Реферат: Право средневековых стран Востока

Реферат: Право средневековых стран Востока

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех

общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку

они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве

и праве.

В силу конкретно – исторического подхода к государственно-правовым явлениям и

процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его

развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством

фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств,

правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не

представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права.

Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития

государства и права.

Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю.

Особенности развития государства и права в странах среднего Востока.

Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его

от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и

социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный

характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко

применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с

понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство

на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном

производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые

социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и

средневековому Востоку.

Представления о Средневековье сформировались в буржуазной историографии

вместе с понятием новая история в результате эпохи Просвещения и

революционных перемен XVII – XVIII вв. Новая история Западной Европы при этом

противопоставлялась ее прошлому, которое, в свою очередь, воспринималось как

смена двух предшествующих периодов: античной древности и средневековья. Эта

трех этапная схема получила законченные формы, когда античная древность стала

связываться с рабовладением, а феодализм – со средневековым, рассматриваемым

в буржуазной историографии в основном как особый социально-политический

строй, политическая организация средневекового общества с характерной

централизацией и системой вассально-ленных отношений.

Жесткую социально-экономическую детерминированность понятие феодализм

приобрело в марксистской литературе, в учении о формации как особом способе

производства.

При формационных подходах в качестве основных выделяются производственные

отношения, а каждое конкретное общество рассматривается как система, в

которой все иные общественные связи считаются производными «надстроечными»

над ними. Это и определило монистически-материалистический взгляд

формационной периодизации исторического процесса, в котором с закономерной

якобы последовательностью на смену рабовладению приходит феодализм, затем

капитализм и коммунизм как «конечное светлое будущее всего человечества».

Полная невозможность уложить в эту схему историю многих обществ привела

самого К. Маркса в его ранних произведениях к учению об особом «азиатском

способе производства», споры, о котором велись в нашей научной литературе до

недавнего времени. До безоговорочного признания социально-экономической и

социально-политической специфики и древнего, и средневекового восточных

обществ с их замедленным характером развития, стойкой многоукладностью,

глубоким на общественное развитие традиций, религиозной идеологии и пр.

Феномен этих обществ свидетельствует о многовариантности самой общественной

эволюции не только от базисных изменений.

Так как в Европе средневековье синоним феодализма, то столь же условными надо

считать и применение понятия средневековье к восточным обществам в силу

крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ.

Между тем в чисто методическом плане необходимость определенной

периодизации столь длительного периода в истории Востока эти границы

связывают с комплексом исторических факторов. С качественными изменениями в

политической структуре, с созданием централизованных империй, с завершением

формирования крупнейших цивилизованных центров, мировых религий и их мощным

влиянием на периферийные зоны и пр.

Если говорить о средневековом Китае, то низкий хронологический рубеж (V – VII

вв.) здесь можно выделить достаточно четко.

Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая «азиатская»

социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными

формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется

централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа

традиционного права. Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации

втягивает в сферы своего культурного воздействия раннеклассовое общество и

государство Японии.

Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии. Если

условно брать те же V-VII вв., то их можно, во-первых, связать с определенной

перестройкой традиционной варново-костовой системы, происходившей вместе с

перераспределением земли, углублением процессов разделения труда, во-вторых,

с формированием обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря

расширенному влиянию культуры, Индии на многие регионы, прежде всего Юго-

восточной Азии и пр.

Нижний предел японского средневековья определяется VI-VII вв. в связи с

усилившимся социальным рассмотрением государства, а для большинства стран

ближневосточного региона тот же VII в. стал вехой утверждения мировой религии

ислама, формирование нового образа жизни, для многих нарядов. В это время

уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает

«волнствующая религиозная община» государство Арабский халифат, давшее начало

будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-империям.

Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с

развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не

одновременно, что затрудняет определения и верхнего хронологического рубежа

восточного средневековья. Для Китая такой вехой можно считать время

революционных перемен XX в., для Японии - середину XIX в., для восточных

колониальных стран и, прежде всего Индии, этот предел можно связать с

установлением колониального господства, постепенной ломкой традиционных

структур, втягиванием экономики этих стран в мировой капиталистический рынок.

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции

средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этих стран не

достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда

в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Здесь по

сравнению с основными средневековыми европейскими странами резко отставало

развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. В более схожей

с европейскими обществами средневекового общества Японии лишь в XVIII –

первой половине XIX в. зарождаются элементы капитализма в форме

мануфактурного производства. Замедленный характер развития определил

устойчивую многоукладность восточных средневековых обществ, длительное

сосуществование потриархально-родовых, клановых, рабовладельческих,

полуфеодальных и прочих укладов.

Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало

широкое распространение государственной собственности на землю, которая

сочеталась с другой формой собственности – общинный и с соответствующим ей

частным землевладением общиной и с соответствующим ее частным землевладением

общинников и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян.

Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное

землевладение монарха и государственной казны. К широком же смысле она не

сводилась к собственности монарха, а охватывала и земельные пожалования,

проистекающие из государственного фонда, лицам, причастным к власти,

обладающим правом сбора и присвоения ренты – налога с определенной

территории. Владельцы государственных пожалований могли стать и фактическими

частными собственниками, добивались расширения своих владельческих прав,

превращение их в постоянные, передаваемые по наследству.

Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охранялось

государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой

эксплуатации подобных крестьян, сдерживало развитие частной собственности,

препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского хозяйства.

Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-

регулирующая роль государства в экономике находили выражения, прежде всего в

особой структуре господствующего класса, во всех неевропейских средневековых

обществах. Если в западной средневековой Европе сложившийся класс частных

земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимых крестьян, опираясь на

феодальное государство, объективно выражающее его волю, то государствующий

класс в странах Востока – это само государство в лице сановно-

бюракротического социального слоя, причастного к власти, который жил за счет

ренты-налога главным образом с формально - свободных земледельцев – крестьян.

Необходимо при этом учесть, что конкретные средневековые общества в странах

Востока характеризуются разной степенью совпадения господствующего класса с

бюрократией в соответствии с разной степенью вмешательства государства в

экономику, с разной степенью развития частного крупного землевладения.

Наибольшую степень такого совпадения демонстрирует средневековый Китай.

Для средневековых обществ Востока характерна и меньшая степень зависимости

непосредственных производителей-крестьян, относительно больший объем их

прав, связанных с распространением своим земельным участком. Отсутствия

барского хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были

прикреплены, в этих странах определялось их связанностью налоговым бременем,

поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта

зависимость, выражавшая в сословной неполноценности «простолюдина»,

скреплялось правами, религией, общинными порядками.

Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкий уровень

общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что

город здесь не стал организующей и направляющей силой общественного

прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный

продукт, концентрирующий в руках отдельных социальных групп, не становился

капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на

рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюрократических, в

том числе и военных кругов. Купеческий же капитал выполнял при этом функции

своеобразного агента между ними и ремесленниками – производителями.

Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок

с наследственным, независимым от рынка с разделением ремесла и земледелия,

тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а

вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа.

Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточном городе.

Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократического

государственного аппарата, был скован правовыми, религиозными предписаниями,

сословными, кастовыми ограничениями. В восточном средневековом городе не

существовало особого городского права. Правовой статус городского жителя не

отличался от деревенского. В Индии, например, административные границы

города, часто были едва намечены. Здесь можно было встретить ремесленные

деревни и города со значительным земледельческим населением. Городская семья

в Китае считалась таким же двором, как и сельская, которая вносилась в

общегосударственный налоговый реестр.

В отличие от европейского восточный город не стал ареной политической борьбы,

непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал и сильной

опорой центральной власти все борьба с раздробленностью, как это имело место

в Европе.

Специфические черты социально-политического развития, стран Востока

определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные

формы, свойственные феодальной Западной Европы. Здесь не было сеньориальной

монархии как своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих суверенными

правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться в

обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не

могла сложиться и сословно-представительная монархия в обществе, в котором

город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не сформировалось

сословие горожан, выступающее со своими сословными целями и интересами.

Распространенной формой восточного средневекового государства стала

наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы

ограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы не были

идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень

применения военно-деспотических средств и методов осуществления

государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах

развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие

бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация,

тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций

государства и прочее дают основания, например, для применения термина

«восточная деспотия» при определений формы государства средневекового Китая.

Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико-правовых

порядков, которые сложились еще в древности.

Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества

придавала господствующее в том или ином обществе религиозная идеология,

само отношение членов общества к религии и власти. Так, говоря о

конфуцианстве как определяющем элементе китайского средневекового государства

и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условно можно назвать

религией. Это, скорее, этикополитическое учение, философская традиция, что

объясняет не самой природой конфуцианства, а сложившимися в глубокой

древности традиционными представлениями китайцев о власти с ее безусловной

сакрализацией в лице правителя «сына неба». При этом к религиям они

относились как к учениям, которые могли быть использованы лишь на благо этой

власти. Утилитарное отношение к религии как к учению, вспомогательному

средству управления, призванному преображать народ ненасильственными методами

воспитания во имя достижения гармонии, определяло подчиненное место церковных

учреждений в средневековых учреждений в средневековом Китае.

Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место среди

других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силу особой

практической ценности этого учения, призванного, по утверждению знаменитого

конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между государством и

подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».

Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсутствия

прямой связи между государственной властью и ортодоксальной системой

определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства

Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как вероисповедания,

что, в сою очередь, делало невозможным существование судов инквизиций. Не

было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на Западе, духовенства

в государственном аппарате в качестве единственного грамотного слоя лиц.

Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом

над религиозными организациями в политическом, административном, правовом,

идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан,

в которой ни один из религиозных институтов не имел хотя бы номинальной

автономии.

Своеобразия государства Арабского халифата и других государств мусульманского

мира также было непосредственно связанно с их ригидной. Универсальной

религией-исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что

было органически связано с их ригидной, универсальной религией-исламом,

исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически

связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого

Аллаха, нашедшей выражение в Коране: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед –

пророк его». Ислам определял в мусульманском мире и характере социальной

структуры, и государственных учреждений, и правовых институтов и морали – всю

духовную сферу мусульман. Так, религиозно-правовым основам мусульманского

общества соответствовала особая социальная структура, характеризующаяся

определенной обязличенностью господствующего класса, отсутствием системы

наследственно передаваемых титулов и привилегий, избранности и пр. Здесь

были все равны, а скорее в равной степени бесправны перед теократическим

государством, его главной – халифом, султаном.

В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскую власть, не

могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликта между

духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против него нельзя было

выступать ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельным положениям, не

потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, а потому, что это

значило противопоставить, исключить себя из мусульманского общества.

Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и

политической теории о слитности духовного и светского определили и особое

место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное господство

над обществом, его теократическо-авторитарную форму.

Ни Индия, ни Япония никогда не отличались той степенью всесилия государства,

которое было свойственно средневековому Китаю и Арабскому халифату. Индия

характеризовалась, например, значительной прочностью общиной, кастовой

организации относительной слабостью контроля центрального бюрократического

аппарата над широкими крестьянскими массами, над саморазвивающейся системой

сельских общин. Не государственный чиновник, а учебный брахман, выполняющий

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты