Реферат: Революция Мейдзи

компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая

апелляция и разъяснение законов. Конкретизировался статус прокуратуры,

расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:

а) руководство предварительным расследованием;

б) поддержание обвинения в суде;

в) опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.

Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности,

состязательности.

В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены

пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные

различия, запрещена кровная месть. В 1874 году ограничиваются, а затем

полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.

Закон 1890 года в соответствии с конституцией формально закрепил принцип

несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения,

понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной

ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом

же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей.

Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции,

обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием,

обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные

посты.

Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 года, требовались

юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие

соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в

органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Законом 1890 года предусматривалось также создание Высшего публичного

департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой

субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования,

что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции,

которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным

судебным делам.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в

работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра

юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию

дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности

принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения

«правоохранительная» система Японии еще долго оставалась репрессивным

придатком имперской власти.

3.3 Аграрные преобразования

Значение аграрных преобразований, проведенных в первые годы периода Мэйдзи,

крайне велико. Они оказали всестороннее влияние на последующее развитие всего

японского общества. С реформой аграрных отношений в первую очередь связаны

такие мероприятия правительства, как отмена феодальной зависимости крестьян,

феодальной собственностью на землю, введение свободы выбора возделываемых

культур и, наконец, реформа поземельного налога. В сочетании с изменением

классового характера власти (хотя и не радикальным) одних этих преобразований

достаточно, чтобы признать события Мэйдзи буржуазной революцией.

Осуществление этих мер привело к утверждению частной собственности на землю с

правом ее купли и продажи, что расширило возможность мобилизации земли.

Отмена феодальной собственности и феодальных повинностей, каковые являлись

правовой основой изъятия земельной ренты, бывшей главным доходом правящего

класса, потребовала установления новой правовой системы, соответствовавшей

капиталистическому способу эксплуатации. Главным источником создания

материальных ценностей в государстве было сельскохозяйственное производство,

и это придавало аграрному законодательству особое значение.

Правовую основу новым аграрным отношениям дала реформа поземельного налога.

Непосредственной причиной введения поземельного налога послужила потребность

нового правительства в источниках дохода для обеспечения государственного

бюджета. Феодальная рента-налог в существовавшей прежде форме была

ликвидирована вместе с феодальным правом. Единственным возможным стабильным

источником доходов для государственных нужд мог быть только поземельный

налог. Однако для его введения было необходимо юридически точное определение

права собственности на все земли. Причем речь могла идти лишь о частной

собственности.

При этом в числе прочих встало два важных вопроса: об оформлении прав

собственности на землю и о размере поземельного налога. Обе эти проблемы на

первых порах были решены посредством выдачи удостоверений о праве

собственности на землю (тикэн). Это мероприятие имело очень большое значение.

По существу, оно закрепило сложившееся положение в области фактического

владения землей. Эти мероприятия по времени совпали с мероприятиями по

ликвидации феодальной системы землепользования.

25 декабря 1871 г. был издан указ об упразднении категории земель самураев и

феодалов (букэдзи) и земель горожан (тёдзи) на территории префектуры Токио, о

выдаче на них тикэн и об уплате с них поземельного налога. Токио был избран

как начальный пункт выдачи тикэн. В январе 1872 г. министерство финансов

опубликовало положение относительно выдачи тикэн на указанные земли в

префектуре Токио и уплаты с них поземельного налога. В том же месяце было

опубликовано распоряжение относительно распространения указанного положения

на все остальные префектуры. 15 февраля 1872 г. указом дадзёкан

(правительства) было отменено запрещение купли-продажи обрабатываемой земли.

В течение более чем полугода, по июль 1872 г. была завершена выдача тикэн.

Тикэн стали на некоторое время единственным свидетельством права

собственности на землю. Документы на владение землей были выданы прежде всего

«новым помещикам» («синдзунуси» или просто «дзинуси»). Тикэн получил тот, кто

смог доказать, что он является фактическим владельцем земли. Иначе говоря,

те, кому крестьяне сдавали свою землю в заклад, оказались владельцами земли,

а заложившие землю крестьяне превращались в ее арендаторов. Кроме того, и до

реформы производились различные сделки по купле и продаже земли, и документы,

удостоверявшие эти сделки, служили доказательством признания права

собственности на нее. Существовали и другие формы отчуждения крестьянской

земли, которая превращалась в арендуемую землю.

В апреле 1873 г. было опубликовано положение о реформе поземельного налога,

которое приобрело силу закона (тисо кайсэй дзёрэй). В соответствии с

положением о реформе поземельного налога были введены важные изменения не

только в сам поземельный налог (т. е. в существовавшую ренту-налог), но и во

всю систему эксплуатации крестьянства. Обложению налогом подлежали земли, на

которые были выданы тикэн. В отличие от прежнего обложения, которое

производилось с объема урожая риса, размер налога определялся в соответствии

с ценой земли.

В ходе проведения реформы поземельного налога были составлены кадастровые

книги, в которые были внесены имена землевладельцев, качество и цена их

земли.

Начиная с 1873 г. было проведено общенациональное обследование земель и

определение их цены. Вся земля была разделена на 100 млн. участков. Каждому

владельцу как правило принадлежало несколько участков. Была сделана более или

менее успешная попытка провести это обследование по единой методике. Однако

правительство не располагало ни необходимыми средствами, ни опытом, чтобы

провести его на достаточном уровне.

Составление кадастра дало возможность установить цены всех имевшихся в

наличии земель. Земли, в соответствии с их качеством, были разделены на три

группы: высшая, средняя и низшая. Размер государственного поземельного налога

устанавливался в зависимости не от урожая, а от цены земли и был определен

равным 3% от ее стоимости (к этому добавлялся местный поземельный налог

величиной 1%). Налог должен был вноситься не натурой, как это было прежде, а

только деньгами. Новый поземельный налог равнялся примерно 30-35% стоимости

урожая.

В ходе проведения реформы было осуществлено разделение земель на частные и

государственные. До реформы в силу сложившейся практики крестьяне всей

общиной пользовались княжескими лугами и лесами. В ходе реформы значительная

часть этих угодий была признана собственностью государства или императорского

дома, что привело к тому, что многие крестьяне потеряли какую-либо

возможность пользоваться ими.

Таким образом положение крестьянства в результате революции Мэйдзи

существенно изменилось, хотя для многих не стало лучше, чем оно было.

3.4 Социальная стратификация деревни

Классовая структура пореформенной деревни определялась существованием двух

основных классов: класса помещиков и класса крестьян. Официально появившийся

после первых преобразований Мэйдзи (фактически он возник гораздо раньше)

класс помещиков значительно отличался от класса феодалов, который

господствовал в эпоху феодализма.

Часть новых землевладельцев вышла из рядов верхнего слоя феодалов – даймё,

которые, хотя и лишились феодальных привилегий, тем не менее оказались

владельцами значительных денежных сумм. Бывшие даймё получили в 1876 г.

облигации в результате капитализации их рисовых пенсий. Так, 289 бывших даймё

стали обладателями облигаций в среднем по 97 тыс. иен, 148 кугэ – по 14 тыс.

иен, а представители низшего слоя буси досталось в среднем лишь по 415 иен на

человека. Многие буси прожили эти средства, а бывшие крупные феодалы основали

банки, вложили деньги в покупку земли, нередко увеличив свое богатство.

Следующая группа землевладельцев сложилась из бывших госи. Сельские самураи

(госи) различались по своему происхождению. Это были полуземледельцы-

полупомещики. Они имели право носить мечи. В категорию госи попадали и те

зажиточные крестьяне и купцы, которые изъявили желание осваивать целинные

земли. Таким образом, через госи также шло размывание границ между

сословиями. Еще до революции Мэйдзи госи постепенно стали играть все более

значительную роль на селе; они часто были старостами или занимали другие

важные деревенские должности. В некоторых княжествах (например, Сацума) госи

представляли собой мелких помещиков, почти не участвовавших в обработке

земли своими руками.

Звание госи в ряде случаев жаловалось за военные заслуги или тем, кто имел

какой-то вес в деревне (например, зажиточным крестьянам). Госи не несли

военной службы у даймё. Они не получали дохода от земли сюзеренов. Госи

обычно обрабатывали свои собственные земли. Их военные функции ограничивались

обороной своей провинции. В некоторых княжествах госи выполняли также

некоторые административные функции в качестве агентов княжеских правительств.

В целом госи были низшим слоем самурайского сословия.

Все госи в результате реформ Мэйдзи стали землевладельцами, составив

значительную часть новых помещиков.

Значительную часть помещиков составили представители торгово-ростовщического

капитала, сумевшие еще при Токугава (особенно в период разложения феодализма)

приобрести тем или иным путем земли. Став в годы Мэйдзи законными владельцами

земли, они продолжали заниматься торговлей и ростовщичеством. Некоторые из

помещиков жили в деревне и вели свои хозяйства с помощью наемной рабочей

силы. Они представляли собой, таким образом, капиталистические элементы в

деревне.

Следует сделать существенную оговорку относительно использования термина

«помещик» применительно к японским условиям. В японском языке нет термина,

полностью адекватного русскому слову «помещик». Слово «дзинуси», которое

часто у нас переводится как «помещик», на самом деле не вполне совпадает с

последним по смыслу. Оно обычно используется для обозначения землевладельца,

сдающего всю или часть своей земли в аренду вне зависимости от размеров

землевладения.

Не все дзинуси были помещиками. Число дзинуси значительно превышало число

землевладельцев, которых можно назвать настоящими помещиками, т. е. крупных

или средних землевладельцев, сдающих землю в аренду. В число дзинуси входило

много мелких и мельчайших землевладельцев, которые сдавали в аренду свои

небольшие участки земли, а сами, занимаясь подсобными промыслами, вовсе не

обрабатывали землю или обрабатывали небольшие клочки. Частично эти мелкие

землевладельцы сдавали землю зажиточным крестьянам.

Реформа поземельного налога прежде всего изменила положение арендаторов. В

эпоху Токугава существовало три основных вида аренды. Первый – это обычная

аренда, при которой арендатор не имел никаких особых прав и целиком зависел

от воли феодала. Второй вид – это «вечная» аренда, основанная на обычном

праве. В этом случае землевладелец не мог произвольно согнать арендатора с

земли. Обычно этим правом обладали крестьяне, своими руками освоившие

целинную землю или улучшившие проведение мелиоративных работ. Одной из

разновидностей вечной аренды была аренда, признанная помещиком вечной после

20 лет пользования землей арендатором. Третьим видом аренды была аренда на

заложенной собственником земле. Кроме того, существовало много различных

типов комбинаций типов аренды, различавшихся в зависимости от района.

Правительство, осуществляя реформу, проводило жесткую политику отделения

собственников земли от арендаторов и стремилось ликвидировать переходные

формы, которые могли создать неопределенность во взимании налога. Главная же

цель этого отделения состояла в укреплении положения нового класса

землевладельцев. В рамках этих мероприятий правительство ликвидировало вечную

аренду, ограничив ее срок двадцатью годами. Если речь шла о землях, расчищены

крестьянами (или их предками), то эту землю должен был выкупить или помещик,

или арендатор. Все это, естественно, сильно ограничивало права арендаторов.

Таким образом, в эти годы в основном сложился характер социальной структуры

послемэйдзийстской деревни. Господствующей силой в деревне стали сравнительно

крупные землевладельцы, верхний слой которых составляли помещики. Основной

формой эксплуатации крестьянства, которую использовали эти землевладельцы,

была сдача земли в аренду мелким товаропроизводителям-крестьянам. Данный тип

аренды носил докапиталистический характер: арендатором являлся безземельный

или малоземельный крестьянин, арендовавший землю с целью содержания своей

семьи из получаемой им части производимых продуктов. Рост цен на рис,

наблюдавшийся в некоторые периоды, мало что приносил арендатору, так как

последний был почти отделен от рынка, и, наоборот, приносил барыши

землевладельцу.

Арендатор не платил поземельный налог, но выплачивал арендную плату, как

правило натурой. Размер арендной платы по рисовым полям составлял 50-60%

урожая.

Сложилась и была узаконена частично новая система эксплуатации. Чисто

феодальная форма эксплуатации в виде ренты-налога была ликвидирована.

Крестьяне-землевладельцы не сдающие землю в аренду, стали платить поземельный

налог. Это была главная форма их эксплуатации через государственные органы.

Таким образом, аграрные преобразования, осуществленные в связи с революцией

1868 г., привели к заметным переменам, которые имели значение не только для

деревни, но и оказали сильное влияние на всю социально-экономическую

структуру государства. Вместо феодальной формы собственности на землю была

введена буржуазная собственность. В ходе этого процесса была лишена права

собственности на землю значительная часть крестьянства. В деревне возник

новый класс землевладельцев-дзинуси, совмещавший использование

докапиталистических методов эксплуатации крестьянства (сдача земли в аренду)

с занятием различного рода предпринимательством.

Аграрные преобразования дали сильный стимул развитию процесса первоначального

накопления, в первую очередь путем введения поземельного налога.

Заключение

Эпоха промышленного развития в Японии почти полностью совпала со временем

перехода к крупному корпоративному капитализму. Этому способствовала

целенаправленная политика абсолютистского государства, осуществление им

широких экономических и военных функций. В целях преодоления технического и

военного отставания от передовых капиталистических государств японское

государство не только стимулировало развитие частного предпринимательства, но

и само активно участвовало в промышленном строительстве, широко субсидируемом

за счет налоговых поступлений. Государственной казной финансировалось

строительство большого числа военных предприятий, железных дорог и пр.

Промышленным строительством руководило созданное в 1870 году министерство

промышленности.

Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее

образование японских монополий были ускорены последующей передачей за

бесценок банковским домам, таким, как Мицуи, Сумитомо и другие, промышленных

предприятий, принадлежавших государству. Возникают монополистические концерны

(«дзайбацу»), представляющие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной

материнской фирмой или группой финансистов.

Японское государство, однако, консервируя феодальные пережитки во всех сферах

жизнедеятельности японского общества, еще долго уступало по уровню развития

Европе и США. В социальной области существовали не только полуфеодальное

помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилие

ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуатации

промышленниками рабочей силы в деревне. В политической области феодальные

пережитки выражались в абсолютистском характере японской монархии с

преобладающей ролью помещиков в правящем помещичье-буржуазном блоке,

сохранявшемся вплоть до первой мировой войны.

Создание большой современной армии и военно-морского флота стало особой

заботой нового японского императорского правительства с первых дней его

существования. Этому способствовали та важная роль, которую играли в

государстве влиятельные милитаристские клики, недовольство сотен тысяч

самураев, оказавшихся не у дел, лишившихся своих прежних феодальных

привилегий.

Несмотря на недолговечность и искусственность парламентского кабинета, в

который вошли представители одной проправительственной партии, сам факт его

создания стал важным политическим событием, заставившим военно-

бюрократические круги по-новому взглянуть на роль политических партий и

самого парламента. В 1890 г. в Японии была проведена реформа избирательного

права, расширившая число избирателей. Так началось медленное,

непоследовательное (сопровождаемое, например, расширением полномочий Тайного

совета за счет парламента) перерастание абсолютной монархии в ограниченную,

дуалистическую, которое было прервано последующей подготовкой а «большой

войне» и установлением монархо-фашистского режима в Японии.

Список литературы

1. Научное издание. Япония: экономика, политика, история. / Под ред. Б.Е.

Косолапов. М.: Наука, 1989. 274 с.

2. История государства и права зарубежных стран. Под общ. ред. О.А. Жидкова,

Н.А. Крашенинниковой. М. 1996 г. ч. II. М. 1998 г. ч. ll.

3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996 г.

4. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра. – М.: Юристъ, 1999. – 456 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты