Реферат: Петр Великий
Российский Заочный Институт Текстильной и Лёгкой Промышленности
“Пётр Первый. Исторический портрет”
Реферат по отечественной Студент
1-го курса
истории
группы ВБ - 954
Ларин Д.А.
Москва, 1996
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . ....3
Обучение малолетнего Петра . . . . . . ..6
События 1682 года . . . . . ....6
Пётр в Преображенском . . . . . . ...7
Низвержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи . . . .9
Азовские походы. Кумпанства . . . . . ...11
“Великое (чрезвычайное) посольство” 1697 - 1698 годов . . ..11
Первые преобразования и стрелецкий розыск . . . . ..13
Начало Северной войны. Военные действия 1701 - 1706 годов. Полтава . . 13
Второй этап северной войны. Прутский поход. Персидская война . . .16
Ништадский мирный договор . . . . . . ..18
Внутриклассовая и классовая борьба в первой четверти XVIII века . ..18
Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание . . . .19
Народное движение 1707 - 1708 годов . . . . ...19
Реформы Петра I. Их характер . . . . . ...20
I. Реформа органов власти и управления . . . ...21
II. Военная реформа . . . . . ....23
III. Устройство сословий
1. Служивое сословие . . . . . . ...23
2. Городское сословие (посадские и городские люди) . ...24
3. Крестьянство . . . . . . . ...25
IV. Церковная реформа . . . . . ....26
V. Финансовые меры . . . . . ....26
VI. Реформы в области культуры и быта . . . . ..27
Итоги преобразований . . . . . ...29
Литература . . . . . . ....33
3
ВВЕДЕНИЕ
Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической
жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке,
переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь
превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития
производительных сил, политичевком строе, структуре и функциях органов
власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной
структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные
изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных
отношениях того времени.
Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя,
который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития
страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо
проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.
В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное
противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы
самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,
общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,
активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-
экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо
сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка
вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий
дворянства. Происходило же прямо противопложное: распространение
крепостничества вглубь и вширь, консолидция класса феодалов, закрепление,
расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому
развитие прмышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства
сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего
произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата
самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим
классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего
более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и
превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,
приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу
крепостнических отношений.
Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время
определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им
реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение , шли
навстречу общенациональным интересам и потрбностям, способствовали
значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на
ликвидацию её отсталости.
С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и
были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные
преобразования
4
петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты,
которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо
того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали её. В результате
петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где
сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла
ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь
развития.
Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в
преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой
энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений,
законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрано понимая значение развития
торговли и промышленности, Пётр I осуществил ряд мероприятий,
соответствовавших интересам купечества. Но он же укреплял крепостные порядки,
обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I отличались не
только решительностью, но и крайней жестокостью “нетерпеливого самовластного
помещика”.
При подготовке реферата были использованы труды таких величайших историков,
как С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов. Современная точка зрения
на петровские преобразования изучалась с помощью работы М.Т. Белявского.
Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует
деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела
Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и
продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России.
Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов,
считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили
во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра
одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один
из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшедствующим
развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда
произошёл этот переворт, для чего он понадобился. В этот период, считает
историк, в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в
другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором
господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко
оценивает его личность как преобразователя.
Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключеского долго и
сложно. Так в “Исторических портретах” знаменитый историк развивает мысль
Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как “вождя”,
почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования
совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли
Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он
неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал
несоответствие между их замыслом и результатами.
5
Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим
должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась
интимонархическая позтция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство,
деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.
п.
Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова -
стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему.
Именно с эих позиций он подходит к оценке петровских преобразований.
Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его
личности и деятельности, высоко оценив “богатство природных способностей
Петра” как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к
оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном
Петром “государстве не было ни привелегированных лиц, ни привелегированных
групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед
государством”.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое
изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и
деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим
материалом. Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие
некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено
международному положению России и его изменению в связи с событиями
петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к
другим источникам информации о деятельности Петра Великого.
История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году, представляет собой
источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник был написан для
исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный анализ всем событиям
петровской эпохи.
* * *
Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император
всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея
Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитаницей боярина А.С.
Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его
второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,
умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким
образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга
родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и
роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической
крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл
здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев,
именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого
очень боялись
6
Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления
семейной вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных
переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С.
Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск.
Положение матери Петра стало очень затруднительно.
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали
учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек
учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой
шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же
начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и
русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана
Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял
интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему
было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным
отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в
большом московском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось
предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов”, то есть
картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за
границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с
которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством
киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику,
диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский
язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер и началась смута 1682
года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни
он игнорировал грамматику и орфографию.
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников прстола. По общему
мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был
очень
7
болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы
царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу после смерти
Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра.
Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться
с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья
Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов
(Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список
“изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682
года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на
Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам.
Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов
царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы
Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал
удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не
изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его
сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно,
отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через
год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от
правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя
(29-го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было
вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в
государственных делах.
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
За всё время регенства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на
несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе
Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть
знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством
Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то
стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица
Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина,
заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего
сына. Мы видим Петра окружённым “молодыми ребятами народу простого” и
“молодыми людьми первых домов”; первые в конце концов взяли верх, а “знатные
персоны” были отдалены. Весьма вероятно,
8
что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково заслуживали
кличку “озорников”, данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвётся из
печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из
придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые дети любит
играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил
себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё собрал целую дюжину
“потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд “преображенские конюхи”,
как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух солдатских
полков (Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в соседском
селе Семёновском), и понемногу из “потешных” полков у Петра образовались
настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра
получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял важность военного
дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.
“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных”
появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся
тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную
сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же
тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра
тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями
Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как
Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик (“дедушку русского
флота”) и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить
суда на большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой.
Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой