Реферат: Распад СССР. Jбъективные и субъективные причины

соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных

вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие

деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного

аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области

дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской "перестройке".

СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы.

Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета

правящих партий вызвали рост в них оппозиций. Обстановка в СССР курс на

"обновление социализма" привели к активизации оппозиционныхсил, усилению их

конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти

М.С.Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по

Организации Варшавского Договора. На встречах с руководителями этих стран он

разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе

"перестройки". Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества

с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между

предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс

М.С.Горбачева. Однако углубление "перестроечных" процессов, кадровые

перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их

неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о

преобразованиях в СССР.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за

восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии.

Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти

правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и

Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-

государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых

политических партий и общественных организаций. Устанавливались

демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и

приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели

к резкому обострению экономической ситуации. Крушение существующих порядков в

Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на

несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной

Германии.

Переход востсчно-европейских стран к парламентской демократии привёл к

распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет

Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991

г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и

государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во

внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то вначале 90-х годов

снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии

обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового

политического курса.

СССР И СТРАНЫ МИРА.

Обновлённые подходы к решению международных вопросов явились основой широкого

сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986-1987 гг. состоялись

несколько встреч М.С.Горбачёва с президентами США (Р.Рейганом, затем с

Дж.Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987) предусматривали

уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет

средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о

сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).Претворение в

жизнь достигнутой договорености вызывало разную реакцию в правящих кругах

обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного

аппарата, эта акция серьёзно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского

Экономического Сообщества (ЕЭС) Подписанные между ними соглашения создавали

благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский

Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось

всесторонним контактам с государствами Северной Европы-Швейцарией, Норвегией,

Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении природных

богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и стран

Юго-Восточной и Южной-Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии

создали условия для урегулирования отношений с Китайской Народной

Республикой. В 1989 г. М.С.Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В

короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и

восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения

установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею договорённость предусматривала

совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они привели к

восстановлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих

международному законодательству в области прав человека, в частности указ о

выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление

взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Советский Союз занял чёткую позицию во время войны в Персидском заливе,

причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета

Безопасности ООН с осуждением действий иракских властей (осень 1990 г.) В

ноябре того же года президенту СССР М.С.Горбачёву была присуждена Нобелевская

премия мира. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению

последствий "холодной войны", ливидации неприязни и недоверия в его

отношениях с другими государствами.

ОБОСТРЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская,

Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская,

Литовская, Молдавская, РСФСР, Талжикская, Туркменская, Узбекская, Украинская

и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек-представители

свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в

СССР был решён в принципе национальный вопрос и произошло фактическое

выравнивание республик по уровню политического, социального-экономического и

культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики

породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях

гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический

кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял

межнациональную напряжённость.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями

вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с

обострением проблем загрязнение окружающей среды, ухудшением экологической

обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде

неудовлетворённость на местах порождалась недостаточным вниманием союзных

органов власти к потребностям республик, диктатором центра при решении

вопросов локального характера. Центрами объединяющими местные оппозиционные

силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на

Украине, "Саюдис" в Литве и др.) Они стали главными выразителями идей

государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.

Руководство страны окозалось не готовым к решению проблем, вызываемых

межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского

движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против руссификации в Алма-

Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г.Колбина, русского по

национальности, первым секретарём компартии Казахстана. Открытие формы

приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в

Белоруссии. Общественность возглавляемая народными фронтами, требовала

обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о

депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов

Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв

репрессий под Куропатами (Белоруссия) Участились вооружённые столкновения на

почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за

Нагорного Карабаха-территории, населённой по преимуществу армянами, по

находившейся в составе АзССР. Вооружённый конфликт между узбеками и турками-

месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал

Новый Узень (Казахстан). Появление тысячбеженцев-таков был один из

результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течении нескольких

дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями

демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость

Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение её из состава

Грузинской ССР выступило абхазское население.

"ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ"

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках

Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании

родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения

численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на

обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на

первое место в их программах вышло требование обособления экономики

общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить

управление народным хозяйством в местных управленчиских структурах и признать

приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на

выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы

одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они

объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В

ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный

Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией,

Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о

суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о

государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся

приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал

Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической

жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных

депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских

Социалистических Республик и его преобразование в демократическое

федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции

союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что

основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских

декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и

демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с

постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса

о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За

сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании

лиц.

ФИНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарёво (подмосковной резиденции президента СССР)

состоялись переговоры М.С.Горбачёва с руководителями девяти союзных республик

по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали

идею создания обновлённого Союза и подписания такого договора. Его проект

предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической

федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре

органов власти и управления,принятие новой Конституции,изменение

избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991

г.

публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в

обществе.Приверженцы М.С.Горбачёва видели в этом акте возможность снижения

уровня конфронтации и предотвращения опастности гражданской войны в стране.

Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании

временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось

провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о

системе и порядке формирования общесоюзных органов власти.Группа учёных-

обществоведов выступила с протестом против пректа договора.Подготовленный к

подписанию документ был расценён как результат капитуляции центра перед

требованиями национал-сеператистских сил в республиках. Противники нового

договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад

существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического

кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами

оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и

остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачёв был отстранён от власти.

Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С.Горбачёва-в связи

с состоянием его здоровья-исполнять президентские обязонности. В стране

вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и

забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по

чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-призедент Г.И.Янаев,

премьер - министр В.С.Павлов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны

Д.Т.Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими

задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной

и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача:

восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска.

Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие

работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент

России Б.Н.Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти.

Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.Объявлялось

о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории

республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Ельцина прекращалась

деятельность КПСС. 23 августа бал положен конец её существованию как правящей

государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа

заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем другие

республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание

руководителей трех суверенных государств-России(Б.Н.Ельцин),

Украины(Л.Кравчук) и Белоруссии (С.Шукшевич). 8 декабря они заявили о

прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности

государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута

договорённость о создании СНГ-Содружества Независимых Государств. Союз

Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же

года к Содружеству Независимых Государств присоединились ещё восемь бывших

республик (Алма-Атинское соглашение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Перестройка",задуманная и осуществлённая частью партийно-государственных

лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества,

закончилась. Её главным итогом стали распад некогда могучего

многонационального государства, завершение советского периода развития в

истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали

президентские республики. Среди руководителей суверенных государств

находидись многие бывшие партийные и советские работники.Каждая из прежних

союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской

Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б.Н.Ельцину и

поддерживающим его демократическим силам.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты