Реферат: СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)

Реферат: СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)

Содержание.

Содержание.....................................................................1

Краткая историческая справка...................................................2

Правовая основа................................................................3

Цели...........................................................................5

Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ.... 5

Институты......................................................................6

Организации.............................................................8

Структура взаимосвязей........................................................10

Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ........................... 11

Финансовая Система............................................................14

Выводы:.......................................................................17

Использованная литература:....................................................18

Краткая историческая справка.

Совет Экономической Взаимопомощи. Общеэкономическая межправительственная

организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи –

учреждена представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР,

Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в

январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с 1949 г. (с

конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР

– с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам – с 1978 г.

В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12%

объема мирового произ­водства, жили в странах централизованного планирования,

то есть в экономических систе­мах, где решение о производстве и занятости

принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым

мерам по реформированию, правительства Советского Союза и восточноевропейских

стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще

управляли своей экономикой главным образом директивами из центра, а не с

использованием рыночного механизма.

Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические пра­вительства

сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз рас­пался

на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие

советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь

транс­формировать свою экономику в рыночную экономику западного образца.

Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к

рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих

странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно

является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов

рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до

падения коммунистических режимов правления считались передовыми

индустриаль­ными районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись

устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей

средой. Возвращение к рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло

надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с

восстановлением Западной Евро­пы после Второй мировой войны.

Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей

перспек­тиве, непосредственные последствия реформирования экономической

системы с центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Как

показывает табл. 24.1, 1990 и 1991 гг. были отмечены в Восточной Европе и

Советском Союзе (который распался летом 1991 г.) очень крупным сокращением

производства и высоким уровнем инфляции. Большинство экспертов отмечали, что

в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в

бывших советских республиках.

Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР сложны и

вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина этих труд­ностей:

распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ

и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как

на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых

связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению

экспорта вос­точноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними,

а также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт

относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля

привела к широкому распростране­нию дефицита, особенно в бывшем Советском

Союзе, включая дефицит сырья для про­мышленности. Все это сопровождалось

возникновением дополнительных трудностей в сфере денежного обращения

вследствие того, что несколько новых суверенных государств про­должали

использовать единую валюту и готовились к эмиссии своих национальных валют.

Правовая основа.

Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного

экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили

начало формированию всей последующей системы международного организационно-

правового механизма экономического сотрудничества.

Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных

звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике

сотрудничества:

· было заключено значительное количество международных двусторонних и

многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась их

определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи социалистических

стран;

· укрепился организационный механизм СЭВ как общеэкономической

международной организации, контролирующей экономическое и научно-техническое

сотрудничество государств;

· были образованы другие многосторонние межгосударственные организации

для координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки

и техники, финансово-кредитной сфере;

· возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-

техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние

взаимосвязи стран;

· появились двусторонние хозяйственные организации: совместные

общества и предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.

Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата

в странах-участницах СЭВ

Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический

механизм, включающий договорно-правовые, и международные институционные

средства.

Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим

деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие

социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1,

характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей

нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и

интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что

конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма.

Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего

братского экономического сотрудничества.

Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую целостную

систему. Они формировались на основе маркситско-ленинских принципов

межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития

сотрудничества социалистических стран

Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом

этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также

сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме

межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных

областях экономики, науки и техники и другие институции).

Цели.

Формирование международного организационно-правового и экономического

механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической

интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что

экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ

осуществляется в соответствии с принципами социалистического

интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета,

независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела

стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых основ

международного организационно-правового и экономического механизма в целом

(договорно-правовой и институционной частей):

· соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;

· закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции

в формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;

· межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и

отсутствие в нем надгосударственных органов;

· обеспечение участия государств в международных органах на основе

полного суверенного равенства;[1]

· обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.

Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ

Как отмечалось, до 1989 г. страны СЭВ сравнительно мало торговали с внешним

миром, но сильно зависели друг от друга. Когда коммунистическое правление

потерпело крах, эти особые торговые отношения разрушились. Польша больше не

считала себя обязанной покупать венгерские автобусы, а приготовилась

покупать, скажем, более надежные и эко­номичные автобусы "Вольво" в Швеции.

Венгрия, в свою очередь, могла прекратить покупку польских тракторов и вместо

них покупать превосходную продукцию американского "Катерпиллера" или

японского "Коматцу".

Проблема была в том, что такие разумные решения отдельных стран оказывали

резкое сокращающее воздействие на восточноевропейскую экономику в целом.

После распада СЭВ каждая страна перешла от её традиционных восточно-

европейских поставщиков к поставщикам Запада. Что означало, что при любом

данном уровне венгерского производства, Венгрия будет импортировать меньше из

Чехословакии, вследствие чего производство Чехословакии будет меньше, чем оно

было бы в противном случае. И в тоже время венгерский экспорт в Чехословакию

тоже понижается. В итоге состояние равновесия смещается: решение каждой

страны покупать меньше у соседа и больше у Запада ведет к сокращению

производства в обеих странах.

Институты.

Основополагающие акты, регулировавшие деятельность Совета: Устав СЭВ,

принятый в 1959 г., действовавший с изменениями, вносимыми протоколами от 21

июня 1974 г. и 28 июня 1979 г.; Конвенция о правоспособности,

привилегиях и иммунитетах СЭВ, была принята одновременно с Уставом в 1959 г.,

действовала с изменениями, внесенными протоколом от 21 июня 1974 г.;

Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и

развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принята в

1971 г.

Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического

сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных

ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ;

содействие международному социалистическому разделению труда путем организации

взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.

Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог

принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического

сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета. СЭВ

мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими

странами и международными организациями.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета;

Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет

Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству

в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более

20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний

руководителей государственных органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том

числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г.

осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по

правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института,

которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и

Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы

(с 1970 г.).

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления

развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой

области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание

сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он

состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав

правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он руководил

совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом,

его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ. Указанные

ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и

решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из

руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ. Постоянные комиссии

Совета организовывали и координировали многостороннее сотрудничество в

отдельных областях народного хозяйства. Секретариат СЭВ возглавлялся

Секретарем Совета, который являлся главным должностным лицом Совета.

В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою

готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их

общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды

и невмешательства во внутренние дела. В реальности же все направления

экономических связей были под жестким партийным контролем.

В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в

международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли

обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по

осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Они определили меры

по повышению его роли в организации сотрудничества.

Рекомендации СЭВ учитывались в других МГЭО, а также в других организационных

звеньях механизма интеграции.

Организации.

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали

кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных

соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования

финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях

укрепления торговых и других экономических связей и развития народного

хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование

деятельности были специфичны только для банковских международных организаций.

Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их

взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в

управлении и деятельности банков.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о

многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено

22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18

декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к

Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба

(с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции:

осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование

(краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения

свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте,

совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка

(высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна

имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка

(исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной

деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из

граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось

Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ

было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами

являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния,

СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и

среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство

национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между

странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании

специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и

технического содействия развивающимся странам. Органы: Совет Банка –

высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела

один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех

четвертей голосов и Правление Банка – исполнительный орган, осуществлявший

непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка; в составе

председателя и членов Правления, назначаемых Советом из граждан стран-членов на

срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва, СССР.

Производственно-отраслевые организации. В системе МГЭО самую большую

структурную группу составляли организации производственно-отраслевого

характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению специализации и

кооперирования производства, объединению усилий стран в развитии промышленности

и сельского хозяйства. Практическая деятельность отраслевых МГЭО должна была

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты