он длился лишь в течение 25-

летнего царствования Лугаль-заггиси. Вскоре образовалось сильное Аккадское

царство, которое стало реальной угрозой для самостоятельного существования

независимого и объединённого Шумерийского царства. Борьба между этими двумя

государствами должна была рано или поздно разгореться. Из этой борьбы вышел

победителем семитский Аккад, который покорил своей власти шумерийский юг и

создал единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возобновившее с

новой силой и с новым размахом завоевательную и объединительную политику

прежних шумерийских царей.

Литература

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе, дополненное и

переработанное. Государственное издательство политической литературы, 1953.

2. Ислам для всех / Знакомьтесь: Ислам, 21 марта, 2005 -

http://www.islamua.net/index.shtml

3. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. - М.,1999, 3-е изд.

переработ. и дополн.

4. История Древнего Мира. Ранняя древность.-3-е изд., исп. и дополн., -

М., 1989.

5. История Древнего Мира. Редер Д.Г.,Е.А.Черкасова.-3-е изд., исправ. и

допол., - М.,1985.

6. Никольский Н.М. Рабство в древнем Двуречье. – ВДИ, 1941.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты