Реферат: Русские княжества в 13-14 веках

Правде. Процесс носил состязатель­ный характер, но роль суда усилилась: вызов

в суд по по­вестке (“позовнице”) и через судебного исполнителя (“позовника”).

Сохраняются упомянутые в Русской Правде су­дебные доказательства и появляются

новые: судебный по­единок (“поле”) и письменные доказательства,

разделяющие­ся на “доски” (частные расписки) и “записи” (официально

заверенные документы). Возникает институт судебного пред­ставительства в

судебном поединке (“пособничество”), ко­торым могли пользоваться только

женщины, подростки, мо­нахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру

не подлежали.

4. ЗОЛОТАЯ ОРДА КАК ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государ­ственное

образование, получившее название Золотой Орды и просуществовавшее в

непосредственной близости от рус­ских княжеств до конца XIV в.

Особенностями феодальных отношений здесь были: коче­вой и полукочевой

характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия

кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базирова­лись на кочевой иерархии: хан,

царевичи, беки, найоны, тар­ханы, нукеры. Соответственно складывалась и

военная ие­рархия монголов, основанная на десятичной системе, — тем­ники (от

тьма— 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой

и легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его

сыновья; Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он

избирался съездом монгольской аристократии — курултаем. Органами центрального

отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава

правительства — визирь. Выс­шими должностными лицами в улусах были эмиры, в

армии — бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги,

опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние

попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою

государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать

подати, сбор которых поручался одному из князей. Это пору­чение закреплялось

выдачей ханского “ярлыка”, который как бы давал право на титул великого князя

и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Эту

ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль

и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные

и полицей­ские функции на территории русских княжеств осуществля­ли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного

управления, используемого мон­голами; это влияние сказалось на системе и

порядке налого­обложения, формирования ямской транспортной службы,

организации войска и финансово-казенного ведомства.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.),

содержавшая в основном нормы уго­ловного права, обычного права и позже нормы

шариата. Вещ­ное и обязательственное право находилось в зачаточном

со­стоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с

отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения

регулировались обыча­ем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т.

е. при­оритет младшего сына при наследовании). Смертная казнь на­значалась за

разные виды преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую

неверность, волшебство, мочеиспус­кание в костер и т. д. В судебном процессе,

кроме свидетель­ских показаний и клятвы, применялась пытка, использовался

принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Су­дебная власть не была

отделена от административной. С уси­лением исламизации Орды возникали суды

кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана.

В силу внутренних (борьба за власть) и внешних (пораже­ние в Куликовской

битве 1380 г.) причин Золотая Орда распа­дается в XV в. На территории бывшей

империи Чингисхана возник ряд государственных образований: Сибирское,

Казан­ское, Астраханское ханства, которые часто оказывались во враждебных

отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским

государством.

5. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., включало в себя в XIV

в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния

(союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине — уния об

обра­зовании единого государства — Речи Посполитой.

На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в

XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе

Литовского государ­ства имели некоторые особенности общественного строя:

на­личие богатого боярства, владевшего большими земельными угодьями,

значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах

Галицко-Волынского княжества насчи­тывалось более 80 городов, в княжестве

образовался доволь­но широкий слой служилого дворянства, наделенного

по­местными землями.

До принятия Люблинской унии Черниговские и Смолен­ские земли вышли из состава

Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель

оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII в. (Полоц­кая,

Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люб­линская уния оформила

многонациональное государство — Речь Посполитую.

Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств

происходило в рамках литовских и поль­ских порядков и традиций. Главой

государства был госпо­дарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет панов

(“паны-рада”), т. е. крупных феодалов-магнатов. В совет вхо­дили католические

епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В

составе Совета со време­нем выделяется более узкий “тайный совет”.

С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вальный сейм — сословно-

представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов.

Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов, епископов,

шлях­ту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в. устанавливается

право “вето”, когда любой депутат мог отме­нить решение сейма.

Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки (земский,

дворный и др.), канцлер (государ­ственное делопроизводство, канцелярия и

казна), подскар­бий земский (государственная казна), “подскарбий дворный”

(государева казна), гетман земский (военное командование).

После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы:

король (избираемый шляхтой), Сенат (из 16 членов), сейм.

Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, старост,

поветов, волостей, держав, уездов. Об­разовывались местные сеймики. Местными

управителями были воеводы, старосты, урядники, войты, державцы, лавники.

Во главе городской администрации стояли выборные ор­ганы: войт, радцы,

бурмистры. Им принадлежала админи­стративная и судебная власть в городе.

Высшим судебным органом был суд господаря. Другими судебными инстанциями были

суд панов-рады. Главный трибунал (с 1581 г. избираемый на сеймиках от шляхты

и духовен­ства), земские и подкоморские (по земельным спорам) суды. С начала

XVI в. формируется суд асессоров (по поручению господаря) и маршалковский суд

(разъездной суд). На местах действовали копные (общинные) крестьянские суды,

суды старост и воевод.

6. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ЛИТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

В русских землях в качестве источников применялись Рус­ская Правда и нормы

обычного права, русский язык был офи­циальным в судопроизводстве. С конца XIV

в. развивается система господарских “листов”, “привелей”, постановлений и

уставов.

В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468

г. — первый судебник (25 статей по уголовному и процессуальному праву). В

1529 г. был принят первый статут Великого княжества Литовского, оказавший

существенное влияние на развитие русского права и основан­ный на Русской

Правде и русском обычном праве. Другими источниками статута были литовское и

польское законода­тельство, привелей, римское и немецкое право, судебная

практика. Новая редакция, или второй Литовский статут, по­явилась в 1566 г.,

в 1588 г. — третий статут.

Право оформило сложившиеся в государстве феодальные отношения: права феодалов

(панов, шляхты, епископов) за­креплялись в привелиях. В 1528 г. был составлен

“Почет зем­ский” — дворянский родословный справочник. По статуту дворянство

делилось на шляхту, княжат, панов-хоруговных, бояр посполитых.

Крестьяне делились на “похожих” (свободных) и “непохо­жих” (прикрепленных).

Несвободные крестьяне составляли три группы—дворовые, челядины, найминцы,

отличавшиеся разной степенью зависимости от господина. В 1477 г. привелиями

были установлены нормы феодальных повинностей и право сеньориального суда. В

1557 г. по реформе “на волоки” к господарской земле были прикреплены

господарские крестьяне, в конце XVI в. то же было сделано в отношении

част­ных земель и проживающих на них крестьян. Однако в преде­лах Литовского

княжества продолжало проживать большое число свободных людей (“байоров”).

Горожане, организованные в гильдии и цехи, управляе­мые на основе

Магдебургского права, стремились создать сис­тему самоуправления

(магистраты). Однако феодальное дав­ление на города было очень значительным,

полной независи­мости они не могли получить.

Основой феодальных отношений была земельная собст­венность, возникавшая в

результате “феодального держа­ния” — раздачи в пожизненное владение (“до

живота”), на два поколения (“до двух животов”) или бессрочно (“до воли и

ласки господарской”). Литовский статут выделяет три формы землевладения —

пожалованное (держание), наслед­ственное (отчизна) и купля. Закон накладывал

ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробле­ние,

устанавливался сложный порядок ввода во владение зем­лей: выдача грамот,

ввод, регистрация.

В уголовном праве существовало понятие “кривды” (ана­лог “обиды”),

превратившееся позже в “злочинство”, связан­ное уже с нарушением норм. Более

разработанная юридичес­кая техника статутов устанавливает личную

ответственность субъекта, нижний возрастной предел (7 лет), различает умы­сел

и неосторожность. Статуты предусматривают ответствен­ность за государственные

(оскорбление величества, измена, бунт) и религиозные (волхование, выход из

христианства, совращение в иную веру) преступления.

Распространенным видом наказания были штрафы, но по­являются устрашающие виды

смертной казни (сожжение, ко­лесование), членовредительские наказания. В

системе нака­заний прослеживается сословный характер: за одно и то же

преступление шляхтич и простолюдин наказывались по-раз­ному.

7. МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (XIII-XV ВВ.) И ФОРМИРОВАНИЕ

ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усили­лась тенденция к

объединению земель. Центром объедине­ния стало Московское княжество,

выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономи­ческих междукняжеских

связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя

дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском кня­жестве

интенсивно развивалась система поместных отноше­ний: дворяне получали землю

от великого княза (из его доме­на) за службу и на срок службы. Это ставило их

в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осущест­влять широкую

колонизацию заволжских территорий, обра­зуются новые монастыри, крепости и

города, покоряется и ассимилируется местное население.

Говоря о “централизации” следует иметь в виду два про­цесса — объединение

русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного

государственного ап­парата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На

месте множества самостоятель­ных княжеств образуется единое государство.

Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие вели­кие князья

сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная

иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных

привиле­гий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых

за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных

дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий

воз­можности занятия государственных должностей с происхож­дением кандидата,

его родовитостью. Это привело к тщатель­ной и подробной разработке проблем

генеалогии, “родослов­цев”, отдельных феодальных родов и семей.

Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой

служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были “отроки”

или “гриди”, младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи “дворные”

слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как вольные люди,

так и холопы. Все эти категории объединяются в группу “детей боярских”, так и

не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших социальную базу

дворянства.

Укрепляющее свои позиции служилое дворянство стано­вится для великого князя

(царя) опорой в борьбе с феодаль­ной аристократией, не желающей поступиться

своей незави­симостью. В экономической области разворачивается борьба между

вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами

землевладения.

Серьезной политической силой становится церковь, со­средоточившая в своих

руках значительные земельные владе­ния и ценности и в основном определявшая

идеологию фор­мирующегося самодержавного государства (идея “Москва — третий

Рим”, “православное царство”, “царь — помазанник божий”).

Духовенство подразделялось на “белое” (служителей цер­кви) и “черное”

(монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) являлись

землевладельцами, облада­ли своей юрисдикцией и судебными органами, церковь

имела собственные военные формирования.

Верхушка городского населения вела непрерывную борь­бу с феодальной

аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и

активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои

корпора­тивные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тя­желого

обложения (тягла) и на ликвидации привилегирован­ных феодальных промыслов и

торгов (“белых слобод”) в го­родах.

В складывающейся политической ситуации все три соци­альные силы — феодальная

(светская и духовная) аристокра­тия, служилое дворянство и верхушка посада —

составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и

государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с

ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Ви­зантии

атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику.

Сформировавшееся понятие само­державной власти означало ее абсолютную

независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без

согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило парал­лельно с формированием

новой системы государственного управления — приказно-восводской. Для нее были

характер­ны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская

Дума, состоявшая из светских и духовных фе­одалов, действовавшая постоянно на

основе принципа мест­ничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую)

бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вот­чинников становились

монархами централизованного госу­дарства. Усиление их власти происходило за

счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. Формировалась

самодержавная, т. е. политически независимая, власть. С идео­логических

позиций эта власть представлялась в качестве обя­занности,

общегосударственного, державного служения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное великорусское

государство. На вершине государственной ие­рархической пирамиды находится

царская власть, не ограни­ченная ни политически, ни юридически. Царская

власть ог­раничивается лишь каноном, т. е. основными церковными правилами и

светскими обычаями. Слово “царь” как титул закрепляется в середине XVI в.,

слово “самодержец” вводит­ся в официальный оборот в начале XVII в. Способами

получе­ния власти были наследование и избрание.

Существо верховной власти не было выражено в законода­тельстве и не подлежало

действию государственно установ­ленных норм. Сам же царь издавал уставы,

указы, уроки и судебники. Царь признавался высшим источником государст­венной

власти.

Орган, который в литературе утверждается под названием “Боярская Дума”, в

правовых документах эпохи определялся как “дума”, “государев верх”, “палата”,

“бояре, окольничьи и думные люди” и т. п. В XV— начале XVI в. Дума существует

как совещательное и законодательное учреждение.

Формирование государственного аппарата осуществля­лось по принципу

местничества, в значительной мере вос­принятому из польско-литовской

государственной традиции. Местничество, основанное на критериях знатности

проис­хождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в

государственной иерархии он может занять), превращало боярство в замкнутую

корпорацию, снижало ка­чество государственных руководителей и подменяло

общего­сударственные интересы сословными.

В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства, участие в

управлении и судебной деятель­ности. Решение этих вопросов основывалось не на

правовой основе, а осуществлялось по почину верховной власти.

Боярская Дума со временем начинает стремиться к приоб­ретению всей полноты

власти (“без царя и без слушания земли”). Одновременно с этим из Думы

выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю советни­ков

(“Избранная рада”, “Ближняя Дума” — в середине XVI в.). Особую группу в Думе

в XV в. составляли удельные князья. Ее аристократическая часть — окольничьи и

дети боярские, “ко­торые в Думе живут”. С XVII в. Думе появляются думные

дво­ряне и думные дьяки. Численность Думы увеличивалась по мере превращения

ее в специфический служебный орган и совет по делам управления.

Как верховный орган управления. Дума смыкалась с при­казами. Через приказы и

приказный аппарат верховная власть вводила в Думу новых людей, обходя принцип

местни­чества.

С XVI в, дворцово-вотчинная система управления транс­формируется в приказно-

воеводскую систему. Великие кня­зья дают своим боярам поручения “ведать” ту

или иную об­ласть управления, т. е. “приказывать”. Из этих поручений

возникают специализированные, отраслевые органы управ­ления — приказы. В

отличие от дворцовых ведомств приказы были более бюрократическими,

техническими по характеру органами.

Основным участком административно-территориального деления в Русском

государстве был уезд, составленный из крупных земельных частей: пригородов и

земель. Цельные земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В

качестве основной хозяйственной единицы сохранялась во­лость.

Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему:

византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в

структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не

союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация

сопровождалась закрепощением крестьянст­ва и усилением сословной

дифференциации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты