Реферат: Революция 1917 года: почему Февраль? почему Октябрь?

Советы принимали большевист­ские резолюции даже вопреки эсеро-меньшевистским

решениям городского Совета.

Советы стали фактическими органами власти победившего народа. Но

завоева­ниями революции сумела воспользовать­ся буржуазия. Еще 27 февраля,

убедив­шись в невозможности спасти монар­хию, лидеры московской буржуазии из

Биржевого комитета, Купеческого об­щества, Общества фабрикантов и

завод­чиков, Военно-промышленного комите­та, городского и земского союзов и

других организаций созвали совещание. Оно избрало (как и в Петрограде) так

называемый Комитет общественных ор­ганизаций, который должен был

проис­ходящие в Москве события направлять «в известное русло, не давая

возможно­сти развитию анархии, паники и всевоз­можных эксцессов». 1 марта был

избран Временный исполнительный комитет московских общественных организаций,

в который вошли наряду с многочислен­ными представителями буржуазных

ор­ганизаций и представители меньшевистско-эсеровского Совета рабочих

депу­татов.

В Москве, как и во многих других местах, возникло двоевластие. И хотя рабочие

и солдаты демонстрировали свою солидарность с Советом, мелко­буржуазное,

соглашательское его боль­шинство признало буржуазный Комитет общественных

организаций единствен­ным органом местной власти.

Перед рабочим классом и его авангар­дом—партией большевиков во главе с В.И.

Лениным встала новая историче­ская задача—организация пролетар­ских масс на

борьбу за свержение власти буржуазии и утверждение диктатуры пролетариата.

§4. Итоги Февральской революции.

Февральская революция не была столь стремительна, как ее любят расписывать.

Ко­нечно, по сравнению с Французской революцией, она была быстротечной и почти

бес­кровной. Но просто никогда не упоминалось о том, что вплоть до конца

революции, у Царя был шанс спасти самодержавие, тем же способом, что и в 1905 –

выпустив некое подобие конституции. Так, например, еще 25 февраля председатель

Госдумы Родзянко телеграфировал Николаю: «Положение серьезное. В столице

анархия. Правительство па­рализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел

в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит

беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо

немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое

правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю бога,

чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»

[22]. Телеграммы такого же содержания Родзянко посылал вплоть до 1 марта. И

всегда у Царя был шанс на спасение. Но как он отзывался о телеграммах от

Родзянко! «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я

ему не буду даже отвечать»[23].

Что это – политический дальто­низм или отсутствие интереса ко всему

происходящему? И тем не менее Февральская революция, приведшая к свержению

самодержавия, закончи­лась.

Однако народы России поднимались на борьбу не только и не столько для того,

чтобы сбросить с трона династию Романовых. Свержение самодержа­вия само по

себе не снимало насущ­ных проблем, стоявших перед страной. Февраль 1917 г. не

завершал революци­онного процесса, а начинал его новый этап.

Таким образом. Февральская буржу­азно-демократическая революция не сняла с

повестки дня основные вопро­сы, стоявшие перед страной. Для их решения нужна

была новая, качествен­но иная, социалистическая революция. Ее историческую

неизбежность и необ­ходимость показал В.И. Ленин в зна­менитых Апрельских

тезисах, изло­женных 4(17) апреля 1917г. в докладе «О задачах пролетариата в

данной ре­волюции».

Партия провозгласила курс на пере­растание буржуазно-демократической

революции в революцию социалистиче­скую. Это была вполне реальная, назрев­шая

задача.

В России имелись необходимые пред­посылки для совершения социалистиче­ской

революции. Она была подготовлена всем ходом развития страны в эпоху

империализма.

Коренные противоречия, порожден­ные капиталистическим строем, дошли до

крайних пределов.

В начале XX в. Россия оказалась наиболее слабым звеном в системе ми­рового

империализма. Глубокие проти­воречия, свойственные этой стадии раз­вития

капитализма, сочетались, пере­плетались здесь с противоречиями, по­рожденными

феодально-крепостни­ческими пережитками. Остатки средне­вековых отношений

тормозили разви­тие страны и делали жизнь народа особенно тяжелой во всех

областях— и в социальной, и в экономической, и в политической.

Война обострила эти противоречия, вывела их наружу. Все потоки

револю­ционного движения – общенародная борьба за мир, борьба крестьян за

землю, национально-освободительная борьба угнетенных народов, борьба

пролетариата за социализм – сливались воедино под знаменем социалистиче­ской

революции, ибо только социали­стическая революция могла разрешить назревшие

противоречия, открыть на­роду путь к счастливой, свободной жизни. В

социалистической революции было заинтересовано подавляющее большинство

населения России.

Революционный подъем нарастал по всей территории страны—от Балтики до Тихого

океана. Трудящиеся Мос­квы—крупнейшего наряду с Петрогра­дом политического и

экономического центра России—шли в первых рядах могучей революционной армии.

§5. От Февраля к Октябрю.

1. Создание Временного правительства и Петроградского Совета – начало

двоевластия.

С первых же шагов революции выявился глу­бокий раскол между силами,

выступавшими против старой власти. После Февральской революции в стране

сложилась своеобразная полити­ческая ситуация – возникло двоевластие. Наряду

с Временным правительством и его органами в большинстве городов, в армии и во

многих уездах возникли Советы — демократические организа­ции, создававшиеся

непосредственно трудящимися—рабочими, солдатами, крестьянами. Советы,

пользуясь дове­рием масс, обладали реальной, могучей силой, но они не

сосредоточили в своих руках государственной власти. Две вла­сти существовали

и действовали одно­временно. «... Получилось, — отмечал В.И. Ленин, —

чрезвычайно оригиналь­ное, новое, невиданное, переплетение того и другого».

Лозунг «Вся власть Советам!» стал ключевым лозунгом ре­волюции.

Интересы «цензовой общественности», избиравшей большинство думских депутатов,

представлял Временный комитет Государ­ственной Думы или, если быть точным,

«Временный комитет для восстановления порядка и для сношения с лицами и

учредителями», созданный 27 февраля под руководством предсе­дателя Думы М. В.

Родзянко. В тот же день бок о бок с Комитетом (в соседних залах Таврического

дворца, резиденции Думы) воз­ник Петроградский Совет (в июне 1917 г. будет

избран Всероссийский Совет и его ВЦИК) — орган, отражавший интересы на­родных

масс. Большинство в Исполкоме Совета и в самом Совете принадлежало

меньшевикам и эсерам. Это произошло отнюдь не потому, что большевики,

недооценив значение вопроса о формировании власти, «задержались» в уличных

боях. Главная причина была в ином: революция вско­лыхнула огромную массу

людей разных социальных слоев. В тех условиях большевики рассчитывать на

большее попросту не могли. Им еще предстояла долгая и упорная борьба за

влияние в массах. Но и в своем фактическом составе Исполком Совета и сам

Совет действовали с самого начала как революционная власть. Особое значе­ние

приобрел знаменитый «Приказ № 1», в соответствии с которым Петроградский

гарнизон выводился из подчи­нения старому командованию. Более того, «Приказ №

1» заложил основы демократизации всей русской армии. Именно с него началось

повсеместное создание в вой­сках комитетов разных уровней, серьезно

подрывавших власть подозреваемого в контрреволюционных намерениях

командования.

Поначалу противоречия двух центров власти уда­лось сгладить, т. к.

большинство в Совете составляли, как это было сказано выше, эсеры и

мень­шевики, а они стояли за сотрудничество с либерально-буржуазными кругами.

2 марта по согласованию с Петроградским Советом Временный комитет

Государственной Думы создал пра­вительство, получившее название Временного,

т.к. должно было существавать до созыва Учредительного собрания. На этом

соб­рании представителей всех областей России предполагалось ре­шить

важнейшие вопросы социально-политического устройства страны, в том числе и

вопрос о форме правления.

Вместе с тем политическая реальность день за днем ломала надежды либералов и

эсеро-меньшевистскую схему единовластия Временного правительства и

постепенных буржуазно-демократических преобразований. Массы выдвигали все

более радикальные требования. Армия стала выходить из-под контроля

командования. «Министры-капиталисты» несмотря на громкое звание

«правительства» были чрезвычайно стеснены в своих дей­ствиях: войска по

большей части подчинялись Петроградскому Совету. Росла популярность Советов и

в других городах России и действующей армии. Возникло двоевластие Временного

прави­тельства, с одной стороны, и Советов, с другой. Февральская революция,

таким образом, открыла новый этап политической борьбы.

2. Цели Временного правительства и их осуществление

Пришедшее к власти Временное правительство во главе с кня­зем Г.Е. Львовым, в

соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля, стало

проводить широкие демокра­тические преобразования: ввело в полном объеме

политические свободы, отменило смертную казнь, национальные и религиозные

ограничения, объявило политическую амнистию, упразднило ста­рые карательные

органы. Вместо Де­партамента полиции создано Главное управление по де­лам

милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных

органов. Были арестованы царские министры и назначена комиссия для

расследования их деятельности. По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и

его канцелярия временно переименовывались во Временное правительство и его

канцелярию. Министерство импера­торского дворца и уделов было упразднено, а

находив­шиеся в его ведении кабинетские и удельные земли пе­реданы в

Министерство земледелия, промышленные предприятия — в Министерство торговли и

промышлен­ности, дворцы — в Министерство внутренних дел (МВД). Вместо

Главного управления по делам печати в апреле создаются Всероссийская книжная

палата и бюро по составлению обзоров печати. При МВД во второй полови­не

марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства

образуется Отдел по делам местного управления. В конце марта учреждается

Особое совещание по местной реформе, подготовившее ряд за­конодательств о

комиссарах, милиции, земствах и др. При Временном правительстве в марте под

председатель­ством кадета Ф. Ф. Кокошкина было создано Юридиче­ское

совещание. На него возлагалась обязанность давать «предварительные

юридические заключения» на меро­приятия правительства. Все эти меры носили

чисто политический характер.

С другой же стороны, Временное пра­вительство не выполнило ни одного из

требований народа — оно выражало и защищало не народные, а буржуазно-

помещичьи интересы.

В социально-экономической сфере Временное правительство особое внимание

уделяло продовольст­венному, аграрному и финансовому вопросам и работе

промыш­ленности. Продовольственный вопрос, резко обострившийся в годы войны и

толкнувший трудовой Петроград на улицы в фев­ральские дни, наряду с

проблемами мира и земли стал главным источником социального напряжения в

стране и неоднократно обсуждался в правительстве. Голод вызывал волнения в

городах, дезертирство из армии, погромы в деревне. На печальном опыте

царского правительства убедившись в правоте истины — кто в России владеет

хлебом, тот владеет властью, — Временное пра­вительство объявило введение

хлебной монополии (25 марта), однако обеспечить ее не смогло. Это решение

затрагивало интересы крупных собственников. Чтобы взять хлеб у крестьян,

тре­бовалось снабдить их промышленными товарами, повернуть промышленность

«лицом к деревне». Но командование воору­женными силами, наоборот, требовало

усилить милитаризацию промышленности, повернуть ее «лицом к фронту». Осенью

1917 г. при проведении хлебозаготовок правительству пришлось приме­нить силу,

что толкнуло крестьян в лагерь левой оппозиции.

Продолжалось участие России в ми­ровой войне, хотя характер ее не изме­нился:

война оставалась империалисти­ческой, чуждой народу.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось национализацией

земель, принадлежавших царской фамилии. Оно запретило самочинные захваты

земли, угрожало уголовной ответственностью за участие в «аграрных

беспорядках», обещало землевладельцам возместить убытки в случае «народных

волне­ний». Аграрный вопрос выносился на рассмотрение Учредитель­ного

собрания. Для подготовки материалов по аграрному вопросу были созданы в

центре и на местах земельные комитеты. Главный Земком стал ареной яростных

споров демократов и либералов. Особенно непримиримыми были позиции эсеров,

предусматри­вавших социализацию земли, и кадетов, стремившихся сохранить

частную собственность на землю.

С большим трудом В. Чернов смог провести через правительст­во декрет о

запрете земельных сделок без разрешения земельных комитетов. Но в начале

октября 1917 г., когда социалисты соста­вили большинство в правительстве,

новый министр земледелия С.Л. Маслов (эсер) внес на рассмотрение проект

декрета о переда­че земли в ведение Земкомов. Это все, что было сделано

прави­тельством для «решения» одного из острейших вопросов, опреде­лявшего

судьбу и правительства, и революции, и России.

Таким образом можно сказать, что аграрный вопрос не был решен. Ин­тересы

помещиков тесно переплета­лись с интересами представителей торгово-финансово-

промышленных кру­гов, поэтому буржуазное Временное правительство не хотело,

да и не мог­ло передать крестьянам помещичьи земли.

Временное правительство ничего не сделало и для того, чтобы облегчить

положение рабочих. Оно всячески пре­пятствовало законодательному введе­нию 8-

часового рабочего дня (хотя рабочие уже весной 1917 г. на большин­стве

предприятий страны явочным по­рядком добились этого), игнорировало требования

о повышении заработной платы, улучшении условий труда. Однако в апреле были

приняты законы о рабочих комитетах на промыш­ленных предприятиях, о свободе

собраний и союзов. Оно легали­зовало, наряду с союзами предпринимателей,

возникшие в ходе революции фабрично-заводские комитеты и профсоюзы. В

ре­зультате к концу 1917 г. в стране было более 2 тысяч профсою­зов, которые

объединяли 3 млн. рабочих. Летом 1917 г. был сформирован профсоюзный центр —

временный Всероссийский Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС.

Предсе­датель В.П. Гриневич, меньшевик).

Еще одной из проблем, на которой "посколь­знулось" Временное правительство,

стал на­циональный вопрос. 20 марта 1917 г. Времен­ное правительство приняло

закон "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", ликвидировав

наиболее унизитель­ные законы, прежде всего — "черту оседлости" для евреев.

Более сложным оказался вопрос о правах многочисленных, компактно проживающих

народов, прежде всего поляков, украинцев и фин­нов. В национально-

государственном вопросе правительство ис­ходило из идеи "единой и неделимой

России". Нерушимо на этой позиции стояли кадеты во главе с Милюковым.

Министры-социалисты были готовы на уступки националам. Таким образом

Временное прави­тельство по существу продолжало ко­лонизаторскую политику

царизма, на местах сохранялся старый царский ап­парат угнетения, что и

привело к его кризису.

3. Деятельность органов советской власти (Советов).

Широкое распространение получили Советы различ­ных уровней, среди которых

преобладали Советы рабочих и солдатских депутатов. С марта по октябрь 1917 г.

чис­ло местных Советов возросло с 600 до 1429. В их составе большинство

принадлежало эсерам и меньшевикам, про­граммы которых соответствовали

настроениям населения России. По инициативе Петроградского Совета 27 мар­та — 3

апреля было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских

депутатов, принявшее ре­шение о необходимости созыва первого Всероссийского

съезда Советов. Он состоялся с 3 по 24 июня с участием 822 делегатов с решающим

голосом и 266 — с совеща­тельным. Из 777 делегатов, заявивших о своей

партий­ности, было 285 эсеров, 248 меньшевиков, 105 большеви­ков, 32

меньшевика-интернационалиста и 10 меньшевиков-объединенцев. Съезд принял

решения об одобрении внутренней и внешней политики Временного правитель­ства, о

подготовке Учредительного собрания, о созыве Всероссийских съездов Советов не

реже одного раза в три месяца, избрал Всероссийский Центральный Исполни­тельный

Комитет (ВЦИК) во главе с меньшевиком Н. С. Чхеидзе. Но происшедшие вслед за

тем события показали, что резолюция съезда, принятая меньшевистско-эсеровским

большинством, — это одно, а ко­леблющиеся настроения революционных масс — нечто

иное. По решению президиума съезда и исполкома Петроградского Совета на 18 июня

была назначена массовая демон­страция, которую лидеры Исполкома, избранного

съездом, рассчитывали провести под своими лозунгами, продемон­стрировав силу и

влияние. Большевики решили принять участие в этой демонстрации, однако, под

своими лозун­гами, главным из которых был «Вся власть Советам!» Даже близкая к

меньшевикам газета М. Горького «Новая жизнь» расценила демонстрацию как

«отрицательный во­тум доверия существующему правительству». Прямое не­доверие

было высказано министрам-капиталистам, а кос­венное и министрам-социалистам.

Почти три четверти де­монстрантов шли под лозунгами, требовавшими передачи

власти Советам. Это была по существу первая победа большевиков. «В. И. Ленин

писал, что ни у кого из видевших эту гро­мадную демонстрацию на Марсовом поле

не осталось сом­нения в победе большевистских лозунгов «среди организо­ванного

авангарда рабочих и солдатских масс России»»

[24].

Советы крестьянских депутатов в аграрном вопросе пошли го­раздо дальше

Временного правительства. На основе 242 местных крестьянских наказов они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты