земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских «дворов»
(семейств) , но были переданы во владение крестьянским обществам, которые
«уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща
пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и
все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща,
миром, который
был связан «круговою порукою», т. е. коллективной ответственностью, и
потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных
членов.
Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обществу и без согласия
«мира» не мог из него выйти. Органом крестьянского мира был сельский сход, в
котором участвовали, все крестьяне-домохозяева и который в своих внутренних
делах имел широкую компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а
также уполномоченных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали
волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда — от
4 до 12 судей, из коих не менее трех должны были присутствовать в судебных
заседаниях.
Во-вторых, была объявлена обязательность, для крестьян принять надел и
держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности,
отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870
г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право
как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями;
само общество также получает право не принимать в свое пользование таких
участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. Земля переходила в руки
крестьян с правом «постоянного пользования», помещик уже не мог ее отнять. В
перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в
разряд собственников земли. Поскольку право собственности на землю было
признано за помещиками, то крестьяне должны были выкупить землю в свою
собственность. За 2 года должны были быть составлены уставные грамоты
(добровольные между землевладельцами и крестьянами соглашения) определявшие
на местах конкретные условия освобождения крестьян. Затем крестьяне
переводились в разряд временнообязанных до момента перехода на выкуп. Чтобы
уплатить выкуп за землю, государство предоставляло крестьянам ссуду в размере
80% от стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. Ссуду
государству крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49
лет.
Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из
расчета доходности крестьянского оброка: полученная помещиком сумма выкупа,
положенная в банк в расчете на прибыль из 6% годовых, должна была давать тот
же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Так правительство
стремилось оградить помещиков от возможных финансовых потерь.
До выплаты 20% помещику крестьянин переходил в разряд
временнообязанных и должен был нести определенные повинности в пользу
помещика. Однако теперь эти повинности были зафиксированы, и произвольно
увеличить их помещик уже не мог. Повинности были те же:
оброк и барщина, однако, основной повинностью признавался оброк. Если
крестьянин ранее платил только оброк, без его согласия его нельзя было
перевести на барщину. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право
перейти на оброк через 2 года без согласия помещика. Барщина ограничивалась
40 мужскими и 30 женскими днями работы в год.
На практике выкупная операция затянулась на долгие годы. Только в 1881 году
временнообязанное состояние было отменено. А выкупные платежи
просуществовали до начала XX века: с 1906 года они были сокращены
наполовину, а с 1907 года окончательно отменены.
Размер земельного надела определялся в зависимости от зоны: черноземной,
нечерноземной и степной. Для каждой из этих зон устанавливался максимальный и
минимальный размер надела. Он составлял от 1 до 12 десятин на «душу» мужского
пола. Средний размер «душевого» надела помещичьих крестьян составлял 3,3
десятины. Крестьянину должен был быть предоставлен тот надел, которым он
владел до реформы. Если он был больше максимального, помещик имел право
отрезать излишек, изъять эти «отрезки»; если меньше минимального — помещик
обязан был добавить крестьянину земли.
Проведение реформы было отдано на местах в руки мировых посредников,
назначаемых из числа местных потомственных дворян. Они имели значительную
власть над органами крестьянского самоуправления. На уездном уровне делами по
крестьянской реформе ведал уездный съезд мировых посредников, на губернском —
губернское по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и
особых поверочных комиссий.
«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных,
приписных и государственных.
Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а
выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы
удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в
полной зависимости от сельской общины (прежнего "мира"), которая, в свою
очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в
собственность крестьянским обществам, которые периодически "уравнительно" их
перераспределяли.
Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли»,
организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие
факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у
помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались
значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в
собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года
произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются
выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время
растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших
крепостных (статьи А. Герцена и Н. Огарева в "Колоколе", Н. Чернышевского в
"Современнике").
Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон
государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по
перестройке местного управления, судебной системы, образования и,
позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве
что только с реформами Петра I.
б) Земская (1864) и городская (1870) реформы.
До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской России
носили сословный характер. После освобождения крестьян в стране образовывался
новый слой граждан, для которых необходимо было создать новую социальную
нишу, упорядочить их новое положение, организовать управление этим слоем,
так как раньше крестьяне находились полностью под властью помещика.
1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских
учреждениях».
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного
самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний
срок. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов)
- проводились на основе имущественного ценза, по куриям.
Первая курия — землевладельческая — составлялась из землевладельцев уезда,
владевших 200—800 десятинами земли или собственностью в 15 тыс. руб. Вторая —
городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых
заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости
не менее чем на 2 000 рублей. Третья — сельских крестьянских обществ —
избиралась многоступенчато. На сельских сходах избирались выборщики на
волостной сход, на нем — выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из
трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, последнее избирало
гласных в губернское земское собрание.
Земские органы делились на распорядительные — собрания гласных и
исполнительные — земские управы.
Компетенция земских органов включала:
• назначение денежных сборов на местные нужды;
• распределение земских налогов и государственных податей;
• заведование земскими имуществами и капиталами;
• устройство и поддержание местных путей сообщения;
• «меры обеспечения народного продовольствия»;
• «попечение о развитии местной торговли и промышленности»;
• дела благотворительности;
• взаимное земское страхование имуществ от огня;
• «попечение» о построении церквей и школ,
• «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном
образовании»;
• попечение о народном здравии;
• меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей;
• содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях;
• представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить
новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы.
При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все
стороны местной жизни. Новые формы местного
самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его
полномочии. Самоуправление получило столь широкое распространение, что
многими было понято, как переход к представительному образу правления,
поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать
деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой
земским корпорациям.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.
«Городовое положение» 1870 года вводило в городах бессословные органы —
городские думы, также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В
зависимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились
на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу
(таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков равнялся голосу
нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). В наиболее
крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей.
Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия
в городском самоуправлении.
Городские органы также подразделялись на распорядительные — городская дума
(избираемая на четыре года) и исполнительные — городская
управа под председательством городского головы (так же избираемого на четыре
года) — органы. Городской голова был одновременно председателем
и городской думы, и городской управы. Городские думы находились под
контролем правительственных чиновников.
Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского
строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования.
Распорядительный орган. | Исполнительный орган. | ||
Государственная дума. | Городской голова. Городская дума. | ||
Три курии. | |||
1 Крупные налогоплательщики, уплачивающие 1/3 городских сборов. | 2 Средние налогоплательщики, уплачивающие ещё 1/3 городских сборов. | 3 Остальные мелкие налогоплательщики. | |
в) Судебная реформа (1864).
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной
реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное
влияние на весь строй государственной и общественной жизни.
По судебной реформе старый сословный суд заменялся бессословным. Вводились
новые принципы судопроизводства и судоустройства:
• гласность;
• открытость, публичность;
• состязательность процесса (в процессе участвовали обвинитель и защитник);
• независимость судей от администрации (они утверждались царем и могли быть
уволены только по собственному желанию или по суду)
• власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без
всякого участия административной власти;
• дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях
• по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, связанные с
лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение
виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных
обывателей всех сословий;
• устраняется канцелярская тайна;
• и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах
присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов,
составляемых из той же корпорации.
Вводился суд присяжных. Была упрощена и структура судов. Они
делились на мировые, общие и военные.
Мировой суд решал незначительные уголовные и гражданские дела, ущерб по
которым не превышал 500 руб. Мировой суд осуществлялся единолично мировым
судьей. Судьи избирались уездными земскими собраниями с учетом
имущественного (владение кагалом свыше 15 тыс. руб., или недвижимостью на
такую же сумму, или 400 десятинами земли) и образовательного (минимум среднее
образование) цензов. Решение мирового суда можно было обжаловать во 2-й
инстанции — съезде мировых судей данного округа.
Общий суд состоял из трех инстанций. Низшей инстанцией были окружные суды,
существовавшие в губерниях. Гражданские дела решались без присяжных
заседателей, уголовные — с присяжными из гражданского населения. Присяжные
выносили вердикт о виновности подсудимого, судья определял меру наказания.
Апелляций по приговору суда присяжных не принималось. Во второй инстанции —
судебных палатах рассматривались более важные дела (например, о
государственных преступлениях, политические дела). При рассмотрении дел в
судебных коллегиях участвовали сословные представители. Высшая инстанция —
Сенат — рассматривал дела в надзорном порядке, имел право трактовать законы
и отправлять дела в нижестоящие суды для повторного рассмотрения. Сенат
был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на
кассацию (он мог отменять приговоры низших судебных инстанций лишь в тех
случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных
законом правил судопроизводства).
Сенаторы назначались «по непосредственному усмотрению Императорского
Величества», а члены окружных судов и судебных палат назначались из
кандидатов, представленных этими учреждениями. Все назначаемые правительством
члены судебных мест пользовались независимостью и несменяемостью, они «не
могут быть увольняемы без прошения», как гласил закон.
Прокуратура стала органом судебного надзора, тоща как до реформы она
осуществляла общий надзор за законностью. Учреждались должности судебных
следователей. Учреждалась адвокатура присяжные и частные поверенные.
Военно-судебная реформа установила три инстанции военных судов (полковой,
военно-окружной и главный военный суд) с принципами гласности,
состязательности, отказа от телесных наказаний. Определялся порядок действия
судов в мирное и военное время.
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение
тридцати с лишним лет.
В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами,
плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов
гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины.
Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для
ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
Руководителям судебной реформы удалось подобрать хороший персонал для
замещения судейских должностей, а участие в суде красноречивых и
популярных адвокатов зачастую привлекало в судебные заседания массу
посторонней публики. Новые суды скоро приобрели большую популярность в
либеральных общественных кругах и, наоборот, вызвали большое недовольство
консерваторов и реакционеров, которые усматривали в многочисленных
оправдательных приговорах, выносимых присяжными заседателями, «потрясение
основ» общежития и даже политическую опасность. Правительство также было
смущено либерализмом новых судов, и уже при Александре II дела о
«государственных преступлениях» были изъяты из ведения суда присяжных и
передавались для суждения в «особые присутствия» Сената или судебных палат, а
в исключительных случаях — в военные суды.
г) Военные реформы.
По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская
повинность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского
класса имели легальную возможность от нее откупиться). Солдатская служба
продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями и
невзгодами (включая непрерывную муштровку,
плохое медицинское обслуживание, жестокие телесные наказания), что население,
отдавая свою молодежь в «рекруты», прощалось с ней в большинстве случаев
навсегда.
Поражение в Крымской войне поставило задачу скорейшего реформирования всей
военной системы. Необходимость создания сильного военного потенциала
диктовалась еще и тем, что во второй половине XIX века в Европе складываются
устойчивые военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер
влияния.
Реформирование армии:
• Была введена всеобщая воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому
поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность
каждого русского подданного...» Все мужское население с 21 года обязано было
служить, но правительство каждый год определяло необходимое число
новобранцев, и по жребию брало из призывников только это число (обычно на
службу призывалось не более 20-25% призывников).
• Вводились льготы, освобождавшие от службы лишь некоторые категории граждан:
например, единственного сына у родителей, кормильца семьи, представителей
малочисленных народов;
• Вводились льготы, сокращавшие срок службы, для людей с образованием: для
окончивших начальную школу — 3 года, гимназию — до полугода, для имевших
высшее образование — 6 месяцев. Был сокращен срок