Реферат: Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик?

соответствующий участок по возможности к одному месту.

13. В тех случаях, когда требование о выделении к одному месту не совпадает с

общинным переделом, выдел оказывается неудобным и невозможным, обществу

предоставляется удовлетворить желающего, выделиться домохозяина деньгами по

взаимному соглашению, а при недостижении согласия – волостным судом.

18. Действие настоящих правил распространяется на крестьян всех наименований.»

Позднее было принято решение, что согласия половины крестьянских дворов было

достаточно для отмены передельной общины и перехода всех общинных земель в

частную собственность их держателей Указом 15 ноября разрешался заклад

общинных земель, что открыло новую сферу деятельности для Кресть­янского

банка, чьи фонды значительно увеличились, а также расширило кредиты,

доступ­ные более состоятельным крестьянам.

Ряд дополнительных шагов завершал эти реформы. Так, был введен в действие

законопроект, согласно которому семейная собственность на землю заменялась

индивидуальной частной собственностью. Была создана администра­тивная

система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переде­лов

земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства,

базирую­щееся на целом куске земли, стоящие отдельно от деревни, были

официально провозгла­шены оптимальной формой мелкособственнического сельского

хозяйства. Эти хозяйства пользовались льготами, когда проводились земельные

продажи государственным Кресть­янским банком, когда предоставлялись

государственные кредиты и когда приватизирова­лась общинная земля.

Государственные земли были предложены для колонизации в азиат­ской России и

на Кавказе крестьянами Центральной России. Эта колонизация частично

финансировалась правительством. Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования

указа от 9 ноября 1906 г. в закон Государственный совет "ужесточил" его,

добавив положение, по которому все общинные земли, которые не подвергались

полным земельным переделам с 1861 г., объявлялись приватизированными, а

владеющие ими общины объявлялись несу­ществующими. Сравнительно гладкий

переход столыпинских указов в законы объясняется тем фактом, что на этот раз

большинство российского чиновничества, помещиков и бли­жайшего окружения царя

(тех, кого русская образованная публика называла камарильей), а также

российские монархисты-реформаторы и большинство консерваторов этого крыла

оказались единодушны. Даже главная конституционалистская оппозиция в Думе -

кадеты возражали в основном против характера осуществления реформы - того,

что она навязыва­лась крестьянам, - а не против самого принципа приватизации

земли, создания хуторов и переселенческой политики.

Вторым столпом начального этапа грандиозного проекта Столыпина должна была

стать административная реформа. Часть ее явно увязывалась с проводимой

приватизацией крестьянских земель и с декларированным желанием включить

российское крестьянство в российское общество в целом. Для этого необходимо

было все особые институты, связан­ные с крестьянским сословием, - такие, как

крестьянская "волость" и ее суд, - заменить общими, т.е. внесословными

органами управления. Однако цели административной ре­формы были гораздо шире,

чем просто надстраивание под новую систему землевладения. Ни придавалось

значение "не просто практической, но политической реформы". Она долж­на была

стать основным этаном на долгом пути изменений в самой природе и

организаци­онной структуре империи.

Проект административной реформы предполагал для каждой 1-убернии учреждение

губернского управления и расширение полномочий губернатора. Предполагалось

поднять уровень губернских чиновников высшего звена, улучшить их подготовку и

увеличить жа­лованье. В каждой волости и в наиболее крупных поселениях

планировалось учредить ме­стные власти, которые должны были избираться не

только крестьянами. На уездном уров­не также намечались значительные

изменения, направленные на соединение губернского и волостного уровня

управления. В каждый уезд должен был назначаться глава администра­ции взамен

существующей системы прямого подчинения губернии, - при котором местный

предводитель дворянства считался "первым лицом" в расплывчатом уездном

руководстве. Земствам должны были быть предоставлены также более широкие

нрава. Рассматривались и более радикальные перемены, однако они были

отложены, учитывая враждебное отно­шение царя к децентрализации (в

особенности к рассматриваемой идее разделения России на девять крупных

регионов, наделенных значительной автономией но тину американских "штатов"

или германских "земель").

Параллельно столыпинское правительство внесло в Думу и другие законодательные

проекты. Так, предполагалось отменить правовую ущемленность старообрядцев, а

также снять некоторые ограничения но отношению к евреям. Должно было быть

усовершенство­вано руководство православной церковью. Также рассматривались

положения по социаль­ному обеспечению: государственное здравоохранение,

пенсии для рабочих, а также закон о всеобщем начальном образовании начали

свой долгий путь к статусу законов.

Поворотными пунктами столыпинской эры стали его поражения в борьбе за

зако­нодательство но реформам системы управления и по правам "меньшинств".

Оба эти пора­жения были нанесены правительству правой оппозицией, которая

отнеслась к реформе ме­стных органов управления с открытой враждебностью. В

начале 1907 г. делегаты третьего съезда Объединенного дворянства и многие

члены Государственного совета заявили свою оппозиционность и представили

последовательную аргументацию против этих проектов. К 1908 г. на правом

политическом фланге вполне сложилась коалиция ненавистников Сто­лыпина. В неё

входили влиятельные группировки внутри Государственного совета и

Объ­единенного дворянства, а также высшие иерархи православной церкви, многие

высокопо­ставленные чиновники, которые ощущали себя не у дел в свете новых

политических экс­периментов, плюс большая часть "камарильи" в союзе с крайне

правыми политиками Ду­мы и некоторыми близкими к ним журналистами.

Двусмысленность положения премьер-министра, который должен был действовать

как слуга царя, как чиновник и как парла­ментский политик одновременно, была

использована в полной мере. Избранная тактика нападок на Столыпина была

направлена на то, чтобы лишить его поддержки царя утвер­ждением, будто

премьер -министр вступил в союз с консервативной Думой против враж­дебной ей

оппозиции сверхконсервативных и истинно верноподданных реакционеров - другими

словами, поставил себя в оппозицию монарху. В то же время предпринимались

шаги для того, чтобы разрушить негласный союз Столыпина с октябристским

большинст­вом в Третьей Думе, с тем чтобы сделать его правительство

беспомощным во всех звеньях политической жизни официальной России.

Прерогатива монарха была избрана основным фокусом антистолыпипской кампании.

Эта кампания удалась вполне.

Несмотря на шум и ярость столыпинских усилий, он постепенно терял позиции и

отступал под нажимом правого крыла. Его авторитет и положение зависели от

царя, кото­рый, уже после гибели Столыпина в беседе с Коковцовым о функциях

премьер-министра в России, гак помянул покойного премьера: "По следуйте

примеру Петра Аркадьевича, ко­торый как-то старался все меня заслонять". Царь

охотно верил нашептываниям, что Сто­лыпин не предпринимал необходимых шагов

для защиты прерогатив короны; он снова и снова критиковал Столыпина и

отвергал законы, принятые правительством, таким образом давая понять, кто

настоящий хозяин.

Столыпин защищался и словесными доказательствами, и административными

ме­тодами, и с помощью прессы. Ему удавалось держаться ценой, которую так

суммировал один из его ближайших помощников: "К концу дня он растворялся в

компромиссах".

Переломный момент наступил в 1909 г., когда Столыпин подал прошение об

от­ставке после того, как его обвинили в отсутствии должного рвения в защите

авторитета царя. Царь не принял отставки, однако слабое место Столыпина было

обнаружено. Он по­пытался умиротворить своих критиков справа и царский двор

путем переноса акцента в собственных заявлениях и новых законодательных

предложениях на русификацию "окра­ин" - пробуя разыграть националистическую

карту. Однако Столыпин так и не обрел вновь доверия правых кругов, и

прохождение других его законопроектов не облегчилось. При растущей поддержке

со стороны родственников царя, его друзей и сановников из ближай­шего

царского окружения травля Столыпина продолжалась, в то время как многие из

тех депутатов Думы, кто относился к нему с уважением, находили все более

сложным про­должать поддерживать премьер-министра в его "поправении".

Врагам Столыпина в конце концов удалось нанести ему жестокий удар в марте

1911 г. но вопросу законодательства о создании земств в западных губерниях

России. К середи­не 1911 г. его политическая смерть близилась, и он сам

осознавал это. Его устранение с политической арены стало лишь вопросом

времени, и даже способ осуществления был уже, по-видимому, выбран царским

окружением - решено было сделать Столыпина наме­стником Кавказа, что удалило

бы его на "почетную должность" от Санкт-Петербурга и ре­альной политики.

Осуществлению этого плана помешала его смерть.

Столыпин был убит в сентябре 1911 г. двойным агентом Д.Ба1ровым, человеком,

который был одновременно сотрудником охранки и членом анархистского движения.

Иго выстрел и удивительная некомпетентность офицеров безопасности дали

основание многим (включая семью Столыпина) считать, что это был результат

заговора офицеров полиции.

Пять лет политической драмы, связанной с именем Столыпина, подвергались

раз­личным интерпретациям. Его образ в работах историков вне Советской России

колебался от патриотически настроенного защитника новой демократии,

основанной на мелкособст­венническом крестьянском хозяйстве, до ранней версии

фашиста-ксспофобаша службе русского царя, истинного представителя русского

реакционного дворянства. Советские ис­торики неизбежно начинали разговор об

этом человеке и обо всем периоде, заклеймив его (с легкой руки Ленина)

"бонапартистом", однако интерпретация этого слова менялась и там.

Антиправительственные нападки, предпринимавшиеся российскими реакционера­ми,

и ответные меры Столыпина (так же как и.,его попытки достичь компромисса, от

кото­рого они уклонялись), по всей видимости, небыли просто размолвкой

партнеров при раз­деле добычи. Цели Столыпина и реакционеров существенно и

последовательно различа­лись. Между ними шла острейшая борьба.

Если брать во внимание самооценку современников, необходимо начинать с самого

Столыпина и с его ближайших помощников. К 1909 г., проводя политику, явившуюся

от­ветом па опыт революции 1905 - 1907 гг. и направленную па то, чтобы подобное

не повто­рилось, никто из них не сомневался в том, кто из «истеблишмента»

пытался уничтожить Столыпина и почему. Они также не сомневались, что Столыпина

атаковали справа те, кто ничему не научились и, ничего не забыли. Российская

правящая элита также знала, что борьба между Столыпиным и его оппонентами

справа была борьбой не на жизнь а на смерть, и что от ее исхода зависела в

немалой мере судьба России. Это действительно так, если только не

считать, что российское дворянство и российский царь занимались классо­вым

самоубийством, предопределенным неумолимыми "законами истории".

В мире, где Франко, управлял Испанией па протяжении жизни целого поколения и

умер в собственной постели в президентском дворце, и где Хомейни смог в корне

изме­нить ход истории Ирана, было бы неразумно ставить реальную историю

просто в зависи­мость от законов прогресса. Конечно, историография нужна и

поучительна, однако кон­кретные результаты политических битв и те или иные

"пути" и "повороты" различных об­ществ невыводимы из нее. Кроме того,

рассматривая модели социальных изменений, мож­но увидеть, помимо всеобщих или

уникальных, также несколько типических путей, ведущих от докапиталистических

укладов. Один из этих путей, который сегодня мы обычно называем явлением

"развивающихся обществ" (что само по себе является крайним обоб­щением), был

характерен для России рубежа веков. В 1904 - 1906 гг. Столыпин обнаружил

Россию, которая была не похожа на тот образ, который он и его поколение несли

в себе, и у него хватило мужества посмотреть правде в глаза. Он начал борьбу

за Россию, которая значительно отличалась бы от той России, в которой он

вырос, и за которую все еще дер­жался и класс, к коему он принадлежал, и его

царь. В чем же значение предлагаемого им пути? Кроме того, с тех нор реформы

тина столыпинских снова и снова предпринимаются то в одной, то в другой

стране мира. Почему? И наконец, Столыпин потерпел пппоражение не от законов

истории, а от конкретных политических сил. Что это были за политические силы?

Склад ума и направленность Столыпина и его ближайших помощников были, в

сущности, прагматическими, и концептуальное содержание того, что они пытались

делать, никогда не было выражено ими в виде связной теории. У них не было

Адама Смита или Фридриха Листа, которые выработали бы основополагающие

принципы для построения экономических стратегий настоящего и будущего, тех

или иных правительств и правите­лей. Лучшие теоретические умы России были

заняты другими проблемами. Тем не менее, несмотря на свою сугубо практическую

направленность, политике Столыпина и его ко­манды суждено было войти в

историю теоретической мысли как России, так и других стран, куда она перешла

через работы таких исследователей, как А. Гершенкрон из Гарвар­да или -

критически - П. Наран из Стапфорда, рассматривавших ее как элемент' "теории

раз­вития", дискуссий по проблемам "модернизации" и "зависимости", споров,

определявших экономические стратегии во всем мире в 50-е - 70-с годы текущего

отология. Судя но это­му критерию, а также и но тому, как столыпинские

реформы связались с борьбой за струк­турное преобразование общества,

Столыпина можно назвать революционером мысли и действия, хотя такое

определение вряд ли бы ему понравилось. Кроме того, возможность успеха его

реформ нельзя исключать на чисто теоретических основаниях.

Стратегия Столыпина принимала во внимание не только историю Европы и жела­ние

"догнать Европу", но также и некоторые основные элементы российского

своеобразия. Классическая политическая экономия Адама Смита и Рикардо

отразила и исследовала первый капиталистический подъем в Европе. Фридриху

Листу принадлежит, как отмеча­лось выше, "первая поправка" к этой теории,

которая стала основой для политики "второй волны" индустриализации в Германии

и Японии. "Вторая поправка" к взгляду классиче­ской школы - это понимание

того, что радикальное социальное преобразование сельского общества и

государственного аппарата - революция сверху - должно происходить до или по

крайней мере одновременно с проведением протекционистской политики

индустриали­зации. Столыпинский "пакет реформ" и дальнейшие шаги, которые из

него вытекали, были н осуществление "второй поправки", хотя это и не

выражалось в подобных терминах. Эта программа также логична в современной

ситуации многих "развивающихся обществ". Вот почему такие программы до сих

пор привлекают к себе внимание экономи­стов и политиков. Однако просто логика

не гарантирует хороших политических результа­тов. В период 1906 - 1911 гг.

вопрос заключался в том, способен ли Столыпин осуществить свою стратегию -

обезвредить своих врагов и задействовать социальные силы, способные воплотить

его идеи.

Против "вешателя"5, Столыпина выступали все те силы, которые

боролись само­державием в 1905 - 1907 гг. Для радикалов он олицетворял

репрессивную природу цариз­ма. Для "инородцев" он также символизировал

российский национализм. Кроме того, про­тив его революционных планов широких

реформ сверху выступали реакционеры и кон­серваторы из среды чиновничества и

помещиков, позиции которых укрепились в результа­те поражения революции, а

также благодаря личным пристрастиям и чертам самодержав­ного правителя страны.

Не демонстрировали политической поддержки прогрессу по - столыпински даже те

крестьяне, кто выходил из общин, а уж сопротивление со стороны крестьянских

общин было иногда отчаянным и часто весьма эффективным. Аграрный компонент

реформ вызвал волну приватизации и колонизации земель, однако к 1911 г.

5. П.А. Столыпин «Политический портрет»; Москва «Высшая школа, 1992 г.

эти процессы начали затухать. А любимое детище правительственной реформы -

хутора были созданы на менее чем одной десятой приватизированной земли.

Столыпинская программа была «революцией сверху», которую не поддерживали ни

один крупный общественный класс, ни одна партия или общественная организация.

Поэтому кажется невероятным, как мог Столыпин, располагая столь ничтожной

поддержкой, замахиваться на столь коренные социальные преобразования.

Поразительно малое число людей решили осуществлять эти преобразования

несмотря ни на что. Что же давало им возможность надеяться на успех?

Готовность и в немалой мере способность принять такой вызов определялись

высоким положением в исключительно могущественной бюрократии, а также

высокомерие российских сановников, которые считали себя полномочными

пред­ставителями четырехсотлетней истории непрерывно растущей России и ее

самодержавной монархии. Как и некоторые представители российской либеральной

интеллигенции XIX в., они считали, что основным достоинством царской власти

была ее способность игнориро­вать социальные обстоятельства и любые

«партикулярные» представления, стоять над за­коном и влиять на ход истории,

подчиняя обстоятельства своей воле и насаждая то, что "нужно для блага

России". Однако, чтобы осуществить те социальные преобразования, ко­торые они

замышляли, им нужны были "кадры" - компетентный "генштаб" специалистов -

торетиков и достаточно большая армия исполнителей, обладающих не обычной

чинов­ничьей аккуратностью, но упрямым энтузиазмом и дисциплинированным

рвением. Надо отметить, что персонал, занимавшийся осуществлением аграрной

реформы, и впрямь не­сколько изменился к лучшему: на место ограниченных и

патриархальных земских началь­ников пришли более подготовленные, более

современные и более профессиональные чи­новники нового министерства сельского

хозяйства. Однако эта малочисленная группа бы­ла ограничена лишь сферой

сельского хозяйства, и к тому же их преданность идеям своего премьера была

сомнительной. Чтобы успешно использовать мощь государства в целях

преобразования России вопреки яростному сопротивлению оппозиции, Столыпину

нужно было не только царское благоволение, законодательная поддержка и

экономические ре­сурсы, но что-то вроде опричников царя Ивана Грозного,

интеллигентов из "Земли и во­ли", которые "пошли в парод", или же

комсомольцев и чекистов, чьими руками проводи­лись смертельные сталинские

реформы 1929 - 1937 гг. Ни ядро российских политических активистов, ни

консервативное дворянство, ни крестьяне, которые предположительно должны были

выиграть от этих реформ, - ни одна из этих групп не оказывала Столыпину такой

поддержки. Что касается самого Столыпина, он, по-видимому, даже не понимал,

что для совершения революции необходима когорта революционеров.

Последующий период показал, насколько неслучайной была неспособность

Столы­пина использовать силу государства в деле преобразования России в

контексте задейство­ванных политических сил. За оставшиеся до краха империи

годы не было ни одного друго­го предложения, исходящего от правящих кругов,

существенно изменить законодательство России.

Нацеленность аграрной политики последних лет на «столыпинский образец» нашла

отражение в законе РСФСР о земельной реформе (1990г.), Законе РСФСР о

крестьянском (фермерском) хозяйстве (1990г.), Указе Президента РФ о

неотложных мерах по осуществлению земельной реформы (1991г), Постановлении

Правительства о мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских)

хозяйств 1992 г.), Постановлении Совета Министров № 503 об утверждении

порядка купли – продажи гражданам РФ земельных участков (май 1993 г.), Указе

Президента о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России (октябрь 1993 г.) и других актах.

Думается, законодатели и разработчики правовых актов вряд ли достаточно

конкретно представляли себе социально – экономические результаты того, что

принято за образец.

Поэтому прежде чем разрешать частную собственность на землю, я считаю, надо

подготовить целый пакет документов, в которых бы ни осталось ни единой

лазейки для мошенников.

Не случайно ведь противниками частной собственности были вовсе не одни

марксисты. Даже обер-прокурор Синода К.Победоносцев был противником перехода к

частному землепользованию. «Как не может существовать право одного человека

владеть другим (рабство), так не может существовать прав одного человека, царя

или крестьянина, владеть землёй как собственностью» - писал отнюдь не социалист

Л. Толстой Столыпину, называя земельную частную собственность кого угодно, хотя

бы и «распрокрестьянина» преступной.6

6. Два письма Л.Толстого к П.А. Столыпину – Развитие, 1993 г.№9-10

Крестьянами эта реформа не была принята потому, что этот закон ломал

многовековые, устоявшиеся представления крестьянина о жизни и власти. Он в

один момент из белого делал черного, а из черного белое. Крестьянин попадал в

непонятное и неизвестное ему положение. Он как бы обезумевал от свободы, как

дитя которого постоянно водили за ручку, которому показывали что делать и

как, и он до того привык, что чужие указания стал принимать за свой

собственный повыв.

За многие столетия они свыклись с мыслью, что все беды, которые у них бы не

происходили, они на «злого» и «несправедливого» помещика, который не давал им

землю. И вот им дали и мне кажется, что многие испугались ответственности,

свалившейся на них. Теперь не на кого возложить все свои неудачи.

Многие «выделившиеся» возвращались в «общину». И не потому, что там было

лучше. Нет! Просто она была близка им по духу. Она (община), как программа

социальной защиты, обеспечивала их участком земли, как бы не сложилась их

судьба.

Я упоминала выше о письмах и вы могли заметить некоторую разницу в том, что

было написано в письмах. Эта разница обусловливается тем, что лишь немногие,

тогда из крестьян, осознавали всю важность и ответственность момента.

Лишь немногие были готовы к переменам. Коренным переменам!

И в этом отчасти виновата и сама власть. Так уж у нас повелось, что

правительство идет на уступки только тогда, когда будет видеть (уверена), что

другого выхода нет. А самой, путем реформ, поделиться частью своей власти –

никогда!

И поэтому они проходят у нас скомкано (по ускоренной программе). Поэтому

очень часто даже благие начинания заканчивались ничем.

Поэтому я призываю власть изменить отношение к народу. Народ – это не быдло,

которым можно управлять. Нет! Народ это сила и с ней всегда придется

считаться.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты