Реферат: Образование государства у Восточных славян

под одной крышей, разделяя их интересы. Князь советуется с ними по вопросам

войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, административного

управления. С ними вместе князь принимает законы, постановления, решения.

Дружинники помогают князю управлять его домом, двором, хозяйством, разъезжают

по его поручениям, творя суд и расправу, собирая дани, созывая воинов, следя

за княжеским хозяйством, за селами и челядью. Они же отправляются послами

князя в другие страны, «гостят» там и торгуют княжими товарами, которые он

добыл, собирая дань, или в результате удачного похода «в чужую землю»,

заключают от его имени договоры и, снабженные княжьими полномочиями, ведут

дипломатические переговоры.

Дружина делится на три группы.

На первом месте стоит «старшая дружина», «бояре светлые», выросшие из «лучших

мужей». Они имеют свое хозяйство, двор, челядь, своих дружинников, «отроков».

Они выполняют важнейшие функции княжеского управления. Им принадлежат большие

курганы с мечами, саблями, украшениями, с сопроводительными погребениями жен-

наложниц, рабынь.

Младшая дружина («детские», «пасынки», «отроки») обслуживает его двор, дом,

хозяйство, выступая в роли слуг. С ней делится князь частью своих доходов от

сборов дани, судебных штрафов, частью военной добычи. Из ее среды выходят

слуги князя, его телохранители, младшие должностные лица, агенты княжеского

управления. Многочисленные деревенские курганы с боевыми топорами и другим

оружием (мечами, наконечниками копий и стрел) связывают с младшей дружиной.

Это еще не боярский двор, но обилие оружия и украшений выделяет его от

селища.

Третья группа состоит из «воев», «мужей храбрствующих». Это были воины в

широком смысле слова, набранные из народа, реликт древней поры, когда на

войну шел вооруженный народ отстаивал свою землю или завоевывающий чужую. Чем

дальше в глубь, тем большее значение имели «мужи храбрствующие», составляющие

основной боевой контингент военных сил князя. Отражая собой эпоху военной

демократии, когда на арене истории выступал вооруженный народ, они с течением

времени XI – XII вв. теряли свое значение и уступали место четко

оформленным политическим и социальным группировкам – «старшей», «передней» и

«молодшей» дружине. «Мужи» - воины входили в состав «передней» дружины или

поглощались «молодшей», либо попадая в подчиненное положение и к тем и к

другим, снова сливаясь с народом. Но на заре Русского государства они играли

огромную роль и составляли едва ли не основную силу княжеских дружин. Путь их

в княжескую дружину пролегал едва ли не через тысячную организацию. И если

известная, большая часть воинов города составляла городской «полк» во главе с

тысяцким, то «волость» - земля, да и сам город часть своих боевых сил должен

был уступить князю.

Племенные княжения не были объединены в одно целое – это произойдет лишь в

период образования Русского государства, но и в этом своем качестве они

выступают как переходная форма от союзов племен к государству, как

своеобразные протогосударства восточных славян. Без учета существование

такого рода форм предгосударственной жизни трудно представить себе истоки

древнерусской государственности, начальный период которой нельзя связывать

только с событиями второй половины IX столетия.

Племенные княжества еще не были государствами, но таили в себе зародыши

государства. Неясные абрисы территории и истории некоторых из этих племенных

княжений выступают на страницах «Повести временных лет», новгородских

летописей и Никоновской летописи. «Повесть временных лет» отмечает, что

«свое» княженье существовало «на Полоте». Но первое население на Полоцкой

земле – кривичи. Второе крупное племенное княжение – «словени свое в

Новгороде». Вряд ли центром земли словен был Новгород. Более древними

центрами края являлись Ладога, Перынь и другие поселения близ Новгорода. А

весь северо-запад представлял собой как бы политический союз словен и

кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и веси.

Образование Древнерусского государства.

Норманнская теория

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в

дальнейшем довольно противоречивую ин­терпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать не­мецких ученых-

историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи

приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета

бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль

скандинав­ских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта

"теория" была поднята на щит фашистами в целях оправда­ния нападения в 1941

г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному

развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть

привнесено извне. Это процесс длительный и слож­ный. Для возникновения

государственности необходимы соответ­ствующие условия, осознание большинством

членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное

рас­слоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у

славянских князей не вызывает сомнения. Бес­спорны также взаимосвязи между

варягами (норманнами — от сканд. "человек севера") и Русью.

Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем,

очевидно, приобрели функции арбитров, а порою — и гражданской власти. Вполне

объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии

Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки.

Однако довольно спорным является "аргумент" норманнистов о том, что варяжский

конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте

существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза

"Рюрик пришел с родственниками и дружиной" на древнешведском языке звучит так:

"Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор" (верная дру­жина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, до­казывающих

абсолютную самобытность славянской государствен­ности, отрицание роли

скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам.

Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление

регуляр­ных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этни­ческое

объединение северорусских и южнорусских племен — (все это) характерные черты

продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично

Западной Европе, Русь одно­временно с ней подошла к рубежу образования

большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в

Запад­ной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно имено­вать теорией. В них

фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они

свидетельствуют о том, что варя­ги в Восточной Европе появились тогда, когда

Киевское государ­ство уже сложилось. Признать варягов создателями

государст­венности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь

заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические

институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский,

а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя,

включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках

— русском и греческом, без следов швед­ской терминологии. В то же время в

скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к

приобретению славы и могущества, а сама Русь — страна несметных богатств.

Итак, с 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в

Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере, другой, Трувор, в

Изборске. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и

Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд

и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили

киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из

варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где

в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с

помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром

объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские

князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. В 907 и 911 гг.

Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя. В

результате этих походов были заключены договоры с греками.

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в

Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы

должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать

византийского императора о своем приезде. Договор с греками обеспечивал

возможность вывоза собираемой дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву

древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в

944г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При

Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание

древлян в 945г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со

своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, -

говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и

портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы».

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся

обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вече решило:

«Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину

Игоря перебили, а князя казнили.

Жена Игоря Ольга (945 – 964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря своего князя Мала,

было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру по приказу

Ольгу были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга

предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с

каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда

те прилетели в свои старые гнезда в столице вспыхнул пожар. В результате

выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибли, по летописи,

около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание

сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора

дани.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и

окончательно – древлян.

Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972)

Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав

Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазаров.

В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарились на

восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь

обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и

Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать

второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил

наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной

его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал

править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться

от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации

государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств.

Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился

подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами,

когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба

за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира

Святославовича в середине 978 года.

Владимир становится верховным властителем в стране. Историки характеризуют

государство времен Владимира как раннефеодальную монархию. Это определение в

значительной мере условное. Потому что первые ростки феодального способа

производства на Руси появляются только во второй половине его княжения.

Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в том, что своей

деятельностью он как бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю

феодальную.

Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в истории Киевской

Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строение государства,

творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир взял под свою

твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное.

Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти

безграничной. Они неохотно исполняли приказы князя и забирали много дани,

которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение с того, что посадил

наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Дальше

наступил черед обоснованного укрепления структуры государства. Назрела

необходимость кардинальных изменений в территориальной организации

государства. Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей

племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья -

наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племенной верхушки.

"Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся собирать под свою

власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собирание Русского

государства; в летописях сохранились известия только о некоторых походах: на

вятичей, на радимичей, в теперешнюю Галицию, которую Владимир постарался

теснее связать с Киевским государством, и на разные соседние племена. Только

из известий о волостях, розданных Владимиром своим сыновьям, видим, какое

грандиозное дело за это время было совершено Владимиром. Он собрал земли и

волости, бывшие в зависимости от Киева, устранил разных "светлых и великих

князей", правивших здесь и не особенно расположенных повиноваться воле

киевских князей, и на место их посадил своих сыновей; "примучил" непокорные

племена, возвратил земли, захваченные в последнее время соседями, и этим

последним внушил должное почтение. А чтобы земли Русского государства связать

теснее, он роздал их в управление своим сыновьям". С тех пор Киевская Русь

становится действительно объединенным государством. В результате реформы 988

года значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того

времени в основных городах государства от имени киевского князя собирают

дань, управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшие

дружинники. Все это привело к концентрации государства и укреплению его

рубежей.

При Владимире в целом завершился процесс установления государственной

территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим

границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь

пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного

Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского

озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой

трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь

Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко

возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья

особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.

Главной заботой Владимира первой половины его княжения на Руси были

постоянные набеги степных кочевников – печенегов с юга. Князь приложил много

усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана

большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений

городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме

административной реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос

в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени реформой

Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как

государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к

тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав

сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской

культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить

по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как

выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли

распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными

формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью

книжность, просвещение и искусство". Введение христианства в Киевской Руси

имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя,

оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая

идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси

начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре

восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой

Европе. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское

государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и

плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими

государствами.

Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в

установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на

годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

Развитое при Владимире Святославовиче Древнерусское государство в конце его

жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсем не

безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк

Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с

женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Между его

сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты