как английские товары получались в это время на американских судах. Но это
продолжалось только до восстановления отношений с Англией в 1812 году.
В 1824 году с Соединенными Штатами был заключен торговый договор, который
предоставлял подданным обоих государств свободу плавания и рыбной ловли в
Тихом океане и установил границу русских владений в Америке. С этого времени
начал быстро увеличиваться ввоз в Россию американского хлопка и к 50-м годам
достиг значительных размеров.
В характере русского вывоза и ввоза произошли некоторые изменения сравнительно с
XVII веком. Россия по-прежнему вывозила преимущественно сырье, а получала из-за
границы материалы для обработки и изделия загра-ничных фабрик. Несмотря на
высокие пошлины по тарифу 1822 года, привоз иностранных товаров вообще за
вторую четверть XIX века удвоился, а привоз изделий даже учетверился. В XVIII
веке значительную часть русского вывоза за границу составляли русские изделия
(преимущественно из льна и пеньки). В середине XVIII столетия, например, они
составляли 40% русского вывоза. Но к концу XVIII века их вывоз начинает быстро
падать и в XIX веке играет уже совсем ничтожную роль: в 1802-1804 годах они
составляют уже 10% вывоза, а в 1851-1853 годах - только 2,5%. Взамен этого, со
времени присоединения Новороссии, начинает быстро возрастать экспорт хлеба за
границу, и хлеб мало-помалу становится главным предметом русского вы-воза.
Особенно велик был вывоз хлеба за границу в 1816-1817 и 1845-1846 годах, когда
в большинстве стран Западной Европы были сильные неурожаи. В конце XVIII века в
среднем вывозилось хлеба на 1 миллион рублей еже-годно, в 1812-1815 годах - на
4,3 миллиона рублей серебром, в 1826-1830 годах - на 9,1 миллиона, в 1846-1850
годах - на 33,3 миллиона.34 В начале XIX века вывоз хлеба составлял
10,5, а в 1846-1850 годах - уже 31,3% всего вывоза. В весовом выражении
динамика вывоза хлеба была следующей: за 1801-1805 годы было вывезено 19,783
миллиона пудов, а за 1845-1850 годы - уже 51,21 миллиона пудов. В целом за сто
лет, с 1759 по 1860 год, вывоз хле-ба в натуральном выражении возрос в 125 раз,
а в стоимостном - в 460 раз.35
Общий оборот русской внешней торговли за первую половину XIX века возрос более,
чем вдвое: в 1801-1805 годах он достигал в среднем 84,3 миллиона рублей
серебром (вывоз - 50,1 миллиона, ввоз - 24,2 миллиона). В 1846-1850 годах вывоз
был равен 100,2 миллиона рублей серебром, ввоз 87,7 миллиона, а общий оборот
187,9 миллиона.36
В это же время прекратился вывоз железа и парусного полотна (важная статья
российского экспорта в XVIII века). В импорте преобладали про-мышленные
товары и предметы роскоши, тогда же начался ввоз машин. Крупнейшими портами,
через которые велась внешняя торговля, являлись Санкт-Петербург, Рига на
Балтийском море и Одесса на Чёрном море.
При этом баланс торговли оставался активным (см. приложение), хотя и не
позволял российскому правительству стабильно наращивать золотые запа-сы в
связи с тем, что был подвержен заметным колебаниям.
Так, во время министерской деятельности Канкрина (по 1838 год) актив-ное сальдо
составляло около 1 миллиарда рублей. Поэтому с 1817 по 1838 год было начеканено
золотой монеты на 200 миллионов рублей.37
Правда, вывоз благородных металлов из России был огромным, так как дворянство
"блуждало" по курортам и "злачным местам" Западной Европы. В 50-х годах XIX
века экспорт товаров по европейской границе значительно превышал импорт, но
одновременно вывоз благородных металлов превзошёл ввоз в 1857 году на 9,34
миллиона рублей, в 1858 году - на 19,6 миллиона, в 1859 году - на 20,97
миллиона рублей.38
Всё это показывает, что в сфере внешней торговли России тоже могли формироваться
крупные капиталы. Русские купцы втридорога продавали в глухих местах
иностранные товары. Вместе с тем они по дешёвке скупали сырьё и хлеб, сбывая их
экспортёрам по более высоким ценам. Как отме-чалось в материалах одной
комиссии, чердынские купцы в торговле с пе-чорцами получали прибыль в размере
150% на вложенный капитал. На Нижегородской ярмарке купцы продавали свои товары
по разным ценам в одной и той же лавке, в одно и то же время. И, хотя купцам
приходилось списывать со своих счетов сотни тысяч неоплаченных векселей, эти
потери компенсировались "чрезвычайными прибылями".39
Глава IV. Транспорт.
Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В
первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по
рекам. Еще в XVIII века была построена Выш-неволоцкая система каналов,
связавшая с Петербургом реки Волжского бас-сейна. В 1810 году открылся новый
путь в том же направлении - Мариинская система. На следующий год стала
действовать Тихвинская система. Судо-ходство на юге и в центре страны, где
реки были полноводны, глубоки и неторопливы, сильно отличалось от судоходства
на северных реках, мелких, узких и порожистых. Поэтому на юге и севере
применялись разные типы судов. Местом перегрузки был Рыбинск. Пристани между
Петербургом и Рыбинском назывались верхними, а более отдаленные от столицы -
низовыми. Караваны, отправлявшиеся от верхних пристаней, достигали Пе-
тербурга в одно судоходство. Грузы из низовых пристаней, перезимовав в пути,
доставлялись в Петербург лишь на следующий год. По рекам в Пе-тербург шли
хлеб, лес, пенька из центральных губерний, железо с Урала. В обратном
направлении отправлялись изделия столичной и зарубежной про-мышленности.
Основные грузовые перевозки осуществлялись по рекам в летнее время года. Суда
перемещались бурлаками (вместе с портовыми груз-чиками их численность в 1850-
х годах достигала 500 000 человек). Перевозка грузов на подводах по плохим
дорогам обходилась гораздо дороже и зани-мала больше времени. Кроме того по
реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем -
преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто становились
непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с
кладью с низовьев Волги до Петербурга, как было уже сказано выше, можно было
только за две нави-гации: за первое лето суда доходили только до Рыбинска и
здесь зимовали. Поэтому и оборот капитала был замедленным: товары в дороге
значительно дорожали. Назрела острая необходимость в промышленном перевороте
на транспорте.
В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. В 1816 году сгорел
волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская яр-марка переехала в
Нижний Новгород. Ежегодно в июле-августе сюда стека-лось множество товаров,
отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Общая
сумма проданного товара достигала нес-кольких миллионов рублей. Действовали и
другие ярмарки - в Ростове Великом, в Ирбите, на Урале. На ярмарках и базарах
Северного Кавказа встречались казаки, русские переселенцы, горцы, купцы из
Центральной России. Горские товары (скот, шерсть, кожи, ремесленные изделия)
обме-нивались на зерно, ткани, чай, сахар.
И все-таки на ярмарки и торжища вывозились далеко не все товарные излишки,
производившиеся в России. У помещиков и некоторых зажиточных крестьян
скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.
Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в про-мышленности,
потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 го-ду на заводе Берда в
Петербурге был построен первый пароход, пущенный по Неве в 1815 году. В 1833
году на водных путях работали 40 грузопас-сажирских и буксирных пароходов, в
1860 году - около 400 (в том числе около 200 на Волге, которая оставалась
главной транспортной артерией стра-ны). К 1860 году только по Волге и её
притокам ходило уже около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась
паровой тягой.40
Морские пароходы появились у нас в 30-х годах XIX века, а в 40-х годах уже
существовали регулярные рейсы между Петербургом и гаванями Бал-тийского моря,
но в большинстве случаев эти суда принадлежали ино-странным предпринимателям.
В 1837 году открыта первая в России Царскосельская железная дорога
(протяженностью около 27 км). Эта дорога была построена, в сущности, как
увеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на паровозе был
установлен органчик, игравший популярные мелодии. Но дорогой заинтересовались и
деловые люди, потому что, как писали газеты, выпи-санные из Англии паровозы
"ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель, и, кроме
пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и
разные экипажи".41 До этого существовало представление, что в России
железные дороги смогут действовать только летом: зимой рельсы утонут в снегу.
В 1843-51 годах построена первая железная дорога хозяйственного значения
Санкт-Петербург - Москва (с 1855 года - Николаевская железная дорога,
протяжённостью 644 км). В 1839-1848 годах строится Варшавско-Венская железная
дорога, связавшая Россию с Западной Европой.
Всего же в середине XIX века в России имелось 1004 км железных дорог (в
Великобритании 10 000 км, в Германии свыше 6 000 км).
С 1817 года правительство начало строить первое в России шоссе между Санкт-
Петербургом и Москвой. Строительство его было окончено в 1830 году.
Развитие транспорта в итоге привело к значительному скачку в развитии
торговых отношений, новое значение стала приобретать ярмарочная торгов-ля,
ускорение товарооборота стимулировало складывание в стране цен одно-го
порядка, страна получила новые возможности в сфере регионального раз-деления
труда, повышения эффективности своего хозяйства.
Глава V. Итоги развития транспорта и торговли.
С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во
внутренней торговле России первой половины XIX века происходят ка-чественные
сдвиги.
Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэкви-валентно высокие
прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигант-ской разницы цен в разных
городах. Теперь торговые связи растут, стано-вятся все более стабильными, и
разница цен все более уменьшается. К тому же в процессе имущественного
расслоения деревни появляется мощный слой "торгующих крестьян", которые
конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всем этим купеческая прибыль
падает. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно.42
Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода перво-начального
накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот пе-риод
заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться в
производство. И в первой половине XIX века купеческие капиталы пере-ливаются в
промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т.е. богатейших
купцов России, владело промышленными пред-приятиями.43
Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило меньше
10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров
закупает товары на месте производства и до-ставляет потребителям, минуя
ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью. Ведь при ярмарочной
торговле прибыль делится между двумя купцами: тем, который доставил товар на
ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления. Когда
прибыль достигала 50-100 % на ка-питал, её можно было делить между двумя
контрагентами, но когда она падала до 7-9%, это уже теряло смысл.44
Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская
увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмарках существенно
изменился - теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где
заключались предварительные торговые сделки без товара. "За одним обедом или
чаем, - писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, - принимаются
важнейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых
будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее, в Москве".45
Внешняя торговля по-своему отразила кризис феодально-крепостни-ческой
системы: в экспорте резко сократилась доля промышленных товаров (железа,
парусины). Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб.
Россия стала господствовать на европейском хлебном рынке (только в 50-х годах
с ней начинают конкурировать США).
Пока в мировой промышленности господствовала мануфактура, про-дукция,
производимая в России дешевым крепостным трудом, легко завое-вывала
заграничные рынки. Но теперь эта продукция уже не могла конку-рировать с
фабричной продукцией Запада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся и
поглощал все больше промышленных товаров.
Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII веке ввозились,
в основном, потребительские товары - предметы роскоши, ткани и т.п., то
теперь на первое место выдвинулся хлопок, на второе - машины, т.е. товары
производственного потребления. Это изменение состава импорта отражало рост
российской промышленности.
Итак, итогом полувекового развития российской экономики этого пе-риода стало
значительное расширение масштабов товарно-денежных отно-шений, усиление
торговых связей между различными регионами страны вследствие развития
транспорта, появление качественно новых особенностей функционирования рынка в
направлении его дальнейшей капитализации. Однако до полного исчерпания
феодализма в России дело еще не дошло, так как, несмотря на желание довольно
существенных сил, не поддавался рефор-мированию.
Заключение
Итак, мы рассмотрели особенности развития внутренней и внешней тор-говли
России, а также транспорта на протяжении первой половины XIX века. Каковы же
основные выводы в этом отношении?
Во-первых, время 1801-1850 годов стало временем становления единого
национального рынка России. Критерием, позволяющим дать подобную оценку,
является, к примеру, согласованность изменения уровня цен на те или иные
товары в различных регионах России в тот период.
Система взаимосвязанных местных рынков, которую в это время уже представлял
внутренний рынок страны в целом, включала три сферы торгов-ли - периодическую
(ярмарочную и базарную), стационарную и развозно-раз-носную. Причем,
вследствие примерно равномерного развития ярмарочной, базарной, лавочной и
развозно-разносной торговли на протяжении большей части первой половины XIX
века относительное значение отдельных сфер российского рынка радикально не
изменилось. Роль периодических форм торговли оставалась ведущей, и только во
второй трети XIX века удельный вес стационарной торговли увеличился.
Отдельные сферы внутреннего рынка при этом мало конкурировали между собой и
потому не подавляли, а скорее дополняли друг друга на основе разделения сфер
деятельности: стационарная торговля обслуживала преимущественно город, а
развозно-разносная и периодическая - деревню.
Важно заметить, что внутрероссийскому рынку было присуще единство, несмотря
на то, что он, являясь весьма сложным и громоздким организмом, создавал
условия для широкого распространения многоступенчатой посред-нической
торговли, а также, вследствие этого, замедленного товарооборота. Это единство
обеспечивалось складыванием специализации хозяйств отдель-ных районов страны,
формированием территориального разделения труда.
Здесь важно заметить, что образование единого внутрероссийского рын-ка ещё не
означало победы капиталистических отношений, а лишь, по-ви-димому, совпало со
складыванием в недрах феодально-крепостнической эко-номики России базиса
нового хозяйственного уклада и содействовало его развитию.
В первой половине XIX века были заложены основы дальнейшего фор-мирования
единого товарного рынка России и его преобразования в единый
капиталистический. Факторами этих процессов и стали углубление общест-венного
и территориального раздления труда, а также прогресс в области транспорта и
передачи информации.
В это время российская экономика продолжает интегрироваться в миро-вую.
Развиваются экспортные отрасли торговли. В первую очередь - хлебная. Свои
торговые обороты увеличивают черноморские и балтийские порты страны (как я
уже указал, за полвека они возросли в 50 раз), развивается торговля с Европой
(лидирующее место здесь принадлежало Англии), Азией (торговля здесь по-
прежнему сохранялась преимущественно в меновой и караванной форме), Америкой
(посредством торговых договоров и деятель-ности Российско-Американской
компании, главным предметом импорта в Россию отсюда постепенно стал хлопок).
К основным промблемам, возникавшим в это время у России в отно-шении развития
международной торговли, стоит отнести неконкуренто-способность отечественных
товаров в сравнении в дешевыми и качествен-ными импортными, а также часто
возникавшие факты притеснения российс-ких торговцев за рубежом, выражавшиеся,
к примеру, в накладывавшихся на российские суда дополнительных таможенных
пошлинах (корабельных сбо-рах).
Итак, в целом первую половину XIX века можно оценить как период значительного
качественного и количественного роста внутренней и внеш-ней торговли, чему в
значительной степени способствовало развитие транс-порта, период серьёзного
шага вперед к дальнейшему капиталистическому развитию российской экономики,
шага в том числе и со стороны власти (вспомним первые годы торгового
либерализма в период правления Алек-сандра I), а следовательно и к
дальнейшему укреплению позиций России на международной арене, в международной
торговле, что в свою очередь неиз-бежно ведёт к дальнейшему внутреннему
росту.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург,
1999 год.
2. См. выше.
3. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова)
- Москва,
1998 год.
4. См. выше.
5. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
6. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -
Москва, 1998 год.
7. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
8. См. выше.
9. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.
10. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
11. “История СССР” (И.А. Федосов) - Москва, 1992 год.
12. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,
1958 год.
13. См. выше.
14. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
15-24. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -
Москва, 1958 год.
25. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -
Москва, 1998 год.
26. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
27. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,
1958 год.
28. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -
Москва, 1998 год.
29. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) - Москва,
1958 год.
30. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
31. См. выше.
32. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,
1958 год.
33. См. выше.
34. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
35. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,
1958 год.
36. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) -
Санкт-Петербург, 1994 год.
37. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва,
1958 год.
40-45. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический
проект", 2001 год.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В.
Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.
2. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург,
1999 год.
3. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический
проект", 2001 год.
4. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) -
Москва, 1958 год.
5. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова)
- Мос-ква, 1998 год.
6. "Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине
XIX века" (Б.Н. Миронов) - Ленинград, 1981 год.
7. "История экономических учений. Экономическая история России” (Н.Н.
Хме-левский) - Москва, 1995 год.
8. "Лекции по русской истории XIX века" (Н.А. Троицкий) - Саратов, 1994
год.
9. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) -
Москва, 1958 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Баланс внешней торговли России в первой половине XIX века
(в тыс. руб., в среднем за пятилетие)
Годы | Вывоз | Ввоз | Сальдо |
1801-1805 | 75 108 | 52 765 | 22 343 |
1806-1810 | 43 169 | 31 819 | 11 350 |
1811-1815 | 61 986 | 39 106 | 22 880 |
1816-1820 | 91 712 | 70 049 | 21 663 |
1821-1825 | 81 372 | 72 250 | 9 122 |
1826-1830 | 85 715 | 79 687 | 6 028 |
1831-1835 | 94 319 | 80 999 | 13 320 |
1836-1840 | 118 435 | 101 096 | 17 339 |
1841-1845 | 132 323 | 119 864 | 12 459 |
1846-1850 | 151 757 | 131 522 | 20 235 |
1851-1855 | 133 173 | 129 962 | 3 211 |
1856-1860 | 225 594 | 205 866 | 19 728 |