Реферат: Средневековая Европа

воспроизводства дисциплинарных кадров». Вершиной этих способов воспроизводства

кадров и стал университет, система, в которой все перечисленные находки

расцветают и работают. Университет как принцип, как специализированную

организацию можно считать ве­личайшим изобретением Средневековья .

Художественная культура средневековой Европы.

Романский стиль.

Первым самостоятельным, специфически европейским художест­венным стилем

средневековой Европы был романский, которым ха­рактеризуются искусство и

архитектура Западной Европы пример­но с 1000 года до возникновения готики, в

большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в

некоторых и по­зднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной

культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский

стиль.

В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с

византийскими, с ближневосточными, особенно си­рийскими, также пришедшими в

Сирию из Византии; с германски­ми, с кельтскими, с чертами стилей других

северных племен. Раз­личные комбинации этих влияний создали в Западной Европе

мно­жество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении

«в манере римлян». Поскольку основное количество со­хранившихся принципиально

важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными

сооружениями: раз­личные стили этого периода часто различаются по архитектурным

школам. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в

Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто

создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или

декорировались ими. Во многих регионах та­кой стиль был продолжением

раннехристианского искусства. Круг­лые или многоугольные соборные церкви,

заимствованные из визан­тийской архитектуры, строились в течение пра-романского

периода;

позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии.

Наиболее известные и лучше всего проработанные об­разцы этого типа — собор

Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и

восьмиугольная дворцовая капел­ла, построенная между 792 и 805 годами Карлом

Великим в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия), прямо

инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских

архитекто­ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный

колокольнями, который стали пристраивать к христианским бази­ликам. Вестворки

были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском сти­ле. Монастыри,

характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных

зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для

молитв и служб, библио­теки, мастерские. Тщательно проработанные пра-

романские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на

острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино

(Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий

с каменными вольтами (арочными, поддер­живающими конструкциями). Главной

причиной для разработки ка­менных арок была необходимость замены легко

воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение

вольто­вых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и

столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интег­рировано в

церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и

эстетическим целям. Поэтому трудно гово­рить о романской скульптуре, не касаясь

церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости,

бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие

элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран

Ближнего Востока, известных благодаря импортиро­ванным иллюстрированным

рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были

важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как

гро­тескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометричес­кие узоры,

особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные

декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских

соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах,

а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя

украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными

орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные

композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из

жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих

композициях, которые преимущественно следуют ви­зантийской живописи и мозаике,

фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем

как реалис­тические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, бы­ла в

основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном

оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка

(Венеция) и в сицилианских церк­вях в Цефалу и Монреале.

Декоративное искусство. Пра-романские художники достиг­ли

высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа

иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн).

Произведения этой школы, экспони­рующиеся в Британском музее (Лондон),

отличаются геометричес­ким переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и

ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Ри­сунки

заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе

развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии

Апокалипсиса Беаты (Париж, Нацио­нальная библиотека), изготовленной в

середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века

иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно

то­му, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии про­должало

доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в

настенных росписях, и в мозаике.

Пра-романская и романская обработка металлов - широко распространенная

форма искусства - использовались, главным об­разом, для создания церковной

утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день

хранятся в сокровищни­цах больших кафедральных соборов за пределами Франции;

фран­цузские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие

металлические изделия этого периода — ранние кельтские филигранные ювелирные

украшения и серебряные предметы; по­здние изделия германских златокузнецов и

серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими

изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородча­тые и выемчатые,

изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по

металлу были Роже из Гельмар-схаузена, германец, известный своими бронзовыми

изделиями и французский эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным примером романского текстильного произ­ведения является

вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы,

такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в

Романской Европе бы­ли ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего

Востока и не являются продукцией местных мастеров.

Готическое искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст­вования

общественных отношений приходил новый стиль — готиче­ский. В этом стиле стали

исполняться в Европе религиозные и свет­ские здания, скульптура, цветное

стекло, иллюстрированные руко­писи и другие произведения изобразительного

искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по

всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в

Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы

и в XVI веке. Первоначаль­но слово готика использовалось авторами

итальянского Возрожде­ния как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры

и ис­кусства средних веков, которые считались сравнимыми только с

произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «го­тика» было

ограничено периодом позднего, высокого или классичес­кого средневековья,

непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики

считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического пери­ода была архитектура.

Хотя огромное число памятников готики бы­ли светскими, готический стиль

обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века,

который и обеспечил раз­витие этой новой для того времени архитектуры и

достиг ее полней­шей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного

развития: ребристые своды стали характерным призна­ком готического стиля.

Средневековые церкви имели мощные камен­ные своды, которые были очень

тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло

привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и

тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали

реб­ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки,

рас­положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был

тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сто­рон), позволил

решить многие архитектурные проблемы. Хотя ранне-готические церкви допускали

широкое варьирование форм, при возве­дении серии больших соборов в Северной

Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью

использованы преиму­щества нового готического свода. Архитекторы соборов

обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в

узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко

нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.

Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более

тонкими, включавшими обширные оконные про­емы, и интерьеры получали

беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла

настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и

планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер

легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и

экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери

(начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом

периода высо­кой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в

1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбаланси­рованных

пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и

безмятежности в эволюции готических собо­ров. Ажурные перегородки,

характерная черта архитектуры позд­ней готики, были изобретением первого

архитектора Реймсского со­бора. Принципиально новые решения интерьера были

найдены авто­ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики

быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Анг­лию. В Италии

оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах

французских готических соборов размещалось в ка­честве украшений громадное

количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования

католической церкви. Готичес­кая скульптура в XII и начале XIII века была по

своему характеру пре­имущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее

важные фи­гуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они

были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-ко­лонны. Наряду со

статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные

статуи, форма искусства, неизвест­ная в Западной Европе с римских времен. Самые

ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского

собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно

1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму ко­лонн, к которым

они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском

стиле, который тем не менее придает фи­гурам впечатляющий характер

целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи

приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так

называемый классический стиль достигает кульми­нации в первых десятилетиях

XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного

трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Ко­ронационном

портале собора Парижской богоматери и после 1225 го­да на западном портале

Амьенского собора, производящие впечат­ление ряби, классические черты

оформления поверхностей начина­ют уступать место более строгим объемам. У

статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки,

подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на ма­леньких головках

локоны и манерные позы производят парадок­сальное впечатление синтеза

натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Средневековая музыка и театр

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является

необходимым составным элементом католической мессы Вместе с тем, уже в раннем

Средневековье начинает оформляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском

языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во

многих других странах, особен­но на севере Франции. Вершина искусства

трубадуров была достиг­нута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де

Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о

неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвос­хищают балладу

XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Дру­гие рассказывают о

крестоносцах или обсуждают какие-либо любов­ные пустяки. Пасторали в

многочисленных строфах передают ба­нальные истории о рыцарях и пастушках.

Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их

репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на

струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка

не стала полифонической.

Средневековый театр. По иронии истории, театр в форме ли­тургической

драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь

искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и

народные праздники, мно­гие из которых содержали театрализованные элементы. В Х

веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати­зации: вообще

говоря, и сама месса является не более чем драмой.

Определенные праздники были знамениты своей театрально­стью, как, например,

шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные,

песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке

антифонные пере­звоны, известные как тропы, были включены в комплекс

музыкаль­ных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями

и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора пример­но с 925 г. считаются

источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или

руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

Религиозная драма или чудесные пьесы. В течение последую­щих двухсот лет

литургическая драма медленно развивалась, вби­рая в себя различные библейские

истории, разыгрывавшиеся свя­щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в

качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие

архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены бо­лее церемонные

детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно

представлялись многие библей­ские темы, как правило, изображавшие сцены от

сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы

(Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие деко­рации

поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в ал­таре и с Адской

пастью — искусно сделанной головой монстра с рази­нутой пастью, олицетворявшей

вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть

представлены од­новременно, причем участники действа передвигались по церкви с

одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние

периоды, переносили действие в самые различные мес­та и представляли

обстановку и дух различных времен, а также алле­гории. В отличие от греческой

античной трагедии, которая четко фо­кусировалась на создании предпосылок и

условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала

конфликты и на­пряжение. Ее целью была драматизация спасения рода

человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом

качестве, развлекательность и зрелищность усилива­лись и начинали

преобладать, и церковь начала выражать в адрес дра­мы подозрительность. Не

желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс,

вынеся драматические пред­ставления из стен самих церковных храмов. То же

самое веществен­ное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях

горо­дов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала

гораздо более светской по своему постановочному характеру.

Средневековая светская драма. В XIV веке театральные по­становки

связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40

пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя

и одновременно с литурги­ческой драмой. Они представлялись для общины в течение

целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или

два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась

каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать

специализацию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог

ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители,

ано­нимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными

стихами. В соответствии со средневековым мировоз­зрением, историческая точность

зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика

причинно-следственных связей.

Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны анахронизмов,

ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства;

реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы,

обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими).

Что-то мог­ло изображаться сверхточно — сохранились сообщения о том, как

ак­теры едва не умирали вследствие слишком реалистического испол­нения

распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьяво­ла, буквально

сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог

обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в

знак того, что море поглотило их.

Свободная смесь реального и символического не препятство­вала средневековому

восприятию. Зрелища и народные пьесы ста­вились повсюду, где только возможно,

и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров

механичес­ких чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание

циклов, они все более и более становились развлечениями. Исполь­зовались три

основных формы постановок. В Англии самыми обыч­ными были карнавальные

повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными

передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда,

которые пере­мещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом

таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках,

построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись

синхронные постановки — различные де­корации поднимались одна за другой по

сторонам длинного, припод­нятого помоста перед собравшимися зрителями.

Наконец, опять-та­ки в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» — на

круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и

зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народ­ные пьесы, светские

фарсы и пасторали большей частью аноним­ных авторов, которые упорно сохраняли

характер мирских развле­чений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV

веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствую­щими

персонажами, моралите не были похожи на циклы, посколь­ку не представляли

эпизоды из Библии. Они были аллегорически­ми, самодостаточными драмами и

исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие,

как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе

аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела

и другие пороки и добродетели.

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного вос­приятия: рифмы стихов

повторяются, носят характер импровиза­ции, пьесы в два-три раза длиннее драм

Шекспира, а мораль объяв­ляется прямолинейно и назидательно. Однако

исполнители, встав­ляя в представления музыку и действие и используя

комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, со­здали

форму народной драмы.

Заключение

Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духов­ной жизни,

сложных и трудных поисков мировоззренческих конст­рукций, которые могли бы

синтезировать исторический опыт и зна­ния предшествовавших тысячелетий. В эту

эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали

прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на

ос­нове доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура

средних веков создала новые художественные стили, но­вый городской образ

жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических

приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения,

средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе

институты научного познания и образования. В их числе следу­ет назвать прежде

всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма

мышления, дисциплинарная структура позна­ния без которой была бы невозможна

современная наука, люди полу­чили возможность думать и познавать мир гораздо

более эффектив­но, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли

свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мы­шления,

общего уровня культуры.

Как нельзя более удачным представляется образ, предложен­ный М. К. Петровым:

он сравнил средневековую культуру со строи­тельными лесами. Возвести

постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и

можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены.

Средневековая культура по от­ношению к нашей, современной, сыграла именно

роль таких лесов:

без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура

была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину

столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской

культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

· Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984.

· Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства.

М., 1990.

· Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки.

М., 1992.

· Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты