Реферат: Новосибирск в годы Великой Отечественной Войны

каркасно-досочные конструкции и тесовые кровли с уклоном до 1/5, с внешним

водостоком. Деревянные покрытия устраи­вали также и с внутренними водостоками.

Для не основных произ­водств при нешироких корпусах применялись даже

глино-соломенные кровли. Допускалось употребление круглого леса на открытые

стропила для пролетов 15 м, деревянных соединений в сегментных фермах по­крытий

и в так называемых гвоздевых балках. Вместо асфальтовых, метлахских и цементных

полов в новых промышленных зданиях устра­ивали глинобетонные и глинобитные полы

в горячих цехах и деревян­ные в механических.

Промышленное строительство военного времени в Сибири и на Урале, несмотря на

ряд недостатков (слабая индустриализация и ме­ханизация строительных

процессов и др.), по его значимости и удель­ному весу, технической

оснащенности и применяемой твердой системе проектирования являлось ведущим.

Оно дало много нового, что было учтено и использовано как в текущем, так и в

восстановительном строи­тельстве в освобожденных от врага районах страны.

В жилищном строительстве все обстояло значительно сложнее. Тре­бование

быстрого расширения жилого фонда в сибирских городах при­вело к упрощенному

строительству землянок, полуземлянок, бараков, мелких индивидуальных домов,

приспособлению под жилье подвальных и хозяйственных помещений.

Нового каменного строительства со второй половины 1941 г. не велось,

заканчивались лишь начатые до войны здания. К концу 1942г. в городе оставались

незаконченными каменные дома, начатые до вой­ны, с общей жилой площадью в 50

тыс. м2. Но уже в 1942 г. наметился переход к более «культурным»

видам упрощенных некапитальных жилых построек. Землянок и полуземлянок уже не

строили. Наиболь­ший процент застройки в 1942 г. приходится на деревянное

-брусчатое и рубленое двухэтажное (23%) и каркасно-засыпное барачное и

квар­тирное одноэтажное строительство (47%). 20% жилой площади из всей

введенной в строй было получено за счет приспособления чердачных пространств

существующих жилых домов. Реконструкция чердачного пространства (при высоких

сибирских крышах), учитывая наличие кры­ши, основания для пола и подготовленных

коммуникаций—отопления, воды, канализации и электричества, сводилась к обшивке

стен и по­толков, утеплению их, настилке полов, установке окон, дверей,

пере­носных плит и других нагревательных приборов. Осенью 1941 г., находясь в

критическом положении с распределением новых кадров рабочих, руководство

остановилось на этом способе расширения жилой площади рабочего района как самом

эффективном и целесообразном. Широкое использование его в существующих и

строящихся домах дало большую экономию времени и средств. В короткий период

четырех ме­сяцев (сентябрь—декабрь) были приспособлены чердаки свыше 140

существующих деревянных и каменных домов с высокими тесовыми и этернитовыми

крышами, что дало 50 000 м2 сухой и теплой жилой площади.

В то же время все новые дома начали строить также с исполь­зованием

чердачного пространства, получая большой экономический и производственный

эффект.

Временное и некапитальное одноэтажное строительство сильно ис­кажало исходные

предпосылки в генеральном плане города. Приходи­лось размещать на территории

основной каменной застройки города временную и индивидуальную застройку,

проектировать мелкие квар­талы размером до 4—7 га при квартирной застройке и до

2—3 га при барачной застройке, с расчетной плотностью 150 человек на га в

первом случае и 200—250 человек на га во втором. Рекомендовалась периметральная

обстройка с расчленением участков кварталов на небольшие замкнутые зоны

(учитывая сильные ветры в городе). Для застройки усадебного типа отводились

участки площадью в 400 м2. Уже в начале войны стала ясна

необходимость переработки генерального плана го­рода в связи с его быстрым

промышленным развитием и стремитель­ным ростом населения.

Еще в 1938 г. проводилось уточнение генерального плана Новоси­бирска

авторским коллективом «Гипрогора» в составе архитекторов Д. М. Пиллера, И. И.

Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф. Якусевича. Город проектировался с

расчетной численностью населения в 650 тыс. человек. Но в 1941 г. профессор

В. А. Витман корректировал генеральный план уже в расчете на 950 тыс.

человек. При снижении этажности застройки и увеличении численности населения

в генплане потребовались новые территории для расселения. В связи с этим

пред­полагался территориальный рост города на правом берегу в северном,

восточном и юго-восточном направлениях. В плане на левобережье возникает

Южный жилой комплекс. Основой структурной композиции генерального плана В. А.

Витман принял радиальные магистрали, ис­ходящие из центров право- и

левобережья, с введением продольных магистралей для длинных частей города.

План В. А. Витмана был сла­бо разработан в деталях и представлялся лишь

формальной схемой, плохо привязанной к реальному рельефу, без проработки

инженерных вопросов подготовки территорий к строительству.

В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора» под руководством архитек­тора А. М.

Синявера перерабатывает генеральный план города. В нем увеличивается процент

малоэтажной жилой застройки, исходя из ре­альных перспектив развития города и

предыдущего опыта. Такие уста­новки сильно изменили структуру застройки и ее

плотность в гене­ральном плане. Сложившееся размещение промышленных

предприятий в годы войны и отведенные территории для перспективного

строитель­ства заводов определили и новые территории для жилищно-

коммунального строительства. Однако и этот генеральный план не оказал

опре­деляющего влияния на застройку города. Работа над планировкой го­рода

продолжалась, и окончательный вариант генерального плана был подготовлен к

1952 г.

В военные годы велись благоустроительные работы по городу. Строились

водопроводы в Кировском и Заельцовском районах. 18 сентября 1941 г.

завершилось строительство наплавного моста через Обь. Несмотря на трудности

военного времени, строились здания учрежде­ний культуры и науки.

Новосибирск в годы войны принял и сохранил много ценностей национальной

культуры. Здесь жили и работали видные деятели ис­кусства и целые творческие

коллективы.

3 сентября 1941 г. в Новосибирск прибыл Ленинградский Акаде­мический театр

им. А. С. Пушкина, работавший в городе до 4 июля 1944 г. Город принял

Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Минские драматический и

еврейский театры, украинский театр им. Коцюбинского (Киев). Театры и

филармония размести­лись в зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и клуба

Совторгслужащих.

В 1944 г. закончилась реконструкция здания ТЮЗа (Дом Ленина) по проекту

архитектора В. М. Тейтеля. Сооружение утеряло монумен­тальность и некоторую

образную символику, соответствующую его пер­воначальному назначению. Зданию

был придан «ампирный» характер:

колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профи­лей

капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тон­ким карнизом.

Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные

проемы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвертый этаж получил

менее дробные членения, его объем увенчала балюстрада с тумбами и обелисками

по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная

скульптура— лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более

при­обрело в композиционной законченности и художественной целостно­сти, но

утратило временную выразительность и образ здания-памят­ника, посвященного

конкретному событию (рис. 134).

В 1944 г. началось строительство зданий Западно-Сибирского фи­лиала АН СССР.

8 февраля 1944 г. Президиум Академии наук СССР утвердил состав Президиума и

руководство филиала и институтов. Местом размещения основных институтов и

Президиума филиала был намечен Новосибирск. Новосибирский областной комитет

КПСС и об­щественные организации оказали большую помощь организации фи­лиала.

Ему были предоставлены земельные участки для построек, бо­танический сад,

областная химическая лаборатория и два трехэтаж­ных здания в центральной

части города. Научные и административ­ные учреждения рождающегося филиала

Академии наук СССР в период строительства должны были разместиться в одном из

этих зданий.

Первый секретарь обкома КПСС М. В. Кулагин поручил в октябре 1944 г. А. Д.

Крячкову и архитектору Н. Г. Васильеву—руководителю организуемого аппарата

«Академстройпроекта»—срочно начать рабо­ты по реконструкции отданного филиалу

здания типовой средней школы, построенной в 1937 г. (привязка и «оформление»

школьного здания были выполнены по проекту архитектора Ф. Ф. Барицкого).

Перестройку и приспособление внутреннего пространства сущест­вующего здания

для нужд филиала можно было сделать достаточно легко, так как коридорная

система школы с выделением зала, вести­бюля и лестниц в отдельный блок не

противоречила новому назначе­нию здания. Требовалось только изменить

положение внутренних пере­городок, чтобы дать нужный размер помещениям, и

произвести зано­во их отделку, решив особенно парадно вестибюль, лестницу и

конфе­ренц-зал.

Центральный выступ главного фасада, имевший неприятные тя­желые пропорции,

был реконструирован в коринфский портик с фрон­тоном, украшенным барельефом,

и завершен ложным куполом краси­вой формы. Такое обогащение центрального

выступа оправдано, так как эта часть содержит главный вестибюль в первом и

конференц-зал в два света во втором этаже.

Крылья корпуса оформлены скромно, с тонким вкусом. Автор хо­рошо использует

цветовые сочетания штукатурки (с мраморной крош­кой в два оттенка песчаного

цвета) с белыми нишами и балюстрада­ми у окон второго этажа и белым

барельефом на фронтоне.

Стены здания обработаны рустом. Узкие боковые фасады также обогащены четырьмя

трех четвертными колоннами с аттиками.

Скульптурные работы в поле фронтона и панно-барельеф над вхо­дом были

выполнены по рисункам А. Д. Крячкова скульптором В. Ф. Штейн и мастером-

скульптором Ковшовым. В целом получилось здание, выполненное с большой

профессиональной культурой, одно из лучших в Новосибирске с точки зрения

применения и использования ордера как в целом, в пропорциях, так и в его

деталях. Образ здания перекликался с традиционными формами старых русских

научных учреждений Москвы и Петербурга, таких, как Академия наук,

Универ­ситет и т. д. А. Д. Крячков писал впоследствии, что «в основу

архитек­туры реконструируемого здания был положен русский (Ленинград­ский)

классицизм». Строительство было окончено в 1947 г. Так появи­лось в

Новосибирске первое здание Академии наук СССР (рис. 135).

Героическим трудом в тылу новосибирцы вместе со всем советским народом

приближали радостный День Победы. Несмотря на огромные трудности и лишения,

город шел к победе, полный оптимизма и планов на мирное будущее. Крепла его

индустрия, наука получила значительную базу, развивалась культура города.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и бале­та приняло в

свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинград­ских Военно-

Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-двор­цов городов Пушкина и

Павловска, Эрмитажа и Государственного му­зея изобразительных искусств им. А.

С. Пушкина, музеев Новгорода,

Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо,

которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи).

Все было бережно сохранено, и в 1944 г.., . культурные ценности стали

возвращаться в свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны с фашизмом, осенью 1942 г., во время боев на

Волге и на Кавказе, правительство решает завершить сооружение театра оперы и

балета в Новосибирске и Совнарком вклю­чает это строительство в число

первоочередных.

К началу войны не была окончена постройкой сценическая часть театра, левое крыло

было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены,

площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все

энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не

хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но

новосибирцы пре­одолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные

строитель­ные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г.

правитель­ственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их

годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского

государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло

театра, не была завершена отделка некоторых помещений, од­нако это не влияло на

деятельность театрального коллектива (все стро­ительные работы были закончены в

середине 50-х гг.).

Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным за­лом-ротондой,

имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером зна­менитую римскую античную

ротонду—Пантеон, диаметр которой рав­нялся 43 м), высотой до подвесного

потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала

ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра,

сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный

бар­хат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые

античные скульптуры, производили большое впечатление и соз­давали

праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки,

сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой

облицовки, какие можно найти в столичных и европей­ских театрах, но

профессиональный вкус, строгость и простота архи­тектурных форм, присущих его

интерьеру, просторы многих фойе, лест­ниц, вестибюлей придают ему своеобразие

и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их

гордостью.

14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Ново­сибирске

хоровую и балетную студии и организовать большой симфо­нический оркестр

филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой

М. И. Глинки «Иван Сусанин» в офор­млении народного художника РСФСР К. Юона.

Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре

Сибири» в Новосибирске. Газета «Правда» 13 мая 1945 г. писала: .«Открытие

театра превратилось в радостный праздник трудящихся всей Сибири. Для участия

в этом торжестве прибыли представители общественных организаций Иркутска,

Барнаула, Кемерово, Омска и других городов».

Крупнейшее сооружение города, уникальное по конструкции своего купола,

находящееся в центре города и активно формирующее его пра­вобережный силуэт,

вместившее в себя центр музыкальной культуры Сибири,—здание Государственного

академического театра оперы и балета стало архитектурным символом

Новосибирска.

Новосибирск со времени основания и до Дня Победы советского народа над

фашистской Германией прожил бурный и яркий период развития. Он сбросил с себя

купеческо-мещанский облик первых доре­волюционных десятилетий и с 20-х годов

стал развиваться как инду­стриальный центр социалистической Сибири. В 30-е

годы сформирова­лась его градостроительная основа. Закрепились капитальной

застрой­кой главные магистрали центральной части города, сложился центр из

двух площадей—им. В. И. Ленина и Я. М. Свердлова—и соединя­ющей их части

Красного проспекта. Почти в 10 раз расширилась его территория по сравнению с

дореволюционной. Реконструкция централь­ной части города происходит на основе

той градостроительной ситуа­ции, которая закрепилась в 30-е годы.

Градостроительные идеи перво­начальных генеральных планов города развиваются

в современной строительной практике и в концепциях новых генеральных планов

Но­восибирска.

Многие здания и сооружения 20-х и 30-х годов сформировали на десятки лет

архитектурный образ города и еще длительное время будут в значительной мере

определять облик центральной части Новосибир­ска. Крупнейшие из этих

сооружений—театр оперы и балета, вокзал, облисполком, 100-квартирный дом и

ряд других—получили извест­ность по всей стране, их возведение ознаменовало

целую архитектурно-строительную эпоху в градостроительстве Сибири.

Возведенные заводы и энергетические здания положили начало формированию

промышлен­ных территорий города, придавших его силуэтам индустриальный

об­лик. Город превратился в этот период в важнейший транспортный узел страны.

За Днем Победы наступило мирное тридцатилетие, в которое Но­восибирск стал

одним из крупнейших городов Советской страны, цент­ром сибирской науки,

культуры, экономики. Началась новая замеча­тельная эпоха в жизни города.

Но говоря о заслугах сибиряков в тылу нельзя забывать об их бесконечном

героизме на фронтах великой отечественной войны.

Наиболее глубоким проявлением беспредель­ной любви народов СССР к своей

социалистической Ро­дине, их тесной сплоченности вокруг Коммунистической

партии, беззаветной преданности идеям Великого Ок­тября и готовности грудью

встать на защиту его завое­ваний явилось движение добровольчества, охватившее

в годы Великой Отечественной войны миллионы совет­ских патриотов. Это

массовое всенародное движение — еще одно свидетельство справедливого

характера борь­бы, которую вел советский народ с немецко-фашистскими

захватчиками — наиболее агрессивной силой меж­дународного империализма.

Многомиллионный отряд добровольцев, влившийся в ряды Советских Вооруженных

Сил в годы Великой Отечественной войны,—это красноречивый историче­ский факт,

живое подтверждение ленинских слов о том, что «никогда не победят того

народа, в котором рабо­чие и крестьяне... отстаивают свою, Советскую власть—

власть трудящихся».

Добровольческое движение периода Великой Отече­ственной войны заслуживает

самостоятельного и глубо­кого исследования как ярчайшая страница героической

народной эпопеи. Изучение истории добровольчества — это вопрос изучения судеб

миллионов наиболее горячих патриотов Советской Родины. Важность этого вопроса

неоспорима. Его широкое освещение с успехом может быть использовано в военно-

патриотическом воспитании советской молодежи, в формировании высоких

мораль­но-политических качеств строителей коммунизма.

В изучении истории добровольчества и добровольче­ских формирований периода

Великой Отечественной войны сделано далеко не все. Между тем известно, что в

добровольческих формированиях и народном ополче­нии во время войны находилось

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты