Реферат: Строгановы первые из знаменитых людей

срок обносить его профессорский состав “учениками Сперанского”, вернувшимися

из университетов Германии, оснащенными методикой новейшей юридической школы.

Имеются ввиду прежде всего П.Г.Редкин и Н.И.Крылов, с именами которых было

связано превращение юридического ф-та в один из наиболее популярных в

Московском университете 1840-х гг.

Несмотря на гуманитарную направленность личных научных интересов, Уваров и

Строганов смогли обеспечить и приток молодых ученых на естественнонаучные

факультеты, где в отличие от гуманитарных, широко применялась система

приват-доцентуры для преподавания тех дисциплин прикладного характера

(механики, технологической химии и т д.), которые в перспективе должны были

занять место в учебной программе. Всего при Строганове в штат Московского

университета было зачислено 37 молодых преподавателей (и не только его

выпускников), прошедших заграничную стажировку.

Возрождением традиций “муравьевской эпохи” стали публичные лекции, которые

читались в 1840-е гг. Грановским, Шевыревым, Рулье, Линовским, Спасским,

Филомафитским, Гейманом, т.е. крупнейшими университетскими профессорами, в

течение нескольких лет. Эти лекции, собиравшие не одну сотню стушателей, были

популярны в среде московского общества, и не только в просветительском плане.

Так, особое практическое значение имели лекции по сельскому хозяйству

Линовского, метеорологии Спасского и “химии для фабрикантов” Геймана, что было

связано с экономическим развитием России в эпоху “промышленного подъема”.

Заслугой Строганова также было и повышение научного уровня университетских

исследований, т.к. он способствовал увеличению числа защит докторских

диссертаций, среди которых были фундаментальные работы О.И.Бодянского,

К.С.Аксакова , Ф.И.Буслаева , Ю.Ф.Самарина , К.Д.Кавелина,

П.Г.Чебышева и др.

Следует отметить, что Строганов попытался, хотя тщетно, оставить в Московском

университет “опальных” в глазах Министерства народного просвещения профессоров,

таких, как И.Е.Дядьковский и А.В.Болдырев . В то же время он

буквально “выжил” из университета 44-летнего М.П.Погодина, находившегося в

зените своей научно-педагогической деятельности.

Строганов известен как долговременный, в течение более чем 30 лет (с 29 апреля

1837 г. по 1874 г.) председатель Общества Истории и Древностей Российских

при Московском университете. Ему удалось исходатайствовать для общества титул

Императорского и постоянную субсидию, благодаря которой появилась возможность

значительно расширить его деятельность, поставить на прочную основу свои

издания. В 1859 г. основал Археологическую комиссию в Петербурге – официальный

организационный и научный центр русской археологии. Занимался нумизматикой,

оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон. На собственные деньги

С.Г. ежегодно субсидировал экспедиции, работавшие на юге России и раскопавшие

курганы скифов и греков. Богатейшие материалы по истории Боспора Киммерийского,

Знаменитое “скифское золото” и керченские клады, поступившие затем в

Императорский Эрмитаж, были венцом деятельности Строганова в археологии. Он же

дал деньги и на реставрацию древностей Дмитровского собора во Владимире. Свои

взгляды на русскую архитектуру он изложил в книге “Русское искусство: Виоле ле

Дюк и архитектура в России от X до XVIII столетия” (1877).

Неподдельный, горячий интерес Строганова к науке и искусству, вера во

всемогущество просвещения, любовь к молодежи в широком смысле этого слова –

как студентам, так и молодым профессорам, придавали ему облик “просвещенного

вельможи”, близкого к М.Н.Муравьеву. В то же время в отличие от него

Строганов отличался определенными авторитарными тенденциями. Его либеральное

фрондирование на посту попечителя в эпоху Николая I противоречило его же

консервативным настроениям, проявившимся во время “Великих реформ”, когда он

возглавил комиссию по подготовке нового университетского устава. Опора на

аристократию, убеждение в том, что наука и просвещение должны быть прежде

всего уделом “первенствующего сословия”, сочетались в Строганове с

выступлением против правительственных циркуляров 1840-х гг. о сословных

ограничениях для поступающих в университеты, а в 1850-е гг. – с выступлениями

за превращение университетов в заведения для детей родовитых и материально

обеспеченных семей. Человек, столь много сделавший для развития различных

отраслей науки в Московском университете, он впоследствии пришел к отрицанию

роли университетов как самостоятельных научных центров, считая это

прерогативой Министерства народного просвещения и Академии наук. Гонения на

новейшую немецкую философию в 1820-е гг. сопровождались в нем впоследствии

покровительством профессорам-гегельянцам 1830-40-х гг. Вероятно, можно

говорить о неустойчивости убеждений графа, что никоим образом не должно

умалять его больших заслуг в области просвещения, в том числе

университетского.

В 1848 г. Строганов был снят с поста попечителя из-за обострившихся разногласий

с руководством министерства народного просвещения. Непосредственным поводом для

увольнения была публикация в “Чтениях в ОИДР” сочинений английского дипломата и

путешественника XVI в. Дж.Флетчера, содержавших нелестные отзывы о России

времен Ивана Грозного. Публикация была запрещена Уваровым, и в ответ 3 ноября

Строганов подал в отставку, которая была принята Николаем I 20 ноября 1848 г.

После отставки Строганов назначен членом Государственного совета (но в

заседаниях не участвует, оставаясь в Москве). В течение пяти месяцев – с 17

апреля 1859 по 8 сентября 1859 г. – был московским генерал-губернатором. В 1860

г. Строганов приглашен ко двору для воспитания цесаревича Николая

Александровича, составил комплексную программу обучения, включавшую полный цикл

университетских и военных наук. После студенческих волнений начала 1860-х гг.

Строганов, наряду с графом Н.В.Паниным и князем В.А.Долгоруким, принимал

участие в выработке новых правил для студентов, полностью подчинивших их

начальству, запрещавших политические организации и сходки, резко уменьшавших

число студентов, не плативших за обучение. Он же участвовал в составлении

университетского устава 1863 г. , возвратившего университетам их былую

автономию. В 1870 г. возглавил Комиссию по реформе средней школы, предпринятой

гр.Д.А.Толстым и предусматривавшей ее разделение на два типа – классическую

и реальную, являлся полным ее сторонником и много содействовал тому, что в

комиссии проекты Толстого не встретили серьезных возражений и не подверглись

существенным изменениям.

В период подготовки отмены крепостного права Строганов как крупнейший

землевладелец примыкал к помещичьей оппозиции. После убийства Алекасандра II на

заседании Совета министров 7 марта 1881 г. резко выступил против т.н.

“конституции М.Т.Лорис-Меликова”, будучи, наряду с К.П.Победоносцевым ,

одним из наиболее активных противников этого предложения.

Граф С.Г.Строганов умер в пасхальную ночь 28 марта 1882 г. в своем

петербургском доме и был похоронен в Александро-Невской лавре.

А сейчас я хотела бы рассмотреть одну из величайших построек -Строгановское

училище.

Строгановское училище основано в 1825 г. С.Г.Строгановым. В 1825-1843

существовала как школа рисования в отношении к искусству и ремеслам, в 1843-

1860- Вторая школа технического рисования, в 1860-1873 - Строгановское

технического рисования, в 1873-1906 Центральное Строгановское технического

Рисования, в 1906-1916 центральное художественно-промышленное училище. В 1918

реорганизовано в 1-ое Государственные свободные мастерские, в 1945 воссоздано

как Московское высшее художественно-промышленное училище.

В 1760 году владельцем значится граф П. И. Шувалов, сын которого - Андрей

стал директором учрежденного в России банка, и в дом переезжает контора

банка. Переулок, называвшийся Шуваловским, переименован в Банковский.

Двухэтажный каменный дом в пожар 1812 года уцелел. В 1830-1840-е годы в нем

располагался Технологический институт. Министерство финансов, в ведении

которого находился дом в середине 1840-х годов, разместило в нем Рисовальную

школу, созданную графом Строгановым, и Воскресные классы рисования. Возникшая

еще в 1825 году на противоположной стороне Мясницкой улицы школа имела цель

"доставлять ремесленным и торговым людям возможность улучшать свои изделия

при содействии науки и искусства". Художественные работы, выполненные

учениками Строгановской школы рисования, демонстрировались на выставках в

Париже и имели большой успех. К этой школе была присоединена Мещанская

рисовальная школа, созданная при Кремлевском архитектурном училище в 1835

году. Строгановское училище технического рисования в 1872 году получило

официальное наименование - Центральное художественно-промышленное училище

Строганова.

В 1862 году в среде московских мануфактуристов возникла мысль об учреждении в

Москве художественно-промышленного музея, который решили открыть в доме

Министерства финансов на Мясницкой улице. В 1864 году началась подписка на

пожертвования. Большие денежные пожертвования поступили от К. Т.

Солдатенкова. Поступали и ценные художественные произведения разных эпох от

П. П. Вяземского, П. Н. Трубецкого, Д. П. Боткина и других. Известный

писатель Д. В. Григорович, автор "Антона Горемыки", тоже увлекся устройством

музея и к открытию составил и напечатал "Указатель Музея". Художественно-

промышленный музей состоял из трех отделений: художественного, промышленного

и исторического. Последнее было наиболее интересным: оно посвящалось

византийскому и древнерус скому искусству. Музей торжественно открыли 17

апреля 1868 года. Директором назначен Виктор Иванович Бутовский (1815-1881).

В экспозицию стали поступать экспонаты, выполненные студентами Строгановского

училища . В начале 1875 года приступили к возведению нового здания для музея

и дополнительных построек, которые могли приносить доход при сдаче помещений

внаем. Строительство было поручено венскому архитектору А. Е. Веберу,

прибывшему в 1871 году в Москву по приглашению предпринимателя А. А.

Пороховщикова. По его проекту возведены здание ресторана "Славянский базар"

на Никольской улице и Катковский лицей на Остоженке. Заложено здание было на

участке по соседству с Почтамтом, закончено строительством в 1876 году.

Украшавшие здание орнаменты в "русском стиле" выполнены под руководством

преподавателя Строгановского училища Михаила Васильевича Васильева. Все

керамические украшения здания в основном сделаны руками студентов в

мастерских училища. Директор Строгановского училища , Федор Федорович Львов

(1820-1895), получил воспитание в семье, увлеченной искусством. Сам он хорошо

рисовал. За альбом Кавказских видов Академия художеств отметила его почетным

званием. Благодаря организаторским способностям директора музея, В. И.

Бутовского, Строгановский "музеум" пользовался известностью в России и за

границей. Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Ученики

занимались в удобных классах. Большой доход приносили помещения, сдаваемые

под магазины, конторы, квартиры. Во второй половине 1870-х годов в дворовом

флигеле разместилось Реальное училище, руководимое известным педагогом И. И.

Фидлером. При училище появился и пансион. Был организован кружок хорового

пения. В 1890 году открыли дополнительный VII класс с химическим отделением.

После переезда училища по другому адресу его помещения заняла Торговая школа,

где обучались дети членов Общества купеческих приказчиков. Деньги на школу

(60 тысяч рублей) пожертвовали купцы - Викула Морозов и братья Третьяковы. В

1884 году в доме ° 24 поселился и открыл свою контору инженер Александр

Вениаминович Бари, североамериканский гражданин, консультант Альфреда Нобеля,

крупный деятель русской машиностроительной промышленности, переехавший затем

в соседний дом (° 22). Располагались здесь и другие технические конторы.

В доме Строгановского училища - в то время жили: художник М. В. Васнецов;

архитекторы А. С. Каминский и С. У. Соловьев; педагог, литературовед П. Н.

Сакулин; редактор - издатель "Русских ведомостей" В. М. Соболевский; в одной

из контор работал молодой, начинающий писатель А. И. Куприн. В начале 1890-х

годов Медицинские клиники Московского университета, находившиеся на

Рождественке, перевели на Девичье Поле, а их владения передали Строгановскому

училищу. Туда же переехал с Мясницкой и Художественно-промышленный музей

училища, открытие которого на новом месте состоялось 2 февраля 1893 года.

Это все что я смогла найти о истории создания Строгановского училища, но

когда я искала материал , то нашла одну очень интересную статья посвященную

училищу.

Художественно-промышленное училище имени графа Строганова, - наверное, самый

загаженный вуз Москвы. Что-то феноменальное. Поэтому вытирайте ноги. А то

лаборант кафедры промышленного дизайна волнуется. Лаборант Архипов раздобыл

для своей "Фольк-Лаборатории" ковролин и перед открытием заставил подтереть

вековую пыль в ближайших окрестностях. Устроил экспозицию не без

театральности. Посетитель ходит впотьмах, светит фонариком и слушает записи

интервью, которые педантичный Архипов брал у самоделкиных: как сделал, когда,

из чего и т.д. Очередной самоделкин бубнит что-то вроде: "Ну что, сынок,

понравилась тележка? То-то", - и рассказывает, как, когда и из чего. А

посетитель гадает: не об этом ли монстре, что попал сейчас в луч света, речь?

Пепельница из кинескопа. Топор из молотка. Стул из табуретки.

Коллекционировать такие вещи Владимир Архипов стал лет пять тому назад.

Сейчас такого добра у Архипова около тысячи экземпляров. Одних багажных

тележек штук двадцать, и все оригинальные. Все подряд Архипов не берет -

только то, что несет на себе несомненную печать народного гения. Вроде топора

из молотка: нужен был хозяину топор, а был только молоток - пришлось

расплющить на заводском прессе молоток. Тот фонарик, который получает в руки

посетитель, тоже сделан по модели одного из левшей - из бытовой пластмассовой

воронки, прикрепленной к батарейке. Смешно и трогательно. Трогает,

собственно, устройство не вещей, а мозгов у их авторов. В собранном

этнографическом материале интересна выдумка, на которую оказалась хитра голь

из глухой рязанской деревни. Тележка твоя, папаша, - супер, но сам-то ты

покруче будешь. А что Архипов прописал свой музей по департаменту дизайна -

так жизнь сложилась. Была Строгановка, а в ней кафедра, где нашлось помещение

для коллекции. И поэтому сейчас Архипов исполняет роль лаборанта, а его

кунсткамера - учебного пособия. Пусть студенты пользуются. Не в смысле "вот

как надо" и не "вот как не надо", а - "вот как бывает". Забота Архипова об

отечественном дизайне очень симпатична, но отечественному дизайну, как

кажется, по барабану. Видел я эти плоды союза высокого искусства и тяжелой

промышленности. Зашли трое с пивом. Ноги, естественно, не вытерли.

После прочитанного у меня пропал дар речи. После этой статьи мне не хочется

дальше писать о Строгановском училище. Я просто прошу вас задумайтесь. Мне

кажется Строганов когда строил это училище явно не такое будущее для него

хотел.

Заключение.

Подводя итоги мне кажется я раскрыла тему данного реферата , хотя может быть

и не до конца, но в этом не моя вина. Предыдущее поколение много утеряли из

исторического наследия нашего Отечества и если мы сохраним хотя бы малую

часть того, что еще осталось, это уже наш вклад в непрерывную цепочку

поколений.

Список используемой литературы:

1. Аршакуни О. "Гражданская апхитектура Пскова"

Лениздат , 1975г.

2.Виппер Б.Р. "Архитектура русского барокко"

Издательство "Наука",М.197

3. Канн П.Я. "Прогулки по Петербургу", "Палитра" Санкт-Петербург,1994г.

4. Курбатов В. "Петербург", "Лениздат", Санкт-Петербург, 1993г.

5. Морозкина Е.Н. "Псковская земля", "Искусство" М. 1986г.

6. Орлик О.В. "Гроза двенадцатого года...", М. "Наука", 1987г.

7. Пунин А.Л. "Архитектура Птербурга середины 19-го века", Лениздат,1990г.

8. Скрынников Р.Г. "Ермак" М. "Просвещение" 1992г.

9. Трубинов Ю.В. "Строгановский дворец" Санкт-Петербург ,1997г

10. Журнал "Панорама искусств",номер 11, "Советский художник" Москва,1988г

11. "Русские Деятели 19-го века", Издательство "Образование - культура",1995г.

12. "История родов русского дворянства" Т-2.М.1997г.

13. Русский биографический словарь.

14. Большая советская энциклопедия т.24

Мария Александровна Строганова(1850-1908)гг.-урожденная графиня

Строганова,именно она и владела особняком в Княжьих Горках. Она выходит замуж

за Станислава Юлиановича Ягмина. М.А.умерла в 1908,и была похоронена по ее

завещанию в, склепе ,около церкви в Княжьих Горках. После Октябрьской

революции склеп был разгромлен, и выброшено тело Марии Александровны.

Из воспоминаний бывшего директора совхоза "Красные Горки" Цингина Владимира

Николаевича,записанных с его слов 24 августа 1973 года."-Управляющм имением

Строгановых был Перн Константин Михайлович.Примерно до 1927 года он

оставался и управляющим совхоза"Красные Горки".Когда он умер, мы похоронили

его в склепе,где была раньше похоронена графиня.....Но как стало

известно,останки и Перна были выброшены из склепа".Длительное время там

хранились баллоны с газом,позже этот склеп оказался просто помойной

ямой.Таковы нравы людей нашего времени.

В истории с Марией Александровной Строгановой,хозяйки усадьбы,еще много белых

пятен,которые еще предстоит закрыть.Прежде всего,когда и кто построил особняк

в Княжьих Горках,кто разбил парк с уникальными,привозными деревьями,прудами с

различными экзотическими рыбками,почему Горки называются Княжьими,ведь клан

Строгановых не был возведен в князья.Да и церковь в Княжьих Горках была

построена в 1833 году,задолго до вступления во владение Княжьими Горками

Марии Александровны Строгановой.Пока на эти вопросы нет точных ответов.

Попробую высказать некоторые предположения.Архитектурное оформление особняка

в Княжьих Горках дает право сделать вывод,что это здание построено в первой

половине 19 века достаточно известным зодчим Петербурга.Таков стиль того

времени."Заказчиком мог быть один из клана Строгановых,ибо Княжьи Горки

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты