Реферат: Петр Первый

естественным путем. На заседаниях Думы присутствовали далеко не все, обычно

человек 30-40: одних посылали с поручениями по стране, других попросту не

приглашали. Самое же главное, она занималась вопросами второстепенными.

Важные дела рассматривал и решал царь. Оповещали о них его именные указы. Да

и в самой Боярской думе появились новшества, дотоле небывалые: князь Ф.Ю.

Ромодановский, не являющийся формально ее членом (имел чин стольника), по

воле Петра председательствовал на заседаниях Думы. Продолжали работать

приказы. Их насчитывалось более 40. Как раньше, проводилось объединение

приказов. В объединение во главе с Посольским приказом входили, например,

приказы Великороссийский, Малороссийский, княжества Смоленского,

Новгородский, Галицкий, Владимирский, Устюжский, существовали другие группы

приказов. Закрыли Земский приказ, ведавший полицейскими функциями в Москве.

Их передали Стрелецкому приказу. Он стал называться иначе: Приказ земских

дел.

Петр, с одной стороны, делал то же, что и его предшественники: пытался как-то

централизовать, обобщить, упростить управление, с другой – царь вводил новые

учреждения, по военному, прежде всего, управлению и это понятно – начиналась

Северная война за выход к Балтике. Общее количество приказов сократилось с 44

до 34. Петр устремил свой зоркий глаз и на церковь: потребовал у нее отчеты о

доходах, заставил строить на свои средства корабли. В 1700 г. умер патриарх

Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не назначили. Вместо

него ввели новую должность – местоблюстителя патриаршего престола, который

имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступало в

Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну. По сути дела, Петр

провел частичную секуляризацию

.

2.14.СОЗДАНИЕ АРМИИ И ФЛОТА.

От своих предшественников Петр унаследовал большую военную силу. Московское

государство ХVII века было в состоянии выставить армию более чем в 200 000

человек. Но эта огромная армия была очень неоднородной по составу и обучению.

Ядро московской армии составляло ополчение. Таким образом, это огромное

военное формирование мало походило на регулярную армию. Армия доставшаяся

Петру была наследственной , она находилась на самообеспечении. Каждый воин

шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого

особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и

однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии

занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а , как

говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая

могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к

концу ХVII века она более чем отставала.

“Еще отец Петра ,Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии.

При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В.В.

Голицина, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены

некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась

на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг

,а не от происхождения. 12 января 1682 г.Боярская Дума приняла постановление, в

котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но

опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться.”

1

Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и

структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать

реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков,

сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам

царствования Василия III.

Таким образом Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям

военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим

преобразованиям.

С раннего детства Петра увлекало военное дело .В селах , в которых жил

маленький царь, создал два “потешных“ полка: Семеновский и Преображенский-

уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692

г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы

и другие полки.

“В 1699г.Петр велел произвести общий рекрутский набор и начать обучение

новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с

подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых пехотных полков и

2 кавалерийско-драгунских. Вся армия была разделена на генеральства.“

1 Для новобранцев был составлен особый артикул , участие в составлении

которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована по образцу

немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое ведомство,

занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии - теперь армия

содержалась за государственный счет.

После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить

преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика

ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.

Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно

отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась

той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в

Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию , как на сильную

державу.Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои

блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг

Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах,

но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт

определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников.

Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице,

но не исключала возможности обратного движения.

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-

либо нарушений в порядке прохождения службы.

Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и

развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без

сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно.

Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму

флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом

море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой

флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам иностранных экспертов

, годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для

укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам

были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим

мастерством в этом деле.

Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и

офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил

правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские

корабли.

Еще до начала войны со шведами ,начинаются столкновения с ними. Петр понимает

,что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями. Ввиду этого Петр

начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с

мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда строили по лучшим

английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота

оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость

позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство

корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.

“Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о

создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил несколько партий

учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию

.Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников,

Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы

удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека.“

1 Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось

нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.

Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни государства.

Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в результате которой Петр

заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела

. После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные

рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который

уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия.

ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать

флотами четырех держав( Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых

кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он

проявил себя наилучшим образом в этой кампании.

Таким образом Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей степени

благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить окно в Европу”, что

оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее

могущества.

Заключение.

3.1.ПОСЛЕДНИЕ ЗАБОТЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

К концу жизни Петр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей

стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор

и законодатель, человек, которого современники и русских, и иностранцы,

называли великим, он вполне заслужил титул императора. Активная деятельность

Петра по руководству огромной империей продолжалась. Это опять перо и шпага:

составление указов, законодательное творчество и организация нового

Каспийского похода, участие в нем. Это дипломатические переговоры и

заключение трактатов.

Современников, в том числе иностранцев, изумляла огромная работоспособность

Петра, обилие и разнообразие дел, которыми он занимался. Его спрашивали о

том. Он отшучивался: так, мол здоровее будешь и проживешь дольше.

В конце жизни императора очень беспокоил вопрос о том, кто наследует его

трон. После смерти сыновей Петр издал в 1722 г. указ о наследии престола.

Вместо «недоброго обычая» автоматического перехода трона от отца к старшему

сыну вводился новый порядок: «правительствующий государь» своей волей

назначал наследником того, кого хотел; он мог изменять свое решение и

назначать другого наследника.

Кого же назначить наследником? Детей? Это две дочери: старшая, Анна,

просватанная за герцога голштинского, и младшая, Елизавета, незамужняя,

неполных 15 лет. Вручать им руль государственного корабля он не решался.

Внук, сын Алексея, врага его дел и замыслов, вызывал у него опасения – не

пошел бы в отца! Оставалась жена – близкий и любимый человек, помощница,

всюду его сопровождавшая. Правда, способностей к делам управления она, прожив

с Петром два десятка лет, не обнаружила. Но все-таки Екатерина всегда рядом с

ним и его соратниками и после него, с их помощью (какими бы они не были, но

вести дела умели), может возглавить государство, продолжать его курс.

Так, вероятно, думал, и не раз, и не два, император в предвидении своей

кончины. Отсюда его манифест 1723 г., в котором он обосновывая титул

Екатерины, в похвальных тонах говорит о ней как о помощнице, не раз

испытавшей, как и он, невзгоды переездов и походов. Ранней весной следующего

года в Москве состоялась ее коронация, торжественная и великолепная. В 1724

г. давняя болезнь Петра мучительная и изнурительная (уремия), быстро

прогрессировала. Но он крепился, не сдавался, по-прежнему работал, вершил

множество дел. Иногда лечился. Император большею частью лежал в постели.

Когда боли проходили или становились не такими сильными, он вставал, ехал

куда-нибудь, занимался делами. Составлял и редактировал указа и инструкции, в

том числе Витусу Берингу, руководителю Камчатской экспедиции, состоявшейся

уже после смерти императора. Петр очень спешил закончить работу над

инструкцией, вынашивал смелые планы, о чем говорил Апраксину:

- Худое здоровье заставило меня сидеть дома. Я вспомнил на сих

днях, о чем мыслил давно и что другие дела предпринимать решали, то есть – о

дороге через Ледовитое море в Китай и Индию.

Кончался Петр в страшных мучениях 28 января 1725 г. Перед тем от болей

несколько дней сильно кричал, потом, ослабев, только стонал. 40 дней его тело

оставалось не погребенным, и безутешная Екатерина, провозглашенная

императрицей, оплакивала его. Сам император не хотел (да и хотел ли?)

назначить ее наследницей. Перед кончиной он слабеющей рукой успел написать на

бумаге: «Отдай все .» Кому? Кто знает.

Скорбь россиян, гордость тем, что сделал император и его подданные, звучали в

словах вице-президента Синода, архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича

8 марта, в день похорон Петра Великого, которые проходили в Петропавловском

Соборе. Его приняла та прибалтийская земля, о которой он мечтал с юношеских

лет, борьбе за которую посвятил жизнь.

3.2.ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства,

укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать

уважение. При всех недостатках, ошибках и деформации эпохи реформ Петра,

нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути

развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы.

Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или

завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной,

развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых

держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли. Сын своего

времени, Петр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он

сделал за свою за не очень то долгую жизнь для развития экономики и

государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного

искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское

наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий.

Весьма немало вошло в наш национальный фонд навечно. Это – города и каналы,

достижения промышленной и духовной культуры, героические деяния в труде и на

полях сражений, наконец, развитие национального самосознания народов России.

Петр Великий – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От

своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий,

мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой

индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся

традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями, заимствовать

нужное и полезное из других народов. Очевидцы поведали потомкам, что русский

царь отличался простотой в общении, невзыскательностью, непритязательностью в

быту. Дома или дворцы для него сооруженные, не отличались пышностью. Он не

терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй,

пониже, из дерева или, на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый,

он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или

матроса, делил с ним кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие

официальные церемония и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей,

особенно королев, принцесс и иных аристократов. Однако привычка к власти,

раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества Петра, как

грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому

достоинству, произвол в политике и быту. Он сознавал и не раз подчеркивал,

что он – абсолютный монарх, и все, что он делает и говорит, неподвластно

людскому суду; лишь Бог спросит с него за все, и хорошее, и плохое. Петр был

искренне убежден, что все, от него исходящее – для блага государственного и

народного. И поэтому законы, им созданные, учреждения, появившиеся по его

воле, - это «фортеция (крепость) правды». То, что он сам, не покладая рук,

трудился, вводя, по своим замыслам и планам, эту фортецию государства

Российского, нельзя не видеть. Но видел ли он, что его усилия приносят благо

не всем («общее благо») или, по крайней мере, не всем поровну. Во всяком

случае, наряду с теми, кто выиграл много за стенами фортеции, возведенной,

прежде всего трудом и подвигами народа, большинство этого народа получило

мало или ничего не получило, а часть его многое потеряло: сотни тысяч людей

попали в крепостную неволю, еще большее количество людей было обложено

увеличенными налогами, поборами, принудительными мобилизациями, работами и

т.д.

Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха -

огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические,

военные акции; привлечение к делам одаренных, талантливых, способных людей –

администраторов, полководцев, дипломатов, организаторов различных

производств, мастеров своего дела. Он без устали выявлял их, воспитывал,

направлял. Конечно, крутой нрав Петра не мог не наложить отпечаток на его

отношения со сподвижниками, помощниками. При всем его демократизме и шутливом

уничижении, царь проявлял свою волю, железную и несокрушимую, во всем. Не

терпел возражений там, где он уже принял решение, взрывался гневом по

малейшему пустяку. Его боялись как огня даже самые ближайшие к нему люди,

единомышленники и друзья. Хотя в более спокойной обстановке возражали ему,

обсуждая важный вопрос, спорили с ним. «Все дрожало, все безмолвно

повиновалось»- так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра как государя и

человека. Петр был уверен, что поступает правильно, для пользы людей и

государства. Столь же искренне верил в то, что от монарха, в данном случае

исходит «вся благая», и поэтому его глаз должен дойти до всего, проникнуть во

все концы государства, в души и помыслы подданных.

Регламентация всех сторон жизни, бюрократизация управления страной оказали со

времени Петра, во многом благодаря его авторитету, немалое влияние на

последующую российскую действительность.

В.О. Ключевский, нередко хулитель (иногда правый, иногда неправый) Петра,

сплетает ему венок славы: « Самовластие само по себе противно, как

политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно

мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с

самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напором во имя

будущего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о

собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая

вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового

посева».

Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперед, при всех

зигзагах и временных отступлениях, продолжалось. И в том важную роль, роль

ускорителя, сыграли мощные импульсы, приданные этому движению в эпоху первого

русского императора, деяниями его самого, сподвижников царя-плотника и,

конечно, миллионов простых тружеников России.

Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный

шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с

политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж

России – она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий

класс в целом. Усилилась власть монарха, и окончательно установился

абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское

хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти 18 в.

ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1) Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи,

решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991.

2) Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей.

М.: Современник. 1990.

3) Буганов В. И. Петр Великий и его время. М.: Наука. 1989.

4) Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.:

Культура. 1990.

5) Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание —

сила. № 8, 9. 1990г.

6) Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989.

7) Мавродин В. В. Рождение новой России. С.-П.: ЛГУ. 1988.

8) Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М.: Международные

отношения. 1990.

9) Павленко Н. Петр Великий: PRO ET CONTRA // Наука и жизнь. 1992. № 2.

10) Почему все реформы в России заканчивались провалом // Московская правда.

№ 228. 25.11.93 г.

11) Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.:

Высшая школа. 1983.1994

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты