Реферат: Победа советской власти в Армении

Реферат: Победа советской власти в Армении

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. Ломоносова

Философский факультет

отделение политологии

Реферат по ИМПП

на тему:

«Победа советской власти в Армении»

Выполнил:

Москва 2000г.

Победа советской власти в Армении.

План:

1. Армянский народ

(краткая история, отношения с Россией до Октября)

2.1. Борьба Армении за советскую власть.

2.2. Майское восстание в Армении

2.3. Установление Советской власти

3. Используемая литература

1. Армянский народ (краткая история, отношения с Россией до Октября)

Армяне — один из древнейших народов мира. Его колыбелью было Армянское

нагорье, ставшее еще в глубокой древности одним из центров мировой

цивилизации.

Формирование армянской народности началось где-то на рубе­же второго и

первого тысячелетий до нашей эры. Это был длитель­ный процесс, охвативший

примерно пять-шесть веков. В это время в долинах Армянского нагорья

распространяется наряду со ското­водством земледелие, складываются и

распадаются племенные союзы, происходит образование классов, выделяется

военно-рабо­владельческая знать.

В VI веке до нашей эры возникают Великая и Малая Армении как составные части

обширной державы Ахеменидов. Впоследст­вии они становятся независимыми

государствами.

При Тигране II, царствовавшем в 95—56-х годах до нашей эры, Великая Армения

достигла наивысшего могущества. Присое­динив к себе многие сопредельные

страны, она стала крупнейшим рабовладельческим государством эллинистического

Востока. Но еще при жизни этого царя были утрачены все завоеванные

терри­тории. Тигран II вынужден был признать свою зависимость от по­бедителя,

сохранив власть лишь в собственно армянских землях. Его преемнику Артавазду

II удалось освободиться от римского владычества и даже объединить все

армянские земли. Однако в дальнейшем Армения превращается в объект

захватнических устремлений своих сильных и агрессивных соседей. В III веке

но­вой эры она оказывается в подчинении у сасанидской Персии.

Лишь на короткий срок в IV веке Армения вновь обретает независимость. В это

время там утверждается феодализм как гос­подствующий социально-экономический

строй. Постепенно обособ­лялись местные властители-нахарары, ослабевала

царская власть. В 387 году Армения подверглась разделу: восточная часть,

почти три четверти территории страны, отошла к Персии, западная часть — к

Византии. Но армянский народ никогда не мирился с иноземным гнетом. Восстания

вспыхивали одно за другим. За­воеватели огнем и мечом беспощадно подавляли

их. Казалось, что на опустошенных землях уже никогда не возникнет жизнь. Но

Армения вновь поднималась из руин и пепла, возрождалась в ней жизнь,

продолжали развиваться наука, литература, искусство.

В конце VII столетия Армению завоевали арабы. Чем тяжелее становилось новое

иго, тем упорнее и яростнее боролся армянский народ за свою независимость.

В конце Х века господство арабов пало. Начался новый период в жизни Армении.

Укрепилась ее экономика, оживилась полити­ческая жизнь, новых успехов

добилась армянская культура. Сто­лица государства — город Ани вырос в крупный

торговый и ремесленный центр.

Это был период наибольшего развития феодального хозяйства в Армении. С Х века

особенно большое распространение получила барщина, Шло дальнейшее

закрепощение крестьян. Все это не могло не отразиться на положении народных

масс. Среди крестьян широко распространилось учение тондракийцев,

выступавших против со­циальной несправедливости. Обострилась классовая

борьба. По Армении прокатилась волна крестьянских восстаний.

Когда в XI веке в Закавказье вторглись новые захватчики — турки-сельджуки,

армянские и грузинские войска повели против них совместную борьбу. С помощью

грузин многие армянские зем­ли были освобождены.

В начале XIII века на армянский народ обрушилось новое страшное нашествие

татаро-монгольских завоевателей, а затем армянские земли подверглись

опустошительным набегам полчищ Тимура. Позднее, в XVI—XVIII веках, Армения

стала ареной кровавых вторжений персов и турок. Страна была поделена между

захватчиками. Восточная часть Армении досталась Персии, западная — Турции.

Это был один из самых мрачных периодов в истории армянского народа. Многие

города и села были разрушены. Десятки тысяч армян угонялись в плен,

продавались в рабство, подвергались неслыханному насилию. Замученный и

истерзанный, армянский народ вел отчаянную освободительную борьбу. Но опыт

вековой борьбы показал, что без внешней поддержки невозможно было добиться

свободы. Много раз обращались армяне за помощью к папе римскому и западным

державам, но не нашли у них поддержки. Наиболее дальновидные представители

армянского народа видели спасение в России — в своем могущественном северном

соседе.

Связи России с народами Закавказья, в частности с армянским народом, уходят в

глубь веков. Академик Б. Д. Греков считает, что славяне общались с народами

Кавказа еще в V—IV веках до нашей эры. Армянский историк XI века Степанос

Таронци (Асохик) в своем труде «Всеобщая история» сообщает интересные данные

о славянах и о крещении Руси. Известно также, что армянские воины служили в

войсках Киевской Руси. И в дальнёйшем (например, в 1410 году в Грюнвальдской

битве) вместе с русскими против тевтонских псов-рыцарей сражались и армяне.

Усиление торгово-экономических и культурных связей между Арменией и Россией

способствовало образованию во многих рус­ских городах многочисленных

армянских поселений. Уже в XVII—XVIII веках на юге России (в Астрахани,

Кизляре, Ново-Нахичевани, Григориополе, в Крыму) возникла целая полоса

ар­мянских колоний, которые сыграли весьма существенную роль в развитии

экономических и культурных связей между русскими и армянами.

Все это создавало благоприятные условия для обращения ар­мян за помощью к

России.

Русская ориентация армянского народа, оформившаяся в про­цессе его длительной

борьбы против поработителей, благодаря Укреплению экономических, культурных и

политических связей в конце XVII и начале XVIII века приняла уже более

определен­ный характер.

Новый подъем волны освободительного движения народов За­кавказья был

обусловлен походом русской армии в июле 1722 года в прикаспийские области.

Особое значение имело восстание в Зангезуре во главе с известным полководцем

Давид-Беком. Но в силу обострившегося международного и внутреннего положения

русские войска тогда не пошли дальше прикаспийских районов. Освобо­дительная

борьба была потоплена в крови.

Однако народы Закавказья не теряли надежду на освобожде­ние от чужеземного

ига с помощью России. Отдельные и коллек­тивные послания русскому двору с

просьбой о помощи не прекра­щались.

После персидского похода Петра усилился приток армянского населения в Россию.

В Москве, Астрахани, на Северном Кавказе создавались армянские поселения.

Жители армянских колоний в России являлись связующим звеном между населением

Армении и русским правительством. Идея освобождения армянского народа с

помощью России становилась все более популярной.

В начале 1784 года эчмиадзинский католикос Лука обратился к русскому

правительству с просьбой избавить армян от рабства, а араратские мелики

просили А. Аргутинского причислить их к тем, кто ждет защиты от

«благословенной России». В августе 1784 года посланник от них Степан Саакян

доставил в Петербург Екатерине II просьбу о помощи.

В 1795 году персидский шах Ага Мухаммед Каджар совершил разорительное

нашествие на Закавказье, которое создало большую опасность для всех народов

края. В Закавказье ждали прибытия русских войск во главе с фельд­маршалом

Суворовым. В январе 1796 года по предложению Екатерины II Суворов принял

командование русскими войсками. Готовившимися к походу в Закавказье. Они

заняли ряд городов, но с приходом Павла I поход прекратился.

Британская дипломатия добилась того, что в июне 1804 года 70-тысячная

персидская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в Закавказье. В

Эриванском ханстве началось преследование местного населения с намерением

выселить в глубь Персии «всех жителей армян». Однако они предпочитали

переселяться в районы, занятые царскими войсками. Армяне оказывали всяческую

помощь русским солдатам, в которых видели свою единственную надежду на

освобождение.

В результате побед русских войск 5 ноября 1813 года был за­ключен выгодный

для России и народов Закавказья Гюлистанский мирный договор, по которому

значительная часть Закавказья отошла к России. Однако население Эривани и

большей части Армении по-прежнему находилось под гнетом турецких и персидских

поработителей. К тому же русско-турецкая (1806—1812) и русско-персидская

(1804—1813) войны полностью разорили многие провинции Закавказья. Положение

подавляющего большинства армянского народа продолжало оставаться невыносимым.

Видный деятель армянского освободительного движения Нерсес Аштаракеци в июле

1826 года обратился к армянскому народу с призывом бороться против персидских

войск. Он напоминал своим соотечественникам о том, что Россия «распростерла

мощную десницу свою... для спокойствия и благоденствия» армянского народа,

что Россия и раньше в случае надобности защищала ар­мян, тем более она это

сделает теперь, когда признана «пред целым светом заступницею и

покровительницею нации нашей...».

16 июля 1826 года 60-тысячное персидское войско во главе с Аббас-Мирзой,

нарушив Гюлистанский мирный договор, внезапно вторглось на территорию

Карабаха. Русские могли противопоста­вить ему лишь около 7 тысяч штыков

пехоты и не более 3 тысяч регулярной кавалерии и казаков.

Начались ожесточенные бои. 48 дней продолжалась героическая оборона крепости

Шуша. О ней сохранились воспоминания генерала русской армии И. Д. Лазарева,

который, будучи тогда юношей, находился в стенах осажденной крепости. «Я

помню армянина Арутюна Алтунова, — писал он, — с георгиевским крес­том и

золотой медалью на шее, вызвавшегося тогда добровольно пробраться сквозь

персидскую армию, чтобы доставить Ермолову сведения о положении осажденной

крепости... Помню также, как наши армяне по ночам на своих плечах носили

тяжелые мешки с зерном на мельницу дёр. Шуши-Кент, где братья Юзбаши, Сафар я

Ростом Тархановы быстро перемалывали зерно и доставляли его обратно. Без этой

помощи гарнизону никогда не выдержать бы шестинедельной осады». Историк В.

Потто, приведя эту цитату, добавлял: «Даже женщины их являлись героинями, и

одну из них, по имени Хатаи, знал тогда весь Карабах...»

Мастеровые люди крепости готовили по 20—30 фунтов пороха в день и

безвозмездно передавали его гарнизону крепости, а кре­стьяне окрестных сел

отдали до 600 голов скота для нужд ее защитников.

Персидские войска не сумели захватить Шушу, но продолжали свой разорительный

поход на Елизаветполь. Вскоре к Елизаветполю подоспели главные силы

персидских войск. Елизаветпольское сражение принесло новую блестящую победу

русской армии. Аббас-Мирза с остатками своих отрядов обратился в бегство.

Народные ополченцы оказали существенную помощь русской армии, значительно

облегчив ее победу.

22 февраля 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому

Эриванское и Нахичеванское ханства вошли в состав России. Кроме того, армяне,

жившие в Персии, получали право переселиться на родину и принять русское

подданство. Не­оценимую роль в ведении мирных переговоров сыграл А. С.

Грибоедов, который с марта 1827 года занимал должность заведующе­го

дипломатическими сношениями с Турцией и Персией.

Армянский народ в лице русских видел своего освободителя, а «не победителя,

не завоевателя». А. С. Грибоедов писал в днев­нике, что русские, освобождая

армянских крестьян, ведут самую гуманную войну. Сохранились записки

декабриста Лачинова, где есть волнующие места о том, как освобожденные

армянские кре­стьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к

русским солдатам, говоря: «Рус! Здрасти! Здрасти!», а солдаты повторяли: «Не

бойтесь! Мы здесь!» Сами русские солдаты считали, что в Закавказье они пришли

с освободительной миссией. Именно поэтому армяне принимали русских солдат как

желанных гостей, как родных братьев, зная, что они теперь будут в

безопас­ности.

Кавказ и Закавказье играли важную экономическую и стратегическую роль в

международной политике, как царизма, так и западных держав. «Тот, кто держит

в своих руках устье Дуная, — писал К. Маркс, — господствует и над самим

Дунаем — этим путем в Азию... Если эта держава владеет к тому же еще и

Кавказом, тогда ей принадлежит Черное море...». Именно это и привело к

осложнению русско-турецких отношений. Столкновение этих двух государств

становилось неизбежным. И произошло это не без под­стрекательства западных

держав.

В. И. Ленин отмечал, что были войны прогрессивные, то есть такие, которые

«приносили пользу развитию человечества, помо­гая разрушать особенно вредные

и реакционные учреждения...». В этом отношении русско-персидская и русско-

турецкая войны этого периода имели прогрессивное значение для армянского,

гру­зинского, азербайджанского народов.

Великий Армянский просветитель Хачатур Абовян пророчески предсказывал: «Эта

нерасторжимая связь, эта святая любовь останется между нами вековечно».

2.1. Борьба Армении за советскую власть.

Вооруженное восстание в Петрограде победило. На экстренном за­седании

Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 года В. И.

Ленин произнес слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о

необходимости которой все время говорили большевики, совершилась...»

В тот же день открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и

солдатских депутатов. На нем были приняты декреты о мире и земле,

сформировано Советское правительство во главе с В. И. Лениным.

Советская власть дала свободу и равенство всем народам Рос­сии. Совет

Народных Комиссаров принял Декларацию прав наро­дов России, в которой были

изложены принципы советской нацио­нальной политики. Они основывались на

началах: 1) равенства и суверенности народов России, 2) их права на свободное

само­определение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства, 3) отмены всех и всяких, национальных и националь­но-религиозных

привилегий и ограничений, 4) свободного разви­тия национальных меньшинств и

этнографических групп, насе­лявших территорию России.

Это имело исключительно важное значение не только в деле сплочения в единый

союз всех малых и больших народов, но и для укрепления их доверия к русскому

народу. В составе Совет­ского правительства был образован Народный

комиссариат по де­лам национальностей, в задачу которого входило

последовательное проведение в жизнь ленинской национальной политики партии.

При Народном комиссариате по делам национальностей в конце того же года был

создан специальный Комиссариат по армянским делам. Его возглавили видный

общественный деятель В. Аванесов и поэт-большевик В. Терян.

В Комиссариате имелись следующие отделы: 1) общий, 2) ли­тературно-

издательский, 3) культурно-просветительный, 4) воен­но-агитационный, 5)

беженцев, 6) информационный. В Саратове, Астрахани, в городах Северного

Кавказа отделения Комиссариата развернули работу среди местных армян. Начал

издаваться журнал Комиссариата по национальным делам «Коммунист». На

армянский язык переводилось большое количество марксистской литературы. Были

напечатаны и распространены «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф.

Энгельса, Конституция РСФСР, ряд произведений В. И. Ленина.

Большую работу Комиссариат проводил среди армянских бе­женцев. Советским

правительством для оказания им помощи было выделено более 6 миллионов рублей.

Армянские беженцы и пере­селенцы в свою очередь активно защищали Советскую

власть. В те годы в партийных и государственных органах Советской Рос­сии

работало много армян-большевиков.

В 1918 году для работы в Западной Армении и среди беженцев-армян России была

создана Коммунистическая партия Арме­нии, которая вела огромную работу по

«высвобождению» трудящих­ся из-под влияния буржуазно-националистических

партий и рас­пространению идей Советской власти. Весной 1918 года она

издавала в Тифлисе свои газеты «Кармир орер» («Красные дни»). затем «Кармир

дрошак» («Красное знамя»). Представители КП Армении Р. Айкуни и В. Терян были

делегатами VIII съезда РКП (б). Представитель Компартии Армении Г. Айкуни

участво­вал в работе I конгресса Коминтерна с правом решающего голоса и

подписал от имени КП Армении в числе 17 делегаций «Мани­фест

Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира».

Борьба за социалистическую революцию в Армении и во всем Закавказье была

связана с огромными трудностями. В первый пе­риод революции только в Баку и

прилегающих к нему районах была установлена Советская власть. 2 ноября

Бакинский Совет избрал новый исполнительный комитет, а 3 ноября объявил о

пе­реходе всей власти в руки Советов.

В ноябре в Эривани, Александрополе, Джалалоглы, Караклисе, Карее и других

городах состоялись демонстрации и митинги тру­дящихся, а также солдат,

единодушно требовавших передачи вла­сти Советам.

11 ноября 1917 года на совещании представителей закавказ­ских

контрреволюционных сил было принято решение не призна­вать Совет Народных

Комиссаров и образовать независимый от него орган краевой власти, получивший

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты