Реферат: Реформы 60-70х годов 19 века в России

левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой

сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на

службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование

за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех,

кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно

высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в

обществе.

Финансовые реформы.

Осуществление реформы 1861 г. На основе выкупной операции требовало огромных

кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт.

Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. Он

составил огромную сумму 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету

21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных

займов, выпуска дополнительных казначейских билетов и т.п., что приводило

колебаниям курса рубля .

Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне правительство

прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу

государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал

ограничение передачи их из рук в руки и установления 49-летнего срока

погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали

недовольство дворян – помещиков. Перед правительством остро встала задача

преобразований в системе финансов.

Через год после провозглашения крестьянской реформы, правительство приступило

к реформе финансов. Был утвержден новый порядок расходования средств: сметы

отдельных ведомств должны были проводиться через Министерство финансов и

Государственный совет. Одновременно объявлялось о ежегодной публикации

росписи государственных доходов и расходов. В 1864 г. Был преобразован

государственный контроль: он не зависел от администрации и осуществлял

проверку правильности выделения и расходования бюджетных ассигнований. В

губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность

местных учреждений по первичным документам, а не по сводным отчетам. В 1868

г. Начали публиковаться годичные отчеты государственного контролера об

исполнении бюджета.

Уже в 1860 г. В ходе подготовки крестьянской реформы был создан

Государственный банк, фонды которого формировались в основном на казенных

вкладах. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались в

акционерных банках, активное создание которых наблюдалось в 60-х – начале 70-

х годов. В 1875-1880-х годах большинство акционерных банков лопнуло.

В 1862 была сделана попытка провести денежную реформу на основе свободного

обмена кредитных билетов на золото и серебро по твердому курсу. Обеспечить

проведение реформы должен был полученный правительством крупный иностранный

заем. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит государственного

бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов. Рост инфляции

продолжался.

При Екатерине II частные лица “откупали» право продажи вина в определенном

округе за некоторую сумму. Под напором крестьянских выступлений 1859 года за

отмену винных откупов («трезвенные бунты») появляется новый порядок, согласно

которому вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу,

облагалось налогом в пользу государства. Таким же налогом были обложены соль,

сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины.

Одним их главных же средств поднять экономическую мощь страны считалась

5

постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской

части России. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также

увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно

увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения -

банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлургические

предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку.

Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное

значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских

университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра

народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном

правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского

университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию:

вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет

получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-

финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно

быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных

училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство,

церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал

равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было

доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо

прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением

девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве

учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и

Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое

Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного

просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению

педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве,

Казани и Одессе.

Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания

оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного

устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной

жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических

изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его

обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая -

непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые

освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не

менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые

периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для

периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного

залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение

40 лет.

Буржуазные реформы 60-70 годов

Социально-экономическое и политическое развитие России, поражение в Крымской

войне, массовые крестьянские волнения и возникновение революционной ситуации

— все это заставило царизм пойти на отмену крепостного права и проведение

ряда реформ. Для того, чтобы не

допустить революции, царскому правительству пришлось приступить к подготовке

реформ.

6

В конце 50-х годов 19 века царское правительство приступило к разработке

проектов реформ. 16 февраля 1858г. бывший секретный комитет был переименован

в главный комитет по “крестьянскому делу”.

Интересы помещиков различных губерний не совпадали, поэтому были подготовлены

различные проекты отмены крепостного права.

Помещики нечерноземных губерний предлагали освободить крестьянина с

землей с вознаграждением помещиков за землю, отходящую в надел крестьянам и за

само освобождение крестьян. Выкуп земли осуществлялся самим крестьянином. Выкуп

же крестьянской личности возлагался на государство. Проект помещиков

нечерноземных губерний отражал стремление помещиков получить максимальный

выкуп, чтобы организовать свое хозяйство по капиталистическому принципу.

Помещики черноземных губерний, где преобладал барщинная система хозяйства

и где земля высоко ценилась, стремились сохранить как много больше земли в

своем владении и наделить крестьян мизерными клочками земли, сохранив при этом

крестьянское хозяйство. Целью сохранения крестьянского хозяйства было

обеспечение помещика дешевыми рабочими руками.

Помещики степной полосы — помещики Украины, Северного Кавказа, Заволжья —

предлагали освободить крестьян с землей и наделить их гражданскими правами, но

для получения крестьянами полной свободы, по их мнению, необходимо установить

переходный период в 10-12 лет, во время которого сохранялась обязательным

барщина и право вотчинной полиции за помещиком.

Все помещичьи проекты объединяли идеи — не разрушать помещичье землевладение,

власть помещиков и монархию. Многие помещики вообще выступали против отмены

крепостного права. Основная борьба шла внутри господствующего класса

исключительно из-за меры и формы уступок освобождаемым крестьянам.

Революционно-демократический лагерь, принимавший участие в обсуждении

проектов освобождения крестьян, выступал за полное уничтожение помещичьей

собственности, ликвидацию крепостного строя, за свержение феодально-

крепостнической власти. Сами же крестьяне были устранены от участия в

разработке программ своего освобождения, однако массовые крестьянские

волнения, охватившие почти всю европейскую часть России, не могли не оказать

влияния на решение вопроса об их освобождения.

В марте 1860г. начала свою работу редакционная комиссия, которой поручалось

рассматривать все губернские проекты, использовать которые следовало в законе

об освобождении крестьян. Редакционная комиссия сделала попытку провести в

жизнь правительственную линию, выражая классовые интересы помещиков. Было

предложено:

1)повысить нормы крестьянских наделов по отношению к предлагаемым помещиками;

2)создать особое крестьянское общественное управление, подчиняющееся

административно-полицейским органам;

3)отвергнуть все проекты освобождения крестьян без земли.

Главный комитет рассмотрел проект положения об освобождении крестьян, подверг

его ряду изменений в пользу помещиков, в том числе обратно уменьшив нормы

отделения земли крестьянам.

28 января 1861г. к рассмотрению проекта приступил государственный совет.

Здесь по предложению землевладельца князя Гагарина в проект было внесено

положение, согласно которому помещикам предоставлялось право предоставлять

крестьянам по соглашению с ними немедленно в собственность и бесплатно 1/4

надела, то есть крестьяне сразу получали свободу, ликвидировали всякие

обязательства по отношению к помещикам, но оказавшись без средств к

существованию.

16 февраля 1861г. государственный комитет, завершив обсуждение проектов

положения, предоставил его на утверждение царя. И 19 февраля 1861г.

Александр II подписал проект, получивший силу закона. В это же день государь

подписал манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Царское правительство

отдавало себе отчет в том, что закон об освобождении крестьян не удовлетворит

их, вызовет массовый протест, поэтому с конца 1860г. во все губернии

направлялись генералы и флигель-адъютанты, которые получили широкие полномочия

по борьбе с крестьянскими восстаниями.

Согласно положению от 19 февраля 1861г. в 45 губерниях европейской России

проживало 22.563.000 крепостных крестьян, 1.467.000 дворовых и 543.000

прикрепленных к заводам и фабрикам — освобожденных от крепостной зависимости.

По манифесту, крестьяне получили и ряд гражданских прав: они могли заключать

различные гражданские, имущественные, торговые, промышленные сделки,

открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.

Однако внеэкономические принуждения сохранялись. В манифесте говорилось, что

в

7

течение двух лет крестьяне обязаны отбывать те же повинности, которые были

при крепостном праве. Барщина ограничивалась двумя женскими и тремя мужскими

днями тягла со двора, сокращались поборные повинности.

В период временнообязанного состояния крестьяне по-прежнему были подчинены

сельским должностным лицам. Сохранялась сословная неполноправность крестьян.

Они были прикреплены к общине, были низшим податным сословием, несли

рекрутскую и подушную повинности, разного рода денежные и натуральные

повинности, подвергались телесным наказаниям.

Летом 1861г. в бывших помещичьих деревнях появляются органы крестьянского

общественного управления. Крестьяне одной общины составляли сельское

общество, несколько сельских обществ образовывали волость. Избирались

сельские старосты, волостные старшины и волостные суды. Эти органы были

подчинены местной администрации и полиции. Одновременно был создан институт

мировых посредников, которые должны были проводить реформы в жизнь.

Основным вопросом реформ являлся аграрный вопрос. Согласно закону, земля

принадлежала помещику, который становился ее собственником. До 1861г. в

России не существовало собственников как таковых. Крестьяне считались лишь

арендаторами земли и обязаны были отбывать за землю повинность. Чтобы стать

полноправным ее собственником, крестьянин должен был выкупить землю у

помещика.

Царское правительство, наделяя крестьян землей, преследовало определенную

цель сохранения от разрушения крестьянского хозяйства. Полное обезземеливание

крестьян для помещика было абсолютно политически и экономически невыгодно.

Лишение многомиллионного крестьянства земли ликвидировало полностью дешевую

рабочую силу. Правительство также не было заинтересовано в полном обеспечении

крестьян землей. В этом случае крестьянин становится экономически независимым

от помещика. Крестьянам предоставлялось столько земли, что они были привязаны

к наделу, одновременно испытывая ее дефицит для того, чтобы прожить от урожая

до урожая, не занимая хлеб у помещика.

Определенные нормы земельного надела зависели от местных природных и

экономических условий. В нечерноземных и черноземных губерниях крестьянин мог

получить высшую или низшую норму земельного надела (min = (1/3)max нормы). В

степных районах крестьяне получали четкую норму земли. Согласно закону,

предусматривалась отрезка от крестьянского надела части земли, если он

превышал указанную норму для данного района, или прирезка, если земли не

хватало (примеров прирезки, естественно, было единицы). Отрезать землю

разрешалось и тогда, когда у помещика оставалось менее 1/3 части, а в степных

районах — 1/2 части земли по отношению ко всей крестьянской. У крестьянина,

как правило, отрезалась большая часть земли. В некоторых губерниях отрезали

40-45 % земли. В целом, в результате реформы крестьянское землепользование

сократилось на 20 %.

Отрезки клиньями входили в крестьянские наделы, не позволяя разумно вести

хозяйство, поэтому крестьяне были вынуждены арендовать эти вырезки у помещика

на кабальных условиях.

Даже, в итоге, выкупив у помещика свой земельный надел, крестьянин вынужден

был отдавать свой надел общине.

В результате реформ 9.860.000 бывших крепостных крестьян получили 33,7 млн.

десятин земли, когда как 100.500 помещиков получили 69 млн. десятин земли.

Реформы 1861г. даже увеличили помещичье землевладение за счет крестьянского.

Дворовые и мелкопоместные (коих было 1.300.000 человек) не получили ничего.

Средний надел составлял 3,4 десятины на душу населения, когда как для

нормальной жизни требовалось 6-8 десятин. Это привело к полузависимости

крестьян. Повинности в промышленных губерниях составляли 10 рублей в год с

одной мужской души, в остальных губерниях — 8-9 рублей.

В итоге крестьяне должны были заплатить государству в виде налогов в течение

49 лет 300 % от первоначальной стоимости их земли. Общая сумма выкупа

составляла в золотых рублях 867.000.000 рублей. Рыночная стоимость земли в

63-67гг. составляла 648.000.000 золотых рублей; с 67 по 1907 год крестьянство

заплатили казне 1.540.570.000 золотых рублей и все еще остались должны

государству.

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва,

издательство «Высшая школа», 1993 год.

2. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с

древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998

год.

3. «История России с древности до наших дней» под редакцией

М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.

4. «История Отечества» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.

Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

5. «История России С древнейших времен до конца ХХ века» под редакцие

А.Н. Сахарова

9

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты