Реферат: Башкирские шежере как исторический источник

Реферат: Башкирские шежере как исторический источник

БАШКИРСКИЕ ШЕЖЕРЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК Башкирский народ, как и другие

народы нашей страны, имеет боль­шую и чрезвычайно богатую событиями историю.

История Башкирии до XVI в. — это история упорной и мужественной борьбы за

независимость и свободу против многовекового гнета жестоких завоевателей.

История Башкирии XVI—XIX вв. наполнена борьбой трудящихся башкир про­тив

феодального и, позднее, капиталистического гнета. В процессе этой борьбы

зародилась и окрепла та великая дружба с русским народом, которая, явившись

поворотным этапом в исторической судьбе башкир­ского народа, нашла яркое

выражение в победе Великой Октябрьской революции в Башкирии и бурном

социалистическом развитии Башкир­ской Советской Автономной Республики.

Перед историками Башкирии стоит ответственная задача — раскрыть перед

современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить

мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастли­вую жизнь.

Несмотря на то, что в последнее время создано немало работ по истории

Башкирской АССР («Очерки по истории Башкирской АССР», т. I, ч. 1—2;

исторические очерки «Советская Башкирия», ряд моно­графий как по

дореволюционной, так и по советской истории Башкирии), историки республики

все еще в большом долгу перед народом. Многие важнейшие вопросы истории

Башкирии остаются слабо изученными. Особенно это относится к ранним периодам

истории башкирского наро­да. Авторы и редакторы «Очерков по истории

Башкирской АССР» стол­кнулись с большими трудностями при составлении тех глав

и разделов книги, которые посвящены истории края до XVI в. Даже сегодня,

не­смотря на публикацию материалов и появление в печати некоторых ра­бот по

ранней истории Башкирии, мы вынуждены констатировать, что основные проблемы

истории края с древнейших времен до XVI в. оста­ются пока нерешенными. До сих

пор, например, мы очень мало знаем об истории и условиях формирования

башкирской народности. Лишь по лаконичным сведениям легенд и преданий можно

восстановить некото­рые эпизоды ожесточенной борьбы башкирского народа против

мон­гольского и ногайского господства в XIII—XVI вв. Историки Башкирии

сравнительно недавно приступили к обстоятельному изучению важной проблемы

возникновения и развития в башкирском обществе феодаль­ных производственных

отношений. Наконец, до недавнего времени лишь в общих чертах были известны

события, связанные с переломным моментом в истории башкирского народа —

добровольным присоедине­нием Башкирии к Русскому государству.

Основная причина слабой изученности ранних периодов истории башкирского

народа заключалась (и заключается) в недостатке источ­ников. Башкирская

феодальная историография не имеет давних тради­ций. До настоящего времени,

например, науке не известно ни одного до­кумента, исторического сочинения или

летописи, которые датировались бы периодом до XVI в. и исходили бы от самих

башкир. В значительной мере объясняется это тем, что до середины XVI в., т.

е. до присоедине­ния к России, башкиры не имели не только своей политической

организации (государственности) и постоянной системы местного управле­ния.

Поэтому еще до недавнего времени история Башкирии до XVI в. изучалась главным

образом на основании отрывочных сведений, содер­жащихся в русских летописях и

историко-литературных памятниках других народов. Чрезвычайно узкий круг

источников в течение длитель­ного времени не давал исследователям возможности

более или менее широко развернуть изучение ранней истории башкирского

на­рода.

С присоединением к России, с организацией волостного администра­тивного

управления, с подчинением общественной жизни Башкирии за­конам, издаваемым

царским правительством, те или иные стороны жиз­ни башкирского общества

начинают находить отражение в различного рода актах, договорах, купчих

записях и т. д. За последние годы из ар­хивов Москвы и Уфы извлечены и

опубликованы сотни документов по истории Башкирии. Наиболее значительными

являются публикации «Материалов по истории Башкирской АССР», начатые в 1936

г. К на­стоящему моменту из запланированных восьми томов опубликованы, 1ч-

IV. находится в печати V и подготовлены к изданию VI и VII тт. Публикация

«Материалов...» позволила во многих случаях по-новому подойти к исследованию

ряда сложных вопросов из истории Башкирии периода феодализма: становления и

развития феодальных отношений, характера башкирских восстаний XVII—первой

половины XVIII вв., истории земельных отношений и т. д.

Однако все документы, включенные в «Материалы...», относятся к XVII—XVIII вв.

Важнейшие вопросы из истории Башкирии до XVII в. по-прежнему оставались

областью догадок и предположений, основан­ных часто на произвольном

толковании отдельных высказываний древ­них авторов, исторической литературе

XVII—XVIII вв. и т. д.

Таким образом, историки Башкирии уже давно остро ощущали не­обходимость найти

источники, которые дали бы возможность хотя бы частично заполнить «белые

пятна» в разработке истории Башкирии до XVII в. Поиски такой документальной

базы дали неожиданные резуль­таты. Оказалось, что в Башкирии существуют, и

долгое время находятся в забвении интереснейшие документы, внимательное

изучение которых может пролить свет на многие важные моменты ранней и

сред­невековой истории- Башкирии. Эти документы — башкирские шежере.

Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники XVI— XIX, а иногда и

более ранних веков. Слово «шежере» (шэжэрэ) озна­чает «родословная» или

«родословие» (Башкирско-русский словарь, М., 1958, стр. 667). Однако такой

перевод не исчерпывает того значения, которое термин «шежере» имеет в

действительности. Не случайно в историко-краеведческой литературе XIX в., где

были опубликованы пере­воды на русский язык нескольких башкирских шежере, эти

письменные памятники назывались по-разному: хроникой, преданием, летописью

или просто исторической записью. Однако ни один из этих переводов нельзя

считать точным. Строго говоря, точный перевод, видимо, невоз­можен, так как

сами шежере ни по форме, ни по содержанию не одина­ковы. Если одни шежере

действительно являются только родословными, то другие включают сведения,

приближающие их к летописям. Тем не менее, к большинству шежере, во всяком

случае, к наиболее ценным из них, на наш взгляд, было бы правильно применить

термин «генеало­гическая летопись». Чтобы обосновать это мнение, коротко

остановимся

на происхождении башкирских шежере и' их развитии в качестве исторического

источника.

У башкир, как и у ряда других в прошлом кочевых скотоводческих народов,

издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную

включались члены рода по мужской линии. Каж­дый член рода должен был хорошо

знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям

и внукам.

Рождение этого обычая было связано, видимо, с принципом родо­вой экзогамии у

башкир. Башкирский род, в отличие от родоплеменных организаций оседлых

земледельческих народов, не имел твердо очерченных границ. Род у башкир

представлял собой лишь один из звеньев многоступенчатой родоплеменной

системы. Это звено, как и другие звенья всей родоплеменной системы, было

подвержено постоянным, хотя я мед­ленным, изменениям. Родовая организация у

башкир могла превратить­ся в племенную, распавшись на несколько

самостоятельных родов, или, наоборот, превратиться в родовое подразделение,

влившись в состав другого, более сильного рода. В этих условиях, естественно,

строгое соблюдение существовавшего v башкир принципа экзогамии требовало

точного знания родословной. Таким образом, составление и знание ро­дословной

сначала было необходимостью, продиктованной обычаями патриархально-родовых

отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы

рода, однако, согласно обычаям, и ря­довые башкиры должны были запоминать

имена своих предков до 10—15 колена.

Эти традиции в быту башкир сохранялись очень долго. Даже в на­стоящее время

нередко встречаются старики, знающие свою родослов­ную в пределах 10—12

поколений.

Однако уже в период господства патриархально-родовых отноше­ний шежере стали

перерастать свое первоначальное назначение. Пере­даваясь от отцов к детям и

внукам, родословные постепенно стали со­провождаться рассказами о событиях,

которые происходили при жизни родового вождя — бия. Из поколения б поколение

шежере стали превращаться в своеобразную неписаную историю рода или пле­мени.

В этой истории находили отражение и представления данного рода о своем

происхождении, и события, связанные с межплеменной борьбой, и генеалогии

родоплеменной знати и т. д.

В XV—XVI вв. и позднее, когда шежере многих родоплеменных групп башкир стали

слишком громоздкими, чтобы удержаться целиком, без искажений в памяти

отдельных людей, их стали записывать. XV—XVI вв.—дата, конечно, примерная.

Более точно определить вре­мя превращения шежере в письменные документы пока

невозможно. Нам известно лишь два свидетельства о записи шежере в XVI в.

Шежере племени Юрматы было написано под диктовку бия Татигаса муллой Бакыем.

Татигас-бий умер в 972 г. хиджры, или в 1564—1565 гг. хрис­тианского

летосчисления '. Следовательно, в середине XVI в. шежере уже записывались.

Однако по тексту шежере юрматынцев, по содержав­шимся в нем сведениям можно

предполагать, что Татигас-бий, диктуя Бакыю содержание летописи, не только

рассчитывал на свою па­мять, но и пользовался другими, более ранними

письменными источника­ми. Вероятно, шежере, хотя и редко, записывались и

раньше, в начале XVI в. или даже в XV в. Кроме того, надо учесть и то

обстоятельство, что шежере как в XVI в., так и в последующие века

записывались муллами. Это дает основание говорить о том, что превращение

некогда устных ро­дословных в письменные документы было связано с укреплением

му­сульманской религии в Башкирии и распространением арабской письменности,

т. е. с XV—XVI вв.

Таким образом, процесс превращения башкирских шежере в письменные документы

был довольно длительным. До наших дней ше­жере дошли в копиях XVIII—XIX вв.,

и только в ряде случаев — в более ранних списках.

Надо иметь в виду, что шежере становились «писанными история­ми» в условиях

классового феодального общества и социальные усло­вия тон эпохи ни могли не

отразиться на их содержании. Основная часть шежере, родословная, постепенно

превратилась в генеалогию башкир­ской родоплеменной знати. Составители шежере

нередко включали в текст содержание ханских ярлыков, предания о знатном

происхождении своих родовитых предков, а позднее, после присоединения

Башкирии к России, — грамоты на право вотчинного владения землей, раздельные

акты и т. д.

Сейчас многие из этих материалов в совокупности с генеалогиями, а также

народными преданиями о происхождении того или иного пле­мени, представляют

для историков и этнографов исключительный ин­терес. Они позволяют не только

заполнить некоторые «белые пятна» в области ранней истории Башкирии, но и

более глубоко, чем раньше, ис­следовать общественный строй башкир в период

становления и развития феодальных отношений.

В XVI—XVIII вв., когда произошли большие изменения в земель­ных отношениях,

башкирские шежере приобрели новое социальное зна­чение. В условиях

чрезвычайной запутанности форм земельной собст­венности в Башкирии, когда

башкирские волости формально выступали коллективным владельцем общей вотчины,

шежере с их обширной ро­дословной стали юридическим документом,

подтверждающим право участия того или иного башкира данной волости (рода) в

вотчинном владении волостными землями. Весьма важно и характерно то, что

царская администрация при проведении земельной политики не только считалась с

этими шежере, но и при возникновении спора о праве участия той или иной

группы башкир в волостной земельной вотчине требовала обязательного

представления родословной, которая служила «доказа­тельством» принадлежности

этих башкир к определенному роду. Новой функцией шежере широко

воспользовались башкирские феодалы. В це­лях узурпации земельной

собственности они включали в родословную лиц, фактически, не имеющих никакого

отношения ни к данному роду, ни к его земельной собственности. Естественно,

поэтому, что в старые тексты шежере вносились изменения и искажения, которые

были в ин­тересах башкирской феодальной верхушки.

Оговоримся, что при всем этом шежере сохраняли и свое тради­ционное значение.

Это была история, генеалогическая летопись опреде­ленного рода, определенного

племени. В качестве таковой шежере было атрибутом патриархально-родовой

жизни. Наличие шежере в башкир­ском роде было так же обязательно, как

обязательны были такие родо­вые атрибуты, как тамга, птица, дерево. В

XVII—XVIII вв. эт.1 элементы былой патриархально-родовой жизни превратились

уже большей частью в пережитки, но все же в обществе, где господствовали

патриархально-феодальные отношения, эти пережитки еще долго сохраняли

определен­ное значение в быту башкир. Поэтому башкиры в целом бережно

отно­сились к сохранившимся наиболее старым текстам шежере, стремясь не

вносить в них существенных изменений.

Важно подчеркнуть, что шежере не есть явление, присущее только башкирам. На

определенной стадии общественного развития, а именно в эпоху разложения

родового строя и формирования классовых отноше­ний, составление генеалогий

имело место у многих народов. У народов, в жизни которых до сравнительно

недавнего времени сохранялись атри­буты патриархально-родового уклада,

генеалогии или воспоминание о них живы еще и в наши дни. Устные шежере бытуют

среди казахов, туркмен, башкир, киргизов, монголов и других народов. Эти

памятни­ки древней и средневековой истории у различных народов могут

назы­ваться различно (шэжэрэ, тайра, тарих и т. д.), но суть их остается

примерно одинаковой, т. е. они включают родословную того или иного рода с

более или менее подробным изложением наиболее выдающихся событий из жизни

данной родоплеменной группы.

К сожалению, только ничтожная часть этих исторических докумен­тов введена в

научный оборот. Многие из них еще вообще не известны. Объясняется это в

значительной степени тем, что среди некоторых ис­ториков был распространен

неверный взгляд как на происхождение ше­жере, так и на его значение как

исторического источника. Авторы «Истории Казахской ССР», например, пишут, что

шежере—это «родослов­ные казахских родов, сочиненные мусульманским

духовенством» в конце XIX — начале XX вв. По их мнению, «ничего общего с

подлинной исто­рией казахов эти «шежере» не имеют». Аналогичное отношение к

шежере имело место и среди историков других республик. Иначе нельзя объяснить

то, что до настоящего времени шежере не использовались или почти не

использовались при разработке древней и средневековой исто­рии, вопросов

этногенеза и т. д. казахского, туркменского, каракалпак­ского, киргизского,

башкирского и других народов. По сути дела шежере как ценные исторические

источники отвергнуты историками на основании только одного факта: большинство

шежере содержат много сведений библейского характера или сведений,

почерпнутых из тюрко-монгольской мифологии. Однако это равносильно тому, если

бы историки игно­рировали сочинения Абу-л-Гази, хана хивинского, только на

том осно­вании, что они также начинаются с библейской легенды о

происхожде­нии тюрков от Яфеса. Неверно также и то, что шежере составлялись

мусульманским духовенством в конце XIX — начале XX вв. Наоборот, народы,

основным занятием которых в прошлом было кочевое скотовод­ство, имеют весьма

древние традиции составления шежере. Это можно проиллюстрировать на примере

крупнейших исторических работ сред­невековья. Первая часть труда персидского

историка XIV в. Рашид-ад-дина «Джами ат'-таварих» (Сборник летописей)

является ценнейшим источником для разработки дофеодальной истории монгольских

и тюрк­ских народностей и племен. Профессор И. П. Петрушевский пишет об этом:

«Разделы, посвященные истории тюркских и монгольских племен и истории Чингиз-

хана до объединения под его властью Монголии, имеют значение исключительно

важного свода сведений о кочевых племенах Центральной Азии в дофеодальный

период их истории». На основании каких источников написана эта часть труда

Рашид-ад-дина? Наряду с более ранними историческими работами Рашид-ад-дин

широко исполь­зовал устные предания, родословные тюркских и монгольских

племен, генеалогии князей и т. д. Эту особенность труда Рашид-ад-дина

отмечали уже его современники. Профессор И. П. Петрушевский приводит слова

Ольджайту-хана, который, познакомившись с трудом персидского исто­рика,

сказал: «То, что изустно передано от эпохи Чингиз-хана до те­перешнего

времени из всех дел [монгольского народа] и объяснения [про­исхождения]

последнего — есть общая цель сего [труда]...». Между про­чим, некоторые

легенды, упоминаемые Рашид-ад-дином, до наших дней

живут среди башкир и туркмен в устных преданиях или в шежере. Та­ково,

например, предание о происхождении кипчаков'.

Широко известная древняя монгольская летопись «Сокровенное сказание»,

составленная в 1240 г. при дворе хана Угэдэя, также бази­руется на

официальных -монгольских генеалогиях, преданиях, по край­ней .мере в той его

части, где речь идет об истории и происхождении мон­гольских племен -'. Таким

образом, уже ранние сводные исторические труды и летописи в качестве

важнейшего источника использовали родоплеменные генеалогии, предания,

родословные родоплеменной аристо­кратии и т. д., которые, устно передаваясь

от поколения к поколению, в течение сотен лет жили в памяти народа.

Об этом же свидетельствуют и более поздние исторические источни­ки. Недавно

опубликована .монгольская летопись XVII в. «Шара Туджи», для которой характерно

«наличие более или менее разработанных генеалогий монгольских феодалов»3

. Вся летопись является по существу родословной князя Гэрэсэндзэ и его потомков,

владевших Халхой.

Особенно показательны в этом плане сочинения хивинского хана XVII в. Абу-л-

Гази: «Шаджара-i таракима» (Родословная туркмен) и «Шаджара-i турк»

(Родословная тюрок). В основу обоих этих сочине­ний в конечном итоге были

положены генеалогические предания, родо­словные, сопровождаемые рассказами о

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты