Реферат: Пакистан в 20м веке

Реферат: Пакистан в 20м веке

План

1. Вступление

стр.

2

2. Государственное устройство

стр. 3

2.1 Исторический фон

2.2 Президент и правительство Пакистана

2.3 Судебная система

2.4 Административный аппарат

2.5 Политические партии

2.6 Вооруженные силы

2.7 Внешнеполитические отношения

3. Экономика

стр.

8

4. Общество

стр.

9

4.1 Образ жизни

4.2 Религиозная жизнь

4.3 Общественные организации и движения

5. Культура

стр.

10

5.1 Литература и искусство

5.2 Народное образование

5.3 Пресса

6. История

стр.13

6.1 Пакистан с 20-х годов до 1947 года

6.2 Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971

6.3 Пакистан после 1971

7. Военый переворот 12 октября 1999 года стр. 19

7.1 "КАСТОВАЯ" АРМИЯ

7.2 БРИТАНСКИЙ ФАКТОР

7.3 АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ

О Пакистане мы всегда знали очень мало. Из всех пакистанских городов в СССР,

а потом — России, чаще всего говорили только об одном — Пешаваре, где находился

командный пункт афганских моджахедов, где американские и саудовские инструктора

готовили боевиков, где томились попавшие в плен советские солдаты и офицеры.

Пешавар был штаб-квартирой врага, против которого Советский Союз вел войну

почти десять лет.

Ассоциативное поле, связанное с Пешаваром, распространялось и на весь

Пакистан. На протяжение своей почти пятидесятилетней истории Пакистан никогда

не был "дружественным" СССР государством, что было не редкостью среди стран

третьего мира, освободившихся от колониальной зависимости. Даже периоды

относительно нормальных и нейтральных отношений были недолгими. С 1955-1957

года, когда Пакистан вместе с Филиппинами и Таиландом вступил в

проамериканский блок СЕАТО, а потом — вместе с Турцией и шахским Ираном — в

блок СЕНТО, он рассматривался советским руководством как "американский

сателлит", как враждебное государство. Это отношение не изменилось и тогда,

когда с 60-х годов Пакистан заключил союз с маоистским Китаем, который был в

то время для СССР таким же противником, как США. Наша страна, начиная с конца

50-х годов, после разрыва с Китаем, предпочитала дружить с Индией, создав

вместе с ней нечто вроде военного союза, направленного на сдерживание Китая.

Когда же при генерале Зия-уль-Хаке Пакистан снова сблизился с США, клеймо

"союзника американских империалистов" окончательно утвердилось за Пакистаном.

Не прибавило симпатий к Пакистану его участие в создании движения "Талибан",

целый год (1995-1996гг.) удерживавшего в плену российских летчиков в

Кандагаре, а также прославившегося на весь мир зверским убийством Наджибуллы

и его брата во время взятия Кабула в декабре 1996 года.

Однако все эти перечисленные события произошли по воле правящей в Пакистане

военно-олигархической верхушки, которая вот уже более полувека правит страной,

но не может быть полностью отождествлена с ее 140-миллионым народом, у которого

есть свои чаяния и надежды. Ведь возможно, что ни в одной стране мира нет

такого количества людей, которые бы так последовательно и осознанно ненавидели

США, “новый мировой порядок”, диктатуру мировой финансовой олигархии, как в

нынешнем Пакистане. Поэтому насущные интересы большинства населения Пакистана

часто находятся в полном противоречии с интересами режима, ориентированного на

собственное выживание.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Исторический фон. После того, как мусульманские по преимуществу районы

Британской Индии образовали независимый Пакистан, государству предстояло

обеспечить единство страны, разнородной в этнолингвистическом и географическом

отношении. Между ее восточной и западной частями лежали 1600 км индийских

земель. Восточный Пакистан, населенный бенгальцами, оказался однородным в

национальном отношении, в отличие от Западного Пакистана, на территории

которого находятся несколько крупных этносов. Политическая и экономическая

власть сосредоточена в Западном Пакистане.

В 1947 Акт об управлении Индией, принятый британским парламентом в 1935, был

утвержден с необходимыми поправками как временная конституция нового

доминиона Пакистан. Перед Учредительным собранием, члены которого были

выбраны косвенным путем – в законодательных собраниях провинций, были

поставлены задачи: разработать постоянную конституцию и выполнять функции

национального парламента. Главой государства становился генерал-губернатор

(на которого были возложены обязанности прежнего вице-короля), представляющий

английскую королеву. Премьер-министр и его кабинета были ответственны перед

парламентом.

Ведущей политической силой в стране стала Мусульманская лига, которая

получила широкую поддержку населения в своей борьбе за независимый Пакистан.

Лидер Лиги Мухаммад Али Джинна занял пост генерал-губернатора, а его

заместитель Лиакат Али-хан стал первым премьер-министром Пакистана.

В 1955 Учредительное собрание приняло решение объединить все западные

провинции и княжества в единую провинцию Западный Пакистан. На следующий год

получила одобрение новая конституция, которая провозглашала государство

Исламской Республикой Пакистан с президентом во главе законодательной власти

и премьер-министром во главе исполнительной власти. Конституция

предусматривала «паритет» обеих провинций страны, согласно которому более

многолюдный Восточный Пакистан посылал в ее парламент столько же депутатов,

что и Западный Пакистан. В октябре 1958 президент Искандер Мирза приостановил

действие конституции и ввел военное положение. Главой военной администрации

был назначен генерал Мухаммад Айюб-хан, который вскоре занял пост президента,

отправив Мирзу в изгнание.

Айюб-хан разделил страну на 80 тыс. территориально-административных единиц,

где жители выбирали своего представителя в первичные органы самоуправления –

«союзы», которые выполняли консультативные и административные функции.

Новой конституцией 1962 предусматривалась президентская форма правления.

Государство оставалось федеративным образованием, состоящим из двух

провинций: Восточного Пакистана и Западного Пакистана. В 1969 после массовых

протестов населения, направленных против правящего режима, чрезвычайное

положение было отменено, а Айюб-хан передал власть генералу Ага Мухаммад

Яхья-хану.

Яхья-хан отменил конституцию 1962 и осуществил разделение Западного Пакистана

на четыре прежние провинции: Синд, Пенджаб, Северо-Западную Пограничную

провинцию и Белуджистан. В декабре 1970 в стране состоялись первые прямые

выборы в парламент, на которых с целью умиротворения восточного Пакистана был

принят принцип «один человек – один голос». Реально это означало обеспечение

большинства в новом Национальном собрании представителям руководимой Шейхом

Муджибур Рахманом «Авами лиг». «Авами лиг» получила все предназначавшиеся

Восточному Пакистану депутатские мандаты, кроме двух, а Партия пакистанского

народа (ППН) во главе с Зульфикаром Али Бхутто победила в Западном Пакистане.

Муджибур Рахман и Бхутто не смогли достичь согласия во взглядах на будущее

конституционное устройство и основы управления страной. Когда Яхья-хан

отложил созыв Национального собрания в марте 1971, разгорелась гражданская

война. Получив вооруженную помощь со стороны Индии, Восточный Пакистан

добился независимости и был провозглашен Республикой Бангладеш 16 декабря

1971. Через несколько дней Яхья-хан был вынужден сложить свои полномочия и

передать власть Бхутто, принявшему на себя обязанности президента Пакистана.

При Бхутто была утверждена временная конституция (1972), а в 1973 принята

постоянная конституция. Она предусматривала парламентскую систему правления:

премьер-министр отвечал перед высшим законодательным органом страны. Бхутто

занял пост премьера. В марте 1977 прошли парламентские выборы, которые

убедительно выиграла партия ППН. Однако их итоги вызвали сомнения, что

привело к волнениям. В июле генерал Мухаммад Зия-уль-Хак, командовавший

вооруженными силами, отправил Бхутто в отставку, ввел чрезвычайное положение,

а в 1978 стал президентом Пакистана. Управлять страной ему помогали военный

совет и правительство.

Зия выдвинул программу приведения законов страны в соответствие с принципами

ислама и в этой связи одобрил в 1981 создание Федерального консультативного

совета (Маджлис-и-шура). В 1985 Зия, начавший движение в сторону гражданского

правления, объявил о предстоящих выборах в Национальное собрание и

законодательные органы провинций, но исключительно на непартийной основе, и о

формировании кабинета министров. Годом позже президент отменил чрезвычайное

положение и восстановил действие конституции 1973, в которую были внесены

изменения, заметно расширявшие его права. В 1988 правительство было

отправлено в отставку, а парламент распущен, однако вскоре Зия-уль-Хак погиб

в авиационной катастрофе. На выборах 1988 победила ППН, ее лидер Беназир

Бхутто, дочь Зульфикара Али Бхутто, возглавила кабинет министров. В августе

1990 президент Гулам Исхак-хан сместил Бхутто с ее поста, обвинив

правительство в непотизме, коррупции и злоупотреблении властью. Временно

обязанности премьера согласился исполнять Гулам Мустафа Джатой. На всеобщих

выборах в октябре 1990 партия Бхутто потерпела серьезное поражение от

Исламского демократического альянса, которым руководил Наваз Шариф. Ее реванш

в октябре 1993 привел к новой смене правительства, но в 1996 кабинет

министров Бхутто оказался был вновь отстранен от власти президентом.

Последующие выборы выиграла Пакистанская мусульманская лига, глава которой

Наваз Шариф занял пост премьера.

Президент и правительство Пакистана. Согласно конституции 1973, Исламская

Республика Пакистан является федеративным государством. Высшее должностное лицо

страны – президент, которого избирают на пятилетний срок члены коллегии

выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат парламента и провинциальных

законодательных собраний. Исполнительные функции осуществляет руководимое

премьер-министром правительство. Законодательная власть в стране принадлежит

парламенту. Большинство депутатов Национального собрания выбираются на 5 лет

непосредственно электоратом, члены Сената – на 6 лет законодательными органами

провинций. Президент производит назначения премьер-министра и членов его

кабинета с одобрения большинства членов Национального собрания. Ранее глава

государства имел полномочия распустить парламент страны и объявить новую

избирательную кампанию, но внесенные в текст конституции изменения (1997)

лишили его этого права.

Судебная система. Верховный суд состоит из председателя (главного судьи

Пакистана) и других членов. Следующую инстанцию образуют расположенные в

Карачи, Кветте, Лахоре и Пешаваре Высшие суды провинций. Они руководят

деятельностью нижестоящих судебных органов в своей провинции: окружных судов,

магистратов разного класса и мировых судов. В годы правления Зия был создан

также Федеральный шариатский суд, который решает, соответствуют ли законы

канонам исламского права.

Административный аппарат. В государственных учреждениях работают

преимущественно профессионалы. Их верхний слой формировали члены единой

Государственной службы Пакистана (ГСП), включавшей 1000–1500 чиновников,

прошедших хорошую подготовку. Компетентная, но бюрократизированная элита из ГСП

активно участвовала в выработке серьезных политических решений, особенно при

Айюб-хане. Поэтому общественное мнение оказалось настроенным против ГСП, и она

была ликвидирована Бхутто в 1973.

Политические партии. В стране представлены партии разной ориентации,

часть которых носит региональный характер. Мусульманская лига была ведущей

силой в 1940-х годах, но позднее разделилась на ряд фракций. Коалиция фракций

сохраняла доминирующее положение при Айюб-хане с 1962 по 1969. «Авами лиг» была

основана в 1949 и под руководством Шейха Муджибура Рахмана завоевала почти все

парламентские места от Восточного Пакистана на выборах 1970. В следующем году

она стала правящей партией независимой Бангладеш. Зульфикар Али Бхутто основал

в 1967 Партию пакистанского народа (ППН), выступавшую под лозунгом «исламского

социализма». ППН в 1970 получила 3/5 депутатских мест от Западного Пакистана и

была самой влиятельной политической организацией страны в 1971–1977.

Установление военного режима в 1977 имело прямым следствием ограничение

деятельности партий. На выборах 1985 наибольшее число мест в Национальном

собрании досталось Пакистанской мусульманской лиге (фракция Погаро), и ее

лидер Мухаммад-хан Джунеджо был выдвинут на пост премьер-министра. Главным

оппозиционным объединением стало многопартийное Движение за восстановление

демократии (ДВД; основано в 1981). В него вошли крайне левая Народная

национальная партия и ППН, которой руководила дочь ее создателя Беназир

Бхутто. ДВД требовало возобновить действие конституции 1973 и призывало

бойкотировать выборы 1985. После того как Зия сместил Джунеджо в 1988, а

вскоре погиб, политическая активность в стране была восстановлена. Судебные

органы подтвердили, что партиям разрешается принимать участие в выборах.

Прежние сторонники Зия-уль-Хака образовали новый Исламский демократический

альянс (ИДА), который возглавил Наваз Шариф, стоявший у руля ее основной силы

– проправительственной фракции Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ). На

выборах в Национальное собрание в ноябре 1988 ППН получила 93 из 205

депутатских мест, ИДА – 55. Беназир Бхутто заняла пост премьер-министра.

Вооруженные силы. Благодаря помощи со стороны США и ряда других стран

пакистанские войска хорошо обучены и оснащены современным оружием. В 1998

сухопутные вооруженные силы насчитывали 450 тыс., морские 16 тыс. и воздушные

17,6 тыс. человек. Армия всегда обладала в стране огромным влиянием. Генералы

часто переходили на высокие должности в гражданской администрации, активно

участвовали в политических событиях 1958, 1969 и 1977, вводили чрезвычайное

положение и устанавливали свой контроль над правительством.

Внешнеполитические отношения. В 1947 Пакистан был принят в ООН и в том же

году стал членом британского Содружества наций. В 1972, когда Великобритания и

другие страны Содружества признали Бангладеш, Пакистан вышел из его состава, и

вернулся только в 1989. Внешняя политика Пакистана определялась прежде всего

тем, как складывались отношения с соседями – Индией и Афганистаном, что

сказывалось на характере дипломатических связей даже со сверхдержавами. В 1971

Пакистан был среди учредителей Организации исламской конференции, впоследствии

был принят в члены Движения неприсоединения.

Пакистан находится в состоянии конфликта с Индией по вопросу о Кашмире уже на

протяжении более 40 лет. В 1947–1948 оба государства оказались из-за этого на

грани войны. Позднее при посредничестве ООН в Кашмире удалось провести

демаркационную линию. Области к югу и востоку остались под управлением Индии,

а остальная часть бывшего княжества, известная как Азад («Свободный») Кашмир,

контролируется Пакистаном. В его состав под названием «Северные территории»

частично интегрированы горные местности на севере Кашмира, включающие Гилгит,

Хунзу и Балтистан, но их жители не участвуют в выборах в общепакистанские

органы власти. Спор о разделе вод системы Инда омрачал отношения с Индией,

пока не нашел успешного разрешения в договоре 1960, заключенном при

посредничестве Всемирного банка.

В 1990 в Кашмире произошла очередная вспышка волнений, в разжигании которых

индийская сторона обвинила Пакистан. Последний отрицает свое в этом участие,

признавая за собой право на дипломатическую поддержку кашмирских мусульман и

настаивая на проведении в штате Джамму и Кашмир плебисцита в соответствии с

резолюциями ООН. Индия требует, чтобы Пакистан вывел войска с кашмирской

территории, а отказ от плебисцита, в чем ее обвиняет Пакистан, объясняет тем,

что законодательное собрание штата высказалось за его полную интеграцию с

Индией. В итоге никаких акций по разрешению конфликта не предпринималось. В

1998 индийское правительство, возглавляемое представителями партии Бхаратия

Джаната, и пакистанское правительство во главе с Наваз Шарифом согласились

обсудить все спорные вопросы, включая кашмирский, на серии встреч между

высокопоставленными дипломатами двух стран.

В 1950-х годах Пакистан подписал двусторонний договор с США и вошел в

1954–1972 в региональный военный блок СЕАТО и в 1955–1979 в Багдадский пакт

(позднее СЕНТО). В 1962, после того как произошли вооруженные стычки между

Индией и Китаем, Пакистану удалось достичь согласия по пограничным проблемам

и упрочить добрососедские контакты с КНР. Со стороны США продолжала поступать

военная помощь, тогда как Индия ориентировалась на советскую боевую технику,

отказавшись от закупок американского оружия. Новое столкновение с Индией в

Кашмире случилось в 1965, а в 1971 возникло третье опасное противостояние,

когда Индия выступила на стороне бойцов за независимость восточной провинции

Пакистана и тем самым был ускорен процесс образования Бангладеш.

На протяжении 1970-х годов Пакистан укреплял связи с развивающимися странами

Среднего Востока и других регионов «третьего мира». В 1974 на его земле

состоялась конференция лидеров мусульманских государств. Удалось улучшить

отношения с Саудовской Аравией и эмиратами Персидского залива. Растущая

поддержка оказывалась Организации освобождения Палестины. В 1979 Пакистан

стал участником Движения неприсоединения.

В 1979 на первый план вышла политическая обстановка на северных рубежах

страны. К тому времени пакистано-афганские разногласия уже пустили глубокие

корни. Власть в Кабуле никогда не принимала в качестве официальной

государственной границы линию Дюранда, посредством которой Великобритания

отделила от Афганистана пуштуязычные районы, оказавшиеся под ее контролем.

Кабул стремился также, сначала в 1950-х и затем в 1970-х годах, поощрять

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты