Реферат: Сущность сталинизма

шар» (эти стихи Пастернака о нём пришлись ему весьма по вкусу).

2. «Благодаря умению собирать массы, он пришёл к власти, однако он знал,

как легко они стремятся к распаду. Есть лишь два средства предупредить распад

масс. Одно – её РОСТ, другое – её периодическое ПОВТОРЕНИЕ. Частные средства

возбуждения массы – знамёна, музыка, марширующие группы, разом

кристаллизирующие толпу, в особенности же долгое ожидание перед выходом

важных персон». Вполне относимо и к предмету нашего исследования, только я бы

добавила к средствам массового психологического соединения ещё и валы

аплодисментов, детские хоры, поющие с цветами в руках осанну «Спасибо

товарищу Сталину за наше счастливое детство!.»

3. «Немцы, если они не побеждают, - не его народ, и он без долгих

размышлений лишает их права на жизнь». – Сталин лишил права на жизнь многих

своих наиболее выдающихся соратников. Что же касается отступлений и поражений

армии, особенно в первый год войны, то не так ли он – единственный из Ставки –

не позволил сдать Киев[11], из-за чего

попал в плен весь юго-западный фронт (по данным начальника штаба Гальдера,

только в плен было взято 660 тыс. советских солдат и офицеров).

4. Фюрер обладал абсолютной властью и заставлял выполнять свои приказы,

даже самые абсурдные, при полном несогласии со стороны специалистов, выраженное

вслух, жестоко каралось.» – На военном Совете (до начала войны) командовавший

военно-воздушными силами генерал Рычагов при обсуждении вопроса о возросшей

аварийности позволил себе дерзкую реплику: «Аварийность и будет большая, потому

что вы заставляете нас летать на гробах». Одна только эта реплика и стоила ему

жизни[12].

5. «Он умел орудовать ОБВИНЕНИЯМИ, в годы восхождения это было единственное

средство объединить людей в массу». – К середине 30-х годов уже была создана

целая государственная машина «Орудования обвинениями, которая трудно постижимым

для нас сейчас образом смогла вырабатывать у своих жертв как бы невольное

ощущение своей «моральной вины» (первым это глубоко показал А. Кёстлер в

«Слепящей тиши»). Современники подтвердили этот странный феномен

[13].

Жестокость – это вера навыворот: она живёт, питаясь энергией страха и

подобострастия (лести), и ищет подтверждения в перманентном «чуде –

навыворот» - бесчеловечных акциях (преступающих норму обычной человечности),

сериях тайных преступлений, время от времени возобновляемых (психологическая

суть таинства остаётся, чудесность заменяется жуткостью).

Так от психологии Власти мы переходим к психологии социальной веры массы,

веры, персонифицированной в образе вождя; вы видели трансформацию этой веры в

сталинизме. Думается, поскольку сталинизм не уникален в ряду других

национальных вариантов социализма (в частности национальных вариантов

социализма (в частности, китайского, корейского, албанского)), то эти

наблюдения могут оказаться полезными для анализа и современного положения –

там, где модель бюрократического авторитаризма ещё продолжает

функционировать.

Сталинизм: идеология и сознание.

Что на первом этапе легендарного ослепления сталинизма в нашем обществе – в

период первой оттепели – главный, если не единственный, акцент был сделан на

версии индивидуальной ответственности. Происшедшее рассматривалось как

результат действий отдельных лиц, а сами эти действия как одиозные отклонения

в рамках однозначно правильной истории и не подлежащей критическому

переосмыслению политической реальности. С тех пор сам феномен и вместившая

его эпоха получили имя – «культ личности».

С первого этапа десталинизации и до недавнего времени сталинизм как проблема

был жёстко локализован вначале в границах 1937-1938 гг., а затем – 1929-1953

гг., вырезан из текущей истории и в таком виде представлен для дальнейшего

обозрения. Сейчас основные интеллектуальные усилия в обществе направлены на

то, чтобы вставить его «на место» и попытаться реконструировать нарушенные

исторические связи. Эти восстановительные работы, начинаемые сразу после

переноса огня, позволяют локализовать ошибки и осуществить очередную

нормализацию большой истории; тем самым поддерживать версии правильности и

единства генеральной линии и иллюзия возможности быстрого, не слишком

болезненного и достаточно радикального избавления от издержек текущих

отклонений. Сталин, разгромив оппозиционеров и прокрасив нэп из оттепели в

эпоху «гримас», одновременно полностью высветил послереволюционный период,

трагические ошибки которого ещё в 20-х гг. почти открыто признавались (а

заодно и большую часть российской истории эпохи самодержавия).

Хрущёв, ударив по сталинизму, заметно снизил тональность в критике

предсталинского периода, Критика Хрущёва Брежневым сопровождалась явным

выравниванием официальной линии в отношении к сталинизму. Происходящая сейчас

особенно решительная десталинизация другим своим «плечом» как бы приподнимает

20-е годы, вызывая неосознанную потребность в известной идеализации политики

и не слишком и не слишком дискредитировавших себя деятелей того периода.

Внимание первоначально сосредоточилось на технологии сталинского переворота

и на том, что ему непосредственно предшествовало. Кульминация была найдена,

причины всех дальнейших событий сосредоточились в одном: как оказался у

власти этот. Критической точкой, означавшей наступление собственно сталинской

эпохи, обычно считают 1929 (или 1928-1929 гг). Составившие этот «великий

перелом» основные его трещины также очевидны: установление личной диктатуры и

резкий, катастрофический по своим ближайшим последствиям нэпа; начало

дисбалансно форсированной индустриализации, заданное манипуляциями с

контрольными цифрами первой пятилетки; принудительная тотальная

коллективизация, проведённая под политику ограбления «внутренней колонии» -

крестьянства; начало методической подготовки «большого террора» - шахтинское

дело, процесс, Промпартии и т.д.).

Первой по времени была версия, ещё в 30-х выдвинутая Л. Троцким: «ребёнок

родился вообще не от родителей, сталинизм есть «предательство»,

«термидорианское отрицание» большевизма, а 1937 г. окончательно разделил их

«рекой крови».[14] Именно это время –

естественно, без указания её действительного авторства – возрождается сейчас в

многочисленных идеологически санкционированных попытках описать сталинизм в

прямом противопоставлении предыдущему периоду. Сталинизм со всей очевидностью

заимствовал многие положения большевистских теорий, отдельные формулировки,

которой были, куда хлеще сталинских – хотя бы в силу большей литературной

одарённости «Экономики переходного периода», в которой утверждалось, что

«пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая

трудовой повинностью, является . методом выработки коммунистического

человечества из человеческого материала капиталистической эпохи

[15]». Сталин был не обязательным, но законным порождением такого режима. Он

существенно изменил политический курс, стиль, атмосферу, само направление

идейной эволюции, но использовал, сохранил и довёл до логического конца именно

эту идеологию власти, усугубив её соответствующей технологией. То, что

интеллектуальное ядро руководства сменилось аппаратным, вожди – вождём, теория

– волей, поиск исторической колеи – несгибаемой ни с чем не считающейся

генеральной линией, под конвоем ведущей страну через нечто непроходимое, и всё

это не отменяло главного и осуществлялось в той же структуре власти: знание как

харизма и конечное оправдание политической воли – вождь (коллективный или

персональный) как высший авторитет и носитель этого знания – организация,

осуществляющая нисхождение этого знания в действующие органы общества и народ и

обеспечивающая «претворение в жизнь» – внемлющие, впадающие в энтузиазм или

подчиняющиеся массы.

То что сталинизм это результат последовательного воплощения марксистской

ортодоксии, у нас негласно подозревали всегда. Теперь это выходит на уровень

теоретических обобщений. Но пока мы таким образом испытываем собственную

смелость, западные советологи считают своим долгом защищать Маркса даже от

Ленина: «Можно представить себе уникальную уничтожающую оценку, какую дал бы

воскресший из мертвых Маркс, неспособности своего ученика с Волги понять

некоторые основы того, чему «учит марксизм»

[16]. Для наших разрушителей догм это, очевидно, следующий шаг в иерархии

развенчаний, и если мы его вместе с ними сделаем, то придём к отнюдь не новому

выводу о том, что Сталин по ряду параметров был более последовательным

марксистом, чем Ленин.

Важным аспектом тотализации было сосредоточение функциональных зон общественного

сознания совмещение функций социальной теории, идеологии, «практического

разума» структур власти и массового сознания. проблема, таким образом состоит в

том, чтобы учитывать возможности искусственных бифуркаций. Такие практические

неконтролируемые катаклизмы, таким был сталинизм - во многом порождение

современности. «Пригожинская парадигма, - пишет О. Тоффлер, - особенно

интересно тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее

характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений:

разупорядочености, неустойчивости, разнообразии, не равновесии нелинейных

соотношениях, в которых малый сигнал на выходе может вызвать сколь угодно

сильный отклик , темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени».

[17] Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычно

сложную систему, способную претерпевать огромное количество бифуркаций... Мы

знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью к

флуктуациям. Мы живем в опасности, неопределенном мире, внушающем не чувство

слепой уверенности, а лишь чувство умеренной надежды.».

[18] Такой подход в крайне драматической ситуации - в стране и в мире в

целом - в равной мере предостерегает как от обезнадежной пассивности, так и от

не в меру решительных и узко целенаправленных действий, не учитывающих, что на

границе того, что называется экстремизмом, в политике, сейчас существенно

понижена.

Это требует нового качества сознания – способности работать в условиях

известной неопределённости и подвижности самой иерархии целей. В этом

отношении человечество уже выработало немалый опыт. Он – в истории культуры и

мысли, взятой как целое, вне чрезмерной сосредоточенности на каких-либо

отдельных и частных по своей сути линиях. Освобождаться от идеологического и

социально-психологического наследия сталинизма – значит не только, а может

быть, даже не столько пересматривать его «позитив», сколько осваивать те

пласты культуры сознания, которые были им и его предшественниками

дискредитированы или просто отброшены. Модный сейчас плюрализм в этом плане

не выход, поскольку допускает известную зацикленность разных сознаний на

разном, каждого – на своём. Альтернативное – универсалистское – сознание

преодолевает плюралистическую конфликтность уже тем, что просто не допускает

существования другого, но активно стремится к пониманию, к тому, чтобы

увидеть момент истины и в другом – а значит и собственную ограниченность. Его

идеал – само себя понимающее целое культуру, его «всеединство».

Сталинизм и постсталинизм

Необходимо осмыслить, прежде всего, место 30-40гг. в перспективе последующего

общественного развития. Ибо именно стремление понять, как в ее наследии можно

безоговорочно или с оговорками принять, а что следует с раскаянием и ужасом

отринуть, есть, наверное, самое главное, зачем, собственно, надо ворошить

грязное и кровавое белье сталинских десятилетий. Да и сами сталинские

преобразования в те годы, сами сочетания слагающих их зерен и плевел

становятся гораздо более четкими в свете дальнейшего хода истории. Логические

представляется возможными и очевидно ясными два подхода к проблемам нашего

времени. В простейшем из них предполагается, что события 30-40гг. лишь

косвенно связаны с сегодняшними проблемами. То, что произошло в сталинские

времена, рассматривается здесь как дела давно минувших дней, так или иначе

«перекрытые» последующие тридцатилетием. Потребность в перестройке и

ускорение экономического роста выводится в этом случае в основном из

застойных процессов 60-70-х гг. Что касается сталинизма, его разоблачение

считается необходимым преимущественно в качестве средства предотвращение

крайностей культа личности и политических эксцессов вроде предвоенных и

последовоенных репрессий. Согласно точке зрения, в 50-70-е гг. не было

серьезных сдвигов, и советское общество пришло к повторному середины 80-х гг.

в качественном смысле таим же, каким оно сложилось на исходе сталинского

правления современная социально-экономическая и историческая обстановка в

советском обществе сложилась, как мы думаем, в результате взаимодействия

своего рода сложения и переплетения последствий того, что произошло в

условиях сталинизма, с тем, что случилось в последующее десятилетие. В самом

деле. Несмотря на еще не оконченные споры относительно суммарной оценки

итогов того, что случилось в эпоху Сталина, можно, по-видимому, считать

очевидным следующее.

С точки зрения народнохозяйственного, технико-экономического прогресса, в стране

осуществляется в это время один из вариантов индустриализации, перехода от

доиндустриального и раннеиндустриального технико-технологического типа

производства к развитому индустриальному типу производства, вариант этот

послефорсированный характер в том смысле, что все усилия общества

концентрировались на ускоренном развитии тех элементов производительных сил,

наращивание которых в глазах политического центра имело первостепенное,

приоритетное значение, независимо от того, как сказывалась такая концентрация

на остальных сферах общественной жизни. С точки зрения социально-экономической,

происходила смена классической многоукладной экономики переходного типа

специфическим вариантом одноукладной раннесоциалистической или деформированной

социалистической экономики; подобная смена означала не только унижение частной

собственности и основных на ней форм эксплуатации, но и преимущественно

внешнеэкономическому способу регулирования хозяйственной жизни; в

существовавшей у нас многоукладной экономике переходного типа действовало

относительно независимых экономических субъектов, связанных друг с другом

товарно-денежными, рыночными отношениями, находящимися под регулирующим

воздействием государства, держащего в руках «командные высоты» хозяйства;

вместо этой экономики сложилась нерыночная фактически бестоварная экономика,

где почти все элементы полностью подчинены государству и управляются, главным

образом, с помощью внеэкономических, командно-директивных методов. Иными

словами, произошел переход от саморегулирующейся экономики нэповского типа к

регулируемой из политического центра монопольно-государственной экономике,

[19] в которой имелась возможность сосредоточить народные силы на том, что

этот центр считал приоритетным как в тех случаях когда подобное сосредоточение

поддерживалось трудящимися, так и тогда, когда народные массы не принимали

приоритетов власти; в прочем, большую часть периода 30-40-х гг. следует считать

даже не переходом к административно управляемой монопольно-государственной

экономике, а временем функционирования этой экономики.

В политическом смысле шло складывание и развитие беззаконного авторитарно-

деспотического режима, подчиобщественную жизнь не правовой, а произвольной,

командно приказной власти. Подобный режим обеспечивал, правда, возможность

директивного управления экономикой и концентрацию ресурсов общества на любых

участка, в том числе и на тех., от которых действительно зависело само

существование страны и исход ее столкновений с внешними врагами; но тот же

режим уничтожал в зародыше малейшие ростки демократии и правового

государства, душил всякую народную самостоятельность, губил почти любую

инициативу и потому зачастую вызывал бессмысленное, неоправданное

расходование народных сил; одновременно авторитарно-деспотический режим

выступал в качестве главного средства поддержания необъятной личной власти

Сталина, давая возможность ему и его окружению осуществить непрерывные

репрессии, направленные на сокрушение реальных или мнимых противников и еще

больше – на поддержание атмосферы всеобщего страха, нужной не столько для

защиты общественных интересов, сколько для господствующего положения правящей

верхушки, ее абсолютного всевластия в обществе; деспотический политический

режим позволял тем, кто стоял тогда руководства страной, творить любые

беззаконие и любой произвол, избегая ответственности за совершение и

повторение самых губительных ошибок и промахов; репрессии, стоившие жизни

миллионов, есть наибольшее страшное выражение политической сущности

сталинизма. И наконец, в культурном, идеологическом, социально-

психологическом смысле происходил цивилизационный сдвиг, в котором продолжали

развертываться противоречия социальных отношений: десяти миллионов люде

осваивали начала современной городской культуры, получали образование,

приобщались к основам цивилизованного здравоохранения, но при этом грубо и

бессмысленно поспешное разрушение устоев традиционного образа жизни и

традиционной морали далеко опережало складывание и усвоение нового

жизнеустройства. Массовое распространение двоедушия противоестественное

соединение энтузиазма и героического отношения к жизни с падением

общественных нравов, с ослаблением роли совести и ощущения личной

ответственности, с ростом жесткости и политической бесчестности оказывалось

следствием подобного положения. В общем как бы ни оценивать систему,

сложившуюся в 30-40-е гг., в целом ясно, что эта система несла в себе самой

необходимость изменения, своего рода потребность в самоотрицании. Похоже,

правда, что эту необходимость не все люди, жившие в то время, четко ощущали.

По-видимому, большинству из них – и тем, кто управлял тогдашним обществом, и

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты