Реферат: Преобразования Александра Второго

земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских «дворов»

(семейств) , но бы­ли переданы во владение крестьянским обществам, которые

«уравнительно» рас­пределяли полевые земли между своими членами и сообща

пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и

все подати (госу­дарственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща,

миром, который

был связан «круговою порукою», т. е. коллективной ответственностью, и

потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных

членов.

Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обществу и без согласия

«мира» не мог из него выйти. Органом крестьянского мира был сельский сход, в

котором уча­ствовали, все крестьяне-домохозяева и который в своих внутренних

делах имел ши­рокую компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а

также уполномо­ченных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали

волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда — от

4 до 12 судей, из коих не менее трех должны были присутствовать в судебных

заседаниях.

Во-вторых, была объявлена обязательность, для крестьян принять надел и

держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности,

отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870

г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право

как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями;

само об­щество также получает право не принимать в свое пользование таких

участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. Земля переходила в руки

крестьян с пра­вом «постоянного пользования», помещик уже не мог ее отнять. В

перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в

разряд собст­венников земли. Поскольку право собственности на землю было

признано за по­мещиками, то крестьяне должны были выкупить землю в свою

собственность. За 2 года должны были быть составлены уставные грамоты

(добровольные между зем­левладельцами и крестьянами соглашения) определявшие

на местах конкретные ус­ловия освобождения крестьян. Затем крестьяне

переводились в разряд временнообязанных до момента перехода на выкуп. Чтобы

уплатить выкуп за землю, государство предоставляло крестьянам ссуду в размере

80% от стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. Ссуду

государству крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49

лет.

Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из

рас­чета доходности крестьянского оброка: полученная помещиком сумма выкупа,

по­ложенная в банк в расчете на прибыль из 6% годовых, должна была давать тот

же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Так правительство

стремилось огра­дить помещиков от возможных финансовых потерь.

До выплаты 20% помещику крестьянин переходил в разряд

временнообязанных и должен был нести определенные повинности в пользу

помещика. Однако теперь эти повинности были зафиксированы, и произвольно

увеличить их помещик уже не мог. Повинности были те же:

оброк и барщина, однако, основной повинностью при­знавался оброк. Если

крестьянин ранее платил только оброк, без его согласия его нельзя было

перевести на барщину. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право

перейти на оброк через 2 года без согласия помещика. Барщина огра­ничивалась

40 мужскими и 30 женскими днями работы в год.

На практике выкупная операция затянулась на долгие годы. Только в 1881 году

временнообязанное состояние было отменено. А выкупные платежи

просуществова­ли до начала XX века: с 1906 года они были сокращены

наполовину, а с 1907 года окончательно отменены.

Размер земельного надела определялся в зависимости от зоны: черноземной,

нечерноземной и степной. Для каждой из этих зон устанавливался максимальный и

минимальный размер надела. Он составлял от 1 до 12 десятин на «душу» мужского

пола. Средний размер «душевого» надела помещичьих крестьян составлял 3,3

деся­тины. Крестьянину должен был быть предоставлен тот надел, которым он

владел до реформы. Если он был больше максимального, помещик имел право

отрезать изли­шек, изъять эти «отрезки»; если меньше минимального — помещик

обязан был до­бавить крестьянину земли.

Проведение реформы было отдано на местах в руки мировых посредников,

на­значаемых из числа местных потомственных дворян. Они имели значительную

власть над органами крестьянского самоуправления. На уездном уровне делами по

крестьянской реформе ведал уездный съезд мировых посредников, на губернском —

губернское по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и

особых поверочных комиссий.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных,

приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а

выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы

удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в

полной зависимости от сельской общины (прежнего "мира"), которая, в свою

очередь, полностью кон­тролировалась властями; личные наделы передавались в

собственность крестьян­ским обществам, которые периодически "уравнительно" их

перераспределяли.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной во­ли»,

организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие

факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у

помещика, были обяза­ны платить оброк и исполнять барщину, лишались

значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в

собственность, должны были выкупать у по­мещика. В течение 1861 года

произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются

выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время

растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших

крепостных (статьи А. Герцена и Н. Огарева в "Колоколе", Н. Чер­нышевского в

"Современнике").

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон

государ­ственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по

перестройке местно­го управления, судебной системы, образования и,

позднее, армии. Это были дейст­вительно крупные изменения, сравнимые разве

что только с реформами Петра I.

б) Земская (1864) и городская (1870) реформы.

До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской России

носили сословный характер. После освобождения крестьян в стране образовывался

новый слой граждан, для которых необходимо было создать новую социальную

ни­шу, упорядочить их новое положение, организовать управление этим слоем,

так как раньше крестьяне находились полностью под властью помещика.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских

учреждениях».

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного

са­моуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний

срок. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов)

- про­водились на основе имущественного ценза, по куриям.

Первая курия — землевладельческая — составлялась из землевладельцев уезда,

владевших 200—800 десятинами земли или собственностью в 15 тыс. руб. Вторая —

городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых

заве­дений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости

не менее чем на 2 000 рублей. Третья — сельских крестьянских обществ —

избиралась многоступенчато. На сельских сходах избирались выборщики на

волостной сход, на нем — выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из

трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, последнее избирало

гласных в губернское зем­ское собрание.

Земские органы делились на распорядительные — собрания гласных и

испол­нительные — земские управы.

Компетенция земских органов включала:

• назначение денежных сборов на местные нужды;

• распределение земских налогов и государственных податей;

• заведование земскими имуществами и капиталами;

• устройство и поддержание местных путей сообщения;

• «меры обеспечения народного продовольствия»;

• «попечение о развитии местной торговли и промышленности»;

• дела благотворительности;

• взаимное земское страхование имуществ от огня;

• «попечение» о построении церквей и школ,

• «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народ­ном

образовании»;

• попечение о народном здравии;

• меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей;

• содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях;

• представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуж­дах.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить

новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы.

При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все

сторо­ны местной жизни. Новые формы местного

самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его

полномочии. Самоуправление получило столь широкое распространение, что

многими было понято, как переход к предста­вительному образу правления,

поэтому со стороны правительства вскоре стало за­метно стремление удержать

деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой

земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

«Городовое положение» 1870 года вводило в городах бессословные органы —

городские думы, также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В

за­висимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились

на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу

(таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков равнялся голосу

нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). В наиболее

крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей.

Таким образом, ос­новная масса городского населения была устранена от участия

в городском само­управлении.

Городские органы также подразделялись на распорядительные — городская дума

(избираемая на четыре года) и исполнительные — городская

управа под председательством городского головы (так же избираемого на четыре

года) — орга­ны. Городской голова был одновременно председателем

и городской думы, и город­ской управы. Городские думы находились под

контролем правительственных чи­новников.

Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского

строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования.

Распорядительный орган.Исполнительный орган.
Государственная дума.

Городской голова.

Городская дума.

Три курии.

1

Крупные налогоплательщики, уплачивающие 1/3 городских сборов.

2

Средние налогоплательщики, уплачивающие ещё 1/3 городских сборов.

3

Остальные мелкие налогоплательщики.

в) Судебная реформа (1864).

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит су­дебной

реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредст­венное

влияние на весь строй государственной и общественной жизни.

По судебной реформе старый сословный суд заменялся бессословным. Вводи­лись

новые принципы судопроизводства и судоустройства:

• гласность;

• открытость, публичность;

• состязательность процесса (в процессе участвовали обвинитель и защитник);

• независимость судей от администрации (они утверждались царем и могли быть

уволены только по собственному желанию или по суду)

• власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

вся­кого участия административной власти;

• дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях

• по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, связанные с

лише­ниями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий;

• устраняется канцелярская тайна;

• и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах

присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов,

со­ставляемых из той же корпорации.

Вводился суд присяжных. Была упрощена и структура судов. Они

делились на мировые, общие и военные.

Мировой суд решал незначительные уголовные и гражданские дела, ущерб по

которым не превышал 500 руб. Мировой суд осуществлялся единолично мировым

судьей. Судьи избирались уездными земскими собраниями с учетом

имущественно­го (владение кагалом свыше 15 тыс. руб., или недвижимостью на

такую же сумму, или 400 десятинами земли) и образовательного (минимум среднее

образование) цен­зов. Решение мирового суда можно было обжаловать во 2-й

инстанции — съезде ми­ровых судей данного округа.

Общий суд состоял из трех инстанций. Низшей инстанцией были окружные су­ды,

существовавшие в губерниях. Гражданские дела решались без присяжных

засе­дателей, уголовные — с присяжными из гражданского населения. Присяжные

выно­сили вердикт о виновности подсудимого, судья определял меру наказания.

Апелля­ций по приговору суда присяжных не принималось. Во второй инстанции —

судеб­ных палатах рассматривались более важные дела (например, о

государственных преступлениях, политические дела). При рассмотрении дел в

судебных коллегиях участвовали сословные представители. Высшая инстанция —

Сенат — рассматри­вал дела в надзорном порядке, имел право трактовать законы

и отправлять дела в нижестоящие суды для повторного рассмотрения. Сенат

был высшей судебной ин­станцией и мог отменять решения судов, поданные на

кассацию (он мог отменять приговоры низших судебных инстанций лишь в тех

случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных

законом правил судопроизводст­ва).

Сенаторы назначались «по непосредственному усмотрению Императорского

Величества», а члены окружных судов и судебных палат назначались из

кандидатов, представленных этими учреждениями. Все назначаемые правительством

члены су­дебных мест пользовались независимостью и несменяемостью, они «не

могут быть увольняемы без прошения», как гласил закон.

Прокуратура стала органом судебного надзора, тоща как до реформы она

осу­ществляла общий надзор за законностью. Учреждались должности судебных

следо­вателей. Учреждалась адвокатура присяжные и частные поверенные.

Военно-судебная реформа установила три инстанции военных судов (полковой,

военно-окружной и главный военный суд) с принципами гласности,

состязательно­сти, отказа от телесных наказаний. Определялся порядок действия

судов в мирное и военное время.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в тече­ние

тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутена­ми,

плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов

гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины.

Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для

ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Руководителям судебной реформы удалось подобрать хороший персонал для

замещения судейских должностей, а участие в суде красноречивых и

популярных адвокатов зачастую привлекало в судебные заседания массу

посторонней публики. Новые суды скоро приобрели большую популярность в

либеральных общественных кругах и, наоборот, вызвали большое недовольство

консерваторов и реакционеров, которые усматривали в многочисленных

оправдательных приговорах, выносимых присяжными заседателями, «потрясение

основ» общежития и даже политическую опасность. Правительство также было

смущено либерализмом новых судов, и уже при Александре II дела о

«государственных преступлениях» были изъяты из ведения суда присяжных и

передавались для суждения в «особые присутствия» Сената или судебных палат, а

в исключительных случаях — в военные суды.

г) Военные реформы.

По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская

по­винность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского

клас­са имели легальную возможность от нее откупиться). Солдатская служба

продолжа­лась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями и

невзгодами (включая непрерывную муштровку,

плохое медицинское обслуживание, жестокие телесные наказания), что население,

отдавая свою молодежь в «рекруты», проща­лось с ней в большинстве случаев

навсегда.

Поражение в Крымской войне поставило задачу скорейшего реформирования всей

военной системы. Необходимость создания сильного военного потенциала

дик­товалась еще и тем, что во второй половине XIX века в Европе складываются

устой­чивые военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер

влияния.

Реформирование армии:

• Была введена всеобщая воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому

поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязан­ность

каждого русского подданного...» Все мужское население с 21 года обязано было

служить, но правительство каждый год определяло необходимое число

ново­бранцев, и по жребию брало из призывников только это число (обычно на

службу призывалось не более 20-25% призывников).

• Вводились льготы, освобождавшие от службы лишь некоторые категории граждан:

например, единственного сына у родителей, кормильца семьи, представи­телей

малочисленных народов;

• Вводились льготы, сокращавшие срок службы, для людей с образованием: для

окончивших начальную школу — 3 года, гимназию — до полугода, для имевших

высшее образование — 6 месяцев. Был сокращен срок

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты