Реферат: Христианство на Руси

взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для

покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная

Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,

князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные

конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения

традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной

языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа

жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности

языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся

религия.

Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное

отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия

рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных

земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было

безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,

но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно

обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим

исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.

Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще

всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже

проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного

осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую

помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной

культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами

(соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе

(Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой,

греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную

утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к

официальному введению христианства на Руси.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно

хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это

соединение религиозных обрядов и це­лого вороха объектов религиозного

почитания. Поэтому объедине­ние людей разных племен, в чем так нуждались

восточные славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между

тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди

редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв­лений природы

заставляли людей искать объединения.

Вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу,

стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня

государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную

религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира,

хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа

воинственного бога.

Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества

этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей

религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась

за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же

первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионеры не

приносили с собой ничего принципиально нового; они несли лишь новые имена для

старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею

божественного происхождения власти и необходимости покорности ее

представителям.

По преданию, первым проповедником христианства был Андрей Первозванный - один

из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом

Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и

был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы

"Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей

Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где

в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а

заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане

вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила

Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.

Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков,

лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей.

Элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных

суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру,

были проникнуты языческим духом.

Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на

первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников;

раздавал питание неимущим.

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси

грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с

греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,

развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира

Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством

распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава

Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе

монастырские и частные.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который

"разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь

Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат

был. . . книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги

были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только

состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется

влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского

общества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскими

писателями в то время были в основном лица духовные.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее

государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими

странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной

Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который

ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под

996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом

Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними

мир и любовь".

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе

Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь

Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I,

Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом

Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на

Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти

браки, широко простирала и свое влияние в мире.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз­личие: люди

делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами;

рабы носили название "челядь" (в единственном числе холоп, роба). Положение

рабов, очень много­численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий

скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества,

не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои преступления пред

законом. За них ответствовал господин, который имел право жизни и смерти над

своим холопом и наказывал его сам, как хотел. Свободные люди находили себе

защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у

своего господина; когда же господин его отпускал на волю или прого­нял, раб

становился изгоем и лишался покровительства и приста­нища.

Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и

значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на

самостоятельные союзы, которые од­ни лишь своими силами охраняли и защищали

своих членов. Вышед­ший из своего союза человек оказывался бесправным и

беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки не­вест,

имела грубый языческий характер. Рабство было очень расп­ространено. Грубая

сила господствовала в обществе и человечес­кая личность сама по себе в нем не

имела никакого значения.

Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начали заметно смягчаться.

Христианская церковь, основанная на Руси князем Владими­ром, не могла

примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милости

церковь принесла на Русь и начала ви­зантийской культуры. Уча язычников вере,

она стремилась улуч­шить их житейские порядки. Под влиянием христианства

отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нра­вы. О

самом князе Влади­мире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой

ве­ры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей поя­вилось

много благочестивых христиан, почитавших церковь, лю­бивших книги и иногда

уходивших от мирских соблазнов в монасты­ри и в пустынное житье. Через свою

иерархию и примером ревните­лей новой веры церковь действовала на нравы и

учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо

жить и действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Кня­зей она учила, как

они должны управлять: "воспрещать злым и казнить разбойников". "Ты поставлен

от Бога на казнь злым, а добрым на милованье", - говорила духовенство князю

Владимиру, указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилию и

злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд

духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая

земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как "всяка

власть от Бога" и так как князь "есть Божий слуга", то ему надлежит

повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя,

чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него,

как на избранника Божия. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых

ссорах и междоусобиях ("которах" и "коромолах"), духовенство старалось мирить

их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "не переступали чужого предела".

Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка,

имея перед собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских, церковь

образовала собою особый союз - церковное об­щество; в состав его вошло

духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди,

которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто

не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и

покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.

Церковь получала в свое владение села, насе­ленные рабами. И изгои, и рабы

становились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей

одинаково церковь су­дила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по

церков­ным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и стано­вились

подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек,

церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. В

церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, об­ращались в людей

лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и

работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу

пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли

найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и во­обще нравственности

в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и

подтвержденного первыми русскими князьями в их "церковных уставах", все

проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не

княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,

еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых,

ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и

детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном

быту: многоженство, умыка­ние и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости

над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более

развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство

воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В

поучениях и проповедях, в беседах и разгово­рах представители духовенства

деятельно учили господ быть мило­сердными с рабами и помнить, что раб - такой

же человек и хрис­тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не

только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо

требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По­лучая рабов в дар,

церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по

примеру церкви иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие

примеры были и редки, хо­тя увещания благочестивых поучений и не искореняли

рабства, од­нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное

обраще­ние с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось за­коном,

но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель­ным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес­кого общества. Оно

охватывало все стороны общественного уст­ройства и подчиняла себе одинаково

как политическую деятель­ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это

влияние бы­ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В

то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев­ские князья,

когда их становилось много, сами стремились к раз­делению государства, -

церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую

землю. Настоящее единов­ластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это

сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви­дим и

просветительную деятельность церкви. Она была многообраз­на. Прежде всего,

просветительное значение имели те практические примеры новой христианской

жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины

подвижников - монастыри. Затем просветительное влияние оказывала

письменность, как пере­водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец,

просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко­торые

церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир I Святославович в

980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от

восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного.

После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в

Новгород, и тот "постави кумира над Волхвом". Однако интересы страны звали

Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была

служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот

выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси

высокоорганизованного литера­турного языка, который это приобщение закрепил

бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность

обще­ния не только с современными культурами, но и с культурами прошлыми. Она

делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего

национального опыта, литературы.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме­танской и языческой

Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу

позволила Руси не начинать лите­ратуру, а продолжать ее и создавать в первый

же век христианс­тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе

культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала

русской культуры, то самой обоснован­ной 988 год.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги,

принесенные на Русь вместе с крещением, предс­тавляли собою болгарские

переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей

книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и

собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и

жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими

иск­лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс­твом.

Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой

начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной

учености и риторического искусства. Тем не менее, их произведения оказывали

заметное вли­яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению

нравов на Руси.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс­тупило на Руси в

виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная

письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что

дало Руси крещение. Христи­анство в целом способствовало возникновению

сознания единства человечества.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области

пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась

изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в

главнейших городах. Киевс­кий храм Успения Богоматери, получивший название

Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину"

(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка­менным храмом в

Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси

были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским

образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и

живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве

значи­тельного развития. А с ними вместе развились прочие искусства и

художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали.

Первыми мастерами во всех отраслях худо­жественного производства были,

конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера.

Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси

отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в

науке под именем русско-византийского.

Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что, решившись

принять христианство и, крестившись сам, он тот­час же приступил к крещению

своего народа. В действительности это не могло быть так. Переменить веру для

народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам,

Владимир мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры.

Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс­твенное

крещение было делом частным.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать ту же

веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы

государственные, он действовал и как великий государь.

Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем,

так сказать, уродом. Все другие европейские народы были уже христианскими и

начали жить тою новою гражданс­кою жизнью, которую получили вместе с

христианством и которая отделяла их от народов языческих как особый

нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более

сде­лать, как последовать примеру других.

Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра­ною христианскою,

чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его

государей. Но он был бы в нем младшим, сде­лался бы весьма ограниченным в

своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял

свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у

дру­гих.

3. Историческое значение принятия Русью христианства

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-

европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило более

высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой

объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие

славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства.

Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими

племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации,

но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального

государства (это государство развивалось на основе не национальной и

религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же

народ потерял веру - государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским

обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их

решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие

самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование

становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии

постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись,

фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.

Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый

обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и

соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней

жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их

взаимодействия с окружающим миром.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического

развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой

культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в

языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила

древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась

наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного

богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так

как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той

же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры,

угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие

курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники

родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только

"словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах

людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В

конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания

соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по

прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и

некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь

действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие

священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность

существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость

традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних

кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же

дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с

христианством.

Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее

духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в

руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было

заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна

ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в

эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской

культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении

посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным

летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино

феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с

общенародными интересами.

Список использованной литературы

1. Н. М. Карамзин «Предания веков» (c) 1988 «Правда»

2. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, 1988 «Мысль»

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты