Реферат: Предпосылки развала СССР

национальный доход – на 45%, продукция промышленности выросла на 50%.

Происходившее три предыдущие пятилетки снижение темпов роста производства

было на время приостановлено».

Кроме того, реформам, даже крайне умеренным, эволюционным, противостояли

реальные силы – старые производственные отношения, сложившийся аппарат

управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить

принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что

это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи тут

же отступили.

Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны

не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической

революции (НТР), получившей название «микроэлектронная революция». С этого

момента уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством

выплавленной стали, добытого угля, а использованием микроэлектронной техники.

Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему

находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в

которых Советский Союз уже к 1970 г. был «впереди планеты всей». СССР

производил больше всех в мире стали, чугуна, кокса, железной и марганцевой

руды. Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов –

электроэнергии, металла, которые, к тому же, использовались нерационально,

поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками.

«В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризирована, «работала» в

основном на ВПК. В общем объеме продукции машиностроения производство военной

техники составляло более 60%, а доля военных расходов в валовом национальном

продукте – около 23%».

Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным

диспропорциям. Из-за огромной разницы издержек в разных отраслях экономики

покупательская способность рубля так же была различной ( в «оборонке» оно

равнялась 4 – 6 долларам США).

В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной

экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической

неблагонадежности.

Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного

производства. Появились производственные и научно-производственные

объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер явился лишь

гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло.

5. Крушение Советской системы.

В начале 80-х гг. все без исключения слои общества страдали от несвободы,

испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной

демократии и индивидуальной свободы.

Смерть Л.И.Брежнева в ноябре 1982 г. и приход к власти Ю.В.Андропова побудили

в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим

надеждам не суждено было сбыться.

За короткий период своего правления Андропов сделал попытку реформировать

политическую верхушку общества, провести «кадровую революцию». Были

отстранены от власти наиболее одиозные личности, проведена ротация

руководства выборных органов власти. Были намечены и частично осуществлены

экономические реформы. Одновременно укреплялись позиции официальной идеологии

государства. Оппозиция и диссидентское движение, ранее представленные

многочисленными деятелями, были разгромлены КГБ и фактически прекратили

существование.

Внезапная смерть Андропова в феврале 1984 г. приостановила реализацию

программы намеченных преобразований советского общества.

Сменивший Андропова К.У.Черненко за год своего пребывания на посту генсека

КПСС фактически лишь обозначил возвращение к брежневской эпохе застоя в

области экономики, идеологии и общественной жизни.

Избрание в марте 1985 г. М.С.Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС

вновь возродило надежду на возможность реальных перемен в жизни общества.

Энергичные выступления Генерального секретаря показали его решимость

приступить к обновлению страны.

Пленум ЦК КПСС, прошедший в апреле 1985 г. положил начало медленным,

осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей

системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет,

отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х гг. прошлого

века. Тогда потребность в частичной модернизации режима была осознана в

результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру,

как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время,

прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же

причиной начавшегося «ремонта» стало отставание от США в гонке космических

вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу

«звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере

высоких технологий уже почти проиграно ( о близости экономического кризиса

говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 гг. налицо была отрицательная

динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста

национального дохода составляли в восьмой пятилетке – 41%, в девятой – 28, в

десятой – 21, в одиннадцатой – 17%. Рост производительности труда в восьмой

пятилетке был 37%, в девятой – 25, в десятой – 17%).

Причины затяжного кризиса в экономике, по мнению специалистов, не доверять

которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства

страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на

серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

Кстати, первоначально, на ХVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно:

повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий

фактор. Но чтобы добиться поставленной цели Горбачев избрал вполне

марксистский метод – метод проб и ошибок.

Сначала было «ускорение» - попытка с помощью идеологических заклинаний и

призывов к «каждому на своем рабочем месте» заставить проржавевший

хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не

обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только

1/7 часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую

индустриализацию – с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую

легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом

этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли

бесследно растворились во всеобщем бедламе – нового оборудования, материалов,

технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили покупку товаров ширпотреба и бросили валютные средства на

закупку техники за рубежом. Результат, опять же, не оправдал ожиданий:

Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом (из-за

нехватки производственных площадей), а то, что удалось в конце концов

смонтировать, то и дело давало сбои. Целые поточные линии простаивали из-за

неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Все это сделало очевидным, что при отсутствии стимулов у производителей

ничего в экономике не повернешь. Тогда правительство решило дать предприятиям

хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь

правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к

вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы

в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской

продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров,

но и всем остальным без исключе­ния.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней

плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах

разрабатывали бесчисленные социальные прог­раммы, закачивали в экономику

инфляционные деньги. В конце кон­цов раздутый платежеспособный спрос начал

потихоньку раздавли­вать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева - антиалкогольной

компании - оцениваются в 40 млрд. Рублей. Урон, который нанесла нашей

социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не поддается исчислению.

Теперь – о политических реформах новой власти.

С самого начала Горбачев проявил себя как опытный политик. Для того, чтобы

укрепиться у власти и идеологически обосновать свою борьбу со старой

партийной гвардией, он вы­нужден был провозгласить курс на обновление

социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле,

когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые

перестановки. На пленуме ЦК КПСС полноправными членами Политбюро стали

сторонники Горбачева: Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, В.М.Чебриков – складывалось

«горбачевское большинство». Один за другим отправлялись на заслуженный отдых

партийные вожди областей и республик. Е.К.Лигачев, руково­дивший чисткой

аппарата, за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей

на все ключевые посты. В целом, в 1985-88 гг. Горбачеву удалось завершить

начатую еще Андроповым кадровую чистку.

Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление

общества, выразившееся прежде всего в борьбе с коррупцией и номенклатурой.

Правда, методы управления и внедрения реформ при этом оставались по-прежнему

директивными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему

партийных государственных органов.

Решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),

состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г., предусматривали изменение

структуры высших органов власти и го­сударственного управления страны,

наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС

СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы,

прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в поли­тической структуре

общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март -

май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания,

начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких

альтернативных канди­датов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505

кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать

одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных органи­заций, что

позволило коммунистам, как наиболее массовой "об­щественной организации", на

Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби.

Об этом было заявле­но, как о достижении: доля коммунистов среди народных

депутатов оказалась 87% против 71,5% предыдущего созыва, на основе чего

делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден

авторитет партии.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территори­альным и

национально-территориальным округам, участвовало 89,8% включенных в списки

избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии,

по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна -

повсе­местно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма

крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой

страны. Конечно, сейчас можно с иро­нией смотреть на те баталии, что

происходили на Съезде, но тог­да это выглядело победой демократии.

Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС

СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об

основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР ( 12-24 декабря 1989 г.)

носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд

принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из

центральных вопро­сов повестки дня второго Съезда народных депутатов было

обсуж­дение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с

организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссии, посвященные

как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и

Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в

Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна,

о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях).

Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие воз­лагали на него

свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не

суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию",

каковой он, собс­твенно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже

заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом

сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась де­лом

необходимым, но конкретного, насущного она народу дала нем­ного.

Отношение к проводимым в стране реформам было неоднозначным. Сопротивление со

стороны значительной части партийных деятелей, заметное еще в 1986 г.,

привело Горбачева к осознанию необходимости расширения социальной базы за

счет привлечения к участию в перестроечном процессе интеллигенции.

Последовали кадровые изменения в руководстве творческих союзов (Союза

кинематографистов и Союза театральных деятелей) и редакциях периодических

изданий с целью нейтрализовать наметившуюся партийную оппозицию. На январском

пленуме 1987 г. политика гласности была официально закреплена как основа

проводившихся политических реформ.

В 1987- 89 гг. выходят ранее не печатавшиеся и запрещенные произведения,

образуются многочисленные политические объединения и общества,

пересматриваются устоявшиеся стереотипы в отношении исторического прошлого

СССР, возобновляется реабилитационный процесс, прерванный в брежневский

период.

В 1989 г. реформаторское руководство столкнулось с кризисом доверия.

Политика гласности, командно-административные методы проведения

преобразований в начальный период перестройки, затронутые партийно-

номенклатурные интересы – все это привело к консолидации внутри Политбюро

консервативно настроенных лиц. Противниками Горбачева критически

воспринимались и экономические реформы, проводимые в стране, в них они видели

капитуляцию перед капиталистической системой.

Ставка Горбачева на коммунистов – реформаторов и интеллигенцию оказалась

недостаточной. Требовалось новое расширение социальной базы перестройки как

для продолжения реформ, так и для укрепления положения самого Горбачева.

ХIХ партийная конференция 1988 г. положила начало конституционным реформам в

СССР. В марте 1990 г. внеочередной Съезд народных депутатов СССР отменил ст.6

Конституции СССР, законодательно закреплявшую монополию КПСС на власть в

стране. Этот же съезд утвердил пост Президента СССР. М.С.Горбачев был выбран

на съезде первым Президентом СССР.

«1990 год ознаменовался также односторонним решением некоторых союзных

республик о самоопределении и создании независимых государств. По стране

прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в

них своих президентов, введения новых названий».

[№19, с.69]

Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. Вопрос о российском

суверенитете стал главным на I съезде народных депутатов РСФСР. 12 июня 1990

г. была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР».

Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские

структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться

между собой. "Война законов" между Союзом и республиками велась с переменным

успехом и к зи­ме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими

события­ми в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета.

Все это происходило на фоне быстрого развала экономи­ки, межнациональной

конфронтации между республиками и внутри их.

В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях об­щества. После

того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли

демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более

того, демократия явствен­но вырождалась в анархию, усиливая тоску по "сильной

руке". По­добные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он,

опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту

дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность.

Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в

котором ключевые посты заняли предс­тавители "просвещенной" бюрократии и

военно-промышленного комп­лекса.

1991 г. оказался переломным в истории страны. За шесть лет перестройки ни

одна из ее задач до конца не была решена.

В феврале 1991 г. Президент Горбачев был по существу поставлен перед выбором:

или поддержать крыло, ориентирующееся на силовые методы сохранения старых

структур власти, или окончательно стать на сторону демократов. К лету

ситуация, сложившаяся во всех областях жизни, характеризовалась как

кризисная.

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора

подтолкнуло консерваторов на решительные действия, т.к. лишало верхушку КПСС

реальной власти, постов и привилегий.

В этих условиях происходят события 19 – 21 августа 1991 г. В отсутствие

М.С.Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму на правительственной даче

«Форос», был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в

стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент Г.И.Янаев, премьер-министр

В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго,

председатель КГБ В.А.Крючков, председатель Крестьянского союза СССР

В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий СССР

А.И.Тизяков, заместитель председателя Совета обороны О.Д.Бакланов. ГКЧП

объявил о введении чрезвычайного положения в ряде районов СССР, о

расформировании структур власти, противоречащих Конституции СССР, о

приостановке деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и

демонстраций, о проведении в ближайшем будущем экономических реформ.

Заявления ГКЧП были подкреплены вводом войск в столицу. Был объявлен

комендантский час. На этом активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива

стала переходить к оппозиции, организовавшей многочисленные митинги в Москве

и Ленинграде. Свобода стала для людей высшей ценностью – исчез страх. Только

три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на

сопротивление россиян. 22 августа члены ГКЧП были арестованы, Горбачев

вернулся в Москву.

События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка,

как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и

навсегда сделанный социалистический выбор.

Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР.

Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачев согласился на серьезные

уступки со стороны центра в пользу республик, признал независимость

Прибалтики и предпринял попытку создания нового демократического союзного

правительства. В сентябре началась разработка нового договора об образовании

конфедеративного Союза суверенных государств вместо СССР. Однако Украина и

Белоруссия проголосовали за независимость и отказались от подписания союзного

договора.

8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было

подписано Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимых

Государств. Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме

республик Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось

существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР

Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.

6. Список используемой литературы:

1. «Актуальные проблемы новейшей истории России» - Армавир,2000; 2. Баталов

Э. Перестройка и судьба России. //ОНС - 1992 - №2;

3. Воронейкин Н.Е. «Летопись трудового героизма» М: Политиздат, 1984;

4. Головин Н.Н. «Развал армии привел к развалу государства. Забытое имя.»

//Военно-исторический журнал - 1998 - №12;

5. Зубов А. «Сорок дней или сорок лет?» //Новый мир – 1999 - №5;

6. Ионов И.Н. «Советская экономика и НТР» //Отечественная история – 1992 - №4;

7. Колубев А.В. «Россия, век ХХ.» //Отечественная история – 1992 - №4;

8. Козлов В. «Историк и перестройка.» //Страницы истории КПСС – М: Высшая

школа,1988;

9. Лельчук В.С., Бейлина Е.Э. «Промышленность и рабочий класс в условиях НТР»

- М,1982;

10. Лельчук В.С. «СССР в 70-е годы» - М,1981;

11. Механик А.Г. «Великая революция 1917-1991 года.» //Россия и современный

мир – 1999 - №1;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты