Реферат: СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)
Содержание.
Содержание.....................................................................1
Краткая историческая справка...................................................2
Правовая основа................................................................3
Цели...........................................................................5
Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ.... 5
Институты......................................................................6
Организации.............................................................8
Структура взаимосвязей........................................................10
Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ........................... 11
Финансовая Система............................................................14
Выводы:.......................................................................17
Использованная литература:....................................................18
Краткая историческая справка.
Совет Экономической Взаимопомощи. Общеэкономическая межправительственная
организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи –
учреждена представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР,
Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в
январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с 1949 г. (с
конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР
– с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам – с 1978 г.
В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12%
объема мирового производства, жили в странах централизованного планирования,
то есть в экономических системах, где решение о производстве и занятости
принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым
мерам по реформированию, правительства Советского Союза и восточноевропейских
стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще
управляли своей экономикой главным образом директивами из центра, а не с
использованием рыночного механизма.
Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительства
сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался
на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие
советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь
трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца.
Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к
рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих
странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно
является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов
рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до
падения коммунистических режимов правления считались передовыми
индустриальными районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись
устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей
средой. Возвращение к рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло
надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с
восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны.
Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей
перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической
системы с центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Как
показывает табл. 24.1, 1990 и 1991 гг. были отмечены в Восточной Европе и
Советском Союзе (который распался летом 1991 г.) очень крупным сокращением
производства и высоким уровнем инфляции. Большинство экспертов отмечали, что
в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в
бывших советских республиках.
Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР сложны и
вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина этих трудностей:
распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ
и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как
на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых
связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению
экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними,
а также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт
относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля
привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском
Союзе, включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось
возникновением дополнительных трудностей в сфере денежного обращения
вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали
использовать единую валюту и готовились к эмиссии своих национальных валют.
Правовая основа.
Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного
экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили
начало формированию всей последующей системы международного организационно-
правового механизма экономического сотрудничества.
Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных
звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике
сотрудничества:
· было заключено значительное количество международных двусторонних и
многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась их
определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи социалистических
стран;
· укрепился организационный механизм СЭВ как общеэкономической
международной организации, контролирующей экономическое и научно-техническое
сотрудничество государств;
· были образованы другие многосторонние межгосударственные организации
для координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки
и техники, финансово-кредитной сфере;
· возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-
техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние
взаимосвязи стран;
· появились двусторонние хозяйственные организации: совместные
общества и предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.
Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата
в странах-участницах СЭВ
Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический
механизм, включающий договорно-правовые, и международные институционные
средства.
Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим
деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие
социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1,
характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей
нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и
интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что
конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма.
Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего
братского экономического сотрудничества.
Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую целостную
систему. Они формировались на основе маркситско-ленинских принципов
межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития
сотрудничества социалистических стран
Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом
этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также
сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме
межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных
областях экономики, науки и техники и другие институции).
Цели.
Формирование международного организационно-правового и экономического
механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической
интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что
экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ
осуществляется в соответствии с принципами социалистического
интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета,
независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела
стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых основ
международного организационно-правового и экономического механизма в целом
(договорно-правовой и институционной частей):
· соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;
· закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции
в формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;
· межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и
отсутствие в нем надгосударственных органов;
· обеспечение участия государств в международных органах на основе
полного суверенного равенства;[1]
· обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.
Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ
Как отмечалось, до 1989 г. страны СЭВ сравнительно мало торговали с внешним
миром, но сильно зависели друг от друга. Когда коммунистическое правление
потерпело крах, эти особые торговые отношения разрушились. Польша больше не
считала себя обязанной покупать венгерские автобусы, а приготовилась
покупать, скажем, более надежные и экономичные автобусы "Вольво" в Швеции.
Венгрия, в свою очередь, могла прекратить покупку польских тракторов и вместо
них покупать превосходную продукцию американского "Катерпиллера" или
японского "Коматцу".
Проблема была в том, что такие разумные решения отдельных стран оказывали
резкое сокращающее воздействие на восточноевропейскую экономику в целом.
После распада СЭВ каждая страна перешла от её традиционных восточно-
европейских поставщиков к поставщикам Запада. Что означало, что при любом
данном уровне венгерского производства, Венгрия будет импортировать меньше из
Чехословакии, вследствие чего производство Чехословакии будет меньше, чем оно
было бы в противном случае. И в тоже время венгерский экспорт в Чехословакию
тоже понижается. В итоге состояние равновесия смещается: решение каждой
страны покупать меньше у соседа и больше у Запада ведет к сокращению
производства в обеих странах.
Институты.
Основополагающие акты, регулировавшие деятельность Совета: Устав СЭВ,
принятый в 1959 г., действовавший с изменениями, вносимыми протоколами от 21
июня 1974 г. и 28 июня 1979 г.; Конвенция о правоспособности,
привилегиях и иммунитетах СЭВ, была принята одновременно с Уставом в 1959 г.,
действовала с изменениями, внесенными протоколом от 21 июня 1974 г.;
Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и
развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принята в
1971 г.
Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического
сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных
ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ;
содействие международному социалистическому разделению труда путем организации
взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.
Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог
принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического
сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета. СЭВ
мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими
странами и международными организациями.
Основные органы СЭВ: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета;
Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет
Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству
в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более
20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний
руководителей государственных органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том
числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г.
осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по
правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института,
которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и
Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы
(с 1970 г.).
Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления
развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой
области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание
сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.
Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он
состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав
правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он руководил
совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом,
его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ. Указанные
ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и
решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из
руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ. Постоянные комиссии
Совета организовывали и координировали многостороннее сотрудничество в
отдельных областях народного хозяйства. Секретариат СЭВ возглавлялся
Секретарем Совета, который являлся главным должностным лицом Совета.
В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою
готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их
общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды
и невмешательства во внутренние дела. В реальности же все направления
экономических связей были под жестким партийным контролем.
В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в
международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли
обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по
осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Они определили меры
по повышению его роли в организации сотрудничества.
Рекомендации СЭВ учитывались в других МГЭО, а также в других организационных
звеньях механизма интеграции.
Организации.
Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали
кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных
соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования
финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях
укрепления торговых и других экономических связей и развития народного
хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование
деятельности были специфичны только для банковских международных организаций.
Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их
взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в
управлении и деятельности банков.
Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о
многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено
22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18
декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к
Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба
(с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции:
осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование
(краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения
свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте,
совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка
(высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна
имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка
(исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной
деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из
граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось
Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.
Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ
было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами
являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния,
СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и
среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство
национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между
странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании
специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и
технического содействия развивающимся странам. Органы: Совет Банка –
высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела
один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех
четвертей голосов и Правление Банка – исполнительный орган, осуществлявший
непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка; в составе
председателя и членов Правления, назначаемых Советом из граждан стран-членов на
срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва, СССР.
Производственно-отраслевые организации. В системе МГЭО самую большую
структурную группу составляли организации производственно-отраслевого
характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению специализации и
кооперирования производства, объединению усилий стран в развитии промышленности
и сельского хозяйства. Практическая деятельность отраслевых МГЭО должна была
Страницы: 1, 2