Реферат: Формирование и развитие городов России. Новороссийск

было предложено передать в частные руки. Выбор пал на инженера-путейца и

богатого предпринимателя действительного статского советника барона Штейнгеля

Рудольфа Васильевича, известного уже как участника проекта, а затем строителя

Московско-Рязанской и Московско-Курской железных дорог, главного инженера и

строителя Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской и Балтийской железных дорог.

В 1872 году было создано акционерное общество Ростов-Владикавказской железной

дороги во главе с Р.В.Штейнгелем, и началось её строительство. 2 июня 1875

года открывается движение по ней.

В 1882 году был разработан план дальнейшего развития рейсовой сети в стране.

В числе 17 железных дорог, указанных в представлении Министерства путей

сообщения в Комитете министров от 8 апреля 1882 года, была отмечена, как одна

из более необходимых ветвей Ростово-Владикавказской железной дороги к Чёрному

морю – Новороссийская. 14 февраля 1884 года Комитет министров признал

первостепенное значение Новороссийской ветки, подчёркивая, что «после

Сибирской линии она представляется необходимой из всех, намеченных

правительством железнодорожных линий». Осенью 1884 года окончательно был

решен вопрос о направлении ветки. Был принят проект линии Тихорецкая-

Новороссийск, имевший ряд преимуществ по сравнению с другими проектами

(соединение Владикавказской магистрали с Геленджиком или Анапой). Линия

Тихорецкая-Новороссийск проходила через западную и северо-западную часть

Кубанской области с развитым земледелием.

Строительство железнодорожной ветки Екатеринодар-Новороссийск протяженностью

254 версты осуществлялось под руководством инженера Кербеды Михаила

Станиславовича. Под каждую версту рельсового пути укладывалось 1440 дубовых

шпал. Перед конечной точкой пути – Новороссийском - на южной окраине станицы

Верхнее-Баканской в отрогах Маркотхского хребта по линии железной дороги было

сооружено два тоннеля, отчего железнодорожная станция при этой станице

получила наименование Тоннельной. Строили их итальянские инженеры Мадлен и

Физини.

По завершении строительства железной дороги Екатеринодар-Новороссийск 24 июня

1888 года состоялось её торжественное открытие. На нём присутствовали в

качестве почётных гостей Главноначальствующий Гражданской частью на Кавказе

князь Дондук-Корсуков, министр путей сообщения начальник Кубанской области

генерал-лейтенант Г.А.Леонов и другие высоко поставленные лица. Депутаты от

города Ильченко и Никульский поднесли министру хлеб-соль и выразили

признательность населения за постройку дороги.

Присутствовавший на торжествах по случаю открытия железнодорожного сообщения

в Екатеринодаре в сентябре 1888 года император Александр III с семейством

проследовал по только что отстроенной железнодорожной веткой на Новороссийск.

В Новороссийске 23 сентября 1888 года «выборные градских обществ» были

удостоены приёма императором. На приёме выборные депутаты попросили царя

включить в городскую черту земли нефтяного завода «Русский Стандарт» с

соседствующими с ними владениями генерала Адамовича и территорию общества

Черноморского цементного производства, чтобы их владельцы участвовали в

платежах налогов, по справедливости облегчив отбывание городских повинностей

жителями Новороссийска.

Начало эксплуатации железной дороги стимулировало развитие города. С

завершением строительства Новороссийской ветки сократился путь для выхода

зерновых грузов к Чёрному морю через Новороссийский порт и его экспорт вместо

прежнего направления через Ростов в Азовское море. Сельское хозяйство

Предкавказья всё более приобретает экспортный характер. Юг России становится

основным поставщиком пшеницы на экспорт.

Сооружение в 1888 году Новороссийской ветки Владикавказской железной дороги

повлекло за собой бурное развитие торгового порта. По соглашению с

правительством Общество Владикавказской железной дороги взяло строительство

порта в свои руки. Это было предусмотрено и уставом Общества, принятым в 1884

году. При этом было оговорено, что строительство порта будет завершено к

сроку окончания постройки железной дороги, т.е. к 1884 году. Общество ещё в

1881 году поручило инженеру Лисовскому составить проект порта пропускной

способностью в 44 млн. пудов (700 тыс. тонн) в год. Расположенный в северо-

западной части Цемесской бухты, порт был чрезвычайно удобен для судоходства.

В 1887-88 годах были построены первые три причала для приёма железнодорожных

грузов, у которых могли грузиться 12 больших пароходов дальнего плавания, Эти

пристани, построенные как временные, действуют до настоящего времени (теперь

это причалы №3,4,5). В 1890 году полная грузоподъёмность грузов составляла 30

млн. пудов. Пристанями пользовались и суда каботажного плавания, за что

взималась плата 100 руб. в сутки. Так что эти сборы полностью покрыли затраты

Общества на сооружение пристаней (около 1 млн. руб.). К 90-м годам общая

сумма затрат на оборудование порта достигла 16 млн. руб. При строительстве и

оборудовании его используются последние достижения науки и техники. К этому

времени Общество уже имело четыре пристани, где могли одновременно грузиться

16 пароходов. Было построено 14 каменных и 54 деревянных амбара для 16 млн.

пудов грузов, в том числе для 14 млн. пудов хлеба. Сооружен по американскому

типу элеватор более чем на 3 млн. пудов зерна, не имеющих себе равных не

только в России, но и в Европе. Зерно на элеватор и пристани подавалось

транспортёрами. К строительству элеватора приступили в апреле 1891 года.

Руководил им талантливый русский инженер Александр Николаевич Шенснович.

Фундамент грандиозного по тем временам здания из кирпича, камня и металла был

заложен в скалистом грунте. Зернохранилище из 364 силосов могло вместить три

миллиона пудов зерна одновременно. Главная особенность элеватора – наличие

электростанции трёхфазного тока. Впервые в мире Новороссийский элеватор был

оснащён индивидуальным приводом на электромоторах, изготовленных в местных

мастерских по проекту создателя техники трёхфазного тока М.О.Доливо-

Добровольского.

Интенсивная работа по расширению причальной линии порта развернулась в 90-х

годах. В чрезвычайно сжатые сроки строители оснастили порт новыми пристанями:

элеваторной, угольной, цементной, каботажной. В 1895 году государственная

комиссия приняла портовые сооружения от строителей. Из года в год рос

грузооборот. В 1897 году построили новую пристань и обширные складские

помещения. Для защиты судов, стоящих у причала, от штормовых судов с моря,

портовыми рабочими почти вручную были сооружены два оградительных мола –

западный и восточный.

Они надёжно прикрыли внутреннюю акваторию порта и она стала одной из самых

безопасных гаваней Черноморья. Общество Владикавказской железной дороги имело

в порту собственные ремонтные и механические мастерские, в которых строились

баржи и шаланды, два механических завода, выпускавших паровые котлы и

производивших ремонт машин и небольших судов.

Для эксплуатации всех сооружений в Новороссийске Общество Владикавказской

железной дороги образовало в 1889 году Новороссийское коммерческое

комиссионное агентство, для которого было выстроено на берегу моря недалеко

от элеваторной линии красивое здание, в нём при советской власти разместилось

управление торгового порта. Основной целью коммерческого агентства являлось

привлечение и развитие перевозок железнодорожных грузов, главным образом

хлеба, деятельность агентства вызывала интерес у хлеботорговцев. Им

выдавались ссуды под принятые грузы, предоставлялись другие льготы.

Новороссийское коммерческое агентство подчинило себе всю зерновую торговлю

Кубани. Его деятельность привела к серьезным изменениям в организации хлебной

торговли не только в России но и в Европе.

С постройкой Новороссийского порта для сельского хозяйства Северного Кавказа

открылись широкие возможности сбыта зерна и других товаров за границу.

Сельское хозяйство Предкавказья всё больше приобретало экспортный характер.

Возможность экспорта через Новороссийский порт стимулировала дальнейшее

железнодорожное строительство, которое вовлекало в торговый оборот новые,

богатые хлебом районы. С окончанием строительства Ставропольской ветки в 1897

году усилился зерновой поток из этого плодородного района. Сооружение ветки

Тихорецкая – Новороссийск в 1899 году дало выход приволжскому хлебу. Общий

грузооборот Новороссийского порта за 1890-1900 годы вырос с 30,3 до 66,8 млн.

пудов, или более чем в два раза. Зерно продолжает оставаться главным

предметом экспорта Новороссийского порта.

Среди сельскохозяйственной продукции, проходящей через Новороссийский порт,

следует назвать и животноводство. Ежегодно перевозилось до 25 тысяч голов

крупного рогатого скота и до 50 тысяч голов овец, главным образом из Тверской

и кубанской областей. По инициативе генерала Адамовича, имевшего в

Новороссийске огромные запасы земли в личном пользовании, был построен

большой холодильник в районе Цемесской бухты, и скотоводческие районы Юга и

Юго-Востока, включая и астраханские степи, получили возможность сбыта через

Новороссийск продуктов скотоводства за границу.

Важное место в экспорте Новороссийского порта после хлебных и вообще

сельскохозяйственных грузов занимали нефть и нефтепродукты. Первый пароход с

Ильской нефтью обществом «Русский Стандарт» был отправлен из Новороссийского

порта ещё в 1882 году. С сооружением в 1894 году железнодорожной линии

Беслан-Петровск и Петровского порта, был открыт выход к Чёрному морю нефтяным

грузам Закавказья и положено начало интенсивному развитию Грозненского

нефтепромышленного района. В 1900 году через Новороссийский порт было

отправлено 17,2млн. пудов или 82, 7% всех прибывших в порт нефтяных грузов.

Соединённый железной дорогой с богатыми зерновыми районами и грозненскими

нефтяными промыслами, Новороссийск к началу XX века превратился в порт

общероссийского значения, стал «окном в Европу» для Северного Кавказа и всей

Юго-Восточной России и занял видное место в системе внешней торговли России.

На его долю приходилось до 80, 4% заграничного вывоза всех северокавказских

портов.

Новороссийск - губернский город.

Быстро растущий спрос на цемент, расширение порта и торговли зерном в связи с

подведением железной дороги, постоянный приток дешёвой рабочей силы и

капитала обеспечили процветание промышленности и в то же время бурный рост

Новороссийска. Из среднего военного укрепления он стремительно превращается в

крупный промышленный центр юга России. В короткое время сооружается шоссейная

дорога Новороссийск-Сухуми, начатая в 1891 году. С завершением строительства

порта в 1888 году по экспорту хлеба он занимает второе место среди южных

портов России. Через Новороссийск в центральные промышленные районы страны и

Закавказья идут цемент, нефть, зерно, табак, рыба, фрукты. Вслед за

постройкой в 1894 году элеватора в городе строится чугунолитейный,

механический и нефтеперегонный заводы.

В 1888 году в городском саду предприниматель и бывший актёр Семён Митяев

построил первый деревянный театр с буфетом и эстрадой для оркестра. А годом

раньше Новороссийскими мещанами Н. И. Преображенским и П.Е. Чапуриным

основана первая в городе типография. В скоре вышла газета «Новороссийский

листок». С ростом населения поднимается культурнообразовательный уровень

города. Решением Кавказского учебного округа в августе 1894 года в

Новороссийске открывается мужская гимназия из 4-х классов. В следующем, 1895

году открывается женская гимназия. В 1894 году 1 марта у города появляется

своя библиотека, подаренная профессором Э. Э. Баллионом в количестве 2909

томов книг.

В мае 1896 года в Новороссийск становится губернским городом. Положением

«Высочайше» утверждённым 23 мая 1896 года из Черноморского округа была

образованна Черноморская губерния - самая малая по величине губерния в

Российской империи. Образована она была в составе трёх округов -

Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. Губернатором вновь образованной

Черноморской губернии 19 мая 1896 года был назначен Евграф Филиппович

Тиханов. Он управлял губернией до 1901 года. Всех населённых мест в губернии

насчитывалось, кроме городов, 59. Преобладающее население по губернии

составляли русские и украинцы, а также, армяне, греки, чехи, молдаване и др.

Еще накануне утверждения Положения о создании Черноморской губернии, в

будущём губернском городе Новороссийске вводится городское самоуправление.

В период с 21 по 28 ноября намечалось провести выборы. Тайным голосованием

были избранны члены управы, её секретарь и городской Голова. Первым городским

Головой был избран врач Михаил Федорович Пенчул, уважаемый в городе человек,

один из первых переселенцев, занимавший должность медика при начальнике

Черноморского округа.

Первым делом отцы города пытаются наладить хозяйственное и культурное

строительство, позаботиться об улучшении образования увеличивающегося

населения губернской столицы. В 1896 году дума выносит постановление об

открытии при мужской гимназии пятого и следующих классов. Из городского

бюджета выделены средства для строительства гимназии. Для города это событие

было незаурядным. Специально из столицы был выписан инженер-архитектор

Лукашевич. А проект утверждённый самим императором Николаем II, был создан

немецким архитектором. Через два года красивое здание мужской гимназии было

построено на улице Дмитриевской (Энгельса).

Здание женской гимназии было построено в 1901 году по проекту архитектора Н.

Н. Карлинского по улице Вельяминовской ( Революции 1901 года).

Выпуск первой городской газеты в декабре 1902 года организовал Ф. С.

Леонтович, называлась она «Черноморское побережье». Её редактору удалось

объединить многих журналистов, привлечь к участию литераторов, краеведов,

пишущую интеллигенцию. В этой газете были напечатоны первые стихи Мариэтты

Шагинян, жившей тогда в Геленджике - «Геленджикские мотивы».

Всё более привлекательным в Новороссийске местом отдыха в летний период как

для горожан так и для гостей города являлось купание в море. Городские

купальни также находились под постоянным контролем Городской думы. С 1 июня

1896 года новые купальни Д.С. Серафимова были открыты в районе нынешнего

парка Фрунзе. В распространённом объявлении указывалось что «образцовые

купальни Д. С. Серафимова в Новороссийске. по устройству, удобствам и

обширности лучшие на всём Черноморском побережье».

1900 году был решён, наконец, затянувшийся вопрос о включении в состав города

Зацемесской стороны. Присоединение Зацемесской стороны имело важное значение

для дальнейшего развития Новороссийска. Признавая большую роль в этом

главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерала князя Григория

Сергеевича Голицына, Новороссийская городская Дума 9 сентября 1900 года

приняла решение об избрании его Почётным гражданином г. Новороссийска и

утверждении стипендии его имени.

Одним из животрепещущих вопросов города являлось обеспечение водой. Население

города пользовалось водой из городских колодцев. В городе было 32 колодца, но

в засушливое лето воды не хватало. В 1894 году в долине реки Цемес был

построен водосбор и начато строительство штольни из Маркотхского хребта для

железной дороги. На заседании 14 декабря 1897 года Дума избирает комиссию по

прокладке водопровода из пяти человек. Приступили к строительству в 1900 году

водопровода из Вербовой балки, пущенного через год.

К началу века в Новороссийске имелись консулы нескольких государств: Бельгии,

Великобритании, Греции, Италии, Турции, Франции и Германии, что

свидетельствует о всёвозрастающей торговле через Новороссийский порт во

многие страны мира.

Бурные годы «Новороссийской республики».

Под влиянием усиливающейся пропаганды в революционных кружках в начале века в

Новороссийске, как и других городах Чернономорья и Кубани, создаются

общероссийские или национальные революционные партии. Наиболее влиятельной

среди них была партия социал-революционеров. Первые группы и кружки эсеров

возникли в Екатеринодаре, Новороссийске и Сочи. Одним из руководителей кружка

эсеров в Новороссийске являлся А. С. Калинский, активный участник в городе в

1902-1904 годах.

К концу 1904 года в целом по стране складывается сложная социально-

политическая обстановка, усугублённая поражением России в продолжавшейся

войне с Японией. Под влиянием всё более возрастающих экономических

трудностей, усилением революционной пропаганды многочисленных политических

партий, во многих крупнейших промышленных городах России происходят массовые

выступления трудящихся не только с экономическими, но всё более политическими

требованиями против самодержавного строя.

Началом первой русской революции явилось 9 января 1905 года в Петербурге -

расстрел 150-тысячного мирного шествия рабочих столицы к Зимнему дворцу с

просьбой к царю защитить от непосильного труда, голода, нищеты и

политического бесправия.

В Кубанской области и Черноморской губернии известие о событиях 9 января в

Петербурге также было встречено массовыми политическими митингами,

демонстрациями и стачками.

На состоявшейся 27 апреля 1905 года в ущелье Маркотхского хребта сходке, в

которой приняли участие до 500 рабочих со всех предприятий города, было

решено провести демонстрации 1 мая и 2-х дневную забастовку.

1 мая 1905 года в Новороссийске состоялась грандиозная политическая

демонстрация с участием вооружённой боевой дружины. С утра на условленном

месте на Старобазарной площади (ныне площадь Героев) собрались массы рабочих.

Построившись в колонны, собравшиеся направились по главной магистрали города

- Серебряковской улице. Демонстранты шли под красными знамёнами, на которых

были сделаны надписи на русском и грузинском языках: «Долой самодержавие! Да

здравствует свобода и 8-часовой рабочий день!» Вызванная исполняющим

обязанности губернатора А. А.Березниковым для охраны порядка казачья сотня не

нападала на демонстрантов. На следующий день, 2 мая 2905 года была проведена

ещё более мощная и многочисленная политическая демонстрация. 3 мая рабочие

железнодорожных мастерских, не получив ответов на свои экономические

требования, отказались стать к станкам. Администрация закрыла мастерские и

вызвала войска для охраны. Начались репрессии к руководителям демонстрации.

В результате повсеместных революционных выступлений в стране царь Никола II

был вынужден подписать 17 октября 1905 года манифест о даровании некоторых

свобод населению империи. По объявленной амнистии были освобождены из тюрем

политические заключённые.

Новая волна революционных выступлений против самодержавия поднимается в

стране в декабре 1905 года. 8 декабря Новороссийский рабочий класс поддержал

московский пролетариат стачкой. К началу восстания был собран совет и

дружина, насчитывающая около тысячи человек. Военный гарнизон практически

вышел из подчинения властей. В такой обстановке вице-губернатор и окружавшие

его офицеры 12 декабря бежали из города и поселились в вагоне товарного двора

железнодорожной станции.

Таким образом, в городе и округе была свергнута царская власть и установлена

власть революционного народа в лице Совета рабочих депутатов. В истории

Новороссийска наступил кратковременный период, который в официальных

документах и исторической литературе получил название «Новороссийская

республика». Всего 14 дней продолжался этот период. Совет рабочих депутатов

осуществил ряд революционных мероприятий в интересах рабочего класса: ввёл 8-

часовой рабочий день, трудоустроил всех безработных, установил прогрессивный

налог на буржуазию, установил контроль над всеми видами транспорта и

торговлей, осуществил политические свободы собраний, слова, печати.

Первоначально с образованием Совета продолжала действовать и Городская дума и

её Голова сотрудничал с Советом. В дальнейшем. когда Совет оформил

собственные органы управления, работа думы была прекращена, как и

деятельность всех старых органов самоуправления, за исключением казначейства

и банка.

24 декабря 1905 года для разгрома революционного движения в Новороссийске из

Екатеринодара был направлен карательный отряд под командованием генерал-

майора Пржевальского, а в порт прибыл броненосец «Ростислав». Попытка

взорвать поезд с отрядом Пржевальского в тоннелях или спустить его без

тормозов через Эстакадную пристань в море не удалась. Отряд, выгрузившись из

вагонов на станции в Тоннельной, через горы проследовал в Новороссийск.

Совет обсудил создавшееся положение, решили: ввиду безнадёжности

сопротивления и в интересах сохранения революционных сил в бой с царскими

войсками не вступать и совет рабочих депутатов распустить. «Новороссийская

республика» прекратила своё существование.

Новороссийск в период первой мировой войны (1914-1917).

19 июля 1914 года Германия объявила войну России. Об это уже 20 июля была

получена телеграмма в Новороссийске и вышли сообщения в городских газетах. В

первые дни в Екатеринодаре, а затем и в других городах, в том числе и

Новороссийске прошли манифестации в поддержку войны организованные властями.

Её начало вызвало патриотический подъём среди разных слоёв населения. Многие

её считали оправданной и вынужденной для России. И только позже в массах

начинает нарастать отрицательное отношение к ней.

Собранное по предложению Черноморского губернатора 5 марта 1915 года Особое

совещание врачей и представителей города по вопросу о возможностях

Новороссийска принятии воинов, нуждающихся в бальнеологическом лечении,

пришло заключение что в Новороссийск могут быть приняты 115 больных воинских

чинов.

В Новороссийск эвакуируются учебные заведения западных областей России и

городская дума принимает меры по их размещению в городе.

Сразу же после объявления войны, 19 июля началась мобилизация запасных нижних

чинов. К сентябрю 1914 года в армейские части из Черноморской губернии было

направленно 7 тысяч человек.

В октябре 1914 года война подступила непосредственно к городу Новороссийску.

16 октября 1914 года город был подвергнут обстрелу германо-турецкими судами.

Закончив бомбардировку крейсера ушли из бухты и скрылись за горизонтом. Пожар

бушевал несколько суток, тушение его осложнилось тем, что мощные портовые и

железнодорожные противопожарные средства были уничтожены огненной стихией, а

городской пожарной команде такие масштабы были не по плечу.

Следует отметить, что во время этих событий Турция формально ещё не

находилась в состоянии войны с Россией, но, являясь союзниками германии и

Австро-Венгрии, фактически в войну вступила. Официально же Турция объявила

войну России 2 ноября 1914 года. Как стало известно в последствии,

одновременно с разбойным нападением на Новороссийск, германо-турецкими судами

были обстреляны и другие российские горда на черноморском побережье.

С вступлением Турции в войну против России, на базе Кавказского военного

округа 1 ноября 1914 года начала развёртываться Кавказская действующая армия.

Её командующим был назначен наместник на Кавказе, командующий Кавказским

военным округом генерал-адъютант граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков.

С началом войны в Черноморской губернии и таманском отделе кубанской области

было введено военное положение. Был усилен полицейский контроль за

населением.

В ходе войны усилилась морская мощь России. На Черном море вступают в строй

новые корабли.

За годы войны заметно изменилось общественное настроение в городах, станицах

и сёлах. Патриотический подъём первых месяцев войны сменился недовольством

затянувшейся войной, падением жизненного уровня. Нарастало демократическое

движение, распространялись революционные воззвания. В апреле 1916 года

начальник Кубанского областного жандармского управления сообщает в Петроград,

что «как среди интеллигенции, так равно и рабочего класса почти в открытую

ведутся переговоры о том, что после окончания войны, а может быть и раньше,

произойдёт революционное движение, в котором примут участие и войсковые

части, в достаточной степени уже для этого подготовленные и что это движение

выльется в несравненно более острую форму, чем в 1905 году».

Список литературы

1. Ю. Д. Журкин, А. К. Ерёменко, В. М. Тищенко. Город-герой Новороссийск –

М., «Мышь», 1983.

2. Б. Д. Герасименко. Очерки истории Новороссийска – Н., 2001.

3. А. Герасименко, С. Санев. Новороссийск – от укрепления к губернскому

городу – К., 1998.

4. А. К. Ерёменко. Имена в истории Новороссийска: Очерки – Н., «Юпитер», 2001.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты