Реферат: Осетия и осетины

Реферат: Осетия и осетины

Реферат

на тему:

“Осетия и осетины”

ученика 9 “Д” класса

ГОУ СОШ № 9

г. Благодарного

Коваленко Алексея Юрьевича

г. Благодарный 1999

Осетия и осетины.

I. Введение.

II. Общие сведения.

1. Природа.

2. Население.

3. Национальная символика.

III. Осетия из прошлого в будущее.

1. Аланы и алания.

2. Язык осетин

3. Взаимоотношения с Россией

4. История основания Владикавказа.

5. Годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

IV. Духовная культура осетин.

1. Нартовский эпос осетин.

2. Народное образование.

3. Неумирающее искусство.

4. Этикет.

5. Обычаи. Обряды. Верования.

V. События недавнего прошлого.

1. От добрососедских отношений к геноциду.

2. События 1981 г.

3. Ингушская агрессия против Осетии.

VI. Заключение.

I. Введение

" Спасибо тебе, мой Иристон, за то, что, несмотря на все трудности и

невзгоды, ты донёс через тысячелетия язык и фольклор неповторимо своеобразного

мира моих предков – скифов и сармат! Благодарю тебя за честь называться твоим

сыном, и прими мою глубокую признательность за то, что благодаря тебе я познал

самое прекрасное чувство – Чувство Родины, Любовь к Отечеству.

Счастлив служить тебе в благословенные дни мира и в горькие дни несчастья.”

Казбек Челехсаты.

В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины – прямые потомки

некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По мнению

учёных, предки осетин создали, после греческой и римской, самую богатую

духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и

неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и

привлекали внимание учёных всего мира. Это народ, который дал человечеству:

- великого античного философа – мудреца Анахарсиса и крупнейшего

историка VI века н. э. Иордана;

- непобедимого витязя – полководца средневековья Царазан Сослан –

Давида и гениального поэта К. Хетагурова;

- выдающегося учёного современности В. Абаева и легендарного героя

Гражданской войны Хаджи – Мурата Дзарахохова, прославленного полководца И

Плиева и легендарного Хаджи – Умара Мамсурова;

- непревзойдённого Отелло – В. Тхапсаева и первую в мире женщину –

дирижёра В. Дударову;

- арктического джигита Ю. Кучиева и неповторимую балерину Большого

театра С. Адырхаеву;

- известного во всём мире джигита – наездника А. Гудцова и создателя

первого конного цирка Али – Бека Кантимирова;

- легендарного борца Канукова и двукратного Олимпийского чемпиона С.

Андиева;

- это народ, который является создателем Нартовского эпоса и

божественного танца «СИМД».

II. Общие сведения.

1. Природа.

Осетины населяют Центральный Кавказ по обеим сторонам Главного Кавказского

хребта. Ответвление последнего, текущее от горы Сангутихох к югу-востоку,

делит Осетию на Северную и Южную.

Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами,

бурные реки, неугомонные водопады, тёмные глубокие ущелья, светлые зелёные

долины, ледники, неповторимые альпийские луга, кристально чистые родники –

всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек? Невозможно

представить себе этот край без реки

Горные потоки собирая,

Набирает Терек новых сил –

От истоков снежных и до края

Бурен, непокорен и красив.

Через Северную Осетию проходят десятки туристических троп и экскурсионных

маршрутов. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа – Цейское ущелье.

2. Население.

Северная Осетия – небольшая республика, имеющая площадь 8000 кв. км. –

занимает часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья. Наибольшая

протяжённость с севера на юг равна 125 км., с запада на восток – 120 км.

Территория Южной Осетии (3900 кв. км.) охватывает южный склон Главного

Кавказского хребта.

Северная Осетия стала самой густонаселённой. На её территории проживает свыше

633,6 тысяч человек. Плотность населения на 1 кв. км. более 140 человек.

Сейчас плотность населения ещё больше возросла, если учесть, что число

беженцев шагнуло далеко за 100 тысяч. В республике проживают представители

более 100 национальностей: осетины, русские, армяне, грузины, украинцы,

кумыки, греки, немцы, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары, азербайджанцы,

евреи, ингуши и др.

3. Национальная символика.

Флаг. Трёхцветный бело – красно – жёлтый. Эти цвета являются символами

моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), и изобилия и

благодати, осет. «фарн» (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они

символизируют, связаны с социальной структурой древне осетинского (скифского

и аланского) общества и являются отражениями этой структуры. Её суть

заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие

органическое целое. Этими группами были: военная аристократия, из среды

которой выдвигались вожди племён и военачальники; служители культа или

жречества и рядовые общинники, состоящие из скотоводов и землепашцев.

Обязательная принадлежность скифского жреческого костюма особый белый

головной убор, трижды обвивающий голову, со спускающимися с головы двумя

лентами или повязками, считающимися священными. Именно белый, как символ

моральной чистоты. По данным историков, родоначальник жреческой касты скифов

Авх, согласно легенде имеет белые волосы.

Цвет военной касты – красный, точнее золотисто – красный, цвет пламени. В

мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной

касты с волосами и бородой золотисто – красного цвета.

Античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего

слоя скифского общества. Однако нартский эпос даёт возможность исправить этот

пробел. Третья социальная группа олицетворяет собой изобилие и благодать

нартов. Родоначальник назывался Барафарнуг или Бурафарнуг, первая часть этого

слова, связана повсему с осетинским словом «жёлтый».

Герб древней Осетии устанавливался в центре флага. Один из главных

компонентов герба – силуэт горных цепей – символ ландшафта местопроживания

осетин. Второй компонент – символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне

горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба.

Символически это означало, что осетинский народ, как барс, храбр и

самоотвержен в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

История древних веков и нового времени говорит, что предки осетин честно

донесли этот символ до наших дней.

Этому свидетельствуют походы аланов в Мидию, к границам Римской империи, их

бой с хазарами, участие в войне Грузии и Византии, самоотверженные бои с

монгольскими и монгольскими и Темурленгскими завоевателями, мужественная

деятельность осетинского народа за национальную и социальную свободу, их

неслыханный героизм во время Великой Отечественной войны.

III. Осетия из прошлого в будущее.

1. Аланы и Алания.

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них

общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время в

научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу

народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя «алан»

появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия,

Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон)

и Меотийского (Азовского) озера».

Иосиф Флавий. 1 в. н. э.

Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили

связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На

территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены

в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в

междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и

над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в

Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата Дар -

и – алана”).

Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное

передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад

ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и

на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия,

начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени

аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных

условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы

предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты,

связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же

время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с

центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х

века произошло объединение аланских протогосударств.

Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную

внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя

Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в

истории Кавказа и Ближнего Востока.

Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан,

следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие

нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия

оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу,

Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную

производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер

жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого

равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует

отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан.

Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской

империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье,

сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё

ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был

взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.

2. Язык осетин.

Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX

столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними

кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и

обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное знакомство с

осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный факт: осетины по

своему языку оказались родственным не кавказским (теоретическим) народам, как

чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины, дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы,

а народам Европы, Ирана и Индии, народам так называемой индоевропейской

системы. Объединены эти народы в одну группу по признаку языка. Ничто не

указывает на то, чтобы между ними была расовая близость. Индоевропейский мир

– это культурно – историческое, а не расовое образование. Осетинский язык

относится к одной определённой ветви индоевропейских языков – к иранской. К

иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, языки: персидский,

курдский, татский, латышский, аорганский, белужский, ряд иранских языков

Припамирья, таджикский, ягнобский.

Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского

мира, занимает в нём обособленное место и, по многим своим признакам,

противостоит всем остальным новоиранским языкам. Всё же по ряду признаков

осетинский язык можно отнести к одной определённой группе иранских языков,

которую можно назвать северо-восточной. Сюда относятся, во – первых,

предполагаемые языки скифов и сорматов, которые, как можно думать, были в

ближайшем родстве с осетинским.

В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов

осетинский язык в определённой мере сблизился с ними в некоторых чертах,

претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык

подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский

период осетинский язык получил новые сферы функционирования, – прежде всего

это сфера школьного обучения на осетинском стала вестись деловая переписка.

3. Взаимоотношения с Россией.

Скифы, сарматы, аланы – прародители осетин. Полуторатысячелетняя история

славян – русичей, русской нации, тесно переплетена с историей аланов –

осетин.

25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в

сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага в Петербург, куда прибыли

9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и происходили

переговоры, в ходе которых осетинское посольство обратилось к российскому

правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к России. В

результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек

Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством землями “ вольными и

свободными ”. Переселение осетин в эти районы считалось законным и

поддерживалось российским правительством. Была достигнута договорённость о

торговле: торговым людям из Осетии разрешалось вести в Кизляре и Астрахани

беспошлинную торговлю.

В истории русско-осетинских отношений начался период, ведущий к присоединению

Северной Осетии к России.

Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами, интерес

представляют смешанные русско-аланские княжеские браки.

“ Горцы вообще честные и разумные люди, и у них много условий стать вполне

мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся русских и

своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали это.”

Е. Марков 1825 г.

В результате развития в XVIII веке в русско-кавказских отношениях Осетия

оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в

Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ, преобразованная затем

в город, ставший затем центром всей Терской области.

“ Минули те времена, когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали хором,

прославляя “ вечную дружбу”: “ С народом русским идут грузины, и украинцы, и

осетины. ”

Грузины, украинцы, равно как и многие другие, сегодня уже не с нами. И только

осетины ещё продолжают идти с русским народом”.

Газета “ Русский вестник” 1992 год

За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой статус. В

ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года

стала автономной областью, в декабре 1936 года – автономной республикой, а в

декабре 1990 года переименована в Северо-Осетинскую ССР. В соответствии с

Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия входит в состав

Российской Федерации.

В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир, Ардон и

Дигора. Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на 3

административных района. Помимо этого в республике насчитывается ещё 8

сельских районов.

Индустриальный облик республики определяют металлургия, машиностроение,

энергетика, лёгкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая,

деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы – “ Электроцинк”, “

Победит”, “ ОЗАТЭ”, стекольный, электроламповый, “ Электроконтактор ”, БМК,

мебельное объединение “Казбек ”. В Северной Осетии открыта валютная биржа,

международный коммерческий банк.

В республике 4 высших учебных заведения: университет, горно-металлургический

институт, медицинский институт, аграрный университет; 13 средних специальных

учебных заведений. В республике хорошая база здравоохранения – 33 больницы.

4. История основания Владикавказа.

Владикавказ – столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно-Грузинской

дороги русскими войсками была заложена крепость Владикавказ, быстро

превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды

национальной интеллигенции.

Указ

Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город.

31 марта 1860 года.

В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и водворения

начала мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав

полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить

находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди

главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней

крепостным форштадтом в горд и даровав разные льготы и преимущества лицам,

желающим водвориться в сем городе .

Александр

5. Годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945)

Много выпало испытаний на долю осетин. В суровые годы Великой Отечественной

войны почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной и 20 тысяч Южной Осетии ушли

на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза; столько же стали

генералами. Для маленького народа это большие цифры.

Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной войны,

ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. “ Когда Родина в

опасности, осетины – на седле”.

Рассказав о подвиге Героя Советского Союза Ахсарова, писатель Всеволод Земной

во фронтовой газете писал: “ Прохожий! Откуда бы ты не шёл, куда бы ты не

направлялся, – остановись у могилы героя! Конник! Как бы ты не мчался, куда

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты