4 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма
в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.
5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 87.
Народничество) или же вмешательство в социально-экономический процесс
революционных сил (к чему стремилось народничество революционное) способно
поддержать зачатки самобытности, обеспечить их развитие»1.
3. Народникам «был свойственен субъективно-идеалистический взгляд на
историю и общество, на роль личности и масс»2. Революционеры тех лет
видели народ лишь в крестьянстве. Рабочий в их глазах был тем же крестьянином,
лишь временно оторванным от земли. И они верили, что крестьянин сможет
подняться на революцию.
Но деревня социалистическую пропаганду не восприняла. Крестьяне считали, что вся
тяжесть их жизни исходит от помещиков. Он верили, что царь – их отец и
защитник. А народников они слушали как сказочников. В итоге, царизм жестоко
расправился с народниками ( и не без помощи крестьянства): «их приговорили к
каторге, ссылки, заключению в крепость»3. Нужно было искать другие
формы борьбы.
Неудача хождения в народ «заставила часть членов народной организации «Земля
и Воля» взять курс на индивидуальный политический террор и воздать в 1879
году партию «Народная воля». Меньшая часть землевольцев составила организацию
«Чёрный передел».
«Чернопередельцы» – и среди них Г. Плеханов, В. Засулич, О. Аптекман – пытались
сохранить традиции и программные установки «Земли и Воли». «Деревенщики»
считали, что главное – это работа среди крестьянства, а «убийство никогда не
служит делу свободы»4. Но через несколько месяцев часть кружковцев
была арестована, а часть ушла за границу.
Члены партии «Народная воля» в своих печатных органах «Народная воля», «Листок»,
«Рабочая газета» призывали к политической борьбе: «Не смирение нужно, нужен
протест, отпор, устранить произвол нельзя иначе, как только силой, добровольно
власти, никто не отдаст»5. А их лозунг стал: «Теперь или никогда!».
А. Жилябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская создали централизованную,
разветвленную, превосходно законспирированную организацию
1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 88.
2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма
в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.
3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.
2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,
Аксёнова. – М., 1996. С. 530.
4 Там же С. 532.
5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 95.
Во главе с Исполнительным комитетом. «С осени 1979 года они начали настоящую
охоту за царём, надеясь, что своими решительными действиями возбудят в инертных
массах народа стремление к революционному перевороту»1. «Серьёзное
влияние на народников оказали взгляды Петра Ткачёва: государственный переворот
должны осуществить члены «организации» при вспомогательной роли народа; Россия
созрела для революции и выступать следует немедленно»2.
Однако ни те, ни другие, ни третьи не добились успеха. Убийство Александра II
народовольцами 1 марта 1881 года не привело к изменению политического строя
страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике
правительства и волну репрессий против революционеров.
После событий 1 марта в революционное движение пришли новые деятели. В Санкт-
Петербурге с 1882 по 1884 года работала «Молодая партия «Народной воли». Она
продолжила традиции народовольцев. Лидеры: Н. М. Флеров, П. Ф. Якубович, И.
И. Панов.
«Террористическая фракция» партия «Народная воля» стала идейной преемницей
народовольцев. Организатором её был Александр Ульянов, брать будущего
создателя Советского государства В. И. Ульянова – Ленина. После неудачной
попытки покушения на императора Александра II (1 марта 1887 года) группа была
разгромлена, а А. Ульянов казнён.
Конечно, после 1 марта революционные возможности народнического движения
полностью не иссякли, но оно пошло на спад. Уже к 1900 году на общей волне
революционного движения в России возникло несколько новых народнических групп.
«В 1902 году удалось создать всероссийскую организацию революционных народников
– партию социалистов-революционеров (эсеров), которая объявила войну
самодержавию не на жизнь, а на смерть»3.
Программа лидеров В. М. Чернова, М. Р. Гоца, М. А. Натасона была продолжением
отдельных теоретических и тактических положений народовольства. Она
раскрывала идею особого капиталистического пути России к социализму – через
крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала
социализацию земли. Т. е. Уничтожив частную собственность на землю, передать
её общинам в пользование. А они уже будут осуществлять уравнительные
1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.
2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,
Аксёнова. – М., 1996. С. 533.
2 Там же С. 532.
3 Там же С. 533.
распределения. Именно по этому большая часть крестьянства шла за эсерами. Что
касается политической части программы, то эсеры выступали за свержение
царизма и установление демократической республики. В 1902 году в эсеровской
партии создаётся террористическая Боевая организация (БО). Формально
подчиняясь партии, она пользовалась почти неограниченной самодеятельностью.
Боевики совершили ряд успешных террактов. Убив министров внутренних дел Д. С.
Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популярность и в партии и в
русском обществе.
Но умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал
всё больше овладевать марксизм. В обстановке острого кризиса народничества в
начале 80-х годов ХIХ в. это была попытка спасти революционные социалистические
идеалы. Возникшая в 1883 году в Швейцарии группа «Освобождение труда» во главе
с Плехановым Г. В., а затем группы Д. Н. Благоева, П. В. Точисского, М. И.
Бруснёва, которые вели пропагандистскую работу уже непосредственно в России,
проложили дорогу русскому марксизму»1.
Первым шагом русских марксистов стало издание «Манифеста Коммунистической
партии» Маркса и Энгельса в Переводе Плеханова. Он считал, что во-первых, «без
революционной теории нет революционного движения». Революционная по своему
внутреннему содержанию идея «есть своего рода динамит, которого не заменят
никакие взрывчатые вещества в мире». Во-вторых, он «опроверг утверждения
народников о неприменимости учения Маркса в России». В третьих, он показал что
«народнические теории.стали тормозом революционного движения»2.
История человечества, считал Плеханов, «есть прежде всего история борьбы
классов за распределения собственности, и только пролетариат может положить
конец этой борьбе, уничтожив частную собственность раз и навсегда»3.
Зёрна марксизма упали не в твёрдый грунт, а в почву, хорошо подготовленную.
Каторжный труд, тяжёлые условия, длинный рабочий день, бесправие, низкая
производительность труда на капиталистических предприятиях толкали рабочих на
борьбу за свои права. На заводах и фабриках появились кружки металлистов,
текстильщиков, печатников. С середины 90-х годов начался процесс соединения
марксизма с массовым рабочим движением. В 1891 году в Петербурге
1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.
Зевелева. М., 1994. С. 52.
2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма
в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 107.
3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.
2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,
Аксёнова. – М., 1996. С. 533.
прошли первая маёвка и первая демонстрация. «Они стали первыми выступлениями
передовых рабочих социал-демократов»1.
«Всего за период развития социал-демократического движения в разные годы в 24
губерниях России действовали 51 марксистская организация»2. В одном
из таких кружков прошёл «марксистскую выручку» Ленин. С созданием в Петербурге
в 1895 году ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» началось
слияние научного социализма с рабочим движением. Наступил следующий, более
высокий этап развития марксизма и рабочего революционного движения в России.
Центр мирового революционного движения переместился в Россию. «Марксизм, как
единственно правильную революционную теорию – писал Ленин, - Россия поистине
выстрадала»3. После организации Лениным редакции газеты «Искра»
Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в её состав. Группа «Освобождение труда»
прекратила свою деятельность.
Петербургский «Союз борьбы» послужил образцом организации тактической
деятельности для всей российской социал-демократии. Во второй половине 90-х
годов прошлого века по его подобию возникают «Союзы борьбы» в Москве, Киеве,
Екатеринбурге, Одессе и других городах. На втором съезде РСДРП (российская
социал-демократическая партия рабочих) была принята следующая программа:
свержение самодержавия, установление демократической республики, всеобщее
избирательное право и демократические свободы, право наций на
самоопре5деление, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам отрезанных
в 1861 году то их надела земель и отмена выкупных платежей. Конечная цель:
установление диктатуры пролетариата. В самом начале съезда, в обсуждении
программы партии и тактики борьбы образовалось два течения: «Мягкие» искровцы
во главе с Л. Мартовым считали в грядущей буржуазно-демократической революции
ведущая роль будет принадлежать буржуазии, а пролетариату нужно действовать в
тесном союзе с ней. С точки зрения «твёрдых» искровцев, возглавляемых
Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату,
опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же революционной силой вообще не
является.
1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма
в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 109.
2 Там же.
3 Там же С. 112.
При выборе в руководящий орган партии – центральный Комитет – сторонников
Ленина оказалось большинство. Именно после этих выборов их стали называть
большевиками, а их противников – меньшевиками.
Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение влился
Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий
еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом.
2.3 Либеральный лагерь
Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный лагерь,
приходивший в столкновение. как с правительственным, так и с революционными
лагерями.
«Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её
экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма»
1. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и
классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до
начала революции находились на крайне низком уровне.
Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем
«вольнодумством» . отразились на характере народа.Русский обыватель вообще
привык к всевластию правительства»2, - писал Ленин.
Во-вторых «жадные.хищники первоначального накопления.стали интересы кошелька
выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом,
обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь»3
.
В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее
видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без
помощи царизма она не надеялась»4. «Либералы хотели «освободить»
Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти
помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени»5, - писал
Ленин. У них не было
1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27.
2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907
годов. М., 1985. С. 26.
3 Там же С. 27.
4 Там же.
5 Там же С. 28.
единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной
политической идеологии.
После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и
либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется
три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные
представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для
проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции,
сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-
третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в
возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с
революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.
«После падения крепостного права «самый сплочённый, самый образованный и
наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство – обнаружил с
полной определённостью стремление ограничить самодержавную власть по средствам
представительных учреждений»1, - писал Ленин. Появление этих
стремлений прогрессивной части дворянства облегчалось созданием органов
местного самоуправления. Возникли они в России согласно земской реформе 1
января 1864 года. Земским органам правительство отводило довольно скромную
роль: они были организованы «для заведования делами, относящимися к местным
хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда»2. Но
государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью.
От их учреждений самодержавия земства отличались одним свойством: они имели
сословно-представительный характер.
После первых выборов в уездных земских собраниях на дворян приходилось 42%
гласных (выборщиков), крестьян – 39%, купцов – 11%, на духовенство – 6,5%3
. Земства ведали местными денежными повинностями, имуществом, дорогами,
больницами, вопросами народного образования, земской почтой, обеспечением
населения продовольствием, страхованием. Один из первых земских врачей Я. М.
Белый говорил: «Только земство в состоянии оживить одряхлевший дореформенный
строй нашего Отечества, но для этого нужны люди, и не одни только гласные...но
и учителя, и прочие»4. «Отчуждённость земских учреждений от народной
массы
1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907
годов. М., 1985. С. 26.
2 Там же С. 29.
3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч.
2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д,
Аксёнова. – М., 1996. С. 469.
4 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной
борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.
Уже давно была замечена людьми, близко стоящими у дела»1,-
свидетельствовал И. И. Петрункевич (лидер конституционного земского движения).
Врач, фельдшер, учитель, статистик, агроном и ветеринар (получивших название
«третьего элемента») – эти.служащие должны были стать недостающим звеном между
народом и либеральной земской оппозицией. «Земских служащих отличал
общественный характер их службы, работа непосредственно среди народа, сам
состав их: преобладание выходцев из крестьян и мещан – 60%, большое число
молодёжи – 40%, женщины – 30%»2.
Впервые в России статистиками была проведена подворная перепись населения – «это
было первым шагом на пути к более глобальному изучению экономического положения
крестьян»3. «Определение доходности.земель, помещений фабрик, и
заводов.для земств было делом насущно необходимым»4. Но затем
статистики в каждой губернии искали и находили общественную трибуну, публикуя
итоги своих исследований.
«Показывая разорение деревни, условия жизни рабочих, формирование рабочего
класса, земская.статистика становилась фактом общественной борьбы»5.
На слётах и на страницах журналов «Вестник Европы», «Дело», «Русская мысль» и
др., развивая народное образование здравоохранение, сельскую инфраструктуру,
агрономию, статистику и т. п., земская интеллигенция, ставила вопросы
внедрения в жизнь всеобщего начального образования, создание библиотек –
читален, борьбы с эпидемиями, детской смертностью, производственным
травматизмом.
«Они склонялись в основном к либерально-народническим взглядам, для которых были
характерны вера в возможность некапиталистического развития России на базе
сильной общины и различных форм конспирации»6. Рупором либерального
народничества стала газета «Неделя», в которой Н. К. Михайловский, В. П.
Воронцов, С. Н. Кривенко, как лидеры движения, доказывали, насаждение
капитализма «сверху» - правительством.
1 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной
борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.
2 Там же С. 231.
3 Там же С. 41.
4 Там же С. 40.
5 Там же С. 102.
6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.
Зевелева. М., 1994. С. 50.
Они считали, что «крестьянство остро нуждается не в социалистических
преобразованиях., а в реальной и неотложной помощи образованной интеллигенции.
«Из маленьких дел слагаться жизнь миллионов»1.
Однако «либеральные народники оставались до конца ХIХ века организационно
разобщёнными и довольно пассивными – они избегали ставить острые политические
вопросы»2.
Но вернёмся к земскому либерализму.
«Всемогущая чиновничья клика не могла не ужиться с выборным всесословным
представительством и принялась всячески травить его»3.
В середине лета 1871 года в Москве состоялся первый нелегальный съезд земцев. С
конца 1878 до начала 1882 года земствами было подано 22 либеральных адреса «на
высочайшее имя» и 50 ходатайств в правительство с просьбой о разрешении
сношений между земствами различных губерний, о созыве своего съезда и с
предложении об изменении государственного устройства. Но ответа не последовало.
В лагере либералов царила апатия и уныние. «Настоящая русская жизнь.нас знать
не хочет, а потому и нам в пределах России приходиться показывать свой кукиш в
кармане», - признавался Н. А. Белоголовый. В октябре 1894 года умер Александр
III. Но Николай II произнёс членам принятой им депутации памятные слова: «Я