Реферат: Социальная структура средневекового японского общества

Реферат: Социальная структура средневекового японского общества

План

Введение. 3

Происхождение, организационная структура и идеология самурайства. 4

Сёгун. 6

Император. 6

Кугэ. 7

Букэ. 7

Крестьяне. 9

Ремесленники. 12

Торговцы (купцы) 13

Служители храмов (священники) и монахи. 15

Низшие слои населения. 15

Ронин. 16

Ниндзя. 16

Ямабуси. 17

Гейша. 17

Актер театра. 17

Раб. 17

Заключение. 18

Список литературы: 20

Меж цветов красуется сакура,

меж людей – самурай

Японская пословица

Введение

Прежде, чем пытаться обрисовать социальную структуру средневекового японского

общества определим основные понятия.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,

занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные

социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных

признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и

т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности,

классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по

отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов

социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со

многими подсистемами и связями. Социальная структура в узком смысле –

совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов,

социальных слоев и групп.

Для описания социальной структуры средневековой Японии возьмем за основу

сословную систему си-но-ко-сё, установленную в Японии при сёгунате

(военная диктатура) Токугава, т.к. именно период правления сёгуната (1192-1867)

считается классическим феодализмом Японии. Си – было представлено

самурайством (военным сословием), но – крестьянством, ко

ремесленниками, сё – торговцами.

На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император

(тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно

религиозно-церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, не имевшая (к

XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского

сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в

Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся

государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически

являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на

князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси

рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений.

Даймё не платил сёгуну налогов.

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли

официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян,

ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне

объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к

XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.

За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в

купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки

находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились:

этá («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники

(ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров

(кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.

Описав в общих чертах существовавшие в средневековой Японии слои населения,

перейдем к их описанию более подробно, по возможности раскрывая историю их

возникновения и особенности, для чего иногда придется затрагивать и вопросы

экономического развития Японии средневекового периода. Но сначала раскроем

ключевое понятие классического японского средневековья – «самурай».

Происхождение, организационная структура и идеология самурайства

Самураи – господствующий военный класс в средневековой Японии.

Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса

самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в

результате углубления процесса социальной дифференциации.

Второй путь – наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе,

но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они

первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости

с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия

материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой,

что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов

совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг

землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они

сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю.

В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов,

которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин),

превращались в крупных феодальных собственников. (Местные землевладельцы для

гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли

губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на

ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал

эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору.

При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее

лицо – патроном, покровителем сёэна).

По другим источникам, самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-

востоке Японии. Основу ранних воинских дружин (самураев) составляла

специализировавшаяся в военном деле (борьба с айнами на востоке, пиратами и

разбойниками и т.д) средне- и низкоранговая аристократия, не занятые в

земледелии охотники, рыбаки и т.д., хотя было достаточно выходцев и из

крестьян. Становлению особого военного сословия способствовали и усиление

земледельческой направленности всей экономики, и распространение запрета

убийства всего живого (при въезде в столицу воины совершали специальную

церемонию очищения).

Первые самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного

существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам,

чиновникам провинциальных управлений.

В X-XII вв. в процессе незатихавших феодальных междоусобиц окончательно

оформились владетельные самурайские роды, предводительствовавшие дружинами,

которые лишь номинально числились на императорской службе.

Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан).

Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов

и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее

влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали на

стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться поддержкой

наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности которых зависел

успех или поражение в междоусобных войнах. Позже с ослаблением влияния глав

крупных семейных групп и с одновременным усилением мелких семей происходит

выделение из состава самурайских объединений (то) мятежных лиг (икки

). Они состояли из младших сыновей, которые нанимались то к одному, то к другому

феодалу. От поддержки таких лиг часто зависел успех или поражение сторон в

междоусобных войнах за землю, за власть, за единоличное право феодала

эксплуатировать крестьян.

Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях, крупнейшими из

которых являлись «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». В первой

повествовалось о соперничестве двух самурайских группировок Тайра и Минамото,

во второй – о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.

Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, излагавшихся

странствующими слепыми сказителями. К X-XII в. сложились и устои неписаного

морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже

превратившегося в знаменитый кодекс самурайского сословия «Путь воина» (

бусидо).

В качестве норм поведения самураев в кодексе «Бусидо» прославлялись верность

вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование,

искренность, вежливость, утверждался приоритет долга над чувством (те же

качества, что прославлялись рыцарством в средневековой Европе).

В «Пути воина» имел место синтез трех идеологических течений: японского

синто с его идеей патриотизма, доходящего до верноподданничества; китайского

Чань (Дзэн) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания,

выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и

вхождение в состояние «над схваткой» перед лицом смертельной опасности;

конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального

совершенствования, презрения к производительному труду.

Влияние кодекса «Бусидо» сохраняется в Японии и в наши дни, преимущественно в

армии.

В дальнейшем, когда идеология самурайства пустила глубокие корни, «истинный

самурай», отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки своей дом, забыть

о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание

живота) после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся

в европейской литературе термин «харакири» имеет для японцев ироническую

окраску в отношении самурая, неудачно «распоровшего живот». Истинный социальный

смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности

вассала господину и связывается с термином «сэппуку» - иероглифы те же,

что и в «харакири», но «облагороженные» прочтением по-китайски. Здесь следует

упомянуть, что самурай носил два меча (что являлось знаком принадлежности его к

самурайскому сословию), один из них был короткий, который и использовали для

совершения сэппуку. Вообще меч был душой самурая, занимал особое место

в его доме, посторонний человек не мог даже прикасаться к мечу.

В 1716 году вышли одиннадцать томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ

»), ставшей «священным писанием» самураев. Это произведение принадлежало Ямамото

Цунэтомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю.

«Хагакурэ» - гимн смерти. «Сокрытое в листве» ставит смерть в центре всех

представлений о чести и долге самурая:

«Путь воина означает смерть. В ситуации «или-или» без колебаний выбирай

смерть. Это не трудно. Исполнись решимости и действуй.

Следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты уже умер.

Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь

будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в

стальной щит».

Испытанием принципов самурайской морали стала затяжная война между кланами Тайра

и Минамото, которая закончилась в XII в. истреблением большинства самураев дома

Тайра. В гражданской войне XII в. вызревали предпосылки, необходимые для

установления сёгуната – правления самурайского сословия с верховным

военачальником (сёгуном) во главе.

Сёгун

Сёгун – титул военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по 1867

год, исключая период Кэмму (1333-1336), когда экс-император Годайго попытался

реставрировать политическую власть императорского дома.

Термин «сёгун» - сокращение от сейи тай сёгун (по-японски

«генералиссимус покоренных варваров»), был впервые использован в период Нара

(начало VIII века). Этот титул получали генералы, направляемые покорять племена

на северо-востоке острова Хонсю. По другим источникам в 413 г. Дзингу (вдова

царя Тюай) направила в Китай посольство с целью добиться признания ее сына

Одзина «королем Ва» (Японии). Аналогичные посольства с данью направлялись и при

Одзине в 425 г. и при его младшем брате Хансё в 438 г. для получения от Китая

инвеституры и звания главнокомандующего по замирению Востока. Китайский

император пожаловал Хансё, а затем и другим японским царям звание не

главнокомандующего, а генерала («цзян цзюань» по-китайски, «сёгун

» по-японски). Такое звание, по-видимому, связано с отождествлением японских и

китайских местных правителей, которым жаловалось аналогичное генеральское

звание.

Так или иначе, титул «сёгун» не употреблялся до 1192 года, когда Минамото

Ёритомо принял его, победив в междоусобной войне соперничающий самурайский

клан Тайра. Минамото в ходе войны с кланом Тайра было создано на востоке страны

в селении Камакура, впоследствии выросшем в город, военное правительство

бакуфу, состоящее из Самурайского ведомства (самурайдокоро, 1180 г.),

Административного ведомства (кумондзё, позднее – мандокоро,

1184г.), Судебного ведомства (монтюдзё, 1184 г.).

Усмирив одних, подкупив других и снискав бескорыстную преданность третьих,

Ёритомо самовластно назначал и снимал государственных чиновников, раздавал

ленные владения (земли за службу), выплачивал содержание дружинникам в рисовых

пайках и даже контролировал заключение брачных союзов. Управление феодальными

домами было распространено на всё дворянское сословие. В стране установилось

правление сёгуната.

Власть сёгуна достигла своего апогея во времена сёгуната Токугава (период Эдо:

1603-1867). Официальная доктрина сёгуната Токугава гласила, что сёгун правит на

основании полученного им «мандата Неба», является верховным правителем страны,

объектом «великого морального долга» со стороны подданных. В установленной

Токугава сословной системе си-но-ко-сё (си было представлено

самурайством, но – кресьянством, ко – ремесленниками и сё

– торговцами) самурайство занимало высшую ступеньку общества. Однако си

было неоднородно – его верхушку составляли сёгун и его ближайшее окружение.

Император, живший в старой столице Киото (новой столицей с 1603 года был Эдо

(совр. Токио)), осуществлял лишь религиозно-церемониальные функции, вся

полнота власти была сосредоточена в руках сёгуна.

Император

Хотя император – тэнно (кит. «тянь хуан» - небесный правитель) –

является логической вершиной социальной структуры Японии он не обладал в

средние века реальной властью в стране.

В первых летописях Японии: «Записки о деяниях древности» («Кодзики», 712 г.) и

«Анналы Японии» («Нихон сёки», сокращенно «Нихонги», 720 г.) императоры

изображаются потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу

главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии было

отнесено к 660 г. до н.э., хотя фактически она появилась несколько веков позже.

С VII по середину VIII в. наблюдалось автократическое правление

обожествляемых императоров, опиравшихся на разветвленную бюрократическую

систему китайского образца, базирующуюся на рангах и государственных

должностях. (Последние формально не являлись наследственными). На протяжении

всей последующей истории Японии (за редкими исключениями) власть императора

была или ограничена, или формальна.

С 729 года власть в стране была сосредоточена в руках жреческой группировки

Фудзивара. С древнейших времен эта группа была связана с синтоистским

религиозным культом и поэтому пользовалась большим влиянием. В 858 г.

Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а когда он подрос,

захватили пост канцлера. Политика регентов и канцлеров Фудзивара имела

следствием утрату императорами их политического влияния, что проявилось в

исчезновении в источниках самого термина «император» (тэнно),

замененного на «отрекшийся император» (ин). Император отрекался от

престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Но не

обремененный никакими ограничениями отрекшийся император пользуясь поддержкой

самурайства (японского дворянства), провинциальных должностных лиц и церкви,

приобретал всю полноту власти, ослабляя влияние Фудзивара. Поэтому период

истории Японии с 1068 по 1167 год именуется правлением экс-императоров (Инсэй).

Практика самопострижения императоров в монахи существовала и позднее, когда

экс-императоры противостояли правлению самураев (сёгунат) и стремились вернуть

себе всю полноту власти.

Несмотря на свою формальную власть, император как потомок Аматэрасу – лицо

священное и неприкосновенное. Понятно, что не заручившись его поддержкой,

нельзя было рассчитывать на реальную власть в стране. Поэтому все

действительные правители страны от регентов-канцлеров (сэккан) Фудзивара

и Ходзё до сёгунов Минамото, Асикага и Токугава уважали императора и всегда

старались получить у него признания своей власти.

Таким образом, своеобразие феодальных отношений Японии нашло отражение в

двойственной структуре власти: император – «живой бог» – царствовал, но не

управлял, почитание его было связано с религиозным культом – синтоизмом,

реальной же властью обладал сёгун.

Кугэ

Непосредственно ниже императора на социальной лестнице при сёгунате Токугава

стояли кугэ – придворная киотоская (столичная) аристократия – родственники

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты