срок обносить его профессорский состав “учениками Сперанского”, вернувшимися
из университетов Германии, оснащенными методикой новейшей юридической школы.
Имеются ввиду прежде всего П.Г.Редкин и Н.И.Крылов, с именами которых было
связано превращение юридического ф-та в один из наиболее популярных в
Московском университете 1840-х гг.
Несмотря на гуманитарную направленность личных научных интересов, Уваров и
Строганов смогли обеспечить и приток молодых ученых на естественнонаучные
факультеты, где в отличие от гуманитарных, широко применялась система
приват-доцентуры для преподавания тех дисциплин прикладного характера
(механики, технологической химии и т д.), которые в перспективе должны были
занять место в учебной программе. Всего при Строганове в штат Московского
университета было зачислено 37 молодых преподавателей (и не только его
выпускников), прошедших заграничную стажировку.
Возрождением традиций “муравьевской эпохи” стали публичные лекции, которые
читались в 1840-е гг. Грановским, Шевыревым, Рулье, Линовским, Спасским,
Филомафитским, Гейманом, т.е. крупнейшими университетскими профессорами, в
течение нескольких лет. Эти лекции, собиравшие не одну сотню стушателей, были
популярны в среде московского общества, и не только в просветительском плане.
Так, особое практическое значение имели лекции по сельскому хозяйству
Линовского, метеорологии Спасского и “химии для фабрикантов” Геймана, что было
связано с экономическим развитием России в эпоху “промышленного подъема”.
Заслугой Строганова также было и повышение научного уровня университетских
исследований, т.к. он способствовал увеличению числа защит докторских
диссертаций, среди которых были фундаментальные работы О.И.Бодянского,
К.С.Аксакова , Ф.И.Буслаева , Ю.Ф.Самарина , К.Д.Кавелина,
П.Г.Чебышева и др.
Следует отметить, что Строганов попытался, хотя тщетно, оставить в Московском
университет “опальных” в глазах Министерства народного просвещения профессоров,
таких, как И.Е.Дядьковский и А.В.Болдырев . В то же время он
буквально “выжил” из университета 44-летнего М.П.Погодина, находившегося в
зените своей научно-педагогической деятельности.
Строганов известен как долговременный, в течение более чем 30 лет (с 29 апреля
1837 г. по 1874 г.) председатель Общества Истории и Древностей Российских
при Московском университете. Ему удалось исходатайствовать для общества титул
Императорского и постоянную субсидию, благодаря которой появилась возможность
значительно расширить его деятельность, поставить на прочную основу свои
издания. В 1859 г. основал Археологическую комиссию в Петербурге – официальный
организационный и научный центр русской археологии. Занимался нумизматикой,
оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон. На собственные деньги
С.Г. ежегодно субсидировал экспедиции, работавшие на юге России и раскопавшие
курганы скифов и греков. Богатейшие материалы по истории Боспора Киммерийского,
Знаменитое “скифское золото” и керченские клады, поступившие затем в
Императорский Эрмитаж, были венцом деятельности Строганова в археологии. Он же
дал деньги и на реставрацию древностей Дмитровского собора во Владимире. Свои
взгляды на русскую архитектуру он изложил в книге “Русское искусство: Виоле ле
Дюк и архитектура в России от X до XVIII столетия” (1877).
Неподдельный, горячий интерес Строганова к науке и искусству, вера во
всемогущество просвещения, любовь к молодежи в широком смысле этого слова –
как студентам, так и молодым профессорам, придавали ему облик “просвещенного
вельможи”, близкого к М.Н.Муравьеву. В то же время в отличие от него
Строганов отличался определенными авторитарными тенденциями. Его либеральное
фрондирование на посту попечителя в эпоху Николая I противоречило его же
консервативным настроениям, проявившимся во время “Великих реформ”, когда он
возглавил комиссию по подготовке нового университетского устава. Опора на
аристократию, убеждение в том, что наука и просвещение должны быть прежде
всего уделом “первенствующего сословия”, сочетались в Строганове с
выступлением против правительственных циркуляров 1840-х гг. о сословных
ограничениях для поступающих в университеты, а в 1850-е гг. – с выступлениями
за превращение университетов в заведения для детей родовитых и материально
обеспеченных семей. Человек, столь много сделавший для развития различных
отраслей науки в Московском университете, он впоследствии пришел к отрицанию
роли университетов как самостоятельных научных центров, считая это
прерогативой Министерства народного просвещения и Академии наук. Гонения на
новейшую немецкую философию в 1820-е гг. сопровождались в нем впоследствии
покровительством профессорам-гегельянцам 1830-40-х гг. Вероятно, можно
говорить о неустойчивости убеждений графа, что никоим образом не должно
умалять его больших заслуг в области просвещения, в том числе
университетского.
В 1848 г. Строганов был снят с поста попечителя из-за обострившихся разногласий
с руководством министерства народного просвещения. Непосредственным поводом для
увольнения была публикация в “Чтениях в ОИДР” сочинений английского дипломата и
путешественника XVI в. Дж.Флетчера, содержавших нелестные отзывы о России
времен Ивана Грозного. Публикация была запрещена Уваровым, и в ответ 3 ноября
Строганов подал в отставку, которая была принята Николаем I 20 ноября 1848 г.
После отставки Строганов назначен членом Государственного совета (но в
заседаниях не участвует, оставаясь в Москве). В течение пяти месяцев – с 17
апреля 1859 по 8 сентября 1859 г. – был московским генерал-губернатором. В 1860
г. Строганов приглашен ко двору для воспитания цесаревича Николая
Александровича, составил комплексную программу обучения, включавшую полный цикл
университетских и военных наук. После студенческих волнений начала 1860-х гг.
Строганов, наряду с графом Н.В.Паниным и князем В.А.Долгоруким, принимал
участие в выработке новых правил для студентов, полностью подчинивших их
начальству, запрещавших политические организации и сходки, резко уменьшавших
число студентов, не плативших за обучение. Он же участвовал в составлении
университетского устава 1863 г. , возвратившего университетам их былую
автономию. В 1870 г. возглавил Комиссию по реформе средней школы, предпринятой
гр.Д.А.Толстым и предусматривавшей ее разделение на два типа – классическую
и реальную, являлся полным ее сторонником и много содействовал тому, что в
комиссии проекты Толстого не встретили серьезных возражений и не подверглись
существенным изменениям.
В период подготовки отмены крепостного права Строганов как крупнейший
землевладелец примыкал к помещичьей оппозиции. После убийства Алекасандра II на
заседании Совета министров 7 марта 1881 г. резко выступил против т.н.
“конституции М.Т.Лорис-Меликова”, будучи, наряду с К.П.Победоносцевым ,
одним из наиболее активных противников этого предложения.
Граф С.Г.Строганов умер в пасхальную ночь 28 марта 1882 г. в своем
петербургском доме и был похоронен в Александро-Невской лавре.
А сейчас я хотела бы рассмотреть одну из величайших построек -Строгановское
училище.
Строгановское училище основано в 1825 г. С.Г.Строгановым. В 1825-1843
существовала как школа рисования в отношении к искусству и ремеслам, в 1843-
1860- Вторая школа технического рисования, в 1860-1873 - Строгановское
технического рисования, в 1873-1906 Центральное Строгановское технического
Рисования, в 1906-1916 центральное художественно-промышленное училище. В 1918
реорганизовано в 1-ое Государственные свободные мастерские, в 1945 воссоздано
как Московское высшее художественно-промышленное училище.
В 1760 году владельцем значится граф П. И. Шувалов, сын которого - Андрей
стал директором учрежденного в России банка, и в дом переезжает контора
банка. Переулок, называвшийся Шуваловским, переименован в Банковский.
Двухэтажный каменный дом в пожар 1812 года уцелел. В 1830-1840-е годы в нем
располагался Технологический институт. Министерство финансов, в ведении
которого находился дом в середине 1840-х годов, разместило в нем Рисовальную
школу, созданную графом Строгановым, и Воскресные классы рисования. Возникшая
еще в 1825 году на противоположной стороне Мясницкой улицы школа имела цель
"доставлять ремесленным и торговым людям возможность улучшать свои изделия
при содействии науки и искусства". Художественные работы, выполненные
учениками Строгановской школы рисования, демонстрировались на выставках в
Париже и имели большой успех. К этой школе была присоединена Мещанская
рисовальная школа, созданная при Кремлевском архитектурном училище в 1835
году. Строгановское училище технического рисования в 1872 году получило
официальное наименование - Центральное художественно-промышленное училище
Строганова.
В 1862 году в среде московских мануфактуристов возникла мысль об учреждении в
Москве художественно-промышленного музея, который решили открыть в доме
Министерства финансов на Мясницкой улице. В 1864 году началась подписка на
пожертвования. Большие денежные пожертвования поступили от К. Т.
Солдатенкова. Поступали и ценные художественные произведения разных эпох от
П. П. Вяземского, П. Н. Трубецкого, Д. П. Боткина и других. Известный
писатель Д. В. Григорович, автор "Антона Горемыки", тоже увлекся устройством
музея и к открытию составил и напечатал "Указатель Музея". Художественно-
промышленный музей состоял из трех отделений: художественного, промышленного
и исторического. Последнее было наиболее интересным: оно посвящалось
византийскому и древнерус скому искусству. Музей торжественно открыли 17
апреля 1868 года. Директором назначен Виктор Иванович Бутовский (1815-1881).
В экспозицию стали поступать экспонаты, выполненные студентами Строгановского
училища . В начале 1875 года приступили к возведению нового здания для музея
и дополнительных построек, которые могли приносить доход при сдаче помещений
внаем. Строительство было поручено венскому архитектору А. Е. Веберу,
прибывшему в 1871 году в Москву по приглашению предпринимателя А. А.
Пороховщикова. По его проекту возведены здание ресторана "Славянский базар"
на Никольской улице и Катковский лицей на Остоженке. Заложено здание было на
участке по соседству с Почтамтом, закончено строительством в 1876 году.
Украшавшие здание орнаменты в "русском стиле" выполнены под руководством
преподавателя Строгановского училища Михаила Васильевича Васильева. Все
керамические украшения здания в основном сделаны руками студентов в
мастерских училища. Директор Строгановского училища , Федор Федорович Львов
(1820-1895), получил воспитание в семье, увлеченной искусством. Сам он хорошо
рисовал. За альбом Кавказских видов Академия художеств отметила его почетным
званием. Благодаря организаторским способностям директора музея, В. И.
Бутовского, Строгановский "музеум" пользовался известностью в России и за
границей. Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Ученики
занимались в удобных классах. Большой доход приносили помещения, сдаваемые
под магазины, конторы, квартиры. Во второй половине 1870-х годов в дворовом
флигеле разместилось Реальное училище, руководимое известным педагогом И. И.
Фидлером. При училище появился и пансион. Был организован кружок хорового
пения. В 1890 году открыли дополнительный VII класс с химическим отделением.
После переезда училища по другому адресу его помещения заняла Торговая школа,
где обучались дети членов Общества купеческих приказчиков. Деньги на школу
(60 тысяч рублей) пожертвовали купцы - Викула Морозов и братья Третьяковы. В
1884 году в доме ° 24 поселился и открыл свою контору инженер Александр
Вениаминович Бари, североамериканский гражданин, консультант Альфреда Нобеля,
крупный деятель русской машиностроительной промышленности, переехавший затем
в соседний дом (° 22). Располагались здесь и другие технические конторы.
В доме Строгановского училища - в то время жили: художник М. В. Васнецов;
архитекторы А. С. Каминский и С. У. Соловьев; педагог, литературовед П. Н.
Сакулин; редактор - издатель "Русских ведомостей" В. М. Соболевский; в одной
из контор работал молодой, начинающий писатель А. И. Куприн. В начале 1890-х
годов Медицинские клиники Московского университета, находившиеся на
Рождественке, перевели на Девичье Поле, а их владения передали Строгановскому
училищу. Туда же переехал с Мясницкой и Художественно-промышленный музей
училища, открытие которого на новом месте состоялось 2 февраля 1893 года.
Это все что я смогла найти о истории создания Строгановского училища, но
когда я искала материал , то нашла одну очень интересную статья посвященную
училищу.
Художественно-промышленное училище имени графа Строганова, - наверное, самый
загаженный вуз Москвы. Что-то феноменальное. Поэтому вытирайте ноги. А то
лаборант кафедры промышленного дизайна волнуется. Лаборант Архипов раздобыл
для своей "Фольк-Лаборатории" ковролин и перед открытием заставил подтереть
вековую пыль в ближайших окрестностях. Устроил экспозицию не без
театральности. Посетитель ходит впотьмах, светит фонариком и слушает записи
интервью, которые педантичный Архипов брал у самоделкиных: как сделал, когда,
из чего и т.д. Очередной самоделкин бубнит что-то вроде: "Ну что, сынок,
понравилась тележка? То-то", - и рассказывает, как, когда и из чего. А
посетитель гадает: не об этом ли монстре, что попал сейчас в луч света, речь?
Пепельница из кинескопа. Топор из молотка. Стул из табуретки.
Коллекционировать такие вещи Владимир Архипов стал лет пять тому назад.
Сейчас такого добра у Архипова около тысячи экземпляров. Одних багажных
тележек штук двадцать, и все оригинальные. Все подряд Архипов не берет -
только то, что несет на себе несомненную печать народного гения. Вроде топора
из молотка: нужен был хозяину топор, а был только молоток - пришлось
расплющить на заводском прессе молоток. Тот фонарик, который получает в руки
посетитель, тоже сделан по модели одного из левшей - из бытовой пластмассовой
воронки, прикрепленной к батарейке. Смешно и трогательно. Трогает,
собственно, устройство не вещей, а мозгов у их авторов. В собранном
этнографическом материале интересна выдумка, на которую оказалась хитра голь
из глухой рязанской деревни. Тележка твоя, папаша, - супер, но сам-то ты
покруче будешь. А что Архипов прописал свой музей по департаменту дизайна -
так жизнь сложилась. Была Строгановка, а в ней кафедра, где нашлось помещение
для коллекции. И поэтому сейчас Архипов исполняет роль лаборанта, а его
кунсткамера - учебного пособия. Пусть студенты пользуются. Не в смысле "вот
как надо" и не "вот как не надо", а - "вот как бывает". Забота Архипова об
отечественном дизайне очень симпатична, но отечественному дизайну, как
кажется, по барабану. Видел я эти плоды союза высокого искусства и тяжелой
промышленности. Зашли трое с пивом. Ноги, естественно, не вытерли.
После прочитанного у меня пропал дар речи. После этой статьи мне не хочется
дальше писать о Строгановском училище. Я просто прошу вас задумайтесь. Мне
кажется Строганов когда строил это училище явно не такое будущее для него
хотел.
Заключение.
Подводя итоги мне кажется я раскрыла тему данного реферата , хотя может быть
и не до конца, но в этом не моя вина. Предыдущее поколение много утеряли из
исторического наследия нашего Отечества и если мы сохраним хотя бы малую
часть того, что еще осталось, это уже наш вклад в непрерывную цепочку
поколений.
Список используемой литературы:
1. Аршакуни О. "Гражданская апхитектура Пскова"
Лениздат , 1975г.
2.Виппер Б.Р. "Архитектура русского барокко"
Издательство "Наука",М.197
3. Канн П.Я. "Прогулки по Петербургу", "Палитра" Санкт-Петербург,1994г.
4. Курбатов В. "Петербург", "Лениздат", Санкт-Петербург, 1993г.
5. Морозкина Е.Н. "Псковская земля", "Искусство" М. 1986г.
6. Орлик О.В. "Гроза двенадцатого года...", М. "Наука", 1987г.
7. Пунин А.Л. "Архитектура Птербурга середины 19-го века", Лениздат,1990г.
8. Скрынников Р.Г. "Ермак" М. "Просвещение" 1992г.
9. Трубинов Ю.В. "Строгановский дворец" Санкт-Петербург ,1997г
10. Журнал "Панорама искусств",номер 11, "Советский художник" Москва,1988г
11. "Русские Деятели 19-го века", Издательство "Образование - культура",1995г.
12. "История родов русского дворянства" Т-2.М.1997г.
13. Русский биографический словарь.
14. Большая советская энциклопедия т.24
Мария Александровна Строганова(1850-1908)гг.-урожденная графиня
Строганова,именно она и владела особняком в Княжьих Горках. Она выходит замуж
за Станислава Юлиановича Ягмина. М.А.умерла в 1908,и была похоронена по ее
завещанию в, склепе ,около церкви в Княжьих Горках. После Октябрьской
революции склеп был разгромлен, и выброшено тело Марии Александровны.
Из воспоминаний бывшего директора совхоза "Красные Горки" Цингина Владимира
Николаевича,записанных с его слов 24 августа 1973 года."-Управляющм имением
Строгановых был Перн Константин Михайлович.Примерно до 1927 года он
оставался и управляющим совхоза"Красные Горки".Когда он умер, мы похоронили
его в склепе,где была раньше похоронена графиня.....Но как стало
известно,останки и Перна были выброшены из склепа".Длительное время там
хранились баллоны с газом,позже этот склеп оказался просто помойной
ямой.Таковы нравы людей нашего времени.
В истории с Марией Александровной Строгановой,хозяйки усадьбы,еще много белых
пятен,которые еще предстоит закрыть.Прежде всего,когда и кто построил особняк
в Княжьих Горках,кто разбил парк с уникальными,привозными деревьями,прудами с
различными экзотическими рыбками,почему Горки называются Княжьими,ведь клан
Строгановых не был возведен в князья.Да и церковь в Княжьих Горках была
построена в 1833 году,задолго до вступления во владение Княжьими Горками
Марии Александровны Строгановой.Пока на эти вопросы нет точных ответов.
Попробую высказать некоторые предположения.Архитектурное оформление особняка
в Княжьих Горках дает право сделать вывод,что это здание построено в первой
половине 19 века достаточно известным зодчим Петербурга.Таков стиль того
времени."Заказчиком мог быть один из клана Строгановых,ибо Княжьи Горки