Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте

Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте

Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственный Университет Управления

Институт управления в машиностроительной промышленности

Кафедра истории

Реферат

по дисциплине «История» на тему

«Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на Восточном фронте»

Выполнил студент

ИУМаш II-1

Гр. «Промышленная логистика»

Исаев Дмитрий Николаевич

Проверил

проф. Петров Виктор Тихонович

«_____»_____________1999 года

Москва, 1999

Содержание

Введение.......................................................................3

1. Начало...................................................................3

2. И пошли караваны.........................................................6

3. Битва за Арктику.........................................................8

4. Судьба PQ-17............................................................11

5. Сталинград..............................................................14

6. Реквием каравану PQ-17..................................................16

7. Союзный долг............................................................19

Заключение....................................................................20

Список использованной литературы..............................................22

Введение

Последняя мировая война унесла 50 миллионов жизней по всему миру. Ее

подробному рассмотрению и анализу посвящены тысячи, или даже миллионы книг и

научных работ. Вот уже 54 года минуло со времени окончания Второй Мировой

войны, а все еще остается много нераскрытого и неизвестного, засекреченного

документами с грифом «Совершенно секретно». А сколько документов,

опровергающих наше устоявшееся понимание распределения сил в то время,

уничтожено и навсегда скрыто от человеческих глаз!

За 7 лет сражений, с 1939 по 1946 годы произошло множество событий – громких

побед и ужасных поражений. Большинство из них получили подробное рассмотрение в

печати или на телевидении. Пирл-Харбор, Брест, Москва, Прохоровка, Сталинград,

Берлин стали вехами истории, отмечающие ее движение вперед. О них было многое

сказано. Я же хочу рассмотреть в данном реферате тему, получившую, как ни

странно, меньшую огласку. Поставки союзников – Великобритании и Соединенных

Штатов Америки по союзному договору, названному «ленд-лиз»

[1] были очень крупной операцией, проходившей с 1941 по 1944 годы. И тем не

менее в советской, да и в российской печати очень мало сведений об этом,

поэтому, чтобы как-то исправить это, я решил посвятить свой реферат этой

интересной теме.

1. Начало

Так что же это такое – ленд-лиз? Большая Советская Энциклопедия так

характеризует это: «Ленд-лиз – поставки союзников СССР в период 1941-1943 гг.

Осуществлялись преимущественно морским путем через Баренцево море в Мурманск

и Архангельск в виде конвоев транспортов, сопровождаемых союзными морскими

силами». И все. На самом же деле, эти поставки можно назвать одним из самых

больших загадок Второй Мировой войны. В начале, ленд-лизом называли поставки

США в Великобританию. Но после 22 июня 1941 года американское правительство

решило оказывать материальную и военно-техническую помощь в том числе и СССР.

Вопрос о военных поставках был рассмотрен на конференции представителей СССР,

США и Великобритании, проходившей в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941

года. Делегацию Великобритании возглавлял министр снабжения лорд У.

Бивербрук, а делегацию США – А. Гарриман, ведавший в то время поставками по

ленд=лизу в Великобританию.

На конференции был подписан протокол, согласно которому Великобритания и США

обязались поставлять Советскому Союзу с 1 октября 1941 года до конца июня 1942

года ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, зенитные и противотанковые орудия,

олово, алюминий, свинец и другие виды вооружений и военных материалов. В

протоколе было указано, что Великобритания м США окажут помощь в

транспортировке и доставке материалов в СССР

[2].

Для того, чтобы приоткрыть завесу тайны, необходимо понять, нужны ли были они

тогда СССР? Изменилась ли кардинально обстановка на Восточном фронте при их

прекращении? Был ли это акт взаимопомощи, торговая операция или

стратегический ход?

Для начала, надо оценить позиции союзников в период 1939-1940 годы, когда, в

частности, над Англией нависла угроза войны. После капитуляции Франции

положение Великобритании край­не осложнилось. Вопрос встал о территориальной

целостности и не­зависимости страны. Правительство Великобритании во главе с

Черчиллем понимало, что в создавшейся обстановке без эффек­тивной помощи

извне — от США и СССР – Великобритания не сможет рассчитывать на победу в

войне. Первостепенное значе­ние имела позиция Советского Союза —

единственного государства Европы, способного оказать действенное

сопротивление нацистской Германии.

Характерно, что через три дня после капитуляции Франции Черчилль направил

первое личное послание главе Советского пра­вительства И. В. Сталину, в

котором подчеркивал необходимость восстановления контактов между СССР и

Великобританией, пото­му что нынешние претензии Германии на гегемонию в

Европе уг­рожают их общим интересам. Свои надежды на спасение Англия

связывала с перспективой вовлечения Советского Союза в войну против

гитлеровского рейха.

Такая позиция характеризует Уайтхолл, как абсолютно безпринципный орган

управления. Западные держа­вы в целях сколачивания единого антисоветского

фронта проводи­ли политику уступок германскому фашизму и в сфере собственных

интересов. При их попустительстве 12 марта 1938 г. гитлеровская Германия

осуществила аншлюс Австрии. А 29 сентября 1938 г. в Мюнхене главы

правительств Великобри­тании, Франции, Германии и Италии подписали позорное

соглаше­ние о расчленении Чехословакии. Когда же война подошла к берегам

Англии, Уайтхолл стал выступать с призывами объединиться против общего

противника.

За несколько дней до нападения фашистской Германии на СССР в своем послании

президенту США Рузвельту от 15 июня 1941 г. Черчилль писал: «Если разразится

эта новая война, мы, ко­нечно, окажем русским всемерное поощрение и помощь,

исходя из того принципа, что враг, которого нам нужно разбить, — это Гит­лер

[3]».

В ответном послании Ф. Рузвельт обещал, что, если немцы на­падут на Советский

Союз, он немедленно публично поддержит «лю­бое заявление, которое может

сделать премьер-министр, приветст­вуя Россию как союзника».

Угроза, нависшая над Великобританией в резуль­тате ее антисоветской политики

поощрения агрессора, привела правительство Черчилля к неизбежному выводу о

необхо­димости сотрудничества с Советским Союзом, с чем согласилось и

правительство США.

Вообще, отношения союзников с СССР в начальный период войны довольно

интересны и неоднозначны. Стремясь уничтожить СССР руками гитлеровцев, они, в

то же время, пытались сковать немецкие войска на Восточном фронте, таким

образом ослабляя нажим на себя. Известие о нападении гитлеровской Германии на

Советский Союз было встречено в Великобритании, как сообщал советский по­сол

И. М. Майский, с чувством огромного облегчения. Министр ино­странных дел

Великобритании А. Идеи днем 22 июня 1941 г. заявил советскому послу: «Это

начало конца для Гитлера».

Вечером 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль выступил

по радио. Он заявил, что «любой человек или государство, которые борются

против нацизма, получат нашу помощь... Отсюда следует, что мы окажем России и

русскому на­роду всю помощь, какую только сможем». Вместе с тем Черчилль счел

нужным подчеркнуть и в этой речи свою враждебность к Со­ветскому Союзу. Он

сказал: «За последние 25 лет не было более последовательного противника

коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о

нем». С одной стороны, это указывало на начало военной помощи СССР. Но 8 июля

1941 г. посол Великобритании был принят И.В.Сталином. Посол вручил послание

Черчилля, в котором говорилось: «Мы сделаем все, чтобы помочь Вам, поскольку

это позволят время, географические условия и наши растущие ресурсы». Однако

каких-либо практических предложений о развитии советско-английского

сотрудничества в письме Черчилля не содержалось. Ни о начале поставок

техники, так необходимой в этот период СССР, ни об открытии второго фронта

речь не шла. Стоит задуматься, а чтобы было бы, если Англия и США оказали

крупную военную помощь именно тогда? 25% советской авиации было уничтожено за

первую неделю войны, не хватало танков, зенитной артиллерии. Именно эти грузы

пришли в Россию в 1941-1944 годы. Ответ на это не будет получен никогда.

2. И пошли караваны

Существовали два пути доставки грузов в Россию. Первый, самый опасный – через

арктические воды. Опасный, но и самый короткий, и уже проверенный.

Трансиранский маршрут был надежней, зато гораздо длиннее, а несовершенство

дорог в Иране надолго задерживало отправку грузов.

Морской путь, лежавший вокруг оккупированной Норвегии, вел из Скапа-Флоу в

Мурманск и Архангельск. Поэтому начало поставок сопровождалось атаками

немцами этих городов с целью прервать арктическую артерию. Но после

нескольких неудач немецко-фашистское командование отказалось от намере­ний

захватить Мурманск сухопутными войсками. Тем более что захват Мурманска не

решал проблемы изоляции СССР на Се­вере, так как оставался еще крупный порт в

Архангельске. Поэто­му главные усилия гитлеровского командования были

направлены на нарушение внешней коммуникации, а также срыв перевозок между

Мурманском, Архангельском и на Северном морском пути. В то же время 5-му

воздушному флоту, в составе которого насчи­тывалось около 500 самолетов, было

приказано разрушить город и порт Мурманск до основания.

Первый массированный налет на Мурманск авиация про­тивника произвела 28

февраля 1942 года, затем 24 марта. Начиная с апреля налеты следовали в

среднем через день. В июне авиация бомбила город два-три раза в день. Старый

город с деревянными постройками больше пострадал не от прямых попаданий бомб,

а от возникавших пожаров.

Чтобы обеспечить безопасность прибывавших транспортов, советское командование

усилило созданный в январе Мурманский дивизионный район ПВО страны и ПВО

флота зенитной артил­лерией и самолетами-истребителями. Была усилена ПВО

Архангельска и организован перехват вражеских самолетов, прорывав­шихся на

восток. Как только позволила ледовая обстановка, зна­чительную часть судов из

состава конвоев стали направлять для разгрузки в Архангельск. Всеми этими

мерами были созданы необходимые условия для сравнительно безопасной

разгрузки. Однако основная опасность для судов конвоев возникала на пе­реходе

в море.

Конвои, идущие в Советский Союз, были основными объек­тами нападения

многочисленных сил, сосредоточенных в Север­ной Норвегии. Немецкий историк

адмирал К. Ассман пишет:

«Сложилось положение, которое нельзя еще было предвидеть в 1940 г.; окупилась

оккупация Норвегии: без норвежских мор­ских опорных пунктов и воздушных баз

только подводные лодки имели бы возможность с успехом атаковать на этом пути

конвои с военными грузами». Одновременно гитлеровское командование хотело

решить и другую задачу — прикрыть свой слабый северный стратегический фланг

от возможной высадки десанта.

Первый караван пришел в Россию 5 ноября 1941 года, загруженный 50 английскими

истребителями, 250 американскими танками, а также продуктами продовольствия,

медикаментами, теплой одеждой и другими товарами. Состав каравана насчитывал 10

транспортов и несколько кораблей ближнего и дальнего прикрытия. С него и

начинается история морских поставок. Караван был назван PQ-1

[4] и должен был вернуться в Исландию под литерами QP-1, груженый товарами,

поставлявшиеся союзникам (в основном, полезные ископаемые и древесина).

3. Битва за Арктику

Англичане и американцы были удовлетворены передислока­цией немецких крупных

кораблей из портов Франции и Германии в Северную Норвегию, так как это

облегчало им обеспечение своих коммуникаций и решение других задач в

Атлантике и Сре­диземном море. «Мы и наши американские союзники,— писал У.

Черчилль,— были очень рады, что к напряжению подводной войны в самый ее

смертоносный период не прибавился такой фак­тор, как рейды крупных

быстроходных германских военных ко­раблей». Их беспокоило лишь одно — как бы

не выпустить немец­кие корабли из Северной Норвегии на просторы Атлантики.

Молодой Северный флот СССР по своим силам и боевым возможностям не полностью

соответствовал тем задачам, кото­рые поставила перед ним война.

Государственный Комитет Обо­роны стремился усилить Северный флот переводом

кораблей с Ти­хого океана (1 лидер и 2 эскадренных миноносца), поступившими

от промышленности (10 подводных лодок и 10 сторожевых кате­ров), купленными у

союзников (10 тральщиков). Однако это толь­ко восполняло потери. В то же

время авиацию флота удалось уве­личить почти втрое. Директивой Ставки

Верховного Главноко­мандования с мая 1942 г. на время операции по обеспечению

кон­воев Северному флоту оперативно подчинялась авиация Карель­ского фронта и

Архангельского военного округа, а также часть бомбардировочной авиации

резерва Главнокомандования.

