каркасно-досочные конструкции и тесовые кровли с уклоном до 1/5, с внешним
водостоком. Деревянные покрытия устраивали также и с внутренними водостоками.
Для не основных производств при нешироких корпусах применялись даже
глино-соломенные кровли. Допускалось употребление круглого леса на открытые
стропила для пролетов 15 м, деревянных соединений в сегментных фермах покрытий
и в так называемых гвоздевых балках. Вместо асфальтовых, метлахских и цементных
полов в новых промышленных зданиях устраивали глинобетонные и глинобитные полы
в горячих цехах и деревянные в механических.
Промышленное строительство военного времени в Сибири и на Урале, несмотря на
ряд недостатков (слабая индустриализация и механизация строительных
процессов и др.), по его значимости и удельному весу, технической
оснащенности и применяемой твердой системе проектирования являлось ведущим.
Оно дало много нового, что было учтено и использовано как в текущем, так и в
восстановительном строительстве в освобожденных от врага районах страны.
В жилищном строительстве все обстояло значительно сложнее. Требование
быстрого расширения жилого фонда в сибирских городах привело к упрощенному
строительству землянок, полуземлянок, бараков, мелких индивидуальных домов,
приспособлению под жилье подвальных и хозяйственных помещений.
Нового каменного строительства со второй половины 1941 г. не велось,
заканчивались лишь начатые до войны здания. К концу 1942г. в городе оставались
незаконченными каменные дома, начатые до войны, с общей жилой площадью в 50
тыс. м2. Но уже в 1942 г. наметился переход к более «культурным»
видам упрощенных некапитальных жилых построек. Землянок и полуземлянок уже не
строили. Наибольший процент застройки в 1942 г. приходится на деревянное
-брусчатое и рубленое двухэтажное (23%) и каркасно-засыпное барачное и
квартирное одноэтажное строительство (47%). 20% жилой площади из всей
введенной в строй было получено за счет приспособления чердачных пространств
существующих жилых домов. Реконструкция чердачного пространства (при высоких
сибирских крышах), учитывая наличие крыши, основания для пола и подготовленных
коммуникаций—отопления, воды, канализации и электричества, сводилась к обшивке
стен и потолков, утеплению их, настилке полов, установке окон, дверей,
переносных плит и других нагревательных приборов. Осенью 1941 г., находясь в
критическом положении с распределением новых кадров рабочих, руководство
остановилось на этом способе расширения жилой площади рабочего района как самом
эффективном и целесообразном. Широкое использование его в существующих и
строящихся домах дало большую экономию времени и средств. В короткий период
четырех месяцев (сентябрь—декабрь) были приспособлены чердаки свыше 140
существующих деревянных и каменных домов с высокими тесовыми и этернитовыми
крышами, что дало 50 000 м2 сухой и теплой жилой площади.
В то же время все новые дома начали строить также с использованием
чердачного пространства, получая большой экономический и производственный
эффект.
Временное и некапитальное одноэтажное строительство сильно искажало исходные
предпосылки в генеральном плане города. Приходилось размещать на территории
основной каменной застройки города временную и индивидуальную застройку,
проектировать мелкие кварталы размером до 4—7 га при квартирной застройке и до
2—3 га при барачной застройке, с расчетной плотностью 150 человек на га в
первом случае и 200—250 человек на га во втором. Рекомендовалась периметральная
обстройка с расчленением участков кварталов на небольшие замкнутые зоны
(учитывая сильные ветры в городе). Для застройки усадебного типа отводились
участки площадью в 400 м2. Уже в начале войны стала ясна
необходимость переработки генерального плана города в связи с его быстрым
промышленным развитием и стремительным ростом населения.
Еще в 1938 г. проводилось уточнение генерального плана Новосибирска
авторским коллективом «Гипрогора» в составе архитекторов Д. М. Пиллера, И. И.
Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф. Якусевича. Город проектировался с
расчетной численностью населения в 650 тыс. человек. Но в 1941 г. профессор
В. А. Витман корректировал генеральный план уже в расчете на 950 тыс.
человек. При снижении этажности застройки и увеличении численности населения
в генплане потребовались новые территории для расселения. В связи с этим
предполагался территориальный рост города на правом берегу в северном,
восточном и юго-восточном направлениях. В плане на левобережье возникает
Южный жилой комплекс. Основой структурной композиции генерального плана В. А.
Витман принял радиальные магистрали, исходящие из центров право- и
левобережья, с введением продольных магистралей для длинных частей города.
План В. А. Витмана был слабо разработан в деталях и представлялся лишь
формальной схемой, плохо привязанной к реальному рельефу, без проработки
инженерных вопросов подготовки территорий к строительству.
В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора» под руководством архитектора А. М.
Синявера перерабатывает генеральный план города. В нем увеличивается процент
малоэтажной жилой застройки, исходя из реальных перспектив развития города и
предыдущего опыта. Такие установки сильно изменили структуру застройки и ее
плотность в генеральном плане. Сложившееся размещение промышленных
предприятий в годы войны и отведенные территории для перспективного
строительства заводов определили и новые территории для жилищно-
коммунального строительства. Однако и этот генеральный план не оказал
определяющего влияния на застройку города. Работа над планировкой города
продолжалась, и окончательный вариант генерального плана был подготовлен к
1952 г.
В военные годы велись благоустроительные работы по городу. Строились
водопроводы в Кировском и Заельцовском районах. 18 сентября 1941 г.
завершилось строительство наплавного моста через Обь. Несмотря на трудности
военного времени, строились здания учреждений культуры и науки.
Новосибирск в годы войны принял и сохранил много ценностей национальной
культуры. Здесь жили и работали видные деятели искусства и целые творческие
коллективы.
3 сентября 1941 г. в Новосибирск прибыл Ленинградский Академический театр
им. А. С. Пушкина, работавший в городе до 4 июля 1944 г. Город принял
Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Минские драматический и
еврейский театры, украинский театр им. Коцюбинского (Киев). Театры и
филармония разместились в зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и клуба
Совторгслужащих.
В 1944 г. закончилась реконструкция здания ТЮЗа (Дом Ленина) по проекту
архитектора В. М. Тейтеля. Сооружение утеряло монументальность и некоторую
образную символику, соответствующую его первоначальному назначению. Зданию
был придан «ампирный» характер:
колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профилей
капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тонким карнизом.
Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные
проемы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвертый этаж получил
менее дробные членения, его объем увенчала балюстрада с тумбами и обелисками
по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная
скульптура— лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более
приобрело в композиционной законченности и художественной целостности, но
утратило временную выразительность и образ здания-памятника, посвященного
конкретному событию (рис. 134).
В 1944 г. началось строительство зданий Западно-Сибирского филиала АН СССР.
8 февраля 1944 г. Президиум Академии наук СССР утвердил состав Президиума и
руководство филиала и институтов. Местом размещения основных институтов и
Президиума филиала был намечен Новосибирск. Новосибирский областной комитет
КПСС и общественные организации оказали большую помощь организации филиала.
Ему были предоставлены земельные участки для построек, ботанический сад,
областная химическая лаборатория и два трехэтажных здания в центральной
части города. Научные и административные учреждения рождающегося филиала
Академии наук СССР в период строительства должны были разместиться в одном из
этих зданий.
Первый секретарь обкома КПСС М. В. Кулагин поручил в октябре 1944 г. А. Д.
Крячкову и архитектору Н. Г. Васильеву—руководителю организуемого аппарата
«Академстройпроекта»—срочно начать работы по реконструкции отданного филиалу
здания типовой средней школы, построенной в 1937 г. (привязка и «оформление»
школьного здания были выполнены по проекту архитектора Ф. Ф. Барицкого).
Перестройку и приспособление внутреннего пространства существующего здания
для нужд филиала можно было сделать достаточно легко, так как коридорная
система школы с выделением зала, вестибюля и лестниц в отдельный блок не
противоречила новому назначению здания. Требовалось только изменить
положение внутренних перегородок, чтобы дать нужный размер помещениям, и
произвести заново их отделку, решив особенно парадно вестибюль, лестницу и
конференц-зал.
Центральный выступ главного фасада, имевший неприятные тяжелые пропорции,
был реконструирован в коринфский портик с фронтоном, украшенным барельефом,
и завершен ложным куполом красивой формы. Такое обогащение центрального
выступа оправдано, так как эта часть содержит главный вестибюль в первом и
конференц-зал в два света во втором этаже.
Крылья корпуса оформлены скромно, с тонким вкусом. Автор хорошо использует
цветовые сочетания штукатурки (с мраморной крошкой в два оттенка песчаного
цвета) с белыми нишами и балюстрадами у окон второго этажа и белым
барельефом на фронтоне.
Стены здания обработаны рустом. Узкие боковые фасады также обогащены четырьмя
трех четвертными колоннами с аттиками.
Скульптурные работы в поле фронтона и панно-барельеф над входом были
выполнены по рисункам А. Д. Крячкова скульптором В. Ф. Штейн и мастером-
скульптором Ковшовым. В целом получилось здание, выполненное с большой
профессиональной культурой, одно из лучших в Новосибирске с точки зрения
применения и использования ордера как в целом, в пропорциях, так и в его
деталях. Образ здания перекликался с традиционными формами старых русских
научных учреждений Москвы и Петербурга, таких, как Академия наук,
Университет и т. д. А. Д. Крячков писал впоследствии, что «в основу
архитектуры реконструируемого здания был положен русский (Ленинградский)
классицизм». Строительство было окончено в 1947 г. Так появилось в
Новосибирске первое здание Академии наук СССР (рис. 135).
Героическим трудом в тылу новосибирцы вместе со всем советским народом
приближали радостный День Победы. Несмотря на огромные трудности и лишения,
город шел к победе, полный оптимизма и планов на мирное будущее. Крепла его
индустрия, наука получила значительную базу, развивалась культура города.
С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в
свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-
Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и
Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.
С. Пушкина, музеев Новгорода,
Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо,
которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи).
Все было бережно сохранено, и в 1944 г.., . культурные ценности стали
возвращаться в свои города.
Еще в самые тяжелые дни войны с фашизмом, осенью 1942 г., во время боев на
Волге и на Кавказе, правительство решает завершить сооружение театра оперы и
балета в Новосибирске и Совнарком включает это строительство в число
первоочередных.
К началу войны не была окончена постройкой сценическая часть театра, левое крыло
было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены,
площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все
энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не
хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но
новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные
строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г.
правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их
годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского
государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло
театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на
деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в
середине 50-х гг.).
Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом-ротондой,
имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную
ротонду—Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного
потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала
ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра,
сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный
бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые
античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали
праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки,
сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой
облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но
профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его
интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придают ему своеобразие
и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их
гордостью.
14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске
хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр
филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой
М. И. Глинки «Иван Сусанин» в оформлении народного художника РСФСР К. Юона.
Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре
Сибири» в Новосибирске. Газета «Правда» 13 мая 1945 г. писала: .«Открытие
театра превратилось в радостный праздник трудящихся всей Сибири. Для участия
в этом торжестве прибыли представители общественных организаций Иркутска,
Барнаула, Кемерово, Омска и других городов».
Крупнейшее сооружение города, уникальное по конструкции своего купола,
находящееся в центре города и активно формирующее его правобережный силуэт,
вместившее в себя центр музыкальной культуры Сибири,—здание Государственного
академического театра оперы и балета стало архитектурным символом
Новосибирска.
Новосибирск со времени основания и до Дня Победы советского народа над
фашистской Германией прожил бурный и яркий период развития. Он сбросил с себя
купеческо-мещанский облик первых дореволюционных десятилетий и с 20-х годов
стал развиваться как индустриальный центр социалистической Сибири. В 30-е
годы сформировалась его градостроительная основа. Закрепились капитальной
застройкой главные магистрали центральной части города, сложился центр из
двух площадей—им. В. И. Ленина и Я. М. Свердлова—и соединяющей их части
Красного проспекта. Почти в 10 раз расширилась его территория по сравнению с
дореволюционной. Реконструкция центральной части города происходит на основе
той градостроительной ситуации, которая закрепилась в 30-е годы.
Градостроительные идеи первоначальных генеральных планов города развиваются
в современной строительной практике и в концепциях новых генеральных планов
Новосибирска.
Многие здания и сооружения 20-х и 30-х годов сформировали на десятки лет
архитектурный образ города и еще длительное время будут в значительной мере
определять облик центральной части Новосибирска. Крупнейшие из этих
сооружений—театр оперы и балета, вокзал, облисполком, 100-квартирный дом и
ряд других—получили известность по всей стране, их возведение ознаменовало
целую архитектурно-строительную эпоху в градостроительстве Сибири.
Возведенные заводы и энергетические здания положили начало формированию
промышленных территорий города, придавших его силуэтам индустриальный
облик. Город превратился в этот период в важнейший транспортный узел страны.
За Днем Победы наступило мирное тридцатилетие, в которое Новосибирск стал
одним из крупнейших городов Советской страны, центром сибирской науки,
культуры, экономики. Началась новая замечательная эпоха в жизни города.
Но говоря о заслугах сибиряков в тылу нельзя забывать об их бесконечном
героизме на фронтах великой отечественной войны.
Наиболее глубоким проявлением беспредельной любви народов СССР к своей
социалистической Родине, их тесной сплоченности вокруг Коммунистической
партии, беззаветной преданности идеям Великого Октября и готовности грудью
встать на защиту его завоеваний явилось движение добровольчества, охватившее
в годы Великой Отечественной войны миллионы советских патриотов. Это
массовое всенародное движение — еще одно свидетельство справедливого
характера борьбы, которую вел советский народ с немецко-фашистскими
захватчиками — наиболее агрессивной силой международного империализма.
Многомиллионный отряд добровольцев, влившийся в ряды Советских Вооруженных
Сил в годы Великой Отечественной войны,—это красноречивый исторический факт,
живое подтверждение ленинских слов о том, что «никогда не победят того
народа, в котором рабочие и крестьяне... отстаивают свою, Советскую власть—
власть трудящихся».
Добровольческое движение периода Великой Отечественной войны заслуживает
самостоятельного и глубокого исследования как ярчайшая страница героической
народной эпопеи. Изучение истории добровольчества — это вопрос изучения судеб
миллионов наиболее горячих патриотов Советской Родины. Важность этого вопроса
неоспорима. Его широкое освещение с успехом может быть использовано в военно-
патриотическом воспитании советской молодежи, в формировании высоких
морально-политических качеств строителей коммунизма.
В изучении истории добровольчества и добровольческих формирований периода
Великой Отечественной войны сделано далеко не все. Между тем известно, что в
добровольческих формированиях и народном ополчении во время войны находилось