Реферат: Осетия и осетины
Реферат
на тему:
“Осетия и осетины”
ученика 9 “Д” класса
ГОУ СОШ № 9
г. Благодарного
Коваленко Алексея Юрьевича
г. Благодарный 1999
Осетия и осетины.
I. Введение.
II. Общие сведения.
1. Природа.
2. Население.
3. Национальная символика.
III. Осетия из прошлого в будущее.
1. Аланы и алания.
2. Язык осетин
3. Взаимоотношения с Россией
4. История основания Владикавказа.
5. Годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
IV. Духовная культура осетин.
1. Нартовский эпос осетин.
2. Народное образование.
3. Неумирающее искусство.
4. Этикет.
5. Обычаи. Обряды. Верования.
V. События недавнего прошлого.
1. От добрососедских отношений к геноциду.
2. События 1981 г.
3. Ингушская агрессия против Осетии.
VI. Заключение.
I. Введение
" Спасибо тебе, мой Иристон, за то, что, несмотря на все трудности и
невзгоды, ты донёс через тысячелетия язык и фольклор неповторимо своеобразного
мира моих предков – скифов и сармат! Благодарю тебя за честь называться твоим
сыном, и прими мою глубокую признательность за то, что благодаря тебе я познал
самое прекрасное чувство – Чувство Родины, Любовь к Отечеству.
Счастлив служить тебе в благословенные дни мира и в горькие дни несчастья.”
Казбек Челехсаты.
В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины – прямые потомки
некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По мнению
учёных, предки осетин создали, после греческой и римской, самую богатую
духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и
неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и
привлекали внимание учёных всего мира. Это народ, который дал человечеству:
- великого античного философа – мудреца Анахарсиса и крупнейшего
историка VI века н. э. Иордана;
- непобедимого витязя – полководца средневековья Царазан Сослан –
Давида и гениального поэта К. Хетагурова;
- выдающегося учёного современности В. Абаева и легендарного героя
Гражданской войны Хаджи – Мурата Дзарахохова, прославленного полководца И
Плиева и легендарного Хаджи – Умара Мамсурова;
- непревзойдённого Отелло – В. Тхапсаева и первую в мире женщину –
дирижёра В. Дударову;
- арктического джигита Ю. Кучиева и неповторимую балерину Большого
театра С. Адырхаеву;
- известного во всём мире джигита – наездника А. Гудцова и создателя
первого конного цирка Али – Бека Кантимирова;
- легендарного борца Канукова и двукратного Олимпийского чемпиона С.
Андиева;
- это народ, который является создателем Нартовского эпоса и
божественного танца «СИМД».
II. Общие сведения.
1. Природа.
Осетины населяют Центральный Кавказ по обеим сторонам Главного Кавказского
хребта. Ответвление последнего, текущее от горы Сангутихох к югу-востоку,
делит Осетию на Северную и Южную.
Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами,
бурные реки, неугомонные водопады, тёмные глубокие ущелья, светлые зелёные
долины, ледники, неповторимые альпийские луга, кристально чистые родники –
всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек? Невозможно
представить себе этот край без реки
Горные потоки собирая,
Набирает Терек новых сил –
От истоков снежных и до края
Бурен, непокорен и красив.
Через Северную Осетию проходят десятки туристических троп и экскурсионных
маршрутов. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа – Цейское ущелье.
2. Население.
Северная Осетия – небольшая республика, имеющая площадь 8000 кв. км. –
занимает часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья. Наибольшая
протяжённость с севера на юг равна 125 км., с запада на восток – 120 км.
Территория Южной Осетии (3900 кв. км.) охватывает южный склон Главного
Кавказского хребта.
Северная Осетия стала самой густонаселённой. На её территории проживает свыше
633,6 тысяч человек. Плотность населения на 1 кв. км. более 140 человек.
Сейчас плотность населения ещё больше возросла, если учесть, что число
беженцев шагнуло далеко за 100 тысяч. В республике проживают представители
более 100 национальностей: осетины, русские, армяне, грузины, украинцы,
кумыки, греки, немцы, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары, азербайджанцы,
евреи, ингуши и др.
3. Национальная символика.
Флаг. Трёхцветный бело – красно – жёлтый. Эти цвета являются символами
моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), и изобилия и
благодати, осет. «фарн» (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они
символизируют, связаны с социальной структурой древне осетинского (скифского
и аланского) общества и являются отражениями этой структуры. Её суть
заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие
органическое целое. Этими группами были: военная аристократия, из среды
которой выдвигались вожди племён и военачальники; служители культа или
жречества и рядовые общинники, состоящие из скотоводов и землепашцев.
Обязательная принадлежность скифского жреческого костюма особый белый
головной убор, трижды обвивающий голову, со спускающимися с головы двумя
лентами или повязками, считающимися священными. Именно белый, как символ
моральной чистоты. По данным историков, родоначальник жреческой касты скифов
Авх, согласно легенде имеет белые волосы.
Цвет военной касты – красный, точнее золотисто – красный, цвет пламени. В
мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной
касты с волосами и бородой золотисто – красного цвета.
Античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего
слоя скифского общества. Однако нартский эпос даёт возможность исправить этот
пробел. Третья социальная группа олицетворяет собой изобилие и благодать
нартов. Родоначальник назывался Барафарнуг или Бурафарнуг, первая часть этого
слова, связана повсему с осетинским словом «жёлтый».
Герб древней Осетии устанавливался в центре флага. Один из главных
компонентов герба – силуэт горных цепей – символ ландшафта местопроживания
осетин. Второй компонент – символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне
горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба.
Символически это означало, что осетинский народ, как барс, храбр и
самоотвержен в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
История древних веков и нового времени говорит, что предки осетин честно
донесли этот символ до наших дней.
Этому свидетельствуют походы аланов в Мидию, к границам Римской империи, их
бой с хазарами, участие в войне Грузии и Византии, самоотверженные бои с
монгольскими и монгольскими и Темурленгскими завоевателями, мужественная
деятельность осетинского народа за национальную и социальную свободу, их
неслыханный героизм во время Великой Отечественной войны.
III. Осетия из прошлого в будущее.
1. Аланы и Алания.
Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них
общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время в
научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу
народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя «алан»
появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия,
Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон)
и Меотийского (Азовского) озера».
Иосиф Флавий. 1 в. н. э.
Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили
связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На
территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены
в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в
междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и
над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в
Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата Дар -
и – алана”).
Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное
передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад
ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и
на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия,
начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени
аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных
условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы
предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты,
связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же
время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с
центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х
века произошло объединение аланских протогосударств.
Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную
внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя
Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в
истории Кавказа и Ближнего Востока.
Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан,
следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие
нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия
оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу,
Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную
производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер
жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого
равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует
отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан.
Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской
империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье,
сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё
ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был
взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.
2. Язык осетин.
Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX
столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними
кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и
обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное знакомство с
осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный факт: осетины по
своему языку оказались родственным не кавказским (теоретическим) народам, как
чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины, дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы,
а народам Европы, Ирана и Индии, народам так называемой индоевропейской
системы. Объединены эти народы в одну группу по признаку языка. Ничто не
указывает на то, чтобы между ними была расовая близость. Индоевропейский мир
– это культурно – историческое, а не расовое образование. Осетинский язык
относится к одной определённой ветви индоевропейских языков – к иранской. К
иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, языки: персидский,
курдский, татский, латышский, аорганский, белужский, ряд иранских языков
Припамирья, таджикский, ягнобский.
Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского
мира, занимает в нём обособленное место и, по многим своим признакам,
противостоит всем остальным новоиранским языкам. Всё же по ряду признаков
осетинский язык можно отнести к одной определённой группе иранских языков,
которую можно назвать северо-восточной. Сюда относятся, во – первых,
предполагаемые языки скифов и сорматов, которые, как можно думать, были в
ближайшем родстве с осетинским.
В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов
осетинский язык в определённой мере сблизился с ними в некоторых чертах,
претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык
подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский
период осетинский язык получил новые сферы функционирования, – прежде всего
это сфера школьного обучения на осетинском стала вестись деловая переписка.
3. Взаимоотношения с Россией.
Скифы, сарматы, аланы – прародители осетин. Полуторатысячелетняя история
славян – русичей, русской нации, тесно переплетена с историей аланов –
осетин.
25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в
сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага в Петербург, куда прибыли
9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и происходили
переговоры, в ходе которых осетинское посольство обратилось к российскому
правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к России. В
результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек
Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством землями “ вольными и
свободными ”. Переселение осетин в эти районы считалось законным и
поддерживалось российским правительством. Была достигнута договорённость о
торговле: торговым людям из Осетии разрешалось вести в Кизляре и Астрахани
беспошлинную торговлю.
В истории русско-осетинских отношений начался период, ведущий к присоединению
Северной Осетии к России.
Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами, интерес
представляют смешанные русско-аланские княжеские браки.
“ Горцы вообще честные и разумные люди, и у них много условий стать вполне
мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся русских и
своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали это.”
Е. Марков 1825 г.
В результате развития в XVIII веке в русско-кавказских отношениях Осетия
оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в
Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ, преобразованная затем
в город, ставший затем центром всей Терской области.
“ Минули те времена, когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали хором,
прославляя “ вечную дружбу”: “ С народом русским идут грузины, и украинцы, и
осетины. ”
Грузины, украинцы, равно как и многие другие, сегодня уже не с нами. И только
осетины ещё продолжают идти с русским народом”.
Газета “ Русский вестник” 1992 год
За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой статус. В
ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года
стала автономной областью, в декабре 1936 года – автономной республикой, а в
декабре 1990 года переименована в Северо-Осетинскую ССР. В соответствии с
Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия входит в состав
Российской Федерации.
В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир, Ардон и
Дигора. Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на 3
административных района. Помимо этого в республике насчитывается ещё 8
сельских районов.
Индустриальный облик республики определяют металлургия, машиностроение,
энергетика, лёгкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая,
деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы – “ Электроцинк”, “
Победит”, “ ОЗАТЭ”, стекольный, электроламповый, “ Электроконтактор ”, БМК,
мебельное объединение “Казбек ”. В Северной Осетии открыта валютная биржа,
международный коммерческий банк.
В республике 4 высших учебных заведения: университет, горно-металлургический
институт, медицинский институт, аграрный университет; 13 средних специальных
учебных заведений. В республике хорошая база здравоохранения – 33 больницы.
4. История основания Владикавказа.
Владикавказ – столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно-Грузинской
дороги русскими войсками была заложена крепость Владикавказ, быстро
превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды
национальной интеллигенции.
Указ
Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город.
31 марта 1860 года.
В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и водворения
начала мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав
полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить
находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди
главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней
крепостным форштадтом в горд и даровав разные льготы и преимущества лицам,
желающим водвориться в сем городе .
Александр
5. Годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945)
Много выпало испытаний на долю осетин. В суровые годы Великой Отечественной
войны почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной и 20 тысяч Южной Осетии ушли
на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза; столько же стали
генералами. Для маленького народа это большие цифры.
Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной войны,
ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. “ Когда Родина в
опасности, осетины – на седле”.
Рассказав о подвиге Героя Советского Союза Ахсарова, писатель Всеволод Земной
во фронтовой газете писал: “ Прохожий! Откуда бы ты не шёл, куда бы ты не
направлялся, – остановись у могилы героя! Конник! Как бы ты не мчался, куда
Страницы: 1, 2