Начиная с марта против каждого конвоя противник прово­дил операцию. Но

надводные корабли действовали робко. Круп­ным кораблям Германии вступать в

бой с превосходящими силами не рекомендовалось. На совещании в ставке Гитлера

было оп­ределено, что «операция будет выполняться только в том случае, если

разведка установит с совершённой определенностью, что не имеется риска

оказаться втянутым в бой с превосходящими си­лами». Позднее главнокомандующий

военно-морскими силами Германии Редер писал, что Гитлер требовал еще до

боевого столкновения крупных надводных кораблей обязательно нейтра­лизовать

авианосцы (в первую очередь силами береговой авиа­ции).

На обеспечение двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Англию)

Северный флот проводил опера­цию, в которой участвовали почти все силы флота и

приданная авиация. Союзники увеличили силы охранения конвоев. Но даже при таких

обстоятельствах морской путь севернее Нордкапа стал опасным. Этим

воспользовались руководящие круги Вели­кобритании, чтобы заморозить и даже

сорвать перевозки. В на­чале апреля первый морской лорд Дадли Паунд

[5] предупредил кабинет министров: «Географические условия в Арктике

бла­гоприятствуют противнику настолько, что потери в конвоях могут свободно

достичь размеров, при которых проводка их станет экономически невыгодным

предприятием...». Через месяц Черчилль писал Сталину, что «проход каждого

конвоя стал серьезной морской операцией».

Но советское правительство настаивало на отправке конвоев из Исландии, где

скопилось свыше 100 судов, загруженных вооружением и материалами. Англичане

согласились продолжать отправку конвоев, заявив при этом: «Операция будет

оправдана, если половина доберется до места». У. Черчилль просил расширить

меры по обеспечению конвоев. Несмотря на ограниченные силы нашего Северного

флота и занятость авиации на сухопутных участках фронта такие меры были

приняты. Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли усиливали

непосредственное охранение конвоев; под­водные лодки развертывались на пути

движения крупных вра­жеских кораблей; бомбардировочная авиация наносила удары

по аэродромам и базам, истребители осуществляли ПВО конвоев при подходе к

берегу и в местах стоянок судов; малые корабли поддерживали прибрежные воды

безопасными от мин и подвод­ных лодок. Чтобы ускорить разгрузку,

дополнительно были по­строены причалы и склады, созданы разгрузочные команды

из лич­ного состава флота и населения. Стоит согласиться, что такие

беспрецендентные шаги советское командование могло проводить только в одном

случае – значение ввозимых грузов для положения на фронте было очень велико.

Первый удар разнородными силами противник нанес по кон­вою PQ-15, который вышел

26 апреля из Исландии в составе 25 транспортов. Из его состава было потоплено 3

транспорта. Навстречу ему из Советского Союза на Запад шел конвой QP-11 в

составе 13 судов. 1 мая он был атакован подводными лодками и эсминцами. В

результате из состава его охранения был потоп­лен крейсер «Эдинбург»,

перевозивший золота на 100 млн. долларов[6]

.

Очередной конвой PQ-16 вышел из Исландии 20 мая, имея в своем составе 34

транспорта, в том числе 5 советских. В течение шести дней он подвергался

атакам самолетов и подводных лодок и потерял 7 судов. С 26 мая по 2 июня

Северный флот провел операцию по обеспечению этого конвоя, в которой приняли

уча­стие 67 различных боевых кораблей и вспомогательных судов. Авиация флота

за это время на разведку, прикрытие конвоя и удары по аэродромам произвела

свыше 2 тыс. самолето-вылетов. В зоне Северного флота конвой потерь не имел.

Британское адмиралтейство считало проводку этого конвоя значительным военным

успехом. Первый лорд адмиралтейства прислал в Советский Союз телеграмму: «Мы

поздравляем весь личный состав с его великолепным подвигом в боевом

конвоиро­вании PQ-16 по пути в Северную часть России, несмотря на опас­ность

атак противника с моря и воздуха. Желательно, чтобы это сообщение было

доведено до командира конвоя, офицеров и ря­дового состава торгового флота

союзных стран и всех лиц, имею­щих к этому непосредственное отношение».

В июне гитлеровское командование тщательно подготовило большую операцию по

уничтожению очередного конвоя. Оно считало, что союзники увеличат поставки,

чтобы помочь СССР, когда на советско-германском фронте началось большое

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты