Реферат: Божества древних славян

Символ: Черная статуэтка

Цвет: Черный

Он приносит неудачи и несчастье; он — причина всех бедствий. Темнота, ночь и

смерть связываются с ним.

Чернобог — во всех отношениях противоположность Белбогу. Рассматривая

буквально, он должен появляться в виде молодой привлекательной брюнетки,

одетой в черное.

Симорг

Название: Страж растительности

Символ: Мировое Дерево

Священные животные и растения: Ячмень

Цвет: Зеленый

Материальная форма Симорга представляет собой гигантского сфинкса с телом хищной

птицы и лицом человека. Симорг — страж одного дерева, которое рождает семена

всей растительности.[15]

1г.

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными

циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых

небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к

этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие

связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего

уровня. "Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с

человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и

житейских заботах. В отличии от главных божеств, которых никто никогда не

видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у

славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов

очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.

Вот некоторые из этих божеств: Домовой,Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и

Полудица, Водяной, Леший.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.

Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла,

ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Огромное

значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных

материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо

в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них

нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.

Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами,

изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные

обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные

деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так

называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под

красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а

позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде

маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный

хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с

Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он

помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.

Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали

переехать вместе с семьей.

Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже

непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и

враждебным. Дворовый - хозяин двора - считался уже чуть менее

доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник,

дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами -

попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ,

казалось бы, чистоты - "нечистой". В древности слово "нечистый" означало

вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное

действию злых сил.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в

виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой

плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи,

иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся

кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он

и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно

поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и

лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не

выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и

позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!.."

[16]

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые

угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами

- Полевиками.

Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого

века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские".

Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие

посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они

как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при

этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И

женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей

детородной силы.

Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя

сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал

человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-

Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля

щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было

переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго

присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли

себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой.

Полудицы побаивались: за несоблюдение обычия она могла наказать, и жестоко -

теперь мы называем это солнечным ударом.[17]

За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь

уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально

все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды

и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес

всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз

надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на

старославянском языке означает "лесной дух".

Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых

высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на

человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы

у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как

два изумруда - горят зеленым огнем.

Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться

внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший,

как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только

одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу

вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке

лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо

за грибы и ягоды.

Есть такое выражение в русском языке "венчаться возле ракитового куста". Оно

означает гражданский, т.е. не оформленный официально брак между мужчиной и

женщиной. Так русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках,

заключавшихся у воды, возле священных деревьев - ракит. Вода, как одна из

Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.

[18]

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим

хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по

преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие

ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

Итак, вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно

доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею

на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв.

Могла смыть деревню, поставленную "без спросу " у Водяного - мы бы сказали

теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в

легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители

леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в

сказаниях выглядит опаснее Лешего.[19]

2.

Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входило составной частью в

родоплеменные отношения. Еще в XII веке русские люди продолжали считать Солнце

космическим членом своего рода, именуя себя внуками Даждьбога, что нашло

отражение в "Слове о полку Игореве". Четыре князя - участники похода -

именуются здесь просто "четыре Солнца". Те же представления запечатлены в

фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева "Солнце, Месяц и Ворон

Воронович" Солнце сватается к одной из девушек и берет ее в жены, а тесть

наведывается к зятю-Солнцу в гости (родственные отношения также налицо).

Посещают Солнце и его небесный дворец и другие герои, как, например, в сказке о

Солнцевой сестре: "Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой сестрицы и

закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцева сестрица отворила окно и

царевич вскочил в него вместе с конем". А русские дети еще в начале нынешнего

века помнили доставшееся им от пращуров древнее представление о родственных

узах человека и Солнца: Дедушка-солнышко, выгляни в окошечко, --

поется в бесхитростной детской песенке. По древним поверьям,Солнце - женское

лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном из звезд (по другой версии -

летает на собственных крыльях). Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами.

На ночь Солнце уходит в свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Они

сменяют Солнце при обходе неба, так как имеют такую же огненно-световую

природу. Солнце, как женское лицо, ночью ездить боится, поэтому его сменяет

братец-месяц. Если ночью все люди спали и везде было смирно, то утром Солнце

взойдет радостное, веселое - и день будет хороший. Если же народ вел себя ночью

не смирно, то солнце встанет пасмурное и днем будет плохая погода. (Здесь в

наивной форме народного космизма содержится представление о

взаимообусловленности состояния солнечной активности и поведения людей.)

[20] Некоторые утверждают, что Солнце не летает, а ездит на огромном коне,

от которого происходят свет и теплота. Одно из древнеиндийских имен Солнечного

Божества - Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало в

качестве животворящей силы, творящей законы, которым подчиняются все живые

существа. В конечном счете путем метаморфоз звучаний и смыслов образовалось

русское слово "сивый", означающее "сияющий", "ясный" (эквивалентом русского

"ясного сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий) сокол с

золотыми перьями"). У славян известна была также Богиня Сива, однако каких-либо

развернутых сведений о ней не сохранилось. С именами древнеиндийского бога

Солнца Савитараи древнеславянской Богини Сивы (Севы) так или иначе связано и

название части света - Север. Если так, то данный факт служит лишним

подтверждением теории Тилака о полярном происхождении индоарийских народов и

полярной родине . Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки является также

составной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки. Наиболее приемлемой,

хотя и достаточно неожиданной представляется версия, согласно которой имя Сивы

этимологически связано с именем знаменитого индуистского Божества - Шивы,

происходит от него по смыслу и функциям. Санскритское слово зiva (Шива)

имеет следующие смысловые значения:" дружественный", "добрый", "благосклонный",

"целебный", а также означает "благо" и "счастье". Следовательно, все эти

лексические значения по определению, так сказать, должны были быть

экстраполированы на функциональные особенности славянского Божества - Сивы.

Однако и собственные неповторимые качества, выражающие единство созидательных и

разрушительных сил и воплощение космической энергии, - неизбежно должны были

наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этот не мог не быть диалектически

противоречивым и в силу происхождения самого образа Шивы, его истоки уходят в

доарийские времена и верования коренных народов Индостана, создавших

цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен, которые поглотили

культуру своих предшественников и заимствовали из нее множество образов и идей.

Впрочем, если исходить из теории общего происхождения языков и культуры народов

мира, - соприкосновение мифологий и идеологий существовало задолго до того, как

протоиндоевропейские народы пришли в движение и распространились по всей

Евразии. Так что вопрос о том, что первично и что вторично в мифологии,

остается открытым. Косвенным подтверждением связанного являются имена верховных

Божеств у других народов: урартский Бог Солнца iwini, хеттский Бог

iu-nu и др.[21]

3.

Моления славян-язычников своим богам были расписаны по временам года и

сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам,так как

Солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних

земледельцев.

Начинался год, как и у нас сейчас, 1 января. Новогодние празднества - святки -

длились 12 дней, захватывая конец старого и начало нового года. В эти дни

сначала гасили все огни в очагах, затем добывали трением "живой" огонь, пекли

специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет

наступающий год. Кроме того, язычники всегда стремились активно воздействовать

на своих богов при помощи жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, на

которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли

пироги. Боги как бы приглашались на эти пиры-братчины, становились

сотрапезниками людей. Существовали специальные святилища - "требища",

предназначенные для таких ритуальных пиров. Церковь использовала новогодние

языческие святки, приурочив к ним христианские праздники рождества и крещения

(25 декабря и 6 января) . Следующим праздником была масленица, буйный и

разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания

природы накануне весенней пахоты. Церковь боролась с этим праздником, но не

смогла его победить и добилась только выдворения его за календарные сроки

"великого поста" перед пасхой.[22]

В пору пахоты, сева яровых и "прозябания" зерна в земле мысль древнего славянина

обращалась к предкам, тоже лежащим в земле. В эти дни ходили на кладбище и

приносили предкам пшеничную кутью, яйца и мед, считая, что предки-покровители

помогут всходам пшеницы. Кладбища представляли собой в древности как бы

"поселки мертвых" - над сожженным прахом каждого умершего строилась деревянная

"домовина" ("столп"); в эти миниатюрные дома и приносили угощение предкам

весной и осенью. Позднее стали над могилами насыпать земляные курганы. Обычай

"приносов" в родительские дни сохранился и до наших дней.

[23]

На протяжении весны и лета беспокойство древнего земледельца об урожае все

возрастало - нужны были вовремя дожди, вовремя солнечное тепло. Первый весенний

праздник приходился на 1 - 2 мая, когда появлялись первые всходы яровых.

[24]

Второй праздник, слившийся впоследствии с христианским троицыным днем,- это

день бога Ярилы, бога животворящих сил природы; в этот день (4 июня) убирали

лентами молодую березку и украшали ветками дома. Всю ночь горели костры,

молодежь гуляла, пела, плясала, все считались друг другу невестами и

женихами. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в

людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. И эти

верования очень долго держались в крестьянской среде. Желая подчеркнуть

юность и красоту Бога-Ярилы, им зачастую наряжали девушку. Ее сажали на

белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а

в правую - символ смерти, изображение человеческого черепа. Коня со всадницей

водили по полям, прося у Ярилы хорошего урожая.

"Похоронам" состарившегося Ярилы тоже был посвящен праздник, приходившийся на

позднюю осень. Но люди знали, минует зима, и Ярила воскреснет, как и зерно,

похороненное в земле, воскресает новым зерном.

Третий праздник отмечал летний солнцеворот 24 июня - день Купалы (Иван Купала).

Во всех этих праздниках ощущается настойчивое моление о дожде. Хороводы

девушек, обрядовые песни и пляски в священных рощах, жертвоприношения рекам и

родникам - все было направлено на получение дара неба - дождя. Дню Купалы

предшествовала русальная неделя. Русалки - нимфы воды и полей, от которых, по

представлениям славян, зависело орошение земли дождем.

В славянской этнографии хорошо известно, что в дни таких русальных празднеств в

деревнях выбирали самых красивых девушек, обвивали их зелеными ветками и с

магической целью обливали водой, как бы подражая дождю, который хотели вызвать

такими действиями Праздник Купалы был наиболее торжественным из весенне-летнего

цикла. Поклонялись воде (девушки бросали венки в реку) и огню (в купальскую

ночь на высоких холмах, на горах разводили огромные костры, и юноши и девушки

попарно прыгали через огонь). Жизнерадостная игровая часть этих молений

сохранялась очень долго, превратившись из обряда в веселую игру молодежи.

[25]

Этнографы начала Х1Х в. описывают великолепное зрелище купальских костров в

Западной Украине, Польше и Словакии, когда с высоких вершин Татр или Карпат на

сотни верст вокруг открывался вид на множество огней, зажженных на горах.

[26]

Кульминационным пунктом славянского сельскохозяйственного года были грозовые,

жаркие июльские дни перед жатвой. Земледелец, бессильный перед лицом стихий,

со страхом взирал на небо - урожай, взращенный его руками, вымоленный у

богов, был уже почти готов, но грозное и капризное небо могло его уничтожить.

Излишний зной мог пересушить колосья, сильный дождь - сбить созревшее зерно,

молния - спалить сухое поле, а град - начисто опустошить нивы.

Бог, управлявший небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его

немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день -

20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле

славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а

приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству.

Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были жрецы-волхвы и

ведуньи-знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху. Наряду с языческими

молениями об урожае, составлявшими содержание годового цикла праздников,

славянское язычество включало и первобытный анимизм ( заклинания и обряды

поклонения лешим, водяным, болотным духам) и культ предков (почитание

мертвых, вера в домовых.

[1] Тихонова Л.П. Cлавянская мифология.M.,1998.С.1,2.

[2] Галкина Г.В. Языческие божества древних славян.M.,1997.C.12.

[3] Галкина Г.В. Языческие божества древних славян.M.,1997.C.14.

[4] Галкина Г.В. Языческие божества древних славян.M.,1997.С.15.

[5] Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.10.

[6] Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.12.

[7] Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.13,14.

[8] Тихонова Л.П. Славянская мифология.М.,1998.С.15.

[9] Тихонова Л.П. Cлавянская мифология.М.,1998.С.15.

[10] Тихонова Л.П. Славянская мифология.M.,1998.C.16.

[11] Тихонова Л.П. Славянская мифология.M.,1998.C.17.

[12] Тихонова Л.П. Славянская мифология.,M.,1998.C.18,19.

[13] Тихонова Л.П. Славянская мифология.,M.,1998.C.20.

[14] Тихонова Л.П. Славянская мифология.M.,1998.C.21.

[15] Тихонова Л.П. Cлавянская мифология.M.,1998.C.22,23.

[16] Семенова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.34.

[17] Cеменова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.35,36.

[18] Cеменова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.37,38.

[19] Семенова М.Л. Мир языческих славян.M.,1992.C.39,40.

[20] Демин В.В. Тайны русского народа.M.,1995.C.110,111.

[21] Демин В.В. Тайны русского народа.M.,1995.C.113,114.

[22] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.115.

[23] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.117.

[24] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.118.

[25] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.119,120.

[26] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества.M.,1993.C.121.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты