Реферат: Служба внешней разведки

Разумеется, в 70-х годах внешняя разведка не оставалась без работы. Бурные

политические процессы, происходившие в мире, постоянно находились в поле ее

зрения.

Главные задачи и направления деятельности разведки в 70-х годах

В этот период приоритеты внешней разведки в целом оставались прежними. Ее

основными задачами в 70-х годах было:

- своевременно добывать достоверную информацию о военных и политических

замыслах противника;

- информировать Центр о новых видах вооружений, особенно ядерных, способных

изменить баланс военных сил в пользу США и НАТО;

- не просмотреть подготовку США к нанесению первого ядерного удара против

СССР и его союзников;

- отслеживать тайные шаги спецслужб противника , направленные на подрыв СССР

и других социалистических стран;

- на основе получаемой разведывательной информации проводить по каналам

разведки активные мероприятия для содействия внешнеполитическому курсу

Советского государства;

- следить за достижениями развитых капиталистических стран в области науки и

техники, своевременно получать и направлять в Центр НИОКР, образцы техники и

технологий для их внедрения в народное хозяйство СССР.

Внешняя разведка в 70-х годах не претерпела существенных организационных

перемен и работала в стабильных условиях. В этот период произошло расширение

ее центрального и периферийного аппаратов, были открыты ряд новых резидентур

за рубежом, особенно в странах "третьего мира". Возникли некоторые новые

управления и отделы.

В 1972 году Сахаровского Александра Михайловича на посту начальника разведки

сменил новый Начальник Первого главного управления КГБ при СМ СССР генерал-

лейтенант Мортин Федор Константинович, который находился на этом посту до

1974 года.

В 1974 году начальником внешней разведки был назначен Крючков Владимир

Александрович, возглавлявший ПГУ КГБ СССР до 1988 года.

В 70-х годах внешняя разведка вела активную деятельность во всех регионах, в

которых имелись политические, экономические и иные интересы СССР. Большое

внимание уделялось выявлению позиции основных стран Запада в отношении нашей

страны. Благодаря координации разведывательных усилий со спецслужбами

социалистических стран, она добывала важнейшие сведения по всем интересующим

инстанции проблемам.

Внешняя разведка внесла важный вклад в информационное обеспечение договоров

СССР, Польши и Чехословакии с ФРГ, в подписание Хельсинкских соглашений о

сотрудничестве в Европе.

Активно велась научно-техническая разведка. Получаемые разработки новейших

образцов техники в развитых странах регулярно передавались в народное

хозяйство страны и многие из них были внедрены.

Разведка отслеживала негативные для СССР тенденции развития ситуации в

различных региона мира, признаки кризиса на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной

Азии, других регионах мира. Получаемая по разведывательным каналам информация

позволяла руководству страны заранее быть в курсе событий и предпринимать

необходимые меры по предотвращению негативных для СССР последствий.

Внешняя разведка в 80-х годах

80-е годы также были непростыми для деятельности внешней разведки. Условно их

можно разделить на два периода - до 1985 года, когда в Советском Союзе внешне

ничего не происходило, и начатая Горбачевым в 1985 году перестройка,

приведшая к краху сначала социалистической системы, а затем и самого

Советского Союза.

Подспудно эти процессы происходили на протяжении последних десятилетий и

выявили слабости и недостатки социалистической системы в первую очередь в

сфере материального производства. Несмотря на официальную доктрину о

загнивании и умирании капитализма Запад демонстрировал всему миру динамизм и

жизнеспособность, в то время как на Востоке в бастионах социализма появились

трещины и расколы.

Серьезным сигналом нездоровья Варшавского договора были события в Польше

летом 1980 года, приведшие к политическим изменениям в стране и создавшие

серьезные проблемы для всей Восточной Европы. Однако Варшавский договор на

этот раз не рискнул на организацию вооруженного вмешательства во

внутрипольские дела.

Коммунистический Китай первым из социалистических стран понял опасность

идеологических догм и без лишнего шума в конце 70-х годов приступил к

проведению коренных экономических реформ, серьезно улучшивших материальное

положение своего миллиардного населения. Попытки же стран Совета

экономической взаимопомощи и Варшавского договора сообща выйти из кризисной

ситуации успехом не увенчались. Не было уже прежнего единства, каждая из

стран, входящих в эти организации, пыталась спастись в одиночку.

Роль разведки в 80-е годы возросла, задачи ее стали более широкими и

разнообразными. Предпринимались попытки заменить разведывательной

деятельностью некомпетентность и бюрократизм государственных органов.

Политическое руководство страны стало ставить перед разведкой задачи, которые

с успехом могли бы решать другие органы.

В 80-х годах официальные задачи внешней разведки практически не претерпели

изменений.

По-прежнему перед Первым главным управлением КГБ СССР стояли следующие проблемы:

- своевременно отслеживать и докладывать политическому руководству страны

секретную информацию о военно-политических замыслах США и НАТО в отношении

СССР и других социалистических стран, попытки Запада дестабилизировать

обстановку в них и изменить соотношение сил на международной арене в свою

пользу;

- информировать Центр о новых видах вооружений, особенно тех, которые могут

появиться при реализации Стратегической оборонной инициативы (СОИ) США и

создать реальную угрозу безопасности СССР и стран Варшавского договора;

- не просмотреть подготовку США к нанесению первого ядерного удара против

СССР и его союзников;

- внимательно следить за подрывной деятельностью спецслужб США и других стран

НАТО, направленные на дестабилизацию внутриполитического положения в СССР и

ликвидацию социалистического строя в других странах, прогрессивных режимов в

"третьем мире";

- на основе получаемой внешней разведкой информации проводить активные

мероприятия с целью оказания содействия внешнеполитического курса Советского

Союза;

- внимательно следить за появлением новых разработок в области науки и

техники в развитых капиталистических стран, своевременно получать и

направлять в Центр образцы науки и техники для их внедрения в народное

хозяйство СССР.

До 1988 года внешнюю разведку органов государственной безопасности возглавлял

генерал-полковник Крючков Владимир Александрович.

В связи с его назначением на пост Председателя КГБ в 1989 году начальником

внешней разведки стал Шебаршин Леонид Владимирович, который занимал этот пост

до 1991 года.

В 80-е годы внешняя разведка активно работала во всех регионах мира, снабжая

политическое руководство страны необходимой политической, экономической и

научно-технической информацией. Ее прогнозы в целом были малоутешительными

для руководства СССР: наша страна постепенно теряла позиции, лишалась

союзников и друзей.

Разумеется, в этом не было вины разведчиков, которые добросовестно

докладывали в Центр получаемую информацию. Происходившие внутри СССР процессы

не могли не сказаться на положении нашей страны на международной арене.

Сказывались они и на деятельности самой разведки, которая в конце 80-х годов

почувствовала, что ее информация, особенно негативная, прохладно

воспринимается руководством страны, а зачастую просто игнорируется.

Однако несмотря на эти негативные явления внешняя разведка продолжала

выполнять свой долг, по-прежнему докладывая в Центр разнообразную информацию.

Внешняя разведка в 90-х годах

90-е годы ХХ столетия стали трагическими для СССР. В декабре 1991 года в

Беловежской пуще было объявлено о роспуске Советского Союза. Началась новая

полоса в истории России. Изменилось ее международное положение, ее связи с

зарубежными странами. Новая ситуация требовала новых подходов на

международной арене.

Внешняя разведка как один из инструментов политики в создавшейся ситуации не

могла оставаться в прежнем виде. Требовалось переосмыслить разведывательную

доктрину, разработать новую концепцию ведения разведывательной деятельности,

соответствующую сложившимся реалиям.

Разведка не формулирует собственные задачи, они определяются руководством

страны, исходя из национальных интересов. Разведка ведется в тех и только тех

регионах, где присутствуют интересы России.

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах

Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской

Федерации "О внешней разведке", вступившим в силу 8 декабря 1995 года.

Согласно закону, "внешняя разведка РФ является составной частью сил

обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать

безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с

использованием определенных Законом методов и средств".

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы

законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или

нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х

годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и

Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где

присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР

действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые

интересы.

СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников.

Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации

со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех

областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом,

контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения

и т.п.).

Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не

исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из

национальных интересов России.

В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:

политическое;

экономическое;

оборонное;

научно-техническое;

экологическое.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи:

- получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной

арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;

- отслеживать развитие кризисных ситуаций в "горячих точках" планеты, могущих

представить угрозу для национальной безопасности страны;

- добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений,

особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;

- через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней

политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи защиты экономических

интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-

экономических партнеров нашей страны, деятельности международных

экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России,

обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались

прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и

техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению

обороноспособности нашей страны.

Указом Президента России от 18 декабря 1991 года ПГУ КГБ (внешняя разведка)

было выделено из Комитета государственной безопасности и преобразовано в

самостоятельную службу, получившую название Служба внешней разведки России.

Организационная структура СВР РФ построена в соответствии с законом "О

внешней разведке", принятом в декабре 1995 года. Она включает:

- оперативные;

- аналитические;

- функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы).

Впервые в практике российских спецслужб было создано Бюро по связям с

общественностью и средствами массовой информации.

Указом Президента России 10 января 1996 года Директором Службы внешней

разведки назначен генерал-полковник Вячеслав Иванович Трубников. С 1998 года

- генерал армии.

Директорат СВР включает в себя заместителей Директора внешней разведки по

географическим регионам, начальников оперативных, аналитических и

функциональных подразделений. Регулярно собирается для обсуждения возникающих

проблем и выработки разведывательной политики применительно к складывающейся

ситуации.

Внешняя разведка на современном этапе

4 апреля 1993 года в Алма-Ате руководители разведорганов стран СНГ подписали

соглашение о сотрудничестве в области внешней разведки. В соответствии с ним,

разведслужбы этих республик отказались от ведения разведдеятельности в

отношении друг друга и договорились обмениваться разведывательной информацией

по проблемам, затрагивающим их национальные интересы. Республики Прибалтики в

этом соглашении не участвуют.

После 1991 года произошло значительное сокращение центрального и заграничного

аппаратов разведки, примерно на 30-40%. Было закрыто свыше 30 резидентур,

преимущественно в Африке, Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке.

Одновременно СВР России расширила географию партнерства и сотрудничества со

спецслужбами различных стран, включая Англию, США, Германию, Южную Корею,

Аргентину и т.д., по вопросам, затрагивающим общие интересы (терроризм,

наркобизнес, распространение ОМП, экология).

Впервые в практике внешней разведки СВР РФ, начиная с 1992 года, стала

выступать с открытыми докладами внешней разведки ("Новый вызов после

"холодной войны": распространение ОМУ", "Россия - СНГ : нуждается ли в

корректировке позиция Запада?", "Договор о нераспространении ядерного оружия.

Проблемы продления" и другие.

Руководители СВР регулярно выступают на брифингах для российских и зарубежных

журналистов, дают им интервью, что не было свойственно внешней разведке в

прошлом.

Это не противоречит закону о внешней разведке. Им предусмотрены меры по

защите сведений о разведслужбе, ее кадровом составе и агентуре, которые

составляют государственную тайну.

Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности СВР не

должны содержать сведений, составляющих государственную или иную охраняемую

законом тайну. Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную

жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной разведке в процессе её

деятельности. Не комментируются сведения о кадровой принадлежности к разведке

того или иного гражданина России или иностранца, оказывавшего помощь

разведке.

В настоящее время пока рано говорить о конкретных операциях Службы внешней

разведки в 90-х годах. В соответствии с Законом о государственной тайне,

отдельные сведения на этот счет можно будет рассекретить только через

пятьдесят лет. Однако можно сказать, что внешняя разведка к середине 90-х

годов сумела преодолеть организационные трудности, вызванные изменением ее

структур, функций, условий деятельности, и успешно решает стоящие перед ней

задачи.

Заключение

Листая героические, а порой и трагические страницы главной секретной службы

страны, можно сделать вывод, что сотрудникам внешней разведки есть чем

гордиться. Во все времена и во всех обстоятельствах разведчики, зачастую с

риском для жизни выполняли свой долг, обеспечивая мирную жизнь нашего народа.

Особое место в истории разведки занимают репрессии 30-х годов, нанесшие

серьезный урон ее рядам. Имена Артузова, Трилиссера, Сыроежкина, других

отважных разведчиков навечно занесены в книгу памяти внешней разведки.

Никогда в прошлом, а тем более сегодня наши разведчики не готовили агрессии.

Никогда перед ними не ставились подобные задачи. Если разведчики шли на риск,

жертвуя своей жизнью, то только затем, чтобы оградить нашу страну от

вражеского нашествия.

Литература.

Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник. / Под ред.

Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.

Кассис В., Колосов Л. - "За фасадом разведок", Москва, Издательство

"Известия", 1984 г.

Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984.

Белая книга российских спецслужб. Москва, 1996

Мизин В., Ознобищев С. - Параметры безопасности в эпоху после “холодной

войны”. Международная жизнь, N 7, 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты