Реферат: Развитие права в период утверждения абсолютизма

Реферат: Развитие права в период утверждения абсолютизма

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

ИСТОРИИ ОТЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

СТУДЕНТКИ 1 КУРСА

ЮРИДИЧЕСКОГО Ф-ТА

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ЗАВЕРИНОЙ Н.В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: доц. ЗЕМЦОВ В.С.

МОСКВА

1999

Тема: «РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД

УТВЕРЖДЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА

(КОНЕЦ XVII – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII ВВ.)»

ПЛАН.

1. Общие тенденции развития

права................................................................... 3

2. Систематизация правовых норм и первые попытки кодификации..... 4

3. Обязательственные

правоотношения............................................................ 5

4. Брачно-семейные

отношения...........................................................................

5

5. Административно-полицейское

право........................................................... 6

6. Уголовное

право....................................................................................................

8

6.1. Виды

преступлений...........................................................................................

8

7. Система

наказаний.............................................................................................

10

7.1. Виды

наказаний...............................................................................................

10

8. Судебный

процесс...............................................................................................

11

9.

Заключение...........................................................................................................

12

10. Список используемой

литературы.............................................................. 13

1. Общие тенденции развития права.

Основным источником права было Соборное Уложение 1649 г. Этот крупнейший свод

правовых норм частично изменялся и дополнялся царскими указами, боярскими

приговорами, соборными определениями, совместными узаконениями царя,

патриарха и боярской Думы, получившими общее название «Новоуказанных статей»,

число которых превысило полторы тысячи. Действовали и такие крупные

нормативно-правовые акты, как Новоторговый устав 1667 г., Новоуказанные

статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказанные

статьи о поместьях и Новоуказанные статьи о вотчинах 1676 г. и др. С конца

XVII в. делаются попытки разработать новое всеобъемлющее уложение, которые,

однако, не дали ощутимых результатов.

Нормотворчество шло по пути издания отдельных многочисленных узаконений.

Ежегодно издавалось в среднем по 160 законодательных актов. Они назывались

или по-старому: указы (о единонаследии, о форме суда и др.), уставы

(воинский, морской и др.), или заимствованными с Запада терминами: регламенты

(Генеральный, Духовной коллегии и др.), Артикул (воинский) и др. Были и

нетипичные названия нормативных актов: должности (Сената, генерал-прокурора),

Табель (о рангах), Плакат (о введении паспортной системы). Военно-

процессуальный закон назывался «Краткое изображение процессов и судебных

тяжб», а закон военно-строевого характера – «О экзерциции и приготовлении к

маршу». Эти акты, а также Артикул воинский, другие уставы фактически являлись

кодексами, в них разносторонне регулировались отраслевые правоотношения.

Регламенты и «должности» определяли порядок образования и деятельность

государственных органов и должностных лиц. Указы принимались не только царем-

императором (именные), но и всеми государственными органами, принимавшими

самостоятельные решения. Однако все эти указы (в том числе от Сената и

Синода) имели подзаконный характер и издавались на основе именных

законодательных актов, по письменному или устному указанию самодержца. В

целях упорядочения законотворческой деятельности было установлено, что

исполнению подлежат только те указы, которые зарегистрированы в Сенате. В

законотворчестве использовался опыт стран Западной Европы, широко

практиковалась иностранная лексика. Однако при этом учитывались и

отечественный опыт, и местные условия.

Наметившееся в предшествующий период разграничение законодательства по

отраслям в конце XVII – первой четверти XVIII вв. значительно углубилось.

Выделились военно-уголовное и военно-процессуальное законодательство. С

изданием Регламента Духовной коллегии, по сути, обособляется церковное

законодательство, оформляясь, как самостоятельная отрасль права. Вместе с тем

многие законодательные акты были комплексными, а Морской устав был, в

сущности, всеобъемлющим морским уложением, в котором не только всесторонне

регулировались военно-служебные и технические вопросы на флоте, но и

содержались нормы уголовно-правового и процессуального характера.

Законодательный акт стал основным источником права. На законодательном уровне

изменениям подвергались практически все правовые отрасли и институты. Наряду

с этим обычаи и традиции продолжали занимать значительное место в

регулировании отношений внутри крестьянских общин.

Имущественные правоотношения развивались на феодальной основе. Продолжавшееся

приближение поместного землевладения к вотчинному завершилось, с изданием в

1714 г. Указа о единонаследии, слиянием этих двух форм, получивших единое

название «имение». Имение и другая недвижимость наследовались только одним из

сыновей, а при отсутствии сыновей могли наследоваться одним зятем, который в

этом случае должен был взять фамилию наследодателя. Принцип майората в

наследовании имений должен был стимулировать государственную службу дворян.

Движимое имущество при наследовании по закону делилось между всеми сыновьями

наследодателя. Сохранялись ограничения на отчуждение имений.

Проводятся мероприятия по секуляризации церковных земель. Земли,

принадлежащие церковным организациям и монастырям в 1701 г. передаются в

управление созданному тогда Монастырскому приказу, а позднее – Синоду. Указом

1700 г. отменяются установленные соборным уложением ограничения в обращении

недвижимого имущества в городах, беломестцы уравниваются с чернотяглыми

людьми, влияние городской общины уменьшается, в то же время роль сельской

общины, как основного владельца казенных земель, увеличивается. Государство

берет под контроль распоряжение недрами, землями и лесами вне зависимости от

землевладения. Промышленные предприятия рассматривались казенным имуществом,

в чьем бы владении или пользовании они не находились. Юридического понятия

полной собственности вообще не существовало.

2. Систематизация правовых норм и первые попытки кодификации.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и кодификации. С 1649

по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За

период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов.

Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и

взаимоисключающих норм. Принцип законности не мог проводиться

последовательно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информация

о новых актах, несвоевременная их публикация.

Петровские преобразования потребовали более решительного формирования корпуса

правоведов – при этом был заимствован западный путь их подготовки: не через

практику и опыт правоприменительной работы, а через обучение теоретическим

основам юриспруденции. Уже с конца XVII в. принимается ряд энергичных мер как

для упорядочения законодательства, так и для развития теоретической

юриспруденции.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизации правовых

норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей

органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением

всего массива вновь принятых нормативных актов. Вторая задача заключалась в

обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых

норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект

Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25 глав),

но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об

уложении, была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовился пересмотр

Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе норм

Уложения и не противоречащих ему указов. Специальной комиссии поручалось

свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники.

Работу должна была проводить канцелярия Сената.

В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено принять в качестве

источника новых правовых норм шведские законы, включив в единый свод Соборное

Уложение, новые указы и шведский кодекс. Сенату было указано окончить

кодификационную работу (с учетом иностранного законодательства) к концу 1720

г.

Источниками этой кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга,

указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Главным

направлением кодификационной работы в это время было выделение норм,

направленных на укрепление и защиту государственного интереса.

С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двухсот заседаний.

Наконец, в 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он включал 4 книги:

«О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О

процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие

штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии

всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании).

Итак, результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод

военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области

материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс

перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней

иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид

правонарушения и назначал определенную санкцию;

2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям,

охватывал всю сферу нового административного законодательства. При подготовке

регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был

положен шведский Канцелярский устав 1661 г. Структура регламента ориентировала

на объекты регулирования: положения об обязанностях и должностях коллегий и

государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности,

установление состава и категории служащих, норм административной

ответственности;

3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии

и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название

Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и

толкованием закона по вариантам правоприменения, дополнявшим и изменявшим

предшествующее законодательство о наследовании.

Опыт кодификационной работы первой четверти XVIII в. показал, что развитие

права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались

отдельные своды норм. Своды троились на систематизации, рецепции и

обобщении практики правоприменения.

3. Обязательственные правоотношения.

Обязательственные правоотношения носили сословный характер. Так, податные

сословия были практически лишены права приобретать населенные земли.

Различные правовые последствия наступали при неисполнении обязательств.

Государство жестоко регулировало договорные правоотношения. Заключение сделок

в отношении фабрик и заводов допускалось только с разрешения Мануфактур - и

Берг-коллегий. Письменные договоры (в столицах) регистрировались в Оружейной

палате, Ратуше и Юстиц-коллегии. Крепостным (нотариальным) порядком

оформлялись договоры о недвижимом имуществе. Дарение недвижимого имущества

запрещалось. Указ о единонаследии не предусматривал обмен имениями.

Государство через полицию, местные органы управления, ратушу и магистраты в

городах активно регулировало торговлю, особенно в Петербурге, куда товары

поначалу везли неохотно. Оптовые перекупщики товара на пути в Петербург

преследовались. После пожаров ограничивалась цена на строительные материалы.

Для стимулирования деятельности Петербургского порта была сокращена

заграничная торговля через Архангельск.

Были установлены ограничения на договора заключение личного найма.

Несовершеннолетние могли наниматься на работу с согласия своих отцов, женщины –

с разрешения мужей, для крепостных требовалось наличие разрешительного

документа от помещиков или управляющих имениями. Эти договоры регистрировались

в полицейских органах. Широкое развитие получили договоры подряда и

поставки. Такие договоры на постройку, ремонт, поставку материалов и т.п.,

заключенные с казной, гарантировались поручителем. Поручительством

обеспечивался и договор займа. Договор поклажи заключался

крепостным порядком, но военнослужащие могли оставить вещи на хранение без

оформления договора, а утрата этих вещей хранителем рассматривалась как

хищение.

Интенсивный рост компаний в начале XVIII в. обусловил развитие договора

товарищества. Заключение и исполнение этого договора происходило под

надзором Мануфактур - и Берг-коллегий. Правительство оказывало содействие в

исполнении договорных обязательств. Однако четких форм организации товарищества

выработано не было. В целом же в регулировании обязательственных правоотношений

проявлялась тенденция к процедурной формализации. Государство, поощряя

предпринимательство, активно регулировало рыночные отношения.

4. Брачно-семейные отношения.

Расширялось государственное регулирование брачно-семейных отношений. В 1702

г. было узаконено как обязательный церковный обряд обручение, которым

завуалировался имущественный характер совершаемой при этом письменной сделки.

Если в установленный шестинедельный срок от сговора до венчания сторона

отказывалась от заключения брака, имущественных последствий

(предусматривавшейся ранее – неустойки) не следовало.

Указом о единонаследии 1714 г. брачный возраст для женихов устанавливался в

20 лет, для невест – 17. При общей тенденции к введению свободного

волеизъявления вступивших в брак, этим указом, напротив, устанавливались

некоторые цензовые ограничения. Указ 1722 г. содержал запрет недорослям,

признанным Сенатом умственно отсталыми («дуракам», по терминологии указа 1722

г. «О свидетельствовании дураков в Сенате»), вступать в брак. Родители

утрачивали право принуждать детей к бракосочетанию. В то же время запрещалось

флотским офицерам жениться без согласия начальства.

Двоеженство (в том числе дозволяемое ранее военнопленным) запрещалось. Дети,

рожденные от второго брака, признавались незаконнорожденными. Синод допускал

заключение не более трех браков (при законном расторжении предыдущих). Женам

ссыльнокаторжных разрешалось вступать во второй брак, т.к. приговоренные к

ссылке на каторжные работы лишались прав состояния. С 1721 г. разрешено было

заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками,

протестантами), брак с иноверцами запрещался.

Супружеские обязанности прекращались с пострижением обоих супругов (не моложе

50-60 лет) в монашество. Поводы для расторжения брака предусматривались

следующие: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное

отсутствие одного из супругов в течение 3-5 лет, неизлечимая болезнь или

импотенция, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Усилилась тенденция к раздельности имущества супругов. Так, в исключительном

владении мужа были купленные им вотчины, в собственности жены оставалось

приданное.

Развивается институт опеки. По указу 1714 г. опекунство над малолетними

членами семьи возлагалось на наследника недвижимого имущества. Опека

устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их

совершеннолетия. Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в 20

лет, для наследников движимого имущества в 18 лет (для женщин – в 17). Опекун

распоряжался всем имуществом опекаемых.

Для недорослей в возрасте от 17 до 21 года могло устанавливаться

попечительство. Попечительство распространялось только на распоряжение

недвижимым имуществом, всем остальным мог распоряжаться подопечный.

По акту 1724 г. опека устанавливалась магистратом. Опека могла

устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими помещиками.

5. Административно-полицейское право.

В первой четверти XVIII в. интенсивно развивалось административно-полицейское

право, которое оформляется в качестве самостоятельной отрасли и позднее

получает официальное название полицейского права. Законотворчество и

правоприменение в области административных (полицейских) правоотношений

частично рассматривалось при характеристики политического режима, правового

статуса населения, а также органов управления, регулярной полиции. «Пункты

генерал-полицмейстеру» 1718 г., инструкции московской полиции 1722 г.,

«Регламент или устав Главного магистрата» 1721 г. были, по сути,

административными кодексами. В них регулировались организация управления,

воздействие государства на проживающих, правила поведения в городах,

определялись санкции за правонарушения. Эти крупные законы дополнялись и

конкретизировались многочисленными законодательными и подзаконными актами.

В законодательных актах и в практической деятельности административно-

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты