Реферат: Памятники Кубани

Реферат: Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ 2

III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ................................................2

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ.................................3

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО..... 3

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ........................................................4

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ...........................................................5

ПАМЯТЬ ЭТОЙ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННА.....................................................7

ОГНЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ.........................................................10

ЗОЛОТОЕ СОЗВЕЗДИЕ.............................................................13

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ.............................................................15

КОМПЛЕКСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ.................................................16

ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: МЫСЫ, БЕРЕГОВЫЕ СКАЛЫ И КОСЫ.............18

ГРЯЗЕВЫЕ ВУЛКАНЫ..............................................................19

ПЕЩЕРЫ........................................................................20

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УНИКУМЫ:ВОДОПАДЫ..............................................21

ИСТОЧНИКИ.....................................................................22

ПОЛЯНА ДРУЖБЫ.................................................................23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТА ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУБАНИ...............................24

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ

III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и

сложным. Древнейшие остатки жизни че­ловека у нас в крае относятся ко времени

за 700—600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На

берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного че­ловека — ручное

рубило.

Климат нашего края был тогда относительно теплый. Зем­ли его отличались и прежде

плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали

разно­травье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в , то время в

большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным

животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и

барсы. Во­ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил,

собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы

пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по

течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным

по­холоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь

человека изменялась. Охота па крупных жи­вотных становится одним из основных

занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не

бы­ло, селится под скальными навесами, строит простые жили­ща, обтягивая их

шкурами животных. Известно много пещер­ных стоянок. Это — Большая

Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому

побережью, но и по северному склону Кав­казского хребта. На обширных степных

просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизонов, оленей, диких лоша­дей и

ослов. Все оци становились добычей человека. Одна из наиболее изученных стоянок

— Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у основания камнями.

Мужчины занимались охотой, главным образом па зубров, женщины —

собирательством. Съедобные растения могли надолго обеспе­чить питанием людей во

время неудачных охот. Охотились всем коллективом путем облав и загонов.

Орудиями были уже не ручные рубила, а остроконечники, скребла, кремневые ножи

и наконечники копий.

В эпоху неолита (V—IV тысячелетия до нашей эры) родо­вые общины, жившие на

территории нашего края, переходят к животноводству и начинают заниматься

земледелием. Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в эпо­ху

медно-каменного века (III тысячелетие до нашей эры). К этому времени относятся

наиболее древние в Прикубанье земледельческие поселки. Их сравнительно недавно

открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на

окраине поселка Каменномостского. Оно было, ограждено каменной стеной, дома

располагались вдоль стен, а центральная часть поселения служила для загона

скота. Население занималось мотыжным земледелием и скотовод­ством. Охота стала

иметь подсобное значение. Основные орудия труда — топоры, тесла, ножи,

наконечники стрел, скребки, вкладыши для серпов и другие делались еще из камня.

Медных изделий было мало.

В горных районах нашего края и на Черноморском побережье во второй половине III

и II тысячелетий до нашей эры жили племена, оставившие интереснейшие

погребальные па­мятники — дольмены. Обычно дольмены сложены из пяти огромных

плит, четыре из которых составляли стенки, а пятая . крышу. В передней плите,

как правило, имеется отверстие, за­крывающееся каменной пробкой. Иногда

дольмены высека­лись в целых глыбах и только сверху покрывались плитой.

Дольмены служили для захоронений и представляли как бы наземные склепы. При

раскопках в дольменах были найдены медные топоры, тесла, наконечники копий,

глиняные сосуды. Строители этих громадных гробниц занимались охотой, мо­тыжным

земледелием и жили оседло.

В степях Прикубанья в это же время жили племена ското­водов. Они разводили

коров, овец, приручена уже была ло­шадь. Орудия труда они делали из бронзы,

хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени

оста­лись курганы, которые встречаются по всей Кубанской степи.

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

В то время, когда скифы жили в степях Северного При­черноморья, Прикубанье и

восточное побережье Азовского моря заселили племена меотов. По образу жизни,

занятиям и культуре очи напоминали скифов, но принадлежали к кавказ­ской группе

племен. Так же, как и у скифов, часть меотских племен, обитавшая в степных

районах Прикубанья, вела ко­чевой образ жизни, разводя огромные табуны лошадей,

ота­ры овец, стада крупного рогатого скота, передвигаясь с места на место в

поисках новых пастбищ. В кургане у аула Уляп вместе с вождем было

погребено около 500 лошадей — це­лый табун. Но основную массу населения

составляли земле­дельцы. Они жили оседло в небольших поселках, располо­женных

у рек и лиманов. Особенно густо было заселено пра­вобережье р. Кубани. Река с

ее крутыми берегами давала надежную защиту от нападения врагов. С напольной

стороны поселки были окружены земляными валами и рвами. По валу иногда

возводились крепостные стены, построенные из двух рядов плетня с насыпанной

между ними землей. За стенами тесно жались друг к другу маленькие глинобитные

домики, крытые соломой и камышом. Жизнь на поселении начина­лась, когда первые

лучи солнца озаряли восток и ночная мгла покидала степь. В поле выезжали

пахари, пастухи гна­ли стада коров и овец, к реке спускались рыбаки, чтобы

за­кинуть большие сети. Пахота производилась деревянным плугом, в который

впрягали несколько пар волов. Сеяли пшеницу, ячмень, просо. Хранили зерно не в

амбарах, а в ямах — зернохранилищах. Во дворах стояли каменные руч­ные

«мельницы». Они состояли из деревянного столика с вер­тикальной стойкой и двух

прямоугольных каменных плит — жерновов. Из зерен изготовляли муку и различные

крупы.

Население состояло не только из земледельцев и скотово­дов, жили в поселках

также и ремесленники. По временам на окраине поселка поднимались густые

столбы дыма — это гон­чары начинали топить печи, в которых обжигалась посуда.

И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Здесь были и кувшины

различной формы и величины, миски, бока­лы, чаши, кружки, вазочки и др.

Некоторые кувшины распи­сывались белыми и розовыми красками. Кроме гончаров,

бы­ли и другие ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики, оружейники,

плотники и столяры, кожевники и сапожники, косторезы, ювелиры. В каждом доме

был ткацкий станок, на котором женщины пряли пряжу.

Иногда к поселку приплывали большие гребные суда, гру­женные различными

товарами. Все население спешило на ме­сто торжища. Боспорские купцы выгружали

на берег дорогие разноцветные ткани, золотые украшения и бусы, сверкающие на

солнце медные шлемы и панцири и другие изделия масте­ров боспорских городов.

Жители поселка предлагали в обмен кожи и меха, зерновой хлеб. вяленую рыбу и

«живой» товар — рабов. Это были военнопленные, которых продавали в рабство

грекам. Во главе дружины становится военачальник. Прежнее равенство в роде.

племени исчезает, выделяются богатые и знатные семьи. Вождей своих они

хоронят в боль­ших курганах с пышным обрядом погребения. Так же как и скифы,

меоты убивали слуг вождя, его рабов и рабынь, лоша­дей и погребали в могиле

вместе со своим владыкой.

Рядовое население хоронило своих покойников в простых неглубоких ямах на

общих кладбищах. По обряду меотов в могилу помещали сосуды с пищей и питьем и

личные вещи покойника: воину — оружие, женщинам — украшения.

Меоты в Ш—IV веках нашей эры были вытеснены с пра­вобережья р. Кубани новыми

кочевыми племенами в Закубанье. Они не исчезли, как скифы, а в более позднее

время с племенами Черноморского побережья образовали адыгейскую народность.

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

На северном побережье Черного моря в VI веке до нашей эры образовались

древнегреческие колонии. Наиболее густо были заселены берега Керченского

пролива, в древности на­зывавшегося Боспором Киммерийским. Здесь возникли

горо­да: Пантикапей (на месте теперешней Керчи), Фанагория (на юго-восточном

берегу Таманского залива), Гермонасса (на месте нынешней станицы Тамань) и др.

Вначале они были самостоятельными городами-государствами, а в V веке до нашей

эры объединились в одно крупное рабовладельческое государство — Боспорское

царство. На западе граница его доходила до г. Феодосии, на востоке боспорские

правители подчинили меотские племена нижнего течения р. Кубани и Восточного

Приазовья. Столицей государства стал город Пантикапей. Вторым крупным

городом была Фанагория. Го­род был окружен мощной каменной стеной и

правильно рас­планирован. Улицы его располагались перпендикулярно друг к другу.

Вся территория разделялась на верхний и нижний го­род. В настоящее время, в

связи с частичным опусканием бе­рега и наступлением моря, часть города

находится под водой. Центр расположен на нижнем плато. Здесь стояли большие

общественные здания, храмы, статуи древнегреческих богов Аполлона, Афродиты.

Улицы города вымощены, под мостовы­ми устроены водостоки для отвода дождевых

вод, имелись многочисленные колодцы с каменной выкладкой. В западной части

было расположено большое общественное здание с ко­лоннадой, предназначенное для

физической культуры (гимнасий). В домах богатых рабовладельцев комнаты

оштукатури­вались и покрывались росписью. На юго-восточной окраине Фанагории

располагался квартал гончаров.

Жители Фанагории и близлежащих деревень занимались земледелием. Они пахали

тяжелым деревянным плугом в уп­ряжке быков. Имели железные мотыги и серпы.

Сеяли глав­ным образом пшеницу, а также ячмень и просо. Вокруг горо­да

возделывались сады. в которых выращивались груши, яблоки, сливы, алыча. На

холмах, окружавших Фанагорию, находились виноградники. В проливе и в морях

вылавлива­лось большое количество рыбы, особенно славились осетро­вые,

которые вывозились в Грецию, где они высоко ценились.

Фапагория имела две гавани — одну морскую, где приста­вали суда, прибывшие из

Греции, и вторую — речную на од­ном из рукавов Кубани. Отсюда суда, груженные

товарами, плыли вверх по Кубани в земли меотов. Особенно тесные тор­говые

связи в V—IV веках до нашей эры были с Афинами. Этот крупнейший город Греции

вечно страдал от недостатка собственного хлеба, и половину всего необходимого

ему при­возного хлеба — около i миллиона пудов в год — получали из Боспора.

Афинским купцам боспорские правители предо­ставляли право грузить свои суда

первыми и освободили их от уплаты пошлины за вывозимый хлеб. Кроме Афин,

Бос­порское государство вывозило хлеб и в другие города древней Греции.

Помимо хлеба, Боспор вывозил соленую и вяленую рыбу, скот. кожи, меха, рабов.

Население Фанагории. как и других городов, состояло из греков и выходцев из

местной племенной знати, которые усвоили греческую культуру и превратились в

таких же ра­бовладельцев, как и сами греки. Боспорские правители обла­дали

внушительными военными силами, состоявшими из тяжеловооруженной и

легковооруженной-пехоты и из кон­ницы. .

В первые века нашей эры Боспорское государство было в зависимости от

могущественной Римской империи. С ослабле­нием ее слабеет и Боспорское

царство. В середине III века чашей эры Боспор уже не имел сил, чтобы успешно

отражать натиск варварских племен. В IV веке нашей эры Фанагория пережила

катастрофу — значительная часть города была разрушена и сожжена. Город

подвергся разгрому во время нашествия кочевников — гуннов.

Их влияние на ко­ренное население Прикубанья оказалось незначительным,

рабство здесь не утвердилось. К Х веку начинают устанавли­ваться феодальные

отношения, а племена, жившие в Закубанье,-в предгорной части края и на

Черноморском побережье, сложи­лись в адыгейскую народность. К тому времени

крепнут связи между адыгами и Киевской Русью, чему способствует

сущест­вование русского Тмутараканского княжества на Таманском полуострове.

В XIII—XIV веках адыгам пришлось выдержать натиск орд Батыя и Тимура, а в XV

веке втянуться в длительную борьбу с султанской Турцией и Крымским ханством.

Эти об­стоятельства сильно задержали экономическое и социальное развитие

края, поставили под угрозу существование адыгов как целой народности. В 1557

году, избрав единственно вер­ный путь, Адыгея добровольно присоединилась к

России.

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ

В XVIII веке помещичье землевладение и крепостное право распространяется на

причерноморские и приазовские степи, Крым и Приднепровье. Этот район

становится объек­том активной государственной политики царской России. Во

время войн против Турции во второй половине XVIII века боевые действия

происходят и в зоне Прикубанья, которое пе­реходит в состав Русского

государства. В 90-е годы XVIII сто­летия начинается русское заселение

правобережной Кубани и Таманского полуострова. Несмотря на особенности

колони­зации наших земель, здесь также утверждаются феодальные отношения:

землю расхватывают казачьи старшины, нещадно эксплуатируются беднота и беглый

люд, распространяется крепостное право. Антифеодальные народные восстания

в России нашли отголоски и на Кубани: в 1797 году произо­шло восстание

казачьей бедноты, вошедшее в историю как Персидский бунт. Капиталистические

отношения, развиваю­щиеся в России, еще очень слабо проникают в экономическую

жизнь края.

В XIX веке, особенно после реформы 1861 года, страна бы­стро идет по

капиталистическому пути развития. В конце века начинается этап пролетарского

освободительного движения. Развитие капитализма на Кубани и Черноморье

выражается в росте торговых связей, увеличении товарности

сельскохозяй­ственного производства, появлении и развитии промышлен­ности.

Общероссийские события в разной степени отразились и на истории нашего края.

Казаки и адыги принимали уча­стие в Отечественной войне 1812 года, на

Черноморском по­бережье и Тамани происходили боевые действия Крымской войны,

крестьянские восстания в Адыгее слились с общерус­ской борьбой против

крепостного права. В 30—40-е годы на Кубани находились ссыльные декабристы, в

70-е и в пер­вой половине 80-х годов в станицах и городах велась

народ­ническая пропаганда. Начинается и рабочее движение, а в 90-е годы

появляются первые марксистские кружки.

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ

Даже после долгих лет сибирской каторги и ссылки декабристы' не получали

разрешения возвратиться до­мой — слишком напугано было самодержавие

восстанием 14 дакабря 1825 года. Царь тогда цинично заявил: «Этим господам —

путь в Россию ведет через Кавказ)). Многие декабристы были направлены в

звании нижних чинов в действующую Кавказскую армию. Шла война, и таким

образом всякий удостоившийся императорского «благо­воления» обрекался на

верную гибель. О своем переселе­нии из Сибири на Кавказ декабристы говорили:

«Из ада в ад».

В 1837 году, проделав двухмесячный путь через То­больск, Казань, Ростов,

группа декабристов прибыла на Кубань. Их определили на службу в крепость

Прочный Окоп. Это укрепление было основано в 1794 году донски­ми казаками.

Здесь находилась штаб-квартира Кубанско­го казачьего войска и размещалась

артиллерийская бригада.

В Прочном Окопе декабристов радушно встретили офицеры, как могли, облегчали

их тяжелую участь. Ссыль­ные декабристы числились в солдатском звании. Однако

иные командиры тайно, с риском для своего служебного положения разрешали им в

походах иметь верховую ло­шадь и вьючную для личных вещей.

Декабристы — русские дворянские революционеры, бор­цы против крепостного

права в России 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге с

оружием выступили против царизма. Летом декабристы вместе со всеми

участвовали в по­ходах и экспедициях, запинались строительством укрепле­ний.

В частности, именно они строили Махошевское укреп­ление. На зимние квартиры

возвращались в Прочноокопское.

В Прочном Окопе постоянно жила семья декабриста М. М. Нарышкина. Член «Союза

благоденствия» и Север­ного тайного общества Михаил Михайлович Нарышкин был

приговорен за участие в восстании 1825 года к двена­дцати годам сибирской

каторги. Его жена была одной из одиннадцати женщин, которые последовали за

своими мужьями в Сибирь. Елизавета Петровна Нарышкина явля­лась дочерью

прославленного героя 1812 года, искусного военачальника генерала П. П.

Коновницына. Она была ум­на, блестяще образованна, остроумна, отлично пела.

Ее любили в обществе.

Елизавета Петровна разделяла с мужжем суровую участь ссыльной и его

политические убеждения. Еще из Сибири полицейский агент доносил начальству:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты