Реферат: Социальная структура средневекового японского общества
План
Происхождение, организационная структура и идеология самурайства. 4
Служители храмов (священники) и монахи. 15
Меж цветов красуется сакура,
меж людей – самурай
Японская пословица
Введение
Прежде, чем пытаться обрисовать социальную структуру средневекового японского
общества определим основные понятия.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе.
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,
занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные
социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных
признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и
т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности,
классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по
отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов
социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со
многими подсистемами и связями. Социальная структура в узком смысле –
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов,
социальных слоев и групп.
Для описания социальной структуры средневековой Японии возьмем за основу
сословную систему си-но-ко-сё, установленную в Японии при сёгунате
(военная диктатура) Токугава, т.к. именно период правления сёгуната (1192-1867)
считается классическим феодализмом Японии. Си – было представлено
самурайством (военным сословием), но – крестьянством, ко –
ремесленниками, сё – торговцами.
На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император
(тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно
религиозно-церемониальные функции.
Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, не имевшая (к
XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского
сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в
Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся
государственными.
Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически
являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на
князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси –
рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений.
Даймё не платил сёгуну налогов.
Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли
официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян,
ремесленников и торговцев.
Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне
объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.
Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к
XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.
За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в
купеческие гильдии.
На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки
находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились:
этá («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники
(ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров
(кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.
Описав в общих чертах существовавшие в средневековой Японии слои населения,
перейдем к их описанию более подробно, по возможности раскрывая историю их
возникновения и особенности, для чего иногда придется затрагивать и вопросы
экономического развития Японии средневекового периода. Но сначала раскроем
ключевое понятие классического японского средневековья – «самурай».
Происхождение, организационная структура и идеология самурайства
Самураи – господствующий военный класс в средневековой Японии.
Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса
самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в
результате углубления процесса социальной дифференциации.
Второй путь – наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе,
но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они
первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости
с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия
материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой,
что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов
совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг
землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они
сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю.
В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов,
которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин),
превращались в крупных феодальных собственников. (Местные землевладельцы для
гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли
губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на
ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал
эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору.
При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее
лицо – патроном, покровителем сёэна).
По другим источникам, самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-
востоке Японии. Основу ранних воинских дружин (самураев) составляла
специализировавшаяся в военном деле (борьба с айнами на востоке, пиратами и
разбойниками и т.д) средне- и низкоранговая аристократия, не занятые в
земледелии охотники, рыбаки и т.д., хотя было достаточно выходцев и из
крестьян. Становлению особого военного сословия способствовали и усиление
земледельческой направленности всей экономики, и распространение запрета
убийства всего живого (при въезде в столицу воины совершали специальную
церемонию очищения).
Первые самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного
существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам,
чиновникам провинциальных управлений.
В X-XII вв. в процессе незатихавших феодальных междоусобиц окончательно
оформились владетельные самурайские роды, предводительствовавшие дружинами,
которые лишь номинально числились на императорской службе.
Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан).
Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов
и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее
влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали на
стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться поддержкой
наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности которых зависел
успех или поражение в междоусобных войнах. Позже с ослаблением влияния глав
крупных семейных групп и с одновременным усилением мелких семей происходит
выделение из состава самурайских объединений (то) мятежных лиг (икки
). Они состояли из младших сыновей, которые нанимались то к одному, то к другому
феодалу. От поддержки таких лиг часто зависел успех или поражение сторон в
междоусобных войнах за землю, за власть, за единоличное право феодала
эксплуатировать крестьян.
Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях, крупнейшими из
которых являлись «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». В первой
повествовалось о соперничестве двух самурайских группировок Тайра и Минамото,
во второй – о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.
Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, излагавшихся
странствующими слепыми сказителями. К X-XII в. сложились и устои неписаного
морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже
превратившегося в знаменитый кодекс самурайского сословия «Путь воина» (
бусидо).
В качестве норм поведения самураев в кодексе «Бусидо» прославлялись верность
вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование,
искренность, вежливость, утверждался приоритет долга над чувством (те же
качества, что прославлялись рыцарством в средневековой Европе).
В «Пути воина» имел место синтез трех идеологических течений: японского
синто с его идеей патриотизма, доходящего до верноподданничества; китайского
Чань (Дзэн) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания,
выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и
вхождение в состояние «над схваткой» перед лицом смертельной опасности;
конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального
совершенствования, презрения к производительному труду.
Влияние кодекса «Бусидо» сохраняется в Японии и в наши дни, преимущественно в
армии.
В дальнейшем, когда идеология самурайства пустила глубокие корни, «истинный
самурай», отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки своей дом, забыть
о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание
живота) после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся
в европейской литературе термин «харакири» имеет для японцев ироническую
окраску в отношении самурая, неудачно «распоровшего живот». Истинный социальный
смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности
вассала господину и связывается с термином «сэппуку» - иероглифы те же,
что и в «харакири», но «облагороженные» прочтением по-китайски. Здесь следует
упомянуть, что самурай носил два меча (что являлось знаком принадлежности его к
самурайскому сословию), один из них был короткий, который и использовали для
совершения сэппуку. Вообще меч был душой самурая, занимал особое место
в его доме, посторонний человек не мог даже прикасаться к мечу.
В 1716 году вышли одиннадцать томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ
»), ставшей «священным писанием» самураев. Это произведение принадлежало Ямамото
Цунэтомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю.
«Хагакурэ» - гимн смерти. «Сокрытое в листве» ставит смерть в центре всех
представлений о чести и долге самурая:
«Путь воина означает смерть. В ситуации «или-или» без колебаний выбирай
смерть. Это не трудно. Исполнись решимости и действуй.
Следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты уже умер.
Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь
будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в
стальной щит».
Испытанием принципов самурайской морали стала затяжная война между кланами Тайра
и Минамото, которая закончилась в XII в. истреблением большинства самураев дома
Тайра. В гражданской войне XII в. вызревали предпосылки, необходимые для
установления сёгуната – правления самурайского сословия с верховным
военачальником (сёгуном) во главе.
Сёгун
Сёгун – титул военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по 1867
год, исключая период Кэмму (1333-1336), когда экс-император Годайго попытался
реставрировать политическую власть императорского дома.
Термин «сёгун» - сокращение от сейи тай сёгун (по-японски
«генералиссимус покоренных варваров»), был впервые использован в период Нара
(начало VIII века). Этот титул получали генералы, направляемые покорять племена
на северо-востоке острова Хонсю. По другим источникам в 413 г. Дзингу (вдова
царя Тюай) направила в Китай посольство с целью добиться признания ее сына
Одзина «королем Ва» (Японии). Аналогичные посольства с данью направлялись и при
Одзине в 425 г. и при его младшем брате Хансё в 438 г. для получения от Китая
инвеституры и звания главнокомандующего по замирению Востока. Китайский
император пожаловал Хансё, а затем и другим японским царям звание не
главнокомандующего, а генерала («цзян цзюань» по-китайски, «сёгун
» по-японски). Такое звание, по-видимому, связано с отождествлением японских и
китайских местных правителей, которым жаловалось аналогичное генеральское
звание.
Так или иначе, титул «сёгун» не употреблялся до 1192 года, когда Минамото
Ёритомо принял его, победив в междоусобной войне соперничающий самурайский
клан Тайра. Минамото в ходе войны с кланом Тайра было создано на востоке страны
в селении Камакура, впоследствии выросшем в город, военное правительство
бакуфу, состоящее из Самурайского ведомства (самурайдокоро, 1180 г.),
Административного ведомства (кумондзё, позднее – мандокоро,
1184г.), Судебного ведомства (монтюдзё, 1184 г.).
Усмирив одних, подкупив других и снискав бескорыстную преданность третьих,
Ёритомо самовластно назначал и снимал государственных чиновников, раздавал
ленные владения (земли за службу), выплачивал содержание дружинникам в рисовых
пайках и даже контролировал заключение брачных союзов. Управление феодальными
домами было распространено на всё дворянское сословие. В стране установилось
правление сёгуната.
Власть сёгуна достигла своего апогея во времена сёгуната Токугава (период Эдо:
1603-1867). Официальная доктрина сёгуната Токугава гласила, что сёгун правит на
основании полученного им «мандата Неба», является верховным правителем страны,
объектом «великого морального долга» со стороны подданных. В установленной
Токугава сословной системе си-но-ко-сё (си было представлено
самурайством, но – кресьянством, ко – ремесленниками и сё
– торговцами) самурайство занимало высшую ступеньку общества. Однако си
было неоднородно – его верхушку составляли сёгун и его ближайшее окружение.
Император, живший в старой столице Киото (новой столицей с 1603 года был Эдо
(совр. Токио)), осуществлял лишь религиозно-церемониальные функции, вся
полнота власти была сосредоточена в руках сёгуна.
Император
Хотя император – тэнно (кит. «тянь хуан» - небесный правитель) –
является логической вершиной социальной структуры Японии он не обладал в
средние века реальной властью в стране.
В первых летописях Японии: «Записки о деяниях древности» («Кодзики», 712 г.) и
«Анналы Японии» («Нихон сёки», сокращенно «Нихонги», 720 г.) императоры
изображаются потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу –
главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии было
отнесено к 660 г. до н.э., хотя фактически она появилась несколько веков позже.
С VII по середину VIII в. наблюдалось автократическое правление
обожествляемых императоров, опиравшихся на разветвленную бюрократическую
систему китайского образца, базирующуюся на рангах и государственных
должностях. (Последние формально не являлись наследственными). На протяжении
всей последующей истории Японии (за редкими исключениями) власть императора
была или ограничена, или формальна.
С 729 года власть в стране была сосредоточена в руках жреческой группировки
Фудзивара. С древнейших времен эта группа была связана с синтоистским
религиозным культом и поэтому пользовалась большим влиянием. В 858 г.
Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а когда он подрос,
захватили пост канцлера. Политика регентов и канцлеров Фудзивара имела
следствием утрату императорами их политического влияния, что проявилось в
исчезновении в источниках самого термина «император» (тэнно),
замененного на «отрекшийся император» (ин). Император отрекался от
престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Но не
обремененный никакими ограничениями отрекшийся император пользуясь поддержкой
самурайства (японского дворянства), провинциальных должностных лиц и церкви,
приобретал всю полноту власти, ослабляя влияние Фудзивара. Поэтому период
истории Японии с 1068 по 1167 год именуется правлением экс-императоров (Инсэй).
Практика самопострижения императоров в монахи существовала и позднее, когда
экс-императоры противостояли правлению самураев (сёгунат) и стремились вернуть
себе всю полноту власти.
Несмотря на свою формальную власть, император как потомок Аматэрасу – лицо
священное и неприкосновенное. Понятно, что не заручившись его поддержкой,
нельзя было рассчитывать на реальную власть в стране. Поэтому все
действительные правители страны от регентов-канцлеров (сэккан) Фудзивара
и Ходзё до сёгунов Минамото, Асикага и Токугава уважали императора и всегда
старались получить у него признания своей власти.
Таким образом, своеобразие феодальных отношений Японии нашло отражение в
двойственной структуре власти: император – «живой бог» – царствовал, но не
управлял, почитание его было связано с религиозным культом – синтоизмом,
реальной же властью обладал сёгун.
Кугэ
Непосредственно ниже императора на социальной лестнице при сёгунате Токугава
стояли кугэ – придворная киотоская (столичная) аристократия – родственники