Реферат: Блеск Петербурга

Реферат: Блеск Петербурга

Блеск Петербурга.

Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся

порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на

которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе

города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным

нежнейшими акварелями Садовникова, и Петербургом, запечатленным бесстрастным

объективом, пролегло около столетия. За это время его изображали многие

художники и поэты. Они писали о его внешнем великолепии и высокомерном

бездушии, о роскошных особняках и мрачных трущобах. Петербург Пушкина и

Достоевского, Петербург Гоголя и Некрасова - это все тот же город, один, но

очень разный, запечатленный в гениальных пушкинских строках:

Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид". Мы избрали

для рассказа фотоснимки - документальное воплощение времени.

Заметим, что фотографировали большей частью районы с красивыми богатыми

домами, тогда как снимков рабочих окраин сохранилось значительно меньше:

жалкие лачуги бедняков редко фотографировали. Рассмотрим же снимки и мы

увидим странный город, знакомый и незнакомый. Знакомый

- в центре. Да, мы сразу узнаем наш красавец Невский, узнаем даже сквозь

коросту облеплявших его рекламных вывесок. А вот бывших окраин

не узнаем, не угадаем даже приблизительно, что за район запечатлен: новые

прекрасные ансамбли выросли теперь на этих местах.

Начнем с главной площади города - Дворцовой - свидетельницы парадной роскоши

самодержавия и революционных бурь, раскачавших и уничтоживших его. На площади

- Зимний резиденция царствовавшего дома Романовых, самой богатой семьи в

России. В этой шикарной резиденции Романовы не чувствовали себя в полной

безопасности, поэтому сквер возле дворца со стороны Адмиралтейского проезда

оградили в 1901 году массивной кованой узорчатой решеткой. С Дворцовой

площади выйдем на Невский. В самом начале ХХ века он выглядел несколько

патриархально. Еще нет трамвая, не видно автомобилей. Пешеходы ходят прямо по

мостовой без всякой опаски. В 1900 году в Петербурге лошади были главным

средством передвижения. Жителей города обслуживала конная железная дорога,

более 25 тысяч ломовых и около 15 тысяч легковых извозчиков. Итак, на Невском

- ряды рекламных вывесок, витрины магазинов, дома важных людей и т.п. причем,

размер рекламных вывесок зависел от капитала и вкуса хозяев, чаще других

мелькают на снимках названия "Банкирский дом" и "Фотография.

Санкт-Петербург принято считать столицей с 1712 г., когда из Москвы на берега

Невы переехал царский двор. "Россия молодая" торжествовала свои победы не

только на поле брани, но и на поле преобразований, открывших новую эпоху в

жизни страны.

В 1716 г. благодаря деятельности Ж.-Б.Леблона в Петербурге было создано 19

мастерских: первая в России мастерская декоративной лепки (под руководством

замечательного скульптора

Б.К.Растрелли), мастерская-школа художественной резьбы по дубу (во главе с

талантливым ваятелем Н.Пино), столярная во главе с Ж.Мишелем, слесарно-

кузнечная (Т.Белен), обработки камня (Баталье и Кардасье), литейно-чеканная

(Соваж) и др. При Канцелярии городовых дел Леблон начал создавать

архитектурную школу, после его смерти в 1719г. организацию ее завершил первый

русский архитектор Петербурга, ученик Д.Трезини, выдающийся мастер петровской

эпохи М.Г.Земцов. Петербург превратился в единственный в своем роде центр

подготовки строительных кадров, овладевавших на практике самыми передовыми

методами и идеями эпохи.

С открытием в 1711г. первой типографии в Петербург переходит издание первой

российской газеты - "Ведомостей". При типографии была основана и книжная

лавка. Вслед за царской библиотекой, перевезенной из Москвы, формируются и

приобретают известность книжные собрания Феофана Прокоповича, Я.В.Брюса,

Д.М.Голицына, П.П.Шафирова, А.Д.Меншикова и др. При библиотеке Петра,

открытой для читателей, помещалась и коллекция редкостей - так возник первый

петербургский музей, Кунсткамера. Печатная продукция в течение петровской

эпохи выросла в 20 раз, причем почти 90% ее составляли книги светского

содержания - по навигации, судостроению, математике, медицине, календари,

учебники, переводы с иностранных языков.

К концу петровского времени Петербург становится подлинным центром

просвещения в России. Сначала были созданы так называемые "цифирные школы"

(находившиеся в дальнейшем в ведении Адмиралтейства). С 1715г. часть

Навигацкой школы из Москвы была переведена в Петербург и преобразована в

Морскую академию. В 1716г. был построен Морской госпиталь; при нем

расположилась Госпитальная слобода (в конце столетия преобразованная в

Медико-хирургическую академию) - крупнейший естественнонаучный центр

петровской эпохи. Превращение Петербурга в ведущий научный и образовательный

центр страны завершилось открытием в 1725г. Российской Академии наук.

С первых дней Академии с нею так или иначе были связаны все важнейшие

начинания в научной жизни страны: съемка генеральной карты России, под

руководством И.К.Кирилова начатая в 1720г. и продолжавшаяся около 30 лет;

экспедиции ученых-медиков и естествоиспытателей Г.Шобера на Кавказ (1717-

1720) и Д.-Г.Мессершмидта в Сибирь (1719-1727); Первая камчатская экспедиция

под руководством Витуса Беринга (1725-1729). Крупным ученым с мировым именем

стал приехавший в Петербург 20-летним юношей в 1727г. математик Л.Эйлер;

основанный Г.-В.Крафтом физический кабинет был одним из лучших в Европе;

созданная по проекту Ж.-Н.Делиля астрономическая обсерватория по своему

оборудованию не уступала другим известным обсерваториям мира.

Инструментальные мастерские, возглавленные А.К.Нартовым, успешно решили

трудную задачу создания отечественных инструментов и приборов, обеспечив

развитие в России середины 18 столетия естественных наук.

В Петербурге, где сосредоточивались и средства, и богатые заказчики, и центр

притяжения "образованного сословия" - императорский двор, создавались

совершенно особые условия для деятельности архитекторов, художников,

артистов, ученых. В 1729г. был создан придворный оркестр, оркестровые

ансамбли и певческие капеллы появились во многих домах знати. С 1730-х гг. в

императорском дворце действовал оперно-балетный театр, в 1738г. танцмейстер

Шляхетского корпуса Ж.Ланде открывает школу балета, положившую начало

развитию балетной хореографии в России. В 1740-х гг. было выстроено каменное

театральное здание, а 30 августа 1756г. талантливый ярославский актер

Ф.Г.Волков открывает в столице "Русский для представления трагедий и комедий

театр", его директором стал известный драматург и поэт А.П.Сумароков.

Центром не только науки, но и искусства оставалась Петербургская Академия

наук. Продолжая традиции художников первой четверти 18 столетия А.Ф.Зубова,

А.И.Ростовцева, к юбилею Петербурга в 1753г. академический гравер

замечательный русский мастер М.И.Махаев создает великолепный альбом с видами

невской столицы. Академия наук начинает с 1728г. издание первой городской

газеты "Санкт-Петербургские ведомости", а затем, с 1755г. - первого

общедоступного журнала "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению

служащие". Продолжались и серьезные научные исследования: Великая сибирская

экспедиция 1733-1743 под общим руководством В.Беринга, давшая русской науке

"Описание земли Камчатки" С.П.Крашенинникова, "Путешествие по Сибири" и

"Флору Сибири" И.-Г.Гмелина, "Историю Сибири" Г.-Ф.Миллера, открытия

С.Челюскина, Д. и Х.Лаптевых, В.Прончищева. В 1745г. был издан Академический

атлас России. С этого же года профессором и академиком Петербургской Академии

наук стал М.В.Ломоносов.

М.В.Ломоносов и его единомышленник И.И.Шувалов выступили инициаторами

организации в Петербурге нового центра искусства и образования - Академии

живописи, скульптуры и архитектуры. Петербургская Академия художеств была

основана 6 ноября 1757г. Среди первых 36 студентов имена выдающегося

архитектора В.И.Баженова, художников А.П.Лосенко, Ф.С.Рокотова, скульптора

Ф.И.Шубина и др. Почетным членом Академии стал М.В.Ломоносов как первый в

России художник-мозаичист, преподавать начали и первые выпускники -

А.П.Лосенко, Г.И.Козлов, В.И.Баженов и др.

Соратником Ломоносова по созданию русского литературного языка был

В.К.Тредиаковский, поэт, переводчик, филолог.

Во времена правления императрицы Екатерины II культурная жизнь столицы, наука

и образование продолжали интенсивно развиваться.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты