Реферат: Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века

как английские товары получались в это время на американских судах. Но это

продолжалось только до восстановления отношений с Англией в 1812 году.

В 1824 году с Соединенными Штатами был заключен торговый договор, который

предоставлял подданным обоих государств свободу плавания и рыбной ловли в

Тихом океане и установил границу русских владений в Америке. С этого времени

начал быстро увеличиваться ввоз в Россию американского хлопка и к 50-м годам

достиг значительных размеров.

В характере русского вывоза и ввоза произошли некоторые изменения сравнительно с

XVII веком. Россия по-прежнему вывозила преимущественно сырье, а получала из-за

границы материалы для обработки и изделия загра-ничных фабрик. Несмотря на

высокие пошлины по тарифу 1822 года, привоз иностранных товаров вообще за

вторую четверть XIX века удвоился, а привоз изделий даже учетверился. В XVIII

веке значительную часть русского вывоза за границу составляли русские изделия

(преимущественно из льна и пеньки). В середине XVIII столетия, например, они

составляли 40% русского вывоза. Но к концу XVIII века их вывоз начинает быстро

падать и в XIX веке играет уже совсем ничтожную роль: в 1802-1804 годах они

составляют уже 10% вывоза, а в 1851-1853 годах - только 2,5%. Взамен этого, со

времени присоединения Новороссии, начинает быстро возрастать экспорт хлеба за

границу, и хлеб мало-помалу становится главным предметом русского вы-воза.

Особенно велик был вывоз хлеба за границу в 1816-1817 и 1845-1846 годах, когда

в большинстве стран Западной Европы были сильные неурожаи. В конце XVIII века в

среднем вывозилось хлеба на 1 миллион рублей еже-годно, в 1812-1815 годах - на

4,3 миллиона рублей серебром, в 1826-1830 годах - на 9,1 миллиона, в 1846-1850

годах - на 33,3 миллиона.34 В начале XIX века вывоз хлеба составлял

10,5, а в 1846-1850 годах - уже 31,3% всего вывоза. В весовом выражении

динамика вывоза хлеба была следующей: за 1801-1805 годы было вывезено 19,783

миллиона пудов, а за 1845-1850 годы - уже 51,21 миллиона пудов. В целом за сто

лет, с 1759 по 1860 год, вывоз хле-ба в натуральном выражении возрос в 125 раз,

а в стоимостном - в 460 раз.35

Общий оборот русской внешней торговли за первую половину XIX века возрос более,

чем вдвое: в 1801-1805 годах он достигал в среднем 84,3 миллиона рублей

серебром (вывоз - 50,1 миллиона, ввоз - 24,2 миллиона). В 1846-1850 годах вывоз

был равен 100,2 миллиона рублей серебром, ввоз 87,7 миллиона, а общий оборот

187,9 миллиона.36

В это же время прекратился вывоз железа и парусного полотна (важная статья

российского экспорта в XVIII века). В импорте преобладали про-мышленные

товары и предметы роскоши, тогда же начался ввоз машин. Крупнейшими портами,

через которые велась внешняя торговля, являлись Санкт-Петербург, Рига на

Балтийском море и Одесса на Чёрном море.

При этом баланс торговли оставался активным (см. приложение), хотя и не

позволял российскому правительству стабильно наращивать золотые запа-сы в

связи с тем, что был подвержен заметным колебаниям.

Так, во время министерской деятельности Канкрина (по 1838 год) актив-ное сальдо

составляло около 1 миллиарда рублей. Поэтому с 1817 по 1838 год было начеканено

золотой монеты на 200 миллионов рублей.37

Правда, вывоз благородных металлов из России был огромным, так как дворянство

"блуждало" по курортам и "злачным местам" Западной Европы. В 50-х годах XIX

века экспорт товаров по европейской границе значительно превышал импорт, но

одновременно вывоз благородных металлов превзошёл ввоз в 1857 году на 9,34

миллиона рублей, в 1858 году - на 19,6 миллиона, в 1859 году - на 20,97

миллиона рублей.38

Всё это показывает, что в сфере внешней торговли России тоже могли формироваться

крупные капиталы. Русские купцы втридорога продавали в глухих местах

иностранные товары. Вместе с тем они по дешёвке скупали сырьё и хлеб, сбывая их

экспортёрам по более высоким ценам. Как отме-чалось в материалах одной

комиссии, чердынские купцы в торговле с пе-чорцами получали прибыль в размере

150% на вложенный капитал. На Нижегородской ярмарке купцы продавали свои товары

по разным ценам в одной и той же лавке, в одно и то же время. И, хотя купцам

приходилось списывать со своих счетов сотни тысяч неоплаченных векселей, эти

потери компенсировались "чрезвычайными прибылями".39

Глава IV. Транспорт.

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В

первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по

рекам. Еще в XVIII века была построена Выш-неволоцкая система каналов,

связавшая с Петербургом реки Волжского бас-сейна. В 1810 году открылся новый

путь в том же направлении - Мариинская система. На следующий год стала

действовать Тихвинская система. Судо-ходство на юге и в центре страны, где

реки были полноводны, глубоки и неторопливы, сильно отличалось от судоходства

на северных реках, мелких, узких и порожистых. Поэтому на юге и севере

применялись разные типы судов. Местом перегрузки был Рыбинск. Пристани между

Петербургом и Рыбинском назывались верхними, а более отдаленные от столицы -

низовыми. Караваны, отправлявшиеся от верхних пристаней, достигали Пе-

тербурга в одно судоходство. Грузы из низовых пристаней, перезимовав в пути,

доставлялись в Петербург лишь на следующий год. По рекам в Пе-тербург шли

хлеб, лес, пенька из центральных губерний, железо с Урала. В обратном

направлении отправлялись изделия столичной и зарубежной про-мышленности.

Основные грузовые перевозки осуществлялись по рекам в летнее время года. Суда

перемещались бурлаками (вместе с портовыми груз-чиками их численность в 1850-

х годах достигала 500 000 человек). Перевозка грузов на подводах по плохим

дорогам обходилась гораздо дороже и зани-мала больше времени. Кроме того по

реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем -

преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто становились

непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с

кладью с низовьев Волги до Петербурга, как было уже сказано выше, можно было

только за две нави-гации: за первое лето суда доходили только до Рыбинска и

здесь зимовали. Поэтому и оборот капитала был замедленным: товары в дороге

значительно дорожали. Назрела острая необходимость в промышленном перевороте

на транспорте.

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. В 1816 году сгорел

волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская яр-марка переехала в

Нижний Новгород. Ежегодно в июле-августе сюда стека-лось множество товаров,

отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Общая

сумма проданного товара достигала нес-кольких миллионов рублей. Действовали и

другие ярмарки - в Ростове Великом, в Ирбите, на Урале. На ярмарках и базарах

Северного Кавказа встречались казаки, русские переселенцы, горцы, купцы из

Центральной России. Горские товары (скот, шерсть, кожи, ремесленные изделия)

обме-нивались на зерно, ткани, чай, сахар.

И все-таки на ярмарки и торжища вывозились далеко не все товарные излишки,

производившиеся в России. У помещиков и некоторых зажиточных крестьян

скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в про-мышленности,

потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 го-ду на заводе Берда в

Петербурге был построен первый пароход, пущенный по Неве в 1815 году. В 1833

году на водных путях работали 40 грузопас-сажирских и буксирных пароходов, в

1860 году - около 400 (в том числе около 200 на Волге, которая оставалась

главной транспортной артерией стра-ны). К 1860 году только по Волге и её

притокам ходило уже около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась

паровой тягой.40

Морские пароходы появились у нас в 30-х годах XIX века, а в 40-х годах уже

существовали регулярные рейсы между Петербургом и гаванями Бал-тийского моря,

но в большинстве случаев эти суда принадлежали ино-странным предпринимателям.

В 1837 году открыта первая в России Царскосельская железная дорога

(протяженностью около 27 км). Эта дорога была построена, в сущности, как

увеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на паровозе был

установлен органчик, игравший популярные мелодии. Но дорогой заинтересовались и

деловые люди, потому что, как писали газеты, выпи-санные из Англии паровозы

"ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель, и, кроме

пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и

разные экипажи".41 До этого существовало представление, что в России

железные дороги смогут действовать только летом: зимой рельсы утонут в снегу.

В 1843-51 годах построена первая железная дорога хозяйственного значения

Санкт-Петербург - Москва (с 1855 года - Николаевская железная дорога,

протяжённостью 644 км). В 1839-1848 годах строится Варшавско-Венская железная

дорога, связавшая Россию с Западной Европой.

Всего же в середине XIX века в России имелось 1004 км железных дорог (в

Великобритании 10 000 км, в Германии свыше 6 000 км).

С 1817 года правительство начало строить первое в России шоссе между Санкт-

Петербургом и Москвой. Строительство его было окончено в 1830 году.

Развитие транспорта в итоге привело к значительному скачку в развитии

торговых отношений, новое значение стала приобретать ярмарочная торгов-ля,

ускорение товарооборота стимулировало складывание в стране цен одно-го

порядка, страна получила новые возможности в сфере регионального раз-деления

труда, повышения эффективности своего хозяйства.

Глава V. Итоги развития транспорта и торговли.

С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во

внутренней торговле России первой половины XIX века происходят ка-чественные

сдвиги.

Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэкви-валентно высокие

прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигант-ской разницы цен в разных

городах. Теперь торговые связи растут, стано-вятся все более стабильными, и

разница цен все более уменьшается. К тому же в процессе имущественного

расслоения деревни появляется мощный слой "торгующих крестьян", которые

конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всем этим купеческая прибыль

падает. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно.42

Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода перво-начального

накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот пе-риод

заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться в

производство. И в первой половине XIX века купеческие капиталы пере-ливаются в

промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т.е. богатейших

купцов России, владело промышленными пред-приятиями.43

Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило меньше

10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров

закупает товары на месте производства и до-ставляет потребителям, минуя

ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью. Ведь при ярмарочной

торговле прибыль делится между двумя купцами: тем, который доставил товар на

ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления. Когда

прибыль достигала 50-100 % на ка-питал, её можно было делить между двумя

контрагентами, но когда она падала до 7-9%, это уже теряло смысл.44

Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская

увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмарках существенно

изменился - теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где

заключались предварительные торговые сделки без товара. "За одним обедом или

чаем, - писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, - принимаются

важнейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых

будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее, в Москве".45

Внешняя торговля по-своему отразила кризис феодально-крепостни-ческой

системы: в экспорте резко сократилась доля промышленных товаров (железа,

парусины). Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб.

Россия стала господствовать на европейском хлебном рынке (только в 50-х годах

с ней начинают конкурировать США).

Пока в мировой промышленности господствовала мануфактура, про-дукция,

производимая в России дешевым крепостным трудом, легко завое-вывала

заграничные рынки. Но теперь эта продукция уже не могла конку-рировать с

фабричной продукцией Запада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся и

поглощал все больше промышленных товаров.

Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII веке ввозились,

в основном, потребительские товары - предметы роскоши, ткани и т.п., то

теперь на первое место выдвинулся хлопок, на второе - машины, т.е. товары

производственного потребления. Это изменение состава импорта отражало рост

российской промышленности.

Итак, итогом полувекового развития российской экономики этого пе-риода стало

значительное расширение масштабов товарно-денежных отно-шений, усиление

торговых связей между различными регионами страны вследствие развития

транспорта, появление качественно новых особенностей функционирования рынка в

направлении его дальнейшей капитализации. Однако до полного исчерпания

феодализма в России дело еще не дошло, так как, несмотря на желание довольно

существенных сил, не поддавался рефор-мированию.

Заключение

Итак, мы рассмотрели особенности развития внутренней и внешней тор-говли

России, а также транспорта на протяжении первой половины XIX века. Каковы же

основные выводы в этом отношении?

Во-первых, время 1801-1850 годов стало временем становления единого

национального рынка России. Критерием, позволяющим дать подобную оценку,

является, к примеру, согласованность изменения уровня цен на те или иные

товары в различных регионах России в тот период.

Система взаимосвязанных местных рынков, которую в это время уже представлял

внутренний рынок страны в целом, включала три сферы торгов-ли - периодическую

(ярмарочную и базарную), стационарную и развозно-раз-носную. Причем,

вследствие примерно равномерного развития ярмарочной, базарной, лавочной и

развозно-разносной торговли на протяжении большей части первой половины XIX

века относительное значение отдельных сфер российского рынка радикально не

изменилось. Роль периодических форм торговли оставалась ведущей, и только во

второй трети XIX века удельный вес стационарной торговли увеличился.

Отдельные сферы внутреннего рынка при этом мало конкурировали между собой и

потому не подавляли, а скорее дополняли друг друга на основе разделения сфер

деятельности: стационарная торговля обслуживала преимущественно город, а

развозно-разносная и периодическая - деревню.

Важно заметить, что внутрероссийскому рынку было присуще единство, несмотря

на то, что он, являясь весьма сложным и громоздким организмом, создавал

условия для широкого распространения многоступенчатой посред-нической

торговли, а также, вследствие этого, замедленного товарооборота. Это единство

обеспечивалось складыванием специализации хозяйств отдель-ных районов страны,

формированием территориального разделения труда.

Здесь важно заметить, что образование единого внутрероссийского рын-ка ещё не

означало победы капиталистических отношений, а лишь, по-ви-димому, совпало со

складыванием в недрах феодально-крепостнической эко-номики России базиса

нового хозяйственного уклада и содействовало его развитию.

В первой половине XIX века были заложены основы дальнейшего фор-мирования

единого товарного рынка России и его преобразования в единый

капиталистический. Факторами этих процессов и стали углубление общест-венного

и территориального раздления труда, а также прогресс в области транспорта и

передачи информации.

В это время российская экономика продолжает интегрироваться в миро-вую.

Развиваются экспортные отрасли торговли. В первую очередь - хлебная. Свои

торговые обороты увеличивают черноморские и балтийские порты страны (как я

уже указал, за полвека они возросли в 50 раз), развивается торговля с Европой

(лидирующее место здесь принадлежало Англии), Азией (торговля здесь по-

прежнему сохранялась преимущественно в меновой и караванной форме), Америкой

(посредством торговых договоров и деятель-ности Российско-Американской

компании, главным предметом импорта в Россию отсюда постепенно стал хлопок).

К основным промблемам, возникавшим в это время у России в отно-шении развития

международной торговли, стоит отнести неконкуренто-способность отечественных

товаров в сравнении в дешевыми и качествен-ными импортными, а также часто

возникавшие факты притеснения российс-ких торговцев за рубежом, выражавшиеся,

к примеру, в накладывавшихся на российские суда дополнительных таможенных

пошлинах (корабельных сбо-рах).

Итак, в целом первую половину XIX века можно оценить как период значительного

качественного и количественного роста внутренней и внеш-ней торговли, чему в

значительной степени способствовало развитие транс-порта, период серьёзного

шага вперед к дальнейшему капиталистическому развитию российской экономики,

шага в том числе и со стороны власти (вспомним первые годы торгового

либерализма в период правления Алек-сандра I), а следовательно и к

дальнейшему укреплению позиций России на международной арене, в международной

торговле, что в свою очередь неиз-бежно ведёт к дальнейшему внутреннему

росту.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург,

1999 год.

2. См. выше.

3. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова)

- Москва,

1998 год.

4. См. выше.

5. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

6. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -

Москва, 1998 год.

7. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

8. См. выше.

9. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.

10. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

11. “История СССР” (И.А. Федосов) - Москва, 1992 год.

12. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,

1958 год.

13. См. выше.

14. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

15-24. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -

Москва, 1958 год.

25. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -

Москва, 1998 год.

26. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

27. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,

1958 год.

28. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -

Москва, 1998 год.

29. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) - Москва,

1958 год.

30. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

31. См. выше.

32. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,

1958 год.

33. См. выше.

34. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

35. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,

1958 год.

36. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -

Санкт-Петербург, 1994 год.

37. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,

1958 год.

40-45. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический

проект", 2001 год.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В.

Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

2. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург,

1999 год.

3. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический

проект", 2001 год.

4. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -

Москва, 1958 год.

5. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова)

- Мос-ква, 1998 год.

6. "Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине

XIX века" (Б.Н. Миронов) - Ленинград, 1981 год.

7. "История экономических учений. Экономическая история России” (Н.Н.

Хме-левский) - Москва, 1995 год.

8. "Лекции по русской истории XIX века" (Н.А. Троицкий) - Саратов, 1994

год.

9. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) -

Москва, 1958 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Баланс внешней торговли России в первой половине XIX века

(в тыс. руб., в среднем за пятилетие)

Годы

Вывоз

Ввоз

Сальдо

1801-180575 10852 76522 343
1806-181043 16931 81911 350
1811-181561 98639 10622 880
1816-182091 71270 04921 663
1821-182581 37272 2509 122
1826-183085 71579 6876 028
1831-183594 31980 99913 320
1836-1840118 435101 09617 339
1841-1845132 323119 86412 459
1846-1850151 757131 52220 235
1851-1855133 173129 9623 211
1856-1860225 594205 86619 728

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты