Реферат: Системы выборов государственной власти

взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно

отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным,

строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести

лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные

конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы

избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить

стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то,

что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих

выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Основные типы избирательной системы.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят

от типа избирательной системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и

пропорциональная.

Мажоритарная система — это способ определения ре­зультатов голосования,

при котором для получения ман­дата требуется собрать установленное законом

большин­ство голосов. Главным правилом этой системы является правило

"победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная

система относительно­го большинства и мажоритарная система абсолютного

большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату

требуется получить абсолютное боль­шинство поданных по округу голосов

избирателей (более половины или 50% 4- 1 голос). Достоинством этой систе­мы

является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет

представлять абсолютное боль­шинство избирателей. Однако существенны и ее

недостат­ки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 %

голосов) и вероятность проведения не­скольких туров голосования (в случае, если

в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин­ства

голосов).

При мажоритарной системе относительного большин­ства избранным считается тот

кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в

отдель­ности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре

голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший

весьма незначитель­ный процент голосов и представляющий интересы явно­го

меньшинства электората. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США,

Франции, Японии.

Многие континентальноевропейские страны практикуют пропорциональную систему.

Пропорциональная избирательная система — это спо­соб определения результатов

голосования, в основу ко­торого положен принцип распределения мест

пропорци­онально полученным каждой партией количеству голо­сов. При такой

системе создаются большие округа, от каж­дого из которых избирается несколько

депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы

проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список

кандидатов на вакантные долж­ности, и избиратель голосует не за отдельную

личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты

распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены

в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого

кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После

голосования определяется избирательная квота ("избирательный метр").

Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по

округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем

распределе­ние депутатских мест между партийными списками осу­ществляется

посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз

квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и бу­дет у

нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются,

после первой передачи манда­тов нужно привлечь еще один способ распределения

ос­татков (например, метод наибольшего остатка).

Чтобы не допустить получение мандатов карликовы­ми партиями, в некоторых

странах введен так называе­мый процентный барьер: списки, в совокупности, не

на­бравшие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от

распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при подведении

итогов.

В российской литературе по правовым вопросам из­бирательной системы

предлагалась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима

Белоцерковского: мало­численность состава партий и одновременно их

многочисленность делает неизбежной их зависимость от номенклатурно-

мафиозных кругов, от госвласти и связан­ных с нею коммерческих структур, к

которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими силами и деньгами

им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях большинство

депутатов оказывается под жестким контро­лем указанных кругов и структур, и

о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается

некому представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы дать система

выборов по производственному принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются и

избираются на предпри­ятиях, в учреждениях и объединениях работников

"единоличников" - фермеров, писателей, кустарей, адво­катов, частных

предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении к системе выборов

первозданных Сове­тов, но не классовой, а на общественной основе, чтобы

все слои общества были представлены в законодатель­ных органах власти.

Частные предприниматели - пропорционально доле частного сектора в валовом

продукте.

При выборах по производственному принципу у канди­датов и партий исчезает

необходимость искать поддержки у властей и финансовых структур. Для

избирательной кампа­нии по месту работы кандидатам не потребуется ни

копейки! Не менее важно также, что избиратели всегда будут хорошо

знать, за кого они голосуют - ведь это будут их коллеги! Они - легко

смогут контролировать из­бранных ими депутатов и отзывать, если депутаты

станут защищать чужие интересы. При территориальных выборах избиратели

округов, работая в различных местах, сор­ганизоваться для контроля

над депутатами практически не способны. При выборах на производственной

основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает

и проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация

результатов.

Таким образом, выборы на обсуждаемой основе спо­собны подорвать господство

номенклатуры и мафии над законодательной властью, а вслед за нею - над

исполни­тельной и судебной. Система выборов по

производственному принципу уже хорошо отлажены в мире. Они применяются при

формировании центральных правлений крупных концернов, имеющих много

филиалов, правлений кооперативных объединений и федераций предприятий,

при­надлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что

везде партийно-территориальная система вы­боров втягивает в кризис,

не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована в

на­правлении более прямого представительства различных социальных слоев.

В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная система. Так,

в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в

один тур, а другая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата

представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а

сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено,

что мажоритарная система в один тур способствует установлению

двухпартийности, а пропорциональная система, наоборот, - многопартийности, а

мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

Рассмотрим, как осуществляется избирательное право и избирательная система в

России.

Избирательное право и его принципы.

В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной

Думы, Федерального Собра­ния РФ, органы государственной власти субъектов

Рос­сийской Федерации (законодательные органы и главы исполнительной власти),

а также выборные органы ме­стного самоуправления.

Избирательное право можно рассматривать в двух смыслах: в объективном и

субъективном.

В объективном смысле избирательное право как государственно-правовой институт

представ­ляет собой совокупность норм, регулирующих общест­венные отношения,

складывающиеся в процессе выбо­ров, в субъективном смысле обозначает

избирательные права граждан.

Избирательные права являются конституционными правами граждан Российской

Федерации. Они включают активное избирательное право - право избирать и

пас­сивное избирательное право - право быть избранными в органы

государственной власти и выборные органы ме­стного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в норма­тивных правовых актах —

источниках избирательного пра­ва. Прежде всего, это Конституция РФ и ряд

федераль­ные законов. К источникам избирательного права отно­сятся также

законодательные акты субъектов Российской Федерации, инструкции Центральной

избирательной комиссии.

Граждане участвуют в выборах на принципах всеоб­щего, равного и прямого

избирательного права при тай­ном голосовании, свободного и добровольного

участия в выборах.

1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской

Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установлен­ного

законодательством возраста — быть избранным в органы государственной власти и

в выборные органы местного самоуправления. Например, депутатом может быть

гражданин РФ, достигший 21 года, а Президентом РФ — 35 лет. Гражданин РФ

обладает активным и пас­сивным избирательным правом независимо от пола,

ра­сы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностного

положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права

избирать и быть избранными граждане, признанные судом недее­способными, и

граждане, содержащиеся в местах лише­ния свободы по приговору суда.

Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, обладают всей

полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские

учреждения обязаны оказывать содействие гражданам РФ в реализа­ции их

избирательных прав. Руководители этих учрежде­ний образуют избирательные

участки для граждан РФ, пребывающих на территории иностранного государства.

2. Принцип свободного и добровольного участия граж­данина РФ в выборах

предполагает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью

принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное

волеизъявление.

3. Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет

равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в

выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен в более чем

один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое

удостове­рение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке.

Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей,

чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса

всех имели равный "вес". Однако в соответствии с зако­ном допускаются

определенные отклонения от средней нормы представительства.

4. Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель

голосует на выборах в Россий­ской Федерации за или против кандидатов (списка

кан­дидатов) непосредственно, не делегируя свои полномо­чия кому бы то ни

было.

5. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, т.е.

исключающим возможность како­го-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

В по­мещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины

или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть

при­годные для тайного голосования комнаты.

Избирательная система.

Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется

избирательной системой.

Избирательная система — порядок выборов государст­венных органов и органов

местного самоуправления, не­которых должностных лиц, избираемых

непосредственно гражданами.

В Российской Федерации применяется смешанная из­бирательная система:

мажоритарная (как относительного большинства при выборах половины депутатов

Государст­венной Думы, так и абсолютного большинства при выбо­рах Президента

РФ) и пропорциональная (при выборах другой половины депутатов Государственной

Думы).

Так, например, нижняя палата парламента состоит из 450 человек, из которых

225 избраны по мажоритарной системе; остальные по пропорциональным партийным

спискам ("КПРФ", "Медведь", "Яблоко" и т.д.)

Избирательный процесс.

Избирательный процесс состоит из не­скольких стадий: назначение выборов;

образование избирательных округов и участков; формирование избирательных

комиссий; со­ставление списков избирателей; выдвижение и регистра­ция

кандидатов; предвыборная агитация; голосование; определение результатов

выборов; повторное голосование.

На федеральном уровне выборы Президента РФ на­значаются Советом Федерации

Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созы­ва

назначает Президент РФ.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются

подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав

граж­дан, контроль за их соблюдением. В систему избиратель­ных комиссий

входят:

• Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

• избирательные комиссии субъектов РФ;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

• участковые избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов избиратель­ные комиссии в пределах своей

компетенции независи­мы от государственных органов и органов местного

са­моуправления.

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Половина депутатов

Государственной Думы, из­бираемых по пропорциональной системе, а также

Пре­зидент РФ выбираются по федеральному избирательному округу, включающему

всю территорию страны. Другая половина депутатов избирается в одномандатных

округах, от которых проходит по одному депутату. Могут исполь­зоваться и

многомандатные избирательные округа (от од­ного многомандатного округа

избираются два или не­сколько депутатов), например, при выборах советников в

районные собрания (представительный орган местного самоуправления) в г.

Москве.

Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе

избирателя, группы изби­рателей) соответствующего избирательного округа и в

порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов могут быть

выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.

Предвыборная агитация может осуществляться че­рез средства массовой

информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и

встреч с избирателями, публичных предвыборных де­батов и дискуссий, митингов,

шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных

материалов. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и

прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Не допускаются

злоупотреб­ление свободой массовой информации, агитация, воз­буждающая

социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы

к захвату власти, насильственному изменению конституционно­го строя и

нарушению целостности государства, про­паганда войны.

Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно

с 8 до 22 часов по мест­ному времени.

Завершающая стадия выборов — определение их ре­зультатов. Избранным по

одномандатному избиратель­ному округу признается зарегистрированный кандидат,

который получил наибольшее число голосов избирате­лей, принявших участие в

голосовании при условии, что выборы состоялись. Кандидат на должность

Прези­дента РФ считается избранным, если за него проголо­совало более

половины избирателей от числа приняв­ших участие в голосовании. В случае если

ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, то проводится

повторное голосование по двум кандида­там, которые получили наибольшее

количество голосов по сравнению с другими кандидатами. При повторном

голосовании избранным является тот, кто получил наи­большее количество

голосов по сравнению с другим кандидатом.

Заключение.

В демократическом государстве при достаточной разви­тости политической

культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может

быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы

про­демонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными

слоями, который никогда; кроме чрезвычайные ситуаций, не может быть -

достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а

государст­венная власть - быть созданной и действовать в соответствии

с этой волей. Через борьбу на выборах, сле­довательно, в конечном счете,

достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кан­дидатов, в них есть

элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане,

участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только

определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им програм­мами

политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным

кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем

эмоциональной активно­сти людей, порой сопровождаемый разного рода

эксцессами. В развитых обществах, поэтому вырабатываются определенные

стандарты политического поведения, подкрепляемые соответ­ствующими

требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части

населения недовольству действиями властей, они открывают единственно

возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая

физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение

меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный

праздник всех лю­дей, если они верят в демократию и стремятся обрести

справедливое правление.

Список литературы.

1. К.С. Гаджиев "Политическая наука", М. Международные отношения", 1995 г.

2. А.В. Опалев "Обществознание", М., "Юнити", 2000 г.

3. М.И. Шилобод "Политика и право", М., "Дрофа", 1995 г.

4. А. Клименко, В. Румынина "Экзамен по обществознанию", М., НТЦ

"Университетский", Айрис Пресс, 2000 г.

5. "Конституция Р. Ф.", М., 1993 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты