Реферат: Россия в археологическом отношении

народов, отчасти кочевых, отчасти земледельческих. Судя по некоторым дошедшим

до нас изображениям этого народа, он не представлял монгольских черт и носил

бороду; судя по некоторым собственным именам, в среде его был иранский

элемент. Высказывалось мнение, что в скифах можно видеть предков позднейших

германцев и славян. О нравах и обычаях этого народа наиболее подробные

сведения сообщил греческий историк Геродот, посетивший северные берега

Черного моря в V веке до нашей эры. В это время на входившем ныне в пределы

России черноморском побережье уже процветали греческие колонии, основанные

малоазийскими ионическими греками, главным образом из Милета - Ольвия (при

устье Днепра), Пантикапея (на месте нынешней Керчи), Фанагория (против

Пантикапеи), Тирос, Танаис и др. Это были небольшие республики, занимавшиеся

торговлей хлебом и снабжавшие им Аттику. В обмен на хлеб, а отчасти и на

другие продукты, они снабжали окрестное население произведениями греческой

промышленности и искусства - медными и железными орудиями, глиняными

амфорами, золотыми и серебряными украшениями, тканями и т. д. Ольвия уже в

III - II веках до Рождества Христова стала подвергаться опустошениям и

окончательно пала в III веке по Рождеству Христову. Пантикапея сделалась

центром богатого Босфорского царства, также начавшего падать со II века нашей

эры. От всех этих городов остались теперь только немногие развалины, а

главным образом: гробницы, отчасти в виде высеченных в скале катакомб или

камер со сводами, отчасти в виде ям в земле, с насыпанными над ними

курганами. Эти греческие могилы оказываются часто богато украшенными; умершие

помещались в богатых саркофагах, в одеждах, убранных золотыми блестками:

мужчины - в шлемах, с оружием, женщины - с золотыми диадемами, ожерельями,

браслетами, перстнями, иногда и с золотыми масками. Вообще могилы эти дали

наибольшее количество золотых украшений, изящной художественной работы V -

III веков до нашей эры; наиболее полное представление о ювелирных

произведениях лучшей поры греческого искусства дают коллекции санкт-

петербургского Эрмитажа. Кроме того, здесь были находимы скульптурные

произведения, мраморные статуи и барельефы, глиняные статуэтки и маски,

многочисленные надписи на мраморных досках, изящные терракоты, амфоры и т. д.

Эти произведения греческого искусства распространялись и среди скифов,

особенно среди их вождей и знатных лиц, снабжавших этими вещами и своих

умерших. Предпочитались варварами предметы более им понятные, и греческие

художники умели, по-видимому, приспособляться к этому, изготовляя, например,

предметы конского убора, бляхи для налучьев, с изображением оленей и других

животных, золотые и серебряные сосуды с изображением скифов, прекрасные

филигранные ожерелья и серьги для женщин и т. д. Скифские курганы встречаются

иногда рядом с греческими, и различать их не всегда легко: ближайшие к

городам скифы были, вероятно, сильно эллинизированы, а греческие поселенцы

усваивали себе постепенно некоторые скифские обычаи и вкусы. Но вообще в

скифских могилах встречается более предметов варварского стиля, а большие

курганы так называемых скифских царей указывают на особые, не свойственные

грекам обычаи погребения. В этих курганах погребальная камера лежит на

значительной глубине и соединенной с боковыми камерами; в главной камере

погребался царь с его женой, а в боковых - воины и кони, все с дорогими

украшениями, оружием, металлическими и глиняными сосудами и т. д. При кончине

царя, очевидно, убивались также его жена, слуги, лошади, для сопутствования

ему на тот свет, и полагались, вместе с одеждами, оружием, украшениями,

запасами пищи и т. д., в обширную могилу. Очень часто главная камера в таких

курганах оказывается ограбленной, но боковые иногда уцелели от расхищения, и

в них-то обыкновенно и находят ценные вещи. Кроме следов греческого влияния,

в скифских могилах, именно в характере и стиле некоторых предметов, находили

аналогии с сибирскими древностями. По всей вероятности, уже тогда

существовали сношения между Черноморьем и Приуральем, чем можно объяснить,

между прочим, и богатство скифско-греческих могил золотом. Скифы

господствовали в нынешней южной России до II столетия до Рождества Христова,

когда они подпали под власть тоже пришедших из Азии сарматов, живших во

времена Геродота еще к востоку от Дона. Сарматы были арийским племенем; об

отношении их к скифам не известно ничего определенного. Древние писатели

часто смешивают названия этих племен и переносят данные об одном на другое;

вообще, по-видимому, нравы их представляли много сходного, хотя, кажется,

сарматы были народом оседлым и занимались земледелием. Ввиду того, что среди

сармат также распространялись произведения греческого искусства и

промышленности и устраиваемые ими курганы выказывают сходную со скифскими

обстановку погребений, различать те и другие весьма трудно, почему некоторые

исследователи и пользуются общим названием курганов "скифо-сарматских".

Единственная точка опоры в этом случае дается характером греческих

художественных изделий, оценка которого может быть, однако, предметом споров.

Чертомлыцкий курган (в 20 верстах к северо-западу от Никополя, на Днепре),

раскопанный И.Е. Забелиным, ранее, например, всеми признавался скифским, а в

последнее время профессор Н.П. Кондаков отнес его к II - I векам до нашей

эры и признал сарматским. Подобное различие взглядов проявлялось и

относительно находившегося близ Керчи Куль-обского кургана, давшего массу

ценных предметов. Между прочим, в обоих курганах найдено по сосуду, в Куль-

обском - золотой (или, точнее, из электрона - справа золота с серебром), в

Чертомлыцком - серебряный, с весьма любопытными изображениями на них скифов и

сарматов. Греческие изделия распространялись, вероятно, и за пределы обитания

собственно скифов: они были находимы в некоторых курганах губерний Киевской и

Черниговской, в областях Донской и Кубанской. В предгорьях Кавказа эта

древняя культура, с ее своеобразными, богато обставленными курганами,

продолжала бытовать, по-видимому, и после того, как в Новороссийском крае она

уже уступила место другим наслоениям. Во II-м веке нашей эры на северных

берегах Черного моря появилось германское племя готов, перешедших сюда из

своих прежних поселений у Балтийского моря, и господствует здесь до IV века,

когда оно было вытеснено на запад гуннами. Ранее еще началось влияние римлян,

которые в 64 г. до Рождества Христова, по смерти царя Митридата, овладели

Босфорским царством. С развитием торговых сношений римлян началось

распространение в нынешней России римских императорских монет II - IV веков.

Масса кладов с такими монетами найдена в Юго-западном крае, а отчасти и

далее, во внутренней России. Изделия, приписываемые готам, часто встречаются

совместно с предметами римского искусства и промышленности. Готы усвоили себе

многие характерные черты азиатского художественного стиля, передав его

отчасти и другим германцам. В готских древностях мы видим любопытное

сочетание западных форм, - например, мечей, фибул, - с варварскими, богатыми,

но пестрыми, азиатскими украшениями, из драгоценных камней, гранатов,

цветного стекла (красной эмали) и т. д. Предметы этого так называемого

"готского" стиля находили в Крыму, на берегах Азовского моря и даже во

внутренней России (например, в Калужской губернии). Типичные готские могилы в

России, однако, указать трудно, и обыкновенно в классификации русских

древностей за скифо-сарматской эпохой ставят непосредственно славянскую,

начиная ее с V-го или VI-го века. Древнейшие могилы славян, однако, различать

трудно, тем более, что мы не знаем, когда собственно поселились славяне в

России. Легенда о приходе славян с Дуная, которую некогда думали приурочить,

по времени, к эпохе распространения в России кладов римских императорских

монет первых веков нашей эры, не выдерживает критики; подобные клады были

находимы в северной Германии, Скандинавии, Галлии, и распространение их

объясняется торговыми сношениями, как и последующее распространение

византийских и восточных монет. Есть основание думать, что славяне жили в

юго-западной России со времен незапамятных, может быть, с эпохи каменного

века, но не выступали как господствующее племя и были известны под другими

названиями. Хорографическая и топографическая номенклатура не противоречит

такому допущению, тогда как далее к северу и востоку мы встречаемся уже с

инородческой номенклатурой, на севере - с финской, на востоке - с тюркской,

свидетельствующей о первоначальном инородческом заселении этих областей.

Несомненные славянские могилы обозначаются в Р. лишь в более позднюю эпоху, в

IX - XI веках. Некоторые ученые, избегая этнографических названий, предлагали

называть эту эпоху византийской, по характеризующим ее следам византийского

влияния. Признаками славянских могил (курганов) является их относительная

бедность: золото встречается очень редко, серебро чаще, но обыкновенно

плохого достоинства, также бронза; оружие железное - топоры, реже мечи,

наконечники копий и стрел, кольчуги, реже железные шлемы и щиты (или точнее,

средняя часть щитов, итва; остальной щит был из кожи); обычны также железные

ножики; из украшений характерны височные кольца (серебряные или бронзовые),

обыкновенно с загнутым S-образно одним концом, заплетавшиеся по нескольку в

волоса на висках или прикреплявшиеся к головному убору; шейные разомкнутые

обручи или гривны (сплошные, витые, цепотчатые); серьги (серебряные, иногда

золотые), из колечка с нанизанными на нем тремя, часто шиповатыми или

гранеными, шариками; браслеты, перстни; вместо фибул - простые пряжки; горшки

довольно грубой работы, с простым орнаментом из прямых или волнистых,

поперечных линий; огнива, оселки, пряслицы, костяные гребешки, железные

серпы, остроги, удила и стремена; бусы разного вида и состава; иногда

византийские и восточные монеты, крестики и образки. Курганы разных областей

представляют вариации в своем устройстве и в обстановке погребений; можно

различать, например, курганы древлянские, северянские и т. д. Некоторые,

впрочем - например, полянские (по Антоновичу), с погребениями на коне, -

приписываются иногда тюркским народностям, например, печенегам (по

Бранденбургу), хотя обычай погребать воина с его лошадью был распространен,

по-видимому, у многих народов. Н.И. Веселовский встретился с ним особенно в

курганах северного Кавказа, где найден один большой курган с сотнями конских

скелетов. Замечательна еще наличность во многих славянских могилах следов

трупосожжения, двумя способами: при одном труп полагался в одежде, с оружием,

украшениями и т. д., на костер, который сожигался, и на кострище этом

насыпался курган; при другом сожжение происходило в особом месте, с которого

собирался потом пепел и останки вещей и полагались в погребальную урну,

которая и хоронилась, иногда с другими сосудами (с пищей?). Первый способ

обнаружен в больших черниговских (княжеских) курганах, раскопанных господином

Самоквасовым; он нашел там, между прочим, большой железный меч с серебряной

насечкой на рукояти (скандинавского типа), железные шлемы, среднюю часть

щита, удила, стремена, два турьих рога с серебряной окладкой, на которой

вычеканены любопытные сцены охоты, две византийских монеты IX века и т. д. В

Гнездовских курганах Смоленского уезда, раскопанных В.И. Сизовым, найдены,

между прочим, большие скорлупчатые фибулы (скандинавско-балтийского типа),

железная кольчуга, шлем умбо щита, меч, арабские монеты X века и т. д. Могилы

с погребальными урнами находят в Польше и вообще в бассейне Вислы. Обычай

трупосожжения появился в западной Европе в отдаленные времена, несомненно - в

бронзовую эпоху, и продолжался в железном веке, в эпоху славянских курганов,

но здесь лишь местами, в меньшем числе случаев и притом в сравнительно

древних могилах (X век); иногда его следы находят рядом с могилами,

заключающими в себе погребения (скелеты), причем и там и тут оказываются вещи

одинакового характера. С принятием и распространением у славян христианства

обычай хоронить под курганами мало-помалу прекратился и заменился погребением

при церквах, на кладбищах. Поэтому курганы позднейших веков (XII - XVI

столетий), встречающиеся в южной России, приписывают обыкновенно тюркским

кочевникам; весьма вероятно, что им же должны быть приписаны и некоторые

более древние курганы (например с остатками коней). Кроме курганов, остатки

древнеславянской культуры встречаются на многих городищах (см.), в слоях

разных отбросов и т. д., а также в кладах ценных вещей, зарытых особенно в

эпоху татарского нашествия (в XIII веке) и найденных, например, в Киеве,

Чернигове, Владимире, Старой Рязани, в Каневском уезде, в Гнездове и т. д.

Чем далее на север, тем славянские могилы труднее отличаются от могил

литовских и финских. Более древние финские могильники, V - VIII веков

(например, в губерниях Рязанской, Тамбовской, Витебской), отличаются

отсутствием курганных насыпей, т. е. представляют не курганы, а кладбища;

кроме того, в них не встречается некоторых видов украшений и, наоборот,

изобилуют разные более или менее массивные, шумящие (т. е. снабженные

висящими лапками, колокольчиками, бубенчиками) подвесками. Главное культурное

влияние на эту эпоху шло здесь с востока, вверх по Волге, вместе с

распространением восточной торговли. В эпоху Сасанидов эта торговля

распространяла в бассейне Камы и Вятки, а отчасти и за Уралом, серебряные

блюда, кувшины и т. п., часто с характерными изображениями животных,

охотничьих сцен и т. д.; таких изделий много в Императорском Эрмитаже. Под

влиянием этих сношений с Востоком в Поволжье развился местный торговый и

культурный центр, Болгары (в Казанской губернии), распространявший

произведения своей промышленности по всей средней России, даже до Балтийского

моря, откуда шло другое, западное влияние. Курганы, раскопанные графом

Уваровым во Владимирской и Ярославской губерниях, были приписаны им мерянам;

финскими считаются также курганы в губерниях Московской, Тверской,

Костромской, Петербургской. Различить курганы финские и славянские трудно

потому, что в их обстановке мы находим много сходного, равно как в характере

и стиле вещей (украшений), распространявшихся повсюду в России из одних и тех

же торговых центров. Кроме Болгар, на Волге такие центры существовали на юге,

особенно в Корсуне, а затем в Киеве. Корсунь (древний Херсонес) приобрел

особенно важное значение в византийскую эпоху, так как отсюда шло, главным

образом, распространение христианства, его символов (крестов, образков и т.

д.), а равно и других произведений византийской промышленности. Исследуемые в

последние десятилетия развалины Херсонеса могут быть сравниваемы с

развалинами Помпеи, и хотя уступают последним по количеству найденных

предметов (потому что Помпеи были засыпаны пеплом Везувия в короткое время, а

Херсонес разграблялся и опустошался в течение нескольких веков), но

превосходят их разнообразием представленных эпох, от скифско-греческой (за 4

и более веков до Рождества Христова) до византийско-славянской. Здесь найдены

остатки жилищ, храмов и несколько этажей могил, относящихся к разным эпохам,

на пространстве 14 - 15 веков. Будущим исследователям предстоит выяснить в

подробностях особенности древней славянской, финской и тюркской культуры в

пределах России, в связи с переживавшимися ими влияниями из стран, более

подвинувшихся вперед в гражданском, промышленном и художественном отношении.

Принимая, однако, во внимание, что финская и тюркская культуры в России

оказались неспособными к дальнейшему развитию и должны были уступить культуре

русско-славянской, создавшей русское государство, мы можем говорить, начиная

с IX-го века, уже о культуре русской, постепенно распространявшейся из Киева,

Смоленска, Новгорода и сложившейся затем в новый великорусский центр во

Владимире, Суздале, Рязани, Твери, Москве. Первоначальному развитию этой

культуры способствовали те влияния, которым она подвергалась, главным образом

со стороны Востока и Византии. Влияние Востока особенно усилилось в эпоху

Великого переселения народов. Они занесли в Европу новые вкусы и обычаи,

выразившиеся, между прочим, в характере украшений, в так называемом зверином

стиле, давшие толчок к новым архитектурным формам и т. д. Позже южная Русь

становится областью торгового обмена и оживленных сношений между Востоком и

Западом, между греко-восточной промышленностью, - сбывавшей свои изделия

через Кавказ и Крым и доставлявшей их по Волге в Болгары, и западной, -

шедшей из Варяг и из средней Европы. В великокняжескую эпоху в пределах

России существуют обширные и богатые рынки: Корсунь, Болгары, Итиль, Кафа,

Киев и др. Найденные клады вещей XII - XIII веков указывают на сравнительно

высокое развитие промышленного искусства, имевшего, по-видимому, уже русских

мастеров. Татарское нашествие затруднило, но не прекратило торговые сношения

с Востоком и Византией. При недавних раскопках (для постановки памятника

Александру II) в московском Кремле найдены обломки различных восточных

изделий XIV - XV веков, например, арабо-египетских стеклянных, с эмалевым и

золоченым орнаментом, персидского фаянса, сосудов сарайского типа и т. д.,

указывающие на продолжавшийся обмен с Востоком. Литература. Граф А. Уваров,

"Археология России и каменный век" (2 тома, Москва, 1881); А. Иностранцев,

"Человек каменного века на побережье Ладожского озера" (Санкт-Петербург,

1882); Нидерле, "Человечество в доисторические времена" (перевод под

редакцией Анучина, 1898); Aspelin, "Antiquites du Nord finno-ougrien"

(Гельсингфорс, 1877 - 84); "Memoires de la Soc. finno-ougrienne" (ib., статья

Heickel'я и др.); "Antiquites du Bosphore Cimmerien" (1854, red. p. S.

Reinach, Париж, 1892); граф Толстой и Кондаков, "Русские древности в

памятниках искусства" (5 вып., 1889 - 98); Кондаков, "Русские клады.

Исследование древностей великокняжеского периода" (I, Санкт-Петербург, 1896);

"О научных задачах истории древнерусского искусства" (1899); "Труды

археологических съездов": I в Москве (1869), 2 т. и атлас; II - в Петербурге

(1872), 2 т. и атлас; III - в Киеве (1875), 2 т. и атлас; IV - в Казани

(1878), 2 т.; V - в Тифлисе (1881), 2 тома; VI - в Одессе (1884), 4 тома; VII

- в Ярославле (1887), 3 тома; VIII - в Москве (1890), 4 тома; IX - в Вильне

(1893), 2 тома; X - в Риге (1896), 2 вып. подг., и 2 т. "Материалы по

археологии Кавказа" (издание Московского Археологического общества, выпуски 1

- 7); "Материалы по археологии восточных губерний" (изданные им же, выпуски 1

- 3); "Древности" (изданы Московским Археологическим обществом, тома I - XV,

1865 - 1894, и "Труды" его восточной и других комиссий); "Археологические

Известия и Заметки", 1893 - 99; Отчеты Императорской Археологической

Комиссии, за года 1859 - 1896; "Материалы по археологии России" (изд.

Императорской Археологической комиссии, № 1 - 21); "Записки Русского (Санкт-

Петербургского) Археологического Общества" (т. I - XI); "Известия" того же

Общества, тома I - X; новая серия, том I - VIII; "Труды Восточного Отделения"

того же Общества (20 томов); "Записки Восточного Отделения" (9 томов);

"Записки Отделения Славянской и Русской Археологии" (4 тома) и много

отдельных изданий, например: "Киевский Софийский Собор" (4 вып.); Савваитов ,

"Описание старорусских утварей, одежд, оружия и прочего" (новое издание,

1896); Бранденбург, "Старая Ладога" (1895) и др.; граф Бобринский , "Курганы

у м. Смелы" (2 тома); "Древности Российского Государства" (роскошное каз.

издание, folio); "Древности Геродотовой Скифии" (издание Императорской

Академии Наук); Вельтман , "Московская Оружейная Палата"; "Альбом фотографий

с предметов московской Оружейной Палаты" (составлен под руководством

Филимонова); "Материалы по истории русской одежды и прочего" (издано по

Высочайшему повелению Прозоровым 1881, и сл., несколько выпусков); Забелин,

"Домашний быт русских царей и цариц". Сочинения по нумизматике: восточной -

Савельева, Френа , Тизенгаузена, русской - Черткова и Орешникова . Каталоги

отдельных собраний: графа Уварова, Поля, Киевского Университетского Музея

(монет), Московской антропологической выставки 1879 г., Московской

археологической выставки 1890 г., Рижской археологической выставки 1896 г.,

Леопардова, Ханенко , Щукина , Лемма , Московского Исторического Музея,

Санкт-Петербургского Эрмитажа, Минусинского, Томского музеев и др. "Труды"

обществ: Общества Любителей Естествознания, особенно Антропологического его

отдела, Московского Общества Истории и Древностей, Новороссийского Истории и

Древностей, Киевского Нестора Летописца , Казанских - Естествоиспытателей и

Археологии, Истории и Этнографии, Уральского Любителей Естествознания,

Географического и его сибирских отделов, Кавказского Общества Археологии и

др. Труды по древнему русскому зодчеству, издания памятников, труды Даля,

Павлинова , Султанова , Суслова . Труды по иконописи и народному искусству -

Буслаева , Филимонова, Ровинского , Покровского и др.; по орнаменту -

Стасова и т. д. Иностранные издания: Virchow, "Grabfeld v. Roban"; Chantre,

"Le Caucase" (5 т.); Martin, "L'age du bronze du Musee de Minoussinsk";

статьи bar. de Baye, Grempler, Heger. А. Анучин.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты