Реферат: Тюркское влияние на этническую динамику русского народа

безопасности «ни в пути ни дома». Выход из этого положения был один -

прибегнуть к жестокости.

Дмитрий установил смертную казнь, т.к. не видел другого способа устрашить

преступников. Нет сомнения что жестокие казни ведут к ожесточению сердец. Во

времена правления Ярослава русский человек знал побои только в драке,

татарское иго ввело телесные наказания: за первую кражу -клеймили, за вину

перед государством - секли кнутом.

Россия видела много жестокости в разные исторические эпохи, но во времена

правления монголо-татарского ига мы видим черты княжеской и народной злобы;

чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах людей производят

мрачную суровость во нравах. И в то время, когда Европейские народы двигались

вперед - русские напрягали силы для того, чтобы не исчезнуть вообще.

Но период монголо-татарского ига не только нанес ущерб Руси. Он и помог ей

собраться в единое мощное государство Московское. Да, татары разрушили

города, забрали себе ремесленников и специалистов, просто забрали людей в

рабство. Но, они и не остались на нашей земле, а вернулись к себе, обложив

русских данью.

А если бы пришли шведы, немцы. Они бы не ушли, и не было бы единого

государства. И русские вообще перестали бы быть русскими. Татары не тронули и

веры, и церковь сохранила русский дух.

Татары приучили русских к необходимости единой сильной власти, заложив основу

Русской империи.

В тоже время происходило деление на русских, украинцев и белорусов.

Обогатила русских людей и торговля этого периода. Торгуя своими богатствами с

немцами, греками и др. русские их товары отдавали в орду, а из орды

доставались и восточные достижения, которые попадали к немцам и др.

Так Русь приобретала свое важное геостатическое положение.

Ордынское иго ввело у нас единую денежную единицу - серебро, т.к. монголы

признавали только его.

Нападения татар заставляло строить каменные, а не деревянные сооружения.

Развивалась живопись, архитектура, песни, сказки, легенды, былины, т.е.

развивался сам язык.

Критерии и индикаторы влияния монголо-татарского нашествия на Русь.

Возвышение роли Москвы.

В период монголо-татарского ига Владимиро-Суздальская земля распалась на

мелкие княжества.

В XIV в. Москва стала крупным феодальным центром.

Причины возвышения Москвы:

выгодное географическое положение, ее прикрывали от монголо-татарского

вторжения соседние княжества, труднопроходимые леса. Сюда устремился поток

населения. Москва стала центром ремесла, сельскохозяйственного производства и

торговли. Москва оказалась узловым центром сухопутных и водных путей для

торговых и военных дел.

Объединение земель вокруг Москвы.

За три года (1301 - 1304 гг.) территория Московского княжества выросла почти

вдвое.

После освобождения русской земли, Московское княжество включило в свой состав

земли, оставшиеся еще самостоятельными. В 1485 г. - Тверь, в 1489 г. -

Смоленск, в 1521 г. - Рязанское княжество.

Изменение структуры власти.

Князь Московский - князь всея Руси.

Иван Данилович (1325 - 1340 гг.) за подавление восстания в Твери получил

ярлык на великое княжение, который стал постоянно принадлежать московским

князьям. Иван Данилович укрепил союз с церковью, митрополит Петр переехал в

Москву.

Верховная власть в Русском государстве принадлежала великому князю, но он был

ограничен Боярской Думой в принятии важнейших решений по вопросам

законодательства, внешней политики и судопроизводства.

Отсталость России в развитии.

Монголо-татарское иго затормозило развитие русских земель на 200 с лишним

лет, что явилось причиной отставания их от Западной Европы. Был нанесен

огромный ущерб экономической, политической и культурной жизни Руси. Русь

беднела, т.к. значительная часть доходов уходила в виде дани Орде. Русские

народы были разорены и частью уничтожены. Исчезали многие ремесла, что

тормозило создание мелкотоварного производства. Монголо-татарское иго

укрепило феодальную раздробленность. Ослабило связи между различными частями

государства, нарушило политические и торговые отношения с другими странами.

Культурное развитие страны замедлилось.

Потребовалось более 100 лет борьбы и труда народа, чтобы возродить

экономическую жизнь.

Летописание.

Летопись продолжала оставаться в XIV - XV вв. ведущим жанром русской

литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобрело

общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти

московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли

Москвы объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного

самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и

особенно в литературе и устном народном творчестве. Куликовской битве били

посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний: «Сказание о Мамаевом

побоище» и поэма «Задонщина».

В XIV - XV вв. формируется московская архитектурная школа. Уникальными

памятниками архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения в

Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввико-Сторожевского и Андронникова

монастырей.

Архитектор Аристотель Фиораванти - строительство Успенского собора в Кремле,

Архангельский собор и храм Иоанна Лествинина, Гранатовая палата.

Расцвет русской живописи.

Андрей Рублев - фрески Успенского сабора во Владимире и икона «Троица»,

написанная в память Сергия Родонежского.

Феофан Грек - фрески новгородской церкви Спаса.

Дионисий - расписал храмы Пафнутьева-Боровского, Иосифа-Волокаламского и

Ферапонтова манастыря. Житийные иконы, посвященные русским митрополитам Петру

и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилутскому.

Великий художник Древней Руси - Феофан Грек.

Дата рождения Феофана - около первой половины XIV столетия. Феофа прибыл в

Россию уже большим мастером. Летом 1378 г. он расписал в Новгороде Спасо-

Преображенский собор на Ильине, Епифаний Премудрый, хорошо знавший Феофана

писал о нем «Преславный мудрец, философ дело хитрый, Феофан, родом грек,

книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец ... Умом

обдумывает высокое и мудрое, чувствительными же очами разумными видит доброту

...» (около 1415 г.). В Троицкой летописи говорится, что в Москве Феофан

расписал три церкви. Лишь в одной из них, в Благовещенском соборе Московского

Кремля, можно теперь видеть ряд икон деисусного чина, исполненных мастером.

Феофан в истории искусства.

Феофан Грек обладал даром не только заинтересовать людей своим искусством. Он

умел еще заставить современников самих показать свои силы. Одним словом

Феофан, был прекрасным педагогом.

Совсем другое мы видим в творчестве Андрея Рублева. Нельзя себе вообразить

более решительную противоположность, чем Феофан и Рублев. Если у Феофана

человек не теряет свои достоинства и даже гордости, то Рублев развивает в нем

чувство ангельской любви. Это находит свое отражение и в колорите: у Феофана

- насыщенном, у Рублева - мягком, и в манере держаться; у Феофана - в

твердости характера, у Рублева - в покорности и послушании. Феофан был

защитником линии прямой, Рублев всегда предпочитал линию закругленную.

Можно сказать, что Рублев не стал бы Рублевым, если бы он не встетился с

Феофаном, Феофан показал Рублеву, что в состоянии сотворить в искусстве гений

живописи. Феофан был в глазах Рублева тем светом, который помогал ему

выразить свои чувства.

Рублев в искусстве не редко брался за те же сюжеты, что и Феофан. Рублев умел

в своей практике идти по стопам старшего. Но противополагая найденное им

Феофану, сказал в искусстве нечто свое.

Сравним иконостасы Благовещенского собора в Москве и Успенского собора во

Владимире. В одном случае - девять икон, во Владимире число их достигает

двадцати пяти. Мы убедились, что у Рублева в ряде мотивов есть общее с

Феофаном; в частности, рублевский Павел в Троицком соборе Загорска похож на

Павла Феофана. Это не просто отзвук и не точная копия. Павел Рублева -

просветленный, уверовавший.

Рублев написал Накария Египетского в Успенском соборе Владимира так же, как и

Феофан, но в нем суровость уступила место утонченности чувств, его нагота

теряет свое действие, т.к. все его тело закрыто волосами.

В спасе на Ильине «Троица» - это византийское видение, в котором три

персонажа собрали за столом и принимают участие в том, что знаменует

совершенно новое звучание. Здесь и только здесь талантливый ученик и товарищ

превзошел своего учителя.

Может быть, «Преображение» Рублева из иконостаса Благовещенского собора было

выполнено через несколько лет после «Преображения» Феофана. Светлое

«Преображение» Рублева, проникнутое праздничным духом, могло явиться ответом

на «Преображение» Феофана с его темными тонами.

Феофан был образцом безупречности для русских, пока не явился Рублев. Рублев

стал совершенством потому, что знаменует новую высоту на Руси, общение с

Феофаном означало напоминание о том, что в искусстве надо говорить не только

правду, а еще надо быть подлинным художником. Русское искусство XIV в. знало

много средних произведений. И вот появление художника чародея, художника,

владевшего редким даром раскрытия «доброты искусства» способно было поднять

искусство. Поэтому Феофан был так отличен летописью, как ни один русский

мастер.

Византийская живопись была всегда средством воспроизведения человека,

конечно, в нем раскрывалось всегда божественное начало. Поскольку человек

соединил в себе две природы - духовную и телесную, искусство так же отражало

его двоякость. Византийское искусство может быть величаво, даже божественно,

но при всем том плотское начало всегда выступает в нем. Оно сурово,

безрадостно, мрачно, ни когда не без мятежно, не наивно. Византийская икона

отличается сумрачным колоритом, приглушенностью красок, даже при изображении

праздников. Человеческие образы всегда серьезны и строги.

Искусство Феофана может показаться однообразным. Ведь все его образы были

созданы в усилии добиться совершенства в пределах одного образа. Феофан был в

этом более похож на тех мастеров Греции, которые стремились найти своего

Зевса или своих героев Эллады. Вот почему его искусство можно назвать

«странным и несказанным и ум превосходящим».

Среди первых известных нам произведений Феофана в городе Новгороде мы видим

образ Христа Пантократого, написанный в куполе храма Спаса Преображения на

Ильине. Христа, окруженного ангелами и праотцами. Среди них гордые

величественные фигуры Мельхиседека, Ноя и Авеля.

В Троицком пределе собора изображены столетние старцы на столбах, ушедшие в

себя, простирающие руки перед собою, не видящие ни чего кроме Троицы.

Написаны все эти фрески в золотом тоне. Свет как бы пронизывает фигуры, будто

льется из ржавых оттенков одежды. Трудно понять и определить значение каждого

представленного в приделе лица. На них лежит печать тоски и тревоги, особенно

на мучительно искаженном лице Акакия.

Подобные лица встречаются в античных Помпеях и Стабиях. Византийцы наложили

на них свой отпечаток. Соотнося творчество Феофана с современным ему

искусством Византии и Западной Европы, мы не находим такого высокого

убеждения в лицах, как у Феофана. На Западе в эти годы царил стиль

«международной готики». Там даже в витражах не знали такого монументального

выражения, которое есть во фресках Феофана.

Искусство Феофана Грека меняет свой характер с переездом его в Москву. Можно

подумать, что мастер увидел все в другом свете. Иконостас Благовещенского

собора Московского Кремля, который он создал в сотрудничестве с русским

мастером Прохором из Городца и Андреем Рублевым, явился тому свидетельством.

В серии праздников и более всего в молящихся из деисуского ряда мы видим

небесную иерархию, спокойно ожидающую прощения за грехи всего человечества.

В иконостасе Благовещенского собора, в новгородском Спаса-Преображенском

храме святых повторяется лишь фигура Иоанна Предтечи. На фреске Иоанн

изображен с высоко поднятой рукой и в короткой одежде. В иконостасе

Благовещенского собора Иоанн Креститель покорно стоит с поникшей головой в

длиной милоте до пят. Торжественность, спокойствие, безмолвие характеризует

всю деисусную группу святых. Недаром этот иконостас стал на Руси примером,

образцом, которому подражали.

Сходство архангела Гавриила из благовещенского иконостаса с ангелом,

написанным Андреем Рублевым в иконе «Троица», тоже знаменито. Лица обоих

ангелов обрисованы схожим образом - они округлы. Таким образом Феофан Грек

отошел от образа сурового ангела, представленного им в новгородской фреске.

Этот факт тоже огромного значения.

В связи с изменением художественных задач, в иконостасе фигуры выполнены не

фресковой техникой, а иконописным письмом, что изменило весь его образный

строй. Каждая фигура передана своим колоритом, имеет свойственную лишь ей

тональность. Фигуры вырисовываются четким силуэтом на золотом фоне. Свет

выступает так, как в фигурах седых старцев в Новгороде, он проникает всюду и

объемлет все.

В его искусство вошли присущие русской иконописи красочность и светозарность.

В его время никто не пользовался чисто живописными критериями оценки

искусства. Но, говоря о Феофане Греке, все понимали, что такой красоты и

чистоты форм не знали еще в Европе.

Культура Руси IX - XIII вв.

Культура Руси IX - XIII вв. отражает период перехода от племен к единой

древнерусской народности, от раннефеодального общества к феодальному, от

единой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время господствовали

сначала языческие, а затем христианские представления. Накопленные знания еще

не обобщались, не получали научного объяснения. Развивалась самобытная

культура Руси, на которую оказало влияние принятие христианства, культурные

связи с Византией, Западной Европой, с Востоком. Образование было доступно

широким слоям населения. Успешно развивалось ремесло, строительство. Уже в XI

в. велось летописание, иконопись, внутреннее и наружное украшение храмов. С

XIII в. известны странствующие актеры - скоморохи. Народом создавались

былины, сказания, песни, пословицы, поговорки, сказки, переходившие из

поколения в поколение.

Особенностью культуры Киевской Руси можно считать соединение славянской

языческой культуры с византийской христианской. Еще в начале X в. на Русь

пришла славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. С XI в. до нас

дошли «Остромирово евангелие», «Изборники», «Слово о законе и благодати»

митрополита Иллариона. Нестор в начале XII в. завершил летописный свод

«Повесть временных лет». В домонгольской Руси периода раздробленности

создавались местные центры летописания, написано «Слово о полку Игореве».

В архитектуре господствовал храмовый византийский крестово-купольный стиль

(Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Позже, период начавшейся

раздробленности возникли местные школы. Особое изящество у храма Покрова в

Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов Владимира. В основном использовался

романский стиль. Отстраивались центры самостоятельных княжеств.

Искусство.

Искусство Византии XIV в. дает нам очень сложную картину. Художественные

памятники отличаются большим разнообразием. И это разнообразие в искусстве

объясняется различными тенденциями и влияниями, которые давали себя знать в

работах художников.

Во всяком случае, мозаики и фрески начала XIV в. дают самый надежный критерий

для определения для понимания исканий Феофана.

В работе над фреской Феофан Грек пользуется различными приемами нанесения

краски. Прежде всего у него замечается противопоставление каждого лица

святого, написанного тонкой кистью, и складок одежды, написанных широкой

кистью. Он стремится и архитектурные мотивы писать широкой кистью. Феофан

передает складки ткани легко и беззаботно, шутя преодолевая препятствия,

справляясь с трудностями. Художник проявляет все свое искусство, когда затем

поверх широких обобщенных плоскостей одежды наносит мелкие складки. Мы видим

ткани, состоящие из треугольников и квадратов, то образующие прямые линии, то

ложащиеся ломающимися складками. Всякая форма этих линий и геометрических

фигур кажется осмысленной и рождается из самой ткани, как правило, пятном.

Одним из приемов Феофана, который выделяет его работы, состоит в своеобразном

решении проблемы времени. Многие головы святых изображенные Феофаном, остро

воспринимались его современниками, казалось, что эти образы во время их

создания возникли в результате моментального творческого вдохновения. Фрески

Феофана написаны так, что зритель дивится быстротой кисти.

Сохранившихся до нашего времени работы художника подкупают нас издали своим

общим контуром, хрупкими формами. Рассматривая вблизи, эти формы, оказывается

распадаются на подробности, тщательно разработанные, разложенные на отдельные

части.

Феофан сумел сохранить в своих работах свежесть фресковой техники, даже

впечатление незаконченности. Это было новым явлением для древнерусской

монументальной России. Новшеством было то, что Феофан Грек создавал в своих

произведениях впечатление вспышки, движения, феерии, сияния света.

Русь была под татарским владычеством 242 года. И этот период ее истории

(особенно первые полтораста лет до победы Дмитрия Донского на Куликовом поле,

которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратила их

вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайно тяжелыми

материальными жертвами и полным упадком русской культуры, которая дотоле

блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран. Привыкший

к победам русский народ, попав под тяжелую пяту завоевателей, разумеется не

смог испытывать к ним ни чего кроме ненависти, и в те годы кощунством

показалась бы всякая попытка дать беспристрастную оценку национального

характера татар и особенностей их правления. Татарин мог быть только

«поганым» - диким, коварным, бесчеловечным, грабителем и насильником. И

подобный образ его, далекий от истины, сделался традиционным в нашей

литературе и в представлении русских людей. А вместе с тем, если взглянуть на

дело без предвзятости, следует признать, что кроме отрицательных качеств

татары обладали и многими положительными - и как люди, и как правители.

Прежде всего они отличались не превзойденной честностью, и в этом отношении

влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно

тяжелым, но, помимо всех принесенных ими бедствий, косвенно оказало Руси и

большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело ее к

единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго.

Список литературы.

1. Ключевский В.О. «Курс лекций».

2. Энциклопедический словарь.

3. «Современная зарубежная социология - теория культурного обмена».

4. Журнал «Социологические исследования».

5. Детская энциклопедия по истории.

6. Детская энциклопедия по искусству.

7. Ян «Ченгис-хан».

8. Гумилев «От Руси к России».

9. Осетров «Живая древняя Русь».

10.Карамзин «Об истории государства Российского».

11.Алпатов «Феофан Грек».

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

группы студентов III курса д/о

факультета Социальной педагогики

Кудряшовой Е.

Мурашиной Е.

Поспеловой А.

Пениной Ю.

Шведовой Л.

Якуниной Ю.

Тема: «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа»

Научный руководитель

Климов А.Г., Троицкая Т.А.

Москва 1997 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты