Реферат: Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках

Реферат: Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках

Русская православная церковь и инославные и иноверные исповедания

в России в XVIII и XIX веках.

Русская православная церковь отличается от всех других поместных православных

и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-католической,

многомиллионным составом своих членов, обширностью занимаемого ею

пространства, разнообразием народностей, к которым принадлежат ее члены,

множеством установлений, входящих в ее устройство, многосторонней

самостоятельной деятельностью и отношениями к различным поместным церквам.

Русская церковь основана в 988 г. Получив первоначальное иерархическое

устройство от Константинопольской церкви, она, в течение более чем 9 веков

своего существования, постепенно увеличивалась в своем составе, развивалась в

своем строе, приобретала самостоятельность и независимость от

константинопольской иерархии, и в XV веке стала автокефальной. С 988 по 1589

г. она имела устройство митрополитанское, с 1589 по 1720 г. - патриаршее, а с

1721 г. имеет синодальное. Во главе устройства русской церкви стоит в Санкт-

Петербурге Святейший Правительствующий Синод (см. Синод). Он состоит из

присутствия и учреждений, при нем находящихся. Присутствию Святейшего Синода,

составляющемуся из иерархов высшей степени, принадлежат все виды власти

самостоятельной, автокефальной православной церкви во всех пределах

Российской Империи и областей, в ее состав входящих, по всем предметам,

сторонам, делам и отношениям православного церковного устройства, управления

и суда. Через Святейший Синод действует в управлении православной русской

церковью самодержавная верховная власть, учредившая его по каноническом

сношении с патриархами восточных православных церквей. В определенных

правилами Вселенской церкви, государственными законами страны, целями и

назначением православной веры пределах, Святейший Синод обладает властью

законодательной, распорядительной, административной, надзирающей и судебной и

сносится с управлениями поместных православных церквей. Действуя под надзором

представителя верховной государственной власти - Синодального обер-прокурора,

он сносится с правительствующим Сенатом ведениями непосредственно, а с

верховной властью и высшими государственные и центральными установлениями -

через посредство обер-прокурора. Для осуществления разных видов власти по

различным предметам и сторонам церковной жизни (относительно учения,

богослужения, суда, управления и заведования должностями и учреждениями,

учебными заведениями, имуществом и прочим) при Святейшем Синоде в Санкт-

Петербурге существуют: Синодальная канцелярия, духовно-учебный комитет,

духовно-училищный советы, хозяйственное управление, контроль и управления

Синодальных типографий, обер-прокурор и канцелярия его, два отделения в

Москве и Тифлисе, под названием Московской и Грузино-имеретинской Синодальных

контор. Состоя под высшей властью Святейшего Синода и его учреждений, как

главного или центрального духовного правительства, русская православная

церковь разделяется на епархии, которые имеют значение церковных

административно-судебных областей. Епархии в России учреждены и учреждаются

вновь по соглашению церковной и государственной власти. Пределы епархий, по

общему правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий

увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в пределах

России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской

православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части церкви, взаимно одна от

другой независимы и самостоятельны в административно-судебных отправлениях, и

состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за исключением епархий

Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная

контора. Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального

архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами государства,

устройство. Епархиальный архиерей назначается, при соучастии Святейшего

Синода, властью Государя. Русские епархиальные архиереи носят титул

митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное число) и епископов, но в

пределах своих епархий обладают, независимо от титула, равной властью.

Епархиальный архиерей - главный в епархии учитель веры и нравственности,

главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор,

судья, надзиратель и руководитель в проповедании слова Божия, богослужения,

управления всеми предметами, учреждениями и должностными лицами. Он имеет

право входить в Святейший Синод с представлениями о необходимости изменений в

действующих законах и правилах по церковным предметам, издавать и утверждать,

в согласии с общими правилами и законами, и в развитие их, руководящие

правила и инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц,

утверждать уставы церковно-приходских попечительств, братств и обществ для

духовно-просветительных целей в пределах епархии. В состав общего строя

русской епархии входят: епископ-викарий (в немногих епархиях - по 2 и даже по

3), как помощник епархиального архиерея, кафедральный собор - для

священнослужения архиерея, духовная консистория (их 60) - для управления и

суда, епархиальный училищный совет - для заведования церковно-приходскими

училищами и школами грамотности, попечительство о бедных духовного звания -

для призрения заштатных священноцерковнослужителей, их вдов и сирот, и для

опеки над сиротами-детьми духовенства, духовная академия (в 4 епархиях, с 900

студентами), духовная семинария (58, с 19 000 учащихся), духовные училища

(183, с 32 000 учащихся), епархиальные женские училища (49, с 13 300

учащимися) и женские училища духовного ведомства (13, с 2100 ученицами),

архиерейский дом (их 66) и временные съезды епархиального духовенства. В

епархиях Закавказского края нет консисторий и семинарий: епархиальные

архиереи действуют здесь посредством состоящих при них канцеляриях и

переносят важные дела для окончательного разрешения и утверждения в Грузино-

имеретинскую Синодальную контору, которая имеет значение общей для всех 4

епархий консистории. В трех епархиях существуют духовные правления (холмское,

великоустюжское и сарапульское), отчасти имеющие значение консисторий.

Епархии подразделяются на благочиннические округа. Разделение епархии на

округа и изменение их пределов зависит от епархиального начальства. В каждом

округе должно состоять от 15 до 35 приходских церквей. В благочинническом

округе существуют должности благочинного, депутата духовенства и духовника

духовенства, в большей части епархий, по распоряжениям епархиального архиерея

- благочиннические советы, а в некоторых - и съезды духовенства. Вне

епархиального строя русской церкви стоят церкви и духовенство ведомства

придворного и военного, а также монастыри-лавры (4) и ставропигиальные

монастыри (6). Церкви и духовенство придворного ведомства находятся в ведении

духовника Их Величеств, военного - в заведовании протопресвитера военного и

морского духовенства, лавры и ставропигиальные монастыри - в непосредственном

ведении Святейшего Синода. Церкви военного ведомства бывают переносные и

постоянные; на военные суда назначаются временно иеромонахи. Число

православного населения в пределах Российской Империи простирается до 80

миллионов обоего пола. Оно распределяется по церквам - приходским, соборным,

общественных и государственных учреждений (учебных и благотворительных

установлений, полков, тюрем и т. п.) и монастырским. Приходов во всех

епархиях ныне числится около 37 000; соборных церквей, с прихожанами и без

них - 720; церквей при общественных и государственных учреждениях - около

2000. Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500

послушников, женских - 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц. К

церквам принадлежат миряне и лица белого духовенства; монашествующие состоят

в монастырях и отчасти при архиерейских домах и духовно-учебных заведениях.

Прихожане церквей приходских и соборных составляют из себя общества, для

участия в заведовании имуществами и хозяйством церквей и для

благотворительной и духовнопросветительной деятельности. Духовенство белое и

монашествующее есть особое состояние в государстве. К православному

вероисповеданию в России принадлежит, главным образом, русское население

(великороссы, малороссы и белорусы), занимающее по преимуществу внутренние

губернии империи, но рассеянное по всем областям и окраинам обширного

неизменного пространства государства. Русское население Империи в огромном

большинстве своего состава твердо сохраняет исконную преданность православной

вере, закону Божию и церкви, любовь к храмам и богослужению. В этих свойствах

русского православного народа заключается неистощимый источник стремлений его

и русского правительства к "миру всего мира" и "к благосостоянию и соединению

всех церквей", о чем ежедневно молится православная церковь. Приверженцы

образовавшегося в русской церкви в конце XVII века раскола, называющие себя

староверами или старообрядцами, разделяются на несколько, неодинаковых по

числу приверженцев, групп. Эти группы - поповцы, беглопоповцы и беспоповцы.

Общее их число, по отчету обер-прокурора Святейшего Синода за 1894 и 95 годы,

простирается до 13 миллионов. Особенно сильна числом приверженцев,

материальным богатством, множеством моленных и организацией, сходной с

устройством православной церкви, категория старообрядцев, "приемлющих

австрийское или белокриницкое священство". В этой категории принадлежит до

2/3 всех русских староверов, официально называемых раскольниками. Центром

приверженцев "австрийской иерархии" служит Рогожское кладбище в Москве; во

главе их стоит уроженец Тагильского завода, Пермской губернии, именующий себя

"Савватием, архиепископом московским и всея России"; под его ведением

находится несколько лиц, называемых среди приверженцев их епископами (см.

Раскол). Беспоповцы дробятся на множество разного названия толков и согласий.

Между ними есть такие, которые образовались в XVII и XVIII веках -

федосеевцы, филипповцы, даниловцы, спасовцы, перекрещенцы, нетовцы, немоляки,

бегуны, неплательщики и прочие; есть и новые, явившиеся в недавнее время -

чистяковщина, пасхальники, отрицатели водного крещения и т. п. От

"староверческих" вероисповедных "толков" отличаются, по своему положению в

государстве, секты, признаваемые наиболее вредными в общественном отношении -

молокане, духоборцы, хлысты, субботники и жидовствующие, мормоны, штундисты,

"чтецы", "адвентисты 7-го дня" (хилиасты), еленушкина или серафимовская секта

(в Псковской губернии). Таким образом, в среде довольно значительной части

русского народа существует религиозное, не соответствующее началам

православия брожение, к умиротворению которого направлена миссионерская

деятельность православной церкви и учреждены единоверческие церкви и приходы,

с разрешением обрядов и богослужения по старопечатным книгам. Русская

православная церковь стоит лицом к лицу не только с "расколом", но и к

различным и многочисленным вероисповеданиям, христианским и нехристианским,

покровительствуемым или дозволенным по государственному законодательству.

Кроме православных, раскольников и сектантов, в России живут христиане

различных вероисповеданий (римско-католического, евангелическо-лютеранского,

евангелическо-аугсбургского, реформатского разных видов, армяно-

грегорианского, армяно-католического) и нехристиане, вероисповеданий

еврейского (талмудисты и караимы), магометанского (сунниты и шииты),

буддийского (ламаиты и шаманисты), Конфуциева учения и др. языческих. Среди

инородцев и иноверцев живут и православные. В Финляндской епархии их около 50

тысяч, в Рижской епархии - около 255 000, в Холмско-варшавской епархии -

около 410 000, в западнорусских епархиях - около 4 000 000, в Грузинском

экзархате - около 1 300 000 душ. Среди инородцев, живущих в приволжских,

приуральских и сибирских епархиях, православная вера постепенно

распространяется и утверждается посредством введения православного

богослужения на инородческих языках и наречиях, распространения проповеди

слова Божия и книг священных, богослужебных, учебных и духовно-нравственного

содержания на тех же языках, а также посредством учреждения инородческих

училищ под ведением церкви и через священно- и церковнослужителей, и

учителей, приготовленных церковью из среды инородцев. Положение православной

церкви в России до некоторой степени определяется числом населения империи,

принадлежащего к другим вероисповеданиям: католическому - 10 725 000 душ,

лютеранскому - около 4 1/2 миллиона, реформатскому - около 22 000, армянскому

- около 800 000, еврейскому - около 4 миллионов, магометанскому - около 11

700 000, к языческим - около 700 000 душ. Православная русская церковь в

отношении к иноверцам и русским раскольникам и сектантам действует

посредством благовестнических миссий. Для поддержания ее миссионерской

деятельности существует миссионерское общество, с советом в Москве и с

комитетами в епархиях. Миссии разделяются на внутренние, действующие в

России, и заграничные. В епархиях противораскольнические и противосектантские

миссионеры состоят под руководством и управлением епархиальных архиереев.

Миссии по отношению к инородцам-иноверцам имеют особую организацию,

примененную к условиям инородческого быта: таковы миссии Астраханская,

Киргизская, Алтайская, Чукотская, Камчатская и прочие. Из заграничных миссий

одни имеют целью благовестие православной веры среди иностранных подданных,

исповедующих язычество (Японская и Пекинская), а другие - удовлетворению

религиозных потребностей православных русских и иностранных подданных и

поддержание единения русской церкви с иными поместными (Иерусалимская,

Элладская, Константинопольская и те церкви, которые состоят при

дипломатических миссиях). В среде членов православной церкви учение веры и

нравственности утверждается и укрепляется проповедованием слова Божия в

церквах при богослужении и при исполнении треб, беседами внебогослужебных,

преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях, воспитанием и

образованием детей и юношества в многочисленных подведомственных церкви

учебных заведениях - школах грамотности и церковно-приходских, духовных

училищах, семинариях и академиях - руководительной пастырской деятельностью в

среде взрослых, деятельностью духовно просветительных братств и обществ и

богословской литературой. Православная богословская и церковно-историческая

литература во всех отраслях и видах развивается в России в новейшее время в

такой степени и объеме, как ни в одной из поместных православных церквей, и

по своим достоинствам не уступает литературе заграничных инославных

христианских вероисповеданий. Учебная литературная деятельность

сосредоточивается по преимуществу около духовных академий и семинарий, а

общепросветительская развивается, главным образом, трудами пастырей церкви.

Для поощрения ученой и учебной литературы учреждены ученые степени с

отличительными знаками и денежные премии. Для предупреждения уклонений ее от

начал православия существует духовная цензура. Право цензуры принадлежит, под

главным ведением Святейшего Синода, санкт-петербургскому и московскому

духовным цензурным комитетам, духовным академиям и епархиальным преосвященным

или уполномоченным от них лицам. Русская церковь поддерживает общение,

сношения и отношения с заграничными православными церквами, в особенности: с

Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Элладской,

Сербской, Черногорской, Болгарской и Румынской, а временно и случайно - и с

прочими. Отношения эти выражаются в обмене по разным случаям посланиями между

Святейшим Синодом и представителями высших властей других поместных церквей,

в содержании и пределах поместных церквей церковных учреждений (миссий,

подворьев, храмов с притчами), в оказании пособий и пожертвований деньгами,

утварью, книгами и т. п., в доставлении богословского образования присылаемым

из-за границы лицам и прочим. Содержание церкви и духовенства получается из

различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское,

содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой

церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с

капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных

приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению,

еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г., стр. 427).

Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых

достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный сбор с доходов всех

церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов,

составившихся также от церквей, и пособие от казны на духовно-учебные

заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на

типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в

последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем

Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов,

духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства,

миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных

учреждений за границей до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты

обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 -

98); Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным,

1840 - 1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский , "Русские епархии в XVI

- XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории

русской церкви" (выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893

г.: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах -

"Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих. М. Горчаков.

Все существующие в России и состоящие из русских подданных христианские

инославные церкви, т. е. неправославного, а иных исповеданий (римско-

католического, армяно-католического, армяно-грегорианского, евангелическо-

лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского,

архангельского евангелического прихода, представляющего собой соединение

лютеранского и реформаторского исповедания, евангелических братьев в Сарепте

и Остзейском крае, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в

городе Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области, менонистов, баптистов), а

также лица нехристианских иноверных исповеданий (караимы и евреи, магометане,

ламаиты и другие язычники) пользуются правом свободного исповедания своей

религии (с известными ограничениями, например, относительно религиозных

процессий), но без права проповеди своего вероучения. В организацию

инославных и иноверных исповеданий русским законодательством внесено много

элементов государственной церковности. Ведение метрических записей о

рождении, браке и смерти предоставляется духовенству всех инославных церквей

и иноверных религиозных обществ, кроме ламаитов, о метриках которых в уставе

иностранных исповеданий ничего не говорится. Для всех христиан и нехристиан,

кроме раскольников и баптистов, обязательна религиозная форма браков; все

брачные дела подсудны духовным установлениям соответствующих исповеданий. В

инославных церквах существует духовная цензура для книг духовного содержания.

Многие из этих правил ведут к совершенной невозможности возникновения и

развития у нас в инославных церквах новых сект. Относительно перехода из

одного вероисповедания в другое русское законодательство устанавливает очень

много ограничений. Всем вообще христианам воспрещается безусловно переход в

нехристианские веры; православным воспрещен выход из православной церкви.

Переход из одного инославного исповедания в другое не запрещается безусловно,

но и не предоставляется свободному усмотрению; он допускается не иначе, как с

разрешения министра внутренних дел, по просьбам, принесенным ему без всякого

участия духовенства того исповедания, в которое проситель перейти желает, и в

этом разрешении министр может по своему усмотрению отказать. Переход

нехристиан в православные церкви допускается по общему правилу, только с

особо на каждый раз Высочайшего разрешения, испрашиваемого через министра

иностранных дел (Устав иностранных исповеданий, статья 8). Исключение

составляют только евреи, могущие переходить в иностранные церкви с разрешения

министра внутренних дел, и все нехристиане Кавказского края, получающие эти

разрешения от главноначальствующего гражданской частью. Не исповедовать

никакого вероучения у нас вовсе не допускается. Всем христианам безусловно

воспрещаются браки с язычниками. С евреями и магометанами русское

законодательство разрешает вступать в брак, из христиан, только одним

лютеранам, и то с соблюдением следующих условий: 1) венчание только в

лютеранской церкви; 2) крещение детей в лютеранском или православном

исповедании; 3) испрошение со стороны последователей лютеранского исповедания

разрешения местной консистории и 4) отказ жениха-нехристианина от

многоженства. Все католическое духовенство получает содержание из казны. Во

всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны делать взносы на

содержание пасторов. Приходы армяно-грегорианской церкви обязаны давать

своему приходскому духовенству постоянное содержание, и кроме того

духовенство получает по определенной таксе вознаграждение за требы. Раввины

еврейские получают содержание от прихода; размер его определяется договором

раввина с приходом. В магометанских шиитских и сунитских приходах содержание

приходского муллы обязательно для прихода. Размер этого содержания

определяется приходским сходом. Управление духовными делами инославных и

иноверных исповеданий сосредоточено в министерстве внутренних дел по

департаменту духовных дел иностранных исповеданий. См. Н. Суворов , "Курс

церковного права" (т. II, Ярославль, 1890); "Церковные Ведомости", 1899, №

26, стр. 1041 - 1042, и № 27, стр. 1088 - 1089.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты