Реферат: Формирование политических лагерей в России в начале ХХ века

4 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма

в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 87.

Народничество) или же вмешательство в социально-экономический процесс

революционных сил (к чему стремилось народничество революционное) способно

поддержать зачатки самобытности, обеспечить их развитие»1.

3. Народникам «был свойственен субъективно-идеалистический взгляд на

историю и общество, на роль личности и масс»2. Революционеры тех лет

видели народ лишь в крестьянстве. Рабочий в их глазах был тем же крестьянином,

лишь временно оторванным от земли. И они верили, что крестьянин сможет

подняться на революцию.

Но деревня социалистическую пропаганду не восприняла. Крестьяне считали, что вся

тяжесть их жизни исходит от помещиков. Он верили, что царь – их отец и

защитник. А народников они слушали как сказочников. В итоге, царизм жестоко

расправился с народниками ( и не без помощи крестьянства): «их приговорили к

каторге, ссылки, заключению в крепость»3. Нужно было искать другие

формы борьбы.

Неудача хождения в народ «заставила часть членов народной организации «Земля

и Воля» взять курс на индивидуальный политический террор и воздать в 1879

году партию «Народная воля». Меньшая часть землевольцев составила организацию

«Чёрный передел».

«Чернопередельцы» – и среди них Г. Плеханов, В. Засулич, О. Аптекман – пытались

сохранить традиции и программные установки «Земли и Воли». «Деревенщики»

считали, что главное – это работа среди крестьянства, а «убийство никогда не

служит делу свободы»4. Но через несколько месяцев часть кружковцев

была арестована, а часть ушла за границу.

Члены партии «Народная воля» в своих печатных органах «Народная воля», «Листок»,

«Рабочая газета» призывали к политической борьбе: «Не смирение нужно, нужен

протест, отпор, устранить произвол нельзя иначе, как только силой, добровольно

власти, никто не отдаст»5. А их лозунг стал: «Теперь или никогда!».

А. Жилябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская создали централизованную,

разветвленную, превосходно законспирированную организацию

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 88.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма

в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.

2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,

Аксёнова. – М., 1996. С. 530.

4 Там же С. 532.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 95.

Во главе с Исполнительным комитетом. «С осени 1979 года они начали настоящую

охоту за царём, надеясь, что своими решительными действиями возбудят в инертных

массах народа стремление к революционному перевороту»1. «Серьёзное

влияние на народников оказали взгляды Петра Ткачёва: государственный переворот

должны осуществить члены «организации» при вспомогательной роли народа; Россия

созрела для революции и выступать следует немедленно»2.

Однако ни те, ни другие, ни третьи не добились успеха. Убийство Александра II

народовольцами 1 марта 1881 года не привело к изменению политического строя

страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике

правительства и волну репрессий против революционеров.

После событий 1 марта в революционное движение пришли новые деятели. В Санкт-

Петербурге с 1882 по 1884 года работала «Молодая партия «Народной воли». Она

продолжила традиции народовольцев. Лидеры: Н. М. Флеров, П. Ф. Якубович, И.

И. Панов.

«Террористическая фракция» партия «Народная воля» стала идейной преемницей

народовольцев. Организатором её был Александр Ульянов, брать будущего

создателя Советского государства В. И. Ульянова – Ленина. После неудачной

попытки покушения на императора Александра II (1 марта 1887 года) группа была

разгромлена, а А. Ульянов казнён.

Конечно, после 1 марта революционные возможности народнического движения

полностью не иссякли, но оно пошло на спад. Уже к 1900 году на общей волне

революционного движения в России возникло несколько новых народнических групп.

«В 1902 году удалось создать всероссийскую организацию революционных народников

– партию социалистов-революционеров (эсеров), которая объявила войну

самодержавию не на жизнь, а на смерть»3.

Программа лидеров В. М. Чернова, М. Р. Гоца, М. А. Натасона была продолжением

отдельных теоретических и тактических положений народовольства. Она

раскрывала идею особого капиталистического пути России к социализму – через

крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала

социализацию земли. Т. е. Уничтожив частную собственность на землю, передать

её общинам в пользование. А они уже будут осуществлять уравнительные

1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.

2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,

Аксёнова. – М., 1996. С. 533.

2 Там же С. 532.

3 Там же С. 533.

распределения. Именно по этому большая часть крестьянства шла за эсерами. Что

касается политической части программы, то эсеры выступали за свержение

царизма и установление демократической республики. В 1902 году в эсеровской

партии создаётся террористическая Боевая организация (БО). Формально

подчиняясь партии, она пользовалась почти неограниченной самодеятельностью.

Боевики совершили ряд успешных террактов. Убив министров внутренних дел Д. С.

Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популярность и в партии и в

русском обществе.

Но умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал

всё больше овладевать марксизм. В обстановке острого кризиса народничества в

начале 80-х годов ХIХ в. это была попытка спасти революционные социалистические

идеалы. Возникшая в 1883 году в Швейцарии группа «Освобождение труда» во главе

с Плехановым Г. В., а затем группы Д. Н. Благоева, П. В. Точисского, М. И.

Бруснёва, которые вели пропагандистскую работу уже непосредственно в России,

проложили дорогу русскому марксизму»1.

Первым шагом русских марксистов стало издание «Манифеста Коммунистической

партии» Маркса и Энгельса в Переводе Плеханова. Он считал, что во-первых, «без

революционной теории нет революционного движения». Революционная по своему

внутреннему содержанию идея «есть своего рода динамит, которого не заменят

никакие взрывчатые вещества в мире». Во-вторых, он «опроверг утверждения

народников о неприменимости учения Маркса в России». В третьих, он показал что

«народнические теории.стали тормозом революционного движения»2.

История человечества, считал Плеханов, «есть прежде всего история борьбы

классов за распределения собственности, и только пролетариат может положить

конец этой борьбе, уничтожив частную собственность раз и навсегда»3.

Зёрна марксизма упали не в твёрдый грунт, а в почву, хорошо подготовленную.

Каторжный труд, тяжёлые условия, длинный рабочий день, бесправие, низкая

производительность труда на капиталистических предприятиях толкали рабочих на

борьбу за свои права. На заводах и фабриках появились кружки металлистов,

текстильщиков, печатников. С середины 90-х годов начался процесс соединения

марксизма с массовым рабочим движением. В 1891 году в Петербурге

1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.

Зевелева. М., 1994. С. 52.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма

в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 107.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.

2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,

Аксёнова. – М., 1996. С. 533.

прошли первая маёвка и первая демонстрация. «Они стали первыми выступлениями

передовых рабочих социал-демократов»1.

«Всего за период развития социал-демократического движения в разные годы в 24

губерниях России действовали 51 марксистская организация»2. В одном

из таких кружков прошёл «марксистскую выручку» Ленин. С созданием в Петербурге

в 1895 году ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» началось

слияние научного социализма с рабочим движением. Наступил следующий, более

высокий этап развития марксизма и рабочего революционного движения в России.

Центр мирового революционного движения переместился в Россию. «Марксизм, как

единственно правильную революционную теорию – писал Ленин, - Россия поистине

выстрадала»3. После организации Лениным редакции газеты «Искра»

Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в её состав. Группа «Освобождение труда»

прекратила свою деятельность.

Петербургский «Союз борьбы» послужил образцом организации тактической

деятельности для всей российской социал-демократии. Во второй половине 90-х

годов прошлого века по его подобию возникают «Союзы борьбы» в Москве, Киеве,

Екатеринбурге, Одессе и других городах. На втором съезде РСДРП (российская

социал-демократическая партия рабочих) была принята следующая программа:

свержение самодержавия, установление демократической республики, всеобщее

избирательное право и демократические свободы, право наций на

самоопре5деление, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам отрезанных

в 1861 году то их надела земель и отмена выкупных платежей. Конечная цель:

установление диктатуры пролетариата. В самом начале съезда, в обсуждении

программы партии и тактики борьбы образовалось два течения: «Мягкие» искровцы

во главе с Л. Мартовым считали в грядущей буржуазно-демократической революции

ведущая роль будет принадлежать буржуазии, а пролетариату нужно действовать в

тесном союзе с ней. С точки зрения «твёрдых» искровцев, возглавляемых

Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату,

опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же революционной силой вообще не

является.

1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма

в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 109.

2 Там же.

3 Там же С. 112.

При выборе в руководящий орган партии – центральный Комитет – сторонников

Ленина оказалось большинство. Именно после этих выборов их стали называть

большевиками, а их противников – меньшевиками.

Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение влился

Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий

еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом.

2.3 Либеральный лагерь

Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный лагерь,

приходивший в столкновение. как с правительственным, так и с революционными

лагерями.

«Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её

экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма»

1. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и

классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до

начала революции находились на крайне низком уровне.

Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем

«вольнодумством» . отразились на характере народа.Русский обыватель вообще

привык к всевластию правительства»2, - писал Ленин.

Во-вторых «жадные.хищники первоначального накопления.стали интересы кошелька

выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом,

обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь»3

.

В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее

видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без

помощи царизма она не надеялась»4. «Либералы хотели «освободить»

Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти

помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени»5, - писал

Ленин. У них не было

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27.

2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907

годов. М., 1985. С. 26.

3 Там же С. 27.

4 Там же.

5 Там же С. 28.

единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной

политической идеологии.

После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и

либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется

три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные

представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для

проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции,

сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-

третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в

возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с

революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.

«После падения крепостного права «самый сплочённый, самый образованный и

наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство – обнаружил с

полной определённостью стремление ограничить самодержавную власть по средствам

представительных учреждений»1, - писал Ленин. Появление этих

стремлений прогрессивной части дворянства облегчалось созданием органов

местного самоуправления. Возникли они в России согласно земской реформе 1

января 1864 года. Земским органам правительство отводило довольно скромную

роль: они были организованы «для заведования делами, относящимися к местным

хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда»2. Но

государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью.

От их учреждений самодержавия земства отличались одним свойством: они имели

сословно-представительный характер.

После первых выборов в уездных земских собраниях на дворян приходилось 42%

гласных (выборщиков), крестьян – 39%, купцов – 11%, на духовенство – 6,5%3

. Земства ведали местными денежными повинностями, имуществом, дорогами,

больницами, вопросами народного образования, земской почтой, обеспечением

населения продовольствием, страхованием. Один из первых земских врачей Я. М.

Белый говорил: «Только земство в состоянии оживить одряхлевший дореформенный

строй нашего Отечества, но для этого нужны люди, и не одни только гласные...но

и учителя, и прочие»4. «Отчуждённость земских учреждений от народной

массы

1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907

годов. М., 1985. С. 26.

2 Там же С. 29.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.

2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,

Аксёнова. – М., 1996. С. 469.

4 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной

борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

Уже давно была замечена людьми, близко стоящими у дела»1,-

свидетельствовал И. И. Петрункевич (лидер конституционного земского движения).

Врач, фельдшер, учитель, статистик, агроном и ветеринар (получивших название

«третьего элемента») – эти.служащие должны были стать недостающим звеном между

народом и либеральной земской оппозицией. «Земских служащих отличал

общественный характер их службы, работа непосредственно среди народа, сам

состав их: преобладание выходцев из крестьян и мещан – 60%, большое число

молодёжи – 40%, женщины – 30%»2.

Впервые в России статистиками была проведена подворная перепись населения – «это

было первым шагом на пути к более глобальному изучению экономического положения

крестьян»3. «Определение доходности.земель, помещений фабрик, и

заводов.для земств было делом насущно необходимым»4. Но затем

статистики в каждой губернии искали и находили общественную трибуну, публикуя

итоги своих исследований.

«Показывая разорение деревни, условия жизни рабочих, формирование рабочего

класса, земская.статистика становилась фактом общественной борьбы»5.

На слётах и на страницах журналов «Вестник Европы», «Дело», «Русская мысль» и

др., развивая народное образование здравоохранение, сельскую инфраструктуру,

агрономию, статистику и т. п., земская интеллигенция, ставила вопросы

внедрения в жизнь всеобщего начального образования, создание библиотек –

читален, борьбы с эпидемиями, детской смертностью, производственным

травматизмом.

«Они склонялись в основном к либерально-народническим взглядам, для которых были

характерны вера в возможность некапиталистического развития России на базе

сильной общины и различных форм конспирации»6. Рупором либерального

народничества стала газета «Неделя», в которой Н. К. Михайловский, В. П.

Воронцов, С. Н. Кривенко, как лидеры движения, доказывали, насаждение

капитализма «сверху» - правительством.

1 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной

борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

2 Там же С. 231.

3 Там же С. 41.

4 Там же С. 40.

5 Там же С. 102.

6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.

Зевелева. М., 1994. С. 50.

Они считали, что «крестьянство остро нуждается не в социалистических

преобразованиях., а в реальной и неотложной помощи образованной интеллигенции.

«Из маленьких дел слагаться жизнь миллионов»1.

Однако «либеральные народники оставались до конца ХIХ века организационно

разобщёнными и довольно пассивными – они избегали ставить острые политические

вопросы»2.

Но вернёмся к земскому либерализму.

«Всемогущая чиновничья клика не могла не ужиться с выборным всесословным

представительством и принялась всячески травить его»3.

В середине лета 1871 года в Москве состоялся первый нелегальный съезд земцев. С

конца 1878 до начала 1882 года земствами было подано 22 либеральных адреса «на

высочайшее имя» и 50 ходатайств в правительство с просьбой о разрешении

сношений между земствами различных губерний, о созыве своего съезда и с

предложении об изменении государственного устройства. Но ответа не последовало.

В лагере либералов царила апатия и уныние. «Настоящая русская жизнь.нас знать

не хочет, а потому и нам в пределах России приходиться показывать свой кукиш в

кармане», - признавался Н. А. Белоголовый. В октябре 1894 года умер Александр

III. Но Николай II произнёс членам принятой им депутации памятные слова: «Я

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